УДК 629.7:621.396
МЕТОД ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
А.И. ЛОГВИН, А.В. ЕРЁМИН
Рассматривается метод логического анализа при проведении технического обслуживания РЭО с точки зрения возникновения функциональных отказов.
Метод логического анализа при проведении технического обслуживания (ТО) радиоэлектронного оборудования (РЭО) предполагает оценку технического состояния (ТС) РЭО с целью принятия определенных решений. Построение логического анализа должно быть таковым, чтобы пользователь начинал схему анализа сверху и, отвечая на вопросы «Да» или «Нет», формировал дальнейшее направление анализа. При этом логическая схема может иметь два уровня, первый из которых связан с оценкой каждого функционального отказа (ФО) с точки зрения последствий, т.е. влияния на безопасность полетов или других последствий. Второй уровень подразумевает выяснение причин возникновения ФО. Здесь более подробно рассмотрим первый уровень логического анализа.
Важно отметить, что уровень 1 требует оценки каждого из ФО в целях определения для него единственной категории последствий. Возможно, что в результате соответствующего ФО возникает целый ряд категорий последствий. Но предлагаемая логическая схема требует именно выделения единственной категории последствий. Это делается с целью ранжирования последствий ФО, чтобы на основе проведенной ранжировки выбрать тот или иной вид ТО, его объем и периодичность. Например, ФО может влиять на снижение уровня безопасности полетов, но не требует прекращения выполнения полетов. С другой стороны, возможно ФО влияет на уровень безопасности полетов и одновременно требует прекращения выполнения полетов. В этой ситуации в качестве последствия ФО выбирается прекращение выполнения полетов, хотя в данной ситуации имеется и еще одна категория последствий - экономическая. Это важная категория, но менее значимая, чем прекращение выполнения полетов. Процесс формирования первого уровня логической схемы принятия решений показан в виде условного алгоритма на рисунке. Из рисунка достаточно хорошо видно, как формируется первый уровень логического анализа и осуществляется переход ко второму уровню логического анализа.
Допустим в качестве изделия РЭО рассматривается радиосвязная станция ОВЧ диапазона. Проводится оценка её ТС и, если изделие работоспособно, то продолжается его эксплуатация. В случае наступления ФО, что может выражаться в потери радиосвязи, определяемой как особый случай в полете, может потребовать прекращение выполнения полета, то данному отказу присваиваем именно эту категорию последствий, как наиболее значимую, хотя понятно, что такой ФО вызывает и снижение уровня безопасности полетов и экономические последствия.
В то же время отказы других видов РЭО могут, например, вызывать только экономические последствия, например, отказы радионавигационного оборудования с точки зрения выполнения плана полёта и т. д.
Полученная оценка категории последствий ФО и является окончанием 1-го уровня логического анализа, после которого необходимо переходить ко 2-му этапу (уровню), т.е. к выявлению причин возникновения ФО. Окончанием логического анализа будет выбор определённых видов работ по ТО анализированного изделия.
Таким образом, главным итогом первого уровня логического анализа является выбор одного единственного результата последствий ФО, причем наиболее значимого среди остальных
возможных последствий. Это позволяет ранжировать по степени важности ФО различных радиоэлектронных систем и, соответственно, переходить ко второму уровню логического анализа, который будет определять перечень мероприятий по техническому обслуживанию в зависимости от степени важности того или иного ФО по уровню его последствий.
Изделие РЭО
НЕТ
Рисунок. Формирование первого уровня логической схемы принятия решений
ЛИТЕРАТУРА
1. Циркуляр №121 - 22А «Процедура организации экспертизы технического обслуживания», БАЛ, 2003. ША.
METHOD LOGIC ANALYSIS FOR MAINTENANCE OF RADIOELECTRONIC EGUIPMENT
Logvin A.I., Eremin A.V.
The method logic analysis for maintenance of radioelectronic equipment from point of viev appearance functional refusal are considered.
Сведения об авторах
Логвин Александр Иванович, 1944 г.р., окончил Киевский государственный университет (1966), академик Российской Академии транспорта, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой МГТУ ГА, автор более 430 научных работ, область научных интересов - радиолокация, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования, управление воздушным движением.
Ерёмин Алексей Вадимович, 1980 г.р., окончил МГТУ ГА (2003), ведущий специалист ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», автор 2 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования.