Ivanova Olga Ernstovna, Tochilkina Tatyana Grigoryevna METHOD OF CRITICAL THINKING AS A MEAN ...
pedagogical sciences
УДК 37.372.881.111.1
МЕТОД КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© 2017
Иванова Ольга Эрнстовна, доктор философских наук, профессор кафедры экономики, управления и права
Точилкина Татьяна Григорьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры подготовки педагогов
профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: tochilkinet@mail.ru)
Аннотация. Умение взаимодействовать на иностранном языке предполагает овладение рядом компетенций, которые в совокупности составляют иноязычную коммуникативную компетенцию (ИКК). Языковая, речевая, социокультурная компетенции являются основополагающими в ИКК. Процесс формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов заочного обучения неязыковых факультетов имеет свои особенности: разная языковая подготовка по английскому языку, ограниченная во времени аудиторная нагрузка в сессионный период, расширение содержание образования как обучение межкультурному общению, отсутствие языковой среды. Формировать языковую, речевую, социокультурную составляющие иноязычной коммуникативной компетенции помогают современные педагогические приемы, методы и технологии - средства организации активного обучения. В данной статье рассматривается метод критического мышления, используемый при работе с текстом на занятиях по английскому языку. Текст, на основе которого строится сообщение в устной или письменной формах, выступает содержательной опорой и является образцом для вторичного текста. Метод критического мышления способствует определению принимаемых действий, пониманию контекста, активизации и обогащению лексического состава, развитию речи (выбирать необходимую языковую форму и способ выражения своих мыслей), знанию и описыва-нию фактов культур, иноязычной и родной, на иностранном языке.
Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, проблема, текст, критическое мышление, педагогическая практика, активные методы обучения, инсёрт, кластер, синквейн.
METHOD OF CRITICAL THINKING AS A MEAN OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS
© 2017
Ivanova Olga Ernstovna, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Economics, management and law Tochilkina Tatyana Grigoryevna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Vocational Training and Subject Techniques South Ural State University of Humanities and Education, (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: tochilkinet@mail.ru)
Abstract. The ability to interact in a foreign language involves mastering a number of competencies, which together constitute another language communicative competence (ALCC). Language, speech, sociocultural competences are fundamental in the ALCC. The process of forming foreign-language communicative competence for non-language students in distance learning has its own peculiarities: different language training in English, limited-time classroom workload during the sessional period, the expansion of the content of education as learning intercultural communication, lack of a language environment. The modern pedagogical methods, technologies - the means of organizing active learning - help to form the linguistic, speech, sociocultural components of another language communicative competence. This article discusses the method of critical thinking used when working with text on English lessons. The text, on the basis of which the message is built in oral or written forms, is as a substantial support and is a model for the secondary text. The method of critical thinking helps to determine the actions taken, to understand the context, to activate and enrich the lexical composition, to develop speech (to choose the necessary language form and the way of expressing one's thoughts), to know and describe the facts of cultures that are foreign and native, in a foreign language.
Keywords: competence, communicative competence, foreign communicative competence, training, problem, text, critical thinking, pedagogical practice, active teaching methods, insert, cluster, synkvein.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся связано с преодолением существующего противоречия: уровень профессиональных компетенций выпускников неязыковых факультетов педагогического ВУЗа значительно опережает уровень их языковой подготовки. Отсюда вытекает проблема: преодоление дисбаланс в уровне специальных компетенций выпускников ВУЗа с их недостаточной компетентностью в области иностранных языков и поиск методов и приемов, способствующих ее решению. Критическое мышление, настраивающее на выявление корней проблем и разумное решение проблемы, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, что в первую очередь, проявляется в анализе и интерпретации первичного источника, высказывании аргументированного суждении. В широком смысле, качество мышления определяет качество действий обучающихся как будущих специалистов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Иноязычная
коммуникативная компетенция, ее понятие, содержание, формирование, рассмотрены во многих работах российских исследователей (Н.И. Алмазова, И.Л. Бим, А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Т.П. Попова, В.В. Сафонова, и др.) [1-7].
К исследованиям и культивированию критического мышления как мышления, воплощающего интеллектуальную эмпатию, интеллектуальное смирение, интеллектуальную настойчивость, интеллектуальную целостность и интеллектуальную ответственность и содействующему таким образом изменениям в образовании обращаются основатели и сторонники Фонда критического мышления [8].
Однако, несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость выполненных исследований, преподаватели-практики испытывают значительные трудности в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов, но особенно студентов заочной формы обучения. Студенты испытывают затруднения в умении связно и логично взаимодействовать на иностранном языке.
Формирование целей статьи (постановка задания). Иноязычная атмосфера создается искусственно в отсутствии языкового окружения, когда все вокруг говорят на
педагогические науки
Иванова Ольга Эрнстовна, Точилкина Татьяна Григорьевна МЕТОД КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ...
родном языке. Иноязычный текст становится опорой в процессе овладения иностранным языком, речевая деятельность строится на основе текста-образца. В данной статье представлены приемы работы с текстом по формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся посредством метода критического мышления.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Функциональная значимость иностранного языка в современном мире возрастает. Требования ФГОС, предъявляемые к обучающимся, заключаются в «способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [9]. Взаимодействовать - означает «коммуникативно приемлемо и целесообразно варьировать свое речевое поведение» [10] в зависимости от ситуации общения: ситуации общения не только социокультурного характера, но и в своей будущей профессиональной деятельности.
Эффективность разработанных методов и приемов обучения определяется интересом и мотивом обучающихся. «Учитель», беседуя с «учеником», организует коммуникативный запуск критического и творческого мышления: стимулирует проявление любознательности, выработку собственного суждения, логически обоснованного, верифицируемого, нестандартного по отношению к предшествующему личному опыту собеседника. Это позволяет «подняться» над проблемой, подходя к ее решению осмысленно и релевантно поставленным целям [11].
В основополагающем исследовании критического мышления и образования в 1941 году Э. Глейзер определяет критическое мышление «как способность - мыслить критически, включающая в себя три вещи: (1) отношение к умению мыслить продуманным образом проблемы и предметы, которые входят в диапазон своих переживаний, (2) знание методов логического исследования и рассуждения и (3) умение применять эти методы [12]. Согласно заявлению М. Скривена и Р. Пола, представленному на 8-й ежегодной Международной конференции по критическому мышлению и реформе образования летом 1987 года, критическое мышление является интеллектуально дисциплинированным процессом активной и умелой концептуализации, применения, анализа, обобщения и / или оценки информации, собранной или созданной наблюдением, опытом, размышлениями, рассуждениями или коммуникациями, в качестве руководства к убеждениям и действиям. В своей образцовой форме он основан на универсальных интеллектуальных ценностях, которые превосходят разделение предметов: ясность, точность, последовательность, актуальность, обоснованные доказательства, веские причины, глубину, широту и справедливость [13]. В этой связи следует учитывать, что сцепка «проблема - критическое мышление» является принципиальной [11, с. 110].Метод критического мышления в философии был адаптирован к педагогике. 80-е годы ХХ века в американской образовательной практике стали временем активного внедрения критического мышления в учебные планы учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Данный процесс к концу десятилетия набрал заметную динамику [14]. В 1990-х годах американскими преподавателями (Дженни Д. Стилл., Кертис С.Мередит, Чарлз Темпл и Скотт Уолтер) продвигалась педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)/ (INSERT - Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking). В России данная технология запущена в 1996 году, став частью международной образовательной программы «Чтение и письмо для развития критического мышления». Разработаны приемы работы [15].
В обычных условиях отсутствия языкового окружения, когда все вокруг говорят на родном языке, есте-
ственная «языковая атмосфера» создается искусственно. Студенты испытывают затруднения в умении связно и логично говорить на иностранном языке. Единственным ее генератором и опорой становится иноязычный текст. Г.В. Глухов называет это умение «текстуальной грамотностью, которая предполагает умение создать устный или письменный монологический текст на иностранном языке» [16]. Подавляющая часть речевой деятельности в процессе овладения иностранным языком строится на основе текста-образца, «поскольку текст несет некий определенный смысл, то он изначально коммуникативен, поэтому текст представляется как единица коммуникативная» [17].
Для работы с текстом нами используются приёмы метода критического мышления. Приём «Инсёрт», как и традиционная форма работы с текстом, включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. В традиционной методике обучения иностранному языку - дотекстовый этап, этап работы над текстом и послетекстовый этап и соответствующие приемы: прочти заголовок и скажи о чем будет текст, утверждение верное или неверное, соотнеси, расположи события по порядку, ответьте на вопросы и др.. Прием «инсёрт» направлен на выявление сторон обсуждаемого объекта, выделение главного в изучаемом материале, обобщение знаний; мобилизует речемыслительную активность студентов.
Рассмотрим применение данного приема на примере текста «The Notting Hill Carnival» [18] по теме «Parties and celebration».
Первый этап работы - вызов.
1. Картинка карнавала. Обсуждаем, что изображено.
Ответы студентов: festival, carnival, holiday.
What's the purpose of an event?
Ответы студентов: to spend time well, keeping up the tradition, habit.
Where does it take place?
Ответы студентов: Brazil, Rio de Janeiro, in Africa.
Ответы студентов обсуждаем в группе.
2. Называю - this carnival is The Notting Hill Carnival. Продолжаем анализировать предположения.
3. Теперь, когда название карнавала известно, каждый сам в течение двух-трех минут думает и пишет в своей тетради все, что всплывёт в памяти, когда звучит «The Notting Hill Carnival». (Данный прием - «Мозговая атака» или «Мозговой штурм»). Каждый думает про себя, затем делится с группой.
4. Все сведения объединяем и записываем на доске, а студенты у себя в тетрадях.
5. Структурируем наши общие представления о карнавале:
1) пишем тему (это может быть слово или фраза) в центре доски/тетради. Наша тема «The Notting Hill Carnival»;
2) у темы появляются подтемы, которые мы изображаем графически, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Кластер темы «Carnival»
Информация разбилась на блоки - кластеры и является «способом графической организации материала, позволяющим сделать наглядными мыслительные процессы» [19, с.5].
6. Представляем блоки - кластеры.
7. Даю утверждения о The Notting Hill Carnival, кото-
Ivanova Olga Ernstovna, Tochilkina Tatyana Grigoryevna pedagogical
METHOD OF CRITICAL THINKING AS A MEAN ... sciences
рые обсуждаются в группах.
Свою оценку студенты строят на имеющихся у них представлениях о The Notting Hill Carnival, поставив значки напротив предложений: + правда; - неправда; ?
- не уверен.
Carnivals differ from festivals.
Carnivals are usually celebrated before Easter.
There are carnivals in the USA, in the Caribbean and throughout Europe.
The Notting Hill area is in London.
8. На доске заполняем таблицу полученных результатов для всех групп.
Второй этап работы над текстом - осмысление.
9. Затем студенты читают предложенный текст о The Notting Hill Carnival и выполняют задание: по ходу чтения проставляют карандашом значки на полях.
Значок «!» - это я знал; «+» - новая информация; «-»
- противоречит моим представлениям; «?» - информация непонятна или недостаточна.
10. Закончив читать, студенты рисуют и заполняют «Маркировочную таблицу» [15], в каждую колонку которой вносят, хотя бы, одну запись.
Пример, что получилось у студентов по итогу работы над текстом, представлен в таблице 1(стиль авторов сохранен).
Таблица 1 - Результат работы студентов над текстом
№ Information you know New information Disagree; contradiction Questions1' Unclear pointsrequiring clarification
St.l The biggest and famous carnival in the world is thecamivalin Rio de Janeiro, Brazil. Ihe Notting Hill Carnival is the secondbiggest carnivalandit is in London. The phrase" came levare" means "to take Difference between carnival and festival.
St 2 Carnival in Rio de Janeiro. People came fromthe C aribb ean in London and organized c amival. С amival in February Mean "Carnival"
St.3 Many countries and Camivalsbefore Easter Carnival as religious Why the Notting Hill carnival?
Третий этап работы - размышление.
11. Студенты делятся впечатлением о прочитанном.
12. Обсуждаем, каких значков было больше, работаем со значками, которыми отмечена информация «Disagree, contradiction», «Questions/ Unclear points requiring clarification».
13. Возвращаемся к кластеру и работаем с ним:
- выделяем ту информацию, которая подтвердилась,
- зачеркнем информацию, которая оказалась неверной,
- вносим дополнения в блоки идей и новые блоки. Изменения, которые нами внесены: tradition вместо entertainment, costume вместо dress и добавили блок dancing, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. - Кластер темы «Carnival»
14. Обобщающий момент нашего занятия - синк-вейн. Стихотворение состоит из пяти строк: на первой - само понятие, на второй - два прилагательных, на третьей - три глагола, на четвертой - фразу из четырех слов, включающую личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, которое дано в название данного стихотворения, на пятой - слово, которое имеет сходное значение с первой строкой.
Примеры, которые получились:
1.The Notting Hill Carnival
Fantastic, exciting_
Comes, lasts, celebrates
Largest noisy street festival
Event.
2. The Notting Hill Carnival
Great, beautiful
Takes place, sings, dances
For every one free
Tradition.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, работа с применением приемов метода критического мышления, уже в период первой установочной сессии обнаруживает проявление интереса к выполнению заданий; способствует повышению мотивации учения в целом: преодолевается неуверенность в своих возможностях. Данные приемы развивают специальный навык: «обдумывать вещь, размышлять - значит искать добавочные данные, новые факты, которые разовьют мысль ... или подтвердят ее, или сделают очевидной ее нелепость и неприложимость» [20, с.12], что, в конечном итоге, формирует иноязычную коммуникативную компетенцию -языковую, речевую и социокультурную.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алмазова Н.И. Межкультурная компетентность: дискурсивно-ориентированный подход к дидактическим проблемам / Н.И. Алмазова // Текст - Дискурс -Стиль коммуникации в экономике: Сб. научн. ст. СПб. 2003 - С 7-12.
2. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов под ред. А.В. Хуторского. - М., 2007. - С. 156 - 163.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М. Логос, 2011, 336 с.
4. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // ИЯШ №2, 1985, С. 17-23.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 - 48 с.
6. Попова Т.П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов заочного отделения языкового вуза: монография / Т.П. Попова; Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского - Н.Новгород, 2013. -186 с.
7. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М.: Еврошкола, 2004.
8. Critical Thinking: Basic Questions & Answers. URL: http://www.criticalthinking.org/pages/critical-thinking-ba-sic-questions-amp-answers/409.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата). Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 http:// fgosvo.ru/news.
10. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж : Истоки, 1996, 238 с.
11. Иванова О.Э., Точилкина Т.Г. Сократический диалог как обучение совместному решению проблем// Азимут научных исследований: педагогика и психология, Т.6, №3(20),2017,С. 108-111.
12. Glaser E.M. An Experiment in the Development of Critical Thinking.Teachers College, Columbia University, 1941.
13. Defining Critical Thinking. http://www.criticalthink-ing.org/pages/defining-critical-thinking/766.
14. Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе для целей образовательного анализа, оценки и обучения (Дельфи-доклад). URL: http://evolkov.net/
педагогические науки
critic.think/basics/delphi.report.html.
15. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». - Нижний Новгород, 2007, 182 с.
16. Глухов Г.В. Теория и методика проектирования содержания германских языков в системе высшего профессионального образования / Г.В. Глухов: дис. ... д-ра пед. наук: Тольятти, 2000. - 438с.
17. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. -М.: Логос, 2003. - 280с.
18. Whitney N., Driscoll L., Quintana J. Oxford Team, Workbook 3, 2016.- 95 p.
19. Алексеева Т.Е. Метод кластера как способ развития критического мышления при обучении профессионально-ориентированному английскому языку / Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в высшей школе. Материалы межрегионального научно-практического семинара с международным участием. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. С. 4-8.
20. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997.
Статья поступила в редакцию 07.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
Иванова Ольга Эрнстовна, Точилкина Татьяна Григорьевна МЕТОД КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ...