Вестник КазНМУ, №1-2015
УДК 616.43/.45:378.129
М.Г. ЖУМАТОВА, Н.А. МЫРЗАБАЕВА, А.К. КАЙЫРБЕКОВ
КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, г. Алмат ы кафедра клинической фармакологии
МЕТОД КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Для улучшения качества подготовки студентов в медицинских вузах необходимо использование инновационных методов преподавания. В статье подчеркивается важное значение метода кейс-стади в обучении студентов. Ключевые слова: кейс-стади, интерактивные методы обучения, развивающее обучение.
Важнейшей целью обучения в медицинских высших учебных заведениях является не только познание человека, лечение его болезней, но и воспитание самостоятельно и творчески мыслящего врача, способного решать современные задачи медицины. Эта цель диктуется задачами по созданию единого образовательного Европейского пространства в сфере высшего образования (ЕПВО), истоки которых мы находим в подписании декларации в 1999 г. в Болонье (Италия), где были сфокусированы основные цели к единению национальных образовательных систем, достижению сопоставимости высшего образования всех стран, участвующих в Болонском процессе.
Практика показала, что обучение в медицинских вузах должно носить характер развивающего. Методы его должны быть направлены на эффективность усвоения знаний, приближения теоретических знаний к практической деятельности.
Перед преподавателями различных кафедр медицинских вузов стоит важная задача повышения качества медицинского образования. Их реализация требует новых подходов и современных технологий обучения студентов-медиков, внедрение в учебный процесс интерактивных методов преподавания. Значимым фактором в оценке качества профессионального образования является возможность будущего специалиста трудоустроиться, быть конкурентоспособным и уметь видеть перспективы карьерного роста. Современному врачу необходимо быть не только грамотным, но и аналитически мыслить и творчески решать проблемы медицины. В связи с этим возникает необходимость новых моделей образования, нацеленных прежде всего, для создания приоритетов непрерывного образования в течении всей жизни, для успешной адаптации к рыночной экономике сегодняшнего дня. Интерактивные методы обучения очень разнообразны и каждый из них обладает своими преимуществами и особенностями. Среди интерактивных технологий обучения наиболее известны такие как: творческие задания, работа в малых группах, работа в парах, ролевые игры, образовательные игры, кейс-стади, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, проблемная учеба (например, мозговой штурм), развитие критического мышления через чтение и письмо, технология «Портфолио». Применение такого системного подхода к учебному процессу в подготовке студентов помогает развитию клинического, критического и аналитического мышления будущих врачей.
На кафедре эндокринологии КазНМУим. С.Д. Асфендиярова используются все возможности интерактивных методов преподавания, каждый из них в большей или меньшей степени. Одним из интересных для студентов и преподавателей является кейс-стади - метод, основанный на разборе практических клинических ситуаций. Возникший в начале XX века в Гарвардском университете, этот метод шагнул далеко за пределы своего университета и стал важным фактором в развитии развивающего обучения. Акцент на развивающее образование при применении кейс-стади представляется в том, что одна и та же клиническая ситуация или клинический пример подхода к лечению больного может иметь значительно больше решений, чем это кажется на первый взгляд. Разнообразный и
захватывающий поиск этих решений и ответы на них возникают в ходе дискуссий между студентами совместно с преподавателями. В ходе дискуссий развивается умение студентов отстаивать свои решения, импровизировать, слушать и слышать друг друга, вести дискуссионную борьбу с оппонентами за поиск правильных решений. Учебно-методические материалы в отечественной литературе, также как и в западной публикуются нечасто. По всей видимости, каждый представленный для разбора кейс-стади случай имеет свою оригинальность, «изюминку» и является своеобразным ноу-хау данного учебной дисциплины в вузе.
На кафедре клинической фармакологии кейс-стади используется в следующих вариантах. Это:
A) непосредственно сам текст кейс-стади - клинический случай из практики преподавателя, изложенный четко, последовательно, в то же время кратко. Этот случай высвечивает различные детали, которые могут помочь в решении различные медицинские проблемы.
Б) - приложения к нему в виде подборки различных подтверждающих документов, например: общих и биохимических анализов, гормональных показателей, ЭКГ, результатов различных тестов (аллергологических тестов, тест на толерантность к глюкозе, дексаметазоновый тест и др.), рентгеновских снимков, снимков МРТ или компьютерной томографии и др. Приложениями к кейс-стади по изучаемому предмету могут служить также фотографии больных до и после лечения, а также небольшие видеофильмы, ярко раскрывающие тему занятия. Иногда к приложения дополняются новыми ксерокопиями статей из отечественных, российский или европейских журналов на английском или русском языках, рассказывающие о новейших достижениях в сфере изучаемых заболеваний, или будущих перспектив развития самой клинической фармакологии для корректного лечения, а также методов диагностики с приведением фактов о распространенности побочных действий применяемых фармакологических препаратов.
Приложениями также могут служить и журнальные публикации самих преподавателей кафедры, посвященные теме занятия.
B) - возможное решение проблемы - заключение по кейс-стади, к которому пришли в ходе дискуссии студенты в группе. Метод кейс-стади - как метод анализа конкретных ситуаций требует энергичной дискуссии и возникшей в ходе нее практически единогласного вывода, поддержанного подавляющим большинством студентов.
Г) - это записи с изложением авторского подхода преподавателя к разбору кейса (заключение по кейсу). Все материалы кейс-стади предоставляются в письменном виде в определенном формате, который включает в себя:
1. Название кейс-стади на титульном листе с указанием авторов текста, года написания.
2. Суть информации, которая излагается как - бы по схеме истории болезни, где в начале выясняются данные о пациенте, в паспортной части отмечаются кроме имени, фамилии и возраста и пола, характер работы, район или адрес проживания.
3. При сборе анамнеза выясняются: время начала заболевания, его развитие, характер течения, периоды обострения и способы лечения, к которым прибегал
www.kaznmu.kz
Вестник КазНМУ, №1-2015
больной в поликлинике или в стационаре, а также указывается эффективность этих методов лечения. 4.Заключение по кейсу (возможное решение проблемы, последовавшие события) - это идеи и способы решения проблемы с изложением авторского подхода преподавателя к разбору кейса. Посредством кейс-стади преподаватель развивает свой педагогический потенциал, имеет возможность расти профессионально вместе со студентами,
быть приверженцами инновационных подходов в учебном процессе.
Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-стади завоевывает все большее признание со стороны как студентов, так и преподавателей. Кейс-стади способствует развитию нестандартного мышления, инициативности и более глубокому овладению практических навыков в медицине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Деркач А. М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий / / Среднее профессиональное образование. — 2010. — № 11. — С. 45-47.
2 Деркач А.М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования: автореф. дисс. ... канд. пед. - СПб.: 2012. - 26 с..
3 Михайличенко О.В. Методика преподавания общественных дисциплин в высшей школе: учебное пособие. - Сумы: СумДПУ, 2009. - 122 с.
М.Г. ЖУМАТОВА, Н.А. МЫРЗАБАЕВА, А.К. КАЙЫРБЕКОВ
СТУДЕНТТЕРД1 ОКЫТУДА К£ЛДАНАТЫН, КЕЙС-СТАДИ ЭД1С
tywh: медицина жегаргы оку сапалыгын жегарлату ушш, медициналы; вуздарда иновациялы; эдктерд колданылу аясыныц кендтмен толыктыцына мэц беру кажет. Бул макалада кейс-стади эдтане студенттерге бтм беру колданылу мацыздкш керсетшедь
ТYЙiндi сездер: кейс-стади эдк, иновациялы; о;ыту эдктеь дамытушi окыту.
M.G. ZHUMATOVA, N.A. MYRZABAEVA, A.K. KAIRBEKOV
CASE STUDY METHOD IN TEACHING STUDENTS AT THE UNIVERSITY
Resume: In order to improvethe quality in teachingof studentsin medical universities itsnessesery to use innovativeteaching methods.The articlehighlights the importance ofthe case - studymethodin teaching of students. Keywords:case studymethod, interactive teaching methods,developing training
УДК 61:378.14:65.9.21
М.Б. ЖАНГЕЛОВА, У.А.УСКЕНБАЕВА, Ш.Б. ЖАНГЕЛОВА
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д,Асфендиярова, г.Алматы, Казахстан
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В В ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ учреждениях образования
Медицинские образование являются инновационным и непрерывным в течение всей творческой жизни. Одним из современных технологий обучения в медицинских вузах является кейс-технология, которая является средством формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения. В статье изложены вопросы внедрения кейс-технологии обучения на цикле «Клиническая лабораторная диагностика» по теме «Общеклинические лабораторные исследования мочи». Дана характеристика содержания кейса, возможные клинические сценарии и алгоритм лабораторных исследований при гематурии. Представлен менеджмент для интернов, обучающихся по направлению «Терапия».
Ключевые слова: инновационные технологии, кейс-технология, познавательная деятельность, общеклинические лабораторные исследования мочи, гематурия истинная и ложная, искусство преподавания.
Как известно, качество медицинского образования - понятие многофакторное. Согласно современным требованиям, медицинское образование является инновационным и непрерывным в течение всей творческой жизни, сочетающим новые знания, практические навыки, систему моральных ценностей и исследовательскую работу. Казахстан в настоящее время интегрируется в мировое образовательное пространство через вхождение в глобальную сеть университетов и активное внедрение инновационных технологий в учебный процесс высших учебных заведений.
Современные образовательные технологии являются эффективными. Они дают возможность раскрыться созидательной, инновационной энергии каждого студента в процессе получения новых знаний и освоения практических навыков.
Постоянное увеличение в высших медицинских учреждениях образования объема учебного материала и дифференциация знаний привели к необходимости включать в содержание учебных дисциплин большой теоретический и практический материал. В этих условиях приобретает особую значимость интенсификация учебного
www.kaznmu.kz