УДК 74.01/.09
С.М. Михайлов, канд. архитектуры, проф.; М.И. Белов, асп., Казанский государственный архитектурностроительного университета, г. Казань, E-mail: souzd@mail.ru
МЕТОД «ФИРМЕННЫХ СТИЛЕЙ» В ДИЗАЙНЕ ПЕШЕХОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ КВАРТАЛА "НИКОЛАЙ-ФИРТЕЛЬ" В БЕРЛИНЕ)
В статье на примере исторического квартала "Николай-Фиртель" в центре Берлина рассматривается использование метода «фирменных стилей» в организации комфортной предметно-пространственной среды городского ансамбля.
Ключевые слова: фирменный стиль, проектный метод, дизайн городской среды, предметно-пространственная среда, пешеходная зона.
Широкомасштабное индустриальное строительство во второй половине ХХ века с использованием типовых проектов принесло с собой проблемы, связанные с индивидуальностью и художественной выразительностью архитектурной среды. Это коснулось не только вновь возводимых городских районов, но и исторических центров городов в процессе их послевоенного восстановления и реконструкции. Особо остро эти проблемы встали у нас в стране в условиях жесткого диктата строительной индустрии и плановой экономики, развернувшейся в 1960-е годы борьбой с «архитектурными излишествами».
В ответ на возникшие проблемы у нас в стране и за рубежом были развернуты научные исследования, экспериментальные проектные поиски, связанные с организацией городской среды, повышением ее выразительности, сохранением ценных историко-архитектурных качеств. В это время в архитектурной практике находит широкое распространение «сре-довой подход», в основе которого лежали принципы «архитектурной театрализации» и «сценарной организации городских пространств». Одним из ярких примеров концептуального средового проектирования стала Сенежская студия, работавшая в 1960-80-е гг. под руководством архитектора Е. Ро-зенблюма. Центральная учебно-экспериментальная студия художественного проектирования Союза Художников СССР, как официально именовалась Сенежская студия, на многие годы стала школой повышения квалификации и мастерства для многих художников страны. Почти половина дизайнеров, вошедших позже в Союз дизайнеров России, прошла, как отмечал известный искусствовед Н. Воронов, через Сенежскую студию [1, с. 342].
В зарубежной и, в первую очередь, западной практике, основанной на принципах прагматизма и рационализма, в организации предметно-пространственной среды города основной упор делался не столько на художественное проектирование с его арсеналом средств монументальнодекоративного и декоративно-прикладного искусства, сколько на дизайн, как более рациональное и эффективное (менее затратное) средство, наиболее отвечающее духу времени, тенденциям нового предметного формообразования. К тому же индустрия промышленного дизайна за рубежом находилась на более высоком уровне развития и была, в целом, подготовлена к широкомасштабному решению задач, связанных с организацией предметно-пространственной среды города.
Определенную роль здесь играли и сложившиеся архитектурно-художественные традиции и предпочтения в предметном стилеобразовании. В частности, в послевоенной Западной Европе (Австрии, Германии, Швейцарии, Нидерлан-
дах и др.) широкое распространение получил стиль «функционализм», направленный, в первую очередь, на оптимальную функциональную организацию формы, комфортность пространственной среды. Формообразование в индустриальном дизайне, в целом, отвечало этой доктрине. И городской дизайн стал логическим ее продолжением.
Кульминационным моментом в развитии городского дизайна ХХ века стали пешеходные улицы и зоны [2]. Пешеходные улицы воспринимались в обществе как городские пространства качественно нового уровня, своего рода идеал городской среды ХХ века. Особое распространение пешеходные улицы получили в Европе в условиях послевоенного восстановления и реконструкции городских центров, в том числе исторических.
1. Фирменный стиль как проектный метод дизайнера
Одним из действенных инструментов дизайна в условиях широкомасштабного эстетического преобразования городской среды стал метод «фирменных стилей», появившийся в 1900-х1 и получивший затем в 1950-60-е гг. свое развитие, став феноменальным явлением в проектной культуре ХХ века.2
Под фирменным стилем3 в традиционном смысле понимается «система организованных констант: художественно-
1 Праотцом метода фирменных стилей в дизайне считается немецкий художник и архитектор Петер Беренс (Peter Behrens, 18691940), лидер художественно-стилевого направления «Югендстиль». Будучи художественным директором известной электротехнической компании “AEG” (с 1907г.) он распространил единые законы формообразования и на выпускающуюся, и на рекламную графическую продукцию фирмы, создав тем самым ее единый стиль [3].
2 Значительный вклад в развитие метода «фирменных стилей» в к. 1940-1950-х гг. внесла итальянская фирма «Оливетти», сделав его не просто «визуальной идентификацией» в предметном формообразовании, а категорией более сложной, социально-экономической [4]. В 1960-х на смену обтекаемых линий Ниццоли (Оливетти) пришел стиль «Браун»: отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов, скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Став очень популярным, он быстро перешел границы локального стиля фирмы, задав целое художественно-стилевое направление в формообразовании, став лидером художественно-стилевого течения «неофункционализм». Во второй половине ХХ века наступил новый этап в развитии фирменных стилей. Они перестают быть уникальным явлением в практике дизайна, все более становясь распространенным проектным методом в арсенале средств дизайнера.
3 Понятие «фирменный стиль» («корпоративный стиль», «визуальная идентификация», «брэндинг», «айдентика») часто связывают с графическим дизайном, определяя его как «набор графических форм и принципов их построения с целью выделить фирму среди себе подобных, и создать узнаваемый образ в глазах потребителей». Современные исследователи отмечают, что фирменный стиль, «выражающий существенные формально-выразительные признаки основной деятельности корпорации в тех аспектах, которые необходимы для соз-
графических, шрифтовых, цветовых, акустических, видео и др., которые обеспечивают единство и индивидуальность, как облика компании, так и ее товаров и услуг». Он включает, как правило, т.н. «фирменный» графический пакет деловой документации, рекламную и презентационную продукцию фирмы, оформление интерьеров производственных помещений, офисов и представительств фирмы, форму одежды сотрудников и, наконец, формообразование выпускаемой продукции и ее упаковки. Сегодня понятие «фирменный стиль» уже относится не только к коммерческим предприятиям. Разрабатывают фирменные стили для общественных и государственных организаций и объединений, крупных событий и праздников, выставок и ярмарок, спортивных состязаний и научных конференций. Все больше этот проектный метод дизайна находит отражение и в организации предметно-пространственной среды города. И здесь уже фирменный стиль выполняет несколько иные задачи, тесно связанные с архитектурнохудожественным стилеобразованием.
2. Закон места
Из истории архитектуры и искусства мы знаем о т.н. «больших» исторических архитектурно-художественных стилях - готика, ренессанс, барокко, модерн и др. Они существовали достаточно продолжительное время (готика - более 6-ти веков, модерн - около 20 лет) и распространялись на значительные по размерам территории. Однако, тот или иной стиль совершенно иначе проявлял себя не только в процессе своего развития (раннее и позднее барокко), но и на различных территориях - «французский метро» и «бельгийский ар нуво», «германский югендстиль» и «австрийский сецессион», «шотландский стиль Глазго» и «русский модерн».
Как показывают исследования исторических архитектурно-художественных стилей, их возникновение и последующее распространение приводили к определенным трансформациям канонов формообразования первоисточника. Примерами могут служить такие понятия как «Нарышкинское барокко», «русский классицизм», «московский ампир». При этом как показывают исследования различные архитектурно-художественные стили, «пересекаясь» в определенном месте, зачастую имеют общие черты. Уместным здесь становится говорить о «законах места»1. Именно эти «законы места» делают его уникальным и неповторимым, отличающимся от других, и в то же время они объединяют разные стили, «сшивая» эти временные напластования художественных форм невидимой нитью в единый «художественно-стилевой конгломерат». Так, сравнивая архитектурную стилистику исторической застройки центров городов-соседей Нижнего Новгорода и Казани, мы находим отличия в архитектурном формообразовании однотипных зданий, возведенных в рамках одного временного периода. Если локальный архитектурно-художественный стиль2 Казани имеет более строгие,
дания и поддержания инвариантного значения желательного ее имиджа» имеет первостепенное значение в восприятии собственного персонала корпорации. При этом выделяют три его модификации: корпоративный предметный стиль; корпоративный речевой стиль; корпоративный стиль одежды [5, с. 213-214].
Объективно действующие «законы места» в архитектурноградостроительной морфологии и формообразовании предметных форм в той или иной степени затрагивались в исследованиях и публикациях Н.Кострикина, В.Кудрявцева. О «духе места» писали В.Глазычев, А.Ермолаев, Ю.Журавский, К.Линч, К.Нойберг-Шульц. Genius loei («дух места», «ангел-хранитель места») - древнеримская концепция.
2 Впервые понятие «локальный архитектурный стиль» было введено в проекте Благоустройства и архитектурно-художественного
геометрические формы, то в нижегородской архитектуре преобладают более живые линии архитектурных деталей и общих фасадных композиций. Наверное, здесь можно говорить о влиянии на архитектуру Казани стран Востока, а на нижегородское архитектурное формообразование - Московской школы, о различиях в культуре этих городов, их статусе и специфике, о всем том, что в итоге и формирует «закон места».
3. Особенности использования метода фирменных стилей в архитектуре города. Локальный архитектурнохудожественный стиль ансамбля
Исторические художественные стили носят объективный характер и не зависят от воли одного автора или группы авторов. Фирменный стиль в дизайне, напротив, создается целенаправленно одним автором или авторским коллективом и носит в этой связи относительно субъективный характер.
Как мы уже отметили, в процессе своего развития фирменный стиль превратился из отдельных уникальных явлений в проектно-художественной культуре в достаточно распространенный проектный метод дизайнера. Расширяя свои границы, фирменный стиль в конце ХХ века обратился и к архитектуре.
Классическим примером использования метода фирменных стилей в архитектуре является реконструкция 1980-х гг. разрушенного второй мировой войной квартала «Николай-фиртель»» (№ко1атеі!е1) в Берлине. Проектировщики в процессе реконструкции создали свой собственный (локальный) архитектурно-художественный стиль городского ансамбля, своеобразный «фирменный стиль», который делает его чрезвычайно целостным, запоминающимся, выделяя как особое знаковое место в структуре центра города [6].
Николай-фиртель находится в историческом центре города вблизи знаменитой берлинской телевышки. Название квартала происходит от расположенной здесь церкви св. Николая. Последняя не только осталась пространственной, но и стала смысловой доминантой квартала. От ее имени берет название не только квартал, но и расположенное здесь кафе (Nikolaikafe). Авторы решили новую застройку в единой цве-то-фактурной гамме: теплая охристо-желтая штукатурка первого этажа и серые рифленые бетонные панели домов второ-го-четвертого этажей. Благодаря этому удалось визуально связать застройку квартала в целостный ансамбль. Сохранившимся историческим зданиям возвращена первоначальная полихромия. Тем самым с помощью цвета исторически и художественно ценные архитектурные объекты были выделены в общем контексте.
Историческая тема получила свое развитие также и в благоустройстве (характере озеленения и уличного мощения, выборе отделочного материала), малых архитектурных формах (уличных фонарях, водоразборных колонках, беседках, афишных тумбах, почтовых ящиках), скульптуре, визуальных коммуникациях (формы и начертания шрифтов вывесок, графические образы). Все они предстают перед зрителем в одном художественно-стилевом ключе исторических форм, создавая свой индивидуальный облик - локальный архитектурнохудожественный стиль исторического квартала. Вместе с цветовыми акцентами (полихромией), архитектурными деталями
оформления Ново-Южного района города Чебоксары, выполненного под руководством С.Михайлова в рамках общероссийского архитектурного конкурса Союза архитекторов РСФСР (1993). Затем метод фирменных (локальных) стилей использовался в проектах архитектурно-художественного оформления Углича, Альметьевска, Новотро-ицка, Орска и др. городов, выполненных в КГ АСУ.
фасадов памятников ретро-формы предметного слоя формируют своеобразный «историко-архитектурный срез» ансамбля, постоянно напоминающий зрителю о богатой истории места. На серо-желтом фоне современных зданий, контрастируя с их архитектурой, они становятся объектами восприятия, элементами историко-архитектурной экспозиции обладающей определенной исторической, художественной и архитектурной ценностью.
Исторический контекст ансамбля поддерживает также и тема аркад. Она стала доминирующей в архитектурнохудожественном решении первых этажей квартала. Арочная форма символизирует историзм места, ассоциируясь с традиционными торговыми рядами старого города. При этом выполненные с использованием современных технологий домостроения, стилизованные формы арок современны и создают своеобразный стилистический мостик между “старым” и “новым”.
Исторические мотивы мы видим и в решении витрин магазинов. Они имеют мелкоячеистые витражи с заполнением выпуклым стеклом, имитируя средневековые технологии стеклодувов. Маркизы над входами и витринами магазинов практически не несут своей прежней функции - защиты от солнца -, и превратились в своеобразный декор-символ, указывающий на торговое предназначение зданий. Возникает своеобразная игра на историческую тему. Но эта игра ведется на языке современных технологий. Выполненные из металла в “рубленных” формах, эти псевдомаркизы современны, решены в едином конструктивном модуле и стилевом ключе: они объединяют весь пространственный ансамбль, становясь еще одним элементом его фирменного архитектурнохудожественного стиля.
Ретро-тема усиливается и в названиях кафе, ресторанов и торговых центров: «У Аркады», «Николай-кафе», «Ратуша» и др.
Безусловно, объектом нашего рассмотрения в качестве примера применения метода фирменных стилей в архитектуре могли бы быть и пешеходные улицы и зоны, и территории зоопарков, и игровых развлекательных комплексов, крупные выставки и общественные центры. Однако, исторический квартал «Николая-фиртель» в Берлине был не случайно выбран нами. Здесь фирменный стиль, как проектный метод, проявил себя особенно многосторонне, начиная от цветофактурной палитры для новых архитектурных построек, ретростиля для предметного слоя и заканчивая уникальной системой семантических знаков, нашедших выражение в названиях функционально значимых объектов и квартала в целом. Рассмотренный нами пример показывает, что методом фирменных стилей в архитектуре города можно решать целый ряд архитектурно-художественных задач. Основные особенности
Библиографический список
художественно-стилевой организации архитектурнопространственной среды города на основе метода фирменных стилей состоят в следующем:
1. Проектно-художественными средствами дизайна на основе единой концепции локального (фирменного) архитектурно-художественного стиля ансамбля происходит широкомасштабное объединение на качественно новом художественно-стилевом уровне разнохарактерных объектов в художественно и стилистически целостный организм.
2. Метод фирменных стилей позволяет вести работу с беспрецедентно крупными по территории объектами: локальный архитектурно-художественный стиль может разрабатываться для улицы, квартала и даже города в целом, а также для группы городов, как например, фирменный стиль временного характера на период проведения всемирных олимпийских игр).
3. Использование метода фирменных стилей в архитектуре города в сравнении с большим историческим архитектурно-художественным стилем носит более локальный характер. В синтезе с архитектурными принципами формообразования он формирует "локальный художественный стиль" ансамбля, направленный на повышение его выразительности, индивидуализацию и уникальность. Последнее становится одной из главных целей метода фирменных стилей в архитектуре.
4. Локальный архитектурно-художественный стиль ансамбля, опираясь преимущественно на средства дизайна, может создаваться (в отличие от архитектуры) в достаточно короткие временные сроки. При этом локальный архитектурнохудожественный стиль, в отличие от большого исторического, носит, с одной стороны, более субъективный характер (в территориальном аспекте), отражая "законы места", но одновременно и более объективный (во временном аспекте), отражая те же законы места.
5. Использование метода фирменных стилей в архитектуре предполагает не только синтетичез с ней в виде локального архитектурно-художественного стиля ансамбля, носящего относительно постоянный характер, но может быть независимым от нее, как то фирменные стили праздников, различных акций, общественно-политических форумов. В этом случае он носит временный характер, периодически изменяя облик архитектурного ансамбля, а вместе с локальным архитектурнохудожественным стилем ансамбля и - обогащать собирательный образ города.
6. Фирменный стиль как «память места». В практически отстроенном заново историческом квартале «Николай-фиртель» в Берлине средствами дизайна проектировщикам удалось «повернуть время вспять», создать своего рода памятник существовавшему некогда здесь архитектурному ансамблю.
1. Воронов, Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. - М.: Союз Дизайнеров России, 2001. - Том 2.
2. Михайлов, С.М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект // Дизайн ревю. - 2009. - № 1-4.
3. Михайлов, С.М. История дизайна. - М: Союз Дизайнеров России, 2004. - Том 2.
4. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть. - М.: Европа, 2006.
5. Дзикевич, С.А. Эстетика рекламы: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.
6. Михайлов, С.М. Метод "фирменных стилей" в организации предметно-пространственной среды города // Дизайн и технологии. - 2010. -№ 15.
Статья поступила в редакцию 10.11.10