Научная статья на тему 'Метод экспертных оценок в изучении рискологической культуры менеджера транспортного предприятия'

Метод экспертных оценок в изучении рискологической культуры менеджера транспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минкова Е. С.

Рассматривается методический аспект реализации метода экспертных оценок при изучении рискологической культуры менеджера транспортного предприятия в процессе педагогического мониторинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of expert assessment in analysing risk management culture of the manager of a transport enterprise

The article examines methodological aspects of the expert assessment method in the study of risk culture of the transport enterprise manager in the process of pedagogical monitoring.

Текст научной работы на тему «Метод экспертных оценок в изучении рискологической культуры менеджера транспортного предприятия»

УДК 378

Е.С. Минкова

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В ИЗУЧЕНИИ РИСКОЛОГИЧЕСКОЙ культуры МЕНЕДЖЕРА ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматривается методический аспект реализации метода экспертных оценок при изучении рискологической культуры менеджера транспортного предприятия в процессе педагогического мониторинга.

The article examines methodological aspects of the expert assessment method in the study of risk culture of the transport enterprise manager in the process of pedagogical monitoring.

Объективная закономерность любой хозяйственной деятельности связана с устойчивыми связями между явлениями «успех — результативность хозяйственной деятельности», «неопределенность среды» и «вероятность потерь». Связующие функции при этом принадлежат явлению «предпринимательский риск». Выявление и идентификация рисков относится к числу важнейших задач современного экономического анализа и управления деятельностью производственного предприятия. Решать эту задачу призван риск-менеджмент как система целенаправленных действий управления рисками и экономическими отношениями [3, с. 283 — 285]. Деятельность современного менеджера, следовательно, требует соответствующей культуры профессионального бытия — таким видом профессиональной культуры является рискологическая культура. Профессиональная подготовка инженеров транспорта в связи с этим получает в качестве целевых ориентиров важную составляющую профессиональной культуры — рискологическую культуру.

Эффективность подготовки инженеров транспорта к риск-менеджменту на основе программы достижения обозначенной цели качественно определяется своевременным учебно-профессиональным мониторингом развития компонентов рискологической культуры. В свою очередь педагогический мониторинг как совокупность мероприятий, направленных на изучение исходного и актуального состояния педагогического явления, прогнозирование его дальнейшего развития, должен опираться на объективные данные о существовании и функционировании риск-менеджмента в условиях реальных транспортных предприятий. По нашему мнению, в ряду мероприятий учебно-профессионального мониторинга, осуществляемого преподавателем (руководителем производственной практики) совместно со студентами в процессе соответствующего вида учебной деятельности, значимое место занимает метод экспертной оценки.

Метод экспертной оценки представляет собой опрос группы квалифицированных специалистов в исследуемой профессиональной деятельности.

73

74

Как известно, этот метод используется при анализе необходимой информации и специфических особенностях профессии в наиболее типичных случаях, осложняющих деятельность человека, а также в разнообразных допустимых и недопустимых вариантах их преодоления и стратегиях поведения специалистов. Кроме того, данный метод позволяет получить сведения о профессионально важных качествах субъекта труда, обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и о необходимом уровне их сформированности [1, с. 114— 115]. Применительно к изучению рискологической культуры инженера транспорта этот метод позволяет получить качественный анализ когнитивных (объем необходимых знаний о предпринимательском риске), аффективных (совокупность профессионально важных свойств и качеств в основных сферах психики, определяющая рискологическую регулятивную деятельность специалиста), операционных (система профессиональных умений по комплексному управлению предпринимательскими рисками, определяющая целостную профессиональную деятельность менеджера по минимизации риска в функционировании предприятия) компонентов.

Каким образом реализуется метод экспертных оценок при изучении рискологической культуры инженеров транспорта? Подбор экспертов-специалистов проводится на основе анализа качеств каждого возможного кандидата. При этом используются разнообразные способы: назначение членов экспертной группы ответственным руководителем; документальный отбор экспертов по их объективным (документационным) характеристикам; коллективная оценка кандидата как специалиста в данной области; самооценка кандидата в эксперты; аналитическое определение компетентности кандидатов.

Формирование экспертной группы может осуществляться методом последовательной стабилизации ее состава в следующем порядке. Выбирается любой специалист в данной области, которого просят назвать 5— 10 наиболее компетентных специалистов по данной проблеме. К каждому из названных обращаются с тем же вопросом. Процедура повторяется до тех пор, пока к перечисляемым фамилиям не добавится ни одна новая. Далее с целью количественного ограничения состава группы и последующего учета значимости мнения каждого из экспертов по решению проблемы следует определить их коэффициенты компетентности.

На предварительном этапе исследования посредством консультаций со специалистами может быть выявлен достаточно обширный круг стоящих проблем. Для дальнейшего экспертного оценивания с целью уточнения направлений исследования в рамках компетенции и служебных обязанностей можно выделить несколько проблем. Экс-пертизирование проблем по важности (значимости) в деятельности предприятия предлагается определенному количеству специалистов. Эксперты оценивают перечисленные проблемы, присваивая им ранги — числа натурального ряда от 1 до п (п — число оцениваемых проблем). Чем больше ранг, тем важнее данная проблема. Стандартизованные ранги определяются как средние суммы мест, поделенных между собой различными проблемами. Проблема, у которой сумма рангов будет наибольшей, должна считаться наиболее важной для деятельности предприятия.

Процедура ранжирования проблем должна завершаться расчетом коэффициента конкордации, показывающего степень согласованности мнений экспертов. Если коэффициент конкордации равен 0 или близок к нему, то это означает практически полную несогласованность мнений экспертов. При приближении коэффициента конкордации к единице можно говорить о единстве мнений экспертов и использовать эти результаты в дальнейших исследованиях [2, с. 141 — 145].

В качестве материализованных требований к изучению рискологической культуры инженеров транспорта можно рассматривать разработанную нами матрицу экспертных оценок (см. табл.).

Матрица экспертных оценок рискологической культуры менеджеров транспорта

75

№ Утверждение Ранг

1 2 3 4 5

1 Объективность риска в функционировании транспортного предприятия

2 Факторы риска в процессе решения управленческой задачи

2.1 Отсутствие исчерпывающей информации для принятия решения

2.2 Вероятность получения желаемого результата очень мала

2.3 Нет достаточно благоприятных условий для осуществления намеченного

2.4 Затруднения в выборе из нескольких возможных вариантов наиболее удачного способа или средства деятельности

3 Виды рисковых ситуаций (с точки зрения частотности)

3.1 Производственный (риск нарушений производственного (технологического) процесса)

3.2 Инновационный (риск разработки, внедрения и освоения новой техники и технологии)

3.3 Финансовый (риск при осуществлении финансовых сделок)

3.4 Внешнеэкономический (риск проведения внешнеэкономических операций)

3.5 Социальный (риск, связанный с кадровым потенциалом)

3.6 Экологический (риск, связанный с негативным воздействием на природу, окружающую среду)

4 Качества менеджера для осуществления воздействия на рисковые ситуации

4.1 Профессиональные знания о предпринимательском риске

4.2 Рациональность мышления

4.3 Мотивация достижения

4.4 Личностная готовность к риску

Окончание табл.

76

№ Утверждение Ранг

1 2 3 4 5

4.5 Умения решать профессиональные задачи риск-менеджмента на предприятии

5 Субъект риск-менеджмента — субъект, принимающий управленческое решение относительно рисковой ситуации, и исполнитель этого решения

5.1 Руководитель предприятия

5.2 Финансовый менеджер, экономист

5.3 Производственный менеджер

5.4 Специалист по страхованию

5.5 Руководители производственных подразделений

5.6 Риск-менеджер

6. Методы управления рисковыми ситуациями

6.1 Распределение риска между участниками

6.2 Диверсификация риска

6.3 Резервирование средств

6.4 Страхование риска

6.5 Уклонение от риска

6.6 Принятие риска на себя

7. Возможные ошибки в разработке и реализации оптимального управленческого решения

7.1 Не определены основные тенденции в развитии управляемого объекта

7.2 Выбор ошибочных факторов для воздействия на управляемый объект

7.3 Несовпадение прогнозов с реальным развитием событий

7.4 Несбалансированность между системами средств, технологических процессов и планируемым временем исполнения решений

7.5 Выбор неадекватных мер мотивационного воздействия на субъекты решения

7.6 Отсутствие в контролирующих действиях аналитических или санкционирующих действий

7.7 Ошибки в оценке результатов деятельности подчиненных

Таким образом, идея экспертного оценивания состоит в том, что для получения необходимой новой информации из имеющейся исходной привлекаются компетентные в данной области люди-эксперты, которые проводят интуитивно-логический анализ какого-либо вопроса с целью вынесения суждения по нему. Суждения экспертов определенным образом обрабатываются с использованием специальных математических процедур. В результате получают так называемые экспертные оценки. Эти оценки носят субъективный характер и доверие к ним определятся уровнем квалификационной компетентности экспертов.

Список литературы

1. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., 2006.

2. Трояновский В.М. Математическое моделирование в менеджменте: Учеб. пособие. М., 2002.

3. Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. А. Швандара. М., 2002.

Об авторе

Е.С. Минкова — канд. пед. наук, доц., РГУ им. И. Канта.

УДК 802.0—07

Ю.А. Комарова

О ПРИНЦИПАХ ИНТЕГРАТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФПК

Рассмотрены основные характеристики деятельности по управлению проектированием и реализацией интегративного образовательного процесса, реализуемого в условиях ФПК. Интегративное обучение представлено как специальным образом организованный учебно-образовательный процесс, который выстроен согласно определенной последовательности взаимозависимых принципов. К основным образовательным принципам отнесены: открытость и дополнительность, эвристичность, интенсификация, оптимизация, перспективность, вариативность, поликультурность и профессиональная направленность.

The present article examines some basic characteristics of managing activity, aimed at designing and realization of the integrative educational process, which takes place in the system of in-service training. Integrative teaching is understood as a specially organized educational process developing in accordance with a number of mutually interdependent principles - those of openness, complimentarity, creativity, intensification, optimization, variation, as well as the multicultural principle and professional orientation.

Многообразие существующих в настоящее время подходов к процессу обучения иностранным языкам свидетельствует о вариативности и разнообразии используемых концептуальных образовательных систем. Примечательно, что сегодня в рамках психолого-педагогических наук реализация образовательной деятельности зачастую строится на основе не одного, а нескольких подходов. Подтверждение тому — достаточно интенсивное институциональное формирование и развитие дидактическо-методических теорий интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.