33. Iimil Nasif. Min arwa' ma qala ash-shu'arae al-'arab al-hukamae. Dar al-jil. Bayrut, 1999.
34. Пословицы русского народа: сборник В. Даля: в 2 т. Т. 1.
35. D. Iimil BadT Ya'qub. Al-amthal ash-sha'biyya al-lubnaniyya...
36. Там же.
37. D. Muhammad IsmSil Siniyy, Napif Mustafa 'abd al-'aziz. Mu'jam al-amthal al-'arabiyya...
38. Iimil Nasif. Min arwa' ma qala ash-shu'arae al-'arab al-hukamae...
39. D. Muhammad IsmSil Siniyy, Napif Mustafa 'abd al-'aziz. Mu'jam al-amthal al-'arabiyya...
40. Шайхуллин Т. А. Образцы арабской поэзии и прозы (с углублённым изучением истории и культуры ислама): учеб. материалы / Т. А. Шайхуллин, Э. М. Зиганшин, А. Н. Зиляева. Казань: Магариф, 2008.
УДК 81-13
Л. П. Сычугова МЕТОД АССОЦИАНИРОВАНИЯ
В статье освещены теоретические основы метода ассоцианирования, представленного применительно к созданию и использованию на практике динамической когнитивной модели обучения.
The article outlines the theoretical foundations of associative method represented in respect to the creation and use of dynamic cognitive teaching model in practice.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, ассоциация, концепт, модель.
Keywords: cognitive linguistics, association, concept, model.
Проблема протекания ментальных процессов в индивидуальном сознании личности - одна из актуальных проблем для современной когнитивной лингвистики. Для методики обучения языку и речи ведущим эффективным методом стало выстраивание и использование на практике динамической когнитивной модели речевой деятельности.
Теоретические основы метода ассоцианирования
По теориям И. М. Сеченова, И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека постоянно идёт образование множества условно-рефлекторных связей (ассоциаций) между системами раздражителей и реакций. Значит, процесс обучения представляет собой совокупность раздражителей, т. е. педагогических воздействий, и реакций, ответных форм деятельности обучаемых. В этом аспекте задача учителя состоит в выявлении, акти-
© Сычугова Л. П., 2012
визации в сознании обучаемых уже имеющихся разнообразных систем ассоциаций и возникновения новых и новых внутренних связей и отношений, которые предстоит учащимся осознать, сохранить в своей памяти. Следовательно, значимость установления ассоциативных связей состоит в запечатлении человеком на их основе своих ощущений, восприятий, видений, понимания, оценки, переживаний, представлений, а далее - миропостижения в целом, создания, интерпретации и функционирования картины мира в сознании. Именно в этом аспекте и дано толкование термина ассоциация в Базовом словаре лингвистических терминов: «Установление ассоциативной связи; соотнесение предметов или явлений на основе общности присущих им признаков или предмета и признака на основе образных представлений о действительности» [1].
Значимость ассоциативных реакций состоит также в том, что они составляют основу мыслительных процессов. Одна ассоциация влечёт за собой другую, и новый компонент сознания вызывает из памяти следующий. Связанные вместе ассоциативные узлы образуют ассоциативную сеть, смысловое поле. Когнитивные ориентиры при условии своей значимости для личности облекаются в вербально-ассоциативную сеть. Так в ассоциативных структурах личности «обнаруживается причудливое переплетение и лексико-се-мантических элементов, и знаний о мире, и дея-тельностно-коммуникативных потребностей, то есть её прагматикона» [2]. Таким образом, задача учителя при обучении речи - направить внимание ученика на фиксацию ассоциативных компонентов, возникших из долговременной памяти в сознании, и побудить к моделированию, разрастанию ассоциативного поля и одновременно к вербализации когнитивных структур.
Третья позиция, актуальная для учителя-словесника. Вербальные ассоциации дают выход к языковому сознанию индивидуума, группы, коллектива, большой общности людей. Ассоциативное поле какого-либо слова-стимула чётко индивидуально. Оно является отражением тезауруса ученика, его прагматической компетентности, когнитивного пространства, вербальной памяти, уровня языковой и речевой способности. Ассоциативное поле - это зеркальный портрет человека как члена социума. Обнаруживается направленность его сознания, воли, чувства личности на какие-либо предмет, понятие, ситуацию.
Отметим также, что с позиций текстоцентри-ческого подхода к обучению языку и речи вер-бально-ассоциативная сеть является своего рода мини-текстом, ключевые слова которого послужат обучаемому опорой для развёртывания текста в традиционном понимании его значения.
Слово-стимул и слова-реакции вступают в парадигматические отношения и получают описательное выражение [3].
Ассоциативные смыслы (наряду с перцептивными, образными, вербальными смыслами) являются структурными компонентами концептуальной сферы сознания. Учителю предстоит учесть, что смысловые структуры представляют собой систему и функционируют как единое взаимодополняющее целое, в связи с чем при организации когнитивной деятельности школьников нельзя игнорировать ни одну из смысловых структур сознания [4].
Педагогическое ассоцианирование
Используем несколько способов активирования мозга за счёт ассоциаций - компонентов когнитивного сознания личности. В качестве испытуемых-информантов о концептосфере носителей языка выступали студенты филологического факультета ВятГГУ (г. Киров) третьего-четвёр-того курсов разных лет обучения.
Метод свободных ассоциативных экспериментов. Метод активно используется в психолингвистике в целях выявления сознания испытуемых, в т. ч. языкового, структуры языковой личности, складывающейся из вербально-семан-тического лексикона личности, тезауруса, праг-матикона. Однако, замечает учёный, «взаимопроникновение этих уровней оказывается настолько тесным, что границы между ними размываются, теряют чёткость, которая присуща им в теоретических построениях» [5].
- Задание. В список данных слов/словосочетаний/предложений внесите любые другие слова, пришедшие в голову. Примеры.
Яблоко, дом, искусство, несть, прости...; блеск неба, журчанье...; «..последний лун зари...» (В. А. Жуковский); «Приснился май...» (Игорь Шкляревс-кий); «..и забываю мир..» (А. С. Пушкин); «Чуткие звёзды глядят с высоты...» (Ф. И. Тютчев).
- Задание. На основе полученного списка слов-реакций составьте коллективный ассоциативный словарь.
- Задание. Коллективный ассоциативный словарь классифицируйте по ассоциативным связям между стимулом и реакциями, распределив их по разделам: семантические, грамматические, тематико-ситуативные, оценочно-прагматические связи [6].
Представим примеры слов-реакций на слово-стимул детство.
Семантические реакции: детский возраст, начальная стадия жизни, ребёнок...
Грамматические связи: снастливое детство, трудное детство, воспоминания о детстве.
Тезаурусные реакции: никогда не вернуть, в этом возрасте определяются характер и интересы человека...
Эмоционально-оценочная составляющая: маленькая жизнь, колыбель жизни, память в сердце каждого, счастливое состояние, беззаботность, венное счастье, радость, в каждом из нас живёт ребёнок, время маминой улыбки и её тёплых рук.
Приведём пример классификации ассоциатов, основанной на лексическом значении слова-стимула дом.
Строение: Дом студента, общежитие, избушка, покосившиеся ставни, мой дом за разбитым забором. (Других слов-реакций, характеризующих дом как здание, не было названо.)
Семья: мама, папа, братик..; найдёшь понимание и заботу, чувствую себя спокойно; родительский дом; благодарность родителям.
Образная составляющая: люблю, родная постройка, защита, тепло и любовь, страна детства, негасимый свет, первые шаги ребёнка, огонёк надежды, хочу свой дом, отдам за тебя любую цену.
Обращение к прецедентным текстам: «Родительский дом - начало начал, И в жизни моей надёжный причал..»; «Человеку надо мало, Лишь бы дома кто-то ждал..»; мой дом - моя крепость.
Анализ выполнения задания подтверждает правильность теории психолингвистов: «...человеческая концептуализация (следовательно, и языковая семантика) носит главным образом метафорический характер, то есть осмысление более или менее сложных объектов и явлений человеком основывается на переосмыслении базисных понятий человеческого опыта (физических, сенсомоторных, анатомических и т. д.)» [7].
- Задание. Постройте ассоциативную сетку/ карту коллективного языкового сознания.
- Задание. Попробуйте яркие визуальные образы, представленные в эксперименте, сопроводить другими сенсорными восприятиями: цветом, звуком, запахом, тактильными ощущениями.
Дом: трепет листьев берёзы, стоящей в огороде; тёмная ель поднялась выше дома; глухой шум дальнего леса; мягкий коврик; тёплый уголок; вкусная ароматная каша прямо из печки; чистота.
- Задание. В процессе чтения/слушания текста/лекции или по завершении работы составьте ассоциативную «пирамиду», состоящую из 7 ассоциаций, затем - из 3, наконец - из одного-единственного самого точного слова. (Основанием пирамиды сделаем ряд из 7 ассоциаций, вершиной - одно слово.)
Примеры рефлексирования студентами после лекции по педагогике [8].
- Учение, сотворчество, общение, идеи, творчество, коллективизм, развитие - 7 ассо-циатов.
Сотворчество, учение, развитие - 3 ассоциата. Сотворчество - 1 слово.
- Необычная; интересная; вдохновляла на идеи; новые открытия в себе; было весело; возможность высказаться, общение - 7 ассоциа-тов.
Необычная, было весело, вдохновляла на идеи - 3 ассоциата. Необычная - 1 слово.
Метод субъективных дефиниций предметов/ понятий
- Задание. Дайте научное толкование какого-либо термина, например акварель.
Определения термина были даны лишь к двум лексическим значениям слова: акварель - художественные краски, разводимые водой; произведение акварельной живописи. Значение «техника живописи, основанная на применении акварельных красок» не было раскрыто.
- Задание. Проверьте правильность данных дефиниций по Словарю искусства [9].
- Задание. Охарактеризуйте концепт колонна определениями, выраженными прилагательными, по следующим показателям: географическому, национальному признаку; временному признаку; материалу; архитектурному стилю; ордеру; месту расположения; плану; декоративному началу; размеру и массе; цветовым признакам; фактуре; оценке зрителей; образности художественной речи.
Результаты проверьте по Словарю искусства [10]. ,
КОЛОННА, -ы; колонны, колонн; ж. Элемент здания, опора, обычно круглого сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки; круглый опорный столб; стержневой элемент здания; одна из трёх основных частей ордера. Ср. АНТАБЛЕМЕНТ, ПЬЕДЕСТАЛ.
По географическому, национальному признаку, архитектурной школе: византийская, греческая, египетская..;
по временному признаку: античная.; по материалу: белокаменная, гранитная, деревянная, железная, кирпичная, мраморная, цель-нокаменная, чугунная, яшмовая.;
по архитектурному стилю: романская...; по ордеру: дорическая, ионическая, коринфская..;
по месту расположения: внутренняя, наружная, пристенная, простенная, угловая.; по плану: круглая, фигурная..; по декоративному началу: декоративная; кан-нелированная, ростральная; витая, кувшинооб-разная, лотосовидная, пальмовидная, папирусо-видная (папирусообразная), спиральная.;
по размеру и массе: высокая, гигантская, громадная, колоссальная, массивная, мощная, тонкая.; десятиметровая..;
по цветовым признакам: белая, розовая..;
по фактуре: гладкая.;
по оценке зрителей: красивая, оригинальная..;
по образности художественной речи: лёгкая. колонна.
Какие-л. парные, сдвоенные, симметричные, спаренные. колонны.
- Задание. Проанализируйте базу собственных представлений об элементе здания колонна. Чётко ли Вы представили существенные признаки предмета? В какой мере Вам помог собственный ассоциативный опыт? Какую экстралингвистическую информацию даёт фрагмент словарной статьи?
- Задание. Познакомьтесь с текстами-определениями учёных. Дополните.
Язык - это способ существования сознания (Людвиг Витгенштейн).
Язык - это место встречи с миром (Ханс-Георг Гадамер).
Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! (Д. С. Лихачёв)
Философ Анахарсис, живший в 638-559 гг. до н. э., на вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, ответил: «Язык!»
По словам британского методиста, «английский язык синонимичен английскости, т. е. пониманию того, кто есть настоящие англичане». Точно так же и русский язык есть выражение рус-скости, и это делает его ценным партнёром в любом международном диалоге (Костомаров).
И. С. Тургенев о языке: «Могучий, правдивый, свободный».
К. Д. Бальмонт: «Самый богатый и полногласный».
Н. М. Языков: «Метальный, звонкий, само-гудный, разгульный, меткий наш язык» [11].
- Задание. Дайте толкование слова-стимула образными средствами художественного языка.
Пример толкования слова акварель. Акварель - мокрая радуга; море у берега; орудие чуда; вместилище цвета; нежный сон художника; краски заката и сияние неба в ночи, это капли росы на рассвете и палящего солнца лучи.
Пример толкования слова дом. Дом
Это точно не четыре стены. Это
Земля. Прекрасная планета.
Любой уголок Мира, где чувствуешь Жизнь.
Может, тихий солнечный дворик.
Может, бескрайнее поле. Дом
Он внутри. Миг Любви, Озарения -Дом.
И. Новосёлова, студентка III курса филологического факультета ВятГГУ, 2010/2011 учеб. год.
Метод субъективных характеристик
- Задание. Составим ассоциативный портрет автора. Какую картину представили? Какое настроение автора? С какими образами в изобразительном искусстве, в музыке ассоцианируются в Вашем сознании эти строчки?
Гроза прошла, и ветки белых роз В окно мне дышат ароматом. Ещё трава полна прозрачных слёз И дальний гром гремит раскатом.
А. А. Блок
- Задание. Напишем ассоциативный портрет дорогих людей/ малознакомых/группы. С какими предметами/понятиями/ситуациями их можно сопоставить?
Возможно использование ответа на вопросы, например: Если бы он/она был ветром/птицей/ цветком/кошкой/утром...
- Задание. Проанализируйте, как выполнила задание 2 выпускница нашего вуза Елена Рябова. Составьте ассоциативный портрет автора.
Моя «серебриана» Для меня Цветаева - жар, Для меня Ахматова - лёд. И подуешь - так обожжёт, Поцелует - прилип к губам. Для меня Мандельштам не волк, А несчастный, бездомный пёс. Для меня Пастернак не бог, Не ответ, а скорее вопрос. Для меня Маяковский - гром, А Есенин, конечно, крик. Полурыцарь, полумужик; Прометей, а потом - Хирон. Для меня Северянин - паж, Королевой забытый плут. Для меня Гумилёв - кураж, И не конквистадор, а плут. Мережковский как Магомед, И Горгона - его жена. Чёрных птиц вороватый след -И глухая китай-стена. Для меня Саша Чёрный - смех, Для меня Иван Ьунин - плач, А Георгий Иванов - снег, И Волошин - почти кумач. Брюсов - Нестор и, вдруг, Эзоп. А Бурлюк просто нудный дед. Сологуб - раскрещённый поп. Анненский - от кометы след. Белый - мистик и злой Арлекин. Блок не просто печальный Пьеро. Он и Гамлет, и в поле Один, И серебряное крыло. Е. Рябова, студентка V курса филологического факультета ВятГГУ, 2001/2002 учеб. год.
- Задание. «Себя как в зеркале я вижу, и это зеркало мне льстит». Каким/какой Вы видите
себя? «Свет мой, зеркальце! скажи да всю правду доложи». Каковы Ваши ассоциации? Удовлетворены ли своей личностью? (От социализации своих заметок можете воздержаться.)
Примечания
1. Базовый словарь лингвистических терминов. Киев: Изд-во Гос. акад. руководящих кадров культуры и искусств, 2003. С. 19-20.
2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М. 1987. С. 239.
3. Сахарный А. А. Введение в психолингвистику: курс лекций. Л.: ЛГУ, 1989. С. 144.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2006. С. 235.
5. Базовый словарь... С. 109.
6. Караулов Ю. Н. Текстовые преобразования в ассоциативных экспериментах // Язык: система и функционирование. М.: Наука, 1988. С. 109.
7. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 127.
8. Рендакова Е. М. Педагогика творчества как путь воспитания интеллигента: учеб. пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 87-88.
9. Сычугова Л. П. Словарь искусства. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. С. 14-18.
10. Там же. С. 164-167.
11. Цитаты по: Колесникова Л. Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орёл: Изд-во Орлов. гос. ун-та, 2001. С. 26-29.
УДК 81-13
Л. П. Сычугова
РАССМОТРЕНИЕ КОНЦЕПТА В КОЛЛЕКТИВНОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ
В статье концепт икона рассмотрен в аспекте исповедуемой русским народом православной религии. Автор анализирует религиозную православную лексику как хранительницу исторической судьбы русского народа, национального менталитета.
In the article the concept icon is considered in the aspect of Russian Orthodoxy. The author analyses the orthodox religious lexicon as a keeper of the historical fate of Russian people and of national mentality.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, языковая картина православия, менталитет, духовное начало.
Keywords: cognitive linguistics; concept; linguistic picture of the orthodoxy, mentality, spiritual basis.
Рассмотрение концепта икона в коллективном языковом сознании объясняется повышенным в последнее время вниманием общества к проблемам, связанным с религиозными конфессиями. «Религия есть духовная субстанция народного менталитета, в которой зашифрована историчес-
© Сычугова Л. П., 2012