Научная статья на тему 'Метод анализа ценностей группы'

Метод анализа ценностей группы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
815
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ГРУППЫ / ДИАГНОСТИКА / ОБЩНОСТЬ / ЕДИНСТВО / СПЛОЧЕННОСТЬ / ВЗАИМОПОМОЩЬ / VALUES OF GROUP / DIAGNOSTICS / A GENERALITY / UNITY / MUTUAL AID

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капцов Александр Васильевич, Карпушина Людмила Валентиновна

В статье рассмотрены понятия ценности группы и групповые ценности. Предлагается метод анализа ценностей группы, заключающийся в определении индивидуальных представлений о ценностях группы их математического ожидания и уровня дисперсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Method of Analysis the Group's Values

In article deals with the value of group and group values. The method of the analysis the values of the group, consisting of definition the individual representations about values of their group mathematical expectation and dispersion level is offered

Текст научной работы на тему «Метод анализа ценностей группы»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.6

А.В. КАПЦОВ

Самарская гуманитарная академия E-mail: [email protected]

Л.В. КАРПУШИНА

Самарская гуманитарная академия E-mail: [email protected]

Метод анализа ценностей группы

В статье рассмотрены понятия «ценности группы» и «групповые ценности». Предлагается метод анализа ценностей группы, заключающийся в определении индивидуальных представлений о ценностях группы, их математического ожидания и уровня дисперсии.

Ключевые слова: ценности группы, диагностика, общность, единство, сплоченность, взаимопомощь.

A.V. KAPTCOV, L.V. KARPUSHINA The Method of Analysis the Group's Values

In article deals with the «value of group» and «group values». The method of the analysis the values of the group, consisting of definition the individual representations about values of their group, mathematical expectation and dispersion level is offered.

Key words: values of group, diagnostics, generality, unity, mutual aid.

Поскольку малые группы играют важную роль в становлении личности, ее социализации, являясь передаточным звеном идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в обществе как целостной культурно-исторической системе1, то изучение проблем группообразования всегда актуально. В психологии наиболее важными параметрами сформированности группы выступают время ее существования, число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), наличие сложившихся отношений власти и подчинения и др. В качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которых

зависит характер межличностных отношений. При этом ценностное единство членов группы рассматривается с двух позиций: с одной стороны, общность ценностей ее членов является условием и критерием психологической общности группы, а с другой - в результате активного взаимодействия с другими членами группы, решая конкретные задачи, перед нею поставленные, индивид обретает свои ценностные ориентации. Их усвоение предполагает и своего рода контроль над личностью, реально осуществляемый группой или приписываемый личностью группе. Ориентация на ценности группы, на ее мнение заставляет индивида выделять круг лиц, позиция и оценка которых для него особенно существенны.

© А.В. Капцов, Л.В. Карпушина, 2010

Люди, которых индивид избирает, чтобы ориентироваться на их мнения и оценки, и которые служат точкой отсчета для оценки субъектом самого себя и других людей, рассматриваются как референтный круг общения, или референтная группа. Человек ориентируется на оценку своих поступков, своих личностных качеств, существенно важных обстоятельств деятельности, предмета личных интересов с точки зрения его референтной группы. Даже в том случае, когда индивид не располагает информацией об оценке его персоны со стороны референтной группы, он не может не строить предположений о возможном ее мнении. Для того чтобы нормы и ценности референтной группы оставались постоянно действующим ориентиром для индивида, ему необходимо постоянно соотносить с ними свое реальное поведение. Из множества окружающих людей он избирает тех, кого наделяет особым субъективно важным для него качеством, особой характеристикой - референтностью.

Ценности, которые составляют глубинный фундамент социально значимой деятельности группы, образуют вместе с тем основание для внутригрупповой предпочтительности и выбора по признаку референтности. В этой связи возникает вопрос: какие именно ценности выполняют эту роль?

Каждый член группы обладает сложной структурой личностных ценностей2, на основе которой традиционно в психологии определяется ценностно-ориентационное единство группы как показатель ее сплоченности3. Переход на современные методы определения ценностно-ориентационного единства группы как евклидову метрику сходства/ различий личностных ценностей в n-мерном пространстве, которая может быть реализована при использовании иерархического кластерного анализа, показал валидность и прогностичность показателя, однако уровень общей дисперсии, объясняющей сплоченность, не превышает 0,6 для студенческих групп4.

По мнению зарубежных исследователей T.J. Curry и D.A. Kenny, для межличностной привлекательности важно не столько фактическое сходство личностных ценностей, сколько перцепция сходства5, что нашло свое отражение в методике определения «моих представлений об оценке ценностей группы» В.В. Гулякиной, в которой определяются личностные ценности члена группы и его

представление об этих же ценностях самой группы6. Степень близости индивидуальных ценностей с их представлениями о ценностях группы определяется с помощью коэффициента корреляции. Зарубежные исследователи выделяют в таких случаях три показателя: степень общности или взаимного соответствия представлений членов группы; точность или адекватность представлений; степень уверенности членов группы в правильности данных представлений7.

Исходя из совокупности представлений каждого члена группы о ее ценностях, можно получить оценку ценностей группы как интегральный показатель индивидуальных представлений. В частном случае это могут быть показатели первичной статистики (среднее арифметическое и стандартное отклонение). В состав ценностей группы, на наш взгляд, могут входить как личностные, так и ценности, присущие только группе8: общность, единство, сплоченность, взаимопомощь.

Поскольку ценности, присущие только группе, предложенные М.С. Каганом, им не определены содержательно и в социальной психологии являются близкими характеристиками группы, то мы дифференцировали эти понятия. При этом мы исходили из иерархического (уровневого) подхода к построению модели ценностей:

1) единство - это сходство взглядов, интересов, целей членов группы, представляющих необходимое условие для существования группы как таковой;

2) сплоченность - это теснота взаимосвязей в группе, приверженность и преданность групповым интересам, представляющая характеристику зависимости индивидов в группе;

3) взаимопомощь - это активная поддержка и помощь индивидов группе, представляющая характеристику ценности активности, аналогичную выделенными нами в личностных ценностях (ценность физической и психической активности)9;

4) общность - это гордость за принадлежность к группе, духовная удовлетворенность, представляющая высший уровень ценностей группы.

Групповые ценности обычно никогда не обсуждаются группой, но признаются всеми ее членами. В чем принципиальное отличие групповых ценностей от ценностей группы? На наш взгляд, первые являются в отдельный отрезок времени неким идеалом, который

каждый индивид группы стремится понять и руководствоваться им, сопоставляя со своей индивидуальной системой ценностей. По мере развития группы, интенсивного внут-ригруппового взаимодействия, личностного роста и саморефлексии ценности группы, развиваясь, становятся групповыми ценностями.

Исходя из предлагаемого метода анализа ценностей группы, разработан диагностический инструментарий для анализа ценностей учебных групп студентов (см. Приложение), который представляет собой опросник, состоящий из двух частей. Первая часть направлена на определение личностных ценностей, а вторая - ценностей группы. Каждая часть содержит две группы основных шкал (вторая часть содержит три таких группы).

Группа шкал ценности жизненных сфер: образования, общественной жизни, увлечений.

Группа шкал личностных ценностей: саморазвития, креативности, духовного удовлетворения, взаимоотношений, престижа, достижений, материального благополучия, сохранения индивидуальности.

Группа шкал ценностей группы: единство, сплоченность, взаимопомощь, общность.

Тест содержит несколько шкал достоверности:

1) традиционная шкала достоверности, представляющая собой шкалу социальной желательности. Высокий уровень показателя позволяет поставить под сомнение результаты тестирования вследствие либо преднамеренного приукрашивания действительности, либо высокого уровня воспитанности испытуемого;

2) шкала безразличия, оценивающая установку испытуемого на неопределенные или средние ответы, т.е. определяющая влияние «факторов знания» ситуаций, описанных в пунктах теста, и представляющая собой количество средних ответов («не знаю»). Результаты диагностики бракуются при достижении этого количества некоторого допустимого значения;

3) шкалы вариативности, соответственно, по жизненным сферам и личностным ценностям. С одной стороны, вариативность, например, шкал личностных ценностей показывает изменчивость этих ценностей в разных жизненных сферах, т.е. вариативность можно использовать как дополнительные информационные шкалы. С другой стороны, эти шкалы

могут выявить испытуемых, которые оценивали все шкалы или отдельную одной оценкой (вариативность равна нулю), например единицами или семерками и т.п., что может говорить об отказе испытуемого от искренних ответов или его неспособности к точной оценке в силу индивидуальных особенностей. Возможны случаи, когда вариативность слишком высока, что может говорить о чрезмерной эмоциогенности оцениваемых шкал или случайности заполнения бланка ответов. Вычисляется вариативность шкалы по известной формуле К. Пирсона как отношение стандартного отклонения шкалы к ее среднему арифметическому;

4) шкалы противоречивости ответов испытуемых, соответственно, по жизненным сферам. Исследования показали, что такая шкала надежно работает, как и контрольная -оценки нетипичных ответов в тесте ММР1, однако в методике она построена на том основании, что пункты личностных ценностей в жизненных сферах имеют один конструкт и сходный смысл10.

Для повышения достоверности результатов диагностики необходимо при интерпретации учитывать значения всех четырех видов шкал, имеющихся в методике, одновременно, причем определение показателей шкал достоверности осуществляется отдельно для первой и второй частей.

Для упрощения обработки результатов тестирования авторами методики предлагается использовать режим телетестинга, в котором на основании результатов можно получить обработанные данные по всем шкалам.

Таким образом, условием и критерием психологической общности группы являются ценности группы. В результате активного взаимодействия с другими членами группы, решая конкретные задачи, поставленные перед группой, индивид обретает свои ценностные ориентации. В состав ценностей группы входят как личностные ценности, так и ценности, присущие только группе: общность, единство, сплоченность, взаимопомощь.

По мере развития группы, интенсивного внутригруппового взаимодействия, личностного роста и саморефлексии ценности группы, развиваясь, становятся групповыми ценностями.

Ценности группы проявляются и актуализируются в различных сферах жизнедеятельности человека и в зависимости от сферы характеризуются неким своеобразием.

Примечания

1 См.: ЖуравлевА.Л., В.А. Соснин, М.А. Красников. Социальная психология. М., 2008.

2 См.: Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи. Самара, 2009.

3 См.:ДонцовА.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984.

4 См.: Прокофьева Т.А. Психологические детерминанты социометрических предпочтений студентов // Вестн. Самарской гуманитарной акад. Сер. «Психология». 2008. № 2. С. 141-155.

5 См.: Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

6 См.: Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассников: Дисс. ... канд. психол. наук. Курск, 2000.

7 См.: Hinsz V.B. Mental models of groups as social systems // Small Group Research. 1995. Vol. 26, issue 2. P. 200-233.

8 См.: КаганМ.С. Философская теория ценностей // Каган М.С. Избранные тр.: В 7 т. СПб., 2006. Т. 2.

9 См.: Карпушина Л.В. Указ. соч.

10 Там же.

Приложение

Опросник

Просим оценить важность содержания следующих суждений по 7-балльной шкале следующим образом:

если утверждение КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте в бланке цифру "1"

если НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте цифру "2"

если НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру "3"

если БЕЗРАЗЛИЧНО, то поставьте цифру "4"

если ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру "5"

если ВАЖНО, то поставьте цифру "6"

если ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру "7"

Старайтесь по возможности не использовать оценку «4».

ЧАСТЬ 1

Во время работы к каждому утверждению необходимо проговаривать фразу «Для меня сейчас (ваша оценка) ...

1) ... овладевать знаниями и умениями в процессе обучения;

2) ... получать удовлетворение от своей общественной деятельности;

3) . создавать в свободное время нечто новое, ранее не существовавшее;

4) . испытывать чувство симпатии ко всем людям без исключения;

5) ... выстраивать дружеские отношения с сокурсниками (одноклассниками), основанные на бескорыстной помощи;

6) . поддержать на выборах партию власти, чтобы получить карьерные преимущества;

7) ... быстро достигать намеченных целей в своем увлечении;

8) ... прежде подумать, когда кому-то нужно помочь в беде;

9) ... получать при обучении стипендию, льготы, премию и т.п.;

10) ... иметь собственные политические убеждения;

11) ... удовлетворение, получаемое от обучения;

12) .... творчески подходить к выполнению общественных поручений;

13) ... поддерживать дружеские отношения с людьми, имеющими те же хобби;

14) ... внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был;

15) ... учиться в престижном учебном заведении или на престижной специальности;

16) ... достигать поставленной цели в общественной деятельности;

17) .... укреплять материальное положение, занимаясь любимым делом;

18) ... порадоваться, когда неприятный мне человек получил по заслугам;

19) .развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью;

20) ... испытывать удовлетворение от хобби;

21) ... отстаивать свое мнение в процессе обучения;

22) . развивать свои способности в хобби;

23) ... никогда не уклоняться от оказания услуги, даже если не хочется этого делать;

24) ... создавать что-то новое в изучаемой мною области знаний;

25) ... взаимоотношения с коллегами при выполнении общественных поручений;

26) ... иметь модные увлечения, признаваемые людьми высокого положения в обществе;

27) . достигать высокого результата во время обучения;

28) . получать материальное вознаграждение за участие в общественной жизни;

29) ... иметь увлечение не такое как у всех, даже если оно «забытое, старое»;

30) .... не браться что-то делать, если я не уверен в своих силах;

31) ... совершенствовать в процессе обучения свои умения и способности;

32) . находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни;

33) ... вносить различные усовершенствования в своих увлечениях;

34) . при обучении выполнять задания совместно с приятным мне человеком;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35) . иметь политические взгляды, совпадающие с мнением авторитетов;

36) ... достигать успеха в моем хобби;

37) ... всегда охотно признавать свои ошибки;

38) ... иметь дополнительные материальные выгоды в процессе учебы;

39) ... придерживаться собственной точки зрения в общественно-политических вопросах;

40) ... развивать задатки и совершенствовать способности в своих увлечениях;

41) ... творчески подходить к решению учебных задач;

42) ... устанавливать контакты с людьми со схожими общественными взглядами;

43) ... иметь хобби, одобряемое состоятельными людьми;

44) ... придумать вескую причину, чтобы оправдаться;

45) ... проявлять в обучении свои уникальные качества и черты характера;

46) ... развивать свои навыки управления, занимаясь общественной деятельностью;

47) ... удовлетворение, получаемое от увлечений;

48) ... достигать хороших показателей в обучении;

49) ... иметь материальную выгоду, приносимую моим участием в общественной работе;

50) ... подобрать увлечение, согласующееся с моей натурой;

51) ... вести себя за столом дома так же, как в ресторане;

52) . испытывать чувство удовлетворения после выполнения сложного задания во время обучения;

53) ... вносить разнообразие в общественную жизнь;

54) . иметь хорошие отношения с людьми, увлекающихся тем же, чем и я;

55) . обучаться в учебном заведении, высоко оцениваемом другими людьми;

56) ... сделать карьеру в общественной жизни;

57) ... иметь материальную выгоду от моего увлечения;

58) . завидовать удаче других.

ЧАСТЬ 2

Просим оценить важность следующих суждений для учебной группы, членом которой вы являетесь, по 7-балльной шкале, как и в части 1. Во время работы к каждому утверждению необходимо проговаривать фразу «Для учебной группы, членом которой я являюсь, (ваша оценка) ...

59) ... создание чего-то нового в изучаемой нами области знаний;

60) ... удовлетворение, получаемое участниками общественной деятельности;

61) ... развитие способностей одногруппников в хобби;

62) ... достижение высокого результата во время обучения;

63) ... поддержка нами на выборах партии власти;

64) ... дружеские отношения с людьми, имеющими общее хобби;

65) ... общность интересов одногруппников;

66) ... наличие у каждого одногруппника собственных политических убеждений;

67) ... укрепление материального положения при занятии любимым делом;

68) ... усвоение знаний и умений в процессе обучения;

69) ... во время учебы никому не отрываться от нашей группы (класса);

70) .общность общественно-политических взглядов студентов, занимающихся общественной работой;

71) ... наличие увлечений не таких как у всех, даже если они «забытое, старое»;

72) ... дружеские отношения студентов в группе;

73) ... творческий подход к выполнению общественных поручений;

74) ... удовлетворение от хобби;

75) ... оказание посильной помощи друг другу в учебе;

76) ... всем быть преданным общим целям в общественной работе;

77) ... общность интересов в хобби;

78) ... отстаивание каждым своего мнения в процессе обучения;

79) ... материальное поощрение за участие в общественной жизни;

80) ... быстрое достижение намеченных целей в увлечениях;

81) ... удовлетворение, получаемое студентами от обучения;

82) .развитие наших организаторских способностей при выполнении общественной работы;

83) ... пробуждение гордости у каждого из нас за нашу учебную группу;

84) ... оказание поддержки друг другу в общественных поручениях;

85) . преданность общим целям в нашем увлечении;

86) ... получение при обучении стипендий, льгот, премий и т.п.;

87) ... достижение поставленной цели в общественной деятельности;

88) ... наличие модных увлечений, признаваемых людьми высокого положения в обществе;

89) ... чувство собственного достоинства, испытываемое нами в увлечениях;

90) ... обучение в престижном учебном заведении или на престижной специальности;

91) ... взаимоотношения с одногруппниками при выполнении общественных поручений;

92) ... создание в свободное время нечто нового, ранее не существовавшего;

93) ... чувство гордости одногруппников, занимающихся общественной работой;

94) ... активная помощь друг другу в хобби;

95) . творческий подход в обучении;

96) . удовлетворение, получаемое нами от активной общественной жизни;

97) ... развитие задатков и совершенствование способностей в увлечениях;

98) ... хорошие показатели нашего обучения;

99) ... наличие политических взглядов, совпадающих с мнением авторитетов;

100) ... хорошие отношения людей, увлекающихся одним и тем же;

101) ... схожесть взглядов и целей одногруппников в учебе;

102). наличие стабильных точек зрения в общественно-политических вопросах;

103) ... материальная выгода от увлечений;

104) ... наш личностный рост в процессе обучения;

105) ... совместно преодолевать трудности, возникающие в группе во время обучения;

106) ... схожесть целей общественной работы;

107) ... согласие увлечений с нашим внутренним миром;

108) ... хороший психологический климат в нашей учебной группе;

109) ... разнообразие в общественной жизни учебной группы;

110) ... удовлетворение, получаемое от увлечений;

111) ... оказание поддержки друг другу при выполнении сложного учебного задания;

112) ... при выполнении общественной работы быть сплоченным коллективом;

113) ... схожесть целей в наших увлечениях;

114) ... проявление в обучении наших уникальных качеств и черт характера;

115) ... материальная выгода, приносимая общественной работой;

116) ... достижение успеха в наших хобби;

117) ... удовлетворение, получаемое от процесса обучения;

118) ... развитие у нас способностей и навыков в общественных мероприятиях;

119) ... чувство удовлетворения, испытываемого нами от совместной учебы;

120) ... помощь друг другу при выполнении общественной работы;

121) ... коллективизм во время наших увлечений;

122) ... дополнительные материальные выгоды, получаемые нами в учебе;

123) ... наша карьера в общественной жизни;

124) ... хобби, одобряемое состоятельными людьми;

125) ... чувство удовлетворения от хобби;

126) ... обучение в учебном заведении или на специальности, высоко оцениваемые другими;

127) ... установление контактов с людьми со схожими общественными взглядами;

128) ... внесение различных усовершенствований в наши увлечения;

129) .чувство удовлетворения, получаемое одногруппниками от выполнения общественных поручений;

130) ... поддержка друг друга в увлечениях.

УДК 159.98 (076.5)

И.В. АРЕНДАЧУК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]

Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности

Успешность личности в научно-педагогической деятельности рассматривается с позиции выраженности у нее индивидуально-психических свойств, как факторов субъектного уровня профессионализма. Анализируются результаты эмпирического исследования, показывающие наличие достоверных различий в индивидуальных особенностях личности «успешных» и «неуспешных» преподавателей высшей школы, выделяются факторы, наиболее значимые для их профессиональной успешности.

Ключевые слова: научно-педагогическая деятельность, саморегуляция поведения и деятельности, индивидуально-типологические особенности личности, самоактуализация, мотивационная сфера личности.

I.V. ARENDACHUK

Individually-psychological Factors of Success of the Person in Scientific and Pedagogical Activity

Success of the person in scientific and pedagogical activity is considered from a position of expressiveness at it individually-mental properties, as factors of subject level of professionalism. The results of empirical research showing presence of authentic distinctions in specific features of the person of «successful» and «unsuccessful» teachers of the higher school are analyzed, factors, the most significant for their professional success are allocated.

Key words: scientific and pedagogical activity, behavior and activity self-realization, individually-typological features of the person, self-actualization, motivational sphere of the person.

© И.В. Арендачук, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.