Научная статья на тему 'Метод анализа иерархий компетенций при отборе преподавателей высшей школы'

Метод анализа иерархий компетенций при отборе преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
419
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ / ПРОФИЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Юрик Лукас, Шуякова Моника, Сакал Петр

Статус преподавателя в современном мире меняется. Создается новая модель преподавателя университета как профессионала. Компетентностный подход выходит на первый план во всех направлениях, в том числе в области преподавания. Эта модель обусловлена поиском личности преподавателя как высокообразованного эксперта в образовании и преподавании. В Институте промышленного машиностроения и менеджмента (факультет материаловедения и технологий в Трнаве Словацкого университета технологий в Братиславе) мы создали модель оценки устойчивых качеств преподавателя университета и модель оценки для выбора университетских преподавателей, которые мы внесли в создание профессиональных стандартов в категориях компетенций, которые соответствуют целям образования, функции школ и университетов и деятельности преподавателей в реальной ситуации образовательных учреждений. Для оценки профиля компетенций сотрудника Института промышленного машиностроения и менеджмента применен метод анализа иерархий посредством использования экспертного метода. Профиль компетенций служит основой будущего профессионального развития сотрудника, а также может служить основой для вознаграждения сотрудника. Главная цель статьи обратить внимание на оценку компетенции преподавательского состава университета через модель компетенции и метод анализа иерархий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF ANALYSIS OF HIERARCHIES OF COMPETENCIES IN THE SELECTION OF HIGH SCHOOL TEACHERS

A competency approach comes to the fore also in the area of teaching. Teacher status is now changing. They are creating a new model of university teacher as a professional. This model is associated with the search for identity a teacher like highly educated expert for education and teaching. At the Institute of Industrial Engineering and Management (Faculty of Materials and Technology in Trnava, Slovak University of Technology in Bratislava) we have created Evaluation model of sustainable quality of university teacher (EMS QUT) and Evaluation model for choose and selection of university teachers (EM SUT), which we have contributed to the creation of professional standards in the categories of competencies that meet the objectives of education, the function of schools and universities and activities of teachers in the real environment of educational institutions. The main aim of the article is to point for the competence assessment teaching staff of the university through competency model and method of Analytic Hierarchy Process.

Текст научной работы на тему «Метод анализа иерархий компетенций при отборе преподавателей высшей школы»

Nizhny Novgorod University N.i. Lobachevsky. -2012. -No. 2 (2). P. 220.

3. Oleynik N.S. analysis of innovation in the Nizhny Novgorod region//VestnikKrasGAU. — №8. -2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7analiz-innovatsionnoy-deyatelnosti v nizhegorodskoyoblasti-(date of circulation: 05.04.2016).

4. Kandaurova I.R. Innovative regional economy (on the materials of the Republic of Bashkortostan)//electronic journal "Economics and society". -No. 3 (16). -2015.

5. Mullanurov A.T. Analysis of development of innovational activity in the Republic of Tatarstan// Vector of science TSU. -2013. -No. 1 (23).

Инновационное развитие

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-innovatsionnoyrazvitiya-deyatelnosti v respublike-tatarstan (date of circulation: 05.04.2016). ZajnullinaS.f. Features investment security innovation in region// economics and entrepreneurship. -2015-No. 12. C. 862863.

6. Regions of Russia: socio-economic indicators. 2015: Stat. sat. /Rosstat. -M, 2015. -1266 with.

7. Ahtarieva L.G. Factors of formation of regional innovation economy. researcher. works of teachers of the Chair. /under the General Ed. Hp L.S. Valinurovf, O. B. Kazakova. -UFA: BASHGU, 2012. - P. 4-18.

Юрик Лукас

Институт промышленного машиностроения и менеджмента, Словацкий технологический университет в Братиславе. Словакия, Трнава

УДК 331.1

Шуякова Моника

Институт промышленного машиностроения и менеджмента, Словацкий технологический университет в Братиславе. Словакия, Трнава

Мт

Сакал Петр

Институт промышленного машиностроения и менеджмента, Словацкий технологический университет в Братиславе. Словакия, Трнава

МЕТОД АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОТБОРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статус преподавателя в современном мире меняется. Создается новая модель преподавателя университета как профессионала. Компетентностный подход выходит на первый план во всех направлениях, в том числе в области преподавания. Эта модель обусловлена поиском личности преподавателя как высокообразованного эксперта в образовании и преподавании. В Институте промышленного машиностроения и менеджмента (факультет материаловедения и технологий в Трнаве Словацкого университета технологий в Братиславе) мы создали модель оценки устойчивых качеств преподавателя университета и модель оценки для выбора университетских преподавателей, которые мы внесли в создание профессиональных стандартов в категориях компетенций, которые соответствуют целям образования, функции школ и университетов и деятельности преподавателей в реальной ситуации образовательных учреждений. Для оценки профиля компетенций сотрудника Института промышленного машиностроения и менеджмента применен метод анализа иерархий посредством использования экспертного метода. Профиль компетенций служит основой будущего профессионального развития сотрудника, а также может служить основой для вознаграждения сотрудника. Главная цель статьи — обратить внимание на оценку компетенции преподавательского состава университета через модель компетенции и метод анализа иерархий.

Ключевые слова: компетенция, многокритериальное принятие решений, метод анализа иерархий, профиль компетенций.

Innovative development

METHOD OF ANALYSIS OF HIERARCHIES OF COMPETENCIES IN THE SELECTION OF HIGH SCHOOL TEACHERS

A competency approach comes to the fore also in the area of teaching. Teacher status is now changing. They are creating a new model of university teacher as a professional. This model is associated with the search for identity a teacher like highly educated expert for education and teaching. At the Institute of Industrial Engineering and Management (Faculty of Materials and Technology in Trnava, Slovak University of Technology in Bratislava) we have created Evaluation model of sustainable quality of university teacher (EMS QUT) and Evaluation model for choose and selection of university teachers (EM SUT), which we have contributed to the creation of professional standards in the categories of competencies that meet the objectives of education, the function of schools and universities and activities of teachers in the real environment of educational institutions. The main aim of the article is to point for the competence assessment teaching staff of the university through competency model and method of Analytic Hierarchy Process.

Key words: competency, multi-criteria decision making, analytical hierarchy process, competency profile.

Компетенции — это часть человеческого капитала, который может использовать бизнес для развития и роста человека и таким образом его интеллектуального капитала. Компетентностный подход выходит на первый план в области преподавательской деятельности. Статус преподавателя сейчас меняется. Специалисты создают новую модель университетского преподавателя как профессионала. Эта модель обусловлена поиском личности преподавателя как высокообразованного эксперта в образовании и преподавании. Специалисты создают различные профессиональные стандарты в категории компетенций, которые соответствуют целям образования, функциям школы и университета и деятельности преподавателей в реальной ситуации образовательных учреждений. Развитие компетенции должно быть эффективным, гибким и разнообразным. Преподаватели приобретают и развивают такие компетенции во время своей карьеры в рамках подготовительного этапа и обучения на протяжении всей жизни.

В Институте промышленного машиностроения и менеджмента СТУ ФМТ мы создали модель оценки устойчивых качеств преподавателя университета и модель оценки отборочного процесса для того, чтобы занимать должность университетских преподавателей. Компетенции представляют все, что нужно сотруднику для выполнения задач, которые ему даются для достижения желаемых показателей работы. Для развития учреждений самим сотрудникам нужно создать модель, тем самым было бы возможно оценить индивидуальные компетенции. Модели компетенций включают в себя компетенции, необходимые для достижения эффективных результатов и целей. Они используются в развитии, отборе, оценке и оплате сотрудников. Использование компетентностного подхода создает условия для применения многокритериальной оценки. Методом, который может быть использован для решения проблем такого типа, выступает метод анализа иерархий. Преимущество этого подхода в том, что он

позволяет всесторонне оценить общую систему компетенций и присвоить индивидуальным компетенциям различные величины значения.

Начало

Выберите нужный критерий

Сбор данных

Вычисление критерия величины с использованием матрицы парных сравнений

11

Согласованы ли матрицы? Модификация парных сравнений

Использование метода оценки кадров в ИПММ

Согласованы ли матрицы? Модификация парных сравнений

Определите последовательность кадров

Конец

Рисунок 1. Алгоритм применения метода анализа иерархий (источник: составлено авторами)

Применение метода анализа иерархий для оценки сотрудников ИПММ — модель 1 — модель оценки устойчивых качеств преподавателя университета

Профиль компетенций преподавателя — это сумма ключевых компетенций и обусловленных ими способностей, которые характеризуют показатели профессии. Профиль компетенций — это основа для дальнейшего профессионального и карьерного развития, а также это основа для оценки системы, которая мотивирует преподавателей посредством оценки и вознаграждения (7штк, 2013). Применение метода анализа иерархий для оценки профиля компетенций

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2

Инновационное развитие

Оценка сотрудника ИПММ

[ Квалификация | [ Исследования ] [ Преподавание ] [ Сотрудничество ] Рисунок 2. Изображение основной иерархии (источник: составлено авторами)

Рисунок 3. Иерархическое представление критериев — квалификация (источник: составлено авторами)

Рисунок 4. Иерархическое представление критериев — исследования (источник: составлено авторами)

Рисунок 5. Иерархическое представление критериев — преподавание (источник: составлено авторами)

Рисунок 6. Иерархическое представление критериев — сотрудничество (источник: составлено авторами)

Innovative development

сотрудника Института промышленного машиностроения и менеджмента было проведено посредством использования экспертного метода. Алгоритм отдельных шагов использования метода анализа иерархий показан на рис. 1.

Отправной точкой применения метода анализа иерархий является создание иерархической структуры, где каждый элемент системы подчинен одному или более элементу, за исключением верхнего элемента. Верхний элемент иерархический структуры — это цель проблемы.

Определение объективного принятия решений

Целью было оценить профиль компетенций сотрудника Института промышленного машиностроения и менеджмента. Этот профиль компетенций служит основой будущего профессионального развития сотрудника, а также может служить основой для вознаграждения сотрудника. Объективность модели можно увидеть в критериях отбора.

Альтернативное решение

Альтернативное решение представляет сотрудников Института промышленного машиностроения и менеджмента факультета материаловедения и технологий в Трнаве. Оно было отобрано выборочно из пяти сотрудников Института, которые предоставили свои данные для обработки предложенного профиля компетенций. Для начального года был выбран 2013 год, соответственно, 2012/2013 учебный год. Этот год является исходным годом, а последующие годы дадут информацию о дальнейшем развитии отдельных сотрудников.

Предложение критериев оценки альтернативных решений

Предлагаемые критерии являются еще одним важным шагом в создании профиля компетенций в Институте промышленного машиностроения и менеджмента. Профиль состоит из главных критериев, созданных в соответствии с профилем (требованиями) обучения сотрудников от профессора Рамик, рисунки от 2 - 6. Другие критерии были отобраны после консультации с компетентными лицами и экспертами в данном направлении — профессором Сакал и доцентом Члпековой.

Другие критерии были созданы в соответствии:

• с информацией от Рейтинговых агентств;

fTpiiufcucru ■ Н1ИН

• требованиями Европейского парламента к преподавателю;

• требованиями Факультета материаловедения и технологий;

• с Законом об образовании;

• других соответствующих источников.

Решение проблемы интегрирования данных

осуществлялось посредством использования метода Экспертных оценок, включающих следующие шаги:

1. Определение и ввод объективных критериев и альтернатив в проблему принятия решений;

2. Присвоение значения отдельному критерию путем парного сравнения критериев;

3. Оценка альтернатив путем парного сравнения отдельных критериев;

4. Оценка оптимального альтернативного решения.

Определение значений критериев

После создания иерархической структуры мы должны присвоить значение каждому критерию. Значения отдельных критериев вычисляются экспертным выбором. Вычисление проводилось посредством сравнения матричных критериев. Величины матрицы сравнения были определены по оценке, которая была распространена среди экспертов в этой области, и скорректированы до матрицы согласованности. Матрица парного сравнения основана на принципе взаимной матрицы сравнения двух элементов, которая подходит величине шкалы от 1 до 9. На рисунке 7 можно увидеть, что самый важный критерий иерархической структуры первого уровня — это критерий Сотрудничество, а критерий Квалификация имеет самое низкое значение. Любое подобное сравнение содержит величины согласованности, которые не могут превышать 0,1. В этом случае величина согласованности 0,03, что означает, что матрица согласована.

Оценка альтернатив

Оценка альтернатив может быть проведена с использованием парных сравнений. Когда мы делали оценку альтернатив для отдельных критериев, матрицы сравнения всегда были согласованы. Если согласованность превышала значение 0,1, величины в матрице были скорректированы, чтобы не превышать предел согласованности. Сотрудники ИПММ ФМТ СТУ названы как Р1, Р2, Р3, Р4 и Р5 в таблицах.

Прт^лпнис Иссзсдошпы

кнаи|$41кл||>ч| .090

I Ивдтцвдмочющ-С.И} С О МСДОС1 1ДШЛП

Рисунок 7. Результаты оценки согласованности и оценка значимости критериев

ВШИт USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. 2016, (16), № 2

Инновационное развитие

А ¡а" □ ¡ь-'нЬЛчьГ тии^

Йен 51:?

Оя-гИ 1>№И|||Ц ■ 11

ЩИ

Iй М7Э

М»

гч о.и»

Общая согласованность = 0,4 Рисунок 8. Результат оценки вариантов

Рисунок 8 показывает рейтинг сотрудников. Самый компетентный сотрудник — это сотрудник Р1, затем сотрудники Р2, Р5, Р3 и на последней позиции сотрудник Р4. Согласованность матрицы общей оценки достигла 0,04, это подразумевает, что условие согласованности удовлетворено.

Результат оценки альтернатив

Полученные величины сравниваемых сотрудников по отдельным критериям показаны на рисунке 8. Сотрудники названы как Р1, Р2, Р3, Р4, и Р5. Для каждого критерия показано также значение критерия. Значение критерия определяет, как критерий вовлечен в общую оценку сотрудника. С первого взгляда ясно из таблицы, что сотрудник Р1 поставлен на первое место относительно другого сотрудника.

Применение метода анализа иерархий для оценки профиля компетенций преподавателя ИПММ — Модель 2 — модель оценки для выбора университетских преподавателей

Другая модель была придумана на основе рекомендаций отдела кадров факультета. Это модель компетенций для оценки кандидатов на должность преподавателя университета. Начальной точкой применения метода анализа иерархий также является создание иерархической структуры.

Определение цели принятия решений

Целью принятия решений был отбор наиболее подходящего кандидата на должность преподавателя университета и создание Модели 2 в качестве предложения профиля компетенций кандидата на должность преподавателя Института промышленного машиностроения и менеджмента.

Альтернативы решения

Альтернативные решения представлены сотрудниками Института промышленного машиностроения и менеджмента ФМТ СТУ в Трнаве. С сотрудниками связывались посредством опроса. Было выбрано 6 случайных респондентов.

Предложение критериев оценки альтернативных решений

Для Модели 2 было выбрано 12 ключевых критериев, которым должны соответствовать кандидаты на должность преподавателя ИПММ, а именно:

знание иностранного языка; терпимость (многокультурное мышление); способность руководить людьми; способность мотивировать людей; сочувствие;

критическое мышление; способность самоконтроля; характер и естественный интеллект; прилежание; ответственность; знание преподаваемого предмета; навыки общения и риторики; Определение значений критериев Расчет был выполнен посредством критериев матрицы сравнения. Эти величины в матрице сравнения были определены экспертами в этой области и скорректированы в рамках матрицы согласованности.

На рисунке 9 можно увидеть, что самый важный критерий — Ответственность, а критерий Знание иностранного языка имеет наименьшее значение. Величина согласованности 0,06, это означает, что матрица согласована, и мы можем осуществить парные сравнения отдельных вариантов. Ответственность — 220 Знание преподаваемого предмета — 162 Прилежание — 130 Навыки общения и риторики — 110 Характер и естественный интеллект — 098 Критическое мышление — 072 Способность самоконтроля — 066 Способность руководить людьми — 037 Способность мотивировать людей — 036 Сочувствие — 031

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Терпимость (многокультурное мышление) — 021 Знание иностранного языка — 019

Оценка альтернатив

Оценка альтернатив может быть выполнена с использованием парных сравнений. Для отдельных критериев матрицы сравнения была проведена оценка на согласованность. Если согласованность превышала величину 0,1, величины в матрице корректировались, чтобы не превышать предел согла-

Innovative development

Ответственность ,220

Знание преподаваемого предмета ,162

Прилежание ,130

Навыки общения и риторики ,110

Характер и естественный интеллект ,098

Критическое мышление ,072

Способность самоконтроля ,066

Способность руководить людьми ,037

Способность мотивировать людей ,036

Сочувствие ,031

Терпимость (многокультурное мышление)

Знание иностранного языка ,019

Несогласованность^,06 С 0 недостающих суждений

Рисунок 9. Анализ согласованности и оценка значимости критериев

Синтез в отношении: Модель компетенций 2 Общая несогласованность=,04

Рисунок 10. Результат оценки вариантов

сованности. Рисунок 10 показывает рейтинг сотрудников.

Результат оценки вариантов

Для каждого критерия показано и значение критерия. Значение критерия определяет, как критерий влияет на общую оценку сотрудника. Респондент, обозначенный как Р1, на первом месте, затем респондент Р5, а респондент Р3 занимает последнее место.

Заключение

Компетентностный подход в сфере образования важен для будущего развития. Используя компетент-ностный подход, можно объективно оценить и наградить сотрудников. Чтобы достичь требуемых

показателей работы, целесообразно создать профиль компетенций педагогического работника, который включает их навыки, знания, черты характера и отношение. Основой многокритериального принятия решений является мультикритериальный характер проблем в образовании. Методом, который чаще всего используется для решения проблем такого рода, является метод анализа иерархий. Преимущество в том, что он позволяет вам оценить всю систему компетенций и присваивает отдельным компетенциям различную величину значения. На основании этих знаний созданы две модели компетенций, которые применимы к подобной оценке.

ERÁrO^ÁPHOCTh

The contribution builds on the results of APVVproject No. LPP-0384-09 "Koncept HCS modelu 3E vs. koncept Corporate Social Responsibility (CSR)" and KEGA project No. 037STU-4/2012 "Implementation of the subject of Sustainable Corporate Social Responsibility into the study programme of Industrial Management in the second degree of study at STU MTF Trnava". The contribution is part of the upcoming KEGA project No. 006STU-4/2017 "Innovation of the structure, content and teaching methods for the subject "Strategic Management" in the context of new business model for the 21th century based on "win-win" strategy. ".

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2

Литература

1. Сижакова М. Предложение по использованию методов для определения компетентности работников профилей в СТУ в г. Трнава. Дипломная работа. Трнава. 2014.

2. Бадо Р., Враблик П. Использование методов многокритериального принятия решений в бизнес-среде. [Электронный ресурс]. http://www.sjf.tuke.sk/ transferinovacii/pages/archiv/transfer/21-2011/pdf/082-085.pdf

3. Экспетный метод — краткое руководство. [Электронный ресурс].http://homepages.math.slu.cz/ BarboraKalicinska/EC_manual.pdf

4. Юрик Л. Предложение по использованию метода анализа иерархий для определения профиля компетентности руководителей сотрудников предприятия Delta Electronics (Словакия), Ltd. Дипломная работа. Трнава. 2013.

5. Казакова Б. Повышение профессиональной квалификации учителей. Прешов: Рокус. 2006.

6. Келлер Ж. Новые социальные риски. Прага: Камук. 2011.

7. Кадровая политика MTF в Трнаве. [Электронный ресурс]. http://www.mtf.stuba.sk/docs//doc/ Informacie_o/Personalna_politika_MTF_final.pdf

8. Компетенция и знания преподавателей предметов технического образования: Учебник дидактики технического образования. 2011. [Электронный ресурс]. http://ki.ku.sk/cms/utv/34_3.2-Kompetencie-a-znalosti-ucitela-technickych-vzdelavacich-predmetov

9. Рамик Дж. Аналитическая иерархия процессов и его возможное использование в оценке и поддержки принятия решений. Йиглава: Колледж Политехники. 2010.

Валинуровой, О. Б. Казаковой — Уфа: БАГСУ, 2012. — С. 4-18

Инновационное развитие

Literature

1. SUJAKOVA M. The proposal uses AHP method to determine the employees' competence profiles UPIM MTF STU Trnava. Thesis. MTF STU Trnava. 2014.

2. Bado R., VRABLIC P. Using methods of multicriteria decision AHP method of decision making in the business environment. http://www.sjf.tuke.sk/transferinovacii/ pages/archiv/transfer/21-2011/pdf/082-085.pdf

3. Expert Choice — a brief guide. http://homepages. math.slu.cz/BarboraKalicinska/EC_manual.pdf

4. JURiK L. The proposal uses AHP method to determine the competency profile of staff executives of enterprise Delta Electronics (Slovakia), Ltd. Thesis. MTF STU Trnava. 2013.

5. Kasacova B., et al. Professional development of teachers. Presov: Rokus. 2006.

6. Keller Jan. New social risks. Prague: Kamyk. 2011.

7. Personnel policy MTF in Trnava. http://www.mtf. stuba.sk/docs//doc/Informacie_o/Personalna_politika_ MTF_final.pdf

8. Competence and knowledge of teachers of technical education subjects: Textbook didactics of technical education. 2011. http://ki.ku.sk/cms/utv/34_3.2-Kompetencie-a-znalosti-ucitela-technickych-vzdelavacich-predmetov

9. Frame J. Analytical Hierarchy Process (AHP) and its potential application in the evaluation and decision support. In Mathematics at very economical practice. Jihlava: College of Polytechnics. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.