Первые публикации
Программы и программные системы
Учебные программы
Студенческая
Общие проблемы инженерного образования
Инженер в современной России
Экобионика
Зарубежное образование
История технического прогресса
Будущий инженер
Вне рубрик
Расширеный поиск Подписаться на новости
ПОИСК
Ред. совет Специальности Рецензентам Авторам Архив
Логин
п
Пароль
1 ■
ВХОД
регистрация
электронное научно-техническое издание
НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ
Эл № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0420900025. ISSN 1994_0408_
Метод адаптация интерфейсов пользователей на терминологию предметной области в системах формирования и использования распределенных гетерогенных информационных ресурсов
# 01, январь 2010 автор: Шевнина Ю.
УДК 004.9
Введение
Современные программно-инструментальные средства формирования и использования распределенных гетерогенных информационных ресурсов (ИР) позволяют публиковать ИР различных форматов, осуществлять по ним эффективный поиск с применением метаданных, предоставлять к ресурсам авторизованный доступ пользователей. Однако, существенным недостатком наиболее популярных на сегодняшний день программно-инструментальных комплексов формирования и использования ИР [1] является отсутствие в них гибкого механизма адаптации элементов пользовательских интерфейсов к специфике предметной области (ПрО) деятельности. А это приводит к усложнению доступа к информационным ресурсам и снижению качества и эффективности работы с ними представителей различных сфер деятельности. Для решения этой проблемы предлагается использовать метод адаптации профилированных интерфейсов пользователей к терминологию предметной области деятельности, основанный на использовании параметризируемого шаблона доступа к объектам информационной среды.
Метод адаптации профилированных интерфейсов пользователей на терминологию предметной области деятельности
Основные положения метода адаптации профилированных интерфейсов пользователей заключаются в получении на основе проведенного онтологического анализа терминологии предметной области деятельности; определение значений элементов для рубрикаторов; определение уровней доступа пользователей к элементам интерфейса. Результаты онтологического анализа используются при формировании специализированных шаблонов представления ИР на основе параметризируемого шаблона доступа к объектам информационной среды. Параметризируемый шаблон доступа позволяет за счет изменения параметров, отображающих специфику предметной области, управлять любой частью интерфейса пользователя. Заложенные в шаблон механизмы управления переименованием элементов интерфейса в терминологию предметной области позволили достигнуть гибкости формирования интерфейсов пользователей и вносить в них специфику предметной области. Условно схему параметризируемого шаблона доступа можно разделить на три части: 1 -список функций, разрешенных в системе для пользователей; 2 - список элементов базовой модели представления информационных ресурсов; 3 - список системных средств организации интерфейса для работы с информационными ресурсами. В качестве базовой модели представления информационных ресурсов был выбран международный стандарт Dublin Core (DC) Metadata Set [2], как наиболее универсальный и, вместе с тем, являющийся простым по содержанию и реализации. Стандарт DC не привязан к конкретной предметной области, он является стандартом высокого уровня и определяет принципы описания ресурсов. К некоторым элементам в соответствии с базовой моделью представления информационных ресурсов могут подключаться рубрикаторы. Настраивать параметризируемый шаблон доступа к объектам информационной среды позволяет методика адаптации шаблона на специфику предметной области деятельности. Данная методика включает последовательность работы с параметризируемым шаблоном, которая заключается в 1) установлении соответствия между элементами стандарта DC и терминологией предметной области деятельности, выявленной в результате онтологического анализа этой предметной области; 2) определение элементов, которые будут представлены в виде рубрикаторов; 3) формирование перечня терминов предметной области деятельности для каждого из рубрикаторов; 4) параметризация шаблона доступа к объектам информационной среды.
Моделирование специализированных шаблонов представления ИР
Для исследования свойств и параметров взаимодействия элементов специализированного шаблона была разработана его модель с использованием языка UML (Unified Modeling Language) [3]. Для описания логической модели специализированного шаблона представления ИР была использована диаграмма классов UML, построенная с учетом структуры параметризируемого шаблона (рисунок 1). В качестве структурных единиц элемента шаблона, или классов, были выделены такие понятия как «Термин ПрО», «Элемент DC», «Рубрикатор» и «Правило доступа». Установлены ассоциативные отношения между
СОБЫТИЯ
Восьмая открытая всероссийская конференция "Преподавание ИТ в России 2010"
17-я Всероссийская межвузовская научно-техническая конференция студентов и аспирантов "Микроэлектроника и информатика - 2010"
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА
4.03.2010 II Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция "Педагогические и технические аспекты применения технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза и школы "
6.02.2010
Студенческий командный чемпионат мира по программированию; российские университеты подтвердили лидерство отечественной школы программирования
27.01.2010
Конкурс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации 2010 года в области науки и техники
25.01.2010 Программа Десятой международной научно-практической конференции "Новые информационные технологии в образовании
13.01.2010 Ректор МГТУ им. Н.Э.
С
весна
классами с определением кратности соответствующих экземпляров.
Термин П[Ю Элемент ОС
1 1
1
1 0.*
CL* ]
Рубрикатор 111)30 ило доступе
1 о..-
Баумана Игорь Федоров; Ищем тех, кто в детстве не наигрался в машинки
Рисунок 1 - Модель специализированного шаблона представления ИР
Таким образом, исходя из установленных ассоциативных отношений между классами с определением кратности соответствующих экземпляров, были получены следующие кортежи элементов {Термин ПрО, Элемент РС}, {Термин ПрО}, {Термин ПрО, Рубрикатора 1, Рубрикатора 2, ...}, {Термин ПрО, Правило доступа 1, Правило доступа 2, ...}, {Рубрикатор}, {Рубрикатор, Правило доступа 1, Правило доступа 2, ...}. Кортежи, состоящие из одного элемента, {Термин ПрО} и {Рубрикатора} определяют, соответственно, что данный термин предметной области не имеет расширения своего значения в виде рубрикатора или не имеет никаких описаний правил доступа, кортеж {Рубрикатора } определяет, что к данному значению рубрикатора не подключено ни одного правила доступа.
Для наглядности результаты моделирования были представлены как алгебраическая система:
(1)
Т- множество свойств (элементов) или терминов конкретного направления предметной области деятельности, предназначенных для отображения в профилированных интерфейсах пользователей.
R- множество значений свойств. Значения свойств объединяются в так называемые рубрикаторы и позволяют еще шире использовать терминологию предметной области при построении элементов пользовательского интерфейса.
Множества Ти R получаются в результате онтологического анализа направления предметной области деятельности.
DC- множество элементов метаданных стандарта Dublin Core.
P- множество правил доступа к элементам шаблона (свойствам и их значениям). Элементы множества P представляют собой пары (k, f), где к- роль, f- уровень доступа (доступ открыт, доступ закрыт).
Di - отношение на Тx R. D2 - отношение на Т x DC. D3- отношения Тx P. D4 - отношение R x P.
В результате применения методики настройки параметризируемого шаблона доступа к объектам информационной среды [4] были получены свойства отношений Dp.
Vi, €Е Г ЗЛ, (= Л: Vr е Л, (f,-, rleZJi = ¿,-Л|Гл|Д| > 1
1. 1 1 ' ' Отношение Dj
определяет принадлежность значений из множества R конкретным элементам множества Т, причем каждому элементу (свойству) соответствует хотя бы одно значение.
2. 1 . Это свойство говорит о том, что любой элемент г из множества
Л всегда связан с элементом tиз множества Г отношением Р±, и, причем только с одним.
3. Л . Всякое свойство f из множества Гсвязано с
единственным элементом dc из множества DCотношением Û2-
4 Vi, еТс Р.Чре JJfe,D^ = tiD^pл[^|>0 другими словами
отношение D3 определяет принадлежность значений из множества P конкретным свойствам
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
Доска объявлений
Архив
Ассоциация технических Университетов Информация о проекте Авторы
Координационный совет
забыли пароль?
множества свойств Т.
5. Данное свойство вытекает из свойства 1. Если свойству Г из множества Т не соответствует
■1Ч| = о,
ни одного правила доступа ( г 1 ), то будем считать, что это свойство доступно всем участникам направления деятельности.
3peP3ieT:£D$p
6. " 3 . Существует правило доступа связанное только с одним
свойством из множества Тотношением О3.
Отношение 04 определяет принадлежность значений правил доступа из множества Р значениям свойств из множества Я.
8. Если 1 J 1 , то будем считать, что соответствующее ./значение свойства из множества Л доступно всем участникам конкретного направления деятельности.
. Зр <ЕРЭг€Е Я :iD4n
9. ^ . Во множестве Р не существует значении, несвязанных отношением D4 ни с одним из значений свойств описания ИР, кроме того, каждое описание правил доступа связано только с одним значением свойства.
10. J 4 . Если элемент i множеств Ти элемент р множества P не связаны между собой отношением D3, значит элемент p множества правил доступа P связан отношением D4 с элементом множества значений свойств r.
11. Одно и тоже правило доступа не может одновременно быть связанным со свойством и значением свойства.
В результате применения методики настройки параметризируемого шаблона доступа к полученной модели были выделены свойства отношений элементов шаблона, которые повторили свойства элементов шаблона, полученные при моделировании с применением UML. Таким образом, была доказана непротиворечивость основных положений методики настройки параметризируемого шаблона, существование и единство связей между элементами шаблона.
Заключение
Предлагаемый метод получения профилированных пользовательских интерфейсов позволяет динамически изменять функциональность профилированных интерфейсов пользователей для систем формирования и использования распределенных гетерогенных информационных ресурсов; упростить доступ различных категорий пользователей к информационным ресурсам за счет использования специфики рабочих процессов и терминологии предметной области деятельности в профилированных поисковых интерфейсах пользователей; сократить временные затраты на формирование и настройку интерфейсов пользователей для работы с информационными ресурсами за счет использования параметризируемого шаблона доступа к объектам информационной среды; формировать адаптивные профилированные интерфейсы для различных категорий пользователей систем формирования и использования распределенных гетерогенных информационных ресурсов.
Список литературы:
1. Игнатова И. Г., Жданова И. В., Соколова Н. Ю., Шевнина Ю. С. Инструментальные средства создания и сопровождения электронных коллекций информационных ресурсов // Наука и образование. - М. : МГТУ им. Баумана, 2009. - № 5. http://technomag.edu.ru/doc/125008.html.
2. Проект Dublin Core Metadata Initiative http://www.dublincore.org.
3. Буч, Г. Язык UML. Руководство пользователя : пер. с англ. [Текст] / Г. Буч, Д. Рамбо, А. Джекобсон. - М. : ДМК Пресс, 2000. - 432 с.
4. Игнатова И.Г.,Шевнина, Ю.С. Метод формирования целевых Web-интерфейсов для работы с информационными ресурсами // Известия высших учебных заведений. Электроника. - 2007. - № 4. - С. 65-70.
Публикации с ключевыми словами; информационный ресурс, Публикации со словами; информационный ресурс, онтология Смотри так же;
онтология
Инструментальные средства создания и сопровождения электронных коллекций
информационных ресурсов
Методы отображения онтологий. Обзор
Метод формирования поисковых интерфейсов на основе параметров, отражающих специфику предметных направлений
Тематические рубрики:
• Наука в образовании: Электронное научное издание
Ассоциация технических Университетов Вузы
Информационное агентство
Координационный совет Новости УМО Вузов
3 [email protected] телефон (8499) 263-68- К55 □5ТПСКбП0иР
67
© 2003-2010 «Наука и образование; электронное научно-техническое издание»