Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1. С. 56-61 North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(1):56-61
Проблемы теории и истории права и государства
Научная статья УДК 34.01
doi: 10.22394/2074-7306-2023-1-1-56-61
МЕТАВСЕЛЕННАЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Святослав Петрович Федоренко
хЮжно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Россия, fsp018@yandex.ru 2Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются современные цифровые технологии, влияющие на основные сферы жизнедеятельности государства и общества. Особое внимание уделяется процессам формирования метавселенной. Анализируются проблемы правового регулирования общественных отношений в метавселенной в контексте функционирования ключевых правовых институтов. Указываются современные тенденции развития цифровых технологий и их влияние на государственный контроль и правовое регулирование. Рассматривается проблема трансгранично-сти метавселенной в контексте юрисдикции государств. Показывается опыт передовых государств в данном процессе через использование норм этики и норм права в виртуальном пространстве. Анализируются основные проблемы правового регулирования метавселенной и предлагаются меры для минимизации угроз, рисков и вызовов, связанных с цифровизацией общественных отношений.
Ключевые слова: метавселенная, цифровые технологии, информационное пространство, искусственный интеллект, чат-боты и юриспруденция, проблемы правового регулирования метавселенной и использования передовых технологий, трансграничные процессы и национальная юрисдикция, риски использования цифровых технологий в контексте защиты прав человека
Для цитирования: Федоренко С. П. Метавселенная как фактор трансформации правового регулирования // Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1. С. 56-61. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2023-1-1-56-61
Problems of the Theory and History of Law and State
Original article
METAVERSE AS A FACTOR OF TRANSFORMATION OF LEGAL REGULATION Svyatoslav P. Fedorenko1- 2
xSouth-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy
and Public Administration, Rostov-on-Don, Russia, fsp018@yandex.ru
2Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russia
Abstract. The article discusses modern digital technologies that affect the main spheres of life of the state and society. Special attention is paid to the processes of metaverse formation. The problems of legal regulation of public relations in the meta-industry in the context of the functioning of key legal institutions are analyzed. The current trends in the development of digital technologies and their impact on state control and legal regulation are indicated. The problem of the transborder nature of the metaverse in the context of the jurisdiction of states is considered. The experience of advanced states in this process is shown through the use of ethics and legal norms in the virtual space. The main problems of legal regulation of the metaverse are analyzed and measures are proposed to minimize threats, risks and challenges associated with the digitalization of public relations.
© Федоренко С. П., 2023 56
Keywords: metaverse, digital technologies, information space, artificial intelligence, chatbot, problems of legal regulation of the metaverse and the use of advanced technologies, cross-border processes and national jurisdiction, risks of using digital technologies in the context of human rights protection
For citation: Fedorenko S. P. Metaverse as a factor of transformation of legal regulation. North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(1):56-61. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-l-l-56-61
Последние столетия человечество движется по пути технического прогресса. Первые достижения научно-технической революции вообще не оценивались в контексте последующих рисков, и не просчитывали необходимость их минимизации в правовом пространстве. Так, например, индустриальная революция 30-х годов в СССР считалась абсолютным благом. Лишь спустя десятилетия отечественные ученые стали анализировать проблемы, связанные с вредом для экологии промышленной деятельности, и пытаться урегулировать их с помощью норм экологического права. Аналогичные примеры можно привести с использованием новых видов транспорта, атомной энергии, синтетических материалов, пищевых добавок, пластика и так далее. Законодательство адаптировалось под данные научно-технические изменения десятилетиями. Современное развитие науки, техники и технологий характеризуется предельно высокой динамикой, как научного прогресса, так и общественных отношений. К тому же всемирно известный футуролог Р. Курцвейл утверждает, что дальнейшее развитие технологий будет происходить экспоненциально, а не линейно [1, с. 38]. Поэтому такого количества времени, которое было раньше у законодателя для анализа, оценки и выработки мер, в связи с изменившимися техническими особенностями, в настоящее время нет.
Широкий общественный резонанс получил случай, произошедший в РГГУ, где студент смог защитить диплом, выполненный чат-ботом ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer)1. Данный факт поставил администрацию вуза в тупик. С одной стороны, положение о написании данного рода работ не было нарушено студентом, так как нет прямого запрета на использование искусственного интеллекта, а с другой стороны, текст диплома выполнен без прямого участия обучающегося. Сами создатели данного искусственного интеллекта говорят о том, что руководству всех вузов мира необходимо переосмыслить подход к написанию, использованию и легализации письменных работ обучающихся, потому что данный чат-бот уже сейчас способен генерировать тексты, которые вырабатываются по 175 миллиардам параметров и трудно отличаемы от работы человека.
Аналогичных примеров можно привести десятки. Очевидно, что данная проблема является очень сложной для законодателя и необходимо тщательно проанализировать и осмыслить происходящие революционные изменения в сфере искусственного интеллекта. Но на это попросту нет времени, так как круг пользователей уже исчисляется сотнями миллионов, и затрагиваются все сферы жизнедеятельности мирового сообщества.
Появление данного чат-бота в виртуальном пространстве с возможностью практически неограниченного использования задает новые параметры для переосмысления места и роли цифровых технологий в настоящее время и перспектив их развития. Программа (и программы аналогичные ей) уже оказали серьезнейшее влияние на сферы науки, культуры, искусства, юриспруденции, образования и многие другие. Указанное приложение побило рекорды скачивания в истории и является одним из самых востребованных на сегодняшний день. Причем восторженные отзывы о работе данного чат-бота дают не только рядовые пользователи, но и специалисты. Директор по инновациям международной консалтинговой компании EY Джеффри Вон, говоря о ChatGPT указал следующее: «Восхищает то, насколько его ответы похожи на ответы живого человека. То, что мы видим, все больше не походит на машинные тексты, которые мы видели ранее»2. Очевидно, что данный вызов требует ответа, как от законодателя, так и от научного сообщества.
1 https://www.msk.kp.ru/daily/27460/4714947/
2 https://www.cnbc.com/2023/02/08/what-is-chatgpt-viral-ai-chatbot-at-heart-of-microsoft-google-fight.html
Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1
57
Problems of the Theory and History of Law and State
Fedorenko S. P. Metaverse as a factor of transformation of legal regulation
Сегодня рынок цифровых технологий измеряется триллионами долларов. Поэтому все IT-гиганты реагируют на возникновение новой конкурентоспособной цифровой системы. Следует ожидать, что в ближайшее время мы столкнемся с обилием аналогичных чат-ботов. Это усложнит контроль и регулирование данного процесса. Так же очевидно, что подобные системы искусственного интеллекта станут важным элементом в функционировании метавсе-ленной.
В настоящее время ряд стран встали в авангард высоких цифровых технологий и столкнулись с проблемой их правового регулирования. Одним из таких государств является Южная Корея, правительство которой анонсировала издание руководства по этике для пользователей метавселенных. Он не является обязательным регулятором и не влечет за собой никаких юридических санкций, что в нем же и подчеркивается1. Но это первый шаг для контроля и регулирования данного рода общественных отношений. И, конечно же, в дальнейшем министерство образования и ИКТ Южной Кореи планирует преобразовать этический кодекс в правовые нормы. Этот процесс уже запущен: началась разработка законопроекта по борьбе с отдельными преступлениями в метавселенных2. Рабочая группа правительства Южной Кореи внесла предложение по борьбе с преступлениями в метавселенной. В нем указывается, что: «В последние годы виртуальный мир, такой как Metavus, увеличил свою долю в жизни людей. Проблема сексуального насилия в виртуальном мире постоянно поднимается. Проблема в том, что правила наказания за это не ясны. Психологические жертвы сексуального насилия в отношении виртуальных персонажей также подвергаются сексуальному насилию. Страдания могут быть не меньше, чем прямое сексуальное насилие. Необходимо уточнить правила применения штрафных санкций. В данном случае сексуальное насилие, нацеленное на аватары и т.д. в виртуальном пространстве Мы хотим прописать правила наказания в законе. Мы хотим усилить защиту жертв (статья 13-2 Предложения)»3.
Следует согласиться с мнением заместителя министра образования и ИКТ Южной Кореи Пак Юн Кю в том, что: «Метавселенная будет расширяться и однажды станет частью нашей повседневной жизни, например, в сфере торговли, образования, медицинских услуг и многого другого»4. Поэтому южнокорейское правительство планирует серьезные государственные вложения в этот процесс.
Данный пример актуален для других стран, в том числе и для России. Крупнейшие финансово-экономические гиганты оценивают данный рынок как очень перспективный. Без исключения все цифровые корпорации следят за тем, как этот рынок будет развиваться. Но государство и общество этот процесс должен интересовать с позиции контроля, правового регулирования и защиты прав и свобод человека как базовой ценности.
Нельзя не заметить, что целый ряд прогнозов экспертов по развитию метавселенных не сбылись. Во многом это связано с периодом пандемии, а также тектоническими сдвигами в современном геополитическом пространстве. Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время интерес инвесторов к метавселенной превосходит интерес к технологиям искусственного интеллекта на той же стадии развития. Многие эксперты говорят о том, что в течение ближайших 5-7 лет стоимость метавселенной будет сопоставима с ВВП Японии5. Поэтому прошлый 2022 год характеризовался тем, что генеральные директора многих передовых компаний искали и активно нанимали директоров по развитию метавселенных.
1 https://koreajoongangdaily.joins.com/2022/11/28/business/tech/Korea-Metaverse-government/20221128173259964.html.
2 https://likms.assembly.go.kr/bill/billDetail.do?billId=PRC_R2P2V0H4N0C1N1M1J2U4A2T7V2D5X9.
3 Там же.
4 https://koreajoongangdaily.joins.com/2022/11/28/business/tech/Korea-Metaverse-government/20221128173259964.html.
5 https://www.forbes.ru/mneniya/483145-zakony-metavselennoj-kak-budet-regulirovat-sa-zizn-nasih-avatarov 58 North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(1)
Процесс дальнейшей виртуализации общественных отношений тесно связан с проблемами правового регулирования. Они уже стали широко известными. В частности, это юрисдикция государств в трансграничных сделках в цифровом пространстве; статусы криптовалюты, игровых валют, NFT объектов; охрана авторских прав интеллектуальной собственности; электронная реклама; персональные данные и другие проблемы, возникающие в мета-пространстве [2, с. 183].
Сегодня одним из ведущих специалистов России в данной сфере является Председатель межгосударственной рабочей группы по проведению глобальных консультаций Специального комитета по искусственному интеллекту Совета Европы. Соавтор Национальной стратегии развития ИИ и Концепции регулирования технологий ИИ и робототехники. Управляющий директор Центра регулирования ИИ ПАО Сбербанк. Руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ (АНО «Робоправо»). Андрей Владимирович Незнамов. Будучи глубоко вовлеченным в данную проблематику, он выделяет 6 ключевых угроз, связанных с государственным контролем и правовым регулированием1. С ним можно согласиться и использовать его схему для дальнейшего анализа в данном направлении.
Государственный контроль представляет собой главную функцию государства. Она распространяется (прямо или косвенно) на все общественные отношения, проходящие на его территории. Но в вопросах цифровизации государство сталкивается с проблемой трансгранично-сти виртуального пространства. Это обусловлено тем, что технически метавселенная является замкнутым регулируемым пространством со своей системой правил и характеристик, мерами воздействия, санкциями и заданными параметрами. Можно сказать, что каждая часть метавселенной и она сама, в каком-то смысле представляет собой копию государства. Но информационные данные о гражданах и подданных разных государств носят трансграничный характер. В данном случае начинает обостряться борьба между государствами за юрисдикцию в цифровом пространстве. И в ближайшее время эта борьба не прекратится. Воздействие государства будет сосредоточено в сфере антимонопольного регулирования законодательства об обороте информации о защите персональных данных, и осуществления экстремистской и террористической деятельности в сети интернет. Здесь и возникает вопрос транснационального регулирования. Данная проблема характерна для борьбы с международной преступностью.
Как указывалось выше одно из типичных преступлений - это сексуальное насилие. Жертва сексуального насилия в метавселенной может находиться в одной стране, а злоумышленники в другой. Более того как показывает международная практика часть государств легализуют криминальность виртуального сексуального насилия, а часть откажется его признавать. Поэтому согласовать действия по предотвращению такого рода преступлений будет крайне сложно в контексте проблем, связанных с юрисдикцией национальных правовых систем и их гармонизации в пространстве метавселенной.
Следующая проблема правового регулирования - это создание правил оборота контента. Метавселенная - это гигантское, теоретически бесконечное информационное цифровое поле. Но в его основе лежат традиционные общественные отношения. Поэтому и применения традиционных юридических инструментов будет производиться аналогичным образом. Но это будет требовать целого ряда поправок в законы о рекламе, работе СМИ, трансграничном обороте персональных данных. В настоящее время уже встречается целый ряд коллизий между национальными правовыми требованиями о локализации персональных данных и их размещением в облачных сервисах компаний зарегистрированных в других государствах. В дальнейшем это потребует целого ряда международных договоренностей и юридических уточнений, связанных с биометрическими данными, геномными данными, вопросами трансгуманизма, биоэтики, смены пола и т.д. Это актуальная проблема для всего человечества, так как некоторые сторонники трансгуманизма, такие, как Рэй Курцвейл, Клаус Шваб, Ник Бостром, Дэвид Пирс и другие говорят о том, что в ближайшее время обилие имплантов и искусственного изменения
1 https://www.forbes.ru/mneniya/483145-zakony-metavselennoj-kak-budet-regulirovat-sa-zizn-nasih-avatarov. Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1 59
Problems of the Theory and History of Law and State
Fedorenko S. P. Metaverse as a factor of transformation of legal regulation
природы человека потребуют переосмысления самого термина «человек» [3, с. 128]. Указанная проблема является фундаментальной для всего мирового правового массива. Со времен Великой французской буржуазной революции человек его права и свободы легли в основу всех основных правовых систем мира, поэтому при переосмыслении термина «человек» придется переосмысливать все действующие мировое законодательства. О рисках утраты человеком своей идентично убедительно написал профессор А. И. Овчинников [4, с. 486].
Важным является правой статус отдельных элементов метавселенных. Например, виртуальная сделка с виртуальными объектами. Это неизбежно поднимает вопрос о легальности таких сделок и возможности оспаривать ее в суде, вопрос о налогообложении и соблюдении авторских прав. Также возникает вопрос о полномочиях на заключение сделок и способах их подтверждения. И как справедливо отмечает В. И. Фатхи, государство в целях защиты прав граждан должно активно включаться в процесс правового регулирования данных вопросов, чтобы метавселенная подстраивалась под право, а не право под метавселенную [5, с. 18].
Следующая актуальная проблема - это регулирование порядка взаиморасчетов. К ней относятся вопросы синхронизации курса криптовалют, игровых, валют смартконтактов, виртуального имущества и трансграничные расчеты с вовлечением нескольких информационных посредников. Поэтому проблема идентификации субъектов правоотношений будет вставать достаточно остро. По всей видимости, к ней будут добавляться вопросы участия искусственного интеллекта в данных процессах. По нашему мнению, решить эти проблемы в настоящее время не удалось ни одной национальной правовой системе. И эти процессы во многом протекают стихийно. Поэтому необходимы парламентские и правительственные группы для разработки проектов правового регулирования указанных аспектов.
Важной выступает проблема адаптации традиционных правовых институтов для регулирования взаимоотношений в метавселенной. Соответственно, придется адаптировать и переосмысливать целый ряд позиций института наследования, дарения, мены, хранения, налогового законодательства и так далее. Также это будет связано с рынком труда, где происходит не только вытеснения искусственным интеллектом представителей целого ряда профессий: таких как кадровые работники, кассиры, бухгалтеры, юристы, преподаватели и другие. Но и с изменением условий труда, а также форм и правил оказания услуг.
Следующий аспект - это международное регулирование функционирования метавселен-ной. Известны примеры, когда государствам удавалось достаточно успешно договориться об универсализации правил для использования новых технических достижений. Например, это автомобили, авиасообщение, освоение космоса, клонирование человека, некоторые вопросы искусственного интеллекта. На повестке дня аналогичные согласования вопросов международного использования ресурсов метавселенной. Здесь возможен сценарий, при котором катализатором выступит объединение нескольких глобальных цифровых корпораций, которые будут под различными предлогами игнорировать требования государств. Тогда может наступить конфликт, как между юрисдикциями разных государств, так и государств с цифровыми корпорациями.
На основании изложенного можно сказать, что современные цифровые технологии развивается бурными темпами и практически еженедельно кардинально меняют сложившееся общественное отношение во всем мире. Но, говоря о их правовом регулирования, следует отметить, что как в основе цифровых общественных отношений лежат классические общественные отношения, так и классические методы правового регулирования можно использовать в метавселенной. Разумеется, требуются поправки и некоторые модернизации существующих юридических механизмов. Здесь, на наш взгляд, применим опыт Южной Кореи, которая создала правительственные и парламентские рабочей группы для решения проблем правового регулирования метавселенной. Первым шагом стало создание кодекса этики пользователей метавселенной, а вторым - создание механизма защиты прав участников метавселенной. По этому же пути должны двигаться Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации. И следует подчеркнуть, что необходимо направить существенные государственные силы и средства на разработку данных законопроектов, так как динамика указанных процессов является крайне высокой.
60
North Caucasus Legal Vestnik. 2023;(1)
Список источников
1. Рэй Курцвейл. Эволюция разума, или бесконечные возможности человеческого мозга, основанные на распознавании образов. М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2018. 352 с.
2. Фатхи В.И. Невзаимозаменяемые токены как объекты гражданских прав // Юристъ-Пра-воведъ. 2022. № 4 (103). С. 182-186.
3. Шваб Клаус. Технологии четвертой промышленной революции. М.: Эксмо, 2018. 320 с.
4. Овчинников А. И. Цифровые утопии и правосознание элиты: социокультурные и духовно-нравственные аспекты / В сб.: «Власть и элита в эпоху цифровой трансформации: новые вызовы и угрозы, траектории социально-политического развития современного общества». Материалы Четвертого Всероссийского элитологического конгресса с международным участием. Ростов-на-Дону, 2022. С. 485-488.
5. Фатхи В. И. Метавселенные: проблемы правового регулирования // Философия права. 2022. № 4 (103). С. 13-18.
References
1. Ray Kurzweil. The Evolution of the Mind or the Infinite possibilities of the human brain based on pattern recognition. Moscow: Eksmo Publishing House; 2018. 352 p. (In Russ.)
2. Fathi V. I. Non-interchangeable tokens as objects of civil rights. Jurist-Pravoved. 2022;4(103):182-186. (In Russ.)
3. Schwab Claus. Technologies of The Fourth industrial Revolution. Moscow: Eksmo; 2018. 320 p. (In Russ.)
4. Ovchinnikov A. I. Digital utopias and the legal consciousness of the elite: socio-cultural and spiritual and moral aspects. In: "Power and Elites in the era of digital transformation: new challenges and threats, trajectories of socio-political development of modern society". Materials of the Fourth All-Russian Elitological Congress with international participation. Rostov-on-Don; 2022. P. 485-488. (In Russ.)
5. Fathi V. I. Metaverse: problems of legal regulation. Filosofiya prava = Philosophy of Law. 2022; 4(103):13-18. (In Russ.)
Информация об авторе
С. П. Федоренко - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства ЮРИУ РАНХ и ГС; доцент кафедры теории государства и права РЮИ МВД России.
Information about the author
S. P. Fedorenko - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and History of Law and State of South-Russia Institute of Management - branch of RANEPA; Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 01.03.2023.
The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 01.03.2023.
Северо-Кавказский юридический вестник. 2023. № 1
61