УДК 338.48+004.9
DOI: 10.31249/espr/2023/04.02
Д.Г. Шкаев*
МЕТАТУРИЗМ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В постоянно меняющемся ландшафте цифровых технологий и виртуальной реальности, или метавселенной, возникло новое явление, которое трансформирует традиционные представления о путешествиях, досуге и развлечениях. Это новаторское направление, получившее название метатуризм, представляет собой новый подход к туризму, который выходит за грани физической реальности. В настоящей работе рассматриваются особенности метатуризма, проблемы и возможности его развития.
Ключевые слова: научная фантастика; цифровизация; виртуальная среда; метавселенная; туризм.
Для цитирования: Шкаев Д.Г. Метатуризм: тенденции и перспективы // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 4. - С. 29-34.
D.G. Shkaev Metatourism: trends and prospects
Abstract. In the ever-changing landscape of digital technology and virtual reality, or the metaverse, a new phenomenon has emerged that transforms traditional ideas about travel, leisure and entertainment. This innovative direction, called metatourism, represents a new approach to tourism that goes beyond the boundaries of physical reality. In this paper, the features of metatourism, problems and opportunities for its development are considered.
Keywords: science fiction; digitalization; virtual environment; metaverse; tourism.
For citation: Shkaev D.G. Metatourism: trends and prospects // Economic and Social Problems of Russia. - 2023. - N 4. - P. 29-34.
* Шкаев Дмитрий Геннадьевич, ведущий редактор Отдела экономики Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: [email protected]
Shkaev Dmitry, Senior editor of the Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
29
Введение
Сегодня, когда на первый план общественного дискурса выходит тема искусственного интеллекта и нейросетей, в очередной раз хочется вспомнить о том, что линейка технологических инноваций - это цепочка «хай-пов», сменяющих друг друга информационных поводов, из которых далеко не всё остается в фонде используемых человечеством технологий. С другой стороны, недавно бывшие объектами научно-фантастических произведений - роботы, искусственный интеллект (ИИ), виртуальная реальность и т. д., - становятся обыденной частью производственного, экономического, даже бытового уклада. В полной мере это относится и к термину «метавсе-ленная» (или «метаверс»), который в последние годы перешел из сферы научной фантастики в область научных дискуссий о перспективах технологий и коммуникаций между людьми.
Сам термин, введенный Нилом Стивенсоном в научно-фантастическом романе «Лавина» (1992), относится к общему (коллективному) виртуальному пространству, которое существует за пределами ограничений отдельных виртуальных миров [Стивенсон, 2019]. Метавселенная характеризуется взаимосвязанностью всех элементов, что позволяет пользователям беспрепятственно перемещаться между различными цифровыми средами, сохраняя при этом неизменную идентичность.
Однако впервые сама идея метаверса была представлена не в романе Стивенсона, а в медиафраншизе «Трон», первый фильм которой вышел на экраны в 1982 г., т.е. за десять лет до указанного романа [Шкаев, 2023]. Протагонист фильма переносит сознание в цифровой мир и действует там наравне с другими пользователями и программами. В свою очередь, концепция цифровой трансформации личности была подробно описана в известной книге Сеймура Пейперта «Переворот в сознании: Дети, компьютеры и продуктивные идеи» также в 1980-х годах [Пейперт, 1989]. Задуманная как цифровая среда, в которой пользователи могут общаться, работать, играть и творить, метавселенная обладает способностью менять общение людей друг с другом и их взаимодействие с цифровым контентом.
Но возможен ли переход от фантазии к реальности? Ключевое сомнение связано с отсутствием во всех современных проектах важного элемента метавселенной - бесшовного протокола, который позволит интегрировать любые цифровые сервисы, не выходя из виртуальной среды. Попытки создания цифровых пространств или универсальных инструментов неудачны по одной простой причине - используемый код ограничен и пока не способен к расширению [Шкаев, 2023]. Тем не менее постепенно начинают появляться открытые исходные компоненты, расширение применения которых создает основу для создания метавселенной.
Актуальность и цель настоящей работы состоит в том, чтобы определить специфику метатуризма, который рано или поздно станет доминирующим трендом всей отрасли путешествий. Если, разумеется, исходить
30
из точки зрения на метавселенную как неизбежное будущее технологического общества.
Представления о метавселенной
Как представляется, метавселенная - не единое целое, а, скорее, сеть взаимосвязанных платформ, технологий и опыта (контента). Она охватывает среды виртуальной (VR), дополненной (AR) и комбинированной (расширенной) реальности (XR), многопользовательские игры, платформы социальных сетей, цифровые рынки и многое другое. Эти компоненты объединяются, создавая многоуровневую цифровую реальность, в которой пользователи могут заниматься различными видами деятельности - от посещения виртуальных мероприятий и конференций до исследования фантастических миров и общения с друзьями в условиях глубокого погружения. Метавселенную можно понимать как коллективное виртуальное пространство, объединяющее физическую и цифровую реальности для создания иммерсивной среды1.
Одним из важнейших направлений развития метавселенной становится новый вид путешествий - метатуризм.
Концепция метатуризма (сформулированная автором настоящей работы в период пандемии COVID-19 и представленная на научных конференциях в 2021-2023 гг.) основана на идее путешествия внутри метавсе-ленной, создающего уникальный и захватывающий опыт для виртуальных туристов [Шкаев, 2023]. По мере развития традиционного туризма, люди ищут более яркие и аутентичные способы взаимодействия с дестинация-ми, которые посещают. Инструментарий метатуризма предлагает новый подход, побуждая путешественников изучать - не только оффлайн, но и виртуально - культурные, исторические и социальные явления, которые отражают самобытность места.
В рамках предлагаемой концепции необходимо различать три понятия:
1) метатуризм,
2) кибертуризм,
3) виртуальный туризм.
Виртуальный, или дистанционный, туризм - решение, зародившееся задолго до пандемии COVID-19 на стыке трехмерных панорам, технологии Google Street View и стримов (прямых трансляций) на медиахостин-гах. Виртуальный туризм достаточно пассивен: он позволяет лишь наблюдать и переключать режимы наблюдения, т.е. положения камеры.
Кибертуризм - это неотъемлемая часть киберспорта, которым традиционно называют соревнования внутри игровых миров. Соответственно,
1 Т.е. искусственную среду, обеспечивающую эффект погружения пользователя в содержание.
31
кибертуризмом логично именовать туристическую активность, также осуществляемую посредством игры. И действительно, сегодня известные разработчики и издатели не только предлагают версии игр, предназначенные для изучения игрового мира (яркий пример - серия «Assassin's Creed»), но и активно развивается отдельный жанр «бродилок», не имеющих иной цели кроме исследования пространства. Однако кибертуризм ограничен миром конкретной игры.
Метатуризм - явление иного порядка, отличающееся как от виртуального и кибертуризма, так и от традиционного туризма.
Особенности метатуризма
К специфическим чертам туризма в метавселенной, которые отличают его от традиционного туризма, относится следующее. Прежде всего, отсутствие географических ограничений позволяет людям преодолевать физические ограничения и пересекать спектр виртуальных локаций за считанные мгновения. Следовательно, туристы в пределах метавселенной могут без особых усилий посещать исторические достопримечательности, футуристические города и даже вымышленные миры. При этом менять платформу или технологию не требуется.
Кроме того, ключевую роль в метатуризме играет элемент персона-лизации. Пользователи имеют возможность создавать и настраивать свои аватары, что позволяет им воплощать идеальное «я» или принимать совершенно другие облики, так называемое цифровое альтер-эго [Ахметова, Шкаев, 2021]. Такой персонализированный подход распространяется и на впечатления от путешествий, поскольку пользователи могут адаптировать поездки в соответствии со своими предпочтениями, занимаясь деятельностью, которая может быть неосуществимой в физическом мире.
Пандемия COVID-19 ускорила процесс виртуализации. Развитие туризма в метавселенной поднимает актуальные вопросы о его влиянии на традиционный туризм и экономику в целом. С одной стороны, метатуризм может составить определенную конкуренцию традиционной туриндустрии, особенно для людей, ищущих уникальные впечатления без необходимости физического перемещения. Это может привести к снижению спроса на традиционные туристские услуги, мультипликативно затронув авиацию, автотранспорт, рестораторов и отельеров, а также туркомпании.
Впрочем, существует поле и для сотрудничества между мета- и традиционным туризмом. Организации, работающие в индустрии туризма, могли бы использовать метавселенную для проведения расширенных рекламных кампаний и виртуальных туров по реальным направлениям или создания гибридных впечатлений, которые органично сочетают виртуальный и физический миры. Такое сотрудничество ведет к созданию новых источников дохода и бизнес-моделей, способствуя инновациям как в сфере информационно-коммуникационных технологий, так и в области туризма.
32
Как и в случае с любым новым явлением, туризм в метавселенной сопряжен с собственным набором проблем и ожиданий. Одна из главных забот связана с сохранением культурной и исторической аутентичности. Виртуальные модели достопримечательностей и дестинаций могут непреднамеренно исказить или чрезмерно упростить сложное культурное наследие, сохранившееся в реальности. Таким образом, соблюдение баланса между творческой самореализацией и уважительным отношением к истории становится обязательным условием развития метатуризма.
Вопросы, связанные с цифровой безопасностью и конфиденциальностью, столь же актуальны в контексте туризма в метавселенной, как и в реальности. Обеспечение сохранности пользовательских данных и защита от кибератак имеют первостепенное значение для поддержания доверия пользователей к новой услуге. Должны быть созданы правила и этические ориентиры, регулирующие сбор, хранение и использование личной информации в метавселенной.
Траектория развития туризма в метавселенной имеет потенциальные последствия для множества сфер, начиная от досуга и развлечений и заканчивая бизнесом и образованием. По мере дальнейшего развития технологий границы между физическим и виртуальным опытом людей, вероятно, станут еще более размытыми. Виртуальные конференции, образовательные семинары и глобальные мероприятия, проводимые в рамках метавселенной, создают новые формы общественных коммуникаций и образовательных практик. Метатуризм относится к подобным социальным явлениям - со значительным экономическим эффектом.
Заключение
Туризм в метавселенной представляет собой смену парадигмы в смысле восприятия и участия в путешествиях. Его характеристики - безграничная география и персонализированный опыт - открывают новые возможности для всех людей (но особенно для лиц с ограниченными возможностями, а также для учащихся). Одновременно возникают вопросы о влиянии метатуризма на традиционный туризм и другие проблемы. Однако данный тренд процесса цифровизации поддерживается повышением уровня цифровой грамотности населения и увеличением стоимости услуг традиционного туризма, а также ограниченной емкостью дестинаций. В условиях роста популярности нового направления туризма крайне важно ориентироваться в непростых вопросах его развития и использовать потенциал мета-туризма во благо общества.
Сама метавселенная - новый рубеж в человеческом опыте, предлагающий цифровой ландшафт, в котором переплетаются реальность и воображение. Кем станет ключевой игрок, гид, экскурсовод и проводник в мета-туризме - ИИ - предугадать сложно, но человеческая логика способна построить грамотный прогноз. Поскольку мы входим на неизведанную
33
территорию, важно подходить к ее освоению с особой тщательностью, а создавая среду с использованием новых цифровых технологий, сохранять общечеловеческие ценности и ориентиры.
Список литературы
1. Ахметова Л.В., Шкаев Д.Г. Между Джекиллом и Хайдом : цифровое альтер эго в контексте когнитивного развития личности // Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2021. - № 1. - С. 56-61.
2. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи : пер. с англ. / под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. - Москва : Педагогика, 1989. - 224 с.
3. Стивенсон Н. Лавина : пер. с англ. - Москва : Еапгоп, 2019. - 554 с.
4. Шкаев Д.Г. Форсайт метапоколения: топ-10 сервисов и профессий // Россия: Тенденции и перспективы развития : ежегодник / РАН, ИНИОН, Отд. науч. Сотрудничества ; отв. ред. В.И. Герасимов. - Москва, 2023. - С. 403-405.
Статья поступила: 20.08.2023 Одобрена к публикации: 07.09.2023
34