УДК 81’42
Романтовский А. В.
Метакоммуникативные индексы в дискурсе интернет-комментариев
В статье рассматриваются единицы метакоммуникации, маркирующие отношение пользователей к языковой стороне общения, к дискурсивным стратегиям собеседников, социальным чертам личности адресата. Данный аспект коммуникации находит выражение в таких языковых средствах, как сравнения и метафоры-эталоны, перформативы, а также развернутые квалификативы.
The article touches upon the metacommunicative items, which mark user’s attitude towards the style of communication, the discoursive strategies of interlocutors and the social aspects of their personalities. The examined feature of communication is provided by comparisons, metaphors-models, performative and qualificative phrases.
Ключевые слова: метакоммуникация, интернет, комментарий, дискурс, метафора, квалификатив, перформатив.
Key words: metacommunication, internet, comment, discourse, metaphor, qualificative, performative.
Интернет на сегодняшний день представляет собой универсальную среду социальных обменов. В Интернете информация, товары и услуги находят потребителя, потребители группируются в социальные кластеры, а коммуникация становится одним из важнейших способов привязки потребителя к интернет-ресурсу. Проблематизация событий становится исходным пунктом построения дискурса интернет-комментариев. Однако, выстраиваясь, общение неизбежно проблематизирует самоё себя, коммуникация попеременно переходит в метакоммуникацию, особым образом структурируя языковые средства и дискурсивные стратегии. Посвящая данному вопросу отдельное внимание и обобщая опыт зарубежных авторов, отечественный теоретик дискурса М.Л. Макаров указывает на многообразие метакоммуникативных высказываний, которые затрагивают «языковую ткань дискурса, его стратегическую динамику, структуру обменов и трансакций, фаз интеракции, мену коммуникативных ролей, представление тем, взаимодействие с контекстом, регуляцию межличностных и социальных аспектов взаимодействия, нормы общения, процессы обмена информацией и ее интерпретации, эффективность канала коммуникации» [2, с. 198].
М. Стаббс предлагает рассматривать в качестве основных восемь типов метакоммуникативных речевых актов: привлечение или
поддержание внимания, его демонстрация; контроль «количества
© Романтовский А.В., 2015
141
сказанного»; проверка или подтверждение понимания; подведение итогов или обобщение; определение или перефразирование; редактирование; коррекция; уточнение темы [2, с. 198].
Некоторые исследователи именуют метакоммуникативные акты, связанные с рефлексией таких аспектов речевой коммуникации, как контакт и канал, фатической метакоммуникацией (Почепцов Г.Г., Чхетиани Т.Д. и др.) [2, с. 198]. При этом, как нам представляется, фатическая сторона общения служит, главным образом, для поддержания речевого контакта, но не для рефлексии самой коммуникации.
Профессор Н.И. Формановская освещает фатическое общение в рамках оппозиции «информативное - фатическое». Она подчеркивает тот факт, что данный вид коммуникации нацелен на установление контакта, его поддержание, социальную и формально-этикетную регуляцию, кроме того, собеседники совершают некое взаимное поощрение к продолжению общения, утоляя «сенсорный голод» [7, с. 19].
Таким образом, очевидно, что если метакоммуникация и фатическая коммуникация образуют пересекающиеся понятийные множества, то доля такого пересечения весьма незначительна, так как метакоммуникация принципиально информативна, в отличие от фатического общения.
Будем называть метакоммуникативные ходы или акты метакоммуникативными индексами, поскольку они представляют собой дополнительные указатели, направляющие и корректирующие общение.
Обратимся в первую очередь к метакоммуникативным индексам, связанным с языковой стороной коммуникации, с вниманием к выбору самих знаков, передающих сообщение, с ошибками в их употреблении. Большинство пользователей игнорирует орфографические и пунктуационные неточности, проскальзывающие в постах собеседников. Это связано, прежде всего, с новой онтологией коммуникации, в которой опосредующим механизмом становится набор текста. Любой пользователь понимает, что во время скоростного набора текста при полной уверенности в том, что нажал верную клавишу, он может допустить опечатку. Это техническое посредничество становится дополнительным параметром уравнивания пользователей по степени владения нормами языка, многие ошибки могут быть списаны на сбои новой моторики общения. Тем не менее, бывают случаи, когда пользователи не только находят важным упомянуть об ошибке, но и привязывают данное упоминание к собственной коммуникативной стратегии.
Цитируемые нами посты из форумов электронных СМИ сохраняют оригинальные особенности орфографии, пунктуации и другие аутентичные характеристики.
Приведем такую трехзвенную цепочку комментариев: tru_blog:
носители "Союз" явный пример, того, что надежнее технику ни кто не строит... - invariab: "никто" пишется вместе... - justfedja: не сбивайте человеку патриотический подъём. [5]. Третья реплика предстает
142
результатом интерпретации двух предыдущих и встраивает их в собственный коммуникативный сценарий. Таким образом, если второй комментарий затрагивает лишь языковую сторону первого, то третий привязывает данный аспект к смысловой доминанте реплики и мотивационному уровню языковой личности пользователя.
Кстати, если ”в целом, интервью понравилось", значит в начале фразы тебе нужно было указать, что НЕ понравилось, иначе на балл ниже, стилистическая ошибка:) [4, с. 81].
Пример, который в целом представляет собой метакомментарий. Пользователь не поленился проанализировать логическую составляющую речи собеседника и с полным убеждением назвал её «стилистической ошибкой». Знак смайла показывает ироничное отношение автора и к собственному замечанию, в том числе [4, с. 81].
«Вы в качестве аргумента кроме слова "бред” ничего привести не можете, очень печально...». Пользователь говорит о скудости
аргументации, указывая на злоупотребление лексемой «бред» [4, с. 81].
Мена коммуникативных ролей в устном дискурсе с непосредственным контактом участников определяется распределением базовых статусов говорящего, адресата, наблюдателя. Именно в таком виде общения данный компонент приобретает особую динамику и одновременно аналитическую значимость. Действительно, асинхронный характер данного вида общения (при всей скорости размещения поста) вкупе с необязательностью такого важного маркера, как знак актуального онлайн-присутствия пользователя лишают мену коммуникативных ролей и динамизма, и влияния. Характер стыковки реплик теряет свою значимость, так как тексты не могут синхронно пересекать друг друга, как, например, в обмене мгновенными сообщениями. Способ технического опосредования коммуникации становится неотъемлемой частью её онтологии.
Текст электронных СМИ, по сути, следует считать инициирующей репликой, изначальным коммуникативным ходом, который содержит множество скрытых и явных «раздражителей», направленных на вызов потенциальной реакции. Любой размещаемый в форуме комментарий по поводу самого информационного материала становится ответной репликой первого уровня. Это подтверждается тем фактом, что в последнее время на форумах электронных СМИ посты первого уровня выделяются крупно, а затем каждый из них может открыть отдельную ветку обсуждения, диалога или полилога. Упомянутая ветка при этом часто скрывается и может быть доступна через нажатие гипертекста вроде «Показать все комментарии».
Уже в рамках обсуждения второго уровня мена коммуникативных ролей происходит интенсивнее, при этом выявляется огромный потенциал коммуникативной роли наблюдателя, из массива посетителей сайта любой реципиент потенциально может стать адресантом и адресатом.
Особое отступление в общении на форумах может быть посвящено социальному аспекту личности коммуниканта - псевдониму или нику
143
пользователя. Эта часть самопредставления интернет-личности также подвергается интерпретации, и вполне закономерно, учитывая, что выбор сетевого имени часто указывает на доминанты самоопределения личности, мотивы её коммуникативных действий. Приведем пример:
globochnik_o
"Глобочник" это фора для тех, кому написать нечего, но хочется превосходство над оппонентом продемонстрировать. Когда аргументов нет можно придраться к нику.
Praktichnyjj
Сто раз уже это обсуждали. Ты сам мне дал эту фору, и я не вижу причин, почему бы мне ей не пользоваться против оппонента [1].
Первый пользователь отмечает несостоятельность стратегии критики ника, считает её признаком риторической слабости оппонента. Пользователь с ником Praktichnyjj, однако, не совсем оправдывает свой псевдоним, отвечая фразой «сто раз это обсуждали» и подтверждая наличие подобной стратегии. Неудивительно, что эта ветка обсуждения заканчивается так:
globochnik o: Понятно, то есть сказать нечего [1].
Бывают случаи, когда пользователи настойчиво стараются выяснить подлинные социальные характеристики оппонента, проблематизация высказанной идеи становится проблематизацией личности. В следующем примере пользователь ставит под сомнение компетентность оппонента, указывая на место его проживания. При этом дискурс пользователя идёт вразрез с установившимися официально реалиями. Ставя под сомнение заявленный пол собеседника, адресант указывает на некие черты «мужского стиля», атакует каскадом вопросов и коверкает имя адресата:
Валентин Дружкин в ответ пользователю Татьяна Чебисова 00:05 28.11.2014
Если вы живете не в России, то как можете судить, есть в России отечественный производитель или нет? Или Феодосия в профиле - это мулька интернет-профессионала?
Татьян Чебисов, зачем вы себя выдаете за женщину из Феодосии? "Россиянка, дочь офицера"? Вы пишите явно в мужском стиле [3].
Татьяна Чебисова в ответ пользователю Валентин Дружкин 00:44 28.11.2014 | -1
Валентин Дружкин, в 98 мой муж (считайте мы) устроился по нескольким фирмам больше чем на 600 тыс. $, фирмы должники умерли рассказывать про светлое будущее и ясное прошлое - не по адресу. живем там где хотим. на побережье в том числе... [3].
Ответ оказывается не менее интересен. Пользователь не отрицает факт своего проживания «на побережье», мягко обходя формулировку статуса данного региона. Вопрос о поле также корректно разрешается. В свою очередь, пользователь, ссылаясь на личный биографический опыт, отмечает несостоятельность коммуникативных действий оппонента: «рассказывать про светлое будущее и ясное прошлое - не по адресу».
144
По нашим наблюдениям, основная часть метакоммуникативных индексов связана со сферой, в которой пересекаются замечания по поводу коммуникативных стратегий и тактик, внимание к мотивам собеседника, искренность дискурса, его соответствие наличной ситуации, тематическая релевантность и фокусировка:
Иосиф Неизвестный в ответ пользователю иван иванов 22:46 27.11.2014
иван иванов, Вы верите в то, что утверждаете или глаголите за сребренники? [3].
Как кажется, данная реплика служит метакоммуникативным индексом, задающим возможную развилку будущего обсуждения. Пользователь не только выясняет степень искренности дискурса, он демонстрирует свою настоятельную потребность в уточнении данного дискурсного параметра, без которого дальнейшей выбор тактики невозможен. Однако, маловероятно, и форум это показывает, что оппонент способен совершить нечто вроде «иллокутивного самоубийства» и признаться в неискренности дискурса. Это означает, что вопрос остался без ответа и главное, что демонстрирует данная реплика - это особенности мотивов самого спрашивающего, развилочный пункт его коммуникативной стратегии и невозможность данный пункт обойти. Демонстрация этого пункта закрывает коммуникативный обмен в диалоге обозначенных пользователей.
Валентин Дружкин 23:04 27.11.2014
Как обычно, журналисты любят в заголовках нагнетать ситуацию. Обрушение - слишком громко сказано [3].
Данный пост свидетельствует в пользу отмеченного нами факта: сама статья воспринимается в качестве инициирующей реплики общения. Пользователь приписывает институту СМИ традиционную, на его взгляд, особенность стратегии дискурса - преувеличение, гиперболизацию важности события.
Иосиф Неизвестный в ответ пользователю Валентин Дружкин 23:51 27.11.2014 | 2
Валентин Дружкин, думаю не плохо было бы Вам перевернуть свою заезженную на многочисленных форумах пластинку или заменить ”клик”
[3].
На этот раз автор вышеупомянутого метакоммуникативного индекса о гиперболизации становится адресатом комментария, в котором критике подвергается повторяемость и однообразие. В данном случае повторяемость объявляется автоматической, неоправданной, что дискредитирует коммуникативное действие. Интересно, что оно определяется через метафору «заезженной пластинки» и «клика», то есть нажатия кнопкой мыши по одной и той же кнопке. Дискурс пользователя обращается к метафорам и докомпьютерной, и компьютерной эры.
145
Валентин Дружкин в ответ пользователю Иосиф Неизвестный 23:57 27.11.2014
Иосиф Неизвестный, В отличие от вас, я пишу за себя и пишу факты и цифры, которые можно проверить, А вы действительно, как затертую методичку цитируете: ”Усе пропало!” [3].
Парируя коммуникативный выпад оппонента, участник форума с ником «Валентин Дружкин» также обращается к метафоре-эталону повторяемости - «затертая методичка». При этом раскрывается смысловая доминанта пользовательского дискурса - «Усё пропало!». Просторечный облик местоимения всё служит цели ответной дискредитации коммуникативных действий оппонента.
иван иванов в ответ пользователю Иосиф Неизвестный 00:34 28.11.2014 | 2
Иосиф Неизвестный, Я говорю только то, в чем уверен. Лишь экстремальные условия мобилизуют все ресурсы организма. Государства это те же организмы. А у России есть достаточно ресурсов, которые пока совсем или очень слабо используются [3].
Ещё один пользователь вынужден отражать метакоммуникативное замечание участника форума с ником «Иосиф Неизвестный». Автор реплики начинает с перформативного высказывания, манифестирующего подтверждение искренности дискурса и уверенности коммуниканта в собственной правоте. Этот пользователь также не поддерживает пессимистическую смысловую доминанту дискурса оппонента и противопоставляет ей собственную компактную систему доказательств, основанную на базовой метафоре страна=организм: экстремальные
условия мобилизуют ресурсы организма, страна - организм, в стране много неиспользованных ресурсов.
Олег Киров в ответ пользователю Сергей Линьков 01:0728.11.2014 | -1
Сергей Линьков, Что-то про население как-то никто не вспоминает. Интересно сколько будут стоить импортные товары (бытовая техника, одежда, продукты, автомобили) при курсе в 100 рублей за доллар? Про такую мелочь как поездки на отдых за границу вообще молчу! [3].
Процитированный пост содержит метакоммуникативные индексы, нацеленные на тематическую фокусировку. Пользователь считает, что ущерб, причиняемый населению, недостаточно освещен в комментариях. Кроме того, он пользуется парадоксальной в своей перформативности устойчивой моделью русского национального дискурса про ... вообще молчу, которая, с одной стороны, служит упоминанием темы, с другой, подчеркивает само собой разумеющееся вхождение её в данное проблемное поле, о котором даже не следует говорить.
Михаил Михаил 04:12 28.11.2014
Уже писали про капут сланцевой америки, пользу для российской экономики, импортозамещение и прочие мантры?)) [3].
146
Иронический метакоммуникативный комментарий, использующий получивший широкое распространение термин индийской культуры -мантра. Под этим словом автор поста понимает фразы, повторяемые с целью самоубеждения, некоего «заклинания», которое должно воплотить желаемое в действительное. Перевод некоторых пропозиций в разряд ирреальных, наделение данных фраз статусом мантр - ещё один вид дискредитации коммуникативной стратегии оппонентов.
Полковник Васин в ответ пользователю Alexander Fibonachik 11:59 28.11.2014
Alexander Fibonachik, стесняюсь спросить, а вырос уровень жизни каких россиян? [3].
Образец ещё одного иронического метакоммуникативного индекса «стесняюсь спросить». Коммуникант использует упоминание о психологическом затруднении в озвучивании высказывания для намека на неоправданное расширение адресатом денотативного пространства. Эффект иронии, если не сарказма, рождает именно совмещение манифестации «псевдозатруднения» в совершении коммуникативного акта с настоятельной потребностью донести последующую мысль до оппонента.
sksukhov в ответ пользователю иван иванов 12:36 28.11.2014
иван иванов, Ничего у россии нет иначе бы давно бы так стало еще с ссср. Так что не уподобляйся Пушкину в сочинительстве фантазий и сказок. А впрочем можешь сочинять, потому как более ничего и не остается вам делать [3].
Перед нами метакоммуникативный индекс, направленный на дискредитацию позиции оппонента. Коммуникативные действия адресата приравниваются к «сочинительству фантазий и сказок», прецедентность имени Пушкина использована без особого пиетета. При этом пользователь выходит и на уровень собственно социального действия, указывая, что данные дискурсивные манипуляции являются единственно возможными для данной социальной группы.
иван иванов в ответ пользователю sksukhov 14:56 28.11.2014 | 1
sksukhov, Ну вот истерики начались. Видно от отсутствия аргументов. Да не переживайте так, от того, что мы не переживаем [3].
В ответ размещается пост, также представляющий собой звено метакоммуникации. Пользователь с ником «иван иванов», в свою очередь, квалифицирует коммуникативные действия оппонента как «истерики», и объясняет такой их характер «отсутствием аргументов». Завершает комментарий апеллятив с призывом прекратить волнение, выливающееся в неуместные коммуникативные действия.
Подводя итоги, необходимо отметить принципиальную важность метакоммуникативных индексов в совершенно новом и динамично
147
развивающемся коммуникативном пространстве - интернет-форуме. Отечественная психолингвистика определяла речевую деятельность как составную часть иных видов социальной активности человека. На сегодняшний день технолого-институциональные преобразования в обществе привели к тому, что коммуникация стала самодостаточным видом деятельности, при этом, безусловно, коррелирующим с иными видами социальных обменов. В этой связи метакоммуникативные индексы приобретают беспрецедентную значимость, затрагивая, в первую очередь, такие сферы, как основательность/уместность коммуникативного акта; личная компетентность коммуниканта как носителя определенных социальных признаков, когнитивно-операциональных моделей,
мотивационных доминант, оценок и т.д.; достоверность информации и правомерность дискурсивных стратегий и установок в её подаче со стороны электронных СМИ. В последнем случае текст статьи выступает инициирующей репликой общения на форумах обсуждения.
Среди языковых средств, воплощающих вышеупомянутые метакоммуникативные индексы в приведенных нами репликах, следует отметить следующие:
1) развернутые метафоры и сравнения, отражающие тематику коммуникации и коммуникативной компетентности оппонента, вербализации событий как таковой, например, перевернуть свою заезженную пластинку; заменить "клик"; как затертую методичку цитируете; мантры; не уподобляйся Пушкину в сочинительстве фантазий и сказок;
2) соотносимые с предыдущим пунктом различные виды оценок и самооценок (фраз-квалификативов) совершаемых коммуникативных актов, подаваемые как утверждения/констатации, императивы или запросы: не сбивайте человеку патриотический подъём (своим коммуникативным действием); когда аргументов нет, можно придраться к нику; журналисты любят в заголовках нагнетать ситуацию; обрушение -слишком громко сказано; что-то про население как-то никто не вспоминает; а впрочем можешь сочинять, потому как более ничего и не остается вам делать; ну вот, истерики начались; да не переживайте так, от того, что мы не переживаем;
3) различные виды перформативов коммуниканта относительно
собственного коммуникативного действия, или медитативы, по
терминологии В.И. Тюпы [6]: в отличие от вас, я пишу за себя и пишу факты и цифры, которые можно проверить; я говорю только то, в чем уверен; в том числе такие парадоксальные, как про такую мелочь как...вообще молчу!; стесняюсь спросить.
Не вызывает сомнений факт, что повышающаяся значимость в интернет-коммуникации метакоммуникативных индексов, вскрывающих особенности новой онтологии коммуникации и интеграции в неё русского языка и национального дискурса, требует дальнейшего изучения.
148
Список литературы
1. Иванов М. Акты - упрямая вещь // сайт Издательский дом «Коммерсант» /комментарии, 2013. - [Эл. ресурс]: http://www.kommersant.ru/doc/2094423 (дата обращения: 27.03.2013).
2. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. - 280 с.
3. ОПЕК сохранила квоты, обрушив цены на нефть и курс рубля» // сайт РИА Новости /комментарии, 2014. - [Эл. ресурс]: http://www.ria.ru/economy/20141127/ 1035511336.html#comments#ixzz3KMXYl0N4 (дата обращения: 04.02.2015).
4. Романтовский А.В. Социальная манифестация личности в дискурсе интернеткомментариев // Русский язык за рубежом. - 2013. - № 5. - С. 78-86.
5. Сафронов И. «Протон» распался на элементарные частицы // сайт Издательский дом «Коммерсант» / комментарии. - [Эл. ресурс]:
http://www.kommersant.ru/Doc/2225000 (дата обращения: 24.04.2014).
6. Тюпа В.И. Дискурс / Жанр. - М.: Intrada, 2013. - 211 с.
7. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. - М.: Рус. яз., 2002. - 216 с.
149