Научная статья на тему 'Метаисторический смысл Пакта Рериха'

Метаисторический смысл Пакта Рериха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пакт Рериха / эволюция / метаистория / энергетика / культурное поле / картины Н.К. Рериха

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шапошникова Л. В.

Философское осмысление Пакта Рериха. Необходимость сохранения памятников культуры для укрепления энергетики культурного поля планеты Земля. Пророческий смысл картин Н.К. Рериха «Цветы Тимура» (1931 г.), «Армагеддон» (1936 г.) и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метаисторический смысл Пакта Рериха»

Л.В.Шапошникова

Метаисторический смысл Пакта Рериха

Пакт Рериха был важнейшим эволюционным действием, которое соединяло в себе метаисторический и исторический процессы, направленные на сохранение и укрепление культуры нашей планеты. Надо отметить, что идея подобного пакта была предложена Н.К.Рерихом еще до Первой мировой войны. Необходимость такого международного договора Николай Константинович интуитивно ощущал еще до того, как пакт стал его планетарной миссией.

В начале 30-х гг. прошлого века, за несколько лет до Второй мировой войны, возникло движение, которое увенчалось юридическим документом, получившим название Пакт Рериха. Целью его была защита культурного наследия планеты и в мирное время, и во время войны. Пакт был поддержан рядом государств Америки и президентом США Франклином Рузвельтом. К сожалению, Пакт не был подписан Советским Союзом.

Собственно, на этом можно было бы остановиться, проведя юридический анализ Пакта, осмыслив его антивоенную направленность и его историю. Однако Пакт Рериха был глубже и интересней по своему смыслу, нежели просто документ в защиту культурного наследия. Пакт Рериха был связан с тремя моментами, проникновение в суть которых открывает еще один его смысл, не менее важный, а может быть, и самый важный. Эти три момента были следующими: письма Елены Ивановны Рерих Франклину Рузвельту, пророческая серия картин Николая Константиновича и Знамя Мира - символ этого Пакта, имеющий глубокий эволюционный смысл.

Известно, что в эти же годы (1934-1935) Елена Ивановна написала президенту США ряд уникальных писем. В них был дан блестящий анализ международной обстановки. Елена Ивановна обращала особое внимание на Россию и доказывала необходимость союза США и России в сложившейся ситуации. Трудно сказать, как Рузвельт отнесся к этим письмам, ответа на них в нашем архиве нет. Возможно, они находятся где-то в другом месте и когда-нибудь мы об этом узнаем. Можно предположить, что эти письма в какой-то степени повлияли на заключение союза США с Россией уже во время войны.

Почти в то же время Н.К.Рерих начинает писать свою пророческую довоенную серию. В 1931 г. он пишет «Цветы Тимура». Мы видим горный пейзаж, башню, на которой горит сигнальный огонь, предупреждающий о военной опасности, и всадника в военных доспехах, седлающего коня. Все ясно на этой картине. И хотя она относится к совсем другому времени, тем не менее она символически напоминает нашим современникам о грозящей опасности.

Картина, следующая за ней, «Армагеддон», была написана Рерихом в 1936 г., и изображенное на ней прямо свидетельствует о грядущих событиях. Горящий старинный город и покидающие его люди. Все то, что потом произойдет в Европе, будет выглядеть так же: разбомбленные горящие города и вереницы беженцев, уходящих в никуда.

Это были картины-предупреждения. Но на них никто не обратил внимания. Надвигалась мировая война, но в это не верили, и все спокойно занимались своими делами. И неожиданно в серии появляется русский былинный богатырь «Святогор» (1938). Какой подвиг предстоит ему совершить, было еще не ясно.

Но со «Святогором» в пророческую серию символических картин вошла Россия. Одна из этих картин - «Армагеддон» (1940). Пламя и дым застилали жилища, в небе отражались сполохи багряного огня. России также грозил Армагеддон, но еще более худший, чем первый. Если «Святогор» был настроен на подвиг, то «Армагеддон» - это прямое указание на войну, в которую неизбежно будет втянута Россия. Не надеясь особо на то, что предупреждения будут услышаны и поняты, Рерих создает ряд картин о грозящей России войне. «Вестник от Гималаев» (1940) указывал на место, откуда шли предупреждения. По горному озеру, покрытому утренним туманом, на утлом челне плывет человек. Его лицо неразличимо, его одежда проста и ненадежен челн.

Вслед «Вестнику» Рерих пишет картину «Богатыри проснулись» (1940). Как и ряд других в этой серии, она носила символический характер. В огромной тайной пещере просыпаются русские богатыри в боевых шлемах и кольчугах. Именно им предстоит принять первый удар. Но с Родины шли неутешительные известия, там не верили в роковое на-

падение. И Рерих пишет «Весть Тирону» (1940), положив в ее основу легенду о Тироне, который не поверил предупреждению о грозящем ему убийстве и поэтому погибает.

Картину «Слепой» Рерих написал в начале 1941 г. По улице старинного города мечется человек, который не понимает, что происходит и куда ему бежать. И в этом своем метании он оказывается все ближе и ближе к горящим домам, из которых вырывается пламя и несутся горящие искры.

И наконец, уникальная картина «Гесэр-хан» (1941), подавляющая своей трагической красотой. Во все небо - красные полыхающие краски. И неизвестно, отражение ли это многочисленных пожаров или кровавый закат. На этом страшном фоне маленькая стремительная фигурка всадника, натянувшего лук, из которого вот-вот вылетит стрела, чтобы сообщить людям о неизбежности надвигающейся страшной беды.

И беда пришла на Родину 22 июня 1941 г. Те, кто был ответственен за свою страну, не вняли никаким предостережениям. Предупреждения, которые шли от Гималаев, были не единственные. В Москве не верили ни официальным сообщениям, ни донесениям внешней разведки. На полях России началась тяжелая изнурительная война. 1942 год был самым трагическим и в какой-то мере казался безнадежным. В этот роковой год, когда вражеская армия захватила огромную территорию СССР, Николай Константинович пишет две картины, которые завершают пророческую серию об Отечественной войне 1941-1945 гг. Но тогда до 1945 года было еще далеко. Одна картина была посвящена Александру Невскому. Русский полководец едет на коне по окровавленному льду после победного Ледового побоища, печально опустив голову. Вокруг лежат убитые русские воины, и он ощущает великое горе - страшную цену пришлось заплатить за победу. И эта пророческая картина о цене победы России в Отечественной войне тоже была вполне реальной, но в тяжелом 1942 г. трудно было поверить в победу.

В том же году он создал полотно, которое назвал одним всевмещаю-щим словом «Победа». На фоне горного пейзажа русский богатырь мечом уничтожает дракона зла и войны. Эти точные пророческие картины свидетельствуют не только о способностях художника Рериха, но и еще о многом, что окружало его и связывало с процессом космической эволюции.

Эта эволюция была отражена и в символе Знамени Мира, которое было отличительным знаком Пакта Рериха. Символ этот является многосложным. Сам Рерих трактовал его следующим образом: прошлое, настоящее и будущее в едином круге вечности. Три круга времени, охваченные большим кругом вечности. Можно сказать, что это символ Времени.

Известно, что время нашего плотного мира значительно отличается от времени мира высшего состояния материи. Если в нашем мире время разделено на прошлое, настоящее и будущее, то в мире высокого состояния материи эта дифференциация отсутствует, а прошлое, настоящее и будущее составляют единое целое явление, выраженное в символе Знамени Мира неразрывным кругом вечности.

Таким образом, вектор движения от дифференцированного времени плотной материи к цельному времени высокого состояния материи представляет собой путь космической эволюции - от низшего состояния к высшему, к цельному времени вечности. Мы также читаем в этом символе, который нам кажется очень простым, важнейший космический закон: высшее в космической эволюции ведет за собой низшее. Иначе говоря, без водительства высшей материи низшая не способна к космической эволюции. Тут же мы можем прочесть и второй, не менее важный космический закон: каждое земное явление имеет две стороны - земную и небесную, или космическую, которая связана с высшей материей. Проблема в этом случае состоит в том, видим ли мы эту вторую сторону, ощущаем ли ее и умеем ли мы пользоваться в своем познании реальностью этой стороны. История человечества дает нам далеко не обнадеживающие примеры в этом отношении.

Все три момента, связанные с Великой войной середины XX в. и с космической эволюцией, имеют один и тот же источник, без осмысления которого мы можем воспринять Пакт Рериха лишь как один из многих обычных международных документов. Этот источник делает все творчество Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, и особенно их деятельность по Пакту, метаисторическим. Николай Константинович определил метаисторический процесс на планете Земля как «историю помимо историков».

Метаисторический процесс есть слабо изученная или совсем не изученная часть земного исторического процесса, представляющая собой его важнейшую духовную сторону, которая связывает данный процесс с высшей космической материей. Именно через метаисторический процесс реализуется космический закон: высшее в эволюции ведет за собой низшее. Для такого водительства должны быть четкие духовные и материальные условия. Нам известно, что на Земле, начиная с глубокой древности, находится группа Учителей, стоящих на лестнице космической эволюции много выше нас. Их метаисторическое творчество формирует земной исторический процесс. Пакт Рериха является одним из важнейших моментов этого метаисторического процесса. Именно через этот Пакт шла реальная связь земного исторического процесса с космической эволюцией.

Учителя проводят свои идеи через Вестников, воплощенных на Земле со своей особой миссией. В данном случае речь идет о Елене Ивановне

и Николае Константиновиче Рерихах. Многим теперь известно, что именно через Рерихов одним из Учителей была передана философия космической реальности, или Живая Этика. В этой философии представлены знания о мироздании, о космической эволюции, о новом космическом мышлении и новой системе познания. Живая Этика представляет собой не только метаисторический источник, но и фундамент космического мышления, которое действует в пространстве культуры. Согласно Живой Этике, энергетическое пространство культуры является основой космической эволюции человечества.

Известно, что философия космической реальности давалась Елене Ивановне Рерих параллельно с работой Николая Константиновича над Пактом. Пакт охраны памятников культуры и истории и их учреждений был результатом сотрудничества его авторов с Учителем и полностью основывался на метаисторических идеях философии космической реальности. Именно в Пакте Рериха содержалась творческая возможность продвижения человечества по ступеням космической эволюции.

Но почему именно памятники, их охрана в самом широком смысле этого слова были выдвинуты в Пакте как главная задача? Какое отношение имеют они к метаистории и космической эволюции? Отвечу - самое прямое.

Памятники культуры есть энергетика самой культуры. Энергетика без материи не существует, ее нет в свободном состоянии. И без энергетики не существует движения, нет определенных явлений и процессов ни в Космосе, ни на Земле. Чем выше состояние материи, тем выше ее энергетика. Огромные ее запасы находятся в памятниках истинного искусства.

«Силы тьмы отлично понимают, - читаем мы в последней книге Живой Этики, - сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии.

Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействия произведения искусства. Целая эпоха заключается в таком беспокойстве о драгоценных произведениях. Наши хранилища наполнены многими предметами, которые люди считают утраченными. Может быть, некоторые из них будут возвращены народам, которые не сумели охранить их.

Немало Мы спасали произведений искусства. Мы видели, как изощрялись темные, чтобы затруднить такие целебные условия. Но Мы знаем из самых Высших сфер, когда нужно помочь человечеству. В тонком мире уже давно известно это предначертание. Мы не скрываем о мерах спешных, ибо происходящий Армагеддон имеет задачею разложить все энергии человечества. Так надеются темные, но Мы знаем, что противопоставить им. Так замечайте, куда направляется наша забота»1.

Этот уникальный фрагмент дает нам достаточно ясное представление об энергетике самых разных произведений искусства, которая является основой космической эволюции. Задача сохранения этой энергетики, защиты ее от разрушения и уничтожения является важнейшим моментом в формировании метаисторического процесса, в пространстве которого и реализуется космический закон: высшее ведет за собой низшее в эволюции. Именно энергетика искусства, в том числе архитектуры, является необходимым звеном, через которое осуществляется влияние Высшего на нашу эволюцию. Она - проводник образов Красоты из мира высшего состояния материи в плотный мир. Архитектурные памятники, дошедшие до нашего времени, обладающие энергетикой красоты, являются, в свою очередь, связью с космической материей высшего состояния. Если такое архитектурное произведение разрушить, то энергетике нашей эволюции будет нанесен значительный урон, который сразу отзовется и на энергетике культурного поля. И чем больше уничтожается произведений истинного искусства, архитектурных памятников, тем слабее становится пространство культуры, куда темные немедленно запускают свои подделки и различного рода китчи.

Космической задачей Пакта Рериха, созданного в сотрудничестве с Высшим, является защита эволюционной энергетики планеты Земля. В истории человечества такого Пакта еще не существовало. Его возникновение в XX в. нашей эры было обусловлено кризисным состоянием многих творческих направлений и в первую очередь творчества космической эволюции. Выход из этого тяжелейшего положения только один - укрепление энергетики культурного поля страны и планеты. Пакт Рериха до сих пор не осмыслен ни философски, ни духовно. Пора понять его космический характер и происхождение. Ибо Пакт Рериха не только юридический документ, но и целое явление, связанное с метаисторическим познанием и космической эволюцией.

В XX веке СССР не подписал Пакт Рериха; в XXI веке в России продолжается разрушение культуры, ее памятников и идет уничтожение нашей эволюционной энергетики. Те, кто этим активно занимается, понимают ли они, что творят? Их невежество безгранично. В свое время Н.К.Рерих

1 Надземное, 122.

сказал, что невежество - самое страшное преступление. Мы все сейчас являемся свидетелями этого страшного преступления. Я не буду останавливаться на положении с культурой в России. Оно хуже, чем где-либо. Весь вопрос: что с этим делать? И самое значительное и страшное - это попытка различных слоев государства и общества разрушить наследие именно Рерихов, вывести его из творческого и научного пространства. И, наконец, забыть окончательно о великом явлении Пакта Рериха.

Только противостояние людей, понимающих, что такое культура, красота и культурное наследие, даст возможность сохранить бесценное сокровище планеты в целом и нашей страны в частности.

Без прошлого нет будущего, утверждал Н.К.Рерих. Разрушая прошлое, его культурные и исторические памятники, уничтожая их энергетику, мы уничтожаем свое будущее. Пакт Рериха работает на наше будущее. И от нас самих зависит, сумеем ли мы сохранить свое прошлое для будущего, сможем ли мы реализовать идеи Пакта Рериха о защите культурного наследия, о сохранении исторической памяти. Прошлое с будущим связывает наше настоящее, в котором мы живем, работаем, творим и боремся во имя нашего будущего. Если мы перестанем все это делать, мы убьем наше будущее. Пакт Рериха есть реальный знак космической эволюции. Это наш ориентир в трудном и сложном эволюционном пути человечества. Пакт Рериха полностью направлен на эту эволюцию, утверждающую Свет, Красоту и Мир. И не будем забывать, что Пакт Рериха во всей его полноте есть космическое явление, связывающее нас через наше культурное наследие с миром высокого состояния материи, с миром, который ведет нас по пути космической эволюции и дает нам возможность избегать провалов хаоса и тьмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.