УДК:811
ББК:81
Косова Ю.Б., Боброва Е.А.
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА ЛОЖЬ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Kosova Yu.B., Bobrova E.A.
METAPHORIC REPRESENTATIONS OF THE CONCEPT OF L I E IN POLITICAL DISCOURSE
Ключевые слова: концепт, политический дискурс, метафора (метафорическаярепрезентация концепта), образ, эмоциональное состояние, идентификация, обман, речевое общение, ложное высказывание, взаимодействие, филологический анализ.
Keywords: concept, political discourse, metaphor (metaphoric representation of the concept), image, emotional felling, identification, deceit, untruth, verbal communication, false utterance, interaction, philolog ical analysis.
Аннотация: статья посвящена исследованию концепта ЛОЖЬ. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что понятийная составляющая исследуемого концепта одинакова в различных лингвокультурных сообществах, а образный и ценностный элементы концепта могут иметь отличия. Материал для анализа взят из текстов современных авторов.
Используется метод филологического прочтения для изучения различных типов ложных высказываний. Изучение исследуемого в статье концепта показало, что доминирующим типом метафоры лжи является онтологическая метафора (персонификация).
Выявлены причины возникновения образных средств языка, особенно метафоры с глаголами разных семантических групп, которые сигнализируют о том, что концентрация лжи в стране подходит к последнему пределу и происходит на том мощном отрицательном эмоциональном фоне, который репрезентируется концептом ЛОЖЬ. Ложь персонифицируется, то есть наделяется качествами человека, способного совершать различные действия.
Сделана попытка осмыслить, что характерно для русского языкового сознания, и как происходит осмысление лжи и ее многочисленных разновидностей в политическом дискурсе, где она представляется одним из важных понятий идентификации русского народа. Авторы приходят к выводу о том, что ложь - это философия.
Abstract: the article is eleborates on the study of the concept of LIE. The urgency of the problem stated in the article is due to the fact that the conceptual understanding of the concept is the same in different linguocultural communities, and the figurative and value elements of the concept can have differences. The materialfor analysis is taken from the texts of modern authors.
A method of philological reading is used to study various types of lieing statements. The analysis of the concept studied in the article showed that the dominant type of metaphor LIE is the onto-logical metaphor (personification).
Figurative means of language were identified, especially metaphors with verbs of different semantic groups, are revealed, which signal that the concentration of lies in the country approaches the last limit and occurs on that powerful negative emotional background, which is represented by the concept of LIE. LIE is personified, that is, endowed with the qualities of a person capable of performing various actions.
An attempt has been made to comprehend what is characteristic of Russian language consciousness, and how the comprehension of lies and its many varieties in political discourse occurs, where it seems to be one of the important concepts of the identification of the Russians. The authors come to the conclusion that LIE is philosophy.
Исследование концепта ЛОЖЬ является актуальным в связи с возрастающим интересом к феномену лжи. Будучи сложной системой интенциональных, когнитивных и нравственных аспектов, ложь сопровождает человеческую коммуникацию и реализуется в ней. Она имеет житейскую, философскую, логическую, психологическую, этическую, юридическую и лингвистическую стороны1.
Понятийная составляющая исследуемого концепта одинакова в различных лин-гвокультурных сообществах, а вот образный и ценностный элементы концепта могут иметь значительные отличия. Понятие ложь есть в каждом языке, это, скорее, этическая норма общества. В мировоззрении практически каждого человека ложь - это в первую очередь обман, он универсален и многофункционален. Ложь определяется в языке как особый код в языке, который обеспечивает необходимый для отправителя эффект воздействия на получателя2. Концепт ЛОЖЬ как многоаспектная категория рас-
3
сматривается как явление остросоциальное .
Особую роль в когнитивных процессах играет метафора, в которой наиболее четко актуализируется специфика мировосприятия. Образование метафорических концептов является универсальным свойством человеческого мышления, поскольку отражает творческую интерпретацию окружающего мира, в основе восприятия которого
1 Ленец А.В. Прагматика лжи / А.В. Ленец. -Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - 284 с.
Панченко Н.Н. Средства объективации концепта «обман» (на материале русского и английского языков): автореф. дис. к. филол. наук: спец. 10.02.20 / Н.Н. Панченко. - Волгоград, 1999. - 24 с.; Экман П. Психология лжи. — СПб.: Питер, 1999. — 270 с.; Психология лжи / В.В. Знаков. - СПб: Питер, 2000. -С. 243-268.
2 Леденец А.В. Семиотические аспекты анализа лжи 2010 №1 134.
3 Hansan R. Globalization, Literacy and Ideology // World Englishes. 2003. Vol. 22. Issue 4. P. 433-448.; Robinson W.P., Shepherd A., Heywood J. Truth, equivocation/concealment, and lies in job... // Journal of Language & Social Psychology. 1998. Vol. 17. Issue 2. P. 149-165.; Swol L., Braun M. Communicating Deception: Differences in Language Use, Justifications, and
Questions for Lies, Omissions, and Truths // Group Decision & Negotiation. 2014. Vol. 23. Issue 6. P. 1343-
1367.; Hardin K.J. The Spanish notion of Lie: Revisiting Coleman and Kay // Journal of Pragmatics. 2010. Vol. 42. Issue 12. P. 3199-3213.
лежит опыт человека. Метафора - мощное средство познания, представляющее собой способ рассмотрения одной области действительности через призму другой - абстрактное понятие рассматривается путем сопоставления с хорошо известным, привыч-
4
ным человеку чувственным миром . В литературе, как отечественной, так и зарубежной, проблеме метафоры уделяется особое внимание. В нашем сознании все сведения определённым образом структурированы. В языковой картине мира существуют устойчивые связи между некоторыми на первый взгляд далекими друг от друга понятийными сферами. Эти связи обуславливают существование многих метафор, как, впрочем, и способствуют появлению новых, строящихся на этих связях.
Лингвисты интерпретируют понятие политического дискурса достаточно широко и понимают его «как дискурс политиков, так и дискурс о политике, принадлежащий непрофессионалам»5. Авторы отмечают также «метафорическую нагруженность» концепта в европейском, американском и российском политическом дискурсе. Посредством метафоры как раз и вербализуются сведения образного и ценностного компонента концепта. Поэтому представляется интересным изучение метафорической репрезентации концепта ЛОЖЬ в политическом дискурсе.
Текст 1. Сердце устало от лжи
У нас сформировался всероссийский национальный инстинкт вранья. Власть не может существовать без лжи, Но каковы границы вранья, переходя которые власть теряет доверие своих граждан ... . Правительство год за годом обманывает страну, утверждая, что заботится о малом бизнесе..... Министры лгут о масштабе инфляции...... Отвращение вызывает, что наши
начальники брешут. .. Врут по инерции. .... Иногда ложь приобретает такой зловещий характер, что делается страшно за
страну....... Не получая честных ответов,
люди теряют гражданские ориентиры, по-
4 Lakoff G.Johnson M., Philosochy in the Flesh, NY,: Basic Books, 1980.
5 Плотникова С.Н., Домышева С.А. Политическое дискурсивное пространство: принципы структурирования // Политическая лингвистика. 2009. №1.
лучают ложные сигналы..... Люди десятками тысяч подают жалобы в Европейский суд, потому что не верят в честность нашего....... Ложь всегда мстит политикам..... Наш народ заслужил, чтобы ему
говорили правду1.
Автор статьи пишет о процессах, происходящих в современном российском обществе. Уже на основании этого небольшого отрывка можно понять содержание концепта ЛОЖЬ и особенности архитектоники его концептуального пространства. Система образности текста связана с наличием семантической категории: зло. О его негативной окраске сигнализируют в первую очередь большое количество лексем, которые объединяются лексемой «ложь»: обманывать, врать, лгать, брехать, замыливать правду, обман, ложь, что заставляет читателя почувствовать свою неполноценность, ничтожность и почувствовать себя жалким, обманутым. Дискурс представляет собой диалог автора и читателя, целью которого является подавление самого собеседника, так как именно он является ничтожным, предавшим свое отечество, или просто бездельничающим, не желающим работать и трудиться.
Данное эмоциональное состояние представлено определенной эмоционально окрашенной лексикой с ярко выраженной экспрессивной негативной семантикой (улизнуть от ответственности). В дискурсе постоянно обнаруживаются слова и словосочетания разговорного характера (преследовать шкурные и карьерные интересы, пудрить мозги, замыливать правду, инстинкт вранья, почуют людей «средней зарплатой», бешеные доходы олигархов и крохи работяг).
Большое количество употребления метафор свидетельствует не только об экспрессивности контекста, но и о его оценочном характере: сердце устало от лжи, зараженные ложью, ложь так свободно гуляет по России,, инстинкт вранья приобрел мерзостный оттенок, тает вера, ложь приобретает зловещий характер, ложь дезорганизует, ложь мстит.
Употребление метафор подчеркивает
1 Костиков В. Сердце устало от лжи. У нас сформировался всероссийский национальный инстинкт вранья // АиФ. - 2005.
тот факт, что люди не ждут ни правды, ни защиты. Это образные средства языка, особенно метафоры с глаголами движения, свидетельствует о том, что концентрация лжи в стране подходит к последнему пределу и происходит на том мощном отрицательном эмоциональном фоне, который репрезентирует концепт ЛОЖЬ, указывая на сферу своего отрицательного концептуального пространства: Разочарование, Безнадежность Отчаяние с их основными признаками: небрежность, лукавство, ложь.
Ложь и её синонимы неправда, обман идентифицируются обычно с намеренным искажением истины. Употребление лексемы ложь с интенциональными предикатами, с «глаголами, несущими в себе сему одушевленности представляют её в качестве деятеля»2. Ложь, уподобляясь живому существу, оказывает сильное негативное влияние на адресата. Используя когнитивную метафору, автор вскрывает новые неизвестные качества Лжи. Оказывается она обладает характером (ложь приобретает зловещий характер); ей свойственна самостоятельность, независимость (ложь так свободно гуляет по России; приобретая зловещий характер она действует разрушительно (ложь дезорганизует, ложь мстит). Словосочетания с лексемой ложь демонстрируют фактор её негативного влияния и построены на негативных ассоциациях, связанных болезненными состояниями: сердце устало от лжи (мощный фактор негативного влияния), зараженные ложью (болезнь). Образные средства языка, особенно метафоры с глаголами разных семантических групп сигнализируют о том, что концентрация лжи в стране подходит к последнему пределу и происходит на том мощном отрицательном эмоциональном фоне, который репрезентируется концептом ЛОЖЬ, указывая на не совсем уютную сферу обитания моральных ценностей.
И действительно, в дискурсах на русском языке присутствия оптимизма не ощущается. Трудно оставаться оптимистом, когда в стране нет разумных решений. Ре-
2 Кравченко А.В. Язык и восприятие / Когнитивные аспекты языковой категоризации / А.В. Кравченко. - Иркутск: Из -во Иркутского го. ун-та. 2004. - 206 с.
альный мир материального неблагополучия и социальной нестабильности обозначенные дисфункция межинституциональных отношений, деятельностная функция лжи, нарушение принципов справедливости1.
Поведение человека - результат его представлений о самом себе, неправильное «себявидение» (и переоценка, и недооценка) - неизбежно порождает ошибки. Тот же принцип применим к обществу. Общенациональные проекты, стратегии, действия -итог общенациональной идентификации. А идентификация — прямая производная истории. Значит, там, где истории нет, не будет идейного согласия и единства страны2.
Особую ценность в этой связи получает концепт ЛОЖЬ, который фигурирует как одно из ключевых понятий русского языка с широкой сферой и его употребления, как в частном, так и в политическом дискурсе.
Что способно спасти Россию от безнадежности и отчаяния? Ф.М. Достоевский говорил: "Не лгать", - причем, самое главное, "не лгать самому себе3.
Рассмотрим еще один пример:
Текст 2.
Большая Ложь пришла на нашу землю. Она заполнила города, поселки и рухнувшие под гнетом бездарной власти деревни. Она заполнила навсегда несозревшие души и скромные по насыщенности свободными знаниями мозги, она стала неотличима для населения большой страны от того, что это население могло бы, но не захотело увидеть вокруг. Словно путеводный луч, словно приводной радиомаяк, Бол ьшая Ложь всегда ведет в пустоту мертвой жизни. Большая Ложь была содержанием убогого существования населения, готового во имя нее есть отечественный концентрат кваса, грызть отечественные брике-
1 Егорченкова Е.Я. Концепт VERTRAUEN: попытка лингокультурного анализа. Лингвистические парадигмы и лингводидактика. Материалы Международной научно -практической конференции, Иркутск, 2006 г., 54-68 с.
2 Чубайс И. Спасти российскую государственность? Московский комсомолец. РРЕ 7 -14 сентября 2016, 6.
3 Костиков В. Предчувствие порки. В стране
сгущается масса недовольства правительством // АИФ. - 2006. - № 18. - С. 8.
ты сухого химического киселя и плакать от умиления над родными березками и осинами, не желая знать, что эти деревья растут с удовольствием и в других местах мира. Она рядилась в единственный выбор, а точнее, в отсутствие выбора, столь привычного и родного, что ее мало кто хотел распознать из опасения расстаться с ней и оказаться свободным от нее в этом мире4.
Ложь существует рядом с нами, она оказывается живой, действует. Ложь играет активную роль в жизни страны. Данное эмоциональное состояние представлено определенной эмоционально окрашенной лексикой с ярко выраженной экспрессивной негативной семантикой.
Доминирующим типом метафоры лжи является онтологическая метафора (персонификация). Метафора, обозначающая ложь как субъект, представлена в данном контексте: Ложь пришла. Она заполнила города и поселки. Большое количество употребления метафор свидетельствует не только об экспрессивности контекста, но и о его оценочном характере: Она заполнила навсегда несозревшие души и скромные по насыщенности свободными знаниями мозги, она стала неотличима для населения большой страны. Метафорическая модель представляет собой концептуализацию ложь как человека. Метафоры, номинирующие человека, представленные в дискурсе отмечают ложь как авторитетную личность, решающею вопросы жизни: Она рядилась в единственный выбор, а точнее, в отсутствие выбора, столь привычного и родного, что ее мало кто хотел распознать из опасения расстаться с ней и оказаться свободным от нее в этом мире.
Ложь в русской культуре олицетворяет закон, следовательно, ложь является могущественной и неоспоримой сущностью: Большая Ложь была содержанием убогого существования населения, готового во имя нее есть отечественный концентрат кваса, грызть отечественные брикеты сухого химического киселя и плакать от умиления над родными березками и осинами, не желая знать, что эти деревья растут с удо-
4 Рост Ю. Большая ложь, война и папа с мамой. Карта памяти. Колумнисты. Вып. №105, 19 сентября 2014.
вольствием и в других местах мира.
Метафорические представления о лжи отражают связь с другими денотатами, в данном случае - разрушителя. Ложь персонифицируется, то есть наделяется качествами человека, способного совершать различные действия: она может придти, заполнить, вести. Персонификация лжи обусловливает наделение предикатами, характерными для живого существа: ложь делает разницу - ложь влияет на ход событий -Словно путеводный луч, словно приводной радиомаяк, так как является точкой отсчета для определения изменений в жизни человека.
Ложь, выступающая как субъект, приобретает разные черты человека. Она может быть врагом. Ложь концептуализируется здесь в образе врага, противника, мучителя и т.д., так как они влияют на состояние человека и его действия. Она влияет на жизнь человека отрицательно, она ухудшает состояние человека: Она рядилась в единственный выбор, а точнее, в отсутствие выбора, столь привычного и родного, что ее мало кто хотел распознать из опасения расстаться с ней и оказаться свободным от нее в этом мире. Ложь концептуально интерпретируется как нечто агрессивное, жестокое, которое способно привести в никуда: Ложь всегда ведет в пустоту мертвой жизни. Она выступает в роли разрушителя. Она не сплачивает народ, а вгоняет его в депрессию. Выяснилось, что мы нашей жизнью, в общем-то, не руководим. Ею руководит кто-то «сверху», причем этот «кто-то» может сделать с нами что угодно. Другими словами, выяснилось, что из россиян можно вить веревки, иначе и не скажешь1.
Наш опыт указывает на общую тенденцию. Ложь - одно из объективных условий становления и удержания власти. По мнению П. Экмана, было бы несправедливо утверждать, что врут только наши. Ложь -это трамплин к власти во всем мире.
Текст 3. Страна лжи
Прежде я посещал Россию в 1979 году и был поражен, насколько теперь люди
1 Ганапольский М. Год в сапогах. По дороге к жизни в «кольце врагов» // Московский комсомолец РРЕ 14- 21 января 2015, с. 6.
стали здесь откровеннее. Они больше не боялись разговаривать с американцем и критиковать свое правительство. Мне часто говорили: «Вы приехали именно туда, куда вам надо. Это страна лжи! Семьдесят лет лжи!» Снова и снова русские рассказывали мне, что они всегда знали, как много лжет их правительство. Однако за пять недель моего пребывания в России я успел увидеть, как они поражались, узнавая о новых случаях лжи, о которых раньше даже и не подозревали. Но происходят не только разоблачения старой лжи, ложь продолжается и сейчас2.
Дискурс представляет резюме нашей страны: «Это страна лжи! Семьдесят лет лжи! Снова и снова русские рассказывали мне, что они всегда знали, как много лжет их правительство - старая ложь, поражались, узнавая о новых случаях лжи, о которых раньше даже и не подозревали.
Страна, где живет ложь. Но происходят не только разоблачения старой лжи, ложь продолжается и сейчас, она преображается, становится - Большой ложью, которая меняет структуру нашего общества. Самое удивительное — это способность еще чему-нибудь удивляться. Ведь тоска и отвращение от лжи давно сменились стойким ощущением разложения, убывания самой ткани жизни, когда даже правда звучит как ложь. Правда как ложь — важная тема. Иррациональный контекст времени меняет все знаки» 3.
Истоки становления лжи как языкового и социального явления кроются в са-кральности и оказываются тесно связанными в сознании древних. Способность лжи «прикидываться» живой и одухотворенной выражается в том, что она может быть охарактеризована в области интеллектуальной, нравственной и физической: 'умная, глупая, коварная, бессовестная ложь', 'ложь ранит, убивает', 'ложь уродовала', 'у лжи десятки таких подпольных кличек' (С. Дов-латов). Для русского языкового сознания характерно осмысление лжи ее многочис-
2 Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 1999. - 270 с.
3 Тарощина С. Энергия распада. Когда даже правда звучит как ложь http://www.novayagazeta.ru/ columns/68941 .html
ленных разновидностей как сущности, неподконтрольной человеку, независимой от нее. Ложь - это философия.
Жить не по лжи. Эта тема является сквозной в русской литературе. О губительности лжи для народа, власти, и в конечном счёте для страны, писали, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, а в советские времена А.И. Солженицын, Д.С. Лихачёв, писатели-деревенщики. И во все времена -русские философы и мыслители. В 1939 г. Н. Бердяев опубликовал статью «Парадокс лжи». Задолго до знаменитого романа Дж. Оруэлла «1984» он выявил общую черту тоталитарных систем, нарождавшихся в Европе. Это была ложь. Но не просто ложь, а ложь, носящая «сознательно организованный, государственный характер». Некоторые инструменты коллективной промывки мозгов, описанные автором, а ещё ранее в романе Е.И. Замятина «Мы», остаются1. Такие понятия, как «двоемыслие», «промывка мозгов », и сегодня вызывают не только ис-
прос на правду, а «жить не по лжи» остаётся важнейшей нравственной установкой населения. Что это - возрождение христианских ценностей или народ просто устал от лжи? В этой связи полезно вспомнить совет А.И. Солженицына, который он высказал в своей знаменитой статье «Жить не по лжи!», опубликованной в самиздате в 1974 г., в разгар советского «лжесловия»: «...самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!» . Конечно же, Россия наполнена позитивными новостями, чувствами и событиями. Но важно, чтобы личное сопрягалось с общественным; чтобы человек говорил себе: «Я в моей стране могу все, я тут свободен, и все зависит от меня, мне никто не мешает» . Хочется верить, что сказка превратится в реальность. И ложь исчезнет из нашей жизни. И будущие поколения будут жить по правде.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бляхер, Л.Е. Российский политический дискус и концептуализация становящегося политического пространства // Политические исследования. - 2002. - №3. - С. 31.
2. Егорченкова, Е.Я. Концепт VERTRAUEN: попытка лингокультурного анализа. Лингвистические парадигмы и лингводидактика: материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2006. - C. 54-68.
3. Костиков, В. Пусть ложь владеет не через меня. Можно ли жить по правде? // Аргументы и факты. - 2015, 18 марта. - № 12.
4. Кравченко, А.В. Язык и восприятие / Когнитивные аспекты языковой категоризации / А.В. Кравченко. - Иркутск: Изд-во Иркутского. ун-та, 2004. - 206 с.
5. Леденец, А.В. Семиотические аспекты анализа лжи. - 2010. - №1. - С. 134.
6. Ленец, А.В. Прагматика лжи / А.В. Ленец. - Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - 284 с.
7. Панченко, Н.Н. Средства объективации концепта «обман» (на материале русского и английского языков): автореф. дис. ... к. филол. наук: спец. 10.02.20 / Н.Н. Панченко. - Волгоград, 1999. - 24 с.
8. Плотникова, С.Н., Домышева, С.А. Политическое дискурсивное пространство: принципы структурирования // Политическая лингвистика. - 2009. - №1.
9. Психология лжи / В В. Знаков. - СПб.: Питер, 2000. - С. 243-268.
10. Чубайс, И. Спасти российскую государственность? // Московский комсомолец. 7-14 сентября 2016. - C. 6.
торические ассоциации. В стране растёт за-
1 Замятин Е.И. Сочинения. М.: Книга, 1988.
224 с.
2 Тарощина С. Энергия распада. Когда даже правда звучит как ложь http://www.novayagazeta.ru/ columns/68941 .html
3 Ганапольский М. Год в сапогах. По дороге к жизни в «кольце врагов» // Московский комсомолец. 14-21 января 2015, с. 6.
11. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 1999. - 270 с.
12. Hansan R. Globalization, Literacy and Ideology // World Englishes. 2003. Vol. 22. Issue 4. P. 433-448.
13. Hardin K.J. The Spanish notion of Lie: Revisiting Coleman and Kay // Journal of Pragmatics. 2010. Vol. 42. Issue 12. P. 3199-3213.
14. Lakoff G.Johnson M., Philosochy in the Flesh, NY,: Basic Books, 1980. 640 P.
15. Robinson W.P., Shepherd A., Heywood J. Truth, equivocation/concealment, and lies in job... // Journal of Language & Social Psychology. 1998. Vol. 17. Issue 2. P. 149-165.