Коммуникативные исследования. 2015. № 1 (3). С. 7-31.
УДК 811.11142
А.Н. Баранов Москва, Россия
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОСМЫСЛЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ)
Рассматриваются слова справедливость и несправедливость и связанные с ними понятия. Хотя данные слова с формальной точки зрения (с точки зрения морфологической структуры) являются антонимами, отношения между их значениями характеризуются более сложной семантикой - особенно с учетом их поведения в дискурсе. Слово справедливость обозначает абстрактную ценностную категорию. В то же время слово несправедливость используется для описания широкого класса ситуаций, в которых нарушаются те или иные аспекты ценностной категории «справедливость». В силу этого слово справедливость оказывается singularia tantum, а слово несправедливость используется в политическом дискурсе как в единственном, так и во множественном числе.
Различия в семантике между рассматриваемыми словами проявляются в метафорических моделях, которые используются в отношении справедливости и несправедливости, и в метафорических следствиях из этих моделей.
Ключевые слова: справедливость, метафорическая модель, когнитивный подход, дескрипторная теория метафоры, метафорическая интерпретация.
1. Ценностно-ориентированная лексика: проблемы семантического анализа
Один из основных объектов политической лингвистики - исследование идеологически связанной лексики [Крючкова 1982]. В этой категории лексем, с одной стороны, обычно обсуждаются пары слов и квазисинонимические ряды типа революция - восстание - переворот - путч, демократия - свобода, демократ - либерал - государственник и т. д., коммунизм - социализм - капитализм, террорист - сепаратист - ополченец - борец за свободу [Баранов, Паршин 1986]. С другой стороны, к идеологически связанной лексике относят и ценностно-ориентированные лексемы, т. е. слова, обозначающие ценности: свобода, истина, правда, доброта, любовь, воля, надежда, равенство и пр.
Основная особенность идеологически связанной лексики заключается в том, что ее понимание и, соответственно, семантическая экспликация (толкование, определение) непосредственно зависит от той понятийной системы, в которой интерпретируется соответствующая катего-
© А.Н. Баранов, 2015
8
Раздел I. Теория коммуникации
рия. Так, в системе мышления советской эпохи события 1917 г. в России, приведшие к паданию монархии, назывались Великой Октябрьской революцией, а сейчас часто используется номинация октябрьский переворот. Аналогично, слово либерал в одной идеологической системе будет рассматриваться как положительная характеристика, а в другой - как отрицательная. Ср. фразы:
Либералы - представители идейного и общественно-политического течения, объединяющего сторонников представительного правления и свободы личности, а в экономике - свободы предпринимательства и
Российский либерал - представитель трусливого, гнусного и предательского по отношению к демократии реформизма.
Первая фраза взята из словарной статьи «либералы» современного Политического словаря, размещенного в Интернете [Политический словарь], а вторая - из словаря под редакцией Д.Н. Ушакова [Толковый словарь русского языка 1938]. Известно, что словарь Д.Н. Ушакова был первым нормативным словарем советской эпохи, в котором широко использовались как идеологически мотивированные определения, так и иллюстративные материалы из партийной литературы (подробнее по этому поводу см.: [Живов 2005]].
Семантический анализ идеологически-ориентированной лексики возможен только в рамках соответствующей целостной системы (если пользоваться терминами классической герменевтики - в герменевтическом круге]. Блестящий пример исследования такого рода представлен в известной работе Ю.С. Мартемьянова и Г.В. Дорофеева, где на конкретных примерах показано, как модифицируется семантика слов в идеологической системе тщеславного человека [Мартемьянов, Дорофеев 1983].
С лингвистической точки зрения семантика идеологически связанной лексики (как и лексики ценностно-ориентированной] обеднена. В этом отношении она напоминает терминологическую и специальную лексику, которая должна в лингвистическом словаре толковаться кратко и лапидарно. Л.В. Щерба по этому поводу писал: «Слово золотник (в машине] всем хорошо известно, но кто из нас, не получивших элементарного технического образования, знает как следует, в чем тут дело? Кто может сказать, что вот это золотник, а это нет? Поэтому в общем словаре приходится так определять слово золотник: 'одна из частей паровой машины’» [Щерба 1974: 280]. Именно так должна толковаться в лингвистическом словаре и большая часть идеологически связанной лексики.
Очевидно, однако, что такой подход к исследованию идеологически связанной и ценностно-ориентированной лексики для целей исследования политического дискурса явно недостаточен. Это касается и такой важнейшей категории общественного сознания российского общества, как категория справедливости. Справедливость, с одной стороны, пред-
А.Н. Баранов
9
ставляет собой слово естественного языка - справедливость, а с другой -когнитивную структуру - фрейм (в декларативном описании] или сценарий (в процедурном описании] «справедливость»1.
Как слово, справедливость относится к абстрактным понятиям и соседствует с другими словами, обозначающими сходные по степени абстрактности категории: с истиной, правдой, добротой, равенством, объективностью, рациональностью и т. д.
Как когнитивный феномен, «справедливость» является одной из ценностных категорий, влияющих на оценку (в процессуальном смысле -на оценивание], а также на принятие решений. Действительно, оценка альтернатив разрешения проблемной ситуации является одним из оснований в принятии того или иного решения, поскольку выбираются те альтернативы, которые оцениваются положительно, обеспечивая хорошее, правильное, истинное и, соответственно, справедливое решение.
В ряде исследований слова справедливость было показано, что для исследования его семантики и связанной с ним понятийной категории «справедливость» необходимо привлечение дополнительной информации о его функционировании в дискурсе [Baranov 1993; 1998], а также о парадигматических связях с другими аналогичными категориями - в частности, со словом равенство и связанным с ним концептом [Баранов 1990; Baranov, Dobrovol’skij 1992]. В данной работе речь пойдет о метафорических осмыслениях концепта «справедливость» в текстах современных российских газет и журналов.
2. Теоретические основания исследования и характер корпусного эксперимента
Для изучения метафорического «ореола» справедливости в качестве теоретического основания использовалась когнитивная теория метафоры, согласно которой метафора является не только языковым феноменом, но и когнитивным, поскольку оказывает существенное влияние на процесс принятия решений человеком. Как известно, процесс принятия решений включает следующие основные этапы: 1] оценка проблемной ситуации; 2] выявление и формирование множества альтернатив решения проблемной ситуации; 3] оценка альтернатив с точки зрения имеющихся ресурсов, ценностных предпочтений и т. д.; 4] выбор альтернативы - принятие решения в узком смысле.
Метафорическое осмысление ситуации оказывается наиболее важным при формировании множества альтернатив решения проблемы. Метафора фокусирует внимание человека на отдельных аспектах проблемной ситуации, коммуникативно высвечивает их и именно в этом смысле
1 Здесь и далее когнитивные категории, концепты, понятия заключаются в кавычки или не выделяются никак, если это понятно из контекста. Слова естественного языка, как и иные примеры, даются курсивом.
10
Раздел I. Теория коммуникации
влияет на процесс принятия решений. Коммуникативное выделение тех или иных свойств ситуации с помощью метафоры называется в когнитивной теории метафоры профилированием.
В центре внимания исследований по изучению метафорики дискурса лежит понятие метафорической модели. Под метафорической моделью (далее - М-модель) понимается понятийная область, которая используется для метафорического осмысления некоторой сущности - реалии действительности, феномена общественного сознания и публичной политики. Например, осмысление чего-либо в терминах военных действий, армии происходит к рамках М-модели ВОЙНЫ (ср. война законов, обоймы аргументов, солдаты политического фронта и т. п.). На аналогичных основаниях выделяются М-модели родственных отношений, ПЕРСОНИФИКАЦИИ, МЕХАНИЗМА, ОРГАНИЗМА, ПУТИ-ДОРОГИ, ПОГОДЫ, ФАУНЫ, РАСТЕНИЯ-ДЕРЕВА и др.
Метафорические модели отличаются друг от друга метафорическими следствиями, т. е. теми свойствами обсуждаемой ситуации (или сущности), которые они профилируют в процессе метафоризации. Так, М-мо-дели войны, игры, спорта профилируют идеи конфликта, победы vs. поражения, ср.: идущая сейчас атака на новые власти; попридержать рвущихся из окопов коммунистических консерваторов; не садиться за стол переговоров по причине вероятного «проигрыша»; запрещение митингов - это капитальный проигрыш Горбачева; играть в международных делах в поддавки. С другой стороны, М-модели растение-дерево, организм и медицина в политическом дискурсе часто профилируют такую совокупность характеристик, как болезнь, лечение болезни, а также боль, причиняемая организму (в частности, болезненность оперативного вмешательства), например: чума роста цен, политическое слабоумие, метастазы большевизма, эпидемия суверенизации, шоковая терапия.
Функционирование языка в обществе происходит не одинаково в различных проблемных областях и социальных стратах. Хотя литературный язык и задает некоторые общие рамки использования русского языка, тем не менее каждая профессиональная сфера и конкретная совокупность носителей привносит свои специфические черты в множество речевых высказываний. Области использования языка, различающиеся по тематике и социальному составу носителей, называются дискурсами. Здесь можно говорить о «тоталитарном дискурсе», «дискурсе безопасности», «дискурсе свободы и справедливости», «парламентском дискурсе». Именно в этом смысле можно говорить о «дискурсе справедливости».
Совокупность метафорических моделей, использующихся в данном дискурсе, образует «метафорику» данного дискурса. Часть из этих моделей типична для данного дискурса, формирует его как таковой, как специфический и отличающийся от других типов дискурсов. Таким образом, исследование метафорики дискурса о справедливости предполагает вы-
А.Н. Баранов
11
явление основных метафорических моделей, в терминах которых осмысляется данный концепт. Кроме того, необходимо выявить семантические связи между отдельными метафорическими моделями. Это даст возможность установить типичные смыслы, которые профилируют частотные метафорические модели в обсуждаемом типе дискурса. Последнее, в свою очередь, даст важную информацию о семантике слова справедливость и связанной с ним категории «справедливости».
Когнитивная теория метафоры была расширена за счет дескрипторной теории метафоры [Баранов 2003; 2004; 2014]. Последняя представляет собой попытку формализации когнитивной теории метафоры для унифицированного описания большого корпуса контекстов использования метафор, т. е. для исследования метафорики дискурса в целом, а не отдельных изолированных примеров.
В дескрипторной теории метафоры метафора описывается как множество кортежей сигнификативных и денотативных дескрипторов, представляющих, соответственно, область источника и область цели метафорической проекции. Так, метафора война законов представляется в дескрипторной теории метафоры в виде двухэлементного множества следующего типа: {<война>, <законодательская деятельность; законодательство»-. Первый дескриптор - «война» - является сигнификативным, а вторые два - «законодательная деятельность», «законодательство» -денотативными. Использование метаязыка сигнификативных и денотативных дескрипторов позволяет единообразно описывать контексты употребления метафор и обрабатывать их с помощью компьютерных программ - баз данных.
Проводившееся исследование основывается на корпусных технологиях. Для получения исходных данных - контекстов метафорического осмысления справедливости - использовался Корпус современной русской публицистики, объемом 29 млн словоупотреблений. Всего было выявлено 1 550 контекстов употребления слова справедливость, причем метафорических осмыслений оказалось 344. Контексты метафорического осмысления были кодированы на языке сигнификативных дескрипторов и введены в компьютерную базу данных, что дало возможность провести анализ частоты употребления метафорических моделей в дискурсе.
Кроме того, анализ справедливости был дополнен аналогичным исследованием слова несправедливость и соответствующего концепта. Всего было выявлено 268 контекстов употребления слова несправедливость, причем 71 контекст оказался метафорическим осмыслением феномена несправедливости. 3
3. Справедливость versus несправедливость
С точки зрения грамматической теории и лексикологии современного русского языка для слова справедливость не выделяются какие бы
12
Раздел I. Теория коммуникации
то ни было специальные грамматические формы: словоизменение данного слова признается стандартным и значения не распределяются по специально выделенным грамматическим характеристикам. Так, в «Малом академическом словаре русского языка» слову справедливость сопоставлена следующая словарная статья1:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ -и, ж. 1. Свойство по знач. прил. справедливый. Справедливость решения. Справедливость предложений. 2. Беспристрастное, справедливое отношение к кому-, чему-л. Пусть оставят меня так, пока царь не решит моей участи. - Не надеясь на его снисхождение, надеюсь на справедливость его. Пушкин, Письмо Л.С. Пушкину, 1-я половина ноября 1824. Справедливость - высшее достоинство судьи. Герцен, Капризы и раздумье. 3. Соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям. Социальная справедливость. Восстановить справедливость. ◊ Отдать справедливость кому-чему см. отдать [МАС].
Ср. статью в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Н.Ю. Шведовой:
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. • Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное [Шведова 2007].
В обоих случаях первое значение рассматриваемого слова определяется через отсылку к семантике прилагательного справедливый:
СПРАВЕДЛИВЫЙ, -ая, -ое; -ли'в, -а, -о. 1. Действующий беспристрастно, в соответствии с истиной. Справедливый судья. □ По заводу облетела весть, что генерал будет разбирать дело крестьян насчет уставной грамоты и что генерал строгий, но справедливый. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. || Основанный на беспристрастном соблюдении истины. Справедливый суд. Справедливое решение. 2. Основанный на требованиях справедливости (в 3 знач.]. Справедливые законы. □ Вера в жизнь, мечта о ее справедливом устройстве ради счастья человечества сближают Алексея Толстого с классическими нашими писателями XIX века. Федин, Памяти А.Н. Толстого. 3. Имеющий под собой основание, оправдываемый чувством справедливости. Справедливое требование. Справедливый гнев.
4. Соответствующий истине, действительному положению дел; правильный, верный. Справедливое суждение. • Справедливые войны - войны за независимость; национально-освободительные войны [МАС].
СПРАВЕДЛИВЫЙ, -ая, -ое; -ив. 1. Действующий беспристрастно; соответствующий истине. С. судья. С. поступок. Справедливое решение.
1 Здесь и далее словарные статьи и другие справочные материалы даются с несущественными сокращениями.
А.Н. Баранов
13
Справедливо (нареч.) оценить. 2. Осуществляемый на законных и честных основаниях. Справедливое требование. 3. Истинный, правильный. Полученные сведения оказались справедливыми. Ваше возмущение вполне справедливо. || сущ. справедливость, -и, ж. • Из польск. sprawiedliwy < чеш. spravedlivy, связано с правда [Шведова 2007].
Тем самым, первое значение слова справедливость определяется через идею истины и закона - как это фиксируется в толкованиях семантики прилагательного справедливый: ‘Действующий беспристрастно, в соответствии с истиной’; ‘Соответствующий истине, действительному положению дел; правильный, верный’ [МАС]; ‘Действующий беспристрастно; соответствующий истине’; ‘Осуществляемый на законных и честных основаниях’; ‘Истинный, правильный’ [Шведова 2007]. «Малый академический словарь» в данном случае менее последователен, поскольку два значения прилагательного справедливый соотносит со словом справедливость, т. е. в толковании реализуется «логический круг», не эксплицирующий семантику лексических единиц: ‘Основанный на требованиях справедливости (в 3 знач.)’; ‘Имеющий под собой основание, оправдываемый чувством справедливости’ [МАС].
Вне зависимости от правильности или неправильности выбранного способа толкования (семантической экспликации] слова справедливость, существенно, что значения слова справедивость по указанным словарным источникам никак не зависят от грамматических характеристик его словоформ. Более того, не налагается никаких ограничений на реализацию грамматических категорий. Так, не указано, что данное слово относится, например, к словам pluralia или singularia tantum, т. е. лексемам, используемым только во множественном или единственном числе.
В полученной из корпуса выборке на слово справедливость содержится 344 контекста использования метафор, причем ни в одном из контекстов не реализуется множественное число. Ср., например, некоторые из характерных примеров:
В прошлом году с одобрения Фонда имущества Липецкой области, но вразрез с существующим законодательством НЛМК через свой профсоюзный комитет приобрел 2,86 % собственных акций из Фонда акционирования работников предприятия... Тогда Госкомимущество через Арбитражный суд быстро аннулировало незаконную сделку. На этот раз торжества справедливости придется подождать (Итоги);
Конечно, победа справедливости всегда радость. Но она - с таким привкусом горечи! (Известия);
Обсуждались пути восстановления исторической справедливости в отношении Русской Православной Церкви и во время встреч Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с канцлером Колем (Литературная газета].
14
Раздел I. Теория коммуникации
Аналогичная ситуация и для контекстов, в которых отсутствуют метафорические осмысления1:
Как чиновник я хотел бы, чтобы у моих сотрудников права были максимально большие, но если говорить по справедливости, то у сторон должны быть равные права (Независимая газета];
Но ведь наряду с идеей социальной справедливости бывший советский человек отравлен диалектикой: заметив переполненные сумки рядовой продавщицы, мы невольно начинаем прикидывать, - сколько же там имеет директор! (Новая газета].
Таким образом, можно сделать вывод, что, как и для большинства слов абстрактной семантики, множественное число для слова справедливость нехарактерно. Тем самым, лексема справедливость принадлежит к формам singularia tantum.
Однако особенности употребления лексемы справедливость этим не ограничиваются. Как показывает анализ материала, лексема несправедливость, непосредственно связанная со словом справедливость, формально выглядящая как ее антоним, существенно отличается от слова справедливость как по грамматике, так и по значению. Последнее вовсе не антонимично справедливости, как это можно было бы предположить и как это следует из словарных толкований слова несправедливость:
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. Свойство по знач. прил. несправедливый. [Нехлюдов] понял тогда всю жестокость и несправедливость частного землевладения. Л. Толстой, Воскресение. 2. Несправедливый поступок, несправедливое отношение к кому-, чему-л. И все, обиды, все несправедливости, унижения рабства, одним словом, жизнь ее встала перед ней. Лермонтов, Вадим. Мысли [Никиты] постоянно затемнялись сознанием несправедливости, которую над ним совершили. Федин, Братья [МАС].
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, -и, ж. 1. см. несправедливый. 2. Несправедливый поступок, несправедливые слова. Допустить н. Неслыханная, небывалая н. [Шведова 2007].
Как и в предшествующем случае, первое значение отсылает к семантике прилагательного несправедливый: 'Свойство по знач. прил. несправедливый’ [МАС]. Соответственно, прилагательное несправедливый толкуется следующим образом:
НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ, -ая, -ое; -лив, -а, -о. 1. Поступающий вопреки справедливости, нарушающий справедливость. Несправедливый человек. □ Мой друг, несправедлива ты. Оставь безумные мечты; Ты подозреньем сердце губишь. Пушкин, Полтава. [Людмила:] Не будьте несправедливы, не обижайте меня! А. Островский, Поздняя любовь. Мир несправедлив к де-
1 Напомним, что всего на 29 млн словоупотреблений Корпуса современной русской публицистики выявлено 1 550 контекстов употребления слова справедливость, из которых 344 употребления метафорических и 1 206 - неметафорических.
А.Н. Баранов
15
тям, особенно к сиротам. Это Ильке стало давно ясным и понятным. Астафьев, Перевал. || Противоречащий, не отвечающий требованиям справедливости; незаслуженный. Несправедливый приговор. □ И, сгоряча бросая слова в лицо товарищу, сам [Виктор] знал, что слова эти несправедливые и обидные и говорить их не надо, нельзя. Горбатов, Донбасс. 2. Не соответствующий действительности; неправильный, неверный. Несправедливое мнение [МАС].
НЕСПРАВЕДЛИВЫЙ, -ая, -ое; -ив. 1. Лишённый чувства справедливости, противоречащий справедливости. Н. упрёк. Несправедливо (нареч.) относиться к кому-н. 2. Ложный (в 1 знач.), ошибочный, неверный (ус-тар.]. Несправедливое сообщение. || сущ. несправедливость, -и, ж. [Шведова 2007].
В свою очередь, первое значение прилагательного несправедливый отсылает к справедливости с отрицанием: ‘Поступающий вопреки справедливости, нарушающий справедливость' [МАС]; ‘Лишённый чувства справедливости, противоречащий справедливости' [Шведова 2007]. Получается, тем самым, что несправедливость - это антоним к слову справедливость.
Исследование контекстов употребления слов справедливость и несправедливость показывает, что в реальном дискурсе они не антонимы. Так, в отличие от формы справедливость, слово несправедливость широко используется во множественном числе. Всего в Корпусе современной русской публицистики выявлено 268 контекстов употребления слова несправедливость, причем 39 контекстов - употребления во множественном числе:
Я, впрочем, не стремлюсь разжалобить никого списком несправедливостей. Тем более он пополняется ежедневно (Огонек);
Но возможно, здесь начала тех несправедливостей, драм и трагедий, которыми полна новейшая история этого дома (Известия);
После гибели генерала Корнилова весной 1918 г. - главнокомандующий Добровольческой армии; в начале 1919 г. - главнокомандующий Вооруженными Силами Юга России. Отсутствие понятной массам программы, ряд несправедливостей, допущенных представителями власти, и т. п. позволило большевикам обмануть жителей деревни, убедить их в том, что Деникин идет восстанавливать власть помещиков и капиталистов (Московские новости].
Анализ контекстов употребления рассматриваемых лексем показывает, что слово справедливость в основном используется в значении ценностной категории (‘свойства, характеристики ситуации, соответствующие представлениям об истине и законе - точнее, правде']. Именно поэтому множественное число данного слова неупотребительно - оно используется только в единственном числе, попадая в категорию singularia
16
Раздел I. Теория коммуникации
tantum. Для слова несправедливость образование множественного числа регулярно, поскольку оно используется в контекстах другой семантики: оно указывает на ситуации нарушения тех или иных норм, правил, представлений о должном, истинном, правильном и т. п.:
Руководители Союза приводят примеры всяких несправедливостей: вот закрыли «Неделю» - 36 человек оказались на улице. ВГТРК пока не закрывали - но все равно 1700 сотрудников российского телевидения получают нынче расчет (Московские новости];
К тому же имущественный водораздел у очень многих способных, но небогатых людей из провинции вообще отсекает возможность приехать в столицу на вступительные экзамены. А ведь по окраинам талантливых ребят нисколько не меньше, чем в Москве и Петербурге. И вот мы придумали: почему бы не объединить усилия с факультетом, чтобы хоть как-то противостоять этой несправедливости? (Новая газета];
Обидно, что не всем нам поровну досталось. Есть у меня странное ощущение несправедливости природы: папа прожил 55 лет, Толя 62 года. Почти 8 лет разницы (Огонек].
В приведенных примерах несправедливость конкретна: закрытие газеты «Неделя» и увольнение сотрудников, сложность поступления в университеты школьников из провинции, уход из жизни людей в разном возрасте и пр. Иными словами, слово справедливость относится к ценностным категориям - оно более «идеологично», а несправедливость - более конкретно, как правило, референтно и относится к конкретным ситуациям нарушения тех или иных правил, законов, установлений, моральных норм и пр. Именно поэтому слова справедливость и несправедливость не антонимы, а лежащие за ними понятия - концепты - не противопоставлены друг другу - они иные, причем «инаковость» не формирует контрарную оппозицию в духе «А versus не А».
Асимметричность семантики слов справедливость и несправедливость и лежащих за ними понятий проявляется и на уровне метафорики - метафорических осмыслений, выявленных в представительном корпусе текстов СМИ. 4
4. Справедливость: метафорические модели и профилируемые смыслы
Распределение сигнификативных дескрипторов по 344 контекстам метафорического осмысления концепта «справедливость» сконцентрировано в весьма небольшом количестве метафорических моделей. Если ограничить «снизу» частоту дескрипторов пятью вхождениями, то получается набор метафор (сигнификативных дескрипторов], представленный в табл. 1.
А.Н. Баранов
17
Таблица 1
Сигнификативные дескрипторы метафор концепта «справедливость» (с частотой 5 и более)
строение/строительствоП1 148
персонификацияП 134
чел-торжествующий 73
объект-предметП 28
чел-агенс[] 24
пространствоП2 21
движение() 19
пункт назначения 16
чел-пациенс[] 12
высшее существо 10
ресурс 9
чел-царствующий 8
феодализм() 7
чел-требующий 6
Из табл. 1 видно, что наиболее частотные метафорические модели, используемые для осмысления концепта «справедливость», - это строительство (вместе с метафорой строение) и персонификация. Высокая частота метафоры СТРОИТЕЛЬСТВА объясняется слабоидиоматичным оборотом восстановить справедливость. Ср. характерные примеры:
Требования были самые что ни на есть примитивные и бытовые -Павел Сергеевич захотел восстановления справедливости, чтобы его родное госпредприятие «ТОНОТ-8» (ТОНнельный Отряд № 8) возместило ему ущерб в связи с утраченным на производстве здоровьем (Общая газета);
Перезахоронение праха Шаляпина на родине осуществлялось, конечно же, как "восстановление исторической справедливости" и было по-своему смелым поступком (Итоги);
Среди них не только грузины, но и представители других национальностей. Они никогда не смирятся с потерей родных очагов. И как выразился председатель парламента Грузии Зураб Жвания, они «до последней капли крови будут сражаться для восстановления личной справедливости» (Известия).
Из 148 контекстов употребления 142 приходятся на примеры использования данного выражения - восстановить/восстановление справедливости, - причем в этих контекстах метафора СТРОИТЕЛЬСТВА отно-
1 Здесь и далее квадратные скобки [] указывают на то, что в данном дескрипторе объединены видовые и родовые дескрипторы. Объединение первых и вторых в данном варианте исследования несущественно.
2 Здесь и далее круглые скобки () указывают на родовой статус соответствующего дескриптора.
18
Раздел I. Теория коммуникации
сится к стертым метафорам, т. е. к устойчивой метафорике, используемой преимущественно в фоновом режиме1.
Существенно, что широкое использование выражения восстано-вить/восстановление справедливости указывает на то, что ситуация справедливости в наивном языковом сознании рассматривается как нормальное состояние мира. В исследованных текстах обсуждается сам факт отклонения от нормы и восстановление нормального состояния - ситуации, в которой обеспечивается справедливость.
Контексты использования метафоры ПЕРСОНИФИКАЦИИ, несколько уступающие в количественном отношении метафоре СТРОИТЕЛЬСТВА (134 против 148], существенно более разнообразны. Наибольшее количество приходится на осмысление справедливости как человека, находящегося в психическом состоянии торжества («чел-торжествующий»). Примеры данного типа связаны с фразеологизмом (коллокацией) торжество справедливости:
Арбитражный суд быстро аннулировал незаконную сделку. На этот раз торжества справедливости придется подождать. Судебные слушания по делам ГКИ, начатые еще в апреле, постоянно переносятся (Итоги);
Каким бы суровым ни был приговор суда, торжество справедливости будет несоизмеримым с чудовищной драмой милицейской семьи, где тесть руководил борьбой с организованной преступностью в республике, а зять, судя по материалам дела (прямо утверждать это мы все еще не имеем права), эту преступность организовывал (Известия);
Он уверен, что его осудили незаконно. Что справедливость рано или поздно восторжествует. И не хочет сдаваться - чтобы уважать самого себя (Огонек).
В данных контекстах реализуются метафорические проекции Справедливость - ЭТО ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК; ДОСТИЖЕНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ -ЭТО ТОРЖЕСТВО. Указанные метафорические проекции ощущаются как неконвенциональные, однако устойчивость и частотность коллокации торжество справедливости стирает эффект новизны в приведенных метафорических проекциях. Само по себе это неудивительно, если учесть, что сама метафора ПЕРСОНИФИКАЦИИ типична для политического дискурса. В контекстах рассматриваемого типа коммуникативно высвечивается идея реализации ситуации, соответствующей представлениям о справедливости.
Метафора высшего существа в ряде контекстов позволяет провести рефрейминг: приравнять справедливость другому понятию, значимость которого в обсуждаемой ситуации, с точки зрения говорящего, оказывается выше:
Он, этот солдат революции, преисполнен уверенности в справедливости, в высшей справедливости возмездия, которое настигает жен-
1 Подробнее о разграничении фоновых и фигурных метафорических моделей см.: [Баранов 2014].
А.Н. Баранов
19
щину, он осуществил это возмездие, честь и хвала Никите Балмашеву, истинному солдату революции! (Огонек];
Удивительно, но мне нисколько не жаль негодяя, который готовил взрыв на дороге. Когда я замкнул провода и террорист кровавыми кусками взлетел выше деревьев - в этом была высшая справедливость (Московский комсомолец];
Трудно поверить, что Эдуарду Анатольевичу Стрельцову она (судьба или абсолютная справедливость) воздала по заслугам (Московский комсомолец];
Сталинизм не с неба к нам свалился, это мы с вами растаскивали по домам жалкие пожитки "раскулаченных", если не рукоплескали, то отмалчивались на собраниях, решавших судьбы людей, провозглашали насилие высшей справедливостью (Московские новости].
Сама возможность рефрейминга справедливости указывает на когнитивную важность этой категории в общественном сознании, а также на ее потенциал использования в политической аргументации.
Среди метафор ПЕРСОНИФИКАЦИИ, в рамках которых осмысляется понятие «справедливости», четко противопоставлены агенсные и пациенс-ные метафорические проекции:
Майами знает почти всех поименно. «Если они думают, что они, нечестно заработав деньги в России, приехали сюда, купили дом под пальмами и оказались в безопасности, - они ошибаются, - ухмыляется детектив Магрено. - Мы наблюдаем за ними». («Фемида в роли Немезиды, - думаю я. - От закона уйти можно, а от справедливости - нет».) (Московские новости];
Я жил по поговорке:умей выигрывать,умей проигрывать. И самое главное - умей держать удар. Судьбы и справедливости (Московский комсомолец];
Хотя незнание реалий повседневной жизни в России и Британии является обоюдным, справедливость требует признать, что россияне все же лучше осведомлены, чем британцы (Общая газета];
- Но вы уже обмолвились о Калининграде. В литовской прессе и среди литовских политиков все чаще звучит, что Калининград - это малая Литва. И историческая справедливость диктует их воссоединение (Общая газета];
Кроме того, простая справедливость заставляет вспомнить, что США принимают на себя заботы об ООН все годы существования этой организации, чего ни одна страна в мире делать не может (Известия).
В приведенных контекстах справедливость осмысляется как активное действующее лицо, которое преследует (От закона уйти можно, а от справедливости - нет], наносит удары (умей держать удар. Судьбы и справедливости), требует (справедливость требует признать), диктует (историческая справедливость диктует], заставляет (простая справед-
20
Раздел I. Теория коммуникации
ливость заставляет вспомнить). В других агенсных контекстах справедливость царствует (превратить страну в сказочное царство справедливости), побеждает (справедливость победила). Во всех агенсных метафорических осмыслениях справедливость выступает как активная инстанция, воздействующая на ситуацию в своих интересах - в интересах достижения справедливости.
Агенсных осмыслений - 24, а пациенсных - только 12. Типичный контекст реализации пациенсных осмыслений - устойчивое словосочетание поруганная справедливость (надежды на мирное восстановление поруганной справедливости; чувство поруганной справедливости; у нас с Соловьевым была общая поляна поруганной справедливости). В пациенсных осмыслениях профилируется указание на несправедливость ситуации. Для профилирования указанного смысла используются и другие метафоры, также относящиеся к пациенсным: ЗАЛОЖНИЦА (когда справедливость становится ограниченной, тогда она сама превращается в заложницу), жертва убийства (У военных прокуроров и судей сейчас задача найти виновных, определить статью, применить закон. Но дай им Бог при этом не убить справедливость), защищаемый человек (Это просто счастье: быть вместе, ощущать себя великой страной, ощущать себя на хорошей стороне, защитниками морали, справедливости и братства).
Предметная метафора (объект-предмет) по частоте существенно отличается от персонификации и метафоры строительства: 28 примеров против 148 контекстов метафорической модели строения/строительства и 134 контекстов использования метафоры ПЕРСОНИФИКАЦИИ. Предметное осмысление существенно более разнообразно в профилировании различных смыслов, чем метафора персонификации и строительства. Так, объект-предмет в пространстве может рассматриваться с разных сторон, что позволяет коммуникативно высвечивать различные аспекты ситуации и самого феномена справедливости (Какая же это справедливость, если она повернута в одну сторону), а также указывать на сравнительную значимость тех или иных ценностей, осуществляя рефрей-минг (И любовь все так же выше закона. И милосердие выше справедливости). Предметность дает возможность осмыслять справедливость и как ресурс:
Мы надеялись, что за малостью требуемой суммы (около 100 млрд рублей при прибыли Сбербанка в 14 трлн рублей) никто не станет возражать против этого кусочка справедливости (Новая газета);
У людей, живущих в Чечне, как не было, так и нет шансов почувствовать, что для них у нашего государства припасена хоть какая-то справедливость (Новая газета);
Электорат готов на баррикады за того, кто даст справедливость (Новая газета);
А.Н. Баранов
21
Поскольку социальная справедливость - самый ходовой политический товар, именно ее выставляют на общественный прилавок в качестве главного (Огонек].
Ресурсная семантика передается и в устойчивом выражении отдать справедливость кому-л./чему-л
Надо отдать справедливость учителям - они ничем не выделяли детей из верхов, однако этих детей выделяло проступавшее на лицах осознание своего превосходства (Огонек).
Близко к ресурсной семантике осмысление справедливости как
ПИЩИ:
Если пацаны останутся еще на 6 лет, мы все по миру пойдем... С другой стороны, народонаселение утомилось радоваться сказке про вертикаль и белого бычка и тоже хочет чего-то новенького. Не очень ясно, чего: то ли Конституции с хреном, то ли севрюжины с социальной справедливостью (Огонек);
Разрушь - и наступит радостное упоение местью. Отними - и насытишься справедливостью. Убей - и тебя наполнит чувство силы и превосходства над другими... (Новая газета).
Внутренняя структура объекта-предмета передает сложность и неоднородность феномена справедливости: Понятие справедливости многослойно, многозначно (Огонек). В то же время справедливость может интерпретироваться как часть более сложной конструкции, обеспечивающая ее структурную устойчивость: И над обычными людьми и над властями царит моральный закон, воплощенный в идее СПРАВЕДЛИВОСТИ, которая, по сути дела, и является стержнем русского правового сознания (Общая газета).
Метафоры пространства и движения в представленном корпусе примеров реализуются почти исключительно как фоновые при осмыслении справедливости как ПУНКТА НАЗНАЧЕНИЯ. В этих случаях достижение справедливости рассматривается как движение к некоторой конечной точке: прорыв к справедливости, прийти к справедливости, переход к социальной справедливости, искать пути к согласию и справедливости, объявить курс на социальную справедливость, курс на правовой порядок и социальную справедливость. Данная метафора чаще всего профилирует смыслы изменения, выбора способа, инструмента обеспечения справедливости, обращает внимание на намерения субъекта относительно справедливости.
Иногда метафоры пространства и движения указывают на неуспешность выбранного способа действия: тупик социальной справедливости.
В целом анализ метафорических осмыслений концепта «справедливость» не позволяет сделать вывод о значительном метафорическом разнообразии осмыслений данной категории. В исследованном корпусе
22
Раздел I. Теория коммуникации
текстов СМИ основные выявленные метафорические модели входят в состав устойчивых словосочетаний с элементами идиоматичности: восстановить справедливость, торжество справедливости, справедливость требует, отдать справедливость. Таким образом, хотя метафорическая модель строительства/строения весьма рациональна и допускает широкий спектр принятия решений, говорить о рациональности в понимании концепта «справедливость» вряд ли оправданно. Тем не менее широкое использование идиоматизированных форм восстановить справедливость, восстановление справедливости указывает на то, что справедливость с точки зрения русского наивного языкового сознания является естественной характеристикой мира.
Метафорика персонификации более разнообразна и профилирует идеи самореализации справедливости - вне зависимости от участия субъекта. Действительно, справедливость сама становится субъектом и торжествует в одних ситуациях, требует, диктует - в других, побеждает в третьих и т. д. Пациенсные характеристики у справедливости представлены в меньшей степени, хотя в некоторых случаях справедливость может быть поруганной, униженной, она может стать заложницей, жертвой и пр.
Метафора персонификации в варианте высшего существа позволяет провести рефрейминг старого, привычного концепта, подведя под него и кровавое убийство (Когда я замкнул провода и террорист кровавыми кусками взлетел выше деревьев - в этом была высшая справедливость) и насилие (провозглашали насилие высшей справедливостью).
При осмыслении справедливости наиболее разнообразна по профилируемым свойствам метафора ОБЪЕКТА-ПРЕДМЕТА, которая дает возможность рассматривать справедливость как РЕСУРС (припасать справедливость, справедливость как ходовой товар) или ПИЩУ (насытиться справедливостью), отразить сложность устройства этого концепта (понятие справедливости многослойно), коммуникативно выделить системообразующие свойства (стержень русского правового сознания). По сути, из рассмотренных метафорических моделей только метафора ОБЪЕКТА-ПРЕДМЕТА может рассматриваться как рациональная, способствующая расширению поля альтернатив принятия решения. 5
5. Несправедливость: метафорические модели и профилируемые смыслы
Всего для слова несправедливость в имеющемся корпусе российских СМИ зафиксирован 71 контекст осмысления в терминах метафор. Состав сигнификативных дескрипторов метафорических моделей, используемых по отношению к понятию «несправедливости» (с «нижним» ограничением - пять словоупотреблений и более) представлен в табл. 2.
А.Н. Баранов
23
Таблица 2
Сигнификативные дескрипторы метафор концепта «несправедливость» (с частотой 5 и более)
персонификацияО 33
материальная сущность() 22
объект-предмет[] 17
чел-агенс[1 11
пространство() 10
ситуация-событие 9
ограничительП 8
чел-кричащий 7
чел-входящий 6
препятствие 5
Наибольшую частоту имеет метафорическая модель ПЕРСОНИФИКАЦИИ. Треть употреблений этой метафорической модели приходится на метафорические осмысления, в которых «несправедливость» выступает в роли активного действующего лица, которое гонит человека (именно она, гонимая болью несправедливостей, каждый день, как на работу, ходит по всевозможным правоохранительным инстанциям), делает человека жертвой (стал жертвой политической несправедливости; он стал не просто жертвой несправедливости, но и человеком, который один противостоит всему политическому истеблишменту; жертва несправедливости Патаркацишвили не оставил завещания), причиняет ему боль (Несправедливость причиняет мне боль), задевает человека (сестра Соколова Наталья отметила, что ее брата сильно задевала социальная несправедливость), угнетает (освободиться от гнета несправедливости). Метафоры ПЕРСОНИФИКАЦИИ позволяют также представить концепт «несправедливости» как человека, который кричит (вопиющая несправедливость), обижает (обида на несправедливость). Пациенсные осмысления для «несправедливости» отсутствуют.
Второе и третье места занимают метафоры материальная сущность и ОБЪЕКТ-ПРЕДМЕТ (22 и 17 соответственно). Понятно, что метафора ОБЪЕКТА-ПРЕДМЕТА входит как часть в метафору материальная сущность. В целом эта метафорическая модель профилирует семантику рационального взаимодействия с феноменом «несправедливости», позволяя его измерять (верх несправедливости; обостренное восприятие любой, даже малой несправедливости; Большие и маленькие несправедливости, если они не учтены и не оценены вовремя, имеют свойство прорастать «гроздьями гнева»), указывать на возможность его воспроизводства (конвейер военной несправедливости).
Значительная часть употреблений в рамках метафоры ОБЪЕКТА-ПРЕДМЕТА связана с профилированием смысла ‘ограничения, затруднения, осложнения действий субъекта’:
24
Раздел I. Теория коммуникации
Поддержка Юрия Трифонова и Булата Окуджавы (так и не снявшего посвящение Аксенову в своей песне «Исторический роман») была отдушиной, но свинцовое бремя несправедливости продолжало давить на писателя (Огонек];
Ибо дамочки, хоть и кричат про всякое равноправие между полами и про жестокую несправедливость с пеленками, кастрюлями и переносками тяжестей с рынка до дома, сами же считают привилегией нести этот крест несправедливости (Московский комсомолец];
Если вы столкнулись с несправедливостью, нарушением закона -звоните в любое время (Московский комсомолец];
Тысячелетиями длились войны, и все они и всегда были с обеих воюющих сторон отягощены преступлениями и несправедливостями (Общая газета].
Ограничительная семантика типична для приведенных выше метафор: БРЕМЯ, НЕСОМЫЙ КРЕСТ, ПРЕПЯТСТВИЕ, ОТЯГОЩАЮЩИЙ ОБЪЕКТ-ПРЕДМЕТ.
Метафора материальной сущности в рассматриваемом корпусе осмыслений «несправедливости» в целом менее определенна по семантике. Это может быть и профилирование смысла 'количества' (ряд несправедливостей], ‘измерения’ (доля несправедливости], ‘негативных свойств' (жгучая несправедливость; ощущаемая несправедливость], ‘сложности решения проблемы’ (замкнутое кольцо несправедливости], ‘значимости’ (мы оба знаем цену этой несправедливости]. Некоторые метафоры данного типа профилируют антиресурсную семантику:
В наших городах копится взрывчатый запас точно такой же социальной несправедливости (Огонек].
Дескриптор «ситуация-событие» маркирует в базе данных не столько метафору, сколько родовое наименование некоторого значения: указание на реальное или гипотетическое событие (ситуацию]:
Руководители Союза приводят примеры всяких несправедливостей: вот закрыли «Неделю» - 36 человек оказались на улице. ВГТРК пока не закрывали - но все равно 1700 сотрудников российского телевидения получают нынче расчет (Московские новости];
- Если я вижу, что человек талантлив, или вершится какая-то несправедливость, всегда помогу, но как бы попутно (Известия];
А все остальные тысяча пятьсот - не напишут. И вот этого одного человека писанину будут где-то там выбирать, это будет двигаться... и так далее. Вы представляете, какая несправедливость происходит. Ну ладно (Огонек];
Если вдуматься, то наши критические выступления по конкретным несправедливостям говорят о том же самом (Упсальский корпус СМИ].
В приведенных примерах обсуждаются ситуации, которые характеризуются говорящим как несправедливые. Данный тип употребления совершенно нехарактерен для слова справедливость (см. подробнее ниже].
А.Н. Баранов
25
Другие дескрипторы, указанные в табл. 2 («чел-кричащий», «чел-входящий» и «препятствие»], входят в уже обсужденные метафорические модели.
***
В целом следует констатировать, что для концепта несправедливости наиболее характерна метафора ПЕРСОНИФИКАЦИИ, которая в исследованном корпусе примеров представлена прежде всего агентивным вариантом метафорики: несправедливость гонит человека (гонимая болью несправедливостей], делает человека жертвой (жертва политической несправедливости], причиняет боль [Несправедливость причиняет боль], задевает человека (ее брата сильно задевала социальная несправедливость], угнетает (гнет несправедливости].
Метафора материальной сущности позволяет измерять несправедливость (верх несправедливости; большие и маленькие несправедливости; доля несправедливости], давать ей количественное выражение (ряд несправедливостей], навести категоризацию на проблемы, которые с нею связаны, используя такие ограничительные метафоры, как БРЕМЯ, НЕСОМЫЙ крест, препятствие, отягощающий объект-предмет. В целом эта метафорическая модель позволяет концептуализовать несправедливость рациональным образом.
6. Справедливость versus несправедливость: сравнение метафорических осмыслений
Как было показано выше, слова справедливость и несправедливость не антонимы, а лежащие за ними понятия - концепты - не противопоставлены друг другу. Слово справедливость передает семантику ценностной категории: оно более «идеологично», а семантика слова несправедливость более конкретна и, как правило, относится к конкретным ситуациям нарушения тех или иных правил, законов, установлений, моральных норм и пр. Легко видеть, что асимметричность семантики слов справедливость и несправедливость и лежащих за ними понятий проявляется и на уровне метафорики - метафорических осмыслений, выявленных в представительном корпусе текстов СМИ.
Самой частотной метафорой для феномена справедливости является метафора строения/строительства, а для феномена несправедливости -метафора персонификации. Метафора строения/строительства реализуется в устойчивом выражении (коллокации] восстановить справедливость. Широкое использование фразеологизованных выражений восстановить справедливость, восстановление справедливости указывает на то, что справедливость с точки зрения русского наивного языкового сознания является естественной характеристикой мира1 Действия челове- 1
1 Отметим, что хотя и для английского и для немецкого языка аналогичные выражения фиксируются (ср. англ. to restore justice и нем. die Gerechtigkeit wiederherstellen],
26
Раздел I. Теория коммуникации
ка в рамках этой ценности рассматриваются с точки зрения возврата в исходное состояние справедливости или нарушения этого состояния. Таким образом, феномен несправедливости с точки зрения языкового сознания вторичен.
Для концепта «несправедливости» самой частотной метафорой оказывается ПЕРСОНИФИКАЦИЯ. Значительная часть употреблений приходится на агенсное осмысление этого понятия, причем персонифицированная несправедливость творит что-то плохое: гонит человека, делает его жертвой, причиняет боль, угнетает и т. п. Персонифицированная справедливость (вторая по частоте метафора при осмыслении справедливости], становясь субъектом, наоборот, торжествует в одних ситуациях, требует, диктует - в других, побеждает в третьих и т. д.
Пациенсные характеристики в метафорике справедливости представлены в меньшей степени, хотя справедливость может быть и поруганной, и униженной, она может стать заложницей, жертвой и пр. Таким образом, профилирование свойств метафорами ПЕРСОНИФИКАЦИИ при осмыслении справедливости и несправедливости вполне объясняется значениями соответствующих слов и стоящими за ними понятиями. В этом смысле исследованный материал вполне предсказуем (хотя и не в смысле точного доказательства]. Исключением можно считать только метафорическую модель высшего существа, позволяющую при метафорическом осмыслении справедливости провести рефрейминг прежнего концепта, изменив его почти до неузнаваемости - в духе оруэлловских упражнений в «новоязе» (ср. провозгласить насилие высшей справедливостью; террорист кровавыми кусками взлетел выше деревьев - в этом была высшая справедливость].
Наиболее рациональные осмысления феноменов справедливости и несправедливости обеспечиваются метафорой материальной сущности и ее подвида - ОБЪЕКТА-ПРЕДМЕТА. В случае несправедливости эта метафора дает возможность измерять несправедливость (верх несправедливости; большие и маленькие несправедливости; доля несправедливости], давать ей количественное выражение (ряд несправедливостей], указывать на проблемы, которые с нею связаны (бремя, несомый крест, препятствие, отягощающий объект-предмет]. Довольно разнообразна по профилируемым свойствам в осмыслении феномена справедливости метафора ОБЪЕКТА-ПРЕДМЕТА. Она позволяет рассматривать справедливость как РЕСУРС (припасать справедливость; справедливость как ходовой товар], как ПИЩУ (насытиться справедливостью], отразить сложность устройства этого концепта (понятие справедливости многослойно], указать на системообразующие свойства (стержень русского правового сознания].
не ясна синтактика этих форм, т. е. как они соотносятся по частоте с другими близкими по семантике выражениями. Например, как англ. to restore justice соотносится по частоте с сочетаниями to obtain justice, to up hold justice и пр.
А.Н. Баранов
27
Отметим, что индексы метафоричности обеих рассмотренных категорий очень похожи. Действительно, на 29 млн словоупотреблений Корпуса современной русской публицистики выявлено 1 550 контекстов употребления слова справедливость, из которых 344 употребления метафорических и 1 206 - неметафорических, т. е. на одно метафорическое употребление приходится 3,5 неметафорических. Форма несправедливость используется в данном корпусе 268 раз, причем 71 контекст является метафорическим осмыслением феномена несправедливости. Тем самым, одному метафорическому контексту соответствует 3,8 неметафорических контекста. Когнитивная теория метафоры утверждает, что чем выше количество метафорических осмыслений понятия, тем оно более важно для общественного сознания. В данном случае и категория «справедливости», и категория «несправедливости» имеют очень близкий коэффициент метафоричности: 3,5 и 3,8 соответственно. Таким образом, с когнитивной точки зрения степени значимости и конфликтности этих категорий в общественном сознании (разумеется, в том виде, в котором оно отражается в СМИ] сходны, если не идентичны.
Заключение
Как мы видим, степень метафоричности дискурса о справедливости (и несправедливости] довольно велика: на одно метафорическое употребление приходится 3,5 и 3,8 неметафорических контекста соответственно. Действительно, в ранее проведенном исследовании концепта коррупции по аналогичному корпусу СМИ было выявлено 1 760 употреблений слова коррупция, из которых только 150 употреблений являлись метафорическими [Баранов 2005]. Иными словами, на одно метафорическое употребление пришлось 11,7 неметафорических. Дискурс о справедливости почти в три раза более метафоричен, чем дискурс о коррупции. Это указывает на его значимость для общественного сознания. Данный вывод дополнительно подтверждается исследованием функций справедливости как ценности в политической аргументации [Баранов 1990].
Довольно странно, что сигнификативное разнообразие обоих рассмотренных концептов невелико. Параметр сигнификативного разнообразия указывает на количество метафорических моделей, используемых при осмыслении исследуемого концепта: сигнификативное разнообразие целевой области определяется как отношение числа различных сигнификативных дескрипторов в данной целевой области к числу различных денотативных [Баранов 2014]. Поскольку в данном случае концепт (и, соответственно, денотативный дескриптор] один - справедливость (resp. несправедливость], - то сигнификативное разнообразие определяется количеством метафорических моделей. Если учесть вхождение видовых сигнификативных дескрипторов в родовые (см. табл. 1, 2], то для метафорического осмысления справедливости используется семь мета-
28
Раздел I. Теория коммуникации
форических моделей (строение/строительство, персонификация, объектпредмет, ресурс, пространство, движение, феодализм], а для для несправедливости - четыре (персонификация, материальная сущность, пространство, ограничитель]. Объяснение этому можно видеть в том, что большинство выявленных метафорических осмыслений реализуются стертыми (конвенциональными) метафорами.
Разумеется, это в определенной степени снижает конфликтность дискурса, которую можно было бы характеризовать по значениям параметра метафоричности как очень высокую. Иными словами, значимость справедливости-несправедливости велика, феномен занимает важное место в ценностной иерархии общества и каждого его члена, но общество в целом притерпелось к реальным ситуациям частого несоответствия идеала актуальному состоянию мира.
Выявленные метафорические осмысления подтверждают анализ семантики справедливости и несправедливости: это не противопоставленные категории, а соответствующие слова не антонимы. При этом справедливость и несправедливость - разные сущности: первая является ценностной категорией, абстрактным понятием, а вторая - скорее обозначением реальной или виртуальной ситуации, ее свойств.
Слова справедливость и несправедливость не охватывают всех лингвистических коррелятов категории «справедливости». Тем самым, проведенный анализ априори неполон. Важную информацию в этом смысле могло бы дать исследование слова равенство, а также лексики с семантикой распределения ресурса (помощь, благотворительность, подаяние, грабеж, кража, откат, распил и пр.).
Список литературы
1. Баранов А.Н. Дескрипторная теория метафоры. М., 2014.
2. Баранов А.Н. Феномен коррупции в метафорах двух дискурсов // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: Тр. междунар. конф. «Диалог 2005» (Звенигород, 1-6 июля 2005 г.). М., 2005.
3. Баранов А.Н. Метафорические модели как дискурсивные практики // Известия АН, Сер. литературы и языка. 2004. Т. 63, № 1. С. 33-43.
4. Баранов А.Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания. 2003. № 2. С. 73-94.
5. Баранов А.Н. Политическая аргументация и ценностные структуры общественного сознания // Язык и социальное познание. М., 1990. С. 166-176.
6. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986. С. 100-143.
7. Живов В.М. Язык и революция. Размышления над старой книгой А.М. Се-лищева // Отечественные записки. 2005. № 2. С. 175-200.
8. Крючкова Т.Б. К вопросу о многозначности «идеологически связанной» лексики // Вопросы языкознания. 1982. № 1. С. 28-35.
А.Н. Баранов
29
9. Мартемьянов Ю.С., Дорофеев Г.В. Опыт терминологизации общелитературной лексики (о мире тщеславия по Ф. Ларошфуко) // Вопросы кибернетики: Логика рассуждений и её моделирование. М., 1983. С. 39-103.
10. МАС - Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1985-1988.
11. Политический словарь. URL: http://vslovare.ru/slovar/politicheskiij-slovar.
12. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1938. Т. II.
13. Шведова 2007 - Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 2007.
14. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974. С. 265-304.
15. Baranov A.N. Justice, Equality and Freedom: The Structure of Value Concepts // Political Discourse in Transition in Europe 1989-1991 / Ed. by P.A. Chilton, M.V. Ilyin, J.L. Mey. Amsterdam; Philadelphia, 1998. P. 131-145.
16. Baranov A.N. La liberte, une idee neuve // Counter International. 1993. Octobre.
17. BaranovA.N., Dobrovol’skijD.O. Politische Kommunikation: Selbstbefriedi-gung oder Partnerrschaft? // Znakolog: An International Yearbook of Slavic Semiotics. Vol. 4. Bochum: IFISS, 1992.
References
1. Baranov A.N. Deskriptornaya teoriya metafory [The descriptor theory of metaphor]. Moscow, 2014.
2. Baranov A.N. The phenomenon of corruption in the metaphors of the two discourses [Fenomen korruptsii v metaforakh dvukh diskursov]. Kompyuternaya lingvis-tika i intellektualnye tekhnologii [Computer linguistics and intellectual technologies], Proceedings of the International Conference “Dialogue 2005” (Zvenigorod, 1-6 July 2005). Moscow, 2005.
3. Baranov A.N. Metaphorical models as discursive practices [Metaforicheskie modeli kak diskursivnye praktiki]. Izvestiya AN, Ser. literatury i yazyka - Proceedings of the Academy of Science, Ser. of Literature and Language, 2004, vol. 63, no. 1, pp. 33-43.
4. Baranov A.N. On types of metaphorical models compatibility [O tipakh so-chetaemosti metaforicheskikh modelej]. Voprosy yazykoznaniya - Problems of Linguistics, 2003, no. 2, pp. 73-94.
5. Baranov A.N. Political argumentation and value structure of public consciousness [Politicheskaya argumentaciya i tsennostnye struktury obshchestvennogo soznaniya]. Yazyk i sotsialnoe poznanie [Language and social cognition]. Moscow, 1990, pp. 166-176.
6. Baranov A.N., Parshin P.B. Language mechanism of variative interpretation of reality as means of influencing the consciousness [Yazykovye mekhanizmy variativ-noj interpretatsii dejstvitelnosti kak sredstvo vozdejstviya na soznanie]. Rol yazyka v sredstvakh massovoj kommunikatsii [The role of language in the media]. Moscow, 1986, pp. 100-143.
7. Zhivov VM. Language and Revolution. Reflections on A.M. Selishchev’s old book [Yazyk i revolyutsiya. Razmyshleniya nad staroj knigoj A.M. Selishcheva]. Ote-chestvennye zapiski - Notes of the Fatherland, 2005, no. 2, 175-200.
30
Раздел I. Теория коммуникации
8. Kryuchkova Т.В. On the question of polysemanticism of ‘ideologically linked’ language [K voprosu o mnogoznachnosti “ideologicheski svyazannoj” leksiki]. Voprosy yazykoznaniya - Problems of Linguistics, 1982, no. 1, pp. 28-35.
9. Martemyanov Yu.S., Dorofeev G.V. Terminologization experience of common-literary vocabulary (about the La Rochefoucauld’s world of vanity) [Opyt termi-nologizatsii obshcheliteraturnoj leksiki (o mire tshcheslaviya po F. Laroshfuko)]. Voprosy kibernetiki: Logika rassuzhdenij i ee modelirovanie [Problems of Cybernetics: logic and its modeling]. Moscow, 1983, pp. 39-103.
10. Evgen’eva A.P. (Ed.) Slovar russkogo yazyka [Russian dictionary], in 4 vol. Moscow, 1985-1988.
11. Politicheskij slovar [Political dictionary], available at: http://vslovare.ru/slo-var/politicheskiij -slovar.
12. Ushakov D.N. (Ed.) Tolkovyj slovar russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of Russian language], in 4 vol. Moscow, 1938, vol. II.
13. Shvedova N.Yu. (Ed.) Tolkovyj slovar russkogo yazyka s vklyucheniem sve-denij o proishozhdenii slov [Explanatory Dictionary of Russian language with the information about the origin of words]. Moscow, 2007.
14. Shcherba L.V. The experience of the general theory of lexicography [Opyt obshchej teorii leksikografii]. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatelnost [Language system and speech activity]. Moscow, Nauka, 1974, pp. 265-304.
15. Baranov A.N. Justice, Equality and Freedom: The Structure of Value Concepts. Chilton P.A., Ilyin M.V., Mey J.L. (Eds.) Political Discourse in Transition in Europe 1989-1991. Amsterdam, Philadelphia, 1998, pp. 131-145.
16. Baranov A.N. La liberte, une idee neuve. Courrier International, 1993, Octobre.
17. Baranov A.N., Dobrovol’skij D.O. Politische Kommunikation: Selbstbefriedi-gung oder Partnerrschaft?. Znakolog: An International Yearbook of Slavic Semiotics, vol. 4. Bochum, IFISS, 1992.
A.N. Baranov Moscow, Russia
METAPHORICAL INTERPRETATIONS OF JUSTICE (THROUGH TEXTCORPUS OF FEDERAL PRINT MEDIA)
In the paper words spravedlivost’ (justice) and nespravedlivost’ (injustice) in Russian and their corresponding concepts are considered. It is shown that formally words spravedlivost’ and nespravedlivost’ are antonyms, because morphologically they differ only in morpheme ne- (“no”). But their meanings differ in a more complicated way. Word spravedlivost’ has an abstract meaning, it denotes a value category. At the meantime extensional set of the word nespravedlivost’ is another one: it is used for denoting of wide range of situations where features of justice as a value concept are violated. For this reason words spravedlivost’ de facto is singularia tantum: it has not plural. At the same time the word nespravedlivost’ (injustice) has in Russian speech bide forms: singular, as well as plural.
А.Н. Баранов
31
Differences in semantics between two words under consideration become apparent in metaphorical models which are used by speakers in interpretation of justice an injustice in Russian public discourse, model of which is text corpus of print media.
Key words: justice, metaphorical model, cognitive approach, descriptor theory of metaphors, metaphorical interpretation.
Сведения об авторе:
Баранов Анатолий Николаевич,
доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник
Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН 119019, Россия, Москва, Волхонка, д. 16 E-mail: Baranov_anatoly@hotmail.com
About the author:
Baranov Anatoly Nikolajevich,
Doctor of Philological Sciences,
Professor, Chief researcher
V.V. Vinogradov Russian Language
Institute of the RAS
16 Volhonka, Moscow, 119019, Russia
E-mail: Baranov_anatoly@hotmail.com
Дата поступления статьи 05.04.2015