УДК 343.2 А. Э. Радутный,
канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков
МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА
Проблема выбора методов познания правовой реальности, включающей в себя в том числе уголовно-правовые нормы и правоотношения, рассмотрена под углом зрения возможности применения средств и приемов метафизики - науки о бытии и сущем. Правовую реальность как самостоятельный феномен бытия отнесено одновременно и к интерсубъективной реальности, которую человек переживает и поэтому разделяет с другими людьми, и к ее противоположности - реальности моносуъективной.
Ключевые слова: методы познания, метафизика, правовая реальность, интерсубъективная и моносубъективная реальность.
Методология любого научного поиска включает в себя определение объекта и предмета исследования, выбор его способов, методов, принципов и приемов познания.
Осмыслением таких методов занимались Аристотель, Платон, Ф. Бекон, П. Л. Бергер, Н. Х. Д. Бор, Г. Галилей, Г. В. Ф. Гегель, Э. Г. А. Гуссерль, Ч. Р. Дарвин, Ю. Дрогобич (Ю. М. Котермак), А. Эйнштейн, И. Кант, И. Ньютон, Г. В. Лейбниц, М. В. Ломоносов, Г. Лукман, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов, С. Л. Франк и др. Аспектам методологии правовых дисциплин уделяется серьезное внимание в работах В. К. Бабаева, М. И. Бажанова, Г. А. Гаджиева, В. М. Горшенева, В. С. Зеленецького, Б. А. Кистяковского, И. С. Ноя, Н. И. Панова, В. Н. Сирых, Е. В. Спекторского, З. П. Тростюка, Г. Ф. Шершеневича и других ученых.
Выбор методов напрямую зависит от объекта и предмета исследования, которыми в уголовном праве выступают соответствующие правовые нормы, связанные с ними общественные отношения, идеи и теоретические изыскания ученых, что в совокупности своего неисчерпывающего перечня создает отдельную правовую реальность.
Вопрос о количестве реальностей, воспринимаемых человеком, всегда беспокоил лучшие умы прошлого и современности. Так, по мнению И. Канта, существование в составе опыта идеальных элементов, которые он считал формами человеческого сознания, позорит саму объективную реальность того, что именуется эмпирической действительностью [9], но указывает при этом на множественность пространств. Между тем, выявление и изучение иной реальности - реальности идей - берет начало в размышлениях Платона в диалоге «Федон, или О душе» [12].
В наши дни фактом увеличения количества реальностей является появление в конце ХХ в. еще одного пространства - виртуальной реальности [1, с. 5] [14]. В связи с этим, как отмечается в научной литературе [7, с. 14], праву, как самостоятельной реальности, был прошен серьезный вызов.
По мнению представителей психологической теории права (Г. Тарда, Л. И. Петражицкого), право возникло как результат биологических и психологических факторов, выступающих такой же настоящей реальностью, как экономические и политические процессы [13, с. 48].
Б. А. Кистяковский считал, что взгляды Л. И. Петражицкого на право как на психологический феномен основаны на ложном онтологическом утверждении о существовании только 2-х реальностей - физической (опредметненой) и психической [10, с. 116].
Согласно представлениям выдающегося философа и религиозного мыслителя С. Л. Франка, общественная жизнь, частью которой выступает право, представляет собой своеобразную сферу бытия, которая не может быть полностью отнесена ни к материальному, ни к психическому аспекту [17, с. 17]. Право невозможно усмотреть только в опредметненой материальной реальности, как невозможно его отнести и к исключительно психическим проявлениям человека.
Не вызывает сомнений тот факт, что наряду со сферой объективной реальности, воспринимаемой нами визуально и протекаеющей в пространстве и во времени, существует область невидимого, не наделенная темпоральными характеристиками. Свойство идеальных форм - существование без изменений вне времени и пространства. Согласно позиции основателя феноменологии немецкого философа Е. Г. А. Гуссерля [5], именно такими являются математические и логические понятия и соотношения. Из этого следует, что они существуют в ином плане (или измерении) действительности.
Человек воспринимает мир, состоящий из множества реальностей. Одни из них являются интерсубъективными, другие - моносубъективными. Интерсубъективность определенного вида реальности заключается в том, что человек разделяет эту сферу бытия с другими людьми. К интерсубъективным реальностям относятся повседневная жизнь, игра, зрелища, религиозные обряды. Реальность повседневной жизни объективирована еще до рождения индивида. Рождаясь, он попадает в конкретную материальную среду и определенную систему моральных и религиозных взглядов. Эта реальность имеет место до рождения человека и вне его, хотя в дальнейшем и появляется возможность влиять на неё, изменяя минимально, например, организация своего собственного уголка жизни, осознанный переход в иное религиозное вероисповедание, или при определенных условиях - максимально: изменение материальных условий окружающих людей, изменение вектора религии для целых народов или отдельных племен (например, Аменхотеп IV (Эхнатон) в Древнем Египте, Моисей и его народ в пустыне и т. п.).
Интерсубъективную реальность человек разделяет с окружающими людьми, что означает для всех общность предметов быта, представлений об окружающем мире и его строении. Точно так же можно разделять с другими такие виды реальности, как игра (дети делают это чаще, однако существуют деловые игры и тренинги для взрослых), зрелищное мероприятие (с того момента как в театре начинается представление, все - и зрители, и актеры - перемещаются в определенную реальность, а по окончании возвращаются к первоначальному состоянию и обстановке). Моносубъективную реальность человек не разделяет ни с кем. Так случается во время сновидений или теоретических размышлений.
Интерсубъективное окружение воспринимается реальным не только одним человеком, а всеми, кто включен в эти потоки. Моносубъективная реальность действительна только для переживающего ее человека. Интерсубъективная реальность характеризуется пространственной структурой и темпоральностью, моносубъективная воспринимается вне времени и пространства.
Переход из одной реальности в другую (из интер в моно и наоборот), а также между различными пластами внутри одной реальности (из повседневной жизни в игру и наоборот) воспринимается как своеобразный шок, вызванный переключением внимания: лучше всего это иллюстрируется состоянием, которое переживает пробуждающийся ото сна человек [3, с. 19].
Феномен правовых идей, законодательства и связанных с ними общественных отношений, безусловно, относится к интерсубъективной реальности, которую каждый субъект правоотношений разделяет с другими. Между тем, размышляя над духом закона (в отличие от его буквы), человек остается один на один с собой и своими собственными представлениями о справедливости [15, с. 116-122], расплате, равенстве, непредвзятости.
По мнению Г. А. Гаджиева, с которым считаем возможным согласиться, правовая реальность включает в себя и само право, и изучающую его юриспруденцию [7, с. 28]. При этом, как было отмечено одним из теоретиков правового позитивизма, основоположником
концепции конституционного суда и конституционного контроля Г. Кельзеном [6], правоведение может лишь описывать право, но, в отличие от последнего, не может ничего предписывать. Сформулированные правоведением суждения могут быть истинными или ложными, в то время как установленные властью нормы принуждения могут быть только действующими или утратившими силу [18, с. 71].
Реальность интерсубъективного окружения исследуется с помощью эмпирических методов познания, основными из которых являются наблюдения, эксперимент, описание, измерение и моделирование, а также таких теоретических методов, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, идеализация, исторический и логический методы и др.
Методами познания моносубъективной реальности выступают метафизические приемы - метод истины [8], феноменологический (Е. Г. А. Гуссерль), рефлексивный (М. Блондель), средства экзистенционализма (К. Ясперс, Г. Марсель, П. Тиллих, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов), герменевтики (Г.- Г. Гадамер, П. Рикьёр, М. Хайдеггер), диалога и интерсубъектности (М. Бубер, А. Розеншток-Хюсси, М. М. Бахтин, Э. Левинас, К.- О. Апель) и др.
Метафизикой, вслед за Аристотелем и его учениками, принято называть науку о бытии и сущем [2, с. 118]. Мир метафизики - это одновременно и мир веры, и мир бытия явлений, выходящих за пределы научного опыта.
Пришло время отбросить устаревшие ярлыки и непредвзято изучить возможность использования упомянутых метафизических методов исследования права вообще и уголовного права, в частности. Это касается также и методов догматизма, эклектики и софистики, заклейменных и отринутых господствующей наукой из политических соображений.
Бытие представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, соединение всех его составляющих реальностей.
Опираясь на философско-правовые идеи Г. В. Ф. Гегеля, выдающийся отечественный правовед И. В. Михайловский наряду с Н. И. Вавиловым и К. Э. Циолковским обосновал один из важнейших принципов - единство мира: земная жизнь со всеми своими проявлениями является лишь бесконечно малой частью мировой жизни; физический порядок жизни Земли - это только проявление физического порядка жизни всего мира; социальный порядок общества людей является только частью мирового разумно-морального порядка [4, с. 244].
Как отмечает Г. А. Гаджиев [7, с. 42-43], юристы, любящие щеголять своим реализмом, решительно отвергают как метафизику вообще, так и метафизику юриспруденции, в частности. Но при этом они упускают из виду существование 2-х реализмов: (а) эмпирической, исследовательской науки, которая признает только факты и (б) метафизики, принимающей в качестве конкретных фактов предметы своей веры. Они не замечают, что их реализм весьма часто напоминает реализм тех схоластических метафизиков Средневековья, которые, в отличие от номиналистов, признавали универсалиями, отвлеченными понятиями реальное, конкретное бытие. Но ведь мир права - это совсем особый мир, как бы надстраивающий юриспруденцию над эмпирической действительностью, когда она пользуется не только предпосылками нравственного жизнепонимания, которые при непременном желании можно признать всецело метафизическими, но и рядом презумпций, конструкций и фикций, весьма далеких от эмпирической действительности [16, с. 60].
Поскольку заданием каждого научного поиска является выявление сущности исследуемого явления, в том числе правовой реальности и ее неотъемлемой части - области уголовно-правовых идей, законодательства и правоотношений, считаем возможным предложить использование отдельных методов познания, исторически и методологически закрепленных за метафизикой - наукой о бытии и сущем. Приглашаем к широкому обсуждению затронутой в настоящей статье проблематики.
Список литературы: 1. Антонова О. А. Теория и практика виртуальной реальности: (логико-философский анализ): моногр. / О. А. Антонова, С. В. Соловьев. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 168 с. 2. Аристотель. Метафизика / Аристотель; пер. с греч. П. Д. Первова и В. В. Розанова. - М.: Изд-во Ин-та философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского, 2000. - 232 с. 3. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: моногр. / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Руткевич. - М.: Медиум, 1995. - 323 с. 4. Бернацкий Г. Г. Онтологические основания естественного права в учении И. В. Михайловского / Г. Г. Бернацкий // Правоведение. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - № 4. - С. 244-250. 5. Вiкiпедiя - вшьна енциклопедiя [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://ru.wikipedia.org/wiki/гуссерль_эдмунд 6. Вiкiпедiя - вшьна енциклопедiя [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://щ.wikipedia.org/wiki/кельзен_ганс 7. Гаджиев Г. А. Онтология права: (критическое исследование юридического концепта действительности): моногр. / Г. А. Гаджиев. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 320 с. 8. ДевгдсонД. Метод ютини в метафiзицi / Д. Девщсон; пер. А. Л. Ншфорова [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://philosophy.ru/library/davidson/meta.html 9. Кант I. Критика чистого розуму / I. Кант [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://philosophy.ru/library/kant/01/00.htmla1 10. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право: очерки по методологии соц. наук и общ. теории права / Б. А. Кистяковский. - М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. - 704 с. 11. Лосев А. Ф. Платон. Аристотель: моногр. / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. - М.: Мол. гвардия, 2005. -392 с. 12. Платон. Диалог «Федон, или О душе» / Платон [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/phedo.htm 13. Пиголкин А. С. Теория государства и права: учебник / А. С. Пиголкин. - М.: Юрайт-Издат, 2007. — 613 с. 14. Радутний О. Е. Кримшальна вщповщальшсть юридично'1 особи стане кроком до закршлення вiртуальностi життевого простору / О. Е. Радутний // Електрон. наук. фах. вид. Нац. ун-ту «ЮАУ» - № 1/2011 [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://nauka.jur-academy.kharkov.ua/ 15. Радутний О. Е. Справедливють як принцип кримшального права / О. Е. Радутний // Основш напрями розвитку кримшального права та шляхи вдосконалення законодавства Украши про кримшальну вщповщальшсть: матер. мiжнар. наук.-практ. конф., 11-12 жовт. 2012 р. / голов. ред. В. Я. Тацш - Х.: Право, 2012. - 632 с. 16. Спекторский Е. Юриспруденция и философия / Е. Спекторский // Юрид. вестн.: Журн. Моск. юрид. общ-ва, издаваемый при содействии Спб. юрид. об-ва и Об-ва им. А. И. Чупрова для разработки обществ. наук / под общ. ред. Б. А. Кистяковского, при участии А. С. Алексеева и др. - Кн. II. - М.: 1913. - 329 с. 17. Франк С. Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия: моногр. / С. Л. Франк. - СПб.: 1997. - 360 с. 18. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу Междунар. ассоц. прав. и соц. философии (Токио, 1987) // Сб. переводов. - Вып. 1 / отв. ред. Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н.; пер.: Лезов С. В., Пивоваров Ю. С. - М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1987. -195 с.
МЕТАФ1ЗИЧН1 МЕТОДИ У П1ЗНАНН1 КРИМШАЛЬНОГО ПРАВА
Радутний О. Е.
Проблема вибору методiв тзнання правово'1 реальносп, що включае в себе, зокрема, кримiнально-правовi ще'1, норми та правовщносини, розглянута тд кутом зору можливосп застосування засобiв i прийомiв метафiзики - науки про буття i суще. Правову реальшсть як самостшний феномен буття вщнесено одночасно й до штерсуб'ективно'1 реальносп, яку людина переживае й через це подшяе з шшими людьми, i до п протилежносп - реальносп моносуб'ективно'1.
Ключовг слова: методи тзнання, метафiзика, правова реальшсть, штерсуб'ективна й моносуб'ективна реальшсть.
METAPHYSICAL KNOWLEDGE METODS OF CRIMINAL LAW
Radutniy A. E.
The problem of the choice of methods of knowledge of legal reality, including criminal law and legal relations, is considered from the standpoint of the possibility of applying the tools and techniques of metaphysics - the science of being and existence. Legal reality, as an independent phenomenon genesis, attributed both to the intersubjective reality that a person is going through and so shared with other people, and to its opposite - monosubjective reality.
Key words: methods of knowledge, metaphysics, the intersubjective reality and monosubjective reality.
Поступила в редакцию 15.03.2013 г.