Научная статья на тему 'Место Центральной и Восточной Европы в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии'

Место Центральной и Восточной Европы в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Польша / Румыния / США / Китай / экономика / политика / двусторонне сотрудничество / глобальный мир / Центральная и Восточная Европа / Poland / Romania / USA / China / economy / politics / bilateral cooperation / global world / Central and Eastern Europe

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Биткова Татьяна Георгиевна, Дырина Анна Федоровна

На примерах Польши и Румынии авторы показывают, как страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) оценивают современное противостояние США – КНР. В каждом случае отношение к этому соперничеству зависит от особенностей двустороннего взаимодействия указанных стран с США и Китаем, и двусторонние отношения напрямую соотносятся с развитием противостояния двух сверхдержав в политической и экономической областях. В статье показано, что со временем взаимодействие с КНР для обеих стран становится проблематичным, а их взаимоотношения с США, напротив, укрепляются. В настоящее время Польша и Румыния, будучи государствами – членами НАТО и ЕС, критично относятся к перспективам экономического сотрудничества с КНР. Китайские инвестиции оказались не особенно привлекательны ни для Польши, ни для Румынии. Китай заинтересован вкладывать деньги в технологически развитые компании, а ЦВЕ нуждается в инвестициях «с нуля» для создания технологических кластеров, новых рабочих мест и т.д. Обе страны придают большое значение модернизации военной сферы, развивающейся на основе сотрудничества с США. Одновременно происходит постепенное ослабление экономических и политических связей с Китаем. Ключевой задачей как для Польши, так и Румынии является повышение значимости и роли обеих стран в НАТО и ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of Central and Eastern Europe in the US – China rivalry: cases of Poland and Romania

On the examples of Poland and Romania, the authors show how the countries of Central and Eastern Europe (CEE) assess the current competition between the United States and China. In each case, the attitude towards this rivalry depends on the characteristics of the bilateral interaction of these countries with the USA and China, and bilateral relations directly correlate with the development of the rivalry between the two superpowers in the political and economic fields. The article shows that over time, interaction with China has become problematic for both countries, but their relationship with the United States have increasingly deepened. As members of NATO and the European Union, Poland and Romania now view the prospects for economic cooperation with China quite critically. Chinese investments turned out to be not very attractive for both Poland and Romania. China is interested in investing in technologically advanced companies, while CEE needs investments from scratch to new technology clusters, new jobs, etc. Both countries bestow great importance to the modernization of the military sphere, which is developing on the basis of cooperation with the United States. At the same time, the weakening of economic and political ties with China has become obvious. The key task for both Poland and Romania is to increase the relevance and role of both countries in NATO and the EU.

Текст научной работы на тему «Место Центральной и Восточной Европы в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии»

Б01: 10.31249/аре/2024.04.14

Биткова Т.Г.1, Дырина А.Ф.2

Место Центральной и Восточной Европы в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

Аннотация. На примерах Польши и Румынии авторы показывают, как страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) оценивают современное противостояние США - КНР. В каждом случае отношение к этому соперничеству зависит от особенностей двустороннего взаимодействия указанных стран с США и Китаем, и двусторонние отношения напрямую соотносятся с развитием противостояния двух сверхдержав в политической и экономической областях. В статье показано, что со временем взаимодействие с КНР для обеих стран становится проблематичным, а их взаимоотношения с США, напротив, укрепляются.

В настоящее время Польша и Румыния, будучи государствами - членами НАТО и ЕС, критично относятся к перспективам экономического сотрудничества с КНР. Китайские инвестиции оказались не особенно привлекательны ни для Польши, ни для Румынии. Китай заинтересован вкладывать деньги в технологически развитые компании, а ЦВЕ нуждается в инвестициях «с нуля» для создания технологических кластеров, новых рабочих мест и т.д.

1 Биткова Татьяна Георгиевна - кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, ИНИОН РАН; [email protected] ОЯСГО: 0000-0002-8471-1576

2 Дырина Анна Федоровна - научный сотрудник, ИНИОН РАН; [email protected] ОЯСГО: 0009-0009-7612-4636

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

Обе страны придают большое значение модернизации военной сферы, развивающейся на основе сотрудничества с США. Одновременно происходит постепенное ослабление экономических и политических связей с Китаем. Ключевой задачей как для Польши, так и Румынии является повышение значимости и роли обеих стран в НАТО и ЕС.

Ключевые слова: Польша, Румыния, США, Китай, экономика, политика, двусторонне сотрудничество, глобальный мир, Центральная и Восточная Европа.

Польша и Румыния - самые крупные страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и значимые игроки на «переднем крае» зоны ответственности НАТО - стремятся к региональному лидерству. Переход сообщества западных стран к «сдерживанию» своих оппонентов требует от официальных Варшавы и Бухареста четкой формулировки позиции не только по вопросу «сдерживания» России, но и по поводу роста напряженности между США (и их партнерами) и Китаем. В целом в подходах Варшавы и Бухареста к противостоянию США - КНР есть много общего; в числе прочего можно отметить продвинутое партнерство обеих стран с США и наличие существенных проблем во взаимоотношениях с Китаем.

К сожалению, научные работы по данной тематике практически отсутствуют. В фокусе исследований обычно находятся ведущие страны Западной и Южной Европы (Великобритания, Франция, Германия, Италия), а Польше и Румынии уделяется мало внимания. Настоящая статья призвана частично восполнить этот пробел.

Подход Польши к противостоянию США - КНР

Несмотря на то, что с конца 1980-х годов Польша была неизменно ориентирована на евро-атлантическую интеграцию, Варшава активно выстраивала политический диалог с основными азиатскими странами, в том числе с Китаем. В июне 2004 г. во время визита в Польшу Председателя КНР Ху Цзиньтао была подписана Декларация об установлении партнерского дружественного сотрудничества между Республикой Польша (РП) и КНР.

Особенно динамично польско-китайские отношения начали развиваться в 2010-х годах. В 2011 г., после того как Белый дом выдвинул инициативу 02 в отношении КНР, лидеры Польши и

Китая объявили об установлении стратегического партнерства. В 2016 г. было заключено соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между странами [Polska w ChRL..., 2024]. По данным Таможенной службы КНР, в 2020 г. объем торговли между Польшей и Китаем впервые превысил 30 млрд долл. [Paszak, 2021], невзирая на «заморозку» мировых торгово-хозяйственных процессов во время пандемии COVID-19.

Вместе с тем существенное влияние на политику Варшавы в отношении КНР оказывает устойчивое стремление РП развивать сотрудничество с США. Курс на максимальное сближение с США в военной области (включая закупки американских ВиВТ и принятие войск США на территории Польши) остается традиционным императивом польской внешней политики.

В конце февраля 2024 г. на севере Польши прошли военные учения «Dragon 24», бывшие частью крупнейших со времен холодной войны масштабных учений НАТО «Steadfast Defender 24», в которых принимали участие в общей сложности 90 тыс. военнослужащих из 32 государств - членов НАТО. В учениях «Dragon 24», включавших операции на суше, на море, в воздухе и в киберпро-странстве, были задействованы 20 тыс. солдат и 3,5 тыс. единиц техники из Польши, США, Франции, Великобритании, Испании, Германии, Словении, Турции и Литвы [Ptak, 2024]. Эти учения были призваны продемонстрировать готовность и способность Республики Польша принять на себя повышенную военную нагрузку в «сдерживании» РФ - и тем самым опосредованно помогать США в реализации их политики по отношению к КНР. Конкретно речь шла о том, что увеличение военной мощи Польши в контексте ее использования в Европе для противодействия РФ позволит США высвободить часть своих сил с данного направления для применения их в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) для «сдерживания» КНР.

В марте 2024 г. президент Польши Анджей Дуда и премьер-министр Дональд Туск по приглашению президента США Джозефа Байдена прибыли с визитом в Вашингтон. По итогам переговоров Д. Туск заявил, что ему было важно услышать от американского президента, что в случае нападения на Польшу США придут ей на помощь, согласно статье 5 Вашингтонского договора. Американская сторона предложила Польше кредит в размере 2 млрд долл. на 262

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

покупку 96 боевых вертолетов «Apache». В то же время предложение А. Дуды об увеличении расходов на оборону стран - участниц НАТО до 3% ВВП не встретило поддержки в Белом доме [Pacula, 2024]. В целом этот визит лишний раз показал, что США заинтересованы в наращивании военной мощи Польши и близких союзнических отношениях с ней, чтобы иметь возможность переложить на РП военно-практическую нагрузку по «сдерживанию» России и выделить больше собственных войсковых сил на противодействие КНР.

Польский новостной журнал «New Eastern Europe» отмечает, что Польша играет важную роль на «передовой» в зоне ответственности Альянса и подразделения ее вооруженных сил развернуты в Латвии и Румынии в составе многонациональных боевых групп НАТО. Партнерство с Соединенными Штатами, американское военное присутствие на польской территории и связанные с этим финансовые взносы еще более укрепляют позиции Варшавы в современной стратегической конфигурации НАТО1. Юстина Готков-ская, заместитель директора варшавского аналитического Центра восточных исследований, считает, что «центр» Альянса смещается на восток и в ближайшем будущем баланс сил в НАТО изменится в пользу Центральной и Восточной Европы. Ю. Готковская отмечает, что страны, расположенные на «переднем крае» в зоне ответственности НАТО ожидают, что их западноевропейские союзники, такие как Франция и Германия, будут вносить больший вклад в политику «обороны и сдерживания» [Stolarek, 2023]. Китай и Россия, по мнению Ю. Готковской, - страны, намеревающиеся изменить мировой порядок; ЕС - скорее вспомогательный, нежели основной игрок, основная роль которого в области политики безопасности - поддерживать НАТО, создавая общеевропейские политические инструменты и развивая сотрудничество между государствами - членами объединения, например в области производства боеприпасов [Ibid.]. Польша в принципе готова поддержать использование военных возможностей европейских стран -участниц НАТО и ЕС для противодействия не только РФ, но и КНР. Однако в практическом плане как минимум на среднесроч-

1 Значимость треугольника Париж-Берлин-Варшава отмечал также Д. Туск после встречи с Дж. Байденом: «на данный момент эти три столицы... имеют такую силу, чтобы мобилизовать всю Европу» (цит. по: [Ккеш1еп, 2024]).

ную перспективу Польша вряд ли сможет внести значительный вклад в «сдерживание» Китая, учитывая масштаб ее вовлеченности в противодействие России [Stolarek, 2023].

Войцех Михник, обозреватель «New Eastern Europe», обращает внимание на то, что Соединенные Штаты, осознавая ценность трансатлантических связей, на данном этапе все же склоны уделять больше внимания стратегическому соперничеству с Китаем, поэтому укрепление европейской военной и оборонной мощи НАТО - лучший способ для Польши и других европейских союзников обеспечить себе долгосрочные и прочные связи с США [Michnik, 2024].

Польские СМИ внимательно следили за ростом напряженности в отношениях США и Китая в 2022-2023 гг. в связи с обострением «тайваньской проблемы». Хотя США официально придерживаются принципа «одного Китая» и не признают государственную независимость Тайваня, они поддерживают его в военной и экономической областях [Pankowska, 2023], а также в политическом отношении (можно вспомнить о визите на остров 2 августа 2023 г. тогдашнего спикера Палаты Представителей Н. Пелоси).

Польша, как и большинство стран мира, не имеет официальных дипломатических отношений с Китайской Республикой на Тайване. Тем не менее, Варшава и Тайбэй подписали несколько экономических соглашений, а в январе 2021 г. было подписано Всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве в области уголовного правосудия.

Профессор Радослав Фидлер из Университета Адама Мицкевича в Познани отмечает, что в рамках соперничества с Китаем США стремятся, в частности, совершенствовать технологии производства полупроводниковых микросхем и одновременно «сдерживать» развитие китайских технологий в этой области. В ответ на шаги, предпринятые Соединенными Штатами на этом направлении (например, Белый дом ввел запрет на поставку китайской компании «Huawei» значимых технологий для производства полупроводников), Китай начал проводить более агрессивную политику в отношении Тайваня. Именно на долю тайваньской компании «Taiwan Semiconductor Manufacturing Company» (TSMC) приходится более 80% мирового производства самых передовых полупроводниковых чипов. В настоящее время Вашингтон предостав-264

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

ляет огромные инвестиции на создание дочерних предприятий

TSMC в США и Японии [Fiedler, 2023].

Помимо сюжетов, связанных с американо-китайским противостоянием, польские исследователи уделяют большое внимание оценке польско-китайского взаимодействия, особенно - роли и значению китайской активности в Польше и в странах Центральной и Восточной Европы в целом.

В июле 2020 г. Павел Павловский (Варшавский институт), Павел Мусялек (Ягеллонский клуб) и Павел Пашак (Институт Новой Европы) представили доклад «США против Китая: соперничество за влияние в Центральной и Восточной Европе» [Pawlowski, Musialek, Paszak, 2020]. Исследователи отмечают, что в Польше китайские инвестиции по объемам уступают инвестициям из Японии и Южной Кореи. Китайцы предпочитают вкладывать деньги в технологически развитые компании, а ЦВЕ нуждается в инвестициях «с нуля» для получения технологических ноу-хау, создания новых рабочих мест и т.д. Китайские предложения часто оказываются экономически менее привлекательными, чем предложения фондов Евросоюза, или вступают в противоречие с законодательными нормами ЕС. Например, модель финансирования, принятая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) и подразумевающая привлечение китайских компаний, оборудования и персонала, противоречит законодательству ЕС о закупках [Ibid.]. По этой причине инициатива ОПОП пользуется успехом в основном в Балканском регионе, многие государства которого не входят в ЕС и НАТО и могут заключать контракты на основе двусторонних политических контактов.

Центральная и Восточная Европа, которая, с одной стороны, включает государства, являющиеся важными союзниками США в рамках НАТО, с другой - находится в сфере влияния Форума сотрудничества «14+1»1 и инициативы ОПОП, стала ареной борьбы за экономическое влияние между США и КНР. Однако тесные союзнические отношения государств ЦВЕ с США и возможности, предоставляемые им Евросоюзом, не позволили Китаю добиться

1 В момент выхода доклада «США против Китая» в 2020 г. формат сотрудничества КНР и стран ЦВЕ назывался «17+1»; в 2021 г. из данного формата вышла Литва; в 2022 г. - Латвия и Эстония.

прогресса в продвижении инициативы ОПОП в странах этого региона (за исключением Венгрии) [Pawlowski, Musialek, Paszak, 2020].

П. Пашак полагает, что проамериканская ориентация польских властей препятствует укреплению и развитию отношений Польши с Китаем. Но, поскольку залогом безопасности Польши, по его мнению, является функционирование НАТО, сокращение присутствия США в Европе негативно скажется на безопасности польского государства [Paszak, 2021].

Как показывают результаты социологических исследований, простые поляки в целом разделяют критическое отношение польского экспертного сообщества к действиям Китая в Центральной и Восточной Европе. Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что самым надежным институтом поляки считают НАТО, на втором месте - национальные вооруженные силы, на третьем - ЕС [Tilles, 2023].

Таким образом, в противостоянии США - КНР Польша занимает устойчивую проамериканскую позицию. Этот подход обусловлен тесными экономическими и военными связями РП с США и государствами-членами ЕС; также следует отметить, что идеологически Польше ближе ее евро-атлантические партнеры. Польша оказывает США заметную опосредованную военную помощь, но в перспективе не исключено, что официальная Варшава может принять более активное прямое участие в конфронтации.

Подход Румынии к противостоянию США - КНР

История взаимоотношений Румынии с США и Китаем имеет свои особенности. Хотя на Мадридском саммите НАТО в 1997 г. Румынию не приняли в ряды Альянса, президент США У. Клинтон в том же году поспешил посетить эту страну, желая вывести отношения между Вашингтоном и Бухарестом на новый уровень. Результатом стал Договор о стратегическом партнерстве между Румынией и США, который и поныне является «путеводной звездой» для внешней политики Румынии.

«В течение многих лет, - с иронией отмечала румынская журналистка и политический эксперт С. Фати, - американские послы в Бухаресте подталкивали румынских чиновников к изменениям, необходимым для принятия страны в НАТО (2004), а затем в ЕС (2007). Румыния приняла руку, протянутую Соединенными 266

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

Штатами в 1997 г., не осознав до конца, что существует определенная разница между тем, чего хочет Бухарест от предложенного ему партнерства, и тем, чего ожидает Вашингтон» [Бай, 2022]. Однако со временем многое стало понятным.

В 2005 г. американцы начали ввозить на румынскую авиабазу «Михаил Когэлничану» свою военную технику. В 2009 г. Румыния, первая из постсоциалистических стран, согласилась на установку американского противоракетного щита на авиабазе в Девеселу (введен в строй в 2016 г.). Москва неоднократно выражала свое недовольство и раздражение по этому поводу, но американское присутствие в Румынии планомерно расширялось, распространяясь на другие военные базы, а обустройство авиабазы «Михаил Когэлничану» к настоящему времени вышло на новый уровень.

Проамериканский курс Румынии, особенно после ее вступления в НАТО, был устойчивым и постоянным; на него не влияли никакие изменения во внутренней политической жизни страны (см.: [Биткова, 2019; Биткова, 2021; Путинцев, 2019]). В 2022 г. вице-спикер румынского Сената Алина Горгиу отмечала, что это партнерство идет Румынии на пользу: «Румыния имеет самые большие гарантии безопасности в своей истории. Совершенно очевидно, что стратегическое партнерство с США - правильный выбор» [Оо^Ыи, 2022].

Румынские политики полагают, что с помощью американцев и их союзников стране удалось реализовать свой основной национальный интерес - обеспечение защиты территории. По словам С. Фати, сегодня Бухарест имеет «асимметричные отношения с Вашингтоном: он получает безопасность в обмен на лояльность» [Бай, 2022].

Как и в случае Польши, в условиях конфронтации с РФ стремление Румынии играть все более активную роль в рамках НАТО (демонстрируя готовность стать реципиентом растущего военного присутствия партнеров по Альянсу и наращивая собственную национальную военную мощь) позволяет США выделять больше военных сил на противодействие Китаю за счет уменьшения практической нагрузки в Европе.

Румыния, как Польша и страны Балтии, занимает безусловную проамериканскую позицию. Именно этим определяется ее подход к противостоянию США - КНР.

К примеру, в связи с заключением трехстороннего пакта безопасности ЛиКИ8 между Австралией, Великобританией и США в 2021 г., вызвавшего неудовольствие со стороны западноевропейских государств - членов НАТО, в Румынии предпочли комментировать только общеизвестные факты: «хотя ни один из лидеров трех государств в своей речи не упомянул Китай, нет сомнений, что эта инициатива - ответ на экспансию Пекина в ЮжноКитайское море и все более агрессивную риторику в отношении Тайваня» [Neuman, 2021].

А в связи с украинскими событиями некоторые румынские аналитики указывали, что «война в Украине превращается в противостояние США и Китая», отмечая, что КНР «придерживается двусмысленной позиции: избегает критики России, которую считает своим стратегическим партнером, но также избегает оказывать ей военную помощь» [Тгаюи, 2023]. После начала Специальной военной операции РФ и введения западных санкций в отношении России дружеские взаимоотношения, которые демонстрируют КНР и РФ, стали поводом для дальнейшего укрепления проамериканской и прозападной позиции Румынии.

В целом, как и в случае Польши, румыно-китайские взаимоотношения в постсоциалистический период прошли путь от расцвета до сдержанной неудовлетворенности со стороны младшего партнера. Однако в официальных румынских документах подчеркивается, что отношения Румынии с КНР стабильны и взаимовыгодны и по-прежнему определяются положениями Совместной декларации Румынии и Китайской Народной Республики об установлении широкого партнерства, дружбы и сотрудничества, подписанной на высшем уровне во время визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Румынию в 2004 г.

Не забывая, что имеет дело с игроком мирового уровня, Румыния неизменно подчеркивает, что придерживается принципа «одного Китая», неотъемлемой частью которого является Тайвань, и не имеет никаких официальных отношений с Тайбэем. Это, безусловно, с удовлетворением воспринимается в КНР. Румынская сторона также часто вспоминает о значимых вехах в истории 268

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

румыно-китайских взаимоотношений: в частности, о том, что Румыния внесла существенный вклад в начало китайско-американского диалога в 1960-х годах, и о том, что Китай выразил солидарность с Румынией, осудившей ввод в Чехословакию военного контингента СССР и его союзников по ОВД в 1968 г. Эти два события - «основные столпы, на которых с течением времени укреплялись особые отношения Румынии с Китайской Народной Республикой» [Relafia specialä..., 2021].

Современное положение дел на международной арене вносит серьезные коррективы в румыно-китайские контакты. Еще до начала Специальной военной операции РФ в румынских СМИ высказывалось мнение, что тандем Россия-Китай может причинить ущерб геополитическому равновесию в мире. «Запад, раздробленный и раздираемый внутренними противоречиями, сталкивается с грозной осью Китай - Россия, целью которой является демонтаж глобальной институциональной и финансовой системы западного мира, - писал в 2021 г. известный румынский аналитик и журналист А. Лэзеску. - Эти державы преследуют двойную цель - экономическое доминирование и навязывание в глобальном масштабе своей авторитарной модели взамен нынешней западной модели общества и управления, которую они считают пережитком прошлого» [Läzescu, 2021].

В подтверждение своего вывода А. Лэзеску приводит слова члена Политбюро Коммунистической партии Китая Ян Цзечи: «Я верю, что подавляющее большинство стран мира не считают, что точка зрения Соединенных Штатов или универсальные ценности, поддерживаемые Соединенными Штатами, являются отражением мнения всего международного сообщества» (цит. по: [Ibid.]). В ответ на заявление госсекретаря США Э. Блинкена о глубокой обеспокоенности администрации Белого дома действиями Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), Гонконге, Тайваньском проливе, китайскими кибератаками на США и экономическим давлением на их союзников, Ян Цзечи, сославшись на обвинения, выдвинутые американским движением «Black Lives Matter», отметил, что в самих США процветает расизм, а также указал на снижение веры в демократию среди американцев [Ibid.].

А. Лэзеску добавляет, что, «если внутри США говорят о существовании системного расизма, высмеивают Конституцию,

Декларацию независимости, отцов-основателей, неудивительно, что внешние оппоненты будут использовать такие заявления, чтобы опровергнуть критику в свой адрес и дискредитировать США на международном уровне» [Läzescu, 2021].

Румынские СМИ цитируют заключения европейских аналитиков, утверждающих, что в китайских официальных кругах преобладает мнение, что Соединенные Штаты вступили в фазу своего окончательного упадка, а продолжающийся подъем Китая не остановить. В Румынии полагают, что чувство уверенности, царящее в Пекине, отнюдь не безосновательно. В американском обществе действительно наблюдается самый глубокий раскол со времен Гражданской войны. Многие аналитики игнорируют этот аспект при анализе геополитической конкуренции между США и Китаем, но это ошибка: «страна, в которой школьников и студентов учат презирать свою историю и ее основополагающие вехи, оказывается в невыгодном положении при геополитическом соревновании с другой страной, где культивируются стремление к историческому реваншу и мировому превосходству» [Ibid.].

Усугубляет ситуацию также и то, что в Европе существует определенная напряженность между Лондоном и Брюсселем, а, кроме того, нет единства и между странами - участницами Европейского союза по поводу отношений с Соединенными Штатами, Россией и Китаем.

Румынские аналитики указывают, что экономический напор Китая оказывает большое влияние на его отношения со странами Евросоюза, руководители которого (в отличие от 45-го президента США Дональда Трампа) поначалу не придавали особого значения расширению китайского экономического присутствия. Например, в случае ФРГ объем торговых обменов с Китаем в определенный момент превысил объемы торговли Германии с Соединенными Штатами, и именно по этой причине канцлер ФРГ Ангела Меркель так активно продвигала Соглашение о торговле и инвестициях между ЕС и Китаем и даже заявляла, что ЕС не должен ассоциироваться ни с каким блоком; т.е., иными словами, ЕС должен занять нейтральную позицию в геополитическом противостоянии США и Китая. Однако со временем в Евросоюзе стали осознавать, что экономическое сотрудничество с Китаем небезопасно, и одновременно усилилась жесткая критика в адрес китайского руководства 270

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

по поводу соблюдения прав человека в СУАР и политики в отношении Гонконга [Läzescu, 2021].

По мнению некоторых румынских экспертов, экономическое сотрудничество европейских стран с азиатской сверхдержавой, которое сегодня в расцвете, может обернуться уязвимостью европейской безопасности. В частности, в статье А. Мэркулеску Матис «Как Китай пробирается в Европу через черный ход и что происходит в Румынии» речь идет о том, что особым фактором, представляющим вероятную угрозу для государственной безопасности, который при этом до сих пор упускали из виду и в Румынии, и в других странах ЕС, является сотрудничество на субнациональном уровне, т.е. между городами или регионами. Это происходит «незаметно» и независимо от нагнетания напряженности в высоких политических сферах [Märculescu Mati§, 2022].

В последнее время Румыния - по крайней мере, на официальном уровне, - стала одной из наиболее «скептически настроенных» в отношении Китая стран - участниц ЕС, однако вдали от Бухареста, в провинции, дела обстоят иначе. Уездные советы, мэрии крупных городов, румынско-китайские уездные торговые палаты расширяют сотрудничество с китайскими партнерами, зачастую без координации с центральными властями, «и это может обернуться против нас, если посмотреть, что происходит в остальной Европе» [Ibid.].

Одной из программ, призванной продвигать китайские интересы и инвестиции в странах Центральной и Восточной Европы в рамках инициативы «Один пояс, один путь», был Форум сотрудничества «17+1» (ныне - «14+1», см. выше), и Румыния стала его участницей. С 2012 г. на полях Форума проходили ежегодные саммиты глав государств, два раза в год - встречи национальных координаторов. Однако к концу 2010-х годов работа этого формата застопорилась: европейские участники столкнулись с безразличием китайской стороны к их нуждам и запросам. В 2021 г. Форум покинула Литва, а Румыния стала одной из шести стран-участниц, которые не были представлены на высшем уровне на очередном саммите этой платформы, как того желала китайская сторона. В 2022 г. Форум покинули Латвия и Эстония.

Скептицизм Румынии в отношении платформы «14+1» -нынешнего формата сотрудничества Китай - ЦВЕ - вызван отсут-

ствием должного понимания проблем региона со стороны Китая, считает А. Брынзэ, вице-президент Румынского института изучения Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай пришел в регион ЦВЕ «как продавец мечты, замаскированный под заинтересованного инвестора» [Brinza, 2023]. Многие страны получили лишь обещания, а не проекты. Так, Китай обещал Румынии инвестиции и сотрудничество в таких областях, как информационные технологии, «зеленая» энергетика, инфраструктура и транспорт, но ни один из проектов не был реализован. Соответственно, ожидания румынского политикума в отношении Китая не оправдались: «в формате "14+1" или вне него, но недолговечный роман Румынии с Китаем закончился» [Ibid.].

В таком же ключе следует трактовать и недавнее демонстративное поведение румынских властей во время празднования 75-летия установления дипломатических отношений Румынии с КНР в 1949 г. Традиционно такие даты отмечались в Бухаресте на высоком уровне. Прием, который устраивало посольство Китая, обычно посещали высокие чиновники и политическая элита. Когда же по случаю 75-й годовщины этого события и одновременно китайского нового года посольство КНР 31 января 2024 г. арендовало Национальный театр оперы в Бухаресте, среди высоких румынских гостей оказались лишь госсекретарь румынского МИДа Т.Л. Христя и префект мэрии Бухареста Р. Хорника, которым и пришлось в этой ситуации поддерживать китайского посла Сюу Цзяня, выступавшего с речью о благоприятном развитии румыно-китайских отношений. При этом на сайте Министерства иностранных дел Румынии не было опубликовано никакой информации ни об этом событии, ни о каких-либо других встречах румынских официальных лиц с китайскими представителями в это время, в том числе - даже о встрече, которая, по информации посольства Китая, состоялась 30 января 2024 г. между послом Сюу Цзянем и министром иностранных дел Румынии Луминицей Одобеску [Pavel, 2024].

Четырьмя днями ранее, 26 января 2024 г., в интервью для портала «Digi24» Л. Одобеску отметила, что Бухарест рассматривает отношения с Китаем двояко. С одной стороны, продолжение проектов экономического сотрудничества - в интересах обеих стран. С другой стороны, принципы, на основе которых Бухарест 272

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

развивает сотрудничество с Пекином, «связаны с международным порядком», а также с тем, что Румыния входит в Евросоюз и НАТО. «В отношении Китая у нас общий подход как с Европейском союзом, так и с НАТО», - заявила глава румынской дипломатии (цит. по: [Рауа1иса, 2024]).

Оценивая ближайшие перспективы противостояния США и Китая, румынские аналитики полагают, что на фоне агрессивного проникновения Китая в экономику многих стран мира и усиления его военного влияния возможности Соединенных Штатов кажутся довольно ограниченными, и поэтому «некоторые союзники США в Европе и Азии неохотно идут на открытую конфронтацию с Китаем», а крупные корпорации, кажется, больше озабочены финансовыми последствиями, которыми им грозит потеря доступа к китайскому рынку, чем геостратегическими результатами конфронтации США - КНР [Ьа2е8си, 2021].

Позиция Румынии в отношении противостояния США и Китая однозначна. Румыния разделяет озабоченность западного мира по поводу роста китайского экономического, политического и военного влияния, а также по поводу нейтрального (или, скорее, даже благожелательного) отношения Китая к действиям и политике России, понимая, что за этим стоят геополитические интересы азиатской сверхдержавы, не заинтересованной в американском присутствии в ИТР и навязывании этому региону политических и идейных стандартов, неприемлемых для сегодняшнего китайского руководства.

***

Итак, в настоящее время Польша и Румыния занимают почти идентичные позиции относительно американо-китайского противостояния. Обе страны воспринимают Соединенные Штаты как защитника и патрона, способного, хотя порой и с трудом, противостоять китайской экономической и политической экспансии, в какой бы форме она ни выражалась. Означает ли это, что официальные Варшава и Бухарест готовы к прямой вовлеченности в конфронтацию, покажет время. Сегодня они оказывают значительную опосредованную помощь США, внося заметный вклад в «сдерживание» РФ и соответственно позволяя Вашингтону свободнее распоряжаться своими военными силами, направляя больше воинских контингентов на Дальний Восток для противодействия Китаю

(притом, что США приходится тратить значительную часть ресурсов и на поддержку Израиля в его военных действиях против группировки ХАМАС, начавшихся после 7 октября 2023 г.).

Литература / References

Биткова Т.Г. (2019). Румыния в НАТО и Евросоюзе: политические декларации и общественное мнение // Актуальные проблемы Европы / РАН, ИНИОН. -Москва. - № 3. - С. 73-100 [Bitkova T.G. (2019). Romania in NATO and the European Union: political declarations and public opinion [Rumyniya v NATO i Evrosoyuze: politicheskie deklaratsii i obshchestvennoe mnenie] // Current problems of Europe / RAN, INION. - Moscow. - N 3. - P. 73-100]. (In Russian).

Биткова Т.Г. (2021). Особенности внешнеполитического курса Румынии // Трансформационные революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: к 30-летию событий: 1989-2019 / РАН, Институт славяноведения. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История. - С. 240-253 [Bitkova T.G. (2021). Features of Romania's foreign policy [Osobennosti vneshnepoliticheskogo kursa Rumynii] // Transformational revolutions in the countries of Central and South-Eastern Europe: to the 30 th anniversary of the events: 1989-2019 [Transformatsionnye revolyutsii v stranakh Tsentral'noi i Yugo-Vostochnoi Evropy: k 30-letiyu sobytii: 1989-2019] / RAS, Institute of Slavic Studies. - Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya. - P. 240-253]. (In Russian).

Путинцев И. (2019). Внешняя политика Румынии после вступления в НАТО и ЕС // Мировая экономика и международные отношения / РАН, ИМЭМО. -Москва. - № 3. - C. 66-75 [Putintsev I. (2019). Foreign policy of Romania after joining NATO and the EU [Vneshnyayapolitika Rumyniiposle vstupleniya v NATO i ES] // World economy and international relations / RAS, IMEMO. - Moscow. - N 3. - P. 66-75]. (In Russian).

Brinza A. (2023). In or out of the 14+1 format, Romania's short-lived romance with China is over // Chinaobservers. - Prague. - 29.06. - URL: https://chinaobservers.eu/ in-or-out-of-the-141-format-romanias-short-lived-romance-with-china-is-over/ (date of access: 10.08.2024).

Fati S. (2022). Au salvat americanii Romania? // DW. - Berlin. - 11.07. - URL: https://web.archive.org/web/20220711101855/https://www.dw.com/ro/au-salvat-americanii-romania/a-62427220 (date of access: 10.08.2024).

Fiedler R. (2023). Rywalizacja mi^dzy USA a Chinskq Republikq Ludowq w XXI wieku // Podcast Maturalny. - Warszawa. - 05.12. - URL: https://szkola.wnpid.amu.edu.pl/2023/12/05/relacje-miedzy-usa-a-chinska-republika-ludowa-w-xxi-wieku-bryk-maturalny-17/ (date of access: 10.08.2024).

Gorghiu A. (2022). Un sfert de secol de parteneriat strategic cu SUA // Adevarul. -Bucure^ti. - 11.07. - URL: https://adevarul.ro/blogurile-adevarul/un-sfert-de-secol-de-parteneriat-strategic-cu-sua-2178093.html (date of access: 10.08.2024).

Krzemien E. (2024). Premier Tusk: W piqtek nieplanowany szczyt Trojkqta Weimarskiego // OKO.press. - Warszawa. - 13.03. - URL: https://oko.press/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

na-zywo/dzien-na-zywo-najwazniejsze-informacje/premier-tusk-w-piatek-nieplanowany-szczyt-trojkata-weimarskiego (date of access: 10.08.2024).

Lazescu A. (2021). Prima confruntare la scena deschisa dintre SUA §i China // Revista 22. - Bucure^ti. - 30.03. - URL: https://revista22.ro/opinii/alexandru-lazescu/prima-confruntare-la-scena-deschisa-dintre-sua-si-china (date of access: 10.08.2024).

Marculescu Mati§ A. (2022). Cum se strecoara China pe u§a din dos a Europei §i ce face Romania // Panorama. - Bucure^ti. - 20.01. - URL: https://panorama.ro/cum-se-strecoara-china-pe-usa-din-dos-a-europei-si-ce-face-romania/ (date of access: 10.08.2024).

Michnik W. (2024). How was NATO won? Assessing Poland's record in NATO after 25 years // New Eastern Europe. - Krakow. - 25.03. - URL: https://neweasterneurope.eu/2024/03/25/how-was-nato-won-assessing-polands-record-in-nato-after-25-years/ (date of access: 10.08.2024).

Neuman E. (2021). SUA, Regatul Unit §i Australia anun^a AUKUS, o ini^iativa de contracarare a Chinei: Australia va deveni a §aptea |ara de^inatoare de submarine nucleare // Adevarul. - Bucure^ti. - 16.09. - URL: https://adevarul.ro/stiri-externe/in-lume/sua-regatul-unit-si-australia-anunta-aukus-o-2120230.html (date of access: 10.08.2024).

Pacula P. (2024). Duda i Tusk w Waszyngtonie, Bodnar me zwalnia tempa: podsumowanie dnia // OKO.press. - Warszawa. - 13.03. - URL: https://oko.press/na-zywo/dzien-na-zywo-najwazniejsze-informacje/duda-i-tusk-w-waszyngtonie-bodnar-nie-zwalnia-tempa-podsumowanie-dnia (date of access: 10.08.2024).

Pankowska M. (2023). Napi^cie wokol Tajwanu: Chiny przecwiczyly okrqzanie wyspy // OKO.press. - Warszawa. - 10.04. - URL: https://oko.press/napiecie-wokol-tajwanu-chiny-przecwiczyly-okrazanie-wyspy (date of access: 10.08.2024).

Paszak P. (2021). Stosunki Polska-Chiny w 2021 roku: stan i perspektywy / Warsaw Institute. - Warszawa. - 29.01. - URL: https://web.archive.org/web/ 20221107120612/https://warsawinstitute.org/pl/stosunki-polska-chiny-w-2021-roku-stan-perspektywy/ (date of access: 10.08.2024).

Pavaluca L. (2024). Ce fel de relate are Romania cu China? Lumini|a Odobescu: «Rela^ia este privita de noi din doua unghiuri» // News. - Bucure^ti. -26.01. - URL: https://www.news.ro/politic-extern/ce-fel-de-relatie-are-romania-cu-china-luminita-odobescu-relatia-este-privita-de-noi-din-doua-unghiuri-192240202635 2024011321472950 (date of access: 10.08.2024).

Pavel A. (2024). Relate dintre Romania §i China, promovate pe autobuzele STB: Beijingul se afla sub sanc^iuni UE pentru lncalcarea drepturilor omului // G4 Media. - Bucure^ti. - 07.03. -URL: https://www.g4media.ro/relatiile-dintre-romania-si-china-promovate-pe-autobuzele-stb-beijingul-se-afla-sub-sanctiuni-ue-pentru-incalcarea-drepturilor-omului.html (date of access: 10.08.2024).

Pawlowski P., Musialek P., Paszak P. (2020). Raport specjalny «USA vs Chiny: rywalizacja o wplywy w Europie Srodkowo-Wschodniej» / Warsaw Institute. -Warszawa. - 13.07. - URL: https://web.archive.org/web/20220625005207/ https://warsawinstitute.review/pl/aktualnosci/raport-specjalny-usa-vs-chiny-rywalizacja-o-wplywy-w-europie-srodkowo-wschodniej/ (date of access: 10.08.2024).

Polska w ChRL: wspolpraca polityczna. (2024) // Serwis Rzeczypospolitej Polskiej. - Warszawa. - URL: https://www.gov.pl/web/chiny/wsp-polityczna (date of access: 10.08.2024).

Ptak A. (2024). Twenty thousand NATO troops join Dragon 24 exercises in Poland // Notes from Poland. - Krakow. - 05.03. - URL: https://notesfrompoland.com/ 2024/03/05/twenty-thousand-nato-troops-join-dragon-24-exercises-in-poland/ (date of access: 10.08.2024).

Rela^ia speciala a Romaniei cu R.P. Chineza. (2021) / Ministerul Afacerilor Externe. - Bucure^ti. - URL: https://www.mae.ro/node/4852 (date of access: 10.08.2024).

Stolarek J.M. (2023). Credible partner on NATO's eastern flank: Poland's new role in security policy / Heinrich Boll Stiftung. - Warsaw. - 29.09. - URL: https://web.archive.org/web/20240622120503/https://pl.boell.org/en/2023/09/29/credible-partner-natos-eastern-flank-polands-new-role-security-policy (date of access: 10.08.2024).

Tilles D. (2023). NATO, army and EU Poles' most trusted institutions; public media, top court and government most distrusted // Notes from Poland. - Krakow. -07.11. - URL: https://notesfrompoland.com/2023/11/07/nato-army-and-eu-poles-most-trusted-institutions-public-media-top-court-and-government-most-distrusted/ (date of access: 10.08.2024).

Traicu G. (2023). Razboiul din Ucraina devine o confruntare intre SUA §i China: Washingtonul respinge o eventuala incetare a focului propusa de Beijing // Stiripesurse. - Bucure^ti. - 18.03. - URL: https://www.stiripesurse.ro/razboiul-din-ucraina-devine-o-confruntare-intre-sua-si-china-washingtonul-respinge-o-eventuala-incetare-a-focului-propusa-de-beijing_2837995.html (date of access: 10.08.2024).

DOI: 10.31249/ape/2024.04.14

Bitkova T.G.1, Dyrina A.F.2 The place of Central and Eastern Europe in the US - China rivalry: cases of Poland and Romania

Abstract. On the examples of Poland and Romania, the authors show how the countries of Central and Eastern Europe (CEE) assess the current competition between the United States and China. In each case, the attitude towards this rivalry depends on the characteristics of the bilateral interaction

1 Bitkova Tatiana Georgievna - PhD in Philology, Leading Researcher, INION RAN; [email protected] ORCID: 0000-0002-8471-1576

2 Dyrina Anna Fedorovna - Researcher, INION RAN; [email protected] ORCID: 0009-0009-7612-4636

Место Центральной

- и Восточной Европы

в противостоянии США и КНР: примеры Польши и Румынии

of these countries with the USA and China, and bilateral relations directly

correlate with the development of the rivalry between the two superpowers in

the political and economic fields. The article shows that over time, interaction

with China has become problematic for both countries, but their relationship

with the United States have increasingly deepened.

As members of NATO and the European Union, Poland and Romania now view the prospects for economic cooperation with China quite critically. Chinese investments turned out to be not very attractive for both Poland and Romania. China is interested in investing in technologically advanced companies, while CEE needs investments from scratch to new technology clusters, new jobs, etc.

Both countries bestow great importance to the modernization of the military sphere, which is developing on the basis of cooperation with the United States. At the same time, the weakening of economic and political ties with China has become obvious. The key task for both Poland and Romania is to increase the relevance and role of both countries in NATO and the EU.

Keywords: Poland, Romania, USA, China, economy, politics, bilateral cooperation, global world, Central and Eastern Europe.

Статья поступила в редакцию (Received) 20.06.2024 Доработана после рецензирования (Revised) 27.06.2024 Принята к публикации (Accepted) 10.07.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.