Место российских промышленных организаций в международном разделении труда
1 2
0.П. Иванова , A.B. Немыкин
1 Экономический факультет МГТУ, кафедра экономики
2 Экономический факультет Мурманского гуманитарного института, кафедра национальной экономики
Аннотация. В статье оценивается место российских промышленных организаций в международном разделении труда. Анализируется современное состояние и перспективы развития внешнеэкономического сотрудничества России. Особое внимание уделяется вопросу торговли России оружием.
Abstract. The paper analyses the place of Russian industrial enterprises in international division of labour. The modern state and perspectives of external economic cooperation development have been considered. The special attention has been paid to the problem of arms traffic of Russia.
1. Введение
Среди многих проблем, вошедших в жизнь нашей страны в последние десятилетия, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом длительной самоизоляции СССР, огромных его размеров, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда (МРТ).
МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. Международное разделение труда - цементирующая основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов, что дает основание говорить о существовании мирового хозяйства. Являясь функцией развития производительных сил и производственных отношений, МРТ создало объективные условия для растущей взаимосвязи и взаимозависимости воспроизводственных процессов всех стран, расширило пределы интернационализации до общемировых.
Участие государств в международном разделении труда и использование его возможностей обусловлено необходимостью решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон таких проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.
2. Внешнеэкономическое сотрудничество: состояние и перспективы развития
Главной целью развития внешнеэкономических связей (ВЭС) является равноправное вхождение России в систему международных экономических отношений, с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Очень большие перспективы Россия имеет, к примеру, в области торговли оружием. Российское оружие обладает неплохими боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но, несмотря на это, потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и военной техникой (ВВТ) более прочих подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.
Несмотря на завершение перевооружения стран Ближнего и Среднего Востока, этот регион остается крупнейшим покупателем оружия. В 1996 году туда было поставлено вооружений на 15,3 млрд долл., что составило 40 % мирового рынка ВВТ. На долю России пришлось лишь 600-700 млн долл. Москва не получила обещанных грандиозных многомиллиардных контрактов, доставшихся победителям Хусейна. Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США и Францию,
Иванова О.П., Немыкин А.И. Место российских промышленных организаций...
которые обеспечивают безопасность местных режимов и предоставляют покупателям привлекательные офсетные программы.
Россия в военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшие по региональным меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО "Смерч" в Кувейт и ОАЕ, полученные Москвой после войны, адекватны российскому вкладу в освобождение Кувейта.
Продажи в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны США. Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым могут последовать репрессии против Москвы, ограничивается 350-400 млн долл. для "недестабилизирующих" систем вооружения. Некоторые возможности есть у России в Сирии, Алжире и Египте, но потенциал импорта этих стран далёк от ёмких рынков аравийских импортёров. При тщательной работе с большим количеством небольших контрактов Россия может экспортировать на Ближний Восток оружия на 600-700 млн долл. ежегодно и контролировать 5-6 % этого рынка.
Более благоприятны перспективы наращивания российского экспорта вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно там расположены два крупнейших покупателя российского экспорта -Индия и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них оружия на сумму 0,6-1 млрд долл. Однако нынешний уровень - максимум того, что можно получить от Пекина и Дели.
Наибольшие надежды на рост экспорта ещё некоторое время назад связывались с Юго-Восточной Азией и Южной Кореей. По совокупности закупок страны региона могли бы стать третьим полюсом потребления нашего оружия. Но финансовый кризис затормозил заключение крупных авиационных контрактов с Индонезией и Филиппинами.
Общая стоимость реализованного ФГУП "Рособоронэкспорт" оружия и техники в 2002 г. составила $4,3 млрд. В первом полугодии 2003 г. было подписано более 200 контрактных документов на общую сумму свыше $3 млрд. Портфель заказов "Рособоронэкспорта" оценивается более чем в $12 млрд (Чемезов, 2004).
Российское правительство утвердило гособоронзаказ на 2004 г., он составил 148 млрд руб., это больше чем в 2003 г. Впервые за многие годы в число 28 приоритетов гособоронзаказа вошла и бронетехника.
Аналогично можно рассмотреть взаимодействие России с другими сегментами мирового рынка.
Возникает закономерный вопрос: есть ли возможность поставить внешнеэкономические связи на службу долгосрочным национально-государственным интересам России?
Хотя сложность проблемы и не стоит преуменьшать, такие возможности имеются. Прежде всего, состояние внешнеэкономических связей непосредственно зависит от общего положения в экономике. В свою очередь, внешнеэкономические связи могут способствовать сдвигам к лучшему в экономике страны. Необходимой предпосылкой для этого является их тесная увязка с общей стратегией социально-экономического развития России. К сожалению, в настоящее время мы являемся свидетелями отсутствия продуманной государственной концепции социально-экономического развития государства. Отсутствуют отраслевые приоритеты в промышленности, сельском хозяйстве, неясными остаются региональные аспекты развития.
В таких условиях разработать долгосрочную концепцию развития внешнеэкономических связей крайне затруднительно.
Ключевым вопросом развития внешнеэкономических связей с точки зрения экономических интересов страны является превращение их в реальный источник накоплений для структурной перестройки народного хозяйства.
Совершенно очевидно, что при сложившейся экономической ситуации сырьевой характер российского экспорта будет сохраняться еще достаточно длительное время. Однако если доходы от него будут "проедаться", как это происходит сейчас, не будут использованы для модернизации экономики в самом широком смысле, то страна безвыходно останется на периферии мирового развития.
Сегодня крайне актуальной задачей является поддержка отечественных экспортеров машино-технической и, прежде всего, наукоемкой продукции. Нельзя забывать, что экспорт - это не только валюта, но и рабочие места. К сожалению, сложное положение отечественной экономики не позволяет изыскать на эти цели необходимые средства, но и уходить от решения этих вопросов недопустимо, поскольку конкуренция на международных рынках постоянно увеличивается.
Кардинальное решение многочисленных проблем российского экспорта лежит на путях повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Но это длительный и сложный процесс, являющийся скорее завершающим результатом проведения экономической реформы, нежели ее промежуточным итогом. Однако уже сегодня государство может поддерживать собственных экспортеров, оказывая им всемерную помощь в освоении внешних рынков. Средства, разумно вложенные в развитие экспорта, окупаются значительно быстрее, чем инвестиции в другие сферы деятельности.
В настоящее время России предстоит найти адекватный ответ на несколько вопросов, которые во
242
многом могут определить ее историческую судьбу. К их числу можно отнести: преодоление чрезмерно затянувшегося экономического кризиса, осуществление структурной перестройки и модернизации национальной экономики.
В нахождении решений всех этих проблем внешнеэкономические связи должны сыграть весьма существенную, а в отдельных случаях и ключевую роль. Уже сейчас наша внешнеторговая стратегия должна быть ориентирована на их решение.
Она должна быть нацелена на радикальное изменение нынешней модели интегрирования России в мировое хозяйство, эффективное использование в международном обмене конкурентных преимуществ российской экономики и последовательное преодоление присущих ей трудностей и слабостей.
Суть такой внешнеторговой стратегии России как представляется, должны определять следующие главные цели:
1) динамичное и сбалансированное развитие внешнеэкономических связей, переход к прогрессивным формам сотрудничества (научно-техническая и производственная кооперация, обмен услугами, инвестиционное сотрудничество и т.д.);
2) коренное улучшение пропорций и структуры внешнеэкономического обмена за счет существенного увеличения доли наукоемких изделий и услуг в экспорте, широкого привлечения в страну передовых технологий и оборудования;
3) обеспечение такого уровня платежеспособности, который сделал бы возможным надежное обслуживание внешнего долга, накопление валютных средств, резервов и переход на этой основе к международной конвертируемости рубля.
Несмотря на сложность и масштабность этих задач, тем более при нынешнем состоянии экономики и внешнеэкономических связей России, требуется, при сохранении общего курса на рыночную экономику, внести существенные коррективы в способы и методы их реализации.
В этом плане стратегические цели экспорта не могут ограничиваться получением валюты для оплаты импорта и внешней задолженности или сбытом продукции, невостребуемой на внутреннем рынке. Экспорт должен быть устойчивым источником роста национального дохода, эффективным средством реализации конкурентных преимуществ национальной экономики в международном обмене.
С этих позиций важнейшее значение для выработки целенаправленной внешнеторговой стратегии имеет продуманный выбор приоритетных производств, которые могли бы составить основу международной специализации страны. Нельзя рассчитывать, что такой выбор способен сделать сам рынок.
Экспортные приоритеты, как подтверждает практика стран, наиболее успешно выступающих на международных рынках, необходимо определять, ориентируясь не на текущее соотношение спроса-предложения, а на устойчивые тенденции национального и мирового развития. Они должны вытекать из направлений структурно-инвестиционной стратегии государства, учитывать не только нынешние, но и потенциальные возможности реализации конкурентных преимуществ на зарубежных рынках. Иначе говоря, нужна научно обоснованная программа повышения международной конкурентоспособности российской продукции.
Российское правительство приняло "Федеральную программу развития экспорта" (О федеральной программе..., 1996), расставляющую приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005 г. и предлагающую некоторые инструменты для поставленных целей. Программа формирует новую, трехэтапную модель включения России во внешнеэкономические связи и международное разделение труда: на первых двух этапах предусматривалось уделить основное внимание стабильности объемов экспорта, на третьем этапе предполагалось увеличить долю наукоемкой продукции в российском экспорте до 10-15 %, что должно было позволить приблизиться к уровню индустриальных стран. Для формирования действительно эффективной товарной структуры экспорта необходимо проведение тщательного экономического расчета. Обычно он свидетельствует, что наибольшей эффективностью среди готовой продукции обладают товары с новыми потребительскими свойствами, соответствующие современным тенденциям развития спроса, наиболее прогрессивному вкусу покупателя, последним направлениям в моде. При этом качество и высокий технологический уровень продукции выступает в роли первичного условия.
Чтобы в погоне за эффективностью не упустить из виду ресурсосбережение, можно использовать рекомендацию: если эффективность экспорта готовой продукции ниже экспорта составляющих ее сырья, материалов, топлива, энергии, то экспорт следует проанализировать с позиций ресурсосбережения.
Повышение доли эффективной готовой продукции, в том числе машинно-технической, в структуре российского экспорта непременно будет происходить, но постепенно, и этот процесс займет годы. Главное - интенсивно внедрять новые изобретения, технологию, новые принципиальные разработки, современные материалы.
Представляются в целом обоснованными направления экспортной стратегии и меры по ее осуществлению, предусмотренные в "Федеральной программе развития экспорта". Вместе с тем, видимо,
Иванова О. П., Немыкин А.И. Место российских промышленных организаций.
необходимо дополнительно сконцентрировать внимание на следующем вопросе: в целях концентрации доходов от экспорта в руках государства и устранения потерь, связанных с конкуренцией между поставщиками и с криминальными операциями, представляется необходимым принять меры по укреплению государственного регулирования и контроля за вывозом ряда стратегически важных товаров, включая нефть и нефтепродукты, некоторые цветные металлы. Практика многих зарубежных стран показывает, что ограничение круга экспортеров таких товаров, осуществление их вывоза через уполномоченные государством внешнеторговые предприятия позволяют достичь этих целей.
В этой связи целесообразно устранить проблемы в существующей системе внешнеэкономического контроля.
Создание условий для устойчивого выхода России на мировой рынок требует активной внешнеэкономической поддержки со стороны государства. Одной из острых проблем в этой связи является преодоление необоснованных антидемпинговых мер и запретительных пошлин в отношении ряда российских товаров, издержки производства которых ниже мировых в силу использования прогрессивных технологий. Необходимо настойчиво добиваться устранения такой дискриминации. Другим важным направлением является активное содействие государства в продвижении российских высококачественных продуктов и услуг (военная, ядерная, авиакосмическая техника и др.) на внешние рынки. Рынки высоких технологий и изделий фактически полностью контролируются транснациональными компаниями, опирающимися на поддержку своих государств.
Актуальной задачей для России является и обеспечение полноправного участия в международных механизмах финансово-экономического и торгового регулирования.
В федеральной целевой программе развития таможенной службы нашел отражение вопрос о необходимости разработки комплекса мер, связанных с нетарифным регулированием. Мировой опыт состоит в том, что при снижении ставок таможенных пошлин страны их пытаются заменить применением различного рода нетарифных барьеров, например, введением обязательной сертификации. Стандарты разрабатываются таким образом, чтобы препятствовать ввозу нежелательных для страны товаров. В частности, сертификация гражданской авиатехники, несомненно, направлена на решение задач по сдерживанию импорта самолетов. Разработка сложной, многогранной системы нетарифного регулирования является для нас весьма актуальной задачей.
Внешнеторговая стратегия России в среднесрочный период должна сфокусироваться на улучшении условий для торговли и инвестиций со стратегически наиболее важными партнерами на региональной и двусторонней основе. Торгово-политическими инструментами для этого могут быть скорейшая структуризация с использованием международного опыта, заключение соглашения о зоне свободной торговли с Европейским союзом (с учетом его очередного расширения), развитие торгово-экономических связей с крупными соседними государствами АТР.
3. Заключение
Несмотря на переживаемые в настоящее время социально-экономические трудности, российские предприятия имеют все возможности для существенной активизации своего участия в международном разделении труда. Основными предпосылками для этого являются:
1) огромные природные богатства, обеспечивающие сравнительно низкие издержки производства множества видов промышленного сырья и материалов;
2) еще сохраняющийся высокий научно-технический потенциал;
3) значительные трудовые ресурсы всех уровней;
4) относительно низкая стоимость труда всех уровней (практически на порядок ниже, чем в передовых западных странах).
Вместе с тем, современная политическая ситуация в стране характеризуется также и наличием целого ряда факторов, негативно влияющих на дальнейшую стабилизацию и развитие ВЭС:
1) политическая нестабильность;
2) практически полный отказ государства от финансирования производственной сферы даже путем обеспечения оборотных средств;
3) общий экономический спад, обусловленный первыми двумя факторами, а также резким сокращением платежеспособного спроса как населения, так и производственной сферы;
4) развал СЭВ и потеря многих сегментов рынков стран, ранее входивших в это содружество;
5) уход с рынков большинства развивающихся государств в связи с сокращением объемов государственного кредитования экспортных поставок машин и оборудования;
6) фактический отказ государства от контроля за внутренними ценами продукции естественных монополий: энергоносителей, транспортных тарифов и др., что обусловливает их произвольный рост и, как результат, необоснованно высокий уровень;
7) низкая конкурентоспособность большого числа российских товаров и, главным образом, машин и оборудования.
Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:
а) крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
б) наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
в) многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой.
Одновременно на внешнеторговых связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат нельзя. А именно:
а) преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);
б) колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;
в) слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;
г) резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;
д) ощутимая особенно после распада единого народно-хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;
е) большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;
ж) разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.
От степени вовлечения экономики в международное разделение труда зависит уровень промышленного и сельскохозяйственного производства.
Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации в Европейском союзе, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге, - и на всю систему международных экономических отношений.
Обеспечение активного участия России в международном разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.
Литература
О федеральной программе развития экспорта. Постановление Правительства РФ от 08.02.96, № 123 (с
изм. от 24.08.2002). Российская газета, № 38, 1996. Чемезов С. Газета "Финансовые известия", www.finiz.ru, 2004.