5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) (с изменениями от 16 апреля 2010 г.). - Ч. 2, ст. 143 // СПС «Гарант».
6. Приказ Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания» // СПС «Гарант».
7. Данилкин, А. Брендовая «липа» / А. Данилкин // Таможня : информ.-аналит. обозрение. - 2011. - Май. - № 9 (272). - С. 9.
УДК 330.341.42
МЕСТО РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ
Е. А. Агапова, О. Н. Сафонова
Показано место России на мировых рынках интеллектуальных услуг в условиях перехода к инновационному развитию; обозначены проблемы интеграции в глобальное научно-технологическое пространство и причины их возникновения. Выделены необходимые условия для того, чтобы Россия заняла достойное место на мировом рынке интеллектуальных услуг.
Преодоление научно-технологического отставания, переход на инновационный путь развития имеют ключевое значение для успешного решения стратегических проблем, стоящих перед Россией.
Назрели изменения во внешнеэкономической политике. В современных условиях переход России на инновационный путь развития практически невозможен без включения в глобальные и региональные, технологические и финансовые потоки, без последовательной интеграции в мировые рынки.
Одной из главных стратегических задач России представляется постепенное изменение профиля ее международной специализации и диверсификация экспортного потенциала за счет ускоренного развития новой ресурсной базы в виде продуктов научно-технической деятельности, наукоемких изделий и услуг [1, с. 68].
По ориентировочным оценкам, переход России к инновационному развитию должен сопровождаться крупными сдвигами в структуре как экспорта, так и импорта. Основной тенденцией развития экспорта станет, очевидно, опережающий рост поставок готовой продукции, в первую очередь наукоемких изделий машиностроения, а также технологий и услуг - информационных, научно-технических, образовательных, транзитно-транспортных и туристических. Согласно разработанной Министерством образования и науки РФ «Стратегии развития науки и инноваций» можно ожидать, что к 2020 г. на наукоемкие продукты и услуги будет приходиться около трети общего объема экспорта, и они сравняются по своему вкладу с топливно-сырьевым сектором.
С развертыванием глобализации перспективы внешнеэкономического развития все больше определяются не только трансграничными экспортными
и импортными операциями, но и комплексными формами инвестиционного и кооперативного сотрудничества, которые приобретают все большее значение [2, с. 40-41].
В настоящее время наиболее активно практикуют приобретение зарубежных активов «Газпром», нефтяные и металлургические компании. Это позволяет им укреплять позиции на рынках стран-потребителей, создавать надежные источники получения недостающего сырья, повышать эффективность своей деятельности. Расширяют участие в международных кооперационных связях некоторые предприятия авиаракетно-космического комплекса, автомобильной и других отраслей обрабатывающей промышленности.
Интеграция России в глобальное научно-технологическое пространство недостижима без разработки и реализации комплекса организационноправовых мер и экономических механизмов. Как показывает опыт стран-лидеров в научно-технологической сфере, ведущую роль в становлении и развитии такой системы играет государство при тесном взаимодействии с предпринимательскими структурами. Применительно к российским условиям это предполагает существенное повышение координирующего и регулирующего воздействия государственных органов на торговлю технологиями, наукоемкими изделиями и технологическим оборудованием, а также создание стимулирующих механизмов, повышающих заинтересованность отечественного и зарубежного бизнеса в развитии приоритетных для страны секторов.
Безусловно, непосредственное ведение внешнеэкономических операций в научно-технологической сфере должно и впредь оставаться в руках собственников соответствующих технологий и производств. В то же время государство вправе регулировать и координировать их деятельность. В первоочередном порядке должна оказываться поддержка в приобретении необходимых для реализации проектов иностранных технологий, оборудования, комплектующих изделий [3, с. 112-114].
Особое внимание следовало бы уделить поддержке транснационализации российских высокотехнологичных компаний, развитию их кооперационных связей, укреплению позиций на мировых рынках. Практика международных корпораций, как впрочем, и отечественных нефтегазовых и металлургических компаний, показывает, что в современных условиях участие в процессах слияния и поглощения, включая обмен пакетами акций с партнерами из других стран и приобретение зарубежных активов, является эффективным путем создания надежных рыночных «ниш» для сбыта своей продукции и получения доступа к передовым технологиям.
Актуальной задачей является также совершенствование организации выхода на мировые рынки российских экспортеров и импортеров технологий, наукоемких изделий и инвестиционного оборудования. Во-первых, это требует усиления регулирования экспорта продукции, содержащей высокую долю интеллектуальной собственности при заключении соглашений о научнотехническом сотрудничестве и совместных разработках. Во-вторых, стоило бы повысить роль внешнеэкономических объединений, специализирующихся на зарубежных продажах и закупках технологий и оборудования, в подготовке и реализации наиболее важных соглашений по этим вопросам [1, с. 69].
Необходимо найти решение проблемы зарубежного патентования. В международной практике патентование за рубежом используется не только как инструмент защиты интеллектуальной собственности, но и как средство
ограничения возможности конкурентов достичь аналогичного результата. На эти цели, как и во всех развитых странах, выделялись необходимые средства из госбюджета. А теперь российские компании патентуют в других странах не более нескольких сот патентов или лишь 7 % имеющегося фонда.
Одной из главных причин такого положения является недостаток финансовых средств у большинства отечественных научно-технических организаций и промышленных предприятий. Наладить патентную защиту российских интеллектуальных продуктов на внешних рынках едва ли возможно, по крайней мере на первых порах, без финансового и организационного содействия со стороны государства.
Другой важной задачей представляется создание эффективной системы поддержки экспорта технологий, высокотехнологичных изделий и услуг. Подобные системы действуют практически во всех странах.
Меры по созданию аналогичной системы предпринимаются и в России, но крайне непоследовательно. Заметные сдвиги к лучшему произошли лишь на отдельных направлениях. Активизировалась работа по торгово-политическому обеспечению деятельности российского бизнеса на зарубежных рынках. Заключен ряд договоров о взаимном облегчении условий доступа на рынки, защите инвестиций, реализации совместных проектов в третьих странах. Приняты решения о создании нескольких технико-внедренческих и промышленно-производственных зон с льготным таможенным и налоговым режимом. При участии Торгово-промышленной палаты РФ получила определенное развитие система информационно-консультационного обслуживания экспортеров, была расширена практика государственного финансирования ярмарок и выставок российской продукции [3, с. 116-121].
В существенном совершенствовании нуждаются также таможенные и нетарифные механизмы. В этом отношении страна заметно проигрывает многим государствам, где широко применяются принципы разумного протекционизма, сочетающие защиту от иностранной конкуренции стратегически важных производств с облегчением доступа в страну прогрессивной техники и дефицитных материалов. К примеру, максимальный размер российских импортных пошлин установлен на уровне 20... 25 %, а в большинстве других стран - многократно выше. Разница между средними ставками тарифа на готовые изделия и на сырье в России - 5 %, а в развитых государствах - не менее 10. 15 %. С момента вступления в ВТО предполагается понизить, а затем отменить тарифные ставки на импорт компьютеров и комплектующих для них. Поставлен вопрос об отмене НДС на импорт высокотехнологичного оборудования, не производимого в стране. Разработанные «Основные направления таможенной политики на 2007-2010 годы» предусматривают введение новой товарной номенклатуры и рассматривают снижение или отмену пошлин на большую часть импортного оборудования и сохранение высоких тарифных ставок лишь на 10. 15 % его номенклатуры для защиты отечественных производств (самолетов, автомобилей, газовых турбин, оборудования ГЭС и др.).
Важная роль в системе внешнеэкономических механизмов принадлежит валютной политике. В настоящее время более низкий курс рубля к доллару по сравнению с ППС служит важным фактором поддержания ценовой конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке и защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. В последние годы все более очевидна тенденция к повыше-
нию реального курса рубля, что уже создает трудности для экспортеров готовой продукции и производителей, работающих на внутренний рынок. Предполагается, что такая тенденция должна получить энергичное продолжение в перспективном периоде [2, с. 42].
Безусловно, рост курса национальной валюты - естественный результат развития и укрепления национальной экономики. Российская экономика пока не готова к резкому повышению обменного курса рубля. Ее продукция, особенно обрабатывающих отраслей, не может конкурировать с изделиями развитых стран, учитывая сохраняющийся разрыв в уровне производительности труда и материальных затратах на единицу продукции.
Поэтому в настоящее время необходимо придерживаться линии на умеренное повышение курса рубля. Возможность более значительного приближения его к ППС допустимо рассматривать только при достижении реальных сдвигов в модернизации и структурной перестройке отечественной экономики, повышении производительности труда, внедрении энерго- и материалосберегающих технологий.
Таким образом, изложенное позволяет предположить, что создание гибкой системы внешнеэкономического регулирования, стимулирующей развитие научно-образовательного сектора и высокотехнологичных производств, станет непременным условием обеспечения эффективного участия России в формировании глобального научно-технологического пространства и займет достойное место на мировом рынке интеллектуальных (нематериальных) услуг.
Список литературы
1. Иванова, Н. И. Модернизация российской экономики: структурный потенциал / Н. И. Иванова. - М. : ИМЭМО РАН, 2010. - С. 229.
2. Медовников, Д. Рождение национальной инновационной системы / Д. Медовни-ков, С. Розмирович, Т. Оганесян // Эксперт. - 2010. - № 36. - С. 36-42.
3. Пантин, В. И. Дестабилизация мирового порядка и политические риски развития России / В. И. Пантин, В. В. Лапкин. - М. : ИМЭМО РАН, 2010. - С. 138.
УДК 331.101
МЕЖДУНАРОДНАЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
П. А. Аючатова, А. В. Бояркин, Н. В. Володина
Изложена проблема занятости населения мира. Анализируются статистические данные по безработице стран Евросоюза, США и стран третьего мира. Также рассматриваются пути и методы улучшения ситуации, связанной с трудоустройством жителей разных стран. Исследуется одна из главных функций государства, которая представлена регулированием рынка труда, механизм формирования которого будет совершенствоваться в зависимости от изменяющихся условий экономики.
Мир выходит из великой рецессии, однако проблемы, порожденные кризисом, остаются. Сейчас во всем мире 205 млн человек не имеют работы, что является самым высоким показателем за всю историю человечества. Это