Региональная экономика
УДК 332.142
ББК У049(2Р36)+У9(2Р36)-45
МЕСТО РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
B.C. Антонюк, Н.П. Пасешник
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на развитие регионального потребительского рынка. Автором определена структура потребительских расходов домашних хозяйств и проведен анализ региональных особенностей потребительского рынка УрФО.
Ключевые слова: региональный потребительский рынок, факторы и структура потребительских расходов, розничная торговля, общественное питание, услуги населению.
Повышение эффективности управления региональным потребительским рынком приобретает особую значимость в условиях децентрализации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается с федерального на региональный уровень.
Региональный потребительский рынок, на наш взгляд, представляет собой подсистему товарно-денежных и организационно-экономических отношений, формирующихся в процессе купли-продажи, для развития которых в пределах данной территории имеются наиболее благоприятные природные и социально-экономические условия для ведения предпринимательской деятельности с целью удовлетворения конечных потребностей населения [1].
Субъектами регионального потребительского рынка являются производители потребительских благ и услуг и их потребители: население данного региона, а также потребители из других регионов страны и зарубежные граждане, пользующиеся указанными товарами и услугами.
В качестве наиболее важных критериев выделения регионального потребительского рынка в экономике региона можно отметить:
- относительную обособленность регионального рынка как части внутреннего рынка страны, характеризующую насколько обеспечиваются потребности региона за счет местного производства;
- целостность регионального рынка товаров, предусматривающую в качестве базы административную территорию, в рамках которой обеспечивается непосредственное формирование товарных ресурсов для удовлетворения потребностей населения;
- наличие специфических экономических, национально-бытовых, природно-климатических, демографических особенностей.
Состояние регионального потребительского рынка, его емкость и насыщенность зависят от
эффективности хозяйственной деятельности в регионе. При этом под насыщенностью потребительского рынка понимают количество товаров и объем услуг, которые могут быть предложены потребителям. Емкость потребительского рынка - это величина, обусловленная уровнем платежеспособного спроса. Таким образом, соотношение спроса и предложения на потребительском рынке находит конкретное выражение в соответствии таких показателей, как его емкость и насыщенность (рис. 1).
Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе (рис. 2): потребности населения региона - производство (предложение) -денежные доходы населения - реализация (торговля)- потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Каждая из указанных фаз процесса формирования и использования фонда потребления в регионе характеризуется особенностями взаимодействия его элементов, своим механизмом движения, развития и совершенствования. Стыковка фаз формирования и конечного использования фонда потребления осуществляется через потребительский рынок. Сигналы, идущие от потребителей к производству, отражают реальный спрос населения на товары нужного ассортимента [2].
В структуре регионального потребительского рынка, как правило, выделяют три крупных сегмента:
- рынок продовольственных товаров, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия;
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду,
Особенности потребительского рынка на региональном уровне
Представляет открытую систему, которая реагирует как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную, политическую ситуации, т. е. зависит от межрегиональных товарных потоков, миграции рабочей силы, движения капитала Относительная обособленность и самостоятельность, которая находит свое отражение в правилах и традициях товарообмена, специфике организации торговой деятельности, определении территориальных границ
Ограниченное функционирование, заключающееся в охвате определенных границ Широкий ассортимент товаров, способных удовлетворять разнообразные потребности населения региона
Большое число покупателей при относительно небольшом количестве продавцов потребительских товаров
Непрерывный (ежедневный) спрос на товары потребительского назначения
Тесная взаимосвязь с различными рыночными региональными системами
Сравнительно высокая конкуренция среди региональных производителей продовольственных товаров
Продукция стратегического назначения, от наличия которой зависит социально-экономическое положение в регионе
Основными субъектами потребительского рынка являются предприятия розничной торговли, организации, обеспечивающие хранение, транспортировку товаров
Установление цен изготовителями и Приобретение товаров единичными
продавцами экземплярами и/или партиями
Рис. 1. Особенности потребительского рынка на региональном уровне
Рис. 2. Взаимосвязь фаз регионального потребительского рынка
Региональная экономика
обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары и другие товары аналогичного назначения;
- рынок потребительских услуг, охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и информационные услуги.
Потребительский сектор функционирует как одна из составляющих частей территориального рыночного хозяйства, вместе с тем он оказывает активное воздействие на производственный процесс всего комплекса отраслей региона [1]. В подавляющем большинстве регионов производство товаров конечного потребления составляет значительную долю в ВРП. В регионах, где основную долю составляет промышленное производство, одной из основных направленностей социально-экономического развития также является создание инфраструктуры и качества потребительского сектора как обратного фактора производительности и качества труда работников предприятий.
Кроме того, следует принимать во внимание региональные особенности каждого территориально-административного образования при анализе региональных рынков краев и областей России, а также в городской и сельской местности.
Таким образом, экономическая диагностика состояния потребительского рынка - это система методов оценки состояния, выявление отклонений от нормального развития, факторов, влияющих на функционирование рынка потребительских товаров и услуг, основанная на принципах системного, динамического подхода, учета научно-технического прогресса и региональной специфики [3].
Осуществляя комплексную диагностику процессов развития регионального потребительского рынка, необходимо учитывать следующие основные аспекты:
- основными субъектами рынка являются организации оптовой и розничной торговли, население;
- в наибольшей степени на развитие рынка влияют такие факторы, как денежные доходы населения, цены на товары и услуги, производство товаров и услуг;
- характерными территориальными границами сферы влияния рынка являются город, область, республика;
- преобладающим типом межрегиональных связей являются межрегиональные и международные связи;
- элементами рыночной инфраструктуры являются оптово-розничные объединения, торгово-закупочные фирмы, торговые дома, выставки, ярмарки и др.;
- основные формы и методы государственного регулирования - ценовые (цены на социально значимые товары).
Концепция современного развития потребительского рынка может быть разработана только при
комплексном изучении его потенциала, покупательской способности населения, определяющей динамику развития потенциала потребления [2, с. 118].
В первую очередь речь идет о крайне неоднородной конкурентной и институциональной среде потребительского рынка по российским регионам и внутри самих регионов. В процессе разработки региональных концепций и стратегий регулирования потребительских рынков необходимо исходить из учета следующих показателей [3, с. 13]:
- уровень потребительских расходов в совокупных доходах домохозяйств;
- динамика соотношения между расходами на потребление и накопление;
- «вклад» отраслей потребительского рынка в региональный валовый продукт;
- уровень концентрации капитала в отраслях потребления, в частности, торговле;
- степень интегрированности логистической инфраструктуры в национальное и глобальное хозяйственное пространство;
- традиции и обычаи, культура и структура потребления, обусловленные культурно-этическими и историческими причинами.
На основании такой классификации проведем анализ, который поможет уточнить место потребительского рынка в экономическую систему Уральского федерального округа с точки зрения вклада отраслей потребительского рынка в создание валового регионального продукта округа на душу населения (табл. 1) [4, 5].
Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, наибольшую долю в ВРП во всех анализируемых регионах занимает розничная торговля. Далее, на втором месте - услуги населения и на последнем - общественное питание.
Во-вторых, доля розничной торговли весьма отличается по территории округа: наибольшее ее значение в 2006 году в Курганской области -59,99 % и наименьшее - в Тюменской области (12,45 %). Та же самая закономерность прослеживается и в сфере общественного питания и сфере услуг. По всей видимости, такая картина объясняется преобладанием в ВРП Тюменской области отраслей нефтехимической промышленности.
Для того, чтобы оценить роль и значение отдельных отраслевых групп услуг и видов деятельности регионального потребительского рынка, необходимо обратиться к сравнительным данным, характеризующимся объемными показателями. В Уральском федеральном округе на первом месте потребности в непродовольственных товарах и лишь за ними следуют все остальные потребности, что подтверждается приведенными статистическими данными (табл. 2) [4].
На основании табл. 2 можно сделать следующие выводы. Прежде всего, в структуре домашних хозяйств в 2007 г. во всех регионах преобладает покупка непродовольственных товаров, затем -
Таблица 1
Вклад отраслей потребительского рынка в создании ВРП на душу населения, % [4, 5]
Регион Розничная торговля Общественное питание Услуги населению
2004 2005 2006 2004 2005 2006 2004 2005 2006
Россия в целом 40,41 39,04 39,08 1,76 1,79 1,92 12,82 12,60 12,56
Курганская область 54,82 58,26 59,99 3,11 3,14 3,06 13,88 14,32 13,76
Свердловская область 49,14 49,80 46,32 2,68 2,60 2,34 14,73 14,43 13,70
Тюменская область 12,12 11,00 12,45 0,93 0,92 1,25 3,55 3,00 3,19
Челябинская область 35,90 41,99 44,91 1,39 1,61 1,73 10,27 11,72 11,77
Таблица 2
Структура потребительских расходов домашних хозяйств, % [4]
Регион Покупка продуктов питания Покупка непродовольственных товаров Покупка алкогольных напитков Оплата услуг
1995 2005 2007 1995 2005 2007 1995 2005 2007 1995 2005 2007
Россия в целом 52,0 36,1 31,2 31,8 38,5 41,7 2,5 1,9 1,7 13,7 23,5 25,4
Курганская область 46,5 30,7 31,9 39,2 49,9 46,1 зд 1,4 1,3 11,2 18,0 20,7
Свердловская область 47,7 34,1 31,9 34,3 40,5 38,9 2,8 2,5 2,3 15,2 22,9 26,9
Тюменская область 43,4 26,2 21,3 39,8 47,4 54,7 2,7 1,9 1,5 14,1 24,5 22,5
Челябинская область 46,3 34,1 30,6 34,1 39,0 44,1 2,7 2,1 1,8 16,9 24,8 23,5
покупка товаров продуктов потребления, далее -оплата услуг, и, наконец - покупка алкогольных напитков.
Далее, во всех областях Уральского региона доля продуктов питания в структуре расходов домашних хозяйств уменьшается. Такая же тенденция характерна и в целом для России, где данный показатель упал с 52,0 % в 1995 году до 31,2 % в 2007 году.
Кроме того, доля непродовольственных товаров в структуре потребительских расходов домашних хозяйств увеличилась с 1995 г. по 2007 г. как в целом по России, так и по Уральскому региону, в частности.
И, наконец, в структуре потребительских расходов домашних хозяйств наметилась определенная тенденция увеличения доли оплаты услуг с 1995 по 2007 гг. как для России в целом, так и для Уральского региона. Только за период с 2005 по 2007 гг. в Тюменской и Челябинской областях произошло некоторое снижение доли на оплату услуг (соответственно: с 24,5 до 22,5 % и с 24,8 до 23,5 %).
Прогрессивной тенденцией является последовательное укрепление позиций сферы услуг на потребительском рынке. Растет доля расходов населения на оплату услуг в общем объеме расходов и доля занятых в сфере услуг в общей численности занятого населения.
Одна из главных задач функционирования регионального потребительского рынка - создание условий для улучшения уровня жизни населения, поскольку последнее является важнейшим критерием оценки эффективности социально-экономической политики региона. Прежде всего, оно характеризуется сочетанием и взаимодействием двух составляющих: степенью обеспеченности населе-
ния материальными и нематериальными благами и степенью их потребления.
В отраслевой структуре национального хозяйства развитых стран потребительский рынок устойчиво занимает одно из первых мест. Аналогичная картина наблюдается и в Челябинской области, несмотря на то, что большую долю в структуре ВРП занимает промышленность, торговля свои позиции не сдает (рис. 3).
Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание формируют более 40 % ВРП и выполняют важную роль в создании рабочих мест [5]. Но на протяжении ряда лет сфера торговли Челябинской области находится в фазе спада, отмечается снижение деловой активности субъектов, работающих на потребительском рынке области (рис. 4). Это объясняется тем, что экономика региона и страны в целом находится в состоянии кризиса, проявлением которого является сокращение спроса на товары потребления и сферы услуг.
Негативные тенденции, сложившиеся на территории области, не позволили улучшить позиции Челябинской области в рейтинге субъектов РФ по показателю общего объема товарооборота и платных услуг на душу населения. Так, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ, Челябинская область в период с 2006 до 2007 года опустилась с 19 места на 22 место [4].
Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2007 году в Челябинской области составил 71,63 тыс. руб., что меньше на 7 % в целом по России (76,46 тыс. руб.) [4]. Челябинская область отстает в УрФО по обороту розничной торговли в расчете на душу населения почти в 2 раза от основного лидера (Тюменская область) (рис. 5). Это является следствием того, что на по-
Региональная экономика
___________________________________________________________________года___________
|...1 Валовый региональный продукт - всего, млрд.рублей в ценах соответствующих;
1_Л Розничная торговля и общественное питание - млрд.рублей в ценах соответству! А ■ Доля торговли и общественного питания в структуре ВРП, %
Рис. 3. Объем торговли и общественного питания в ВРП Челябинской области в 2000-2006 гг.
года
I . I Оборот розничной торговли Ш Темп роста
Рис. 4. Динамика оборота розничной торговли Челябинской области в 2000-2007 гг.
требительском рынке области не сформирована конкурентная среда, присутствует низкая предпринимательская и инвестиционная активность, недостаточно насыщенный ассортимент, слабые позиции отечественных товаропроизводителей.
Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время некоторые экономисты рассматри-
вают потребительский рынок с позиций отраслевого подхода как некоторую механическую совокупность отдельных отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Управление потребительским рынком строится, соответственно, на традиционных технологиях и методах планирования, при которых приоритет
140.00
120.00
60,00
40.00
20.00 0,00
125,39
91,25
71.63
56,61
Тюменская область Свердловская область Челябинская область Курганская область Рис. 5. Оборот розничной торговли на душу населения в Уральском федеральном округе за 2007 г.
отдается статистической информации о показателях состояния рынка и его предприятий, опыту, накопленному в условиях централизованной системы управления региональной, в том числе городской, экономикой. Недостаточно учитывающая особенности потребительского рынка как объекта управления такая система управления является неэффективной.
Кроме того, развитие всех составляющих региональных потребительских рынков достаточно сложно вследствие влияния на них множества специфичных организационных, демографических, социальных и иных факторов.
Таким образом, региональные органы должны уделять значительное внимание развитию потребительского рынка, поскольку он является одной из важнейших сфер деятельности любого хозяйства, благополучное состояние которого стимулирует социально-экономическое развитие региона.
Литература
1. Статистика рынка товаров и услуг. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. И.К. Беляевского. -М.: Финансы и статистика, 2003. - 656 с.
2. Чаплина А.Н. Управление потребительским рынком в региональной экономике // Проблемы современной экономики. - 2003. -№2(6). - С. 118-121. — http://www.m-economy.ru/
3. Кочубей, С. Ф. Регулирование потребительского рынка региона: цели, методы, эффективность: автореф. канд. ...экон. наук/С.Ф. Кочубей.
- Краснодар, 2008. - 24 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. - М., 2008. -999 с.
5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: стат. сб. /Росстат. -М., 2008. -668 с.
Поступила в редакцию 8 апреля 2010 г.
Антонюк Валентина Сергеевна. Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономическая теория и мировая экономика», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - региональная экономика, банковский сектор, государственное регулирование макроэкономики и регионального развития. Контактный телефон: (8-351) 2679009. E-mail: [email protected].
Antonyuk Valentina Sergeevna is Dr.Sc. (Economics), Professor, Head of the Economic Theory and International Economics Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: regional economics, banking sphere, government regulations of macroeconomics and regional development. Tel: (8-351) 267-90-09. E-mail: [email protected].
Пасешник Наталья Петровна. Старший преподаватель кафедры «Управление и бизнес», Южно-Уральский институт управления и экономики (г. Челябинск). Область научных интересов - региональная экономика, потребительский рынок. E-mail: [email protected].
Natalia Petrovna Paseshnik is a senior lecturer of the Management and Business Department, South Ural Institute of Management and Economics, Chelyabinsk. Research interests: regional economics, consumer market. E-mail: [email protected].