Стратегия развития профессионального образования
УДК 377:001 О. Ю. Леушканова, директор
Магнитогорского педагогического колледжа (МПК), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected] О. П. Черных, рук. отд. науч.-метод. и инновац. деятельности МПК, канд. филос. наук, доц., e-mail: [email protected]
МЕСТО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИННОВАЦИЯХ В ОНТОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Статья состоит из двух частей: научно-теоретической и практической. Научно-теоретическая рефлексия направлена на построение глобальной онтологии, на выявление основных векторов и принципов экономического развития в эпоху высоких технологий. Осмысливается роль педагогического образования в подготовке кадрового потенциала и в удовлетворении потребности ребенка в развитии. Практическая часть работы направлена на демонстрацию реализации начального этапа деятельности региональной инновационной площадки Магнитогорского педагогического колледжа. Делается попытка синхронизировать в инновационной деятельности картину мира колледжа с глобальной картиной мира.
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационная площадка, среднее профессиональное педагогическое образование, технологическая (промышленная) революция, компетенции, технические компетенции, технологический уклад.
Современное общество — это общество, в котором формируется платформа высоких технологий. Как отмечает отечественный ученый-методолог П. Г. Щедровицкий1, мир стоит на пороге третьей промышленной революции:
1 Петр Георгиевич Щедровицкий (род. 17.09.1958, Москва) — российский философ, методолог и полит-технолог. Консультант по вопросам пространственного развития, региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров. Президент фонда «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», член правления фонда «Центр стратегических разработок „Северо-запад"», заведующий кафедрой стратегического планирования и методологии управления НИЯУ МИФИ, член экспертного совета Агентства стратегических инициатив, советник генерального директора Госкорпорации «Росатом» и др.
«Мы находимся на этапе масштабирования, то есть технологии уже появились... и сейчас в несколько этапов будет идти досборка... этих решений. До пика еще далеко, еще 30-35 лет, но мы уже входим в активную фазу» [1]. Существует цикличность экономического развития, в основе которой лежит складывание «пакетов» новых технологий. Вслед за Дж. Рифкином2 П. Г. Щедровицкий выделяет три платформы технологий и использует концепцию трех (че-
2 Джереми Рифкин (англ. Jeremy Rifkin; род. 26.01.1945, США) — американский социальный философ, экономист, писатель и общественный деятель. Теоретик посткапитализма, автор концепции третьей промышленной революции, официально принятой Европейским сообществом и Китаем и поддержанной ООН.
тырех) промышленных революций: нулевой, первой, второй и третьей. В настоящее время экономика движется к третьей промышленной революции.
Что станет основанием для новой промышленной революции? Существует много известных концепций научных и технологических (промышленных) революций — это теории Дж. Рифкина [2], Э. Тоффлера [3], Т. Куна [4], В. С. Степина [5], Л. Флориди [6] и др. Остановимся на концепции третьей промышленной революции Дж. Рифкина, официально признанной в мире и получившей широкую известность в нашей стране благодаря популяризации его теории в трудах П. Г Щедровицкого. В своих размышлениях о третьей промышленной революции П. Г. Щедровицкий, следуя за Дж. Рифкиным, сводит воедино, по сути, три революционных основания: информатизацию, новые материалы с управляемыми свойствами (гибридные, композитные), а также роботизацию и внедрение «умных сред» [7]. Современным научным языком совокупность перечисленных технологий называют конвергентными технологиями, или НБЮ-технологиями (по первым буквам технологических областей: N — нано, Б — био, I — инфо, С — когно). Любая промышленная революция, как отмечает ученый-методолог, решает совокупную задачу промышленности и экономики — она экономит время и снижает затраты, повышая производительность. Будущее России в среднесрочной перспективе зависит от того, сможет ли страна освоить возможности, представляемые новым технологическим укладом, основы которого составляют так называемые конвергентные технологии.
Каждый промышленный подъем формирует свою социальную группу: нулевая промышленная революция — буржуазию; первая промышленная революция — рабочий класс, рабочее движение; вторая промышленная революция — менеджеров, организационный класс. Какая социальная группа станет локомотивом новой промышленной революции? П. Г. Щед-ровицкий отмечает, что любая промышленная революция, по мнению многих теоретиков, начиная с А. Смита, имеет в своем основании единственный движущий фактор — разделение труда. В зависимости от того, какие технологии являются ведущими на данный исторический момент (аграрные, индустриальные, организационные), общество стремится к созданию системы разделения труда в соответствующей социальной группе. Именно разделение труда в ведущей промышленной сфере выводит эконо-
мику на новый уровень. Современный этап развития экономики характерен тем, что на первый план выходит создание высоких технологий. При этом разделение труда в области инженерии также достигает сверхвысокой специализации. Сегодня в Европе уже достаточно развита инженерно-техническая профессиональная деятельность, в которой выделилось множество узкоспециализированных направлений (разработчики инженерных решений, технологи индустриальных процессов, системные инженеры и т. д.), нацеленных на производство различных типов изобретательских знаний. В нашей стране идут аналогичные процессы. Это позволяет предположить вслед за П. Г. Щедровицким что для эффективного развития страны в мировом масштабе требуется формирование такой новой широкой социальной группы, как инженеры и техники.
В основных документах стратегического развития России заложена идея необходимости подготовки инженерных кадров. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г сказано, что новая экономика — это экономика знаний и высоких технологий. В Концепции отмечается потребность в новых кадрах: «Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные... дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста» [8].
Новая технологическая революция формирует новые требования к компетенциям выпускников. По словам авторов статьи «Конвейер инноваций» Д. А. Ковалевича и П. Г. Щедровиц-кого, «инженерия как тип занятия и профессии, доступная до этого периода лишь отдельным "гениям", должна стать в будущем массовой сферой деятельности» [9]. Мы понимаем, что, с одной стороны, становится актуальной проблема качественной и широкомасштабной подготовки инженерно-технических кадров, с другой — не менее актуальной является задача формирования инженерно-технической грамотности в большинстве иных профессий во всех отраслях экономики. К примеру, наличие умений и навыков в сфере программирования / робототехники / искусственного интеллекта мы находим в большинстве профессий (в том числе и педагогических), которые появятся согласно «Атласу новых профессий» [10] к 2030 г.
Но, возвращаясь к тексту Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г, обратим внимание на то, что в целевых ориентирах отмечается необходимость пятикратного увеличения количества инновационной продукции и числа предприятий, осуществляющих технологические инновации. Нарождающаяся «новая экономика», «экономика знаний и высоких технологий» сопряжена с идеей инновационного развития. То есть мы должны затронуть тему массового производства инноваций, «конвейера инноваций». Для этого уточним само понятие инновации. Во-первых, стоит разделить понятия «инновация» и «новое знание». Во-вторых, следует выяснить его ключевое содержание. В отличие от открытий и изобретений, инновации меняют мир: «Они наступают, когда меняется ментальная карта, когда человек понимает, как этим можно пользоваться», — пишет П. Г. Щедровицкий. По сути, инновация — это уже готовый к использованию продукт. Очевидно, что для создания «конвейера по производству инноваций» в инновационной экономике одной инженерно-изобретательской деятельности будет недостаточно. В этой связи важную роль теоретики отводят инженерно-предпринимательскому партнерству. Первое полное теоретическое обоснование этой мысли дал Й. Шумптер в работе «Теория экономического развития» (1912 г.). В своих взглядах на прогресс он основывался на теории разделения труда (так же, как А. Смит) и считал, что технологическое предпринимательство выделилось в особую деятельность при росте разделения труда в изобретательстве.
Молодая наука об управлении — менеджмент — по сути, взяла на себя функции предпринимательства, пытаясь профессионализировать его. Интеграция высокотехнологичной инженерной мысли и высокоорганизованной предпринимательской деятельности в современном обществе позволяет говорить о возможности массового производства технологических инноваций, что уже в настоящее время подтверждает эту идею в появлении технологических стартапов, сети венчурных бизнесов, предпринимательских артелей и т. п.
Какова же роль образовательных организаций в формировании нового технологического уклада? Задачи профессионального образования нацелены, главным образом, на реализацию государственных запросов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Среднее профессиональное образование... имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов
среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства...» [11]. Целевые ориентиры государства по построению новой экономики и подготовке инженерно-технических кадров мы рассмотрели выше. При этом если образование стремится выполнить запрос государства по обеспечению инновационными кадрами, оно должно быть нацелено не только на формирование инженерно-технических компетенций у обучающихся, но и на развитие предпринимательской инициативы.
На фоне инновационных технологических стратегий роль гуманитарно-педагогического образования кажется второстепенной. Но на самом деле у гуманитария, педагога, психолога в техносфере более глубокий механизм воздействия на личность. Он обладает технологией построения личной профессиональной траектории в опоре на внутреннюю, а не внешнюю мотивацию. В частности, на реализацию врожденных способностей, на интерес к профессии, на стремление к реализации идей, на желание работать в творческой атмосфере, на потребность не только в коллективной, но и в одиночной деятельности и т. д.
В проекте правительственной стратегии «Инновационная Россия — 2020» была выделена (даже шрифтом) важность дошкольного и начального образования: «Формирование ком -петенций... должно начинаться еще до школы — во многом именно на этой стадии и в начальной школе закладываются основы навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в ко -манде, навыки социализации. Дальнейшее образование может эти навыки развивать, но очень редко может сформировать их заново» [12].
Получить со стороны образовательных учреждений поддержку в реализации выбранного курса развития планирует не только государство, но и сам субъект образовательного процесса — ребенок. Он ожидает от педагога помощи в раскрытии его способностей, в удовлетворении потребности в самосовершенствовании: «Ребенок человека — особый феномен, сущность которого составляет сконцентрированная в пределах его маленького тела возможность (стать человеком), находящаяся в состоянии напряженного ожидания тех внешних условий, взаимодействие с которыми позволит этой возможности превратиться в действительность» [13, с. 10]. Ребенок ждет воссоздания вокруг
него условий современной высокотехнологичной картины мира — только так он сможет развиваться как будущий специалист и как человек. Подтверждение того, что ребенку необходима среда для развития его способностей, присутствует и в зарубежных инновационных концепциях одаренности. Так, А. Шведел и Р. Стернберг полагают, что «одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства», т. е. как «качество, которое возникает, как правило, постепенно в контексте "человек — среда"» [14].
Между тем образовательное учреждение далеко не всегда может предоставить ребенку требуемую развивающую образовательную среду из-за нехватки средств и специалистов. При наличии же возможностей оно сможет демонстрировать высокие результаты. Образование за последнее столетие расширило свои механизмы. Ныне сюда входит не только учебная деятельность, но и проектная, научно-практическая, экскурсионная, конкурсная, воспитательная, оздоровительная. Современное образование при этом обладает эквифинальностью — динамическим свойством, организующим перевод обучающихся, выходящих к общему старту из различных начальных состояний, в одно и то же финальное состояние: стать профессионалом в своей сфере и личностью.
Обращаясь конкретно к возможностям педагогического колледжа, следует отметить его потенциал в подготовке будущих специалистов: педагогов дошкольного, начального (в том числе коррекционного и специального), дополнительного, музыкального, физкультурного образования и т. д. Педагогический колледж не может подготовить инженера или техника, но он может подготовить грамотного педагога-специалиста, который будет способен к формированию у детей и подростков познавательного интереса к инженерно-технической деятельности, который будет понимать, как создать необходимую образовательную среду, сможет с раннего возраста грамотно выстраивать естественно-научную картину мира ребенка и закладывать основания технических компетенций. Раннее профессиональное развитие дает впоследствии стабильный результат: молодые специалисты намного реже переходят из одной области в другую в поисках лучшей социально-экономической ниши, так как имеют ощущение своего призвания и преданности профессии, а раннее погружение в профессию дает накопительный эффект в часах занятий, что позволяет в более ранние сроки получить качественно подготовленного специалиста в инженерно-технической сфере. «Иссле-
дования показывают, что успешность в любой инженерной профессии напрямую зависит от того, как долго человек не прерывает свой труд в конкретной специализации. Те, кто последовательно углублялись в одном направлении более 10 тысяч часов, автоматически попадают в тридцатку лучших специалистов по данному вопросу в мире. Непрерывные усилия объемом более 20 тысяч часов — позволяют инженеру претендовать на одну из лидерских позиций» [9].
Задачей руководства и коллектива педагогического колледжа в условиях быстро меняющегося мира является синхронизация своей картины мира относительно картины мира будущего, выбор правильной стратегии развития. Эти факторы обусловили выбор темы региональной инновационной площадки Магнитогорского педагогического колледжа на 2017-2019 гг.: «Подготовка обучающихся педагогического колледжа к развитию у детей ранней технической компетентности». Цель программы — совершенствование образовательной модели подготовки обучающихся в педагогическом колледже посредством формирования будущей готовности к развитию у детей ранней технической компетентности. Реализация цели предусматривает выполнение следующих задач:
1) проведение ознакомительных мероприятий по изучению передового отечественного опыта в вопросе развития технической компетентности в образовательном процессе и внеурочной деятельности детей дошкольного возраста, в начальной школе, в дополнительном образовании и в деятельности социальных центров;
2) оснащение материально-технической базы;
3) создание научно-методического обеспечения;
4) разработка нормативно-правового обеспечения;
5) подготовка кадрового обеспечения;
6) введение в образовательный процесс спецдисциплин и дополнительных общеразви-вающих программ по техническому творчеству и образовательной робототехнике;
7) создание новой научно-исследовательской среды путем вовлечения обучающихся кол -леджа в научно-исследовательскую и проектную деятельность по техническому творчеству; проведение научно-практических мероприятий для преподавателей и обучающихся колледжа.
Инновационная площадка начала свою деятельность согласно приказу Минобрнау-ки Челябинской области № 01/9 от 10.01.2017
«О формировании и функционировании региональных инновационных площадок на территории Челябинской области». К середине апреля 2017 г колледж уже начал деятельность во многих направлениях.
Так, для знакомства с передовым опытом в организации инновационных педагогических лабораторий преподаватели и представители руководства колледжа посетили естественнонаучные и робототехнические лаборатории: метапредметную лабораторию при ЮУрГШУ. инновационные педагогические лаборатории в Казанском педагогическом колледже, Педагогическом колледже им. Н. К. Калугина г. Оренбурга, Курганском педагогическом колледже, Центр робототехники при Центре детского творчества Орджоникидзевского района г. Магнитогорска.
Преподаватели и студенты стали посещать конференции, форумы и круглые столы по теме робототехники. Колледжем налажена экскурсионная деятельность, включающая посещение научно-производственных лабораторий высокотехнологичного предприятия НПО «Ан-дроидная техника» г. Магнитогорска. Группы обучающихся педагогического отделения под руководством преподавателей во время экскурсий знакомятся с этапами создания роботов (проектирование, изготовление деталей, прото-типирование, сборка, отработка движений, проверка устойчивости конструкции и т. п.), знакомятся с высокотехнологичными продуктами для медицины (экзоскелет, манипулятор и т. д.), с робототехническими комплексами для образовательного процесса, с космической робототехникой. Знакомство с роботом-помощником Федором (БЕВОЯ), отобранным Правительством Российской Федерации для подготовки к полету в космос в 2021 г., производит неизгладимое впечатление на ребят: робот поднимает тяжелейшие гири, откручивает тугие винты и даже управляет автомобилем. Такие экскурсии — как раз та среда, которая помогает лучше понять будущее. И педагоги колледжа, и будущие молодые воспитатели и учителя воочию видят, какие профессии будут востребованы в будущем, какие технологии будут тиражироваться. Сейчас изобретены уже многие технологические конструкции, но, как поясняют разработчики, большинство проблем упирается в отсутствие материалов. Как только появятся новые материалы и удешевится их стоимость, продукты пойдут в массовое производство.
Практическую пользу в понимании модели подготовки кадров для современной экономики
дало знакомство с Региональным стандартом кадрового обеспечения промышленного роста [15], разработанным АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в 2015 г. Стандарт состоит из положений, описывающих модель и механизмы кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности с использованием эффективных инструментов повышения кадрового потенциала. А главное, Стандарт создает важную связку «экономика — профессиональное образование». Через конкретный инструмент — методику WorldSkills Russia — нам удалось изучить национальные стандарты и сквозные компетенции по большинству педагогических специальностей, реализующихся в колледже: «дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «музыкальное образование», «физическая культура».
В ходе организации конкурсных площадок в рамках IV открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Южный Урал 2016-2017 гг. по компетенциям «Дошкольное воспитание», «Преподаватель младших классов», «Физическая культура и спорт» и в ходе непосредственного участия в соревнованиях по перечисленным компетенциям, а также по компетенции «Преподавание музыки в школе» руководством и преподавателями колледжа были изучены требования к оборудованию площадок, произошло знакомство с новым оборудованием и программным обеспечением, с критериями и методикой оценки заданий.
В настоящее время в колледже создаются три инновационные педагогические лаборатории в соответствии с требованиями к материально-техническому оснащению по компетенциям «Дошкольное воспитание», «Преподаватель младших классов», «Физическая культура и спорт». Первые две лаборатории предполагают не только приобретение материально-технического оборудования, но и реконструкцию и капитальный ремонт кабинетов. Срок сдачи лабораторий — май 2017 г.
Необходимым элементом инновации является повышение квалификации педагогических кадров. Уникальный профессиональный опыт дает непосредственное участие преподавателей в чемпионатах профессионального мастерства WorldSkills Russia. В 2016/17 уч. г. только по педагогическим специальностям в этих чемпионатах приняло участие восемь преподавателей (что составляет 10 % от общего количества преподавательского состава колледжа). Еще часть
преподавателей выступили в качестве тренеров. Также преподаватели колледжа за неполный учебный год прошли теоретическое обучение на региональных экспертов (четыре человека) и на экспертов по демонстрационному экзамену (три человека). Все обученные преподаватели успешно сдали итоговые экзамены и получили удостоверения и свидетельства. Учебный год еще не закончился, в июне-июле планируется также обучить преподавателей по компетенции «Физическая культура и спорт» и увеличить число прошедших теоретическую подготовку по компетенции «Дошкольное воспитание».
Знакомство с конкурсными заданиями чемпионата показало необходимость владения будущим педагогом техническими средствами обучения (интерактивная доска, документ-камера и т. п.), а по компетенциям «Дошкольное воспитание» и «Преподаватель младших классов» также обязательным элементом оказалось выполнение заданий по робототехнике. В связи с этим колледжем были закуплены необходимые технические средства обучения (ТСО) и наборы по робототехнике. Кроме того, двенадцать преподавателей были обучены на курсах повышения квалификации по использованию ТСО и пять преподавателей — на курсах по работе с робототехническими наборами Lego Wedo и Lego Mindstorms. В настоящее время эти преподаватели активно обучают будущих выпускников работе с техническими средствами и с образовательной робототехникой, готовят ребят к участию в демонстрационном экзамене по стандартам WorldSkills Russia.
Руководителями отделений и ведущими преподавателями, задействованными в организации работы инновационной площадки, было скорректировано содержание учебных планов, были разработаны спецдисциплины, актуализированы в соответствии с общей научной темой колледжа рабочие программы по некоторым дисциплинам, а также разработано содержание нового — технического — направления для
подготовки педагогов дополнительного образования. Так, с 2017 г Магнитогорский педагогический колледж открыл набор по специальности «педагогика дополнительного образования (техническое творчество)» наряду с традиционно реализовавшимся художественно-творческим направлением по этой специальности. Также была разработана рабочая программа по образовательной робототехнике и уже в апреле 2017 г. на собственном робототехническом оборудовании колледжа в рамках дополнительных общеразвивающих программ начато обучение первых заинтересованных обучающихся.
В конце апреля 2017 г. в рамках инновационной площадки будет проведена региональная научно-практическая конференция по теме «Совершенствование среднего профессионально-педагогического образования в условиях технологической революции», в рамках которой произойдет обмен опытом, обсуждения, знакомство с представителями различных образовательных организаций, с которыми можно выстроить в будущем профессиональные отношения.
Подводя итог, хочется сказать, что выбор темы инновационного проекта Магнитогорского педагогического колледжа на ближайшие три года был неслучайным — он основывался на стремлении обновить модель образования в соответствии с требованиями времени. За небольшой срок удалось глубже разобраться в открывшихся вопросах, приступить к реализации всех обозначенных задач, вовлечь в инновационную деятельность педагогов и заложить первые кирпичики новой картины мира, новой онтологии педагогического колледжа. Несмотря на то, что образование традиционно считается одной из самых консервативных сфер и с внедрением инноваций всегда имеются определенные трудности, все оказывается не так пессимистично, когда мы понимаем, какой богатый педагогический опыт накоплен в России и какой хороший человеческий потенциал имеется в нашем колледже.
Библиографический список
1. Петр Щедровицкий : перемены в России уже стучатся в дверь [Электронный ресурс] // ФедералПресс. — 2017. — 06 янв. — Режим доступа: http://fedpress.ru/news/77/society/1722701.
2. Рифкин, Дж. Третья промышленная революция : Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом [Текст] / Джереми Рифкин ; пер. с англ. — М. : Альпина нон-фикшн, 2014. — 410 с.
3. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. — М. : АСТ, 2010. — 784 с.
4. Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т. Кун. — М. : Прогресс, 1977. — 300 с.
5. Степин, В. С. Традиции и революции в истории науки [Текст] / В. С. Степин. — М. : Наука, 1991. — 261 с.
6. Floridi, L. The Fourth Revolution : How the Infosphere is Reshaping Human Reality [Text] / L. Floridi. — UK : Oxford University Press, 2014. — 272 p.
7. Щедровицкий, П. Г. Три технологические революции будущего или «новое пространство для человека» [Электронный ресурс] / П. Г. Щедровицкий // ТАСС. — 2013. — 24 янв. — Режим доступа: http://tass.ru/opinions/l596975.
8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.») [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017)]. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс.
9. Ковалевич, Д. А. Конвейер инноваций [Электронный ресурс] / Д. А. Ковалевич, П. Г. Щедровицкий // Наноцентр ТехноСпарк. — 2016. —25 марта. — Режим доступа: http://asi.ru/nti/ docs/Konveyer_innovaciy.pdf.
10. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://atlas100.ru.
11. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
12. Инновационная Россия — 2020 : Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. : проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016.
13. Клочко, В. Е. Инновационный потенциал личности : системно-антропологический контекст [Тескт] / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Вестн. Томского гос. ун-та. — 2009. — № 33. — С. 6-12.
14. Аксенова, Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс] / Э. А. Аксенова // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — № 4. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm.
15. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru/upload_docs/staffing/standart_KPR.pdf.
УДК 377(510) И. С. Ломакина, начальник Центра
сравнительной педагогики и инноваций Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ
В статье рассматриваются особенности построения системы профессионального образования в Китае в ХХ-Х1 вв. Автор объясняет влияние политических и социально-экономических факторов на становление профессионального образования. В статье раскрывается структура системы профессионального образования Китая, ее достижения и недостатки.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональные учебные заведения, социально-экономические реформы, пилотные проекты.
Реформы, запущенные в 1978 г китайским политиком и реформатором Дэном Сяопином, положили начало построению современной системы профессионального образования в Китае. Несмотря на то, что значительную часть своей истории Китай являлся одной из самых развитых стран мира и родиной выдающихся открытий, в стране отсутствовала система професси-
онального образования. В основе этого лежали следующие причины. Во-первых, на развитие образования и формирование этико-философ-ских основ китайского общества большое влияние оказало конфуцианство, главной целью которого являлось воспитание нравственного человека через образование. Под образованием при этом понималось изучение классической