Научная статья на тему 'Место праздника в культуре постмодерна'

Место праздника в культуре постмодерна Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
428
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ПРАЗДНИКА / ОБРЯД / РИТУАЛ / МИФ / СОБЫТИЕ / ХРОНОТОП / ФУНКЦИИ ПРАЗДНИКА / FEAST / FESTIVE CULTURE / COMPONENTS OF THE FEAST / RITE / RITUAL / MYTH / EVENT / CHRONOTOPE / FESTIVE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кибалко В. В.

В работе предпринята попытка раскрыть актуальные особенности современного праздника, выявить основные компоненты, образующие его, и осмыслить место праздника в современной культуре через призму его наиболее популярных видов. Особое внимание в статье уделяется главным компонентам праздника: обрядово-ритуальному комплексу, праздничному месту и времени, событию. Последнее становится инструментом создания «праздников-однодневок», являющихся серьезной проблемной современной праздничной культуры. Рассмотренные в работе виды праздника позволяют понять и прочувствовать проблемы общества и его стремления. Затрагиваются функции, выполняемые праздником (идеологическая, трансляция социального опыта, социальная, коммуникативная, компенсаторная, эстетическая, эмоциональнопсихологическая). Подчеркивается, что эти функции существуют единовременно и в равной степени подвергают своему воздействию участников события, что является показателем истинного праздника. Усиление же какой-либо из функций превращает праздник в официальное агитационное собрание или массовое развлечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OF THE FEAST IN POSTMODERN CULTURE

This work makes an attempt to uncover actual features of a modern feast. Also author tries to comprehend of the place of the feast in modern culture through the prism of its most popular kinds (like professional feasts) and identify the main components of feast that make it up. Particular attention in the article is devoted to the components of the holiday. The most necessary of them are the ritual complex, the special festive place and time (combination of this elements is calling “chronotope”), and the most important the event. Nowadays event is becoming a tool for creating “ephemera holidays”, which are a serious problem for modern festive culture, because of its negative influence on society. The types of holiday which are considered in the work make it possible to understand and feel the problems of society and its aspirations because feasts are a reflection of time. Also article is considering functions performed by the holiday. The immediate goal of the work is to understand the modern holiday and its place through the prism of its current features. It affects the functions performed by the holiday (ideological, transmission of social experience, social, communication, compensatory, aesthetic, emotional and psychological). It is emphasized that these functions exist at the same time and equally expose the participants of the event to their impact, which is an indicator of a true holiday. Strengthening any of the functions turns the holiday into an official campaign meeting or mass entertainment.

Текст научной работы на тему «Место праздника в культуре постмодерна»

УДК 791.6

DOI 10.18413/2075-4566-2019-44-2-318-322

МЕСТО ПРАЗДНИКА В КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА

PLACE OF THE FEAST IN POSTMODERN CULTURE

В.В. Кибалко V.V. Kibalko

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobedy st., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: fiokla-07@mail.ru

Аннотация

В работе предпринята попытка раскрыть актуальные особенности современного праздника, выявить основные компоненты, образующие его, и осмыслить место праздника в современной культуре через призму его наиболее популярных видов. Особое внимание в статье уделяется главным компонентам праздника: обрядово-ритуальному комплексу, праздничному месту и времени, событию. Последнее становится инструментом создания «праздников-однодневок», являющихся серьезной проблемной современной праздничной культуры. Рассмотренные в работе виды праздника позволяют понять и прочувствовать проблемы общества и его стремления. Затрагиваются функции, выполняемые праздником (идеологическая, трансляция социального опыта, социальная, коммуникативная, компенсаторная, эстетическая, эмоционально-психологическая). Подчеркивается, что эти функции существуют единовременно и в равной степени подвергают своему воздействию участников события, что является показателем истинного праздника. Усиление же какой-либо из функций превращает праздник в официальное агитационное собрание или массовое развлечение.

Abstract

This work makes an attempt to uncover actual features of a modern feast. Also author tries to comprehend of the place of the feast in modern culture through the prism of its most popular kinds (like professional feasts) and identify the main components of feast that make it up. Particular attention in the article is devoted to the components of the holiday. The most necessary of them are the ritual complex, the special festive place and time (combination of this elements is calling "chronotope"), and the most important -the event. Nowadays event is becoming a tool for creating "ephemera holidays", which are a serious problem for modern festive culture, because of its negative influence on society. The types of holiday which are considered in the work make it possible to understand and feel the problems of society and its aspirations because feasts are a reflection of time. Also article is considering functions performed by the holiday. The immediate goal of the work - is to understand the modern holiday and its place through the prism of its current features. It affects the functions performed by the holiday (ideological, transmission of social experience, social, communication, compensatory, aesthetic, emotional and psychological). It is emphasized that these functions exist at the same time and equally expose the participants of the event to their impact, which is an indicator of a true holiday. Strengthening any of the functions turns the holiday into an official campaign meeting or mass entertainment.

Ключевые слова: праздник, праздничная культура, компоненты праздника, обряд, ритуал, миф, событие, хронотоп, функции праздника.

Keywords: feast, festive culture, components of the feast, rite, ritual, myth, event, chronotope, festive functions.

Теоретическое осмысление праздника целесообразно начать с рассмотрения его как современного явления и выявления его места в культуре постмодерна. Следует также обратить внимание на популярные направления в праздничной культуре, выявить функции праздника в контексте современности, исследовать, проанализировать и обосновать наиболее статичные или же варьирующиеся компоненты.

Известно, что в праздничной культуре нашего времени происходят серьезные деструктивные процессы. Это объясняется глубокими переменами в социальном строе (меняется власть, лидирующие позиции в обществе получают другие социальные классы и др.), которые, укореняясь, провоцируют развитие нового праздничного календаря, упраздняющего старые праздники, либо изменяющего их смысловую нагрузку. Массовая смена ценностных ориентаций наносит праздничной культуре серьезный урон, что выражается в увеличивающемся разрыве между поколениями, снижением преемственности, бессистемностью, хаотичностью, разрушением социально-культурного, национального и религиозно-смыслового пространства в празднике.

Вместе с тем, помимо комплекса негативных процессов, современная праздничная культура испытывает небывалый подъём - стремительно развивается, трансформируясь под потребности общества, порождая новые формы праздника и диктуя свои законы. Как следствие, возникают необычные наполнения праздника, изменяется сама структура и даже функции праздника. Заметен определенный расцвет праздника в эпоху постмодерна: он получает множество средств выразительности, обретает новые формы и заполоняет собой практически всю культурную среду.

Наряду с перечисленными явлениями, современное общество задает праздничной культуре еще одно актуальное направление - возврат к прошлому: истории, культуре, народному творчеству, традициям и обычаям. Интерес социума к традиционной праздничной культуре выступает связующим (объединяющим) элементом в отношении многообразия имеющихся видов и форм современного праздника.

По этой причине целесообразно раскрыть в первую очередь статичные компоненты праздника, прошедшие через всю его историю и сохранившиеся до нашей эпохи в практически неизменном виде.

Событие - наиболее важная (определяющая) часть, составляющая праздник, без которой ни один праздник просто немыслим (невозможен). Сам по себе «праздник» уже предполагает событийную основу. Событие, лежащее в основе праздника, пробуждает у людей желание стать частью произошедшего, выразить свое отношение, эмоционально объединиться с другими людьми [Конович, 1990]. Событие - это то, что «имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни» [Бадью, Тарби, 2013, с.17]. Погружение из привычного, будничного в праздничное, представляет собой событие в чистом виде - смену одного мира другим.

Пока существует событие - существует праздник. Однако, кроме событий, на которых зиждутся праздники, существуют псевдособытия, являющиеся основой для суррогатных «праздничков-однодневок». Настоящее событие наполнено смыслом. Дату праздника ждут, к нему готовятся, оно продиктовано исторической традицией (основывается на мифе, который, в свою очередь рождает традицию праздновать; миф же существует задолго до праздника). Псевдособытие - просто развлекательный элемент, о существовании которого узнают за несколько недель (дней, часов) из социальных сетей или средств массовой информации, так как псевдособытие по своей сути скорее информационный повод для рекламы; празднование происходит спонтанно, а «миф» создается непосредственно во время проигрывания мероприятия. Необходимо, однако, отметить, что некоторые псевдособытия со временем могут стать подлинно праздничными.

Праздничное место и время - еще две константы, заслуживающие отдельного упоминания, существующие у каждого человека на каком-то глубинном уровне. Оба этих условия - фундаментальные категории жизни, деятельности и развития общества, которые

необходимы для рождения настоящего праздника. В контексте большинства определений понятия «праздник» прослеживается взаимосвязь праздника, места и времени. Многие ученые рассматривают эту тесную взаимосвязь в исследованиях по праздничному хронотопу и праздничному пространству, что свидетельствует о самой сути праздника, в которой заложена прочная синергия со временем и определенным местом.

Современные праздники, как и их архаичные предшественники, обладают обрядо-во-ритуальным комплексом. И если ритуал - это совокупность обрядов, то обряд представляет собой соединение традиционных символических действий, выполняемых в определенном порядке [Frazer, 2006]. Обряды сопровождают жизнь человека и общества и вызывают у общества определенные эмоции, основывающиеся на воплощении религиозных воззрений, представлений, социальных нуждах и ценностях. Связь обряда и мифа очевидна. Миф является обоснованием обряда, который, в свою очередь, инсценирует миф [Токарев, 1988]. Обряд сопровождает миф, «ибо нарушать запрет необходимо, но это возможно лишь в мифической атмосфере, куда индивида и вводит обряд. В этом - сама суть праздника: дозволенный эксцесс, посредством которого индивид драматизируется и тем самым становится героем, обряд реализует миф и позволяет переживать его. Оттого они так часто оказываются взаимосвязаны; по сути, их союз нерушим, а разрыв между ними как раз всегда и служил причиной их упадка. Отделенный от обряда миф утрачивает если не смысл своего существования, то, во всяком случае, главную силу воздействия - способность непосредственно переживаться» [Caillois, 2003]. Весь обрядово-ритуальный комплекс праздника располагается в четко очерченном временно-пространственном промежутке, в котором по определённой схеме (подготовка - ход праздника - завершение) размещаются все его компоненты, предшествующие моменту праздника: традиционные приготовления к празднествам (очищение и украшение помещений, подготовка нарядов, приготовление специальной пищи и другое); наполняющие праздник и завершающие его: обычаи, заговоры, церемонии, ритуальные действа, песни, танцы, игры [Huizinga, 2007] и тому подобное. Для каждого праздника свойственны свои отличительные черты обрядово-ритуального комплекса, имеющего определенную цель.

Исследуя праздник, М. Литвинова приходит к заключению, что «понятие "ритуал" является родовым по отношению к понятию "праздник". Все виды и формы празднования, в конечном счете, восходят к древним ритуалам, обрядам, игрищам» [Литвинова, 2017, с. 51]. Далее следует вывод, что «церемония, обряд, ритуал - явления по самой своей природе коллективные, организованные ради интересов коллектива и осуществлялись его усилиями» [Литвинова, 2017, с. 52].

Таким образом, обрядово-ритуальный комплекс является одним из факторов формирования праздничного хронотопа [Бахтин, 2015] и одной из важнейших частей праздника - неизменяемым компонентом, без которого праздник невозможен.

Нельзя оставлять без внимания праздники, получившие особое распространение в наши дни. С их помощью можно проследить актуальные ценности общества и его потребности. Так, например, значимое место в праздничной культуре постмодерна занимает профессиональный праздник, получивший серьезное развитие в последнее время, благодаря влиянию шоу-культуры, опыта других стран, появлению новых форм, элементов, вышедших из различных видов деятельности, технической оснащенности и инновационным решениям. Зародившиеся в нашей стране в эпоху Советского Союза, профессиональные праздники (им предшествовали аграрные или трудовые празднества) вышли на новую ступень развития, обретя свои обрядово-ритуальные комплексы и выступая важным элементом в создании крепких корпоративных отношений.

Развитие культуры трудового праздника происходит по трем основным направлениям, таким как праздники товара (продукт-новинка, юбилей продукции), акции достижений (выход на новый уровень, улучшение показателей) и праздники, сопряженные с традиционной культурой (государственные, праздники компании). Наиболее распространенными формами профессиональных праздников, способствующих формированию соб-

ственной профессиональной культуры компаний, закреплению новых традиций и ритуалов, являются корпоративы (развлекательная направленность) и тимбилдинги (формируют командный дух).

Отдельную нишу в культуре постмодерна заняли праздники-отклики. Технически каждый праздник представляет собой отклик на произошедшее когда-то событие, но в современное время широкое распространение получают такие формы событийных откликов, как документальные, художественно-публицистические и музыкально-поэтические представления, посвященные особым датам в жизни России, дням памяти и скорби. В качестве одного из ярчайших примеров такого рода откликов, можно выделить Праздники Победы. Однако обилие разнообразных форм проведения данного мероприятия не меняет его основную суть: знать историю, чтить ветеранов, благодарить за настоящее, жить. Вообще, поводом для современных праздников-откликов чаще всего становятся события, сопряженные с трагическими. Это террористические акты, военные действия, несчастные случаи, катастрофы. Празднества, которые устраивают на основе этих событий, призваны почтить пострадавших, поднять дух народа и сплотить его после пережитого, предупредить подобные ситуации, поднимая бдительность граждан, и самое главное - уравновесить эмоциональный фон, разряжая обстановку.

Традиционные праздники в эпоху постмодерна переживают сложный период, так как происходит не только возрождение старых традиций, но и насаждаются новые. Несмотря на этот факт, исторически значимые народные праздники развиваются, пробуждают у народа интерес к родной культуре. Так, например, популярность сейчас набирает святочный комплекс, пасхальные переходящие праздники, соблюдение расписания масленичной недели.

Таким образом, говоря о современном празднике, можно выделить следующие его практически неизменяемые части: событийная основа, обрядово-ритуальный комплекс, праздничный хронотоп. Эти компоненты остаются перманентными для любого празднества и обеспечивают его жизнедеятельность. Современность же вносит свои коррективы в праздничное пространство - праздники настоящего практически лишились своего сакрального статуса - мистического, сверхъестественного, полного психологизма [Борисов, Осыка, 2016, с. 41]. Они претерпели сильнейшие смысловые изменения, однако их роль в жизни общества по-прежнему высока - как неотъемлемая часть социума, сопровождающая человека на протяжении всей его жизнедеятельности, регулирующая социальные процессы, стимулирующая трудовую деятельность. Праздник по-прежнему сопряжен с отдыхом и продолжает выполнять множество возложенных на него функций, тесно связанных и переплетенных между собой (идеологическая, трансляция социального опыта, социальная, коммуникативная, компенсаторная, эстетическая, эмоционально-психологическая). Функции существуют единовременно - в момент праздника, и в равной степени подвергают своему воздействию участников этого события. В истинном празднике нет наиболее значимой функции, так как усиление какой-либо из них ведет к дисбалансу и разрушению праздника, превращая его в официальное агитационное собрание или массовое развлечение.

Место праздника в традиционной культуре разных народностей и во все времена уникально. Уникален и истинный праздник, - ориентир духовных и нравственных ценностей социума, обладающий особым влиянием на жизнь общества, на деятельность в её различных сферах. Праздники в эпоху постмодерна, не смотря на новые веяния, по-прежнему играют важную роль в человеческой жизни.

Список литературы References

1. Бадью А., Тарби Ф. 2013. Философия и событие. М., ИОИ, 192.

Bad'yu A., Tarbi F. 2013. Filosofiya i sobytie [Philosophy and the event ] (Badiou A, Tarby F. 2013. Philosophy and the Event. Malden, MA: Polity. 150 p.). Moscow, IOI, 192.

2. Бахтин М. 2015. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Эксмо, 640.

Bakhtin M. 2015. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kultura srednevekovya i Renessansa [Rabelais and His World]. Moscow, Eksmo, 640.

3. Борисов С., Осыка Я. 2016. Сакральное в современной культуре: подходы к определению и границы понимания. Краснодар, Культурная жизнь Юга России, 2 (61): 38-43.

Borisov S., Osyka YA. 2016. Sakral'noe v sovremennoj kul'ture: podhody k opredeleniyu i grani-cy ponimaniya [The sacral in modern culture: some approaches to the definition and the boundaries of understanding]. Krasnodar, Kul'turnaya zhizn' YUga Rossii, 2 (61): 38-43.

4. Кайуа Р. 2003. Миф и человек. Человек и сакральное. М., ОГИ, 165.

Kajua R. 2003. Mif i chelovek. Chelovek i sakral'noe [Man and the Sacred] (Caillois R. 1960. Man and the Sacred. New York, Free Press of Glencoe. 190). Moscow, OGI, 165.

5. Конович А. 1990. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., Высшая школа, 208.

Konovich A. 1990. Teatralizovannye prazdniki i obijady v SSSR [Theatrical feasts and ceremonies in the USSR]. Moscow, Vysshaja shkola, 208.

6. Кузнецова А. 2017. «Праздничное пространство» и «пространство праздника»: характеристики и особенности взаимодействия. Казань. Молодой ученый, № 19: 364-369.

Kuznecova A. 2017. «Prazdnichnoe prostranstvo» i «prostranstvo prazdnika»: harakteristiki i osobennosti vzaimodejstviya [«Festive space» and «space of feast»: characteristics and features of interaction]. Kazan'. Molodoj uchenyj, № 19: 364-369.

7. Литвинова М. 2017. Массовые праздники и зрелища как способ этнокультурной идентификации. Белгород. Наука. Искусство. Культура. 1 (13): 51-61.

Litvinova M. 2017. Massovye prazdniki i zrelishcha kak sposob ehtnokul'turnoj identifikacii [Massive festivals and visions as a way of ethno-cultural identification]. Belgorod. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 1(13): 51-61.

8. Токарев С. 2008. Мифы народов мира. М. Советская энциклопедия. 1147

Tokarev S. 2008. Mify narodov mira [Myths of the peoples of the world]. Moscow. Sovetskaya ehnciklopediya. 1147.

9. Фрэзер Д. 2006. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Пер. с англ. М. Рыклин. М., Эксмо, 960.

Frezer D. 2006. Zolotaya vetv. Issledovaniye magii i religii.[The golden bough] Per. s angl. M. Ryklin (Frazer J. 1922. The Golden Bough. NY., Macmillan, 752) Moscow, Eksmo, 960.

10. Хейзинга Й. 2007. Homo ludens. Человек играющий. Пер с гол. Д. Сильвестров. M., Азбука-классика, 384.

Kheyzinga Y. 2007. Homo ludens. Chelovek igrayushchiy. Per s gol. D. Sil'vestrov.[Homo ludens] (Huizinga J. 1950. Homo ludens. H.D. Tjeenk Willink and Zoon N.V., Haarlem, 247) Moscow, Azbuka-klassika, 384.

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Кибалко В.В. 2019. Место праздника в культуре постмодерна. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 44 (2): 318-322. DOI: 10.18413/2075-4566-2019-44-2-318-322

Kibalko V.V. 2019. Place of the feast in postmodern culture. Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Lawseries. 44 (2): 318-322. (in Russian). DOI: 10.18413/2075-45662019-44-2-318-322

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.