Татаринова И. С., Татаринова В. С.
УДК 342.41
МЕСТО КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИИ ЭЛ В СИСТЕМЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Татаринова Ирина Сергеевна,
Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл, кандидат педагогических наук, доцент Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: ombudsman@Rov.mari.ru
Татаринова Валерия Сергеевна,
студентка 4 курса Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.
E-mail: lera_tatarinova_a@mail.ru
В статье раскрывается понятие демократических ценностей через конституционно-правовые основы защиты прав и свобод человека. Исходя из конституционного закрепления федеративного устройства российского государства, авторы исследуют соотношение Конституции РФ и Конституции Республики Марий Эл как уставного акта в развитии механизмов защиты прав человека.
Ключевые слова: демократические ценности, права человека, федерализм, механизмы защиты прав человека, конституции, уставы, предметы ведения.
Приступая к рассмотрению заявленной темы, определим понятие «демократические ценности». Статья 1 Конституции Российской Федерации [2] устанавливает, что Россия является демократическим государством, а единственным источником власти и носителем суверенитета является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ) [2]. В системе конституционного строя России центральное место занимает человек, его права и свободы, которые Основной Закон страны определяет высшей ценностью в государстве. Это порождает обязательства субъектов, выступающих от имени государства, признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Принцип демократии, безусловно, выражается и в народовластии, разделении властей, политическом и идеологическом многообразии, местном самоуправлении, но отправной точкой демократического государства является признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав человека, что является основой свободы, справедливости и всеобщего мира [1, с. 1].
Поэтому понятие «демократические ценности» рассматривается в данной статье прежде всего с точки зрения признания, соблюдения и защиты со стороны государства прав человека.
В научной литературе и в выступлениях некоторых политиков все чаще встречаются высказывания, принижающие роль регионального законодательства в правовом регулировании. В связи с этим необходимо понять, раскрыть соотношение, субсидиарность двух конституций: Конституции Российской Федера-
ции и Конституции Республики Марий - в развитии механизмов защиты прав человека.
Российская Федерация определятся российской Конституцией как федеративное государство и частью 2 статьи 5 устанавливает, что республика, входящая в состав РФ, имеет свою Конституцию и законодательство, а субъект РФ имеет Устав и законодательство [2]. Наличие у республики Конституции как высшего на своем уровне основного закона вытекает из ее правового статуса государства.
Правовой статус республики (государства) Марий Эл определяется частью 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, а также частью 1 статьи 1 Конституции Республики Марий Эл [3].
В контексте становления и развития правового государства Марий Эл рассматривается как политически самостоятельный субъект Российской Федерации.
Конституционная система Российской Федерации закрепляет двухуровневую систему регулирования прав и свобод человека: на федеральном уровне -Конституция РФ, на уровне субъектов РФ - конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В состав Российской Федерации входят 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область, 4 автономных округа [2].
Субъекты Российской Федерации согласно Конституции РФ наделены всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения, осуществляют собственное правовое регулирование (статья 73, части 4, 6 статьи 76
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
35
Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
Конституции Российской Федерации). Защита прав и свобод человека и гражданина отнесена российской Конституцией к предметам совместного ведения [2].
Понятие «защита» является важным для понимания данного анализа. В законодательстве и в научной литературе понятие «защита» рассматривается в различных смыслах. Следует согласиться с рядом авторов [7, с. 2], которые защиту прав человека определяют через материальный и процессуальный аспекты.
Защита права в материальном смысле рассматривается как фактическое восстановление нарушенного права или законного интереса либо предотвращение угрозы нарушения.
Исходя из процессуального аспекта, защита права - это правомерная деятельность управомоченных субъектов по применению способов защиты, осуществляемая в случае, когда имеются препятствия в осуществлении субъективного права (нарушено субъективное право и (или) законный интерес правообладателя, либо создана угроза их нарушения), реализуемая в определенных формах.
Исходя из этого рассуждения, в конституциях (уставах) и в законодательстве субъектов РФ должны быть представлены как нормы материального права, учреждающие управомоченные субъекты защиты прав человека на региональном уровне в дополнении к федеральным, так и процессуальные нормы, определяющие порядок деятельности данных субъектов защиты права по предотвращению нарушения либо по восстановлению нарушенного права.
Как справедливо подчеркивает ряд авторов [6, с. 2; 8, с. 25], предметом конституционного (уставного) регулирования могут быть не сами права и свободы, а лишь гарантии их реализации, механизмы защиты на региональном уровне. Однако практически все конституции республик воспроизвели вторую главу Конституции РФ.
Конституция Марий Эл не является исключением, в ней также центральное место занимает глава «Права и свободы человека и гражданина». Анализ данной главы показывает, что она текстуально воспроизводит вторую главу федеральной Конституции не в полном объеме. Так, полностью совпадают - по тексту, смыслу и номеру статей - статья 2 (Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства); статьи 17-25; 2732; 35-40; 60.
В Конституции Марий Эл не содержится норм второй главы Конституции РФ, которые относятся к исключительным полномочиям Российской Федерации, касающимся правомерного ограничения прав человека, норм, связанных с гражданством Российской Федерации, и международных обязательств России.
36
Отсутствует в Конституции Марий Эл часть 2 статьи 34 Конституции РФ (не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию); часть 1 статьи 56 (ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного положения); часть 3 статьи 56 (перечень абсолютных прав, не подлежащих ограничению ни при каких условиях). Отсутствует статья 61, устанавливающая запрет на высылку за пределы РФ гражданина РФ и гарантии защиты гражданина РФ за ее пределами, статья 62 (о праве на двойное гражданство гражданина РФ), статья 63 (запрет на выдачу лиц другим государствам, преследуемых за политические убеждения).
Необходимо отметить, что Конституция Республики Марий Эл в определенные периоды содержала нормы, аналогичные статьям 61 и 62 Конституции Российской Федерации, однако Законом Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 г. № 49-3 отменена 61 статья Конституции Республики Марий Эл (поправка 22), Законом Республики Марий Эл от 10 июня 2010 г. № 26-3 отменена статья 62, содержащая нормы о правовом статусе иностранного гражданина на территории республики (поправка 51, п. 6).
Конституция Республики Марий Эл принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г. Ряд исследователей относит конституции (уставы), принятые в период с 1993 по 1998 гг., к основным законам субъектов РФ первого поколения [3, с. 32]. Вполне объяснимо, что за этот период данные акты претерпевали достаточно серьезные модификации.
Например, наиболее серьезные изменения в Конституцию Республики Марий Эл были внесены в 2000 и 2010 гг.
Законом Республики Марий Эл от 21 декабря 2000 г. № 49-3 внесены изменения в 27 норм Конституции. Законом Республики Марий Эл от 10 июня 2010 г. № 26-З внесены поправки в 36 норм Конституции.
Всего за период с 1997 по 2014 гг. внесено 85 поправок в Конституцию республики.
Можно согласиться с К. Ю. Булутаевой,
Ю. В. Гаврюсовым в том, что основными причинами постоянного изменения конституций (уставов) являются, во-первых, длящаяся правовая реформа федерального уровня, во-вторых, изначальные упущения конституций (уставов), в-третьих, непрекращающиеся изменения в структуре, наименовании и порядке формирования (выборов) органов государственной власти, которые не дают завершенного закрепления их статусов в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации [4, с. 33; 5, с. 142-144].
Рассмотрим современный текст Конституции Марий Эл, развивающий принципы демократизма, заложенные в федеральной Конституции.
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
Татаринова И. С., Татаринова В. С.
Необходимо обратить вниманий на то, что подразумевается под источником конституционного волеизъявления. Преамбула Основного Закона Марий Эл закрепляет волю народа Республики Марий Эл, подтверждая историческое единство с народами России. Таким образом, вводится понятие народа Республики Марий Эл. Это подчеркивает ее государственный характер, указывает на единство с народом России, подтверждает равноправное положение республики в составе Российской Федерации.
По предметам собственного ведения Конституция республики содержит нормы, направленные на консолидацию титульной нации региона - марийского этноса. Статья 15 устанавливает, что наравне с русским языком государственным языком является марийский (горный, луговой). При этом Конституция в своих нормах подчеркивает многонациональный характер республики. Так, часть 3 статьи 26 Конституции Марий Эл указывает, что в Республике Марий Эл гарантируется право народов на развитие национальной культуры, языка и традиций.
Конституция Марий Эл и, как следствие, региональное законодательство содержат нормы, закрепляющие по предмету совместного с РФ и собственного ведения следующие механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Основным Законом определяются должностные лица и органы власти, обеспечивающие и контролирующие реализацию прав и свобод граждан республики.
Глава Республики Марий Эл обеспечивает реализацию прав и свобод граждан республики, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории (п. «а» ст. 79); обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Республики Марий Эл (п. «ж» ст. 79) [3].
Судебная власть. В республике действуют Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему РФ (ч. 2 ст. 86).
В контексте рассматриваемого вопроса необходимо рассмотреть особую роль Конституционного суда республики - судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ч. 1 ст. 95 Конституции Республики Марий Эл).
Следует признать, что учреждение Конституционного суда в республике архиважно, т. к. это один из важнейших и эффективных правовых механизмов защиты прав человека. При этом учреждение и функционирование данного механизма лежит в исключительной компетенции субъекта РФ. Необходимо отметить, что не во всех субъектах РФ учреждены
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015
конституционные (уставные) суды. Из 22 республик, входящих в состав РФ, только в 16 субъектах РФ действуют конституционные суды, в 3-х субъектах РФ -уставные суды (Санкт-Петербург, Свердловская, Калининградская области; Уставной суд Челябинской области в 2014 г. упразднен).
Субъектами, управомоченными обращаться в Конституционный суд республики с запросом о проверке соответствия и толкования закрепленных видов правовых актов, являются граждане Республики Марий Эл, Глава республики, Государственное Собрание республики, депутат (группа депутатов), Правительство, Верховный и Арбитражный суды Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл, Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл, главы муниципальных образований и представительных органов муниципальных образований.
За период с 2013 г. по настоящее время Конституционным судом Республики Марий Эл рассмотрено 8 дел: 2013 г. - 3 дела, 2014 г. - 4, первое полугодие 2015 г. - 1 дело. Из них по запросам граждан рассмотрено 6 дел, по запросам должностных лиц - 2: Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл и депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл Ю. Г. Буянова. Иные государственные и муниципальные органы власти, наделенные правом обращения с запросом в Конституционный суд республики в соответствии с частью 3 статьи 95 Конституции Республики Марий Эл, данное право в указанный период не использовали.
Еще одним механизмом досудебной правовой защиты является Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл. Данная государственная должность учреждена в 2000 г. Конституцией республики также в рамках реализации ее компетенции. Избран Уполномоченный по правам человека в республике в декабре 2012 года. К 2013 году в республике в основном сформирована система государственных правозащитных институтов. Помимо регионального Уполномоченного по правам человека в республике действуют Уполномоченный по защите прав предпринимателей (Закон Республики Марий Эл от 18 октября 2013 г. № 36-Р), Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка (Указ Президента Республики Марий Эл от 21 сентября 2000 г. № 44-3).
Таким образом, в Конституции Республики Марий Эл заложены необходимые условия и механизмы реализации защиты прав человека в соответствии с предметами совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и Республики Марий Эл. Законодатель постоянно работает над текстом Конституции, но не меняет смысл прав и свобод человека согласно Конституции Российской Федерации, а использует свое право в учреждении дополнительных механизмов правовой защиты. Необходимо
37
Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты
отметить, что законодатель не очень активно использует свое право над расширением каталога прав по вопросам собственного регулирования, например по вопросам социальной защиты граждан Республики Марий Эл.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. № 67. 5 апр.
2. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2014 г. № 31. Ст. 4398.
3. Конституция Республики Марий Эл: принята Конституционным Собранием Республики Марий Эл 24 июня 1995 г. // Марийская правда. 1995. 7 июля.
4. Булуктаева Б. Ю. Вопросы предметов регулирования и внутренней структуры конституций и уставов (основных законов) субъектов Российской Федерации: общее и особенное //
Вестник юридического факультета южного федерального университета. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет». 2015. № 1(3). С. 32-38.
5. Гаврюсов Ю. В. Имплементация российского законодательства о федерализме в Конституции Республики Коми 1994 г. // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С. 139-145.
6. Демидов А. А. Институт прав и свобод человека и гражданина и его отражение в конституциях республик в составе Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2013. № 4(4). С. 1-8; Режим доступа: http:// esj.pnzgu.ru
7. Карасев А. С. Несудебная защита прав человека: понятие, способы, механизм действия // Вестник Саратовской академии права. 2008. № 3(61).
8. Степаненко А. С., Умнова (Конюхова) И. А. Легитимность конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в контексте их защиты органами конституционного контроля в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. М.: Юрист, 2011. № 4(22). С. 23-29.
I. S. Tatarinova, V. S. Tatarinova
PLACE OF THE MARI EL REPUBLIC' CONSTITUTION IN THE SYSTEM OF DEMOCRATIC VALUES
OF THE RUSSIAN STATE
In this article the concept of democratic values is disclosed through protection of the constitutional and legal basis of human rights and freedoms. Based on constitutional recognition of the federal structure of Russian Federation, authors investigate the relation of Constitution of the Russian Federation and Constitution of Mari El, as an authorized act in the development of mechanisms of human rights' protection.
Key words: democratic values, human rights, federalism, mechanisms of human rights' protections, Constitutions, charters, objects of reference.
TATARINOVA Irina Sergeevna - Commissioner on Human Rights in the Republic of Mari El, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, the Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: ombudsman@Rov.mari.ru
TATARINOVA Valery Sergeevna - 4th year student of the Institute of International Relations, History and Oriental Studies of Kazan (Volga) Federal University, Kazan.
E-mail: lera_tatarinova_a@mail.ru
УДК 342.4(73)
СОЗДАНИЕ И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ США В 1787-1789 гг.
Ярыгин Андрей Андреевич,
кандидат исторических наук, доцент Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: andreiyarygin@yandex.ru
Статья посвящена истории создания и принятия конституции США в конце XVIII века. В ней рассматриваются различные проекты государственного устройства, которые легли в основу конституции, дается анализ ряда ее статей, отмечается ее значение для истории США.
Ключевые слова: Конституция, президент, Конгресс, Верховный суд, федерализм.
Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 году, является первой писаной конституцией в истории человечества. Она была принята
в то время, когда почти во всем мире господствовал монархический уклад. Основы буржуазной демократии существовали лишь в немногих европейских
38
Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015