И.И. ПАВЛЕНКО, зам. директора института дистанционного обучения и развития информационно -коммуникационных технологий
Место информатизации в стратегии развития лингвистического университета
В статье раскрывается содержание понятий «инновация », «инновационный университет» и характеризуется место, занимаемое информатизацией в стратегии развития современного инновационного университета.
Ключевые слова: информатизация, инновация, инновационный университет, креативный инновационный университет, информационная инфраструктура инновационного университета, инфокоммуникационная среда, стратегия развития университета, креативно-инновационная компетенция
Прежде всего определимся с понятиями «инновация»и «инновационный университет ». Термин «инновация» происходит от латинского слова «тпоуаШ», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане обозначаемое им содержание трактуется в литературе как особая социокультурная ценность, которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая потребительная стоимость [1]. В современном смысле понятие «инновация» было введено в научный оборот Йозефом Алоисом Шумпетером в тридцатых годах прошлого столетия. Концептуально он определил его каквключающее следующие пять случаев (или видов):
1) создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара;
2) создание нового метода производства (или обмена, обращения), еще не испытанного в данной отрасли, причем совершенно не обязательно основанного на новом научном открытии, а, например, заключающегося в новой форме коммерческого обращения товара;
3) открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не участвовала в реализации товаров, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее;
4) открытие нового источника привле-
чения факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново;
5) создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции [2].
Как видим, самим Й.А. Шумпетером понятие инновации эмпирически интерпретируется достаточно широко: оно охватывает не только новые товары и их новое качество, но и методы и способы их производства и обращения, а также организаци-
онные формы. Такому подходу следуют и другие, в том числе отечественные, авторы. Так, С.Д. Ильенкова считает, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [3, с. 7]. С этим следует согласиться. А.П. Горбунов в принципиальном плане связывает инновацию с новым знанием и трактует её как результат материализации последнего в виде новых или усовершенствованных продуктов, услуг, отношений, способов деятельности, технологий, технических устройств и т.д. и их распространения и использования в производстве и потреблении [4, с. 711]. Тем самым подчёркивается очень важный аспект: в инновациях опредмечивается новизна знаний.
На федеральном портале по научной и инновационной деятельности, где раскрываются основные термины инновационной деятельности, дается следующее определение: «инновации - это новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствованию реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности » [5]. Очевидно, что здесь развивается определение, уже представленное в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., где под инновацией понимался конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, ис-
пользуемого в практической деятельности [6].
Как следует из приведенных определений, в широком смысле инновация представляет собой результат создания чего-то нового или усовершенствования уже существующего, в реально-практическом же смысле применительно к современной рыночной экономике инновация - это результат инновационной деятельности, способной осуществлять преобразования на основе получения новыхзнаний. Применительно к нашей теме под инновационным университетом мы будем понимать университет, в котором создаются и практически реализуются, материализуются инновации, в том числе и в его системе управления. С этой точки зрения чисто общие формулировки сути инновационного университета хотя и имеют право на существование, но не вполне достаточны для решения задач нашего исследования. Так, например, будучи ректором ЮФУ, профессор В.Г. Захаревич, определял суть инновационного университета следующим образом: «Идти впереди и быть открытым обществу» [7], а ректор Саратовского государственного университета профессор Л.Ю. Коссо-вич трактует инновационный университет как «множество вновь созданных университетских структур, таких как институты, образовательные центры» [8].
Обращаем внимание, что наиболее полно и глубоко суть университета инновационного типа проработана в Пятигорском государственном лингвистическом университете, где на практике реализуется концепция формирующегося креативного инновационного университета. Ректором ПГЛУ профессором А.П. Горбуновым понятие инновационного университета раскрывается как в общем (новый тип социальной организации), так и в практическом смысле. С общесоциологических позиций «креативный инновационный университет - это такой, в котором философия новаторства и творчество (креативность) стали
базой всей его основной деятельности, а непрерывность инноваций и самосовершенствования - нормой деятельности» [9, с. 14-27], а в социально-экономическом плане - «такой, в котором в полной мере достигнуто устойчивое функционирование инновационной системы как системы разработки и реализации гуманитарных, социальных и информационно-компьютерных технологий и подготовки кадров для их разработки и реализации» [10, с. 12].
Понятно, что инновационный университет, взятый как в первом, так и во втором смыслах, не может осуществлять передовую стратегию своего развития без опоры на информатизацию, которая в XXI в. пронизывает все сферы и процессы жизнедеятельности общества.
Так, например, основными комплексными мероприятиями программы развития ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет » как передового центра исследований и инноваций на 2011-2020 гг. выступают следующие:
1) повышение результативности образовательной деятельности, развитие её инфраструктуры и материально-технической базы;
2) повышение эффективности и результативности научной и инновационной деятельности, развитие её передовой инфраструктуры и материально-технической базы;
3) развитие кадрового потенциала;
4) повышение уровня международного признания;
5) совершенствование системы управления университетом и системы управления интеллектуальной собственностью с целью укрепления интеграции в цепочке «наука - образование - инновации» [11 с. 47-56].
Очевидно, что ни одно из указанных направлений совершенствования деятельности ПГЛУ невозможно реализовать без использования самых современных информационно-компьютерных технологий,
формирования мощной информационной инфраструктуры.
Программы стратегического развития практически всех университетов не только включают специальные разделы, связанные с информатизацией, но и определяют стратегические цели в данной области. Как правило, они предполагают создание интегрированной инфокоммуникационной среды не только вузовского, но и регионального уровня и выход с помощью широкой информатизации на совершенно иной качественный уровень всех видов деятельности университета, прежде всего - образовательной и научной.
К примеру, программа стратегического развития Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королева, состоящая из девяти направлений деятельности, содержит отдельное направление - «Информатизация и развитие телекоммуникаций ». При этом цели информатизации Самарского государственного аэрокосмического университета включают:
■ развитие университета как центра единой научной и образовательной инфокоммуникационной среды региона, интегрированного в мировое информационное пространство;
■ достижение нового качества образовательной и научной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций [12].
В Стратегии развития Пермского государственного университета в качестве одного из основных направлений выделяется «Деятельность в области информатизации», а именно:
■ выведение университета на уровень информатизации и использования новых технологий обучения, достигнутый наиболее развитыми вузами России и западноевропейскими университетами;
■ реализация концепций «опережающего образования», развивающего образования и открытого образования с исполь-
зованием дистанционного обучения и телекоммуникационных технологий;
■ подготовка выпускников к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, содействие предприятиям и учреждениям, на которых они будут работать по окончании университета, в решении проблемы информационного («цифрового») неравенства [13].
В другом крупном вузе, Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова, среди пяти стратегических направлений его деятельности выделено «эффективное использование современных технологий, содействие развитию информатизации России, кадровое обеспечение высокотехнологичного сектора экономики и создание единой информационной научно-образовательной среды» [14].
Уже из этих примеров программ и стратегий развития университетов видно, какое важное место они отводят информатизации, делая упор на формирование единой информационной научно-образовательной среды, поскольку такая среда фактически пронизывает все сферы деятельности современного университета. Отсюда цели информатизации в высших учебных заведениях схожи, однако есть пример более детального описания комплекса стратегических целей и задач информатизации. Мы имеем в виду наш университет, где место информатизации просматривается весьма системно и конкретно.
Ещё в 2006 г. в Пятигорском государственном лингвистическом университете была принята специальная Стратегическая программа информатизации университета, которая в 2011 г. была доработана и утверждена на период до 2020 г., войдя в состав комплекса стратегических документов вуза «СТРАТЕГИЯ 2020 ПГЛУ: От традиционного университета к креативному инновационному университету, к Университету Будущего» [11, с. 363-374]. Согласно этой программе главной целью информатизации является создание единого информацион-
но-образовательного пространства университета на основе передовой системы управления знаниями, формирование полномасштабного электронного образовательного и научного контента, являющегося основой «Электронного университета ПГЛУ».
Основными задачами информатизации университета, сформулированными в указанном документе, являются:
1) расширение доступности и открытости образования, существенное повышение качества подготовки выпускников, рост рейтинга университета на рынке образовательных и научных услуг, достижение нового уровня мобильности и конкурентоспособности его студентов и выпускников за счет информатизации всех форм образовательной и научной деятельности;
2) внедрение дистанционных образовательных технологий на базе различных электронных информационных ресурсов учебного назначения, что в конечном счете позволит значительно повысить производительность труда профессорско-преподавательского состава и эффективность аудиторной и самостоятельной работы студентов, достичь её нового уровня;
3) повышение результативности в освоении знаний, умений, навыков и комплексных компетенций;
4) создание и внедрение системы компьютерного тестирования и мониторинга качества подготовки выпускников;
5) повышение эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований, расширение хоздоговорной деятельности за счет внедрения информационных технологий на всех этапах научных исследований, организации доступа к электронным версиям научных изданий, нормативно-методических документов и справочников;
6) создание эффективной системы управления , учета и отчетности, повышение оперативности и качества принятия управленческих решений, совершенствование контроля за их исполнением.
Таким образом, задачи информатизации вуза охватывают процессы обучения и самообучения, научную деятельность и систему управления университетом. Выделим основные эффекты от информатизации этих сфер деятельности университета:
■ разработка единой интегрированной системы информационно-технологического обеспечения образовательного процесса и научных исследований;
■ сокращение бумажного документооборота;
■ повышение эффективности функционирования аппарата управления и увеличение производительности труда;
■ развитие проектной и предпринимательской деятельности.
Отсюда основными мероприятиями в развитии информатизации становятся: создание надежной и эффективной информационной инфраструктуры, внедрение унифицированных способов доступа к корпоративным данным, улучшение управляемости всего комплекса информационных ресурсов, а также обеспечение соответствия инфраструктуры стратегическим целям вуза.
Процессы управления в университете уже сейчас невозможны без использования информационных технологий. Именно они позволяют более эффективно применять управленческие решения на всех уровнях, доводить практически в режиме реального времени необходимую информацию до сотрудников и, как следствие, повышать эффективность работы и общую управляемость университетом. При этом программы информатизации современных вузов направлены на дальнейшее техническое оснащение и постоянную замену уже устаревшего технического обеспечения, что дает возможность непрерывно совершенствовать процессы управления университетом, повышать результативность и эффективность его учебной и научной деятельности, развивать международное сотрудничество, внедрять инновационные и дистан-
ционные образовательные технологии, развивать кадровый потенциал.
Тем самым создаются предпосылки для перехода к качественно новому этапу развития высшего образования, на котором, как представляется, будут формироваться университеты не только исследовательского и даже предпринимательского типа, а принципиально новые структуры. В авторской концепции А.П. Горбунова, практически реализуемой в ПГЛУ, этот тип вуза характеризуется как креативный инновационный университет, который способен продуцировать и реализовывать инновации и одновременно обеспечивать овладение студентами компетенциями креативной инновационной деятельности и связанной с ней позитивной результативной коммуникации. В новой стратегии ПГЛУ, утвержденной 30 октября 2012 г., фиксируется поворот университета к подготовке выпускников вуза в качестве социально-гуманитарных инноваторов (технологов), способных и готовых конструктивно преобразовывать окружающее пространство и самих себя [15, с. 7]. В ней обосновывается необходимость формирования не узкопрофессиональных, а всеобщих креативно-инновационных компетенций двух главных видов, а именно:
■ креативно-инновационных качеств (компетенций) организации деятельности (способность и готовность извлекать новизну знаний и продуктивно использовать её для разрешения практических проблем);
■ креативно-инновационных качеств (компетенций) организации общения, построения коммуникации (способность и готовность выстраивать позитивную направленность и результативность коммуникации для достижения результата деятельности) [15, с. 9].
Обе компетенции могут быть сформированы и полноценно реализованы лишь при условии системной интеграции информационных технологий в университетскую среду. Ведь формирование компетенции
креативно-инновационной организации деятельности неотделимо от инновационного проектирования, моделирования объектов и ситуаций. А последнее получает совершенно недоступные ранее возможности по качеству и охвату именно при использовании передовых комплексов технических средств и программного обеспечения вплоть до осуществления виртуальных проектов высокой степени сложности и наглядности. Еще один аспект этой темы -создание банков инноваций в виде электронных баз данных, которые ведут учёт и регистрацию инноваций и через которые осуществляется их сертификация, градуирование по степени возможности коммерциализации и даже выведение на рынок (то есть на продажу прав на их использование с заключением лицензионных и иных соглашений). Такая работа уже осуществлена в Пятигорском государственном лингвистическом университете с участием учрежденного им хозяйственного общества - малого предприятия «Айти-ПГЛУ» (руководитель - доцент Г.А. Воробьев).
Столь же актуально применение передовых комплексов информационно-компьютерных и информационно-коммуникационных технологий для полноценного формирования второй ключевой компетенции, предполагающей способность и готовность выстраивать позитивную результативную коммуникацию. Благодаря таким комплексам можно качественно улучшить возможности презентации материалов, организовать коммуникацию как в малых группах (в аудиториях), так и больших масс людей (в крупных залах), а также значительно расширить охват общения за счет его дистантных форм (вебинаров, Интернет-конференций, различных форм видеоконференций). Все это повышает результативность коммуникации, а также даёт возможность разнообразить состав участников, связывая посредством передовых информационно-технологических систем в едином общении представителей
не только различных регионов России, но и зарубежных стран.
Всё это оптимизирует и значительно -содержательно и по формам - обогащает процесс управления различными сторонами деятельности университета, интегрируя их, прежде всего - для подготовки выпускников нового типа.
Благодаря использованию таких передовых инфокоммуникационных систем, в том числе электронных сайтов, постоянно повышающих уровень своих коммуникационных возможностей, университет становится всё более открытым для общества. В «рейтинге открытости» сайтов (Rank of Openness) по версии Webometrix ПГЛУ за последние два года переместился с более чем 6000-го места на 3000-е, а в октябре 2012 г. занимал уже 511-е место в списке университетов мира (среди входящих в этот список вузов России - 40-е) [16]. Это тоже показатель качества управления - в данном случае управления с повышением степени открытости университета обществу с помощью передовых программных средств и технологий.
Немаловажную роль информатизация играет и в обеспечении безопасности современного инновационного университета, которая строится на инфокоммуникационных системах, основанных на применении новейших информационных и программных комплексов и технологий.
Таким образом, можно заключить, что информатизация является одним из жизненно важных элементов стратегии развития инновационного университета нового типа, способствуя повышению эффективности его основной деятельности.
Литература
1. Трайнин А.А. Значение исследований Йо-
сифа Алоиза Шумпетера для современного этапа развития теории инноватики. URL: http:// iraqwieder.narod.ru/ Schumpeter.html
2. Шумпетер Й.А. Теория экономического
развития. URL: http://ru.ncbase.com/ econ/ dev.htm
3. Инновационный менеджмент / С.Д. Иль-
енкова, Л.М. Гохберт, С.Ю. Ягудин. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 327 с.
4. Горбунов А.П. Основы социального ме-
неджмента. Пятигорск: Кавказская здравница, 1999. 788 с.
5. Основные термины. URL: http://www.sci-
innov.ru/law/base_terms/#02
6. Постановление Правительства РФ от 24
июля 1998 г. N 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы». URL: http:// base.garant.ru/179112/
7. Яковлева Е. Университет открытых дверей
// Российская газета. 2007. № 4494.
8. Университет распахнул двери // Земское
обозрение. 2009. URL: http://www.sgu.ru/ node/35254
9. Горбунов А.П. Формирование креативно-
го инновационного университета: развертывание необходимой нормативной и организационно-экономической основы управления интеллектуальной собственностью // Университетские чтения. 2009. Ч. I. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. 255 c.
10. Горбунов А.П. Мультиплицирование инновационных результатов в креативном инновационном университете: три основных аспекта // Университетские чте-
ния. 2011. Ч. I. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. 217 с.
11. Стратегия 2020 ПГЛУ: От традиционного университета к креативному инновационному университету, к Университету Будущего. Комплекс стратегических документов ПГЛУ, коррелирующий с генеральной стратегией развития российского государства и общества / Авт.-сост. и ред. А.П. Горбунов. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. 383 с.
12. Программа стратегического развития. URL: http:// www.ssau.ru/ info/offic ial_ docs/ program/
13. Пермский государственный университет -стратегия развития. URL: http://ecsocman. hse.ru/text/17044289/
14. Основные документы. URL: http:// www.uniyar.ac.ru/ index.php/ Основные_ документы
15. Горбунов А.П. Интегрирующая генеральная содержательно-смысловая образовательно-воспитательная, научно-исследовательская и проективно-инновационная стратегия и основная методическая задача ПГЛУ как поворот к соответствию сути новой наступившей эпохи. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. 32 c.
16. Ranking web of universities. Russian Federation. URL: http://www.webometrics.info/ en/Europe/Russian%20Federation?sort= asc&order=0penness%20Rank%2A