ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 2. С. 94-100.
© И.П. Белозеров, Е.А. Клоков, 2009
МЕСТО И ЗНАЧИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
ECONOMIC SAFETY WITHIN NATION SECURITY IN RUSSIA
УДК 65.01
И.П. Белозеров, Е.А. Клоков
I.P. Belozyorov, E.A. Klokov
Омская академия МВД России
В статье рассмотрены различные подходы к определению сущности экономической безопасности государства, определена содержательная сторона данного понятия, охарактеризованы элементы его структуры, проанализированы уровни экономической безопасности.
The article gives different approaches of defining the concept of state economic security, with its structure units being studied and various levels being analyzed.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, экономические интересы, угрозы экономической безопасности, уровни экономической безопасности.
Keywords: national safety, economic safety, economic interests, threats of economic safety, levels of economic
safety.
Одним из наиболее популярных ныне политико-правовых феноменов выступает категория «экономическая безопасность», обладающая не только звучным публичным «именем», но и заключающая в себе совокупность значимых предпосылок для установления экономической стабильности в любом цивилизованном обществе [3, с. 9].
Понятие «национальная безопасность» существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как военная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополня-ют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Например, не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, так же как не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность.
Поэтому можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействуя с ними, аккумулирует в себе их воздействия, оста-
ваясь при этом основой (базисом) национальной безопасности.
В научной литературе категория «экономическая безопасность», которая справедливо рассматривается как составная неотъемлемая часть национальной безопасности, трактуется по-разному. Так, по мнению Л.И. Абалкина, «экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику» [1, с. 4]. Т.Е. Кочергина отмечает, что «экономическая безопасность - это такое состояние экономической системы, при котором она имеет возможность воспроизводить саму себя в соответствии с поставленными целями в неизменных масштабах, с постоянными количественными и качественными характеристиками» [8, с. 6]. На взгляд Г.С. Вечканова, «экономическая безопасность - это такое состояние экономики, при котором обеспечивается ее устойчивый рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [5, с. 28]. Согласно мнению известного специалиста в области экономической безопасности В.К. Сенчагова, сущность экономической безопасности можно определить
как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [14, с. 58].
Этот перечень определений понятия «экономическая безопасность» можно было бы продолжить, и все они имеют право на самостоятельное существование и разработку.
Не останавливаясь на отдельных расхождениях во взглядах на понимание экономической безопасности, выделим содержательную сторону этого понятия.
1. В общем смысле слова под экономической безопасностью чаще всего понимают важнейшую качественную характеристику экономической системы, ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности общества, государства, населения страны, устойчивое обеспечение необходимыми ресурсами развития народного хозяйства. Однако такой подход не учитывает очень важную составляющую - уровень эффективности государственного управления, различных институтов и структур.
2. С содержательной, организационной стороны экономическая безопасность предполагает деятельность по защите экономики от нежелательных и опасных по возможным последствиям воздействий. Последние могут быть вызваны сознательно конкурентами, противниками или наступить вследствие других причин (стихийное проявление рыночных сил, неумелое управление и т. д.).
3. Экономическая безопасность занимает особое место в структуре национальной безопасности, представляющей собой сложное социально-государственное явление. Будучи частью системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно с этим составляет базу для формирования и функционирования всех других ее структурных элементов: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности и др. [15, с. 34]
4. В современных условиях глобализации мировой экономики экономическая независимость отдельной страны носит относительный характер, поскольку международное разделение труда делает национальные экономики взаимодополняемыми и взаимозависимыми. Поэтому экономическая независимость представляет собой прежде всего возможность эффективного контроля над собственными национальными ресурсами, достижение такого уров-
ня конкурентоспособности экономики, который обеспечивает устойчивое и надежное решение всех проблем функционирования общества и государства.
Эффективно организованная экономическая безопасность должна создавать необходимые условия для обеспечения способности экономики к саморазвитию и устойчивому, динамичному, поступательному движению. Устойчивость и безопасность - важнейшие параметры движения любого социального явления, характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность ее структурных элементов, внутренних и внешних, вертикальных, горизонтальных и других коммуникаций данной системы, способность выдерживать внутренние и внешние воздействия. Безопасность - это состояние экономики с точки зрения способности самовыживания в условиях возникновения внутренних и внешних угроз, а также функционирования в непредсказуемой окружающей среде и трудно прогнозируемых факторов [13, с. 98].
5. При определении состояния экономической безопасности значение имеют не только сами ее показатели, но и прежде всего их пороговые значения, т. е. предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному развитию экономики, вызывает появление негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании масштабов и уровня угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, т. е. о реальном подрыве экономической безопасности.
Однако нельзя забывать и о принципиальном значении адекватного формирования всей системы показателей и критериев, характеризующих состояние экономической безопасности российского общества и государства. Именно эта система позволяет с качественной стороны характеризовать состояние экономической безопасности, заблаговременно указывать на грозящую опасность и своевременно принимать меры по ее предупреждению [15, с. 35].
По нашему мнению, в экономической безопасности следует выделить сущность и форму ее проявления.
Сущность экономической безопасности государства связана прежде всего с национальными экономическими интересами. На это об-
стоятельство указывают многие ученые. Национальная экономика является целостной экономической системой и состоит из множества подсистем и элементов: групп людей и каждого человека. Они имеют определенные объективные побудительные мотивы экономической деятельности, которые и называются экономическими интересами [10, с. 175]. Целостность системы обеспечивается определенным сочетанием экономических интересов отдельных людей и их групп (организаций, фирм, регионов) в едином национальном интересе.
Экономические интересы не возникают сами по себе, они форма проявления определенных потребностей людей и их групп. Потребности вообще - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию [9, с. 384]. Практически все современные зарубежные теории мотивации рассматривают потребности как основу мотивации (процесса стимулирования к деятельности) отдельных людей или их групп.
Потребности людей и социальных групп
- это проявление объективной необходимости в поддержании условий своей жизнедеятельности и их улучшения. Объективность потребностей определяется местом социальных субъектов в системе существующих экономических отношений.
Интересы как форма проявления потребностей реализуются в экономической деятельности людей. Причем степень их реализации детерминирует степень удовлетворенности потребностей людей. На наш взгляд, именно степень реализации экономических интересов отражает экономическую безопасность хозяйственных систем. До определенного уровня реализация интересов не угрожает степени удовлетворения экономических потребностей, следовательно, не возникает проблемы экономической безопасности системы. Но при падении этого уровня ниже конкретной точки возникает угроза достаточной степени удовлетворения потребностей в настоящем или в будущем.
Развитие, движение любой экономической системы, в том числе национальной экономики, основывается на разрешении главного противоречия системы - между экономическими интересами и степенью их реализации в конкретных условиях внешней и внутренней среды. Экономическая безопасность предстает как результат разрешения этого противоречия. Чем полнее реализуются экономические интересы данной системы, тем выше уровень обеспечения ее экономической безопасности.
И наоборот, чем слабее реализация экономических интересов, тем ниже эффективность механизма обеспечения экономической безопасности.
Экономическая безопасность является не абстрактным понятием и имеет весьма конкретное содержание, которое предполагает наличие элементов, в совокупности составляющих структуру.
По концепции «международной конкурентоспособности наций» американского ученого М. Портера, конкурентоспособность страны в международном обмене зависит от четырех основных параметров:
1) факторов производства (природных, трудовых, технологических и природных ресурсов, инфраструктуры и научного потенциала);
2) наличия родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;
3) характера спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке;
4) стратегии фирмы, ее структуры и характера конкуренции на внутреннем рынке [11, с. 92].
Экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой обычно выделяют три основных элемента:
- экономическую независимость, означающую в современных условиях взаимозависимость национальных экономик в рамках международного разделения труда, возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня эффективности производства и качества продукции, которые обеспечивают их конкурентоспособность и позволяют на равных участвовать в мировых торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;
- стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т. д.);
- способность к саморазвитию, т. е. создание благоприятного инвестиционного климата, непрерывная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников [1, с. 5].
Каждый компонент структуры экономической безопасности детализируется рядом конкретных экономических показателей, по которым можно судить о степени экономической безопасности. Многочисленные исследователи этой проблемы предлагают большое количество (до нескольких сотен) показателей (индикаторов) экономической безопасности.
Показатели и критерии экономической безопасности - это инструмент оценки состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Оцениваются необходимое ресурсное обеспечение и существующие возможности его развития; эффективность путей и способов использования ресурсов, в том числе капитала и труда, их соответствие уровню развития в развитых странах, а также уровню, при котором внешние и внутренние угрозы могут быть минимальными; конкурентоспособность экономики; целостность территории и государственного пространства; суверенитет, независимость и возможность противостояния внешним угрозам, социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения возможных социальных конфликтов.
Среди показателей экономической безопасности наиболее часто выделяются следующие:
- экономический рост (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
- характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
- характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность);
- качество жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.) [4, с. 27-28].
Условно все показатели состояния экономической безопасности можно разделить на группы:
- внутренние (объем ВВП в расчете на одного жителя, доля в ВВП инвестиций в ос-
новной капитал, доля высокотехнологичной продукции в общем объеме промышленного производства, уровень безработицы, внутренний долг, дефицит государственного бюджета, уровень инфляции, размер государственных резервов и т. д.);
- внешние (доля страны в мировом ВВП, мировом экспорте и импорте, размер внешнего долга);
- смешанные (доля экспорта и импорта в ВВП, доля иностранных инвестиций в их общем объеме, доля иностранного капитала в финансово-кредитной сфере, объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличной национальной валюты, размер вывоза капитала и его доля в ВВП и пр.).
Для каждого показателя устанавливается так называемое пороговое значение - величина показателя, превышение которой будет свидетельствовать о наличии угрозы экономической безопасности. Эти показатели могут разрабатываться специально для каждой страны (например, в качестве уровня порогового значения может быть установлен дефицит государственного бюджета - 3 %, внешний и внутренний долг по отношению к ВВП - 60 %, инвестиции в основной капитал - 25 % от ВВП и т. п.) либо применяться общие, универсальные (так, золотовалютные резервы, по рекомендации МВФ, должны составлять сумму трехмесячного импорта) [7, с. 227].
Пороговые уровни снижения безопасности характеризуют, в частности:
- предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
- предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности;
- предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пре-
делами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др. [4, с. 31]
Рассмотрим основные уровни экономической безопасности применительно к различной степени пространственной локализации экономических систем.
1. Мегаэкономический, глобальный уровень. Здесь наличествуют экономические интересы всего мирового хозяйства в целом. Они заключаются в сохранении стабильности основных параметров экономической жизни. В этом случае речь идет о международной экономической безопасности.
Угрозами глобальной экономической безопасности могут быть:
- мировой финансовый кризис;
- мировой энергетический кризис;
- техногенные и природные катастрофы, крупные террористические акты, вызывающие разрушение или паралич систем жизнеобеспечения многих государств;
- военные конфликты, локальные и мировые войны.
Эти угрозы могут разбалансировать мировой экономический порядок, их последствия скажутся на большинстве стран мира.
В настоящее время мировой финансовый кризис, во многом спровоцированный Федеральной резервной системой США [6, с. 4549], оказывает негативное влияние и на российскую экономику.
2. Уровень группы стран (экономические блоки, интеграционные союзы). В целях более полной реализации национальных интересов в мировом экономическом пространстве отдельные страны объединяются в различные интеграционные группировки.
Реализация такого рода межгосударственных экономических интересов заключается в необходимости защиты либо получении определенных преимуществ на мировых рынках товаров и услуг, являющихся высококонкурентными. Интеграционная группировка позволяет объединить экономические ресурсы нескольких государств.
Угрозы экономической безопасности в этом случае исходят от государств или блоков, имеющих более значительные ресурсы и осуществляющих экономическую экспансию по отношению к другим странам.
3. Макроэкономический уровень представлен национальной экономикой и, соответственно, национальными экономическими интересами.
Национальные экономические интересы как раз и рассматриваются большинством авторов в качестве основного элемента при изучении проблемы экономической безопасности.
Возможно выделение уровней экономической безопасности и по другому принципу: международная (глобальная и региональная), национальная, локальная (региональная или отраслевая внутри страны) и частная (фирм и личности) [16, с. 127]. Схожую градацию уровней экономической безопасности предлагают А.Г. Светлаков, Д.В. Шепель: международный, национальный, региональный, отраслевой, предприятия (организации), личности [12, с. 23].
Экономическая безопасность имеет достаточно сложную структуру и отражает возможность возникновения угроз двух видов:
- эндогенных (внутренних), источник которых лежит внутри самого государства и национальной экономики;
- экзогенных (внешних) - их источник находится за пределами национальной экономики, во внешнем мире.
Эндогенные и экзогенные угрозы тесно связаны и переплетены. Первичными, исходными, основополагающими угрозами все же являются эндогенные, поскольку угрозы внешнего характера во многом выступают следствием внутренних проблем и противоречий. Так, экономический кризис в стране, спад производства, инфляция и большой внешний долг, как правило, обусловливают экономические потери страны и ее фирм на мировом рынке.
Внутренние угрозы экономической безопасности государства - это, например, существенное сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнация аграрного сектора, сепаратистские устремления ряда внутренних регионов, экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация, криминализация общественных и экономических отношений и т. п.
Теоретическая модель экономической безопасности конструируется на основе классификации угроз: внутренних и внешних, сильных и слабых, действующих в различных отраслях экономики. Она учитывает и так называемые «внеэкономические» факторы в комплексе существующих угроз. Причем, как правило, принимаются во внимание и обстоятельства,
которые прямо или косвенно способствовали серьезным негативным явлениям, конфликтам и кризисам локального или масштабного характера.
Среди предлагаемых теоретических моделей можно выделить концепцию Л.И. Абалкина, который еще в первой половине 1990-х гг. в числе наиболее опасных современных угроз экономической безопасности называл:
- нарастающий спад производства и потерю рынков;
- разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализацию экономики;
- опасность утраты продовольственной независимости страны;
- рост безработицы и ослабление трудовой мотивации;
- существенное увеличение внешнего долга;
- криминализацию экономики [1, с. 9-13].
Почти все эти угрозы сохранили свою актуальность и в настоящее время. Корни этих угроз уходят в различные сферы общественной жизни. Ученые выделяют следующие приоритетные аспекты безопасности, которые актуальны в условиях российского кризиса: технологический; экологический; финансовый; валютный; социальный (социальная защищенность и социальная безопасность граждан); криминальная (личная безопасность, правовая защита бизнеса, борьба с коррупцией). Они делают вывод, что главная опасность находится внутри, а не за пределами России [2, с. 36-44].
Внутренние экономические угрозы при этом структурируются следующим образом:
- превращение российской экономики в объект политического противоборства;
- разрыв систем хозяйственных связей и потеря управляемости ими;
- технологическая деградация хозяйственного комплекса;
- безработица;
- инфляция;
- массовое уклонение от налогообложения;
- монополизация российской экономики;
- криминализация экономики и общества;
- утечка валютных ресурсов.
Не все эти факторы носят чисто экономический характер, многие связаны с социальными процессами, происходящими в нашем обществе. В данном перечне не проведено четкого разделения угроз по их происхождению и природе. Однако нужно отметить, что такая дифференциация представляет собой весьма трудную методологическую задачу. В «чистом» виде содержание тех или иных факторов
выделить практически невозможно, поскольку в реальной жизни экономические процессы неразрывно переплетаются с социально-политическими и нравственно-психологическими. Но можно и необходимо раскрывать сущность и основную направленность данных процессов, объективно учитывая их роль и значение.
Внешние угрозы могут быть обусловлены ослаблением роли государства в мировом экономическом пространстве и проявляются в таких негативных моментах, как превращение страны в поставщика сырья и энергоресурсов и импортера высокотехнологичных наукоемких товаров и продуктов питания, наличие массового производства неконкурентоспособных товаров, маломощный банковский и инвестиционный сектор, слабая защищенность таможенных границ и неэффективность валютного контроля.
Имеет право на существование классификация угроз по вероятности реализации в различных сферах человеческой деятельности: реальные угрозы (краткосрочные, т. е. которые существуют в настоящее время или могут проявиться в ближайшем будущем) и потенциальные угрозы (долгосрочные, которые могут проявиться в обозримом или отделенном будушщем) [8, с. 24-25].
Внешними субъектами, воздействующими на экономическую безопасность стран, в настоящее время являются: 1) международные экономические организации (как это ни парадоксально); 2) другие страны и их группировки; 3) представители международного бизнеса (прежде всего транснациональные корпорации);
4) транснациональная преступность.
Предпринимая меры по обеспечению экономической безопасности, государству необходимо определиться, какие экономические интересы, в какой очередности и в какой степени оно хочет защитить. Одновременно с этим подлежит исследованию вопрос и о том, что угрожает этим интересам, какова степень реальности этих угроз и каким образом они могут быть нейтрализованы или минимизированы.
Экономическая политика, преследующая цель достижения экономической безопасности, должна быть ориентирована на:
- обеспечение такого уровня развития, который был бы достаточен для нормального существования как населения (потребителя), так и субъектов экономической деятельности;
- использование такого экономического механизма, который бы способствовал прогрессивному развитию, позволяющему как минимум не отставать от уровня экономически развитых государств;
- создание системы мер противодействия потенциальным внутренним и внешним угрозам и воздействиям (факторам), обеспечивающим неуязвимость и независимость экономических интересов субъектов экономической деятельности и государства.
Обеспечение экономической безопасности как внутренне согласованная и целенаправленная система действий, осуществляемых государством, включает следующие уровни:
- определение наиболее значимых (жизненно важных) интересов субъектов экономической деятельности и государства с выделением в этом перечне приоритетных направлений;
- выявление факторов, создающих угрозу экономической безопасности, с определением степени опасности;
- формирование системы противодействия таким факторам.
Иными словами, решение задач обеспечения экономической безопасности должно осуществляться на трех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном.
Стратегический уровень обеспечения экономической безопасности предполагает ликвидацию противоречий либо как минимум их локализацию и ослабление. Фактически на этом этапе должны приниматься и реализовываться глобальные, с точки зрения национальной экономики, системообразующие решения.
Тактический уровень предполагает решение задач, связанных с ликвидацией самих угроз или предотвращением их воздействия на экономическую сферу, т. е. речь идет о разработке комплексов превентивных мероприятий.
На оперативном уровне экономическая безопасность обеспечивается путем ликвидации последствий угроз. Результаты решения этой задачи представляют собой преимущественно комплексы оперативных мероприятий.
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.
2. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 36-44.
3. Бабаев В.К., Баранов В.М. Категория «экономическая безопасность» в конституциях мира (опыт технико-юридического анализа) // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2002. - № 2.
- С. 9-14.
4. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 25-35.
5. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. - М., 2007. - 384 с.
6. Глазьев С. Отцепиться от доллара // Экономическая безопасность. - 2008. - № 9. -С. 43-49.
7. Делягин М.И. Мировой кризис: Общая теория глобализации. - М., 2003. - 768 с.
8. Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность. - М., 2007. - 445 с.
9. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992. - 702 с.
10. Политическая экономия: словарь / под ред. О.И. Ожерельева и др. - М., 1990.
11. Портер М. Международная конкуренция. - М., 1993. - 895 с.
12. Светлаков А.Г., Шепель Д.В. Экономическая безопасность: проблемы и перспективы // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. -2004. - № 4. - С. 20-28.
13. Сенчагов В. К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. -С.97-106.
14. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика // Глобализация, самосохранение и развитие. - М., 2002. - Кн. 4. -128 с.
15. Тропин С.А. Экономическая безопасность России // Законодательство и экономика. - 2004. - № 5. - С. 31-35.
16. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е.А. Олейникова.
- М., 2004. - 768 с.