МЕСТО И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕВЕКОВОГО МАВЕРАННАХРА И ХОРАСАНА
Т.А. Шукурзод, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии образования Республики Таджикистан, академик Академии педагогических и социальных наук (АПСН) РФ, ректор Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, (992918) 137800,
А.Ш. Комили, кандидат исторических и доктор физико-математических наук, академик Академии педагогических и социальных наук (АПСН) РФ, проректор КТГУ им. Носира Хусрава по международным связям, akomili2006@mail.ru,
Б.С. Зухуров, кандидат педагогических наук, заместитель министра связи Республики Таджикистан, (992322) 224520,
М.С. Шодиев, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и геометрии КТГУ им. Носира Хусрава, (992322) 224520
В статье анализируется процесс развития физических знаний в учебных заведениях средневекового Востока. Авторы оценивают содержание и роль естественно-научных трактатов персидско-таджикских ученых средневековья, приводят основные сведения о некоторых научных знаниях ученых, используемых в практике преподавания в период средневековья.
Ключевые слова: физические знания, средневековый Восток, естественно-научный трактат, практика преподавания, средневековый Мавеннахр и Хорасан.
PLACE AND THE MAINTENANCE OF PHYSICAL KNOwLEDGE IN EDUCATIONAL
institutions of medieval mawarannahr and khurasan
Shukurzod T.A., Komili A.Sh., Zuhurov B.S., Shodiev M.S.
Development of physical knowledge in educational institutions of the medieval East is analyzed in article. Authors estimate the maintenance and a role of is natural-scientific treatises of the Persian-Tadjik scientists of the Middle Ages, result the basic data on some scientific knowledge of the scientists used in practice of teaching in the Middle Ages.
Key words: physical knowledge, medieval East, natural-scientific treatise, teaching practice, medieval Mawarannahr and Khurasan.
Учебный предмет «физика», так же как физическая наука, основывается на изучении простейших и вместе с тем наиболее общих закономерностей явлений природы, свойств и строения материи, законов ее движения, которые составляют начальную ступень познания.
Человеку для своего существования всегда необходимо было добывать пищу, одежду, жилье. Аспекты этой деятельности требовали каких-то элементарных знаний о природе и их применения на практике. Исследования по истории физики (Б.И. Спасский, Я.К. Дорфман, Лауэ и др.) [1] показывают, что истоки физических знаний обнаруживаются в древнем Китае (VII в. до н.э.) и Индии (VII в. до н.э. — VI в. н.э.). Свое дальнейшее развитие физика по-
лучила в период античности и расцвета эллинистической культуры. Это отражено в исследованиях И.Д. Рожанско-го, П.С. Кудрявцева, М. Льоццы и др. [2].
Анализ исследований А.Ш. Комилова, М.А. Ахадовой, М.М. Рожанской и др. [3] показывает, что в средние века физические знания достигли определенного уровня своего развития в Багдаде — столице арабского халифата, Бухаре — столице таджикского государства Саманидов, а также в таких городах Хорасана и Мавераннахра, как Нишапур, Рей, Самарканд и т.д.
В развитии физических знаний проблемы экспериментальных работ и теория весов нашли свое отражение в трактатах «Мизан ат-таби'ийа» («Физические весы») Абубака ар-Рази (865—925 гг.), «Ми'йар ал-укул» («Ме-
Таблица 1. Краткие сведения о некоторых научных знаниях ученых, используемых в практике преподавания в период средневековья
№ Название тем Восточные ученые Научные знания
1 Общие сведения о понятии «механика» Якуб ал-Кин-ди, Бану Муса, Ал-Асфазари, Ал-Хазини, Ал-Джазари Арабское название (хийал) (буквально — «искусные приемы»). Под словом «хийал» понималось искусство строить хитроумные механизмы; впоследствии это слово приобрело более общий смысл: ал-хийал — искусные арифметические приемы у Якуба ал-Кинди; описание различных механизмов и автоматов; ал-хийал ал-рухания — духовные искусные приемы у Бану Муса, ал-Асфазари, ал-Хазини, ал-Джазари
2 Взвешивание тяжести (весы) Ал-Хазини «Мизан ал-хикма» («Весы мудрости») с пятью чашами, несколькими шкалами, с подвижными гирями. Ученые средневековья при помощи такой установки могли точно определить вес тела, удельный вес, процент драгоценных металлов, количество примесей в определяемых металлах, подмену драгоценных металлов и др.
3 Центр тяжести Абу Сахл Кухи, Ибн ал-Хай-сам Всякое тело обладает центром тяжести. Центр тяжести — единственная точка внутри тела, расположенная таким образом, что если мысленно «подвесить» тело за эту точку, то оно останется в состоянии покоя и сохранит первоначальное положение
Теоретическая статика рассматривает теории рычага, равновесия, центр тяжести, силу и тяжесть, гидростатику и гидродинамику
5 Простые механизмы (чарри искол) Ибн Сина В трактатах Ибн Сины рассматриваются работы пяти видов простых механизмов: ось (мухл), рычаг, блок, клин, винт (лавла), использование этих механизмов в комбинациях: ось — блок, ось — рычаг и др. На основе использования простых механизмов разработано множество производственных установок, к примеру, водяная и ветряная мельницы, маслобойная, подъемные и другие установки. Очень уместно было бы раскрыть ученикам закон Архимеда на основе высказывания ибн Сины: «Если бы была точка опоры, я вывел бы Землю из равновесия»
6 Тяжелые тела (тяготения) Абу Сахли Кухи и ибн ал-Хайсам Тяжелое — это такое тело, которое под действием внутренних сил движется в «центр Мира» (Земли). Сила не покидает свободно падающее тело до тех пор, пока оно не достигнет «центра Мира» (Земли). Термин «тяжесть» в наследии ученых Востока имел двоякий смысл: во-первых, он обозначал груз, находящийся на рычаге; во-вторых, под словом «тяжесть» понималась сила, под действием которой тело стремится к естественному положению. Абу Сахл Кухи и ибн ал-Хайсам, развивая идеи Аристотеля, указывают, что изменение веса тела зависит от изменения расстояния от тела до «центра Мира» (Земли). Сделан вывод о том, что вес — переменная величина
7 Архимедова сила Ал-Хазини, Ибн Сина Восточные ученые очень хорошо знали архимедову силу и досконально ее исследовали. Ал-Хазини в трактате «Мизон ал-хикма» указывает: если одно и то же тело перевести из менее плотной среды в более плотную, то оно теряет в весе. Это есть основное правило для всякого тяжелого тела, внесенного в жидкость. В другом месте трактата указывается, что если тяжелое тело движется в жидкости, то жидкость сопротивляется его движению, то есть жидкость, находящаяся в нем, сопротивляется движению. Делается вывод о том, что вес тела уменьшается на вес жидкости в его объеме (это и есть архимедова сила)
8 Прямолинейное распространение света Отражение света Ал-Хайсам, Ибн Сина Солнечные лучи распространяются прямолинейно; при отражении от плоской поверхности угол падения равен углу отражения. Отражение от вогнутых зеркал происходит по тем же законам, как и от плоской зеркальной поверхности
9 Геометрическая оптика Бируни, Ибн Сина Если сферический стеклянный сосуд (подобно линзе) наполнить водой, лучи солнца, проникая через жидкость, в определенной точке (сфокусированные лучи) могут сжечь бумагу. Это свойство ибн Сина связывает со свойством белого камня. Если вылить воду и повторить опыт, то такого эффекта не наблюдается
рило разума») Ибн Сины (980—1037) и других работах персидско-таджикских ученых средневековья.
Следует отметить, что физика как наука на данном этапе своего развития не была дифференцирована в том виде, в котором представляют ее в настоящее время. Некоторые разделы физики, как мы их представляем сейчас, в то время входили в содержание математики, философии и даже медицины. Можно утверждать, что средневековая астрономия, в которой описывается движение планет на основе существовавшей ранее теории геоцентризма, геоцентрических сфер и гелиоцентризма, основывается на законах механики. С другой стороны, сама наука физика включала содержание химии, геологии, минералогии, ботаники, зоологии, медицины и психологии. Следовательно, определение содержания физических знаний и физического образования, а также методов их создания необходимо искать в контексте содержания математических наук и астрономии.
На основе вышеизложенного можно утверждать, что действительно существовали физические знания, однако не было дифференциации физического образования на данном этапе развития физической науки. С другой стороны, известно, что на средневековом Востоке существовали различные типы учебных заведений, в которых кроме религиозных дисциплин преподавались и светские науки (естественные), правда, не во всех учебных заведениях, а в некоторых: в медресе высшего класса (Багдад, Нишапур, Бухара, Самарканд), в «Домах мудрости», где можно было специализироваться на любой отрасли существовавшей в тот период науки.
В исследованиях В.В. Бартольда, П.Г. Булгакова, М. Петрушевского и др. показано, что в учебных заведениях средневекового Востока специальных учебников и учебных пособий по тому или иному предмету не выделялось. Однако исследованием выявлено существование некоторых естественно-научных трактатов, которые, возможно, использовались в учебных заведениях того времени в качестве учебных пособий. К ним следует отнести «Весы мудрости» ал-Хазина; «Китаб ал-Шифа», «Китаб ал-Наджат», «Дониш намэ», «Курозаи табииет» Ибн Сины и др. Примерами общегуманитарных трактатов являются «Книга припаса путешественников» Носири Хосрау, «Бустон» и «Гу-листон» Саъди Ширази, педагогический трактат для аристократических слоев населения «Кабус намэ» Кей Кавуса и др.
Следует отметить, что вышеперечисленные трактаты того времени выполняли функции учебных пособий не только для слушателей медресе, но и для всех желающих приобщиться к научным знаниям. Это обстоятельство учитывалось и авторами вышеупомянутых научных трактатов.
Существовали определенные основы подготовки преподавателей, которые работали в данных учебных заведениях. В них включались: знание детской психоло-
гии (то, что в настоящее время называется возрастной психологией); некоторые дидактические методы обучения, которые в основном сводились к репродуктивным. К этому времени следует отнести и зарождение проблемного и экспериментального методов обучения, когда учащимся предлагалось доказать справедливость своих суждений, а также возникновение термина «чтение лекций», который в европейских странах появился лишь после основания университетов — в XIII в. Некоторые элементы содержания физических знаний, которые необходимо было усвоить обучающимся средневекового Востока, показаны в таблице 1. Мы видим, что все научные разработки имеют прямой выход на практику. Например, изготовление бумаги, стекла, медных и металлических изделий, точное взвешивание, определение удельного веса веществ и т.д.
Таким образом, можно утверждать, что использование физических знаний является критерием развития как физики-науки, так и физического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Спасский Б.И. История физики. Ч. 1. — М.: МГУ, 1963; Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века. — М.: Наука, 1974; Лауэ М. История физики. Пер. с нем. Т.Н. Горнштейн. — М.: Гостехиздат, 1956.
2. Рожанский ИД. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука «о природе». — М.: Наука, 1979; Рожанский ИД. Развитие естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. — М.: Наука, 1988; Кудрявцев П.С. Курс истории физики. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1982; Льоцци М. История физики. — М.: Мир, 1970.
3. Комилов А.Ш. Физика ар-Рази и Ибн Сины. — М.: МГУ, 1999; Комилов А.Ш. Физика Авиценны. — Душанбе: Эчод, 2005; Ахадова МА. Физико-математические сочинения Ибн Сины на таджикском языке. Автореф. канд. дисс. — Ташкент, 1965; Рожанская М.М. Механика на средневековом Востоке. — М.: Наука, 1976.