72
Труды молодых ученых
МЕСТО И РОЛЬ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ РЕГИОНА
М.В. ХОМПОДОЕВА, Н.П. ОЛЕСОВ, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация
В статье рассматривается региональная система СМИ, информационное обеспечение физической культуры и спорта в регионе.
Ключевые слова: средства массовой информации, физическая культура, спорт.
Abstract
The purpose of the present research was to consider mass-media, the information support of the process of physical culture and sport in the region.
Key words: mass-media, information support, physical culture, sport.
Введение
Возрастание роли массовой спортивной коммуникации в современном обществе обусловлено тем, что сегодня спорт занимает одно из ведущих мест в общественной системе, представляет собой сферу социальнокультурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившуюся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Анализ позиций современных исследователей показывает, что особая роль в развитии физической культуры и спорта принадлежит средствам массовой информации. Вместе с тем система массовых спортивных коммуникаций, складывающаяся в нашей стране, нуждается в повышении уровня ее организованности в соответствии с запросами общества, что особенно важно для регионов. Спортивные массовые коммуникации призваны в полной мере обеспечить активное взаимодействие между всеми субъектами. В содержании региональных СМИ нет полноты отражения актуальных проблем спорта, недостаточно осваиваются современные коммуникативные стратегии и технологии.
Коммуникации между спортом и широкой спортивной общественностью регионов, а также внутри спортивного движения, осуществляемые посредством СМИ, пока не удовлетворяют информационные запросы региональной аудитории.
На телеканалах редко появляются тематические спортивные программы, особенно имеющие практическую направленность - оказание помощи в занятиях спортом, физической культурой детям, инвалидам, пожилым людям.
Цель исследования
Исследование системы региональных массовых спортивных коммуникаций дает возможность раскрыть сущность названной системы как эффективного средства достижения взаимодействия между различными субъектами спортивной деятельности, между регионами и центром.
Методы исследования
Структурно-функциональный анализ, контент-анализ материалов о спорте и физической культуре в регио-
нальных изданиях, а также в программах телевидения и радио республики.
Средства массовой информации играют значительную роль в популяризации различных видов спорта, формируя тем самым отношение общества к спорту. Из существующих телевизионных форм спортивная информация представлена в разных вариантах: в виде короткого двух-пятиминутного обзора в выпусках новостей, специализированного информационного выпуска, информационно-аналитическихпрограмм, многочасовых трансляций крупных состязаний.
В Республике Саха (Якутия) спортивная информация представлена в двух подвидах информационных агентств.
В первом случае это местные информационные агентства - Национальная вещательная компания «Саха», «Ситим». Здесь спортивная информация чаще всего представлена в рамках ограниченного пространства, реже - это сведения, касающиеся спортивных событий в мире.
Во втором - это крупные информационные агентства - Россия, НТВ, ТНТ и т.д.
Результаты и их обсуждение
На республиканском телеканале тема спорта входит в основной информационный блок теленовостей. К примеру, на республиканском канале национальной вещательной компании «Саха» спортивные новости традиционно выходят в конце выпуска информационной программы «Новости». Их автор знакомит телезрителей с самыми значительными событиями в спортивной жизни, давая краткий обзор или используя оперативные короткие репортажи с самих соревнований.
Существенное значение в региональной тележурналистике имеют и спортивные передачи. Если на центральных каналах, особенно на специализированных «Спорт», «Россия-24», «Евроспорт» и т.д., достаточно программ о спорте, сделанных в самых разнообразных жанра - информационных, информационно-аналитических, развлекательных, игровых и т.д., то их до сих пор очень мало, в лучшем случае - одна еженедельная информационноаналитическая программа на всю республику.
Если рассматривать структурно-содержательный аспект таких программ, то ключевым моментом здесь
ФНЦ ВНИИФК
Труды молодых ученых
73
является различный подход центрального и регионального телевидения к раскрытию спортивной тематики. На ТВ федерального уровня чаще акцент делают на программах, посвященных конкретному виду спорта (футболу, хоккею, теннису и т.д.). В республиканском чаще всего это передачи, раскрывающие все аспекты спортивной жизни, независимо от вида или направления спорта, в частности: «Бары бииргэ» (Вместе) (НВК «Саха»), «Мой спорт» (НВК Саха) и т.д.
Еще одна телевизионная форма на региональном телевидении - спортивные трансляции. Например, в этом году V Международные спортивные игры «Дети Азии» показывали на местном канале НВК «Саха» и «Спорт» Россия, из которых 70% трансляций - прямой эфир.
Если рассматривать спортивные трансляции с позиции того или иного вида спорта, то на федеральных или специализированных каналах более широкий выбор: от популярных олимпийских видов, таких, как футбол, легкая атлетика, фигурное катание до неолимпийских. Что касается местных каналов, то преимущество таким видам спорта - вольной борьбе, национальным видам спорта, боксу. В последнее время в республике очень часто стали проводить соревнования национального уровня (от чемпионата России по тому или иному виду спорта, до полноценных состязаний международного значения).
Большим спросом у читателей пользуются спортивные еженедельные газеты «Спорт Якутии», «Дьулурхан», ежеквартальный журнал «Саха Спорт». Информация о спорте достаточно разнообразна и охватывает все стороны спортивной жизни, начиная от общих представлений о спорте как об основе образа жизни, как о зрелище, как о бизнес-индустрии и заканчивая характеристикой видов спорта, личности современного спортсмена. В то же время такие важные темы, как детский спорт, спорт для пожилых людей и некоторые другие, до сих пор остаются невостребованными в должной мере. Совсем мало материалов о юных спортсменах, женском спорте.
Наиболее популярными темами в местных СМИ являются «Национальные игры» (62,6%) и «Олимпийские виды спорта» (58,2%).
Кроме того, индивидуальность раскрывается в собственном подходе региональных печатных СМИ, пишущих о спорте, к текстовому наполнению (содержанию издания). Например, когда проходит очередной тур чемпионата республики по вольной борьбе, перетягиванию палки, национальным прыжкам, республиканская печать больше концентрируется на выступлении местной команды и раскрывает те подробности, которые не освещаются в региональных, общероссийских изданиях.
В системе региональных масс-медиа радио продолжает оставаться самым массовым и широкодоступным
средством информирования различных слоев населения. Сегодня на республиканском радио выпускаются специальные спортивные выпуски новостей, представляющие собой обзоры спортивных событий в целом или по тому или иному виду спорта за неделю. Их продолжительность 5-10 мин. Таким образом, отсутствие специализированных спортивных радиостанций компенсируется спортивными радиопрограммами, которые способны познакомить радиослушателя как с краткой, так и с более подробной информации из мира спорта, с представлением анализа, оценкой актуальных спортивных событий, исторически значимых явлений, с соответствующей интерпретацией фактов.
Наряду с традиционными СМИ широкое распространение и популярность получают интернет-СМИ: интернет-газеты, интернет-телевидение, интернет-радио. Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникаций. Характеристики новых технологий позволяют выйти за пределы традиционной массовой коммуникации. Эту новую область называют транзактной медийной коммуникацией. Транзактная означает смену ролей - переход к таким межличностным коммуникационным отношениям, в которых каждая сторона может по очереди выступать в роли получателя или передатчика информации.
В региональных СМИ предпочтение отдается тем видам спорта, которые пользуются популярностью у местной аудитории или в которых местные спортсмены добиваются успехов на уровне всероссийских и международных соревнований.
Олимпийским видам уделяется большее внимание СМИ, чем другим видам. Это объясняется многими причинами. Во-первых, именно регионы являются основным ресурсом будущих олимпийских чемпионов. Информацию об этом можно встретить не только в специализированных изданиях, теле-, радиопередачах, интернет-сайтах, но также и в газетах и журналах, ТВ-и радиопрограммах (от центральных до региональных), на веб-страницах различного характера.
Заключение
В целом контент-анализ показал, что в региональные СМИ чаще всего освещают соревнования, проходящие только в республике. В республиканских СМИ данная информация занимает 78%.
Реже в местной прессе встречаются материалы о спортивных событиях, происходящих в других регионах (7,24%), Российской Федерации в целом (15,26%) и мире (13,72%).
ФНЦ ВНИИФК
74
Труды молодых ученых
Литература
1. Гуляев М.Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне (на примере Республики Саха (Якутия)): монография. - М.: Советский спорт, - 2012. - 352 с.
2. Димова А.Л. Основные направления научных исследований в области информатизации по физической
культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 12. - С. 40-44.
3. Фомин Ю.А. Спорт в условиях глобальной информатизации // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 2. - С. 18-19.
References
1. Gulyaev M.D. Modernization of management by system of development of physical culture and sport in new social and economic conditions at regional level (on example of the Republic of Sakha (Yakutia)): monograph. - M.: Sovetsky sport, 2012. - 352 p. (In russian).
2. Dimova A.L. The basic directions of researches in informatization on physical culture and sport / A.L. Di-
mova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. -№ 12. - P. 40-44. (In russian).
3. Fomin Ju.A. Sport in the conditions of global information/ Ju.A. Fomin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2007. - № 2. - P. 18-19. (In russian).
ФНЦ ВНИИФК