Научная статья на тему 'МЕСТО И РОЛЬ НАУЧНЫХ ШКОЛ В РАЗВИТИИ НАУКИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»'

МЕСТО И РОЛЬ НАУЧНЫХ ШКОЛ В РАЗВИТИИ НАУКИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Научная школа / научные теории / формирование научных школ / исследования / известный учёный / научное учреждение / высшее образование / признанные научные школы / фундаментальные и прикладные исследования. / Scientific school / scientific theories / formation of scientific schools / research / famous scientist / scientific institution / higher education / recognized scientific schools / fundamental and applied research.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Алланов К. А., Чариев А. К.

В данном исследовании освещаются научные школы, представляющие собой комплекс знаний, направленных на раскрытие различных идей, концепций, теорий и представляющие собой кропотливую трудовую деятельность, осуществляемую учеными и научно исследовательскими организациями. Также раскрывается многогранность понятия «Научная школа», а также развитие шести классификаций «Научных школ» и их типов в зависимости от уровня, признание «Научных школ» в рамках экономической и социальной географии: научные школы, признанные в мировой науке; признанные на региональном или национальном уровне научные школы; определяются научные школы, признанные в конкретном высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN THE DEVELOPMENT OF THE SCIENCE “ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY”

This article highlights scientific schools, which are a complex of knowledge aimed at revealing various ideas, concepts, theories, and represent painstaking work carried out by scientists and research organizations. The versatility of the concept of “Scientific School” is also revealed, as well as the development of six classifications of “Scientific Schools” and their types depending on the level, the recognition of “Scientific Schools” within the framework of economic and social geography: scientific schools recognized in world science; regionally or nationally recognized scientific schools; scientific schools recognized in a particular higher education institution are determined.

Текст научной работы на тему «МЕСТО И РОЛЬ НАУЧНЫХ ШКОЛ В РАЗВИТИИ НАУКИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»»

Алланов К. А., к.г.н. доцент кафедры географии Термезский государственный университет

Чариев А.К.

старший преподаватель кафедры географии Термезский государственный университет

МЕСТО И РОЛЬ НАУЧНЫХ ШКОЛ В РАЗВИТИИ НАУКИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Аннотация. В данном исследовании освещаются научные школы, представляющие собой комплекс знаний, направленных на раскрытие различных идей, концепций, теорий и представляющие собой кропотливую трудовую деятельность, осуществляемую учеными и научно-исследовательскими организациями.

Также раскрывается многогранность понятия «Научная школа», а также развитие шести классификаций «Научных школ» и их типов в зависимости от уровня, признание «Научных школ» в рамках экономической и социальной географии: научные школы, признанные в мировой науке; признанные на региональном или национальном уровне научные школы; определяются научные школы, признанные в конкретном высшем учебном заведении.

Ключевые слова. Научная школа, научные теории, формирование научных школ, исследования, известный учёный, научное учреждение, высшее образование, признанные научные школы, фундаментальные и прикладные исследования.

Allanov K. A.

Associate Professor, Department of Geography Termez State University, PhD Cha^ev A.K. senior lecturer department of Geography of Termez state university

THE PLACE AND ROLE OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN THE DEVELOPMENT OF THE SCIENCE "ECONOMIC AND SOCIAL

GEOGRAPHY"

Annotation. This article highlights scientific schools, which are a complex of knowledge aimed at revealing various ideas, concepts, theories, and represent painstaking work carried out by scientists and research organizations.

The versatility of the concept of "Scientific School" is also revealed, as well

as the development of six classifications of "Scientific Schools " and their types depending on the level, the recognition of "Scientific Schools " within the framework of economic and social geography: scientific schools recognized in world science; regionally or nationally recognized scientific schools; scientific schools recognized in a particular higher education institution are determined.

Key words. Scientific school, scientific theories, formation of scientific schools, research, famous scientist, scientific institution, higher education, recognized scientific schools, fundamental and applied research.

Ввдение. Развитие общества невозможно представить без развития науки, в этом смысле во всех странах мира науке уделяется особое внимание. В данной статье даны значение научных школ, некоторые соображения, связанные с понятием «научной школы», а также ее научное и социальное описание, основанное на существующих мнениях в этой области.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем Послании Парламенту 29 декабря 2020 года заявил, что естественные науки являются фундаментальной основой создания открытий и технологий, и в последующие годы он особо затронул вопрос восстановления давно заброшенных в Узбекистане научных школ и интеграции их в мировую науку. На основе мнений главы нашего государства в этом обращении проводятся исследования ученых, внесших значительный вклад в развитие науки экономической географии, их научного наследия, созданного ими научно-творческого наследия и великих научных и практических достижений. Значение созданных ими научных школ оправдывает актуальность темы. [2].

В ходе развития любой науки внутри этих направлений формируются определенные научные направления и различные научные школы, которые играют важную роль в развитии этой науки. В развитии географической науки, особенно экономической и социальной географии, вклад ученых, работавших в этой области, и созданных ими научных школ несопоставим.

Основная часть. Вопрос о научных школах специально изучается в зарубежных странах, особенно экономическими географами Узбекистана, и ими созданы всемирно известные теории по этому поводу.

Перспективы науки всегда были неразрывно связаны с развитием ведущих научных школ. Такая ситуация особенно характерна для XXI века, когда все области мировой науки достигают своих высоких результатов. Любые научные проблемы требуют сотрудничества ученых, формирования команды исследователей. [1].

В таких условиях значение научных школ становится чрезвычайно важным. Состав научных школ воплощает уникальные традиции науки нашей республики. Следует отметить, что в большинстве стран научные школы связаны с организационными структурами государства, но это не формируется как непосредственная структура государства, а является признанием научного сообщества, иными словами, это неформальное общество ученых определенного направления.

Научные школы представляют собой комплекс научной деятельности в определенном направлении и представляют собой общественные объединения, действующие на основе принципа взаимного единства и взаимообогащения. Понятие «научная школа» многогранно и имеет свои различные трактовки и определения. Научная школа рассматривается как один из типов научного сообщества, особая форма воплощения научной деятельности.

Доктор географических наук Р.У Рахимбеков, бывший профессор ТашГУ (ныне УзМУ), ученый, занимавшийся формированием, природой, характером и содержанием научных школ, дает по этому поводу следующее определение: "Научная школа - общепризнанная, положившая основу в одну из областей науки, развившая ее, имеющая богатые научные идеи, ведущая научные исследования в определенном направлении под руководством талантливого, известного ученого и творческое объединение поколения единомышленников, проводивших исследования в этом направлении в разные периоды [4].

Научным школам важно понимать суть своих научных исследований, роль и участие в них членов коллектива, и чтобы каждый исследователь работал в гармонии с общей научной деятельностью. Анализ процессов возникновения научных школ позволяет классифицировать их формы следующим образом:

1) научно-педагогическая школа, направленная на подготовку будущих исследователей;

2) группа ученых, совместно реализующая исследовательскую программу, выбранную или созданную под руководством руководителя научной школы - коллектив исследователей;

3) новое направление в науке, связанное с возникновением определенных взглядов, формируемых группой ученых и коллективом исследователей;

4) научные сотрудники, защитившие диссертацию под руководством известного ученого и имеющие ученую степень кандидата и доктора наук.

Понятие «Научная школа» многогранно, и анализ показывает, что широкое признание получили в основном 3 трактовки этой категории:

-официальное объединение, научно-образовательные структуры различного уровня (университет, факультет, кафедра, научно-исследовательское учреждение, научная лаборатория);

-научный коллектив, не входящий в структурный состав вуза или научно-исследовательского учреждения;

-направление в науке, воплощающее интересы группы исследователей;

Исследователь О. Грезнева разработала следующие 6 классификаций научной школы:

1.По типу общения представителей научной школы: научный поток, научная группа, независимая институция;

2.По статусу научной идеи: экспериментальная, теоретическая;

3.По охвату исследуемой области науки: в узкой области, комплексная;

4.По функциональному направлению создаваемых знаний: фундаментальная, практическая;

5. По форме организации деятельности студентов: на основе индивидуальной или коллективной формы организации научно-исследовательской работы;

6. По уровню расположения: национальная, местная, частная [5].

Типы научных школ по их уровню[4]

Важной функцией таких школ является подготовка поколения заместителей в области науки - молодых исследователей, а в процессе приобретения ими ученых степеней и званий научные школы развиваются и гармонизируются. Ведущие учёные стремятся воспитать единомышленников как в научном, так и в философском плане из молодёжи, только приходящей в науку.

Формирование крупных научных школ длительный и трудный процесс. В условиях вуза решение данной проблемы определяется ориентацией коллектива на решение как образовательных, так и научных задач во взаимовоплощенном состоянии.

Среди официальных условий существования научных школ можно отметить следующие:

-лидер научной школы должен иметь яркого учёного, широко признанного научным сообществом;

-наличие уникального подхода, отличного от существующих подходов, принятых и практикуемых в данной сфере;

-постоянная поддержка интереса к области науки на основе статей, семинаров и конференций.

Большое влияние на создание научной школы оказывают не только качества, необходимые для научной деятельности в руководителе, но и умение сплотить вокруг себя творческий коллектив. Руководитель занимает несколько функциональных позиций.

Во-первых, он «дизайнер-организатор» школы. Это помогает членам команды оценить свою работу со стороны.

Во-вторых, лидер выступает одновременно в двух аспектах, то есть и как наставник, и как партнер.

Важность научной школы объясняется тем, что она одновременно выполняет функции инициатора научных идей, их пропагандиста и популяризатора, подготовки молодых ученых на основе защиты ученых степеней. Иными словами, основной характеристикой научной школы является то, что она известна в научном сообществе, имеет высокий уровень, уникальное направление исследований, имеет научную репутацию, имеет собственные научные традиции, обеспечивается преемственность поколений. Научная школа воплощает в себе функции создания знаний (исследования), их популяризации (коммуникации), подготовки ученых, достойных ранга научного сообщества.

С точки зрения признания научных школ в рамках науки экономической и социальной географии можно выделить следующие:

1.Научные школы, признанные в мировой науке. Примером к этому может являтся созданная во времена бывшего союза «Районная научная школа», в центре которой находились учёные географического факультета МГУ, профессора Н.Н.Баранский и Н.Н. Колосовский. В этой научной школе разработаны такие понятия, как «Экономический регион», «Специализация», «Региональные производственные комплексы». Именно с их помощью осуществляются и внедряются научно-практические разработки государственного значения (экономические районы, региональные производственные комплексы и т.п.) по рациональной региональной организации экономики огромной страны на основе существующих факторов - природных ресурсов, трудовых ресурсов, транспорта и потребительских факторов.

2.Академические школы, признанные на региональном или национальном уровне. Если говорить о научных школах в области экономической и социальной географии в Узбекистане, то ее основателем является доктор географических наук, профессор Николай Васильевич Смирнов. «Научная школа городской географии», учредитель профессор Зиявутдин Мухитдинович Акрамов, доктор географических наук; «Научная школа агрогеографии», учредитель профессор Абдусами Солиевич Солиев, доктор географических наук, сюда можно отнести, например, «Научную школу экономической и социальной географии». Стоит отметить, что эти научные школы не ограничиваются Узбекистаном или Центральноазиатским

регионом, но и получили признание и подняты до уровня Союза. Среди них представители научной школы профессора А.С. Солиева (около 50 докторов и кандидатов наук), ее научная и практическая значимость, новые, современные направления экономической и социальной географии - социогеографические исследования и разработки - занимают важное место. особое место среди них. Эта научная школа имеет особое значение не только благодаря основанию новых научных направлений, но и территориальному охвату и широте географии. Поэтому среди представителей этой научной школы можно увидеть граждан Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. В настоящее время они эффективно работают в различных сферах экономики [3].

З.Академические школы, признанные в конкретном высшем учебном заведении. В то же время существуют и другие формы объединения научных школ. К другим объединениям относятся творческие коллективы кафедр и научных проектов, научные лаборатории, общественные объединения специалистов и ученых. Их можно разделить на следующие уровни: «Признанные научные школы», «Известные научные школы», «Развивающе научные школы», «Научные школы, начинающие формироваться».

Научные школы, по сути, отражают деятельность общества, но в науке они называются по имени учёного, являющегося основателем школы. Правильно также иметь в виду ученых, подготовленных ученым научной школой. При этом справедливо говорят, что «он прошел школу такого-то ученого».

При оценке деятельности научной школы учитываются защищенные диссертационные работы, цитирование научных работ членов школы, наличие общих идей и ценностей, которых придерживаются члены школы. Целостность деятельности научной школы, непрерывность исследований обычно характеризуются продолжением, развитием и обогащением научной темы, заложенной руководителем школы в научных трудах студентов.

Одним из важных показателей научной школы является разносторонность исследований, проводимых ее членами. Использование количественных показателей при определении конкретных сторон научной школы, отличающих ее от других, позволяет сделать лишь общие выводы. Поэтому необходим комплексный подход к оценке аспектов, касающихся научной школы, ее уникальности.

Заключение. Подводя итог, можно сказать, что в годы независимости, и особенно в Новом Узбекистане, Президент нашей страны - лично Ш.Мирзиёев - уделял большое внимание развитию науки, дальнейшему расширению сети высших учебных заведений в нашей республике, и подготовке высококвалифицированных кадров. В этом несопоставимы роль и значение сформировавшихся к этому периоду национальных научных школ.

Практически все научно-исследовательские и высшие учебные заведения имеют научные школы. Материалы о деятельности многих

образовательных и научных учреждений, представленные через Интернет, показывают, что научные школы различных форм имеют для общества особое значение как неотъемлемые звенья общего эволюционного развития науки. На этом этапе суть дела заключается в выяснении того, какие из них будут более эффективны в реализации целей и задач конкретного учреждения или университета. В начале своей научной карьеры исследователь должен присоединиться к научной школе, определить и утвердить тему своего исследования и проводить ее в координации с учеными школы. Исследователь своими исследованиями способствует деятельности научной школы и в то же время служит признанию потенциала научной школы как признанного специалиста и эксперта в избранной научной области.

Научные школы своими научными теоретическими и практическими разработками приобретают определенное научное и практическое значение в экономике страны, закладывают основу современного научного направления и в конечном итоге служат прочной основой для формирования, развития и совершенствования рациональной отрасли и региональной структуры экономики страны, а кроме того, служат опорой в подготовке всококвалифицированных кадров. На их основе научные исследования по их формированию и развитию, выводы и заключения о них имеют важное научное и практическое значение.

Использованные источники:

1.Abdunazarov H. M. et al. Issues of human economic activity and environmental protection //Экономика и социум. - 2020. - №. 11. - С. 23-26.

2.Allanov Q. A., Choriev A. Q. Effects on the Location and Development of the Production Forces of the South Surkhan Reservoir. Middle European Scientific Bulletin, 11. - 2021.

3.Erdonov M. N. et al. Bbb and swot-analysis //methods in teaching the subject of" geographical federation of brazil" in world geography. - 2020. - Т. 8. - №. 11.

4.Алланов К. А., Чориев А. К. Роль угольной промышленности в социально-экономическом развитии сурхандарьинской области республики узбекистан //Экономика и социум. - 2023. - №. 6-1 (109). - С. 624-630.

5. Алланов К. А., Чориев А Вопросы эффективного использования водных ресурсов в засушливых регионах и развития садоводства (на примере сурхандарьинской области) "экономика и социум" №1(116) 2024 c.729-733

6. Umarova, M. H., & Turaev, Q. (2021). Names of Places Related to Religious Tourism and their Origin. Middle European Scientific Bulletin, 12, 371-373. Retrieved from

7. Umarova M.H, Erdanov M.N, Xolmatov Z.M, Turaev Q.T. American Journal of Social and Humanitarian Research, Vol. 2 No. 4 (2021): AJSHR Article Published : Jun 19, 2021.

8. Umarova М. Н., To'rayev Q. T. Din-ziyorat turizmi bilan bog'liq bo'lgan joy nomlari va ularning kelib chiqishi // за публикацию в международном научно-практическом журнале «Экономика и социум» № 6(85) 2021

9. Tokhirovich , T. K. ., Mamarasulovna , T. Z. ., & Maxmaniyozovich , X. Z. . (2022). The Role and Importance of Tourism in the Régions . Miasto Przyszlosci, 24, 431-433. Retrieved from

10. Алланов К. А., Чориев А Загрязнение атмосферного воздуха и его влияние на здоровье населения северо-восточных районов сурхандарьинской области-"Экономика и социум" 2022/1/9 2/914-919.

11.Абдуназаров Х. М., Ниёзов Х. М. Проблемы развития отраслей промышленности южного узбекистана //Экономика и социум. - 2023. - №. 12 (115)-1. - С. 893-900.

12.Эсанов Н.А Перспективы использования технологий «умный город» в экономическом и социальном развитии города термез //Экономика и социум. -2023. - №. 2 (117)-1 2024

13. Алланов К. А , Чариев А. К, Некоторые географические аспекты современного процесса урбанизации "Экономика и социум" №4(119)-1 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.