Научная статья на тему 'Место и роль музыковеда в современной музыкальной культуре'

Место и роль музыковеда в современной музыкальной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Музыковед / музыковедение / музыкальная коммуникационная цепочка / музыкальная информационная система / музыкальная информация. / Musicologist / musicology / musical communication chain / musical information system / musical information.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозов Сергей Павлович

Статья посвящена обоснованию места и роли музыковеда в современной музыкальной культуре. В ней даётся толкование понятия «музыковед» и на основе информационного подхода определяется положение музыковеда в музыкальной коммуникационной системе. Даётся последовательный анализ информационного взаимодействия музыковеда с элементами музыкальной коммуникационной цепочки (композитором, нотным текстом, исполнителем, акустическим текстом, слушателем), приводится перечень и характеристика различных видов деятельности музыковеда. В результате исследования обозначается роль музыковеда в современной музыкальной культуре, которая заключается в художественной оценке явлений музыкальной культуры и результатов творческой деятельности композиторов и исполнителей. Кроме того, он выступает в качестве толкователя музыкального сообщения. Музыковед своею деятельностью оказывает существенное влияние на формирование музыкального общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полозов Сергей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Place and Role of a Musicologist in Modern Musical Culture

The article is devoted to substantiating the place and role of a musicologist in modern musical culture. It gives an interpretation of the concept of «musicologist» and, based on the information approach, determines the position of a musicologist in a musical communication system. A consistent analysis of the information interaction of the musicologist with the elements of the musical communication chain (composer, musical text, performer, acoustic text, listener) is given, a list and characteristics of various types of activities of the musicologist are given. As a result of the research, the author outlines the role of a musicologist in modern musical culture, which consists in the artistic assessment of the phenomena of musical culture and the results of creative activity of composers and performers. In addition, he acts as an interpreter of the musical message. The musicologist, through his activity, has a significant impact on the formation of musical public consciousness.

Текст научной работы на тему «Место и роль музыковеда в современной музыкальной культуре»

DOI: 10.24412/2618-9461-2024-4-48-53

Полозов Сергей Павлович, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Polozov Sergey Pavlovich, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Theory of Music and Composition Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: [email protected]

МЕСТО И РОЛЬ МУЗЫКОВЕДА В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена обоснованию места и роли музыковеда в современной музыкальной культуре. В ней даётся толкование понятия «музыковед» и на основе информационного подхода определяется положение музыковеда в музыкальной коммуникационной системе. Даётся последовательный анализ информационного взаимодействия музыковеда с элементами музыкальной коммуникационной цепочки (композитором, нотным текстом, исполнителем, акустическим текстом, слушателем), приводится перечень и характеристика различных видов деятельности музыковеда. В результате исследования обозначается роль музыковеда в современной музыкальной культуре, которая заключается в художественной оценке явлений музыкальной культуры и результатов творческой деятельности композиторов и исполнителей. Кроме того, он выступает в качестве толкователя музыкального сообщения. Музыковед своею деятельностью оказывает существенное влияние на формирование музыкального общественного сознания.

Ключевые слова: музыковед, музыковедение, музыкальная коммуникационная цепочка, музыкальная информационная система, музыкальная информация.

THE PLACE AND ROLE OF A MUSICOLOGIST IN MODERN MUSICAL CULTURE

The article is devoted to substantiating the place and role of a musicologist in modern musical culture. It gives an interpretation of the concept of «musicologist» and, based on the information approach, determines the position of a musicologist in a musical communication system. A consistent analysis of the information interaction of the musicologist with the elements of the musical communication chain (composer, musical text, performer, acoustic text, listener) is given, a list and characteristics of various types of activities of the musicologist are given. As a result of the research, the author outlines the role of a musicologist in modern musical culture, which consists in the artistic assessment of the phenomena of musical culture and the results of creative activity of composers and performers. In addition, he acts as an interpreter of the musical message. The musicologist, through his activity, has a significant impact on the formation of musical public consciousness.

Key words: musicologist, musicology, musical communication chain, musical information system, musical information.

Интуитивно музыковед представляется как носитель знаний о музыкальном искусстве во всём его разнообразии. При этом, кроме эмпирического представления, на сегодняшний день мы не имеем научного обоснования того, кем является музыковед в современной музыкальной культуре. Специальные научные исследования о сущности и специфике деятельности музыковеда отсутствуют. В этой связи неслучайно, что в словарях и энциклопедиях, даже специализированных, нет чёткого, ясного и развёрнутого определения понятия «музыковед», за исключением, пожалуй, таких весьма общих формулировок, как «специалист по музыковедению» [3, с. 313] или «специалист в области музыковедения» [2]. Исходя из этих формулировок, очевидно, что для толкования термина «музыковед» прежде всего следует обратиться к понятию «музыковедение».

Музыковедение обычно понимается как наука о музыке, то есть система знаний о музыкальном искусстве. В этом контексте, на наш взгляд, уместно вспомнить один из афоризмов академика Льва Давидовича Ландау: «Науки бывают естественные, неестественные и противоестественные» [1, с. 52]. К последним — «противоестественным» — учёный относил всё искусствоведение, в том числе музыковедение, и для этого есть весьма

веские основания. Действительно, как можно решать научную задачу, если заранее известно, что она не имеет однозначного, единственно верного решения. В музыкознании нет законов, есть только закономерности, которые обрастают огромным количеством особенностей, исключений, отклонений и пр. В качестве примера можно взять многочисленные учебники по полифонии, гармонии, инструментоведению, музыкальной форме. Все они освящают ту или иную область музыкознания, однако в определённом смысле альтернативны друг другу, поскольку представляют особый, авторский взгляд на строение музыкальной ткани.

Обилие альтернативных взглядов по существу образует большую проблему для музыкознания, которая заключается в отсутствии преемственности. На одно и то же музыкальное явление могут существовать различные точки зрения. Поскольку ни одна из таких точек зрения не может быть ни доказана, ни опровергнута, музыковед вынужден придерживаться одной из них, исходя из собственных представлений, или выдвигать собственную оригинальную концепцию. Такой плюрализм фактически подрывает основания для квалификации музыковедения как науки, вместе с тем, на наш взгляд, он является одним из ценнейших качеств музыкознания

как системы знаний о музыкальном искусстве.

Исходя из вышесказанного, под музыковедом мы будем понимать человека, профессией которого является создание, сохранение и распространение знаний о музыки. Поскольку знания являются одной из составляющих информации, для нас представляется естественным в определении места и роли музыковеда в современной музыкальной культуре воспользоваться информационным подходом [5]. Для этого мы обратимся к коммуникационной системе, функционирующей в музыкальном искусстве.

Как известно, основу музыкальной коммуникационной системы составляют три элемента — композитор, исполнитель и слушатель. Каждый из них играет особую и весьма важную роль в функционировании системы, где в процессе передачи музыкального сообщения композитор, создающий музыкальное произведение, выступает в качестве источника, отправителя; исполнитель, интерпретирующий это произведение, — посредника, передатчика; а слушатель, воспринимающий музыку, — потребителя, получателя сообщения. Именно в таком линейном (векторном) порядке осуществляется движение музыкальной информации в музыкальной коммуникационной системе.

Композитор, исполнитель и слушатель являются субъектами музыкальной коммуникации, которые взаимодействуют посредством объектов музыкальной коммуникации. Посредником между композитором и исполнителем является нотный текст, а между исполнителем и слушателем — акустический текст. Нотный и акустический тексты как объекты музыкальной коммуникации выполняют функцию передаваемого музыкального сообщения от одного субъекта музыкальной коммуникации к другому. Таким образом, музыкальная коммуникация в целом выстраивается в линейно (век-торно) направленную коммуникационную цепочку, которая обозначает последовательность передачи музыкальной информации от одного элемента системы к другому, где начальным звеном является композитор, а конечным — слушатель (схема 1).

Схема 1. Музыкальная коммуникационная цепочка

Композитор Нотный Исполнитель Акустический Слушатель

текст текст

В этой схеме представлена основная магистраль движения музыкальной информации. Конечно, возможны непосредственные контакты между композитором и исполнителем, композитором и слушателем, исполнителем и слушателем, однако эти контакты факультативны и не являются стержневыми. Безусловно, они способны оказывать влияние на музыкальную коммуникацию, однако такое влияние может быть лишь дополнительным, вспомогательным, опосредованным.

Как видим, музыковеду нет места в основной музыкальной коммуникационной цепочке. Он оказывается на периферии музыкальной коммуникации. Следовательно, он может быть включён в систему музыкальной

коммуникации только в качестве дополнительного элемента, и свою необходимость для функционирования музыкальной коммуникационной цепочки ему ещё нужно доказать.

Заметим, что некоторые исследователи включают музыковеда в музыкальную коммуникацию в качестве её неотъемлемого элемента. Так, А. Н. Якупов в докторской диссертации в музыкальную коммуникацию непосредственно включает коммуникативные сферы композитора, исполнителя, слушателя, критика и музыковеда [8, с. 2-3], а в монографии «Теоретические проблемы музыкальной коммуникации» в качестве главных участников процесса музыкальной коммуникации указываются композитор, исполнитель, слушатель и музыковед-критик [9, с. 13], то есть критик и музыковед в данном случае представлены в одном лице. В коммуникативной цепи, по терминологии учёного, музыковед-критик помещается на последнюю, конечную позицию, выстраивая, такими образом, последовательность композитор — исполнитель — слушатель — музыковед-критик [9, с. 13]. С подобной позицией, отведённой музыковеду в коммуникационной цепочке, вряд ли можно согласиться, так как, во-первых, передача ему от слушателя какого-либо сообщения факультативна, необязательна для функционирования музыкальной коммуникации, во-вторых, область его профессиональных интересов настолько широка, что коммуникационные связи он может налаживать не только со слушателем, но и с остальными элементами коммуникационной цепочки.

Итак, при присоединении музыковеда к музыкальной коммуникационной цепочке образуется музыкальная коммуникационная система, элементы которой связываются движением потоков музыкальной информации. Данную систему мы представим в виде схемы 2, где сплошными линиями обозначены непосредственные информационные потоки, а пунктирными линиями — опосредованные информационные потоки.

Схема 2. Музыкальная коммуникационная система с музыковедом

- ---1 ,Г>- - -1 1 11

Нотный текст Исполнитель Акустический текст Слушатель

1111

| -> Музыковед 4- |

Из данной схемы видно, что музыковед образует особое звено музыкальной коммуникационной системы. Он находится в стороне от основной магистрали движения музыкальной информации, поскольку музыка сочиняется и исполняется не для того, чтобы быть изученной, а для того, чтобы быть услышанной. Для проведения исследований и получения знаний о музыкальном искусстве исследователь непосредственно черпает музыкальную информацию из любого элемента системы. Результаты этой работы могут быть востребованы композитором, исполнителем, слушателем, а также

другим музыковедом.

По нашему мнению, музыковедение зародилось достаточно давно, в античности. Ещё в VI в. до н. э. Пифагор исследовал отношения между звуками, создал чистый акустический строй и учение о гармонии небесных сфер. Платон и Аристотель разработали систему рекомендаций об использовании того или иного вида музыки в общественной жизни и воспитании молодёжи. При всём синкретизме античной науки, можно сказать, что в эту эпоху появились первые музыковеды. При этом они занимали не созерцательную, не пассивную позицию, а стремились активно воздействовать на музыкальную культуру.

Такая личная активность, инициативность — естественное свойство деятельности любого музыковеда. Он сам ищет поле приложения своих сил, он сам встраивает себя в систему музыкальной коммуникации. Музыковед может наладить контакт со всеми элементами музыкальной коммуникационной цепочки.

Непосредственное общение с композитором является весьма важным моментом для понимания общих стилистических особенностей, авторской манеры письма, идейных установок, содержания музыкальных произведений. Знакомство со взглядами композитора может происходить и через эпистолярное наследие (письма, литературные труды), воспоминания современников и т. п. По существу, такое общение можно считать начальной, отправной точкой в понимании музыки, так как полученная информация исходит «из первых рук». Данная информация имеет большое значение прежде всего для осмысления процессов, происходящих в истории музыки.

Обращение к нотному тексту, как правило, связано с теоретическим его постижением. Здесь изучается сложение музыкальной ткани, структура произведения, интонационное содержание, логика развития. Результаты изучения нотного текста имеют прямое отношение прежде всего к сфере теории музыки, поскольку направлены на исследование элементов музыкального языка.

Сведения, полученные от композитора и добытые из нотного текста, в своей основе говорят о том, как создавалась музыка. Эти изложенные на бумаге сведения практически становятся руководством к тому, как сочинять музыку. Именно так можно оценивать все учебники по полифонии, гармонии, музыкальной форме и т. д. В связи с этим отметим два момента. Во-первых, по праву считается, что лучшими теоретиками являются композиторы, поскольку они знают технологию создания музыкального произведения изнутри. И здесь можно вспомнить труды П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Кор-сакова, С. И. Танеева, Б. В. Асафьева, Р. Вагнера, О. Мес-сиана, И. Ф. Стравинского, Э. В. Денисова, А. Г. Шнитке и многих других композиторов. Поэтому в принципе музыковеду очень важно иметь навыки сочинения музыки, хотя бы на уровне сложения музыкальной ткани из элементов музыкального языка с логическим развёртыванием музыкальной мысли. Во-вторых, все известные учебники по композиции (гармонии, поли-

фонии, музыкальной форме) отражают исключительно опыт прошедших времён и могут стать лишь базой для формирования композиторского мышления.

Общение с исполнителями проливает свет на возможности различных прочтений музыкального произведения. Одна и та же музыка не может быть исполнена одинаково разными музыкантами, если не учитывать возможность откровенного подражания, копирования исполнительской манеры. Более того, в творческой деятельности каждого исполнителя имеются периоды, когда его внутренние представления об исполняемом музыкальном произведении изменяются.

Трактовка музыкального произведения — важнейшая составная часть профессии исполнителя, который в данном случае фактически выступает в роли музыковеда. Однако реализация такой трактовки происходит не словами, а музыкальными звуками. Следовательно, сведения, полученные от общения музыковеда с исполнителем, способны привести к расширению представления о содержании музыкального произведения и пополнить дополнительными знаниями область теории исполнительской интерпретации.

Влияние музыковеда на исполнителя, напротив, происходит не музыкальными звуками, а посредством слова. В первую очередь это осуществляется в процессе обучения, где музыковед-педагог передаёт знания о строении музыкальной речи и возможностях её смыслового и образного понимания, а значит и интерпретации. Помимо этого, вне рамок учебного процесса, знакомство исполнителя с музыковедческими трактовками содержания музыкального произведения на основе научных исследований расширяет его интерпретационные возможности.

Восприятие акустического текста способствует непосредственному постижению образного содержания музыкального произведения. Здесь действует принцип интроспекции, когда анализируются и оцениваются собственные музыкальные впечатления. Приобретённый опыт слушания музыки пополняет личный музыкальный тезаурус музыковеда, обогащает его представления о музыкальном искусстве.

Наконец, осталось последнее звено музыкальной коммуникационной цепочки — слушатель. Получение информации от слушателя главным образом используется для проведения исследований в области психологии восприятия или музыкальной социологии. Данная информация важна для организации музыкальных мероприятий и управления социальными процессами, происходящими в музыкальной культуре.

Музыковед, в свою очередь, по отношению к слушателю выступает как просветитель. В различных аудиториях и на различных мероприятиях он рассказывает о композиторах, их музыке, исполнителях и музыкальных коллективах, состоянии музыкальной культуры в целом. В данном случае его основная задача заключается в том, чтобы привлечь внимание публики к музыке и сделать её восприятие более целенаправленным.

Итак, основной продукт деятельности музыковеда —

это вербальный текст в письменной или устной форме (то есть музыковед осуществляет передачу музыкальной информации не в музыкально-звуковой, а вербальной форме). Музыковед занимается разъяснением, объяснением того, что такое музыка в различных её аспектах и проявлениях. Возникает правомерный вопрос: «А можно ли музыку объяснить словами?». Поскольку музыкальный и вербальный языки образуют разные семиотические системы, адекватный перевод сообщения с одного языка на другой здесь, естественно, не возможен. Отсюда музыковед практически становится толкователем музыкального искусства, а толкование — это всегда творчество.

Где же востребована творческая энергия музыковеда? Профессиональная деятельность музыковеда весьма широка и многоаспектна. Она является синтетической, многосоставной и допускает сочетание различных её видов. Мы представим некоторые из этих видов, исходя из собственного опыта музыковедческой работы.

Прежде всего музыковед — это исследователь. Профессиональные музыковеды-исследователи пишут диссертации, книги, статьи о любых аспектах музыкальной культуры. В этой ипостаси музыковед реализует себя в первую очередь в научно-исследовательских институтах. Исследовательская работа составляет важную часть деятельности профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, проведение научных исследований музыковед как учёный может осуществлять на любом рабочем месте.

Несмотря на то что в основе деятельности музыковеда предполагается проведение исследований в области музыкознания, чаще всего он реализует свои знания и умения на практике в качестве преподавателя всего комплекса музыкально-исторических и теоретических дисциплин в профессиональных музыкальных учебных заведениях. Научить понимать музыку — это, пожалуй, главная задача музыковеда, и в учебном заведении она реализуется в полном объёме.

Весьма распространённым местом приложения творческих сил музыковеда является филармония или любая другая концертная и культурно-просветительская организация. Самая заметная — публичная сторона деятельности музыковеда, когда он занимается просветительской работой, выступая в качестве лектора или ведущего концертной программы. В живой и доступной форме он рассказывает публике о музыке и музыкальной культуре в целом, налаживая опосредованную связь между композитором и исполнителем, с одной стороны, и слушателем, с другой стороны. Кроме того, музыковеды принимают участие в формировании концертного репертуара, организации и проведении таких мероприятий, как фестивали, конкурсы, творческие встречи и юбилеи. Они занимаются подготовкой печатной продукции в виде буклетов, программ, афиш и рекламы, анонсируют предстоящие концерты.

Музыковеды востребованы в музыкальных театрах, где они обычно выполняют функцию заведующего литературной частью, являясь «правой рукой» художе-

ственного руководителя и режиссёра в формировании репертуарной политики театра. Кроме того, именно заведующий литературной частью ведёт диалог с публикой и средствами массовой информации, способствуя созданию и поддержанию соответствующего имиджа театрального коллектива. Также музыковеды занимаются подготовкой буклетов, рекламных объявлений и афиш предстоящих мероприятий.

Музыковеды востребованы в средствах массовой информации: в редакциях газет и журналов, на радио и телевидении. Здесь музыковед может реализовать себя в двух направлениях деятельности: редактор и журналист. В качестве музыкального журналиста он пишет критические статьи, рецензии на театральные постановки и концерты, выступая в роли музыкального критика, готовит и ведёт музыкальные рубрики в периодических изданиях и программах на телевидении и радио. В качестве музыкального редактора он редактирует публикуемые тексты, освещающие различные аспекты музыкальной культуры, создаёт теле- и радиопередачи о музыке, делает музыкальное оформление транслируемых передач. Особая миссия лежит на главном редакторе, который не только осуществляет общее руководство редакцией (подбирает сотрудников, распределяет между ними обязанности, обеспечивает выполнение редакционных планов), но и формирует и реализует редакционную политику (см., например, [4]).

Немаловажную часть деятельности музыковеда составляет его работа в издательствах, где редактируются книги о музыке и ноты музыкальных произведений с целью дальнейшей публикации. При подготовке рукописи книги к печати нередко требуется серьёзное редактирование текста по нескольким направлениям (см. [6]), среди которых отметим следующие. Во-первых, необходимо провести текстологическую работу, приводя текст рукописи в соответствие современным типографическим нормам с учётом авторских правок. Во-вторых, поскольку важную часть научного труда составляют цитаты и ссылки на литературные источники, требуется грамотное оформление как заимствованного текста, так и списка литературы с точным библиографическим описанием. В-третьих, особое внимание уделяется подготовке иллюстративного материала с качественным изображением нотных примеров, фотографий, схем, таблиц и пр. Кроме перечисленных, могут образоваться специфические направления редакционной работы в зависимости от особенностей той или иной редактируемой рукописи. При подготовке к печати рукописи нот музыкального произведения, помимо типографического набора нотного текста, нередко требуется исследование стилистических особенностей музыкального мышления композитора и содержательных аспектов музыки (см. [7]).

Завершая перечень видов деятельности музыковеда, отметим возможность реализации его профессионального потенциала в качестве сотрудника музея или архива, сохраняя и преумножая музыкальное культурное

наследие. Кроме того, он может быть весьма полезен в музыкальных отделах библиотек, обслуживая познавательные запросы читателей по различным отраслям музыкального знания.

Приведённый перечень возможностей, которые предоставляются музыковеду для реализации своих профессиональных интересов, репрезентирует лишь наиболее очевидную часть его деятельности и, естественно, является неполным. Всё это подчёркивает многоаспектность и многоплановость данной профессии. При этом можно с уверенностью сказать, что музыковед — профессия в высшей степени творческая.

Таким образом, включаясь в музыкальную коммуникационную систему, музыковед выполняет весьма важную роль для музыкальной культуры. Он комму-ницирует со всеми участниками музыкального коммуникационного процесса (композитором, исполнителем и слушателем), а также анализирует композиторский нотный текст и исполнительский акустический текст. Основная его роль заключается в художественной оценке явлений музыкальной культуры, результатов творческой деятельности композиторов и исполните-

лей. Кроме того, он выступает в качестве толкователя музыкального сообщения.

Музыковед своею деятельностью оказывает существенное влияние на формирование музыкального общественного сознания. Безусловно, центральная роль в этом процессе принадлежит самой музыке. Именно она посредством взаимодействия с ней — сочинение, исполнение и слушание — формирует музыкальное сознание, поскольку обрести музыкальный опыт вне непосредственного общения с ней невозможно. Вместе с тем оценочные суждения музыковеда в определённой мере могут влиять на все элементы музыкальной коммуникационной цепочки, воздействуя как на творческую деятельность композитора и исполнителя, так и на слушательское восприятие.

Профессия музыковеда обычно не даёт покоя своему обладателю. Предоставляя широкие возможности самореализации, она постоянно соблазняет заняться новыми видам деятельности, противостоять чему настоящим пытливым, творческим людям почти не удаётся. Этому соблазну противостоять крайне сложно.

Литература

1. Бессараб М. Я. Так говорил Ландау. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. 128 с.

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. В 2 т. М.: Рус. яз. 2000. 1209 с.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 17-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985. 797 с.

4. Полозов С. П. К пятилетию журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 2 (20). С. 3-6.

5. Полозов С. П. О возможностях информационного подхода в исследовании музыкального искусства // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 21-31.

6. Полозов С. П. От редактора // Волынский Э. И. Кароль Шимановский. Жизнь и творчество: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. С. 4-7.

7. Полозов С. П. От редактора // Моралёв О. Монологи, сцены и дуэты для альта, скрипки и струнного оркестра: нотное издание / под общ. ред. С. П. Полозова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2018. С. 3.

8. Якупов А. Н. Музыкальная коммуникация (история, теория, практика управления). Автореф. дис. ... док. искусствоведения. М., 1995. 48 с.

9. Якупов А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации. М., 1994. 292 с.

References

1. Bessarab M. Ya. Tak govoril Landau [That's what Landau said]. M.: FIZMATLIT, 2004. 128 p.

2. Efremova T. F. Novyj slovar russkogo yazyka. Tolkovo-obra-zovatelnyj [A new dictionary of the Russian language. Explanatory and educational]. V 2 t. M.: Rus. yaz. 2000. 1209 p.

3. OzhegovS. I. Slovar russkogo yazyka [Dictionary of the Russian language]. 17-e izd., stereotip. M.: Rus. yaz., 1985. 797 p.

4. Polozov S. P. K pyatiletiyu zhurnala «Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya» [For the fifth anniversary of the «Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts»] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy" iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2023. № 2 (20). P. 3-6.

5. Polozov S. P. O vozmozhnostyah informatsionnogo podhoda v issledovanii muzykalnogo iskusstva [About the possibilities of the information approach in the study of musical art] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 21-31.

6. Polozov S. P. Ot redaktora [From the editor] // Volynskij E. I. Karol Shimanovskij. Zhizn i tvorchestvo: monografiya [Karol Szy-manowski. Life and work: a monograph]. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2022. P. 4-7.

7. Polozov S. P. Ot redaktora [From the editor] // MoralyovO. Monologi, stseny i duety dlya alta, skripki i strunnogo orkestra [Monologues, scenes and duets for viola, violin and string orchestra]: notnoe izdanie / pod obshh. red. S. P. Polozova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2018. P. 3.

8. Yakupov A. N. Muzykalnaya kommunikatsiya (istoriya, teoriya, praktika upravleniya) [Musical communication (history, theory, management practice)]. Avtoref. dis. ... dok. iskusstvovedeniya. M., 1995. 48 p.

9. Yakupov A. N. Teoreticheskie problemy muzykalnoj kom-munikacii [Theoretical problems of musical communication]. M., 1994. 292 p.

Информация об авторе

Сергей Павлович Полозов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» Саратов, Россия

Information about the author

Sergey Pavlovich Polozov

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» Saratov, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.