МЕСТО И РОЛЬ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.В. Андросова, Мичуринский государственный аграрный университет
Аграрная политика призвана ориентировать всех участников процесса развития аграрной сферы экономики на повышение его устойчивости, прогрессивной направленности, должна учитывать уровень развития производственных сил и отношений, а также стимулировать достижение общественных интересов в решении проблем обеспечения продовольственной безопасности. Основным инструментом достижения поставленных целей является увеличение объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и поставка ее на потребительский рынок по ценам доступным широким слоям населения. Именно это позволит обеспечить конкурентоспособность отечественного агропродукта.
Качество в немалой степени является производной категорией технологии производства. Понимание этого «заставляет» регионы искать пути формирования эффективного агропромышленного производства. [2]
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - является ведущим сектором экономики Тамбовской области, его доля в валовом региональном продукте составляет порядка 17%. Именно это обуславливает острую необходимость в повышении эффективности реализации стратегической цели развития сельских территорий области.
Основная стратегия аграрной политики Тамбовской области предусматривает следующие приоритетные направления:
- формирование нового режима воспроизводства, ориентированного на экономический рост и принципиальное улучшение качества продукции и технологий и глубокую переработку производимого в области сельскохозяйственного сырья;
- формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего удовлетворение внутренних потребностей области в производимой продукции и вывоз продукции в другие регионы;
- производство экологически безопасных продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения чистых ресурсосберегающих технологий, в том числе с использованием научно-производственного потенциала г. Мичу-ринска-наукограда Российской Федерации;
- создание современной индустриальной базы агропромышленного производства, совершенствование вертикально-горизонтальной производственной кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе (АПК) области;
- внедрение финансовых механизмов государственной поддержки производителей продовольствия, увеличение доли сельских товаропроизводителей в стоимости конечной продукции агропромышленного комплекса.
Главным приоритетом развития сельского хозяйства Тамбовской области на сегодняшний день является повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных.
Для обеспечения ускоренного и динамичного развития АПК необходимо реализовать комплекс мер по вовлечению в экономический оборот земли и ее
эффективное использование, применению современной энергоресурсосберегающей техники, современных технологий в производстве сельхозпродукции [1].
Итогом является неуклонный рост производства сельскохозяйственной продукции в регионе. Так, использование интенсивных агротехнологий в растениеводстве позволит, по оценке специалистов, к 2012 г. довести объем сбора зерна до 3,5 млн т в год, сахарной свеклы - до 3 млн т в год, значительно повысить урожайность маслосемян подсолнечника.
Главными направлениями развития отраслей животноводства являются повышение продуктивности животных, снижение затрат на продукцию.
В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» предусматривалась реализация первоочередных мер, направленных на ускоренное развитие животноводства (программы по финансовой поддержке свиноводства, селекционно-племенной работе и воспроизводству молочно-мясного скотоводства) и стимулирование развития малых форм хозяйствования.
При этом в области наблюдается четкое разграничение отраслевого размещения по категориям хозяйств. В области имеется более 270 тыс. личных подворий, производится около 60% всей продукции. В стоимости потребленных продуктов питания населения региона этот сектор занимает 30%. В связи с этим развитие личных подсобных хозяйств населения региона рассматривается как важнейшее направление реализации региональных аграрных программ.
Однако увеличение производства сельскохозяйственной продукции не является единственным показателем качества развития аграрной сферы региона. Устойчивость развития сельских территорий, снижение уровня трудоемкости производства единицы аграрного продукта на основе комплексной механизации и автоматизации труда сельских тружеников, строительство и ввод сельскохозяйственных кооперативных - вот те промежуточные цели развития региона, которые первоочередно должны быть достигнуты в перспективе.
Решение задач по этим направлениям достигается в Тамбовской области через участие в национальных программах развития села. К ним следует отнести развитие семейных ферм. В области уже ведется строительство семейных молочных миниферм на 24 головы коров для крестьянских (фермерских) хозяйств. Также будут построены фермы на 100 голов коров и более. Всего до 2012 г. предполагается ввести не менее 60 молочных ферм. Фермы оснащаются современным оборудованием для содержания, кормления и доения животных, что позволит достичь качества производимого молока на уровне стандартов. Одновременно с этим, крестьянские (фермерские) хозяйства объединяются в сельскохозяйственные потребительские кооперативы по переработке молока, что позволяет выпускать доработанную продукцию высокого качества и, соответственно, повысить ее конкурентоспособность на потребительском рынке.
Повышению эффективности производственной деятельности ЛПХ в немалой степени будет способствовать строительство и ввод сельскохозяйственных кооперативных рынков. В настоящее время в двух районах области уже действуют такие рынки. В перспективе каждый районный центр и
город области будет иметь рынок с преобладающей долей товаров и продукции, реализуемых непосредственно производителями.
Для поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции в Тамбовской области создан «Региональный информационноконсультационный центр агропромышленного комплекса». Его создание относится к организационноуправленческим инновациям регионального уровня. Основным предметом его деятельности областного является оказание консультационной, организационной и информационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям по вопросам развития сельскохозяйственного производства [3].
В Тамбовской области находится единственный, сельскохозяйственный наукоград. Невозможно отрицать положительный результат взаимодействия аграрной ВУЗовской науки с аграрным производством. В связи с этим в Тамбовской области разработан проект аграрного научно-технологи-ческого комплекса, который предполагает создание трёх заводов - витаминизированных соков и джемов, охлажденных продуктов питания и упаковочных материалов на основе биоразлагаемого полимера. Все проекты МичГАУ имеют право на особую государственную поддержку, поскольку касаются самого главного
- здоровья населения. Кроме того, инвестиционный фонд РФ планирует выделить 776 млн руб. на реализацию трех аграрных инвестпроектов в Тамбовской области общей стоимостью 12,2 млрд [4].
Выполнение предусмотренных мероприятий приведет к повышению инвестиционной активности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, увеличению потребления основных продуктов на душу населения, превращению АПК в экономически успешный и инвестиционно привлекательный сегмент бизнеса. Исходя из насущных проблем развития конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора, требующих своего разрешения на региональном уровне, выделены приоритетные цели, достижение которых позволит реализовать стратегическую цель развития сельских территорий области.
Источники
1. Бойко, И.В. Как выращивать конкурентные преимущества региона? / И.В. Бойко // ЭКО. - 2010. - №7, с. 122-129.
2. Семин, А.Н. Как повысить конкурентный потенциал регионального аграрного производства / А.Н. Семин // АПК: экономика, управление. - 2009. - №11. - с. 13-17.
3. Характеристика сельского хозяйства Тамбовской облас-
ти [Электронный ресурс] // Тамбовское областное государственное автономное учреждение «Региональный информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса»: [сайт]. [2010] и^: Ь|Пр://\мм«.
tambovapk.ru/ (дата обращения: 28.03.2011).
4. АПК Тамбовщины - выгодное поле для инвесторов [Электронный ресурс]//Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области: [сайт]. [2010]. ЦР1.Мр:/Амм^атЬоу.gov.ru/ ргезз/пе\^з/у1е\^/ аг-йс!е-1264678705.^т!(дата обращения: 02.04.2011).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Л.Г. Муратова, к.э.н., ведущий науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова
В современных условиях глобализации экономического развития особенно актуализируется тема государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства. В настоящее время одним из приоритетных направлений в России является развитие сельского хозяйства, как стратегически значимой сферы социально-экономического развития общества, определяющей уровень жизни населения и обеспечивающей продовольственную безопасность страны.
В последние годы наметилась тенденция увеличения доли расходов бюджета на сельское хозяйство. По итогам 2009 г. в среднем по России доля расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на сельское хозяйство увеличилась с 2,57% в 2006 г. до 3,46% в 2009 г.
За 2006-2009 гг. почти во всех регионах увеличился удельный вес расходов на сельское хозяйство в расходной части бюджета субъектов. Исключение составили 17 субъектов РФ, в которых доля региональных расходов на сельское хозяйство за четыре года уменьшилась, из них в трех регионах доля расходов сократилась более чем в 2 раза -Ненецкий автономный округ (доля региональных расходов уменьшилась с 4,86 до 0,78%), Самарская область (с 4,26 до 1,33%), Калининградская область (с 1,20 до 0,46%). Однако в среднем по России и в большинстве субъектов РФ этот показатель значительно увеличился. Так, в Чеченской Республике доля региональных расходов на сельское хозяйство в 2009 году выросла по сравнению с 2006 г. с 2,16 до 7,1% от расходной части бюджета региона, в Новгородской области значение анализируемого показателя возросло с 2,12 до 5,6%, в Республике Тыва - с 1,58 до 4,1%, в Удмуртской Республике - с
3,15 до 7,7%, в Белгородской области с 8,71 до 20,9%, в Тюменской области с 3,17 до 6,9%.
Увеличение доли расходов бюджета субъекта на сельское хозяйство в расходной части бюджета субъекта в период с 2006 по 2009 г. наглядно представлено на рис. 1. В 2006 и 2007 гг. почти половина регионов выделяла из бюджета на сельское хозяйство лишь 2-3%. Начиная с 2008 г. ситуация начала меняться. Больше половины субъектов РФ выделяют из своих бюджетов на сельское хозяйство свыше 4% (в 2008 г. - 43 региона, в 2009 г. - 48 регионов). Больше трети регионов выделяют на сельское хозяйство свыше 5% (в 2008 г. таких регионов было 34, в 2009 г. - 37).
В 2009 г. в 10 регионах значение данного показателя превышало 8%, из них в 6 субъектах превысило 9% - в Липецкой области удельный вес расходов бюджета на сельское хозяйство составил 9,8%, в Орловской области - 11,8%, в Республике Мордовия - 12,3%, в Республике Татарстан -13,2%, в Республике Калмыкия - 14,1%, в Белгородской области - 20,9%.
25 -20 -
а 0
м
им
□ 2006 год
□ 2007 год
□ 2008 год
□ 2009 год
менее 1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 7-8 более
1 8
Доля расходов бюджета субъекта на сельское хозяйство в общих расходах субъекта РФ
Рисунок 1 - Доля расходов бюджета субъекта сельское хозяйство в общих расходах субъекта Российской Федерации в период с 2006 по 2009 г.
15
т10
5