ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Место гуманитарного компонента в техническом вузе (предвузовский этап) Филимонова Н.Ю.1, Годенко А.Е.2, Лепихов Н.В.3
1Филимонова Наталия Юрьевна /Filimonova Natalia Yurjevna - кандидат филологических наук, доцент, заведующий
кафедрой русского языка;
2Годенко Алексей Ефимович / Godenko Alexey Efimovich - кандидат технических наук, декан факультета
подготовки иностранных специалистов;
3Лепихов Николай Владимирович /Lepihov Nikolay Vladimirovich - старший преподаватель, кафедра русского языка, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград
Аннотация: в статье идет речь о месте гуманитарного компонента на этапе предвузовской подготовки. Авторами выделены и обобщены основные проблемы, возникающие у иностранных учащихся технического вуза при изучении гуманитарных дисциплин. В статье предлагаются возможности, позволяющие заинтересовать иностранных учащихся изучением гуманитарных дисциплин.
Abstract: this article discusses problems ofplace of the humanitarian component at a stage ofpre-university training. The main problems of foreign students of technical universities are distinguished and generalized by the authors in a process of studying humanitarian disciplines. The article offers some opportunities which allow to interest foreign students in studying humanitarian disciplines.
Ключевые слова: иностранные студенты, предвузовская подготовка, технический университет, гуманитарные дисциплины.
Keywords: foreign students, pre-university training, technical university, humanitarian disciplines.
Предвузовский этап является обязательной составной частью обучения иностранных граждан в системе российского высшего образования.
Помимо изучения русского языка, на который отводится 50% учебного времени, иностранные учащихся получают информацию по общеобразовательным дисциплинам и овладевают языковой базой, необходимой для дальнейшего обучения на первом курсе технического вуза.
В основе фундаментальной подготовки будущих инженеров на довузовском этапе в технических вузах лежат такие общеобразовательные дисциплины, как математика (258/172 учебных часов), физика (246/164 учебных часов), химия (150/100 учебных часов), информатика (81/54 учебных часов) и инженерная графика (123/82 учебных часов). Преподавание этих предметов необходимо для восполнения недостающих знаний, а также для корректировки объема и содержания этих знаний, полученных иностранными учащимися на родине. Заметим «в скобках», что степень такой корректировки зависит от различных национальных систем образования.
В первые годы обучения в вузе иностранные студенты должны усвоить методы фундаментальных наук и овладеть научными основами избранной специальности. По сравнению с российскими студентами они испытывают значительные трудности, которые им удается преодолеть только к старшим курсам.
Следует отметить, что изучение общеобразовательных дисциплин лежит в русле интересов будущих инженеров, которые в большинстве своем предпочитают предметы технического цикла, так как их основная цель - овладеть определенным объемом знаний, умений и навыков, которые позволят им получить в России высшее образование.
Чаще всего этих учащихся совсем не интересуют дисциплины, которые интерпретируют человеческий опыт. Между тем, вместе с российскими студентами им предстоит совмещать получение специальных знаний с общеобразовательной подготовкой, с усвоением таких гуманитарных дисциплин, как философия, политология, социология, право, культурология и др. Поэтому важно найти для иностранных учащиеся адекватное содержание гуманитарного образования.
К сожалению, методика преподавания гуманитарных дисциплин в системе предвузовской подготовки на сегодняшний день разработана недостаточно: избыточна ориентированность на российские реалии, отсутствует единство в разных вузах в вопросах наполняемости материала, его объема, тематики, даже целей обучения гуманитарным дисциплинам.
Изучение данных дисциплин связано для иностранцев с определенными трудностями, так как цикл гуманитарных дисциплин, является для них абсолютно новым. Они не имеют возможности ни опереться на какой-либо предыдущий опыт, ни оттолкнуться от изученного ранее [1].
Немалые трудности, например, вызывает изучение такого предмета, как история России. Большинство иностранных учащихся предпочло бы не тратить время на усвоение трудной и на остальных предметах невостребованной лексики (эта группа чаще всего равнодушна и к истории собственной страны), меньшинство имеет какое-то, чаще незначительное, представление об истории России и проявляет интерес к новому предмету. Но и представителей этой немногочисленной группы не интересует история в диахроническом аспекте, то есть как исторический процесс. Их интересуют не столько исторические события
и тем более их хронология, сколько страноведческая информация: русская культура, русские традиции, менталитет русского народа.
Необходимо заметить, что на факультетах предвузовской подготовки на сегодняшний день нет единообразия в том, что именно должны изучать иностранные учащиеся: «Историю России» или «Страноведение». Вузовские учебные пособия, которые создаются на разных факультетах, иногда независимо от материала, их наполняющего, называются либо «История России», либо «Страноведение», то есть названия этих дисциплин используются в качестве синонимов. Иногда иностранным студентам, которые учатся в группах инженерного профиля, предлагают для изучения такой предмет, как культурология. Между тем, согласно «Образовательной программе предвузовского обучения иностранных студентов» культурология должна преподаваться в группах гуманитарного профиля (108 часов). В СПбПТУ в качестве непрофильной дисциплины федерального компонента изучается курс «Обществознание», который рассматривается как основа обучения гуманитарным дисциплинам на этапах предвузовского и вузовского образования [2]. Добавим, что на разных подготовительных факультетах дается совершенно различный объем учебной информации: от максимального (что крайне сложно в плане реализации), до информации, ограниченной какими-то временными рамками, например, ХХ веком [3] (что, возможно, и целесообразно, но идет вразрез со старым отраслевым стандартом).
Не всегда удовлетворяют и методы обучения этим предметам, а между тем, они обеспечивают преемственность между предвузовской и последующей подготовкой.
Как показывает опыт, существует множество возможностей, позволяющих заинтересовать иностранных учащихся предметом, изучение которого кажется им необязательным. Достаточно эффективным, например, может быть сравнительный метод изучения истории. Сопоставляя разные периоды и процессы российской истории и истории стран, из которых они приехали, учащиеся делают попытки провести параллели между теми или иными историческими реалиями, убеждаются в многообразии исторических судеб и путей развития.
Сложно спорить с тем, что гуманитарные дисциплины должны сформировать у иностранных учащихся уровень образованности в гуманитарной области, что необходимо для дальнейшего обучения в российском вузе [4]. При этом, когда говорят о необходимости включения гуманитарной составляющей в содержание технического образования, имеют в виду разные аспекты учебного процесса. Практической реализации принципа гуманитаризации на предвузовском этапе способствует, например, внеаудиторная работа с иностранными учащимися. Аудиторная и внеаудиторная работа представляют собой две составляющие, без которых невозможна успешная социально-гуманитарная подготовка иностранных студентов. Кроме того, внеучебная работа способствует успешной и быстрой адаптации иностранцев к новой языковой, социальной и культурной среде и условиям обучения, положительно влияет на нравственно-психологический климат в интернациональном коллективе [5].
Не выходя за рамки заявленной темы, заметим, что на последующих этапах обучения иностранных студентов ждут не меньшие трудности, чем на предвузовском этапе. При этом если не иметь ввиду недостаточное владение ими русским языком и крайне незначительную стартовую информацию по гуманитарным предметам, иностранцы будут испытывать такие же сложности, что и российские студенты.
Философия, социология, психология, история России, этика, теория и история культуры, культурология, религиоведение - эти и другие дисциплины гуманитарного цикла, во-первых, являются для большинства студентов абсолютно новыми, во-вторых, не лежат в русле их интересов, поэтому кажутся скучными и неактуальными. Стоит ли удивляться, что любой из этих предметов воспринимается и российскими и тем более иностранными студентами как нелегкая дополнительная нагрузка. Большинство из них предпочло бы тратить время на дисциплины, непосредственно относящиеся к их будущей профессии, а не прилагать усилия для изучения предметов гуманитарного цикла.
Неслучайно на первом курсе и иностранные и российские студенты, сделавшие свой выбор в пользу технического вуза, хотят получить ответ на вопрос, с какой целью они должны изучать «чужие» гуманитарные дисциплины. Следует признать, что в условиях предвузовской подготовки преподавателям гораздо легче убедить иностранцев в необходимости заниматься, например, «Историей России». Объяснение, что с этим предметом им предстоит встретиться на первом курсе, является вполне убедительным аргументом.
Не только Россия, но и страны, из которых приезжают на учебу иностранные студенты, заинтересованы в получении не узкого профессионала, а специалиста, освоившего накопленные человечеством знания. Именно в университете студент должен реализовать свой потенциал, чтобы стать не только мыслящим профессионалом, но и истинным интеллигентом, чему во многом способствует изучение дисциплин гуманитарного цикла. Поэтому уже на предвузовском этапе необходимо создавать условия для развития у иностранных учащихся интереса к гуманитарным наукам, готовить их к восприятию гуманитарных дисциплин в вузе.
Литература
1. Филимонова Н.Ю., Годенко А.Е. Роль довузовского этапа обучения иностранных студентов в рамках фундаментальной подготовки будущих инженеров // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. №2 (105). Вып. 12., с. 44-50.
2. Погодин С.Н., Ерофеев Д.Р. Курс «Обществознание» как основа преподавания иностранным студентам дисциплин гуманитарного цикла // Научно-технические ведомости СПбГТУ. 2005. №2 (40), с. 256-258.
3. Ременцов А.Н., Кузнецов А.Л., СавельевЮ.Е., Пегов С.С. «Россия - ХХ век»: Учебное пособие. М.: МАДИ, 2002.
4. Филимонова Н.Ю. Гуманитарный компонент инженерного образования (на примере работы с иностранными учащимися довузовского этапа) // Научный Вестник МГТУ ГА, 2005. № 94 (12), с. 74-79.
5. Филимонова Н.Ю. Довузовский этап как начальный этап социокультурной адаптации иностранных учащихся: Материалы Международной научной конференции / Венгрия, 2010, с. 173-177.