ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
Место философии права в системе юридических наук
ИВАННИКОВ Иван Андреевич, профессор кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета, доктор юридических наук, доктор политических наук
344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42
E-mail: weide02@gmail.com
С интенсивным развитием юридического образования в России все большее значение начинает приобретать философия права. Учебная дисциплина «Философия права» с 2011 г. стала обязательной при подготовке магистров по специальности «юриспруденция». Философия права относится к циклу федерального компонента образовательной программы магистра, установлена федеральным государственным образовательным стандартом и является обязательной, относится к базовой части общенаучного цикла. Автор считает, что философия права есть теоретический анализ государственно-правовых явлений, который начинается с эмпирического познания политической, законотворческой и правоприменительной практики, превращающейся в дискурс. Предметом философии права является критический анализ процессов возникновения и сущности права, соотношения права и свободы, права и справедливости, взаимодействие права с моралью и другими социальными регуляторами.
В статье ставится цель рассмотреть специфику философии права среди других юридических дисциплин. Автор исходит из того, что необходимо выделить объект и предмет философии права, их связь с другими юридическими дисциплинами. На основе работ отечественных и зарубежных исследователей философии права рассмотрен вопрос о соотношении философии и философии права, философии права и теории права, философии права и этики права, а также некоторых других юридических дисциплин.
Автор отмечает необходимость изучения философии права юристами, так как это способствует критической оценке существующей политико-правовой практики и теории права, помогает не только адекватно понять мир права, но и действовать в постоянно меняющейся политической жизни.
Ключевые слова: философия права, объект философии права, предмет философии права, политико-правовой идеал, теория права, политико-правовые ценности.
The Place of the Philosophy of Law in the Legal System
I. A. IVANNIKOV, professor at the Department of theory and history of state and law of the Southern Federal University, doctor of legal sciences, doctor of political sciences
105/42, Bolshaya Sadovaya st., Rostov-on-Don, Russia, 344006
E-mail: weide02@gmail.com
With the intensive development of legal education in Russia, the philosophy of law is gaining increasing importance. The discipline "Philosophy of Law" since 2011 has become mandatory in the preparation of masters in the specialty "jurisprudence". Philosophy of law refers to the cycle of the federal component of the Master's educational program, is established by the federal state educational standard and is compulsory, refers to the basic part of the general scientific cycle. Philosophy of law is a theoretical analysis of state and legal phenomena, which begins with an empirical knowledge of political, law-making and law-applying practice, which turns into discourse. The subject of the philosophy of law is a critical analysis of the processes of origin and essence of law, the relationship between law and freedom, law and justice, the interaction of law with morality and other social regulators.
The aim of the article is to consider the specific features of the philosophy of law among other legal disciplines. The author proceeds from the fact that it is necessary to distinguish the object and
the subject of the philosophy of law, their connection with other legal disciplines. Based on the work of domestic and foreign researchers of the philosophy of law, the article examines the relationship between philosophy and the philosophy of law, the philosophy of law and the theory of law, the philosophy of law and the ethics of law, as well as some other legal disciplines. The author notes the need to study the philosophy of law by lawyers, since this contributes to a critical evaluation of existing political and legal practice and the theory of law, helps not only to adequately understand the world of law, but also to act in an ever-changing political life.
Keywords: philosophy of law, object of the philosophy of law, subject of the philosophy of law, political and legal ideal, theory of law, political and legal values.
DOI: 10.12737^^2018_4_4
Человек по своей природе стремится к совершенствованию, планированию своего будущего, а самые передовые политики и философы создают политические и правовые идеалы, модели политических и правовых систем. Их реализация меняет общество, государство и право. Изучение истории философии права дает возможность понять причины возникновения политико-правовых проблем, их актуализацию.
Философско-правовые исследования ведутся с античных времен, но сама философия права и термин «философия права» возникли в XVIII в.
По утверждению С. Л. Чижкова, основателем «философии права как самостоятельного направления в философии» был Г. Лейбниц (1646— 1716), который «рассматривал право как некий минимум нравственности, необходимый в обществе. У него получалось, что с помощью права можно укреплять нравственность в людях — ход мыслей прямо противоположный кантовскому»1. Под влиянием Г. Лейбница формировались взгляды И. Канта, у которого меняется проблематика философии права. Она начинает представлять дискурс о праве. Если до И. Канта обсуждалась проблема блага, то в Новое время — проблема ценностей.
В. С. Нерсесянц отмечал, что термин «философия права» предложил немецкий юрист Г. Гуго (1764— 1844) — основатель исторической
1 Право и национальные традиции. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2016. № 12. С. 33.
школы права2. В работе «Учебник естественного права как философии позитивного права» (1798) Г. Гуго писал, что философия права — это «философия позитивного права». Он стремился разработать ее как философскую часть учения о праве. Согласно Г. Гуго юриспруденция должна состоять из трех частей: юридической догматики (изучающей действующее позитивное право), философии права (научной основы права) и истории права, которая показывает, как право складывается исторически, а не вдруг создается законодателем, что позднее развили в своих учениях представители исторической школы права К. Ф. Сави-ньи, Г. Пухта3. Г. Гуго отрицал теорию естественного договора.
Термин «философия права» стал популярен после опубликования работы Г. Гегеля (1770—1831) «Философия права» в 1820 г. Предмет философии права, по Г. Гегелю, — идея права. А сама философия права есть раздел философии, исследующий право. «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление»4. У Гегеля было определение предмета и определялось место философии права как составной части философии.
Основатель российской психологической теории права Л. И. Петра-жицкий под философией права по-
2 См.: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 11.
3 Там же.
4 Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 59.
нимал «общее учение о праве как с теоретической, так и с политической точки зрения, другими словами, науку, содержащую в себе: 1) теорию, 2) политику права. Согласно с этим первую часть настоящего труда составит теория, вторую — политика права»5.
Впоследствии эти представления о месте философии права менялись. И. В. Михайловский отмечал, что «философия права не есть наука чисто юридическая. Она представляет собой посредствующее звено между философией и правоведением; в ней есть и элемент чисто юридический (то, что называют общей теорией права), и элемент философский»6. Он даже сетовал на то, что нет ученой степени по философии права. То есть, по И. В. Михайловскому, философия права есть наука философ-ско-юридическая, а в юриспруденции — «...синтез всех существующих направлений нашей науки»7.
А это уже нечто большее, чем анализ только теории права.
Изучая философию права, юрист повышает свое правосознание. И. А. Ильин по этому поводу писал, что чем выше уровень правосознания, тем выше государственный образ мысли его граждан, выше правопорядок. «Народное правосознание может стоять на высоте там, где на высоте стоит юридическая наука»8. Где юридическая наука продажна, там «...утрачивается уважение к праву»9. Выделенные И. А. Ильиным аксиомы правосознания (закон духовного достоинства, закон автономии, закон взаимного признания) влияют
5 Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Выпуск первый. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. СПб., 1900. С. 1.
6 Михайловский И. В. Очерки философии права. Т. I. Томск, 1914. С. 33.
7 Там же. С. 35.
8 Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. Т. 4. С. 268.
9 Там же.
на взаимное уважение людей друг к другу, народа и субъектов государственной власти. «Установить такое верное понимание правового и политического общения есть задача философии права: разрешить эту задачу — значит создать учение о здоровом и верном нормальном правосознании»10.
Представитель либертарно-юри-дической теории права В. С. Нерсе-сянц отмечал, что «философия права в ее соотношении с другими видами и способами изучения права является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей»11. Он видел сущность права в закреплении формального равенства, что отличает право от закона. Ученый писал: «Основной смысл этих подробных вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права»12. Эту идею он повторяет при определении предмета философии права: «Предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом»13. У него философия права — это часть юридической науки, ее теоретическая основа.
В предметное поле философии права входят вопросы природы и сущности права, соотношение права с другими социальными регуляторами и категориями. Так, проблема свободы и права самая важная, поскольку свобода есть высшая ценность и благо в жизни человека, которая исторична и характеризует уровень развития общества и человека, а следовательно, и пра-
10 Ильин И. А. Указ. соч. С. 404.
11 Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 5.
12 Там же. С. 9.
13 Там же. С. 10.
ва, которое ее ограничивает. Философский стиль мышления своим атрибутом имеет критическое отношение к реальности, стремление к лучшему. В журнале «Философия права» в 2016 г. провели «круглый стол» по теме «Право и национальные традиции». Однако в выступлениях ряда участников не был затронут вопрос о преподавании философии права. С. Л. Чиж-ков отмечает, что философия права исследует, «...как и почему идеи и ценности, ни для кого не обязательные, становятся нормами права, обязательными для всех»14. По мнению Г. А. Гаджиева, «традиции в конституционном праве — это потребность в передаче потомкам ценностей автономии личности в органическом единстве с ценностями солидаризма. Они являются юридически оформленной гарантией права народа быть самим собой»15.
Объектом философии права является не только право. Право есть объект и теории права. Поэтому правильнее считать, что объектом философии права является теория права. Можно согласиться с датским ученым, представителем правового позитивизма А. Россом (1899—1979), который писал: «Объектом философии права является не право, а правоведение»16.
Философия права есть теоретический анализ государственно-правовых явлений, который начинается с эмпирического познания политической, законотворческой и правоприменительной практики, превращающейся в дискурс. Предметом философии права является критический анализ процессов возникновения и сущности права, соотношения права и свободы, права и справедливости, взаимодействие права с мора-
14 Право и национальные традиции. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2016. № 12. С. 30.
15 Там же. С. 41.
16 Цит по: Kirste S. Einfürung in die
Rechtsphilosophie. Darmstadt, 2010. S. 19.
лью и другими социальными регуляторами.
Каково место философии права в системе юридических наук? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разграничить теорию права и философию права. После этого предметное поле истории философии права и истории политических и правовых учений (историю учений о праве и государстве) разграничить проще. В XIX в., когда этого не делали, история философии права не отличалась от истории политических и правовых учений.
В начале XX в. русские юристы, занимавшиеся философией права, исследовали этот вопрос. О связи философии права с энциклопедией права и общей теорией права писал И. В. Михайловский. Различие этих дисциплин он видел в задачах и методах исследования. Ученый отмечал, что энциклопедия права — это дисциплина, которая знакомит с элементарными понятиями юриспруденции и «не имеет права называться наукой», не имеет своего предмета. Теория же права приводит в гармонию и систематизирует материал положительного права. Философия права познает сущность права и его значение в обществе17.
Вопрос о связи философии права с теорией права является самым существенным. С. Кирсте, немецкий юрист, который исследует проблемы философии права в наше время, выделил три области философии права: теорию правоведения, теорию права и этику права. В его понимании «...философия права есть научная теория права, поскольку она ориентируется на мышление о праве и тем самым пытается построить соответствующую теорию»18. Право-ведческое мышление занято двумя вопросами: что есть право и верно ли оно. «Оба этих вопроса представляют собой проблемы, которые не могут быть рассмотрены теорией на-
17 См.: Михайловский И. В. Указ. соч. С. 4.
18 Kirste S. Op. cit. S. 19.
уки. Поэтому теория правоведения является частичной дисциплиной философии права, но не идентичной с ней»19. Как когда-то Л. И. Пе-тражицкий, С. Кирсте считает теорию права предметно ограниченной частью философии права. В отличие от теории права философия права решает вопрос «о верном или неверном, справедливом или несправедливом, целесообразном или нецелесообразном праве»20. Этика права, по С. Кирсте, есть часть философии права, которая изучает право в соотношении со справедливостью, выявляет вопрос о том, что есть справедливость, является ли оно справедливым. Философия права в его понимании включает и эстетику права.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3-го поколения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 1763, дисциплины «Философия права» по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») обучаемый должен знать основания философ-ско-правового осмысления правовой реальности, основные философско-правовые категории, основные фи-лософско-правовые закономерности, основы правовой культуры и принципы профессионального мышления современного юриста. Обучаемый должен уметь дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах; владеть основами философско-пра-вового анализа, обнаружения и сопоставления важнейших философско-правовых идеологем, приемами методологии правовой науки.
Наиболее близка к философии права дисциплина «История политических и правовых учений», цель которой — формирование понимания логики развития основных фи-лософско-правовых традиций, а
19 Kirste S. Ор. сН. S. 19.
20 Ibid. S. 20.
обучаемый должен знать содержание основных политических и правовых учений Античности, Средневековья и Нового времени. Обучаемый должен уметь выявлять исторические и интеллектуальные взаимосвязи между различными политико-правовыми доктринами, а также владеть методами сравнительно-правового анализа применительно к политико-правовым исследованиям, навыками актуализации теоретического и прикладного потенциала политических и правовых доктрин прошлого. Однако философия права больше внимания уделяет сущности права, соотношению права и справедливости, права и морали, права и свободы, поиску политико-правового идеала.
«История и методология юридической науки» охватывает в идеале историю всех отраслей права, теории государства и права, а также историю философии права и методы исследования в юридической науке, типы юридического познания права и государства в различные исторические эпохи, периодизацию развития юридической науки. Учебную дисциплину «сравнительное правоведение» правильно рассматривать как часть теории государства и права, которая более подробно знакомит с особенностями правовых систем разных стран. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3-го поколения «Сравнительное правоведение» направлено на то, чтобы обучаемый знал сущность сравнительно-правового метода, сущность правовых семей, основные тенденции развития права в современном мире. Однако все эти знания можно приобрести и при углубленном изучении темы «Правовая система» в курсе теории и истории государства и права.
Значение изучения философии права влияет на формирование знаний о государственно-правовых явлениях, на понятия права, правовой культуры, на развитие отраслевых юридических наук и правовой си-
стемы. Философия права выполняет несколько функций: гносеологическую, методологическую, онтологическую, аксиологическую, практическую и др.21 В познании права основными специфическими функциями философии права являются рефлексивная и аксиологическая, а руководством к действию по изменению государственно-правовой действительности служит практическая функция.
Рефлексивная функция заключается в анализе предыдущего развития философии права с целью понять современность. Рефлексивное отношение к правовой реальности, способность часто обращаться к прошлому развивают философское осмысление права. Не обязательно, чтобы философы права пришли к единому мнению. Известный российский философ А. А. Гусейнов, характеризуя философский стиль мышления, отмечал постоянное недовольство и критику существующего положения дел и теорий. В его понимании «...философ не удовлетворяется общением среди коллег, где он обязан доказывать свои идеи с ничтожным шансом на успех»22.
Аксиологическая функция философии права заключается в том, чтобы «дать оценку явлениям правовой жизни методом с точки зрения высших разумно-этических начал, указать идеалы, к которым должно стремиться право»23. Кроме этого, в философии права оценивают правовые и политические идеалы и различают утопии от идеалов24, оценки правовых явлений с позиций соотношения сущего и должного. И. В. Михайловский, критикуя психологическую теорию права Л. И. Петражиц-кого, отмечал, что не нужно смеши-
21 Подробнее см.: Иванников И. А. Философия права. М., 2013. Параграф 4 гл. 1.
22 Гусейнов А. А. Все о том же — кому и зачем нужна философия? // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 121.
23 Михайловский И. В. Указ. соч. С. 7.
24 Там же. С. 36.
вать философию права с политикой права и что «науки политики права не существует. Правда, ее желают создать некоторые ученые, но пока все дело ограничивается пожеланиями»25.
Анализируя либертарно-право-вую теорию, О. Э. Лейст отмечал, что в ней отрицается, по сути, наличие права в истории человечества с Античных времен до Нового времени, а также при социализме. «Исходя из такой концепции, в многовековой истории человечества вообще трудно найти "правовые законы". Если считать право воплощением свободы, равенства, справедливости, то история права начинается только с XVII—XVIII вв., а все предыдущее право (Законы Хаммурапи, Законы Ману, римское рабовладельческое право, все право Средних веков, в России — Русская Правда, все Судебники и Уложения и т. п.) не должно считаться правом»26.
Например, оценка В. В. Лунее-вым современной российской теории права как несовершенной является философско-правовой, когда, по его мнению, «уродливые криминологические сведения убивают красивые, но плохо разработанные правовые
гипотезы»27.
Оценивая интегративную теорию понимания права, А. Ф. Черданцев обосновал тезис о вредности отказа от устоявшихся десятилетиями определений права и ненужности интегративного подхода к понятию права. «Самый главный недостаток в позиции так называемого интегративного правопонимания, — счита-
25 Михайловский И. В. Указ. соч. С. 34.
26 Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права: учеб. пособие. М., 2011. С. 308.
27 Лунеев В. В. Соотношение криминальных реалий и теории права в России (Доклад на конференции «Актуальные аспекты анализа и обобщения современного правоведения», 2015 г.) // Государство и право. 2015. № 4. С. 110.
ет он, — отсутствие интегративного понятия права»28.
Практическая функция философии права заключается в том, что она является руководством к действию по изменению реальной государственно-правовой действительности. Философия права формирует критическое восприятие действительности, существующих политических и правовых отношений, государственной власти, права и правовых теорий. При изучении философии права усваиваются правовые ценности, формируются политико-правовые идеалы, повышается уровень правосознания и правовой культуры, возникает желание установить справедливость на основе правовой законности, уважительного отношения к законам страны, к правовым ценностям. Совершенно справедливо отметила В. В. Лапаева, что «нам нужна теория права, которая не только учитывала бы национальные традиции, но и могла бы вписать их в контекст мировой философско-право-вой мысли»29. Еще в 1900 г. самый известный русский специалист в области философии права Б. Н. Чичерин писал, что «пятьдесят лет назад философия права занимала выдающееся место в ряду юридических наук». В условиях многообразия различных взглядов на философские основания права «...они должны служить руководящими началами практики»30.
28 Черданцев А. Ф. Интегративное недопонимание права // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 8.
29 Право и национальные традиции. Материалы «круглого стола». С. 27.
30 Чичерин Б. Н. Философия права. М., 2016. С. 1.
В наши дни необходимо актуализировать внимание молодых юристов к трудам великих мыслителей, к юридической справедливости, праву и свободе. Философию права нельзя заменить сравнительным правом и юридической теологией. Она поможет понять мир права и ориентироваться в перманентно меняющейся политической жизни, правовых ценностях. Кто устанавливает и нормативно закрепляет правовые ценности? Способствуют ли они объединению граждан, их взаимопониманию? Что есть высшая правовая ценность для всех граждан страны?
Философия права — это чтение и понимание текстов о прошлом, настоящем и будущем праве, конструирование новых идеальных политико-правовых моделей.
Можно констатировать: философия права — это философско-пра-вовая наука, объектом изучения которой является правоведение (юриспруденция), а предметом изучения — вопросы генезиса и сущности права, соотношения права с властью, свободой, справедливостью, критика существующих теорий права, соотношение права с моралью и иными социальными нормами.
Учебная дисциплина «Философия права» представляет собой определенную совокупность знаний о науке философии права, которые в определенном объеме при помощи дидактики доводятся до сведения обучаемых. Наука философии права охватывает всю палитру проблем философии права, а философия права как учебная дисциплина лишь ту их часть, которая необходима для подготовки высокообразованных юристов.
Библиографический список
Kirste S. Einfürung in die Rechtsphilosophie. Darmstadt, 2010. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
Гусейнов А. А. Все о том же — кому и зачем нужна философия? // Вопросы философии. 2017. № 7.
Иванников И. А. Философия права. М., 2013.
Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч. Т. 4.
Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права: учеб. пособие. М., 2011. Лунеев В. В. Соотношение криминальных реалий и теории права в России (Доклад на конференции «Актуальные аспекты анализа и обобщения современного правоведения», 2015 г.) // Государство и право. 2015. № 4.
Михайловский И. В. Очерки философии права. Т. I. Томск, 1914. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997.
Петражицкий Л. И. Очерки философии права. Выпуск первый. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. СПб., 1900.
Право и национальные традиции. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2016. № 12.
Черданцев А. Ф. Интегративное недопонимание права // Журнал российского права. 2016. № 10.
Чичерин Б. Н. Философия права. М., 2016.