МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
1 2 Мамаюнусова М.И. , Олтмишева Н.Г.
Email: Gazieva674@scientifictext.ru
1Мамаюнусова Матлюба Исмаиловна - преподаватель;
2Олтмишева Насибахон Гуламжановна - старший преподаватель, кафедра общественных наук, факультет механики - машиностроения, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье освещается место экологического воспитания в семье. Авторы статьи считают, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям. Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему, как он надменно воображает. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатства и беречь ее несравненную красоту. Ключевые слова: экологическое воспитание, формирование, культура, чувство, социальный, ответственность, источник, красота, природа, рационально, многообразие.
THE PLACE OF THE ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE
FAMILY
12 Mamayunusova M.I. , Oltmisheva N.G.
'Mamayunusova Matluba Ismailovna - Teacher;
2Oltmisheva Nasibakhon Gulamjanovna - Senior Teacher, SOCIAL SCIENCES DEPARTMENT, MECHANICS - MACHINE BUILDING FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article highlights the place of the environmental education in the family. The authors of the article believe that the spiritual and physical life of a person at all stages of development is inextricably linked with nature. The main goal of environmental education in a modern family is to create a culture of behavior and social responsibility of their children for the nature, which in turn is itself an inexhaustible source of education through its diversity and beauty. It is the beauty of the nature in any corner of our planet where a person lives that gives rise to a feeling of love for the Motherland, his home, mother and people. Man stands at the highest stage of the development of life on earth, but this does not mean that all the nature belongs to him, as he arrogantly imagines. Man belongs to the nature. He must understand this fact and learn to use rationally the wealth and protect an incomparable beauty of the nature.
Keywords: environmental education, formation, culture, feeling, social, responsibility, source, beauty, nature, rational, diversity.
УДК 304.2
В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена - это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой
каждый стремится реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.
Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это - двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье. Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям [1].
Для того чтобы осуществить процесс экологического воспитания в условиях семьи родители могут: читать различие энциклопедии о живой природе, рассматривать иллюстрации книг вместе с детьми показывать познавательные фильмы о жизни животных читать художественную литературу о природе (рассказы Пришвина, Бианки, Ушинского) вместе с ребенком ухаживать за комнатными растениями, совершать совместные прогулки в лес, парк, на речку наблюдать за повадками птиц, насекомых.
Природная красота гармонично переплетает в себе экологическое воспитание с эстетическим. Возьмем одно из чудес природы - цветы. Они не раз пробуждали в людях вдохновение. Народная пословица гласит: «Кто любит цветы, тот не может быть злым».
Тысячи цветов украшают землю и всегда дарят людям радость. Вот почему в разных странах в честь цветов устраиваются праздники. Древние греки и римляне преклонялись перед гиацинтами и лилиями, у славян был праздник Ивана Купалы, когда искали мифический Перунов огнецвет (цветок папоротника). А если цветы собраны в красиво оформленные композиции, то это уже искусство и зародилось оно в Японии в VI веке, получив название - икебана. Японские мастера украшали ими храмы и дворцы, а затем красивые композиции из растений стали украшать интерьеры жилых помещений.
Каждому человеку доступно развести цветущий сад в своей комнате на подоконнике или в особых подставках. Это - уют в доме. Цветы создают особую атмосферу умиротворения и праздника. А это та благодатная среда, которая воспитывает детей и стоит на страже их здоровья. Красота окружающего мира помогает развивать у ребенка эстетический вкус, воспитывает любовь и уважение к природе.
Такие люди будут создавать города-сады, озеленять дворы, улицы, села. У них не поднимется рука сломать зеленую ветку с гроздьями алых ягод или вырвать с корнем молодое деревце. Они остановят тех, кто попытается из рогатки подбить птицу или растерзать яркую весеннюю бабочку, которая весело порхает над цветами в скверах и парках, будут оберегать природу и самого человека.
Необходимо с первых шагов своим действием закладывать в сознание ребенка понятие, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой. Ученые утверждают, что живые организмы растут быстрее, если около них звучит музыка. Утверждают также, что успокаивающе действует на людей и вызывает радость общение с животными: кошками, собаками, хомячками, черепашками и т.д.
Человек стоит на самой высокой ступени развития жизни на земле, однако это еще не означает, что вся природа принадлежит ему, как он надменно воображает. Человек принадлежит природе. Он должен это понять, научиться рационально использовать ее богатства и беречь ее несравненную красоту [2].
В концепте экологического воспитания семья должна помочь ребенку сформировать культуру поведения в окружающей его среде, семья должна донести до ребёнка, что именно человек, даже маленький, несет прямую ответственность за природу и окружающую среду. Семья должна привить ребенку любовь к природе, родители помогают детям понять эстетику окружающего мира. Люди должны сохранять природу не только для себя, но и для потомков. Воспитывать у молодежи потребность охранять природу - ответственная задача взрослых [3].
Список литературы /References
1. Новосёлова Е.Н. Роль семейного воспитания в формировании экологической культуры индивида. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 2017. 23 (4). С. 87-106.
2. Азимов У.А., Умурзаков А.М., Абдурахмонов Г.З. Духовное мировоззрение и его влияние на национальные ценности // Вестник науки и образования, 2019. № 19-3 (73). [Электронный ресурс]. Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.m/artide/n/duhovnoe-mirovozzrenie-i-ego-vliyanie-na-natsionalnye-tsennosti/ (дата обращения: 26.10.2019).
3. Рафикова Д.К., Ахмадалиева Р.У. Общечеловеческие ценности и их значение в углублении мирового сотрудничества // Проблемы современной науки и образования, 2019. № 10 (143). [Электронный ресурс]. Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n7obschechelovecheskie-tsennosti-i-ih-znachenie-v-uglublenii-mirovogo-sotrudnichestva/ (дата обращения: 26.10.2019).