Научная статья на тему 'Местное самоуправление как микромодель гражданского общества в Российской Федерации'

Местное самоуправление как микромодель гражданского общества в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
власть / государство / органы местного самоуправления / гражданское общество / субъект гражданского общества / органы государственной власти / муниципальное образование. / power / state / local authorities / civil society / subject of civil society / public authorities / municipal formation.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Виталий Сергеевич Грачев

Статья посвящена местному самоуправлению как одному из субъектов гражданского общества. Подчеркивается его особая роль, связь с государством, выявляется отличие от иных субъектов. Также местное самоуправление рассматривается как микромодель гражданского общества. Изучаются мнения различных авторов, посвященные данному вопросу. Приводится определение местного самоуправления с позиций особого субъекта гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local government as a micromodel of civil society in the Russian Federation

The article is devoted to local self-government as one of the subjects of civil society. Emphasizes its special role, its relationship with the state and its difference from other subjects. Local selfgovernment is considered also as a micro model of civil society. The opinions of various authors on this issue are studied. The definition of local self-government is given from the position of a special subject of civil society.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление как микромодель гражданского общества в Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10239

местное самоуправление как микромодель гражданского общества

V V _ _

в российской федерации

Виталий Сергеевич ГРАЧЕВ, доцент кафедры юридических дисциплин Российского нового университета, кандидат юридических наук Е-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Статья посвящена местному самоуправлению как одному из субъектов гражданского общества. Подчеркивается его особая роль, связь с государством, выявляется отличие от иных субъектов. Также местное самоуправление рассматривается как микромодель гражданского общества. Изучаются мнения различных авторов, посвященные данному вопросу. Приводится определение местного самоуправления с позиций особого субъекта гражданского общества.

Ключевые слова: власть, государство, органы местного самоуправления, гражданское общество, субъект гражданского общества, органы государственной власти, муниципальное образование.

Annotation. The article is devoted to local self-government as one of the subjects of civil society. Emphasizes its special role, its relationship with the state and its difference from other subjects. Local self-government is considered also as a micro model of civil society. The opinions of various authors on this issue are studied. The definition of local self-government is given from the position of a special subject of civil society.

Keywords: power, state, local authorities, civil society, subject of civil society, public authorities, municipal formation.

Большинство ученых в настоящее время справедливо признают органы местного самоуправления как один из субъектов гражданского общества в Российской Федерации.

Например, И.И. Овчинников пишет, что «с развитием местного самоуправления в России связываются надежды на возрождение демократического гражданского общества, поскольку в муниципальном образовании формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать избранных ими должностных лиц. Местное самоуправление выступает одновременно и как механизм функционирования гражданского общества, и как его неотъемлемая часть» [5], т.е. как субъект гражданского общества.

Г.А. Иванцова считает, что «система местного самоуправления как элемент гражданского общества во всех странах мира складывается как определенная структура взаимодействия местного населения как субъекта и объекта местного самоуправления по поводу организации совместной жизнедеятельности» [1].

А.И. Медведев пишет, что «любое муниципальное образование как организационно-правовая форма местного самоуправления в известном смысле представляет собой микромодель гражданского общества, воспроизводящую внутри себя его основные закономерности, институты и противоречия» [4].

Указанные авторы, отмечая то обстоятельство, что органы местного самоуправления являются субъектами гражданского общества, в дальнейшем подчеркивают их особую роль,

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

связь с государством, выявляют отличие от иных субъектов гражданского общества.

Вместе с тем ряд исследователей не совсем справедливо выражают сомнения по поводу отнесения муниципальных образований к субъектам гражданского общества.

Так, Е.С. Шугрина пишет: «В настоящее время практика показала, что природа местного самоуправления не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как общественного, так и государственного образования» [8].

По нашему мнению здесь идет смешение функций как основных направлений деятельности с природой как источником, способом происхождения, а также предметов ведения. Мы вполне согласны с иной спецификой функций местного самоуправления, но что касается природы, то она у государства и у местного самоуправления разная.

В связи с этим мы разделяем позицию профессора М.А. Краснова, который также считает, что, разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций [2].

Кроме того, по мнению А.М. Лимонова, в Российской Федерации муниципальная деятельность строится на сочетании местных и государственных интересов, взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти. Конституционное обособление муниципальных образований и органов местного самоуправления представляет собой децентрализацию в собственном смысле слова, при которой государство сохраняет за собой ряд каналов властного присутствия в муниципальном образовании. Самостоятельно решая вопросы местного значения, органы местного самоуправления действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

Исходя из этого А.М. Лимонов делает вывод о том, что местное самоуправление в Российской Федерации якобы одновременно содержит в себе элементы государственного и общественного института [3].

По нашему мнению, подобный вывод не может быть правильным, вернее, может оказаться правильным лишь частично. Ведь сам автор этого высказывания говорит о частном случае — делегировании отдельных полномочий органа государственной власти органам местного самоуправления, но пытается распространить его на всю систему отношений между государством и местным самоуправлением.

Особенно много дискуссий вызывает закрепленное в ст. 12 Конституции РФ положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Так, по мнению И.И. Овчинникова, «до сих пор отсутствует ясность самой природы самоуправления. Конституционная норма (ст. 12) «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»... свидетельствует о стремлении отделить органы местного самоуправления от государства, показать их общественную природу... такое решение носит более всего политический характер и очень трудно переводимо на язык конкретных юридических формул» [5].

В статье «Местное самоуправление: власть государства или власть в государстве» О.Н. Соч-нова пишет, что «невхождение» органов местного самоуправления в систему государственной власти не вполне корректно и не совсем точно отражает место и роль указанного института во всей системе власти. Далее она подчеркивает: «Появление данного положения в значительной степени обусловлено желанием разрушить устоявшуюся российскую традицию жесткой централизации и концентрации власти. Однако многими учеными, правоведами это положение возводится в ранг «абсурда», когда они пытаются обособить местное самоуправление от вертикали исполнительной власти, мотивируя это особым характером местной власти» [6].

Анализируя эту позицию, мы отмечаем следующее.

Во-первых, не на столько уж устоявшуюся национальную традицию пытаются «покуситься», поскольку местное самоуправление (под названием «земство») существовало в России в течение веков, а «устаиваться» вертикаль власти начала только в СССР.

Во-вторых, в позиции тех авторов, с которыми не согласна О.И. Сочнова, нет никакого «абсурда». Абсурд появляется, если к системе местного самоуправления подходить с мерками советских принципов демократического централизма и единства власти.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

Такую же просоветскую позицию в отношении местного самоуправления занимает Г.Н. Чеботарев, утверждающий, что власть органов местного самоуправления по своей природе не может быть иной, чем властью государственной [7].

По нашему мнению, относительно полно идею публичного характера муниципальной власти развивает Э.П. Григонис.

По мнению этого автора, «местное самоуправление и его органы представляют собой точку соприкосновения, грань, порой весьма тонкую, своеобразный буфер между государством и гражданским обществом... Органы местного самоуправления — это субъекты гражданского общества, но наиболее близко из всех остальных... стоящих к государству. С государством местное самоуправление сближает такой же, как и у государственных органов, публичный характер власти».

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что органы местного самоуправления — это особые субъекты гражданского общества, близкие по форме и по характеру своей деятельности к государственным органам, но действующие в пределах компетенций, наделенных государством, самостоятельно, под свою ответственность и независимо от него.

Библиографический список

1. Иванцова Г.А. Теоретико-правовые проблемы развития местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. Уфа. 2000. С. 10.

2. Краснов М.А. Введение в муниципальное право. М., 1993. С. 10.

3. Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 9.

4. Медведев А.И. Местное самоуправление в условиях формирования гражданского общества и государства (теоретико-правовое исследование): Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 16.

5. Овчинников И.И. Теоретико-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С. 23, 76-77.

6. Сочнова О.И. Местное самоуправление; власть государства или власть в государстве // Местное самоуправление а России: Сб. ст. М., 2003. С. 308.

7. Чеботарев Г.Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления. Тюмень, 1995. С. 85.

8. Шугрина Е.С. Муниципальное право. Новосибирск, 1995. С. 10.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Дознание

в органах внутренних дел

Дознание в органах внутренних дел.

3-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 2018 г. 495 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. Ф.К. Зиннурова, А.С. Есиной

978-5-238-03160-6

Определены понятие, роль и значение дознания в уголовном судопроизводстве России. Рассмотрены деятельность органа дознания по уголовным делам; особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного следствия. Особое внимание уделяется процессуальному положению и полномочиям дознавателя ОВД и его взаимодействию с отдельными участниками уголовного судопроизводства. Раскрыты правовые основы и направления взаимодействия в данной сфере в аспекте международного сотрудничества.

Для студентов, курсантов и слушателей юридических учебных заведений МВД России, а также преподавателей и аспирантов (адъюнктов).

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.