ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ_
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
М. А. Яковлева
Аннотация. Статья посвящена развитию местного самоуправления, которое является важным элементом формирования гражданского общества. В статье рассмотрены проблемы взаимодействия государства и местного самоуправления в процессе демократизации современной политической реальности российского общества как основы, необходимой для формирования и развития гражданского общества.
Ключевые слова: политика,, государство, местное самоуправление, муниципальная власть, гражданское общество.
Summary. The article is devoted to the development of local government which is an important element of building a civil society. The article examines various issues of the interaction between the state and local government as a part of democratization of the Russian society political reality which is a necessary basis for a civil society formation and development.
Ф #
Keywords: policy, state, local government, municipal authorities, civil society.
372
МП
[естное самоуправление является политическим институтом, составляющим одну из главных основ правового государства и гражданского общества. Президент России Д. А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства: «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху» [1]. В современной России становление гражданского общества происходит в условиях реформы всех уровней государственной власти и государственного управления. Местное самоуправление, находясь вне системы органов государственной власти, функционирует и раз-
вивается в рамках взаимодействия, равноправного сотрудничества и баланса с ними, а также во взаимосвязи с негосударственными структурами и агентами гражданского общества. Между тем Конституция Российской Федерации гарантирует, что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно» (ст. 12) [2].
Самоуправление ведет к изменению направленности управленческих процессов «снизу - вверх», от периферии к центру; оно зависит от развития прямой непосредственной демократии, расширения гласности, повышения действенности общественного мнения и пр. Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского об-
Преподаватель XX
2 / 2011
Социологические науки
щества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества. Именно поэтому местное самоуправление по праву относят к важнейшим институтам гражданского общества, занимающим пограничное положение между органами государственной власти и общественной самодеятельности.
В условиях гражданского общества граждан сплачивает не сила закона и предписаний государства, а взаимный интерес, взаимная выгода и добровольные связи. Граждане создают различные организации для решения конкретных проблем в масштабах всей страны, региона, города в связи с профессиональными интересами. Важнейшими факторами формирования гражданского общества являются желание и готовность граждан к активной политической и общественной деятельности, с одной стороны, и осознание властью необходимости создания условий для развития гражданского общества, с другой.
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности - соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства. Местное самоуправление является своеобразной
микромоделью гражданского общества в рамках муниципального образования. Укрепление и развитие системы местного самоуправления представляет собой важнейшую предпосылку становления гражданского общества. Местное самоуправления призвано обеспечить эффективное, демократичное управление в местных сообществах, превратить местные территориальные коллективы в основные субъекты решения своих проблем [3, с. 45].
Двойственная, по-своему уникальная природа местного самоуправления проявляется в том, что оно одновременно является и институтом гражданского общества, и формой осуществления публичной власти. Местное самоуправление расширяет круг субъектов политической власти и вместе с тем ограничивает, уравновешивает ее, создает систему «сдержек» и «противовесов». Оно не только приближает власть к народу, но и формирует механизм управления с меньшей бюрократией, чем при центральной системе управления. Участие населения в решении местных проблем и задач способствует развитию демократии, формированию разнообразных форм самоуправления граждан. Для местного сообщества местное самоуправление - это своеобразная школа развития гражданской ответственности, социальной активности населения.
Инициативность, самостоятельность граждан формируется посредством их деятельности, направленной на решение важных вопросов местной жизни. ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к основным формам осуществления населением местного самоуправления относит местные референдумы, муниципальные выборы, сходы граждан, народную правотворческую
2 / 2011
Преподаватель XXI
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
374
инициативу, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, конференции, собрания граждан, опросы населения, обращения граждан в органы местного самоуправления. Данные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления закладывают основы для формирования политической культуры участия, развития элементов гражданского общества [4].
На уровне местного самоуправления пересекаются интересы местного сообщества, отдельного гражданина, политических партий, общественных организаций, государства. Эффективное муниципальное управление способно интегрировать разнообразные интересы, гармонизировать взаимоотношения, укреплять различные социальные связи. В частности, местное самоуправление может стать выразителем интересов и консолидировать усилия отдельного гражданина, местного сообщества, государственной власти федерального и регионального уровней в таких сферах, как создание благоприятного экономического, социального и духовного уровня жизни общества. Кроме того, органы местного самоуправления - индикатор общественного мнения, канал обратной связи государства с населением. Они должны информировать органы государственной власти о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
Местное самоуправление способствует развитию и других институтов гражданского общества. Только при поддержке муниципальной власти общественные объединения граждан, политические партии, различные коммерческие структуры смогут реализовать свои проекты, мероприятия, программы, на-
целенные на развитие соответствующего муниципального образования.
Развитию местного самоуправления как института гражданского общества препятствует низкий уровень политической культуры населения. Наличие разнообразных форм осуществления местного самоуправления, которые предоставлены в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не способствует активному участию граждан в жизни местного сообщества [5, с. 41].
Сложности в процессе реформирования местного самоуправления возникают также в связи с тем, что параллельно развиваются два института, которые основываются на противоположных принципах: институт местного самоуправления, направленный на определенную степень децентрализации власти, и институт федерализма, ориентированный на усиление централизации. Конечно, местное самоуправление является властью, производной от государственной, которая действует с разрешения государства и в законодательно определенных рамках. Но нельзя допустить, чтобы местное самоуправление превратилось в подсистему государственного управления.
Местная власть существует для решения большинства повседневных проблем простых гражданин. Но местные интересы частично не совпадают с общенациональными интересами. Государство не в состоянии решить эти проблемы, оно должно организовать и направить местные силы на их реализацию. Независимое местное самоуправление способствует эффективному развитию публичной власти, которое в результате приведет к распределению полномочий между территориальными уровнями власти. Стоит отметить, что реальная
Преподаватель XX
2 / 2011
Социологические науки
независимость местного самоуправления возможна только при наличии финансово-экономической самостоятельности. Однако государство проводит политику, направленную на уменьшение объема местных доходов.
Каждому муниципальному образованию ФЗ № 131 гарантирует обеспечение минимального местного бюджета, который определяет субъект РФ. К сожалению, в действительности происходит «фактический возврат к существовавшей в советские времена «веерной» модели распределения бюджета «сверху вниз», когда сбалансированность местных бюджетов достигается за счет субсидий и дотаций из бюджетов вышестоящего уровня власти. Поступления от наиболее значимых налоговых доходов оказались разделены между федеральным и региональными бюджетами и лишь затем частично возвращались муниципалитетам» [6, с. 94]. Таким образом, экономическое положение местного самоуправления оказывается зависимым от федеральных региональных властей. В деятельности муниципалитетов отсутствуют стабильность и предсказуемость финансовых условий. Самоуправление не должно зависеть от законов уровня субъекта Федерации. Иначе местное самоуправление будет зависеть от региональной власти не только финансово, но и политически.
Для успешного становления местного самоуправления как института гражданского общества необходимо выполнение экономических условий, таких как обеспечение местного самоуправления собственными доходными источниками и реальной экономической независимостью. Также стоит отметить значительную роль поли-
2 / 2011-
тических и правовых факторов: перераспределение функций и полномочий между властными субъектами, существование местного самоуправления вне системы государственной власти, развитие гражданской активности населения, повышение уровня его политической культуры, соблюдение российского законодательства, закрепление прав и гарантий органов местного самоуправления [7, с. 136].
Местное самоуправление - ключевой элемент политической системы развитой демократии, поэтому создание его не может быть делом только власти. Только объединение усилий представителей гражданского общества и власти может привести к эффективному развитию местного самоуправления в России.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Медведев Д. А. Выступление на II Общероссийском гражданском форуме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.medvedev2008.ru/performance_ 2008_01_22.htm
2. Конституция Российской Федерации. - 375 М.: Юрайт-Издат, 2004.
3. Грибанова Г. И., Шубина Н. В. Роль местного самоуправления в формировании гражданского общества в современной России. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2005.
4. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-Ф3 // СЗ РФ. -2003. - № 40.
5. Воронин А. Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2006.
6. Реформа местной власти в городах России, 1991-2006 гг. / В. В. Гельман, С. Рыженков, Е. Белокурова, Н. Борисова. - СПб.: Норма, 2008.
7. Абакумов С. А. Гражданское общество в России (от Древней Руси до наших дней). - М.: Галерия, 2005. ■
Преподаватель XXI