МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПУБЛИЧНОИ ВЛАСТИ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ
LOCAL SELF-GOVERNMENT AND THE UNIFIED SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITY: AN INVITATION TO DISCUSSION
УДК 342.571
О.А. КОЖЕВНИКОВ,
доктор юридических наук, профессор (Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, Россия, Екатеринбург; Уральский государственный экономический
университет, Россия, Екатеринбург) [email protected]
OLEG A. KOzHEVNIKOV,
Doctor of Law, Professor (Ural State Law University named after
V.F. Yakovlev, Yekaterinburg, Russia; Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia)
Аннотация: настоящее исследование посвящено анализу нарастающей в правовой доктрине и правоприменительной практике тенденции «вливания» местного самоуправления в появившуюся в 2020 году конституционно-правовую категорию «единая система публичной власти». Применение в публичном информационном пространстве не имеющих нормативного закрепления терминов «публичная власть», «система публичной власти», «органы публичной власти» приводят к неверному пониманию нормативной сущности местного самоуправления, устранению из данной категории одного из базовых и неотъемлемых компонентов - населения. Нарастающая тенденция прямого ассоциирования местного самоуправления с единой системой публичной власти негативно влияет на формировании доктринальных и правоприменительных основ местного самоуправления в Российской Федерации, что не способствует поступательному развитию как институтов местного самоуправления, так и формированию единой системы публичной власти в России. Автором делается очередная попытка на основе прямого обращения к положениям Конституции Российской Федерации и реализующих ее норм отраслевых актов доказать отсутствие оснований для включения местного самоуправления в вышеназванную конституционно-правовую категорию. При этом не оспаривается тот факт, что местное самоуправление является разновидностью публичной власти, а органы муниципальных образований как субъекты местного самоуправления в силу норм действующего законодательства Российской Федерации являются частью единой системы публичной власти.
Ключевые слова: единая система публичной власти, население, Конституция Российской Федерации, местное самоуправление, органы местного самоуправления, взаимодействие, основы конституционного строя.
Для цитирования: Кожевников О.А. Местное самоуправление и единая система публичной власти: приглашение к дискуссии // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 3. - С. 4-9.
Abstract: the present study is devoted to the analysis of the growing trend in legal doctrine and law enforcement practice of «infusion» of local self-government into the constitutional and legal category «unified system of public authority» that appeared in 2020. The use of the terms «public authority», «public authority system», «public authorities» in the public information space that do not have a normative basis leads to a misunderstanding of the normative essence of local self-government, the elimination of one of the
публично-правовые
(государственно-правовые) науки
2024'3
basic and integral components from this category - the population. The growing trend of direct association of local self-government with a unified system of public authority negatively affects the formation of the doctrinal and law enforcement foundations of local self-government in the Russian Federation, which does not contribute to the progressive development of both institutions of local self-government and the formation of a unified system of public authority in Russia. The author makes another attempt, based on a direct appeal to the provisions of the Constitution of the Russian Federation and the norms of sectoral acts implementing it, to prove the absence of grounds for including local self-government in the above-mentioned constitutional and legal category. At the same time, it is not disputed that local self-government is a kind of public authority, and municipal bodies as subjects of local self-government, by virtue of the norms of the current legislation of the Russian Federation, are part of a unified system of public authority.
Keywords: unified system of public power, population, Constitution of the Russian Federation, local self-government, local self-government bodies, interaction, foundations of the constitutional system.
For citation: Kozhevnikov O.A. Local self-government and the unified system of public authority: an invitation to discussion // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 3. - P. 4-9.
Вопросы «правильного» понимания устройства власти и соотношения ее структурных единиц между собой имеют далеко не праздное значение, особенно в контексте крайне слабого уровня правосознания членов российского общества, а также порой очевидного противопоставления права и его возможностей с реально происходящей действительностью. Вместе с тем именно точное и неукоснительное соблюдение духа и смысла законов является неоспоримым преимуществом существования «правового» государства, которое и провозглашено в качестве базовых характеристик российского государства. В 2020 году в России произошли самые масштабные со времен начала 1990-х годов изменения в тексте Конституции Российской Федерации, которые коснулись многих аспектов развития российского общества и государства, не оставив в стороне и институты власти. Одной из серьезнейших новаций стало введение в 2020 году в текст Конституции Российской Федерации категории «единая система публичной власти». Инициатором появления названной категории являлся Президент Российской Федерации В.В. Путин, который в своем послании Федеральному Собранию от 15.01.2020 отметил: «Считаю необходимым закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами. При этом полномочия и реальные возможности местного самоуправления - самого близкого к людям уровня власти - могут и должны быть расширены и укреплены»1. Следует особо подчеркнуть, что глава государства говорил именно о принципах единой системы публичной власти
1 Послание Президента Российской Федерации от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/45148 (дата обращения: 02.05.2024).
и построении эффективного взаимодействия между уровнями власти в целях обеспечения высоких стандартов жизни, равных возможностей для каждого человека на всей территории страны. Однако, как показала дальнейшая ситуация, президентский посыл был значительно видоизменен федеральным законодателем, что привело к одновременному существованию в российской правовой системе не принципов, а нескольких вариантов определения категории «единая система публичной власти»:
1. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации).
2. Под единой системой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах на основе принципов согласованного функционирования, устанавливаемого на основании Конституции Российской Федерации и в соответствии с законодательством организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия, в том числе по вопросам передачи полномочий между уровнями публичной власти, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2020 № 394-Ф3 «О Государственном Совете Российской Федерации»).
публично-правовые (государственно-правовые) науки
3. Федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, действующими на территории субъекта Российской Федерации (органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации) (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).
Органы, входящие в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, осуществляют взаимодействие в целях создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).
Не в полной мере федеральный законодатель прислушался и к Конституционному суду Российской Федерации, который в своем заключении от 16.03.2020 № 1-З отметил, что «под единством системы публичной власти» понимается прежде всего функциональное единство, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории. Это не отрицает самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий и не свидетельствует о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Возложение Конституцией Российской Федерации именно на органы местного самоуправления самостоятельного решения вопросов местного значения (ст. 130 ч. 1 Конституции Российской Федерации) не препятствует конструктивному, основанному на признании и гарантировании самостоятельности местного самоуправления взаимодействию между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований, равно как и участию органов местного самоуправления в выполнении тех или иных имеющих государственное значение публичных функций и задач на соответствующей территории - как в порядке
наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132 ч. 2 Конституции Российской Федерации), так и в иных формах (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2018 № 33-П)2.
Таким образом, объективно в настоящее время следует констатировать тот факт, что категория «единая система публичной власти» имеет разнообразные вариации конституционно-правового, законодательного и судебного закрепления. При этом, обобщая вышеуказанные вариации определения единой системы публичной власти, полагаем возможным все-таки выделить несколько совпадающих структурных элементов названной категории системы публичной власти:
1. Состоит из совокупности органов федерального, регионального и муниципального уровня.
2. Построена на признании необходимости взаимодействия между вышеназванными органами.
3. Имеет строго целевое предназначение -от эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, до создания условий для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Для того чтобы полноценно оценить и сопоставить категории «местное самоуправление» и «единая система публичной власти», необходимо обратиться к нормативно-правовому определению местного самоуправления. Данная потребность связана с тем обстоятельством, что современная правоприменительная практика и даже отдельные научные исследования упорно не хотят замечать легального, нормативно установленного определения местного самоуправления, закрепленного в ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Ч. 2 названной статьи императивно закрепляет местное самоуправление в Российской Федерации как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, феде-
2 Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З «О соответствии положениям гл.
1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу ст. 1 данного закона в связи с запросом Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://legalacts.ru/sud/zakliuchenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-16032020-n-1-z/ (дата обращения: 02.05.2024).
публично-правовые (государственно-правовые) науки
ральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Не углубляясь в основополагающие и общеизвестные правовой науке признаки местного самоуправления, хотелось бы в рамках заявленного исследования особо выделить базовые конструкции (элементы) данной конституционно-правовой категории:
1. Местное самоуправление - это не просто форма публичной власти, это - форма народовластия. А народовластие, согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации, осуществляется не только через органы местного самоуправления и органы государственной власти, но и народом непосредственно. Именно поэтому в качестве обязательных субъектов местного самоуправления прежде всего указано население, а уже потом органы местного самоуправления.
2. Местное самоуправление обеспечивается и гарантируется целым рядом правовых актов: Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, соотношение фундаментальных конституционных категорий «местное самоуправление» и «единая система публичной власти» должно основываться на неукоснительном соблюдении и толковании имеющихся в настоящее время конституционно-правовых гарантий местного самоуправления.
3. Магистральная (базовая) цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, под которыми ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» определяет вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Их решение в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Государство в лице федеральных и региональных органов государственной власти вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, однако от этого суть местного самоуправления и его целевое предназначение не меняется.
Теперь, когда обозначен весь массив нормативного материала относительно сравниваемых конституционно-правовых категорий, полагаем возможным перейти к сравнительным выводам.
1. Местное самоуправление, исходя из его нормативного закрепления и предназначения как одной из форм народовластия, являясь непосредственно разновидностью публичной власти, тем не менее не входит в единую систему публичной власти, которая в настоящее время четко обозначена в ранее упомянутых нами нормативно-правовых актах. В этой связи мы не можем согласиться с многочисленными высказываниями известных политиков и государственных деятелей о том, что местное самоуправление является частью единой системы публичной власти, которое нашло свое яркое выражение в названии известного, и во многом скандального, законопроекта № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»3. Данный законопроект подвергся тотальной критике как со стороны муниципального сообщества, так и видных экспертов. Исходя из ранее упоминаемых нормативных положений относительно сопоставляемых конституционно-правовых категорий, нельзя согласиться скорректностьювключенияместногосамоуправле-ния в единую систему публичной власти некоторыми коллегами по научному «цеху». Так, например, А.В. Колесников еще в 2020 году опубликовал статью с названием «Местное самоуправление как элемент единой системы публичной власти», в которой, несмотря на обозначенное наименование, все же констатирует, что элементом единой системы является не все местное самоуправление, а только ее часть - органы местного самоуправления [1]. Другой известный специалист в области местного самоуправления -И.В. Бабичев в своей публикации 2020 года «Местное самоуправление в единой системе публичной власти: некоторый анализ конституционных новелл» указал, что «местное самоуправление, муниципальная власть - часть единой системы публичной власти, но часть самостоятельная и автономная в пределах своих полномочий, установленных законом» [2]. И таких примеров4, на наш взгляд, «искаженного» понимания нормативного содержания местного самоуправления и его соотношения с единой системой публичной власти можно привести, к сожалению, много [3, 4, 5, 6, 7, 8].
3 Павел Крашенинников представляет проект закона о местном самоуправлении [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2022/01/24/pavel-krashenmmkov-predstavNaet-proekt-zakona-o-mestnom-samoupravlenii.html (дата обращения: 02.05.2024).
4 Местное самоуправление встраивается в единую систему публичной власти [Электронный ресурс]. - URL: https://expert-club.online/news/mestnoe-samoupravlenie-vstraivaetsya-v-edinuyu-sistemu-publichnoy-vlasti/comment/32101 (дата обращения: 02.05.2024).
публично-правовые (государственно-правовые) науки
2. В единую систему публичной власти входят лишь органы местного самоуправления для осуществления в конституционно-установленных пределах взаимодействия с органами государственной власти для более эффективного решения вопросов местного значения и участия в выполнении тех или иных имеющих государственное значение публичных функций и задач на соответствующей территории - как в порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, так и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.
Примечательно, что некоторые характеристики, а точнее, принципы построения такого взаимодействия нашли свое отражение в ст. 17 Федерального закона от 08.12.2020 № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации». Однако и в этом компоненте - «взаимодействие» - федеральный законодатель проявил яркую непоследовательность. Так, несколько иной подход к организации взаимодействия между органами, входящими в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, и органами местного самоуправления закреплен в ст. 6 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в которой отмечается, что органы вышеназванной системы выполняют следующие функции:
- участвуют в решении задач местного самоуправления в пределах Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
- содействуют развитию местного самоуправления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации путем обеспечения государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления; осуществления правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и др.
3. Не наблюдается полнейшей тождественности и идентичности целей местного самоуправления в виде решения прежде всего вопросов местного значения, а также участия органов местного самоуправления в выполнении тех или иных имеющих государственное значение публичных функций и задач на соответствующей территории и целевых установок единой системы публичной власти.
Если ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации императивно определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обе-
спечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, то цели единой системы публичной власти, упомянутые в ранее названных правовых актах, существенно разнятся (от эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, до создания условий для социально-экономического развития государства и субъектов Российской Федерации). С одной стороны, государство действительно существует для того, чтобы защищать и обеспечивать права и свободы своих граждан, на это нацеливают и положения ст. 2 Конституции Российской Федерации, с другой стороны, совершенно очевидно, что единство системы публичной власти невозможно, если установленные в Конституции Российской Федерации положения о данной системе существенным образом варьируются и наполняются дополнительным содержанием на уровне реализующего законодательства. В этой связи нельзя не вспомнить неоднократно высказываемую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что неоднозначность, неясность и противоречивость правового регулирования недопустимы, поскольку, препятствуя надлежащему уяснению его содержания, открывают перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод5.
Размывание конституционно-установленной цели единой системы публичной власти на уровне реализующих ее предназначение норм отраслевого законодательства приводит к очевидной неопределенности содержания положений ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации, что влечет неопределенность и в правоприменении и существенным образом ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, в том числе и на местное самоуправление. Данная неопределенность уже очевидно приводит к нарушению принципа верховенства норм Конституции Российской Федерации, произвольному толкованию правоприменителем норм, регламентирующих «единую систему публичной власти», и включению в ее состав в отдельных случаях всего содержания категории «местное самоуправление» вместо исключительно органов местного самоуправления, о чем неоднократно в своих публикациях отмечали «критики» сложившейся ситуации [3, 5].
В завершение настоящего исследования хотелось бы отметить, что формирование законода-
5 См.: Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 № 29-П, от 02.06.2015 № 12-П, от 19.07.2017 № 22-П [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
публично-правовые
(государственно-правовые) науки
2024 ' 3
тельства о единой системе публичной власти на современном этапе происходит без учета сложившегося в юридической доктрине и нормотворче-ской практике понимания местного самоуправления, его места и роли как основы конституционного строя Российской Федерации, имеющих преимущество перед иными положениями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В этой связи полагаем, что только неукоснительное соблюдение «духа и смысла» положений Конституции Российской Федерации,
императивных положений базового Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» позволит на современном этапе государственного развития России сохранить местное самоуправление как самостоятельную единицу публичной власти (народовластия), а не превратить его в «придаток» системы государственной власти, что очевидно наблюдается при формировании единой системы публичной власти в Российской Федерации.
Литература
1. Колесников А.В. Местное самоуправление как элемент единой системы публичной власти // Образование и право. - 2020. - № 7 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-samoupravlenie-kak-element-edinoy-sistemy-publichnoy-vlasti (дата обращения: 02.05.2024).
2. Бабичев И.В. Местное самоуправление в единой системе публичной власти: некоторый анализ конституционных новелл // Местное право. - 2020. - № 6. - С. 3-12.
3. Безруков А.В., Кожевников О.А., Мещерягина В.А. Конституционная реформа 2020 года как основа построения устойчивой и эффективной системы публичного управления в России // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 9. - С. 28-32.
4. Гацолаева А.Х. Единая система публичной власти в Российской Федерации и роль местного самоуправления в ней / Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник трудов 56-й Международной научно-практической конференции, Белгород, 27 марта 2023 года. - Белгород: ООО ГиК, 2023. С. 295-299.
5. Карасев А.Т., Кожевников О.А., Савоськин А.В. Отдельные вопросы конституционной трансформации публичного управления в России // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). - 2021. - № 2. - С. 24-37.
6. Килинкаров П.Л. Принципы включения местного самоуправления в систему единой публичной власти // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 8. - С. 21-25.
7. Писарев А.Н. Местное самоуправление как особая форма системы единой публичной власти: теоретико-правовое исследование в свете конституционной реформы-2020 // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 6. - С. 35-39.
8. Щепачев В.А. Конституция Российской Федерации 2020 г.: местное самоуправление в единой системе публичной власти // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 12. - С. 30-36.
References
1. Kolesnikov A.V. Mestnoe samoupravlenie kak element edinoi sistemy publichnoi vlasti // Obrazovanie i pravo. - 2020. - № 7 [Elektronnyi resurs]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-samoupravlenie-kak-element-edinoy-sistemy-publichnoy-vlasti (data obrashcheniya: 02.05.2024).
2. Babichev I.V. Mestnoe samoupravlenie v edinoi sisteme publichnoi vlasti: nekotoryi analiz konstitutsionnykh novell // Mestnoe pravo. - 2020. - № 6. - S. 3-12.
3. BezrukovA.V., Kozhevnikov O.A., Mescheryagina V.A. Konstitucionnaya reforma 2020 goda kak osnova postroeniya ustojchivoj i effektivnoj sistemy publichnogo upravleniya v Rossii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2021. - № 9. - S. 28-32.
4. Gacolaeva A.H. Edinaya sistema publichnoj vlasti v Rossijskoj Federacii i rol' mestnogo samoupravleniya v nej / Nauka i obrazovanie: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt: sbornik trudov 56-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Belgorod, 27 marta 2023 goda. - Belgorod: OOO GiK, 2023. S. 295-299.
5. KarasevA.T., Kozhevnikov O.A., Savos'kinA.V. Otdel'nye voprosy konstitucionnoj transformacii publichnogo upravleniya v Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 21: Upravlenie (gosudarstvo i obschestvo). - 2021. - № 2. - S. 24-37.
6. Kilinkarov P.L. Printsipy vklyucheniya mestnogo samoupravleniya v sistemu edinoi publichnoi vlasti // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2022. - № 8. - S. 21-25.
7. PisarevA.N. Mestnoe samoupravlenie kak osobaya forma sistemy edinoi publichnoi vlasti: teoretiko-pravovoe issledovanie v svete konstitutsionnoi reformy-2020 // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2020. - № 6. - S. 35-39.
8. Shchepachev V.A. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii 2020 g.: mestnoe samoupravlenie v edinoi sisteme publichnoi vlasti // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. - 2021. - № 12. - S. 30-36.
(статья сдана в редакцию 07.05.2024)