УДК 339.92; 327
МЕСТНОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ КАК ФОРМА ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ВИЗОВОГО РЕЖИМА И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
Г. В. Кретинин* Д. А. Миронюк*
¡ей
* Балтийский федеральный университет им. И. Канта 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
Поступила в редакцию 10.07.2014 г.
10.5922/2074-9848-2014-4-2 © Кретинин Г. В., Миронюк Д. А., 2014
Рассматривается вопрос либерализации визового режима между Россией и Европейским Союзом, который представляет собой один из наиболее значимых аспектов дипломатического сотрудничества сторон. Целью исследования стало определение основных результатов сотрудничества по данному вопросу между Россией и ЕС. Авторами проведен краткий исторический анализ этой сферы внешних взаимоотношений. Тема регионализации визовой проблемы изучалась в контексте выделения основных акторов переговорного процесса России и ЕС: Калининградской области, Германии, Польши и Литвы. В своей работе авторы опирались на первичные источники — межправительственные соглашения России и ЕС об упрощении приграничного передвижения, статистику пересечений пограничных переходов Калининградской области в рамках местного приграничного передвижения, материалы экспертных интервью, а также аналитические доклады по теме.
Особое внимание уделено местному приграничному передвижению как наиболее эффективной форме взаимодействия в сфере упрощения визового режима и развития приграничных территорий. По результатам оценки позиции основных участников переговорного процесса по данному вопросу авторами делается вывод об успешности местного приграничного передвижения между Калининградской областью России и приграничными воеводствами Польши, что свидетельствует о целесообразности ускоренного перехода на безвизовый режим с ЕС.
Ключевые слова. Россия, Европейский союз, безвизовый режим, местное приграничное передвижение, пересечение границы, поставки энергоносителей, сотрудничество
.Балтийский регион. 2014. № 4 (22). С. 30—47.
Введение
Вопрос безвизового режима перемещения граждан между Россией и Европейским союзом напрямую обозначился в начале 2000-х гг. [23, а 29]. В 2003 г. была достигнута договоренность о том, что визовая проблема является «долгосрочной перспективой» в двусторонних отношениях [31].
Однако эксклавные особенности Калининградской области РФ обусловили необходимость решения отдельных визовых вопросов в более короткие сроки (введение системы выдачи упрощенных проездных документов российским гражданам для их перемещения через Литву при следовании из Калининградской области на основную часть России на автомобиле и по железной дороге и наоборот; вступление в силу с 1 июня 2007 г. Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, в результате которого был сделан ряд визовых упрощений для некоторых социальных групп граждан [15].
МИД РФ предпринимало усилия по включению визового вопроса (его калининградского аспекта) в новое стратегическое соглашение о сотрудничестве между РФ и ЕС. В 2008—2010 гг. был сформулирован перечень предложений по нерешенным вопросам: введение для калининградцев практики предоставления виз с ограниченным территориальным действием (въезд и пребывание на территориях нескольких государств); восстановление практики выдачи калининградцам национальных литовских и польских виз (прекращена в конце 2007 г.); предлагалось обсудить возможность выдачи бесплатных шенгенских виз жителям Калининградской области, были сформулированы предложения по упрощению оформления виз для участников приграничного сотрудничества [24]. Но эти предложения со стороны ЕС восприняты не были.
Определенный прорыв в решении визовой проблемы наметился в 2010 г. На саммите Россия — ЕС в Ростове-на-Дону Россия представила руководству Евросоюза проект двустороннего соглашения об отмене визовых требований. В этом проекте не шла речь об отмене всех ограничений на право перемещения по территории России и ЕС. Россия предлагала включить ее в состав более 50 стран мира, имеющих специальные договоренности с Евросоюзом [21]. Однако у руководства ЕС не хватило политической воли обозначить конкретные вехи решения проблемы. «Переход на безвизовый режим должен быть поступательным процессом», — заявил заместитель главы представительства ЕС в России Майкл Уэбб, по сути, возвращаясь к позиции «долгосрочной перспективы», заявленной Брюсселем еще в 2003 г. [28]. На этом фоне актуализировалась тема регионализации визовой проблемы на северо-западе России, прежде всего в Калининграде. К осени 2010 г. эксперты выделили основных акторов переговорного процесса России и ЕС: Калининградскую область, Германию, Польшу и Литву.
Европейский союз
Позиции ЕС по визовой проблеме неоднозначны и во многом подвержены влиянию внутриполитической конъюнктуры в том или ином государстве — члене союза. Учреждение шенгенской системы в рамках формирования общей политики охраны границ также привело к неоднозначным последствиям, где границы нескольких государств — членов ЕС выполняют функцию внешней границы всего Евросоюза и несут основную ответственность за соблюдение правил въезда иностранцев на территорию ЕС [20, с. 500]. В особенности данное утверждение относится к странам Балтии, и в первую очередь к Литве — непосредственному соседу Калининградской области.
В целом европейская позиция по калининградскому аспекту визовой проблемы базируется на Регламенте 1931/2006, одобренном Европейским парламентом и Советом ЕС в конце 2006 г., который разрешает странам — членам ЕС устанавливать на своих внешних границах с третьими государствами упрощенный визовый режим на основе местного приграничного передвижения [22]. Суть приграничного передвижения сводится к тому, что жители приграничных территорий с обеих сторон вправе в упрощенном порядке посещать страны соседей «на глубину» в 30 км (в исключительных случаях — 50).
Тем не менее формальное следование правилам данного регламента в случае Калининградской области может привести к разделению ее населения на три категории: жители, которые смогут посещать либо только Польшу, либо только Литву (имеется в виду режим местного приграничного передвижения), либо ни одну из двух стран. То есть жители области, проживающие в муниципалитетах, отдаленных от границы на расстояние больше чем 30—50 километров, вообще не смогут пользоваться таким режимом передвижения.
Германия
Позиция отдельных членов ЕС существенно отличается как от общей позиции, так и друг от друга. Наиболее конструктивный подход к решению калининградской визовой проблемы проявляют страны так называемой старой Европы — ФРГ и Франция.
Позиция ФРГ, озвучиваемая на протяжении 2009—2010 гг., была зафиксирована федеральным канцлером ФРГ А. Меркель в сентябре 2010 г., когда она заявила о возможности введения безвизового режима для Калининградской области: «... визовый режим для калининградцев может быть отменен» [1]. Позиция противоречивая, так как 19 октября 2010 г. в итоговом заявлении глав трех государств (Франции, Германии и России) на встрече в Довиле выражалась надежда, что уже на предстоящем в декабре 2010 г. в Брюсселе саммите Россия — ЕС будет достигнут прогресс в отношении совместных шагов по пути к безвизовому режиму поездок между РФ и ЕС [25]. Частная калининградская проблема таким образом встраивалась в общую канву безвизовой проблемы, но не снималась с повестки дня.
Действия Германии в решении калининградского визового вопроса могут быть объяснены, в частности, новым витком германо-российского сотрудничества и включением региона в систему экономического сотрудничества двух стран как весьма перспективного звена для реализации совместных экономических проектов в инновационной сфере, а также в контексте энергетической безопасности (вероятное участие в потреблении электроэнергии Балтийской АЭС).
В целом оживление немецкого интереса к Калининградской области свидетельствует о корректировке курса Германии по отношению к ней на уровне высшего политического руководства ФРГ и готовности активизировать германо-российское экономическое сотрудничество в регионе. В данном случае ФРГ может выступать как локомотив по лоббированию вопроса распространения на Калининград безвизового режима.
Польша
Польша в 2010 г. также активно выступала за упрощение визового режима. Так, в апреле 2010 г. в письме, направленном в Еврокомиссию, министры иностранных дел России и Польши С. Лавров и Р. Сикорский предложили распространить на жителей всей Калининградской области особые условия пограничного сообщения: «Жители одной части области могут воспользоваться правилом пограничного сообщения, а жителям другой в этом отказано... В частности, это правило не распространяется на население Калининграда». С. Лавров и Р. Сикорский призвали Евро-комиссию принять во внимание особенности региона [16].
Примером совместных действий относительно облегчения визового вопроса для калининградцев специалистами расценивается встреча министров иностранных дел стран так называемого Веймарского треугольника (Германия, Франция и Польша) с участием России в июне 2010 г., когда Россия и Польша договорились об упрощении визового режима между Калининградом и польскими приграничными районами. Данная договоренность была поддержана всеми участниками встречи. «Расширение приграничного сообщения между Польшей и Калининградом — это важный политический сигнал, учитывая историческое прошлое. Это улучшит жизнь в регионе», — отметил тогда министр иностранных дел ФРГ Г. Вестервелле [4]. В данном контексте эффективным является использование МИД России механизмов двусторонних и многосторонних полуформальных встреч с представителями государств — членов ЕС, чтобы лоббировать отмену визового режима в условиях, когда Европейская комиссия продолжает настаивать на поэтапном процессе [5, с. 20].
В конце июля 2010 г. Р. Сикорский, прибывший в Калининградскую область с рабочим визитом, еще раз подтвердил, что Польша готова подписать договор о безвизовом режиме, распространяющемся на всю Калининградскую область, а не только на разрешенную шенген-ским регламентом 30-километровую приграничную зону. «Мы сделаем все, чтобы убедить ЕС изменить существующие инструкции. Если не
получится, то мы готовы взять на себя риск введения такого договора, даже если это кому-то в Брюсселе не нравится. Польша и Россия показывают Европе свою совместную позицию и убеждают в ней Европу», — заявил польский министр [17].
Польская позиция была также озвучена в сентябре 2010 г. заместителем председателя комиссии по иностранным делам Сейма Польши Т. Ивиньским. Парламентарий отметил, что в Варшаве рассчитывают «на скорейшую реализацию большого безвизового проекта для Калининградской области. Собственно, за это высказываются и Москва, и Варшава. Мы за то, чтобы полностью «открыть» всю Калининградскую область на безвизовый режим с Польшей. Надо сделать так, чтобы это касалось всех жителей Калининградской области, а не только приграничной зоны» [3].
Такие действия со стороны польского руководства рассматривались в контексте заинтересованности активизировать приграничное экономическое сотрудничество между Польшей и Калининградской областью РФ, что могло бы стать фактором развития этих регионов [13, с. 38]. Под региональным развитием мы понимаем экономическое развитие, порожденное факторами, действующими в рамках данного географического пространства [9, с. 3]. Так, с ноября 2010 г. начались активные переговоры и процесс размещения части производства польских предприятий на территории Калининградской области с целью приближения польской продукции к российским рынкам, а также с целью использования калининградцев в качестве более дешевой рабочей силы на этих предприятиях. Представителями польского бизнеса (Торгово-промышленной палаты Варминско-Мазурского воеводства) в 2011 г. была озвучена идея по привлечению калининградских специалистов на работу в приграничные территории Варминско-Мазурского воеводства, которая является специальной экономической зоной. Польский бизнес всерьез обсуждает возможность приобретения электроэнергии от строящейся в Калининградской области Балтийской АЭС или того, что будет сооружено на ее месте.
Литва
Позиция литовской стороны изначально предусматривала существенное облегчение визового режима для жителей Калининградской области и приграничных районов Литвы. Однако это относилось именно к 30-километровой зоне вдоль обеих сторон границы. При этом выражалась надежда, что в будущем удастся добиться для калининградцев такого режима, при котором они могли бы посещать всю территорию соседней республики без виз. Так, в июле 2009 г. Литва участвовала в совместном трехстороннем обращении (Литва, Польша, Россия) к руководству Европейского союза с просьбой смягчить визовый режим для жителей Калининградской области и интенсифицировать сотрудничество в проработке местного приграничного передвижения на границе Калининградской области, Литвы и Польши [27].
В 2010 г. акценты литовского руководства существенным образом поменялись. Уже в июне 2010 г. премьер-министр Литвы А. Кубилюс сообщил, что Литва поддерживает только лишь идею упрощенного порядка передвижения для жителей определенной приграничной зоны, как это допускается законом ЕС. Но чтобы такой порядок действовал для всей Калининградской области, необходимо решение соответствующих руководящих органов ЕС [6].
Изменения в общей линии литовского руководства окончательно были закреплены в августовском сообщении пресс-секретаря МИД Р. Качинскаса, после того как представители польского правительства выразили желание обратиться к партнерам по ЕС с тем, чтобы соглашение Польши и России о передвижениях жителей приграничья охватывало всю Калининградскую область: «Литва не рассматривает возможности присоединения к обращению Польши. Мы считаем, что прежде всего мы должны подписать договор в рамках действующего регламента ЕС, то есть в рамках действующего шенгенского регламента» [12]. Заместитель министра иностранных дел Э. Игнатавичус подтвердил данную позицию, подчеркнув, что есть опасения, «связанные с требованиями безопасности, контрабандой и попаданием подакцизных товаров на территорию Литвы, что выражается в конкретных цифрах и убытках для нашей экономики» [14].
Таким образом, довольно резко изменившаяся позиция Литвы существенно повлияла на замедление переговорного процесса по визовой проблематике и ослабила фронт давления на Брюссель, уменьшив количество подписантов обращения по улучшению ситуации (по примеру совместных российско-польских и российско-польско-литовских обращений 2009—2010 гг.).
Эксперты обращают внимание на то, что резкое изменение позиции Литвы в визовом вопросе по Калининградской области могло быть связано с общим обострением отношений Варшавы и Вильнюса из-за проблем национальных меньшинств в Литве. Не устраивало Литву и отношение Польши к перспективным энергетическим объектам на территории Калининградской области. Тем самым «рушилась стена», возводимая Литвой вокруг российского энергетического объекта в Калининградской области. Такое состояние отношений между Вильнюсом и Варшавой, еще недавно выступавших заодно против европейских инициатив в направлении Российской Федерации, в значительной степени подпортило имидж Литвы. Позиция Вильнюса требовала объяснений, с которыми выступила президент Д. Грибаускайте. Она, наоборот, отметила, что «Литва ничего не собирается блокировать, если Россия договорится с Брюсселем». «Польско-российская инициатива — это просто пиар», — подчеркнула президент. Новостной портал «Делфи» (БеШ) процитировал: «Если ЕС решит, что Россия, или Белоруссия, или какая-либо третья страна готова к безвизовому режиму и является надежным партнером, то Литва ни в коей мере не будет протестовать» [10].
В сообщениях СМИ обращалось внимание на то, что позиция Литвы по калининградской в частности и по российской в целом визовой
проблеме была более приемлема для Еврокомиссии. Об этом сообщала польская сторона 21 февраля 2011 г. в Калининграде на трехсторонней встрече парламентариев Россия — Германия — Польша. Еврокомиссия в то время выступала против распространения соглашения о местном приграничном передвижении на всю Калининградскую область [26].
В июне 2014 г. стало известно, что руководство Литвы на данный момент не рассматривает вопрос о введении режима местного приграничного передвижения с Калининградской областью. Об этом сообщил посол России в Литве Александр Удальцов на встрече в Правительстве Калининградской области: «Сегодня все наши двусторонние структуры, которые призваны содействовать сотрудничеству, заморожены. И я как посол вынужден это признать. Это не наша инициатива. Это линия литовской стороны. И линия, если хотите, Евросоюза. И мы пытаемся и в этой непростой ситуации поднимать те вопросы, которые нас интересуют. И в числе этих вопросов вопрос об МПП. Внятного ответа мы не дождались. Ответ у литовской стороны негативный на данный момент» [11]. Александр Удальцов также подчеркнул, что в приграничных районах Литвы жители выступают за введение МПП, особенно бизнесмены и политики [11].
Прорыв в достижении успеха в подобной форме безвизового передвижения был достигнут на польском направлении.
Подписание 14 декабря 2011 г. в Москве Соглашения о местном приграничном передвижении (МПП) между Калининградской областью РФ и северными воеводствами Польши открыло перспективы для выстраивания нового формата сотрудничества не только между соседними регионами двух государств, но и в целом между Россией и ЕС. В преамбуле документа прямо говорится, что соглашение подписано «исходя из желания поддерживать и укреплять добрососедские отношения между двумя государствами, а также сотрудничество в экономической, торговой, технической, культурной и других областях, принимая во внимание особенности географического положения Калининградской области Российской Федерации, желая содействовать развитию контактов между жителями приграничных территорий путем упрощения порядка их взаимных поездок» [30].
Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения вступило в силу 27 июля 2012 г.
По данным Польского культурно-делового центра в Калининграде, каждый второй калининградец в настоящее время въезжает в Польшу по программе местного приграничного передвижения. Всего с июля 2012 по июль 2014 г. Генеральное консульство Республики Польша в Калининграде выдало более 200 тыс. соответствующих разрешений [29]. Согласно информации пресс-службы Варминско-Мазурского отдела пограничной службы в Кентшине (Республика Польша), за период действия программы жители области пересекли границу с Польшей, используя карточки МПП, почти 2,5 млн раз [33].
Действующее уже два года Соглашение дает возможность оценить его положительные и негативные стороны, чтобы сделать выводы о
дальнейших перспективах. Прежде всего эксперты обращают внимание на исключительность такой формы пересечения границы, связанной с увеличением глубины зоны посещения иностранцами территории в северо-восточных воеводствах Польши и Калининградской области РФ. Зона с облегченным визовым режимом по условиям Соглашения распространяется на всю Калининградскую область с российской стороны, а также на части Поморского (Гдыню, Гданьск, Сопот, Пуцкий, Новодвурский и Мальборгский районы) и Варминско-Мазурского воеводств (Бранево, Эльблонг, Лидзбарк, Бартошице, Ольштын, Кентшин, Мронгово, Ги-жицко, Олецк, Венгожево) со стороны Польши. В качестве несомненного достижения дипломатии обоих государств отмечается уникальность достигнутых соглашений: подобный режим пересечения границы не удалось ввести с Литвой (Вильнюс категорически не согласен с увеличением глубины зоны посещения его территории россиянами свыше 50 км), а вступившее летом 2014 г. в действие аналогичное соглашение между РФ и Латвией определяет глубину такой зоны в 30 км [2].
В интервью корреспонденту РИА Новости в Варшаве посол Польши в РФ Катажина Пелчиньска-Наленч отметила, что «Польша была очень заинтересована малым приграничным движением с Калининградом. Это был интерес обеих сторон — и России, и Польши; все делалось для облегчения жизни граждан наших двух стран. И результат превзошел наши ожидания: граница уже не является барьером для поездок друг к другу. Хочу подчеркнуть, что Польша выступала в ЕС за скорейшее введение безвизового режима с РФ. Если говорить о работе наших консульских учреждений в России, то могу отметить, что консульские службы Польши в РФ выдают очень много виз, в том числе виз долгосрочных и многоразовых. В 2013 году мы выдали в России 143 799 шенгенских виз сроком действия до одного года, 75 545 виз двухлетних, 4 993 визы трехлетних, 689 виз четырехлетних и 27 виз сроком действия на пять лет. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше граждан России приезжали в Польшу. И как можно чаще. Для нас важно, чтобы россияне знали, каким соседом является Польша». На вопрос о стратегических проблемах в двусторонних отношениях России и Польши она ответила, что «сейчас у нас ухудшение на линии Москва — Варшава, но это ухудшение отношений не между РФ и Польшей, а между РФ и ЕС. Второе, вопросы энергетики: здесь у нас различные интересы. Польша заинтересована в диверсификации поставок энергоносителей, Россия заинтересована в активном присутствии на рынке Польши и ЕС. Россия иначе подходит к европейскому энергетическому законодательству» [19].
Выступая в качестве эксперта, Юстина Шубстарска, пресс-секретарь Варминско-Мазурского отдела пограничной службы в Кентшине (Республика Польша), который управляет пограничными переходами в Голдапе, Безледах, Гроново и Гжехотках, заявила, что «сегодня мы знаем, что малое приграничное передвижение Польши с Калининградской областью — это успех. Не только пограничных служб, но также и путешественников. Об этом свидетельствует факт, что сейчас каждый
второй россиянин, приезжающий в Польшу, предъявляет разрешение МПП, а путешественников в рамках МПП из месяца в месяц прибывает. Пересечение границы на основании МПП — это гораздо более быстрый способ. На дорожных погранпереходах в Голдапе и Безледах 59 % иностранцев ездит с такими разрешениями. <...> В декабре прошлого [2013] года впервые число туристов в рамках МПП превысило число путешественников с визами. Наиболее рекордным оказалось 3 января этого [2014] года, перед российским праздником Рождества Христова, когда за один день границу с Польшей пересекло 30 тысяч жителей Калининградской области», — добавила она [8] (табл.).
Количество граждан РФ, въехавших в Польшу в рамках местного приграничного передвижения (общие данные по всем погранпереходам), тыс. чел. [33]
Месяц Количество человек
2012 год
Август 36
Сентябрь 1460
Октябрь 3118
Ноябрь 7562
Декабрь 15 100
2013 год
Январь 16 376
Февраль 22 036
Март 47 358
Апрель 56 077
Май 75 105
Июнь 93 908
Июль 111616
Август 141 591
Сентябрь 121 170
Октябрь 139 982
Ноябрь 149 121
Декабрь 184 426
2014 год
Январь 148 079
Февраль 132 193
Март 132 896
Апрель 111136
Май 132 138
Июнь 153 812
На 15 июля 72 932
В качестве позитивных моментов отмечаются также возможность взаимного экономического проникновения и увеличившийся потенциал для туристических поездок, что, в частности, для калининградцев в условиях эксклавности области имеет большое психологическое значение.
По информации пресс-секретаря Таможенной палаты в Ольштыне (Польша) Ричарда Худы, в 2014 г. калининградцы потратили в Польше
порядка 92 млн злотых (порядка 1,72 млрд рублей) на товары, с которыми можно въезжать в Россию и вернуть за них НДС. Из статистики таможенной службы следует, что за аналогичный период предыдущего года — с января до середины августа — россияне заявили на границе счета такс-фри за товары стоимостью 48 млн злотых (порядка 701,280 млн рублей). Он также отметил, что в течение года стоимость покупок россиян из Калининградской области выросла в два раза [32].
Особую важность здесь играет частичная схожесть экономического развития соседних приграничных муниципалитетов и, естественно, социальное самочувствие граждан по обе стороны границы в последние годы. В частности, в Варминско-Мазурском воеводстве традиционно высок уровень безработицы, которая во многом стала следствием закрытия российско-польской границы после вступления Польши в Европейский союз в 2004 г. Районы Калининградской области, непосредственно примыкающие к российско-польской границе, также испытывают социальное давление из-за дефицита рабочих мест. И хотя соглашение не предусматривает разрешения на трудовую деятельность в соседней стране, занятость собственного населения в различных сферах при такой форме пересечения границы явно повышается.
В июне 2014 г. состоялось Х1У заседание Российско-польского совета по сотрудничеству, сопредседателем которого со стороны России был губернатор Калининградской области Николай Цуканов, а с польской — первый замминистра внутренних дел Польши Петр Стаханчик. В рамках данного заседания Петр Стаханчик сообщил, что «польская и российская стороны завершили процедуру подготовки соглашения о приграничном железнодорожном сообщении. Теперь польская сторона ожидает резолюции Еврокомиссии». По его словам, планируется увеличить число полос на пограничном переходе в Гжехотках. Переход в Голдапе предполагается сделать доступным для грузовых автомобилей. «Для этого мы должны провести модернизацию дорог в направлении Голдапа. На эти цели мы постараемся получить национальные средства и средства Евросоюза», — отметил замминистра внутренних дел Польши [7].
Заключение
Тем не менее, несмотря на позитивное развитие отношений и большую занятость населения, появился ряд проблемных моментов, которые отчасти влияют на новый режим перемещения. Проблемы существуют с обеих сторон границы.
В первую очередь польские эксперты выделяют технические проблемы, связанные с пересечением границы с российской стороны, на которой скапливается большое количество польских перевозчиков бензина, занимающихся по сути контрабандной доставкой в Польшу более дешевого российского бензина. Польская сторона вынуждена вводить регламенты пересечения границы для своих граждан, занимающихся перевозкой бензина. Есть сообщения, что на территории Варминско-Мазурского воеводства появляются польские криминальные элементы, которые начинают координировать действия перевозчиков российского бензина.
Есть негативные моменты и для российской стороны, в частности для представителей розничной торговли и крупных торговых сетей, так как значительная часть калининградцев осуществляет покупки в польских магазинах по значительно более низким ценам. Разница в ценовой политике двух регионов — Калининградской области и Варминско-Мазурского воеводства — предмет отдельного разговора. Но эта разница существенным образом влияет на спрос на товары на калининградском, прежде всего продовольственном, рынке.
По мнению российских экспертов, существенный фактор, влияющий на образование цены на продукты питания и сельскохозяйственную продукцию в Калининграде, — это эксклавность региона и связанные с ним проблемы большого транспортного плеча при перевозке из России и обратно, тарифных ставок, пересечения границ и таможенного оформления. В свою очередь, производители в Варминско-Мазурском воеводстве таких проблем не испытывают.
Следует отметить, что в польских СМИ появились высказывания представителей муниципальных властей в Поморском и Варминско-Мазурском воеводствах о желании и дальше увеличить глубину зоны действия режима местного приграничного передвижения или изменении его формы (не только по суше, но и по морю) [18]. Опыт первых двух лет приграничного сотрудничества показал, что роста преступности, чего особенно опасались противники такого формата передвижения, не происходит, не возрастают иные угрозы, что свидетельствует, кстати, о возможности спокойного движения в сторону введения безвизового режима. Главной же причиной расширения зоны действия МПП муниципальные власти называют заинтересованность местного бизнеса, ориентированного на туризм и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Однако, по мнению польских экспертов, расширение польской территории, подпадающей под действие соглашения о местном приграничном передвижении, вряд ли произойдет в ближайшее время. Варшава при всем желании в данном случае не может самостоятельно решить этот вопрос. Все упирается в позицию Европейского союза, в ведении которого находится изменение форматов приграничного сотрудничества во всех регионах. Требуется согласование со странами Евросоюза очередного изменения порядка расширения зоны. Впрочем, в данном случае интересы польских муниципалитетов зависят от действия самой польской стороны, способной выступить с соответствующей инициативой перед Брюсселем.
Для России же успешное развитие процесса такой формы передвижения через границу является дополнительным аргументом в ускоренном продвижении к безвизовому режиму с ЕС.
Список литературы
1. Ангела Меркель: визовый режим для Калининградской области может быть отменен // Российская газета. 2010. 7 сент. : [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2010/ 09/07/viza-anons.html (дата обращения: 29.08.2014).
2. Безграничные возможности // Российская газета 2013 г. 2 июля. : [сайт]. URL: http://rg.ru/2013/07/02/reg-szfo/graniza.html (дата обращения: 27.10.2013).
3. В Варшаве рассчитывают «на скорейшую реализацию большого безвизового проекта для Калининградской области» // Калининграда : [информационно-аналитический портал]. URL: http://kgd.ru/news/item/6930 (дата обращения: 29.08.2014).
4. «Веймарский треугольник» за расширение сотрудничества между ЕС и Россией // Информационное агентство и медиахолдинг «Deutsche Welle» : [сайт]. URL: http://www.dw.de/a-5724846 (дата обращения: 29.08.2014).
5. Войников В. В., Корнеев О. В. Проблемы и перспективы безвизового диалога России и ЕС // Балтийский регион. 2013. № 3 (17). C. 20—37.
6. В Польше удивлены, что Литва уже давно тормозит открытие приграничного безвизового движения с Россией // Информационное агентство «REGNUM» : [сайт]. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1314519.html#ixzz3 BnL4Tka3 (дата обращения: 26.10.2013).
7. В Польшу можно будет и на поезде // Страна Калининград. 2014. 19 июня : [сайт]. URL: http://strana.klops.ru/news/Zhizn-Kaliningrada-i-oblasti/ 82935/V-Poljsu-mozno-budet-i-na-poezde.html (дата обращения: 21.08.2014).
8. Граница процветает. Два года МПП // Польский культурный центр в Калининграде : [сайт]. URL: http://www.polska-kaliningrad.ru/home/10-newsfrompoland/ 3660-granitsa-protsvetaet-dva-goda-mpp (дата обращения: 31.08.2014).
9. Жабрев А. А., Леонтьева А. Н., Межевич Н.М. Развитие приграничного сотрудничества — цель и совокупность задач стратегического развития Северо-Запада Российской Федерации // Псковский регионологический журнал. 2011. № 12. C. 3—9.
10. Лавров: Литва «не очень активна» в вопросе безвизового режима // «DELFI» : [новостной интернет-портал]. URL: http://ru.delfi.lt/news/politics/ lavrov-litva-ne-ochen-aktivna-v-voprose-bezvizovogo-rezhima.d?id=42855967 (дата обращения: 26.10.2013).
11. Литва заморозила переговоры о малом приграничном передвижении с Калининградской областью // Информационное агентство «Росбалт» : [сайт]. URL: http://www.rosbalt.ru/kaliningrad/2014/06/09/1278562.html (дата обращения: 31.08.2014).
12. Литва не желает безвизового режима с Калининградом // Информационное агентство «Росбалт» : [сайт]. URL: http://rn.rosbalt.ru/main/2010/08/09/ 760618.html (дата обращения: 29.08.2014).
13. Межевич Н. М., Жук Н. П. Методика оценки приграничной специализации межрегиональных взаимодействий приграничных регионов и результаты пилотной оценки // Балтийский регион. 2013. № 1 (15). C. 38—52.
14. МИД Литвы: предложения Польши не соответствуют требованиям Шенгена // Новый Калининградец : [новостной интернет-портал]. URL: http://www.newkaliningrad.ru/news/politics/k1119062.html (дата обращения: 26.10.2013).
15. Министерство иностранных дел Российской Федерации : [официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/D2FDBE95F19D148EC325717 D002FFDCC (дата обращения: 29.08.2014).
16. Москва и Варшава призвали ЕС открыть границы с Калининградской областью // Новостной интернет-портал «DELFI» : [сайт]. URL: http://rus.delfi. ee/daily/abroad/moskva-i-varshava-prizvali-es-otkryt-granicy-s-kaliningradskoj-oblas-tyu.d?id=30297729 (дата обращения: 29.08.2014).
17. Польша выступает за визовые льготы жителям Калининградской области // Калининграда : [информационно-аналитический портал]. URL: http://kgd.ru/news/item/5940 (дата обращения: 29.08.2014).
18. Поляки хотят развивать малое приграничное передвижение по воде // Там же. URL: http://kgd.ru/news/item/26951-polyaki-hotyat-razvivat-maloe-prigra-nichnoe-peredvizhenie-po-vode (дата обрашения: 27.10.2013).
19. Посол Польши: поляки и россияне должны иметь шанс понять друг друга // Информационно-аналитическое агентство «РИА Новости» : [сайт]. URL: http://ria.rU/interview/20140812/1019699889.html#ixzz3Bzi2hKdY (дата обращения: 31.08.2014 г.).
20. Потемкина О. Ю. Проблема доверия России и ЕС в рамках общего пространства свободы, безопасности и правосудия // Европейский союз в XXI веке: время испытаний / под ред. Н. Ю. Кавешникова, Н. Б. Кондратьевой. М., 2012. C. 500—518.
21. Пресс-конференция по итогам встречи на высшем уровне Россия — Европейский союз // Президент Российской Федерации : [официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/9730 (дата обращения: 29.08.2014).
22. Регламент (ЕС) № 1931/2006 Европейского парламента и Совета от 20 декабря 2006 г. об установлении правил в отношении малого пограничного движения на внешних сухопутных границах государств-членов и об изменении положений Шенгенской конвенции // Европейский союз и Россия. Законодательство и практика : [интернет-портал]. URL: http://eu-law.ru/2011/06/ reglament-es-o-malom-pogranichnom-dvizhenii/ (дата обращения: 29.08.2014).
23. Рожков-Юрьевский Ю. Д. Перспективы трехстороннего приграничного сотрудничества с участием Калининградской области // Вестник Балтийкого научного центра. Калининград, 2006. № 1 (24). C. 29—33.
24. Российские дипломаты подготовили для ЕС «пакет» предложений по решению по визовой проблемы Калининградской области // Московские новости. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» : [сайт]. URL: http://www.rbc.ru/digest/index. shtml?newstime/2008/10/24/32178079 (дата обращения: 29.08.2014).
25. Российско-французско-германские переговоры // Президент Российской Федерации : [официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/9286 (дата обращения: 29.08.2014).
26. Россия, Германия и Польша обсуждают планы совместного сотрудничества // Mail.ru : [интернет-портал]. URL: http://my.mail.ru/video/bk/vesti.ru/ politics/47135.html#video=/bk/vesti.ru/politics/47135 (дата обращения: 26.10.2013).
27. РФ, Литва, Польша предложат ЕС смягчить визовый режим для Калининграда // Новый Калининград.Ru : [новостной интернет-портал]. URL: http://www.newkaliningrad.ru/news/politics/k872155.html (дата обращения: 26.10.2013).
28. Самойлова С. В безвизовый режим через Германию // Политком.т: [информационный сайт политических комментариев]. URL: http://politcom.ru/ 10443.html (дата обращения: 29.08.2014).
29. С начала 2014 года российско-польскую границу по МПП пересекли 4 миллиона человек // BezFormata.Ru : [новостной интернет-портал]. URL: http://kaliningrad.bezformata.ru/listnews/polskuyu-granitcu-po-mpp-peresekli/22936997 (дата обращения: 31.08.2014).
30. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения // Генеральное консульство Республики Польша в Калининграде : [официальный сайт]. URL: http://www.kaliningrad.msz.gov.pl/ru/consular_information/ mrg_ru/umowa_ru/ (дата обращения: 27.10.2013).
31. Топорнин Н. Безвизовый режим между Россией и ЕС: реальность или утопия? // Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document168613.phtml (дата обращения: 29.08.2014).
32. 92 000 000 злотых как минимум потратили в этом году калининградцы в Польше // Польский культурный центр в Калининграде : [сайт]. URL: http://www.polska-kaliningrad.ru/home/10-newsfrompoland/3817-92-000-000-zlotykh-kak-minimum-potratili-v-etom-godu-kaliningradtsy-v-polshe (дата обращения: 31.08.2014).
33. Dwa lata funkcjonowania MRG // Варминско-Мазурский отдел пограничной службы в Кентшине (Республика Польша) : [официальный сайт]. URL: http://www.wm.strazgraniczna.pl/archiwmu-new/85-wmosg-rzecznik-prasowy/aktual-nosci/933-dwa-lata-funkcjonowania-mrg (дата обращения: 31.08.2014).
Об авторах
Геннадий Викторович Кретинин, доктор исторических наук, профессор, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, руководитель Балтийского регионального информационно-аналитического центра, Российский институт стратегических исследований, Россия.
E-mail: baltrisi@baltnet.ru
Денис Алексеевич Миронюк, аспирант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: p.aeg.iordt@gmail.com
LOCAL BORDER TRAFFIC AS A FORM OF VISA LIBERALISATION AND TERRITORIAL DEVELOPMENT
G. Kretinin*, D. Mironyuk*
Immanuel Kant Baltic Federal University.
14 A. Nevski Str., Kaliningrad, 236041, Russia
Submitted on July 10, 2014
This article addresses the issue of visa liberalisation between Russia and the European Union, which constitutes a key aspect of the parties' diplomatic cooperation. This work sets out to identify the main results of Russia/EU cooperation. The authors have conducted a brief historical analysis of this area of relations. The visa "regionalisation" is considered in the context of identifying the key actors of the EU — Russia negotiations: the Kaliningrad region, Germany, Poland, and Lithuania. In their analysis, the authors rely mostly on primary sources: intergovernmental agreements on simplified border traffic, border-crossing statistics for the Kaliningrad re-
gion in the framework of the local border traffic, expert interviews, and related analytic reports. Specifically, local border traffic is viewed as the most effective form of interaction in the field of visa regime simplification and border territory development. An assessment of the positions of key negotiators shows that local border traffic between the Kaliningrad region of Russia and the Polish border voivodeships is a success, which stresses the need for a prompt transition to a visa-free regime with the EU.
Key words: Russia, European Union, visa-free regime, local border traffic, border crossing, energy supply, cooperation
References
1. Angela Merkel': vizovyj rezhim dlja Kaliningradskoj oblasti mozhet byt' otme-nen [Angela Merkel: the visa regime for the Kaliningrad region can be canceled], 2010, Rossiyskaya Gazeta, available at: http://www.rg.ru/2010/09/07/viza-anons.html (accessed 29.08.2014).
2. Bezgranichnye vozmozhnosti [Endless possibilities], 2013, Rossiyskaya Gazeta, available at: http://rg.ru/2013/07/02/reg-szfo/graniza.html (accessed 27.10.2013).
3. Pol'sha zhdet bolee intensivnyh kontaktov s novym gubernatorom Kaliningradskoj oblasti [Poland is waiting for more intensive contacts with the new governor of the Kaliningrad region], 2010, Kaliningrad.ru, available at: http://kgd.ru/news/item/6930 (accessed 29.08.2014).
4. Stepovyk, M. 2010, «Vejmarskij treugol'nik» za rasshirenie sotrudnichestva mezhdu ES i Rossiej ["Weimar Triangle" for the expansion of cooperation between the EU and Russia], Deutsche Welle, available at: http://www.dw. de/a-5724846 (accessed 29.08.2014).
5. Voinikov, V., Korneev, O. 2013, Problems and prospects of EU — Russia dialogue on visa-free travel, Balt. Reg., no. 3 (17), p. 14—26. DOI: 10.5922/2079-85552013-3-2.
6. V Pol'she udivleny, chto Litva uzhe davno tormozit otkrytie prigranichnogo bez-vizovogo dvizhenija s Rossiej [In Poland surprised that Lithuania has long inhibits the opening of cross-border visa-free movement with Russia], 2010, Regnum, available at: http://www.regnum.ru/news/polit/1314519.html#ixzz3BnL4Tka3 (accessed 26.10.2013).
7. Sayapina, O. 2014, V Pol'shu mozhno budet i na poezde [In Poland will be on the train], Strana Kaliningrad, available at: http://strana. klops.ru/news/Zhizn-Kaliningrada-i-oblasti/82935/V-Poljsu-mozno-budet-i-na-poezde.html (accessed 21.08.2014).
8. Granica procvetaet. Dva goda MPP [The border is booming. Two years of small frontier movement], 2014, Pol'skij kul'turnyj centr v Kaliningrade [Polish Cultural Center in Kaliningrad], available at: http://www.polska-kaliningrad.ru/home/10-news-frompoland/ 3660-granitsa-protsvetaet-dva-goda-mpp (accessed 31.08.2014).
9. Zhabrev, A. A., Leontieva, A.N., Mezhevich, N. M. 2011, Razvitie prigranichnogo sotrudnichestva — cel' i sovokupnost' zadach strategicheskogo razvitija Severo-Zapada Rossijskoj Federacii [Development of cross-border cooperation — a goal and a set of strategic objectives of the North-West of the Russian Federation], Pskovskij regionologicheskij zhurnal [Pskov regionologichesky Journal], no. 2, p. 3—9.
10. Lavrov: Litva «ne ochen' aktivna» v voprose bezvizovogo rezhima [Lavrov: Lithuania "not very active" in the issue of visa-free regime], 2011, Delfi, available
f. B. KpeTUHMH, fl. A. MwpoHKiK
at: http://ru.delfi. lt/news/politics/lavrov-litva-ne-ochen-aktivna-v-voprose-bezvi-zovogo-rezhima.d?id=42855967 (accessed 26.10.2013).
11. Litva zamorozila peregovory o malom prigranichnom peredvizhenii s Kalin-ingradskoj oblast'ju [Lithuania has frozen talks on border movement of the Kaliningrad region], 2014, Rosbalt, available at: http://www.rosbalt.ru/kaliningrad/2014/ 06/09/1278562.html (accessed 31.08.2014).
12. Litva ne zhelaet bezvizovogo rezhima s Kaliningradom [Lithuania does not want to visa-free regime with Kaliningrad], 2010, Rosbalt, available at: http://m. rosbalt.ru/main/2010/08/09/760618.html (accessed 29.08.2014).
13. Mezhevich, N., Zhuk, N. 2013, Cross-border Specialization of Interregional Interaction: Applying New Assessment Methods, Balt. Reg., no. 1 (15), p. 27—36. DOI: 10.5922/2079-8555-2013-1-3.
14. MID Litvy: predlozhenija Pol'shi ne sootvetstvujut trebovanijam Shengena [Lithuanian Foreign Minister: Poland proposals do not meet the requirements of the Schengen], 2010, Newkaliningrad. Ru, available at: http://www.newkaliningrad.ru/ news/politics/k1119062.html (accessed 26.10.2013).
15. Soglashenie mezhdu Rossijskoj Federaciej i Evropejskim soobshhestvom ob uproshhenii vydachi viz grazhdanam Rossijskoj Federacii i Evropejskogo sojuza [Agreement between the Russian Federation and the European Community on the facilitation of the issuance of visas to citizens of the Russian Federation and the European Union], 2006, 29 May, Official website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, available at: http://www.mid.ru/Brp_4.nsf/arh/ D2FDBE95F19D148EC325717D002FFDCC (accessed 29.08.2014).
16. Moskva i Varshava prizvali ES otkryt' granicy s Kaliningradskoj oblast'ju [Moscow and Warsaw called on the EU to open the border with the Kaliningrad region], 2010, Deutsche Welle, available at: http://rus. delfi. ee/daily/abroad/moskva-i-varshava-prizvali-es-otkryt-granicy-s-kaliningradskoj-oblastyu.d?id=30297729 (accessed 29.08.2014).
17. Pol'sha vystupaet za vizovye l'goty zhiteljam Kaliningradskoj oblasti [Poland supports visa privileges to residents of the Kaliningrad Region], 2010, Kalinin-grad.ru, available at: http://kgd.ru/news/item/5940 (accessed 29.08.2014).
18. Poljaki hotjat razvivat' maloe prigranichnoe peredvizhenie po vode [Poles want to develop a small border traffic on the water], 2013, Kaliningrad.ru, available at: http://kgd.ru/news/item/26951-polyaki-hotyat-razvivat-maloe-prigranichnoe-peredvizhe-nie-po-vode (accessed 27.10.2013).
19. Posol Pol'shi: poljaki i rossijane dolzhny imet' shans ponjat' drug druga [Ambassador of Poland: Poles and Russians should have the chance to understand each other], 2014, RIA Novosti, available at: http://ria.ru/interview/20140812/ 1019699889.html#ixzz3Bzi2hKdY (accessed 31.08.2014).
20. Potemkina, О. Yu. 2012, Problema doverija Rossii i ES v ramkah obshhego prostranstva svobody, bezopasnosti i pravosudija [The problem of trust Russia and the EU in the framework of the common space of freedom, security and justice]. In: Kaveshnikov, N. Yu., Kondratyeva, N.B. Evropejskij Sojuz v XXI veke: vremja is-pytanij [The European Union in the XXI century: the test], Moscow, Ves' mir, p. 500—518.
21. Press-konferencija po itogam vstrechi na vysshem urovne Rossija — Evropejskij sojuz [Press conference following the summit Russia — EU], 2010, Portal of the President of the Russian Federation, available at: http://www.kremlin.ru/transcripts/ 9730 (accessed 29.08.2014).
22. Reglament (ES) № 1931/2006 Evropejskogo parlamenta i Soveta ot 20 deka-brja 2006 g. ob ustanovlenii pravil v otnoshenii malogo pogranichnogo dvizhenija
na vneshnih suhoputnyh granicah gosudarstv-chlenov i ob izmenenii polozhenij Shengenskoj konvencii [Regulation (EC) № 1931/2006 of the European Parliament and of the Council of 20 December 2006 on the establishment of rules on local border traffic at the external land borders of the Member States and to amend the provisions of the Schengen Convention], 2006, Evropejskij Sojuz i Rossija. Za-konodatel'stvo i praktika [The European Union and Russia. Law and Practice], available at: http://eu-law.ru/2011/06/reglament-es-o-malom-pogranichnom-dvizhe-nii/ (accessed 29.08.2014).
23. Rozhkov-Yuryevsky, Yu. D. 2006, Perspektivy trehstoronnego prigranich-nogo sotrudnichestva s uchastiem Kaliningradskoj oblasti [Prospects for a trilateral cross-border cooperation with the Kaliningrad region], Vestnik Baltijskogo nauch-nogo centra [Bulletin of the Baltic Science Centre], no. 1 (24), p. 29—33.
24. Rossijskie diplomaty podgotovili dlja ES «paket» predlozhenij po resheniju po vizovoj problemy Kaliningradskoj oblasti [Russian diplomats have prepared for the EU "package" of proposals to address the problem of visa Kaliningrad region], 2008, Moskovskie novosti [The Moscow news], available at: http://www.rbc.ru/digest/ index.shtml?newstime/2008/10/24/32178079 (accessed 29.08.2014).
25. Rossijsko-francuzsko-germanskie peregovory [Russian-French-German talks], 2010, Portal of the President of the Russian Federation, available at: http://www.kremlin.ru/news/9286 (accessed 29.08.2014).
26. Rossija, Germanija i Pol'sha obsuzhdajut plany sotrudnichestva [Russia, Germany and Poland discuss cooperation plans], 2011, Telekanal Rossia [Russian TV channel], available at: http://my. mail.ru/video/bk/vesti.ru/politics/47135.html#video= /bk/vesti.ru/politics/47135 (accessed 26.10.2013).
27. RF, Litva, Pol'sha predlozhat ES smjagchit' vizovyj rezhim dlja Kaliningrada [The Russian Federation, Lithuania, Poland offered to soften the EU visa regime for Kaliningrad], 2009, Newkaliningrad. Ru, available at: http://www.newkaliningrad.ru/news/ politics/k872155.html (accessed 26.10.2013).
28. Samoilova, S. 2010, V bezvizovyj rezhim cherez Germaniju [In the non-visa regime through Germany], Politcom. Ru, available at: http://politcom.ru/10443.html (accessed 29.08.2014).
29. Maytakova, O. 2014, S nachala 2014 goda rossijsko-pol'skuju granicu po MPP peresekli 4 milliona chelovek [Since the beginning of 2014 the Russian-Polish border by WFP crossed the 4 million people], Newkaliningrad. Ru, available at: http://www.newkaliningrad.ru/news/community/4122414-s-nachala-2014-goda-rossiyskopolskuyu-granitsu-po-mpp-pereseklo-4-milliona-chelovek.html (accessed 31.08.2014).
30. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Re-spubliki Pol'sha o porjadke mestnogo prigranichnogo peredvizhenija [Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Poland on local border movement], 2011, General'noe konsul'stvo Respub-liki Pol'sha v Kaliningrade [Consulate General of the Republic of Poland in Kaliningrad], available at: http://www.kaliningrad.msz.gov.pl/ru/consular_information/ mrg_ru/umowa_ru/ (accessed 27.10.2013).
31. Topornin, N. 2010, Bezvizovyj rezhim mezhdu Rossiej i ES: real'nost' ili utopi-ja? [Visa-free regime between Russia and the EU: reality or utopia?], Portal MGIMO [Portal MGIMO Universitet MID Rossii], available at: http://www.mgimo.ru/ news/experts/document168613.phtml (accessed 29.08.2014).
32. 92 000 000 zlotyh kak minimum potratili v jetom godu kaliningradcy v Pol'she [92 million zlotys at least spent this year Kaliningradians in Poland], 2014,
r. B. KpeTHHHH, fl. A. MwpoHroK
Pol'skij kul'turnyj centr v Kaliningrade [Polish Cultural Center in Kaliningrad], available at: http://www.polska-kaliningrad.ru/home/10-newsfrompoland/3817-92-000-000-zlotykh-kak-minimum-potratili-v-etom-godu-kaliningradtsy-v-polshe (accessed 31.08.2014).
33. Dwa lata funkcjonowania MRG, 2014, Warminsko-Mazurski Oddziai Strazy Granicznej, available at: http://www.wm.strazgraniczna.pl/archiwmu-new/85-wmosg-rzecznik-prasowy/aktualnosci/933-dwa-lata-funkcjonowania-mrg (accessed 31.08.2014).
About the authors
Prof. Gennady Kretinin, Immanuel Kant Baltic Federal University, Head of the Baltic Regional Information and Analytical Centre, Russian Institute for Strategic Studies, Russia.
E-mail: baltrisi@baltnet.ru
Denis Mironyuk, PhD student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia. E-mail: p.aeg.iordt@gmail.com