© BOTHАРЮК M. В., ТИМЧЕНКО Т. H„ 2024 УДК 614.2
Ботнарюк М. В., Тимченко Т. Н.
МЕРЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОРЯКОВ ПРИ РАБОТЕ НА АВТОНОМНЫХ НАДВОДНЫХ
СУДАХ
ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», Новороссийск, 353924, Россия
В настоящее время все отрасли народного хозяйства подвержены стремительным процессам цифровой трансформации, что требует как перестройки производственных процессов, так и совершенствования системы подбора кадров. Не стала исключением и сфера деятельности морского транспорта, которая в последнее время ориентирована на активное развитие автономного морского судоходства. Введение в эксплуатацию автономных судов кардинально изменяет условия работы членов судового экипажа, в том числе за счёт значительного уменьшения их численности. В результате в недалеком будущем моряки будут вынуждены не только работать в сложных условиях, вызванных морской спецификой, но и испытывать дополнительное воздействие фактора ограниченного состава судовой команды. Отсутствие необходимых навыков и подготовки у действующих членов экипажа судна к работе в новых реалиях, а также высокая степень риска нарушения их психического здоровья показывают объективную необходимость в поиске новых подходов к подготовке и отбору моряков.
С целью разработки рекомендаций по совершенствованию правил подготовки, подбора и отбора моряков для работы в условиях ограниченного состава судовой команды в статье изучены нормативные правовые акты, уровни автономности морских надводных судов. Проведён опрос среди действующих моряков, позволивший определить ключевые проблемы по заявленной проблематике, а также изучены типы темперамента, личности и акцентуации.
Ключевые слова: автономное судно; ограниченный состав; нестандартные условия; психическая пригодность; отбор кадров; рекомендации
Для цитирования: Ботнарюк М. В., Тимченко Т. Н. Меры сохранения психического здоровья моряков при работе на автономных надводных судах. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024;32(спецвыпуск 1):548—554. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-sl-548-554 Для корреспонденции: Тимченко Татьяна Николаевна; e-mail: [email protected]
Timchenko Т. N., Botnaryuk М. V. MEASURES ТО PRESERVE THE MENTAL HEALTH OF SAILORS WHEN WORKING ON AUTONOMOUS
SURFACE VESSELS
Admiral Ushakov State Maritime University, 353924, Novorossiysk, Russia
Currently, all sectors of the national economy are subject to rapid processes of digital transformation, which requires the restructuring of both production processes and the improvement of the personnel selection system. The field of maritime transport is no exception, which has recently been focused on the active development of autonomous maritime shipping. The introduction of autonomous ships into operation radically changes the working conditions of ship crew members, including due to a significant reduction in their number. As a result, in the near future, seafarers will be forced not only to work in difficult conditions caused by maritime specifics, but also to experience the additional impact of a limited ship crew. The lack of necessary skills and training among current ship crew members to work in the new realities, as well as the high risk of impairment of their mental health, shows the objective need to find new approaches to the training and selection of seafarers.
In order to develop recommendations for improving the rules for training, recruiting and selecting seafarers to work in conditions of a limited ship crew, the article studied regulations and levels of autonomy of sea surface vessels. A survey was conducted among active sailors, which made it possible to identify key problems on the stated issues, and also studied the types of temperament, personality and accentuation.
Keywords: autonomous vessel, limited crew, non-standard conditions, mental fitness, personnel selection, recommendations.
For citation: Timchenko T. N., Botnaryuk M. V. Measures to preserve the mental health of sailors when working on autonomous surface vessels. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2024;32(Special Issue l):548-554 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2024-32-sl-548-554 For correspondence: Tatyana N. Timchenko; e-mail: [email protected] Source of funding. This study was not supported by any external sources of funding.
Conflict of interest. The authors declare no apparent or potential conflicts of interest related to the publication of this article.
Received 06.03.2024 Accepted 07.05.2024
Введение
Профессия моряка отличается от береговых профессий не только особыми требованиями к выполняемым обязанностям, но и условиями, в которых члены судового экипажа находятся в течение длительного периода [1-3]. Практикой установлено, что средняя продолжительность рейса составляет от
4 мес. Причём очень часто возникают внештатные ситуации, следствием которых является увеличение времени присутствия моряка на борту судна. Несмотря на создаваемые комфортные условия (отдельная каюта, наличие библиотеки и спортзала, игровых комнат и др.), несение вахты, работа в автономном режиме, ограниченность пространства, минимальное количество членов команды и другие
•Судно с автоматизированными процессами и поддержкой принятия решений: члены экипажа находятся на борту для управления и контроля судовых систем и функций. [ 1скоторые операции могут быть автоматизированы
•Дистанционно управляемое судно с членами экипажа на борту: судно контролируется и эксплуатируется из удаленного места, но незначительная часть моряков находится на борту
•Дистанционно контролируемое судно без членов экипажа па борту судио контролируется и управляется из удалённого места. На борту нет моряков
•Полностью автономное судно: управляющая система судна способна принимать решения и самостоятельно определять требуемые действия
Рис. 1. Классификация уровней автономности морских надводных судов.
факторы могут оказать негативное влияние на психическое здоровье моряков. Например, известны случаи суицидов на судне вследствие несвоевременной репатриации моряков [4]. Для решения данной проблемы, безусловно, принимаются соответствующие меры, которые, тем не менее, не учитывают существующую сегодня устойчивую тенденцию цифровой трансформации морского судоходства. В частности, речь идет о реализации стратегии автономного судоходства, в соответствии с которой численность экипажа существенно уменьшится (до 3-5 человек). Это требует переосмысления подхода к подготовке и отбору членов судовой команды и смещения акцента в сторону особого внимания к психическому здоровью моряка. При этом стоит подчеркнуть, что в настоящий момент отсутствуют как национальные, так и международные нормативные документы, регламентирующие порядок организации труда моряков на автономных судах.
В этой связи цель исследования заключается в разработке рекомендаций по подготовке и отбору моряков в условиях развития автономного судоходства с учётом сохранения их психического здоровья и жизни.
Материалы и методы
В качестве объекта исследования выступили члены экипажа водных судов. Предметом исследования стали факторы, оказывающие влияние на процесс подготовки моряков в новых условиях, анализ которых проводился методом кабинетного и полевого исследований. Источником получения информации послужили нормативные правовые документы, научные труды, а также собственные исследования, выполненные методом глубинного интервью. Респондентами выступили члены судового экипажа, занимающие ведущие должности и имеющие значительный опыт работы на водном транспорте.
На первом этапе проанализированы изменения в организации работы судна в связи с переходом к автономному судоходству. На втором этапе исследо-
ваны особенности типов личности, темперамента и акцентуации. На заключительном этапе представлены рекомендации относительно правил подготовки, подбора и отбора моряков, которые будут работать в условиях ограниченного состава судовой команды.
В ходе исследования использованы такие методы контент-анализа, аналитический, социологический.
Результаты
В современных реалиях одним из главных факторов, определяющих рынок труда в сфере водного транспорта, является технологический прогресс. Ключевыми векторами в данном вопросе, по мнению авторов, служат:
1. Долгосрочная стратегия развития транспортной отрасли России (до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г.), предполагающая активное внедрение цифровых сервисов \
2. Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года.
Кроме того, в Указе Президента РФ от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»2 определена потребность в квалифицированных кадрах, способных противостоять «большим вызовам».
В целях реализации основных положений вышеупомянутых нормативных документов в последние годы в сфере водного транспорта активно развивается автономное надводное судовождение. Так, например, с 01.01.2021 Российским морским регистром судоходства введены новые правила классификации и постройки морских судов, в соответ-
1 Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года».
2 Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2023 № 3097-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года».
ствии с которыми регламентированы различные виды автоматизации судовых систем, включая возможность автономной работы (рис. 1) [5].
Реализация данной концепции будет происходить поэтапно:
• на первом этапе планируется частичная автоматизация процессов, что приведёт к сокращению отдельных должностей из членов экипажа судна;
• на втором этапе предполагается минимальное количество членов экипажа на борту судна и морских специалистов в качестве «сторонних наблюдателей» на берегу, которые будут принимать участие в процессе управления, эксплуатации и контроля.
Начиная с третьего этапа уже следует говорить о дистанционно контролируемом судне:
• на третьем этапе члены экипажа на борту полностью отсутствуют, управление, эксплуатация и контроль осуществляются в дистанционном формате;
• заключительный, четвертый этап предполагает построение и эксплуатацию судов на основе искусственного интеллекта, что не требует присутствия как членов экипажа, так и береговых участников транспортного процесса.
В работе А. Б. Володина и соавт. отмечено, что несомненным плюсом перехода к полной автоматизации работы судна является прогнозируемое снижение на 80% аварийности (вследствие сокращения вероятности влияния человеческого фактора) [6]. В дополнение, эти же авторы показали и экономическую выгоду: уменьшение операционных расходов по судну по причине сокращения количества членов судовой команды ориентировочно на 5-10%. Экономическая целесообразность снижения или полного отказа от присутствия экипажа на борту судна также отражена в работе, в которой отмечается, что решить проблему как расходов судовладельца, так и недостатка квалифицированного кадрового состава можно за счёт применения информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на эффективное использование беспилотных судов [7].
Однако ни в одном исследовании не представлена позиция действующих членов экипажей водных судов, представителей крюинговых компаний, высших учебных заведений, а также судовладельцев касательно готовности моряков к работе в ограниченном составе при выполнении профессиональных задач.
По мнению авторов, в случае применения на судах систем автономного управления, в первую очередь, сократится численность рядового состава (матросы, мотористы, буфетчики, кадеты), командного — помощники капитана и старшего механика, а также повысится уровень интеллектуальных нагрузок ввиду необходимости постоянного контроля работы автоматизированных систем. Во-вторых, потребуется приобретение новых компетенций и навыков, поскольку оставшиеся на борту моряки должны будут не только выполнять свои текущие
обязанности в новых реалиях, но и быть готовыми к решению внештатных ситуаций в малочисленном составе. Все вышесказанное может привести в итоге к усилению психологического дискомфорта и нарушению здоровья.
В целях подтверждения выдвинутой авторами гипотезы, а также разработке мер по предупреждению нарушения психического здоровья моряков при работе на автономных надводных судах был проведён опрос среди членов плавсостава, имеющих опыт работы в море более 20 лет. В качестве респондентов были выбраны моряки, занимающие командные должности, потому что в процессе нахождения на борту судна они не только выполняют свои профессиональные обязанности, но и являются ответственными за жизнь подчинённых и оказание медицинской помощи. Всего было опрошено 95 человек, которые ввиду обширного опыта трудовой деятельности (имеется опыт работы как на отечественных судах, так и в смешанных экипажах) и морского стажа могут отследить влияние изменений условий труда на здоровье моряков.
Результаты проведённого методом глубинного интервьюирования опроса показали следующее:
• отсутствие необходимых навыков и подготовки у действующих членов экипажа судна к работе в море в ограниченном количестве судовой команды;
• высокие риски нарушения психического здоровья членов экипажа при переходе к новому технологическому укладу;
• неготовность большинства членов экипажа судна работать в тяжёлых условиях в ограниченном составе судовой команды.
Проработка нормативных правовых актов выявила, что на законодательном уровне данный вопрос также не урегулирован. В основном международном документе о труде в морском судоходстве определены общие требования к судовладельцу касательно организации достойных условий работы и жизни моряков на судне при полном составе членов экипажа3. Единственный национальный нормативный документ, определяющий правила охраны труда при работе в нестандартных условиях (в ограниченных и замкнутых пространствах), регламентирует только обязанность работодателя до начала работ оценить тяжесть и напряжённость трудового процесса4.
Актуальна также проблема оказания медицинской помощи на борту судна при ограниченном составе членов экипажа. На текущий момент, в соответствии с международным медицинским руководством для судов , в полномочия капитана судна и старшего помощника вменены обязанности по ока-
3 Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве // Справочник МФТ для моряков по Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве. URL: http://www.sur.ru/upload/files/
MLC_s_popravkami_file_48_6617.pdf (дата обращения: 26.12.2023).
4Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 902н «Об утвержде-
нии Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах».
Флегматики
Сангвиники
Холерики
Меланхолики
занию квалифицированной медицинской помощи на борту судна [8]. При малочисленном составе членов экипажа ни на международном, ни на национальном уровне данный аспект не рассмотрен.
Кроме того, научные изыскания по вопросам суицида на море подтверждают озабоченность исследователей касательно высоких рисков нарушения психического здоровья членов экипажей надводных автономных судов при работе в ограниченном составе.
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что несмотря на современные тенденции перехода к цифровым трансформациям в рамках внедрения автономного надводного судовождения, актуальной проблемой остается вопрос непроработанности подбора психологически соответствующих кадров для работы в условиях ограниченного состава членов экипажа с целью сохранения их жизни и здоровья.
Обсуждение
Как известно, не каждый человек способен выполнять трудовые функции в замкнутом пространстве и в ограниченном составе трудового коллектива. Это обусловлено неповторимостью психики человека, которая связана, в первую очередь, с его индивидуальным физиологическим, биологическим развитием, а также с особенностями воспитания, уровнем общения и устоями семейной среды. Данные критерии формируют в итоге определённые разновидности темперамента человека, типы акцентуации личности, а также уровень пригодности к определённой профессии в нестандартной обстановке. Сложившийся психотип человека напрямую влияет на оптимальную реализацию его профессиональных навыков и умений в правильно выбранной сфере деятельности. Социальная изоляция также оказывает значительное влияние на психическое состояние.
Согласно теории Карла Юнга различают два основных типа личности: экстравертов и интровертов (табл. 1).
Поскольку интроверты и экстраверты по-разно-му воспринимают и обрабатывают информацию, то, соответственно, решают поставленные профессиональные задачи, исходя из своего типа личности. Кроме того, необходимо отметить, что большинство людей в мире — это так называемые «амбиверты», которые находятся где-то посередине между интровертами и экстравертами.
Упорны, настойчивы в работе, при этом спокойны и уравновешенны
11родуктивны в работ е только при условии наличия интереса
быстро увлекаются работой, но с бездумной растратой сил
Замкнуты, застенчивы па работе, мало реагируют на внешние факторы
Рис. 2. Типы темперамента, проявляющиеся на рабочем месте.
Кроме того, на сегодняшний день многие исследователи выявили зависимость между определённым типом темперамента и результатами деятельности на рабочем месте [9-12]. Обобщённые мнения различных учёных по данному вопросу наглядно представлены на рис. 2.
В соответствии с типологией Майерса Бриггса, основанной на учениях Юнга, различают 16 типов личности с учётом их приспособленности для реализации профессиональных навыков и умений на рабочем месте (табл. 2).
Что касается влияния акцентуации типа личности (индивидуальные личностные черты, подверженные переходу в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов) на выполнение профессиональных обязанностей, то согласно теории К. Леонгарда6, можно отметить следующее:
1. Человек с демонстративным типом обладает высокой приспосабливаемостью к людям, умеет чувствовать аудиторию, способен увлечь других неординарностью мышления.
2. Педантичный тип личности добросовестно выполняет трудовые функции. Однако нере-
Таблица 1
Типы личности по теории К. Юнга
Тип личности
Характеристика личности
Интроверт Способен проводить время наедине с собой. Предпочитает общение с 1 или 2 персонами. Ориентирован на выполнение поставленных задач в одиночестве, с учётом обдуманных действий и шагов. В своей деятельности создаёт тихую и спокойную рабочую среду. Эффективность деятельности проявляется в технических профессиях Экстраверт Способен работать только в коллективе. Свободно чувствует себя в динамичной рабочей среде, суете и активности. Склонен к генерированию новых идей. Эффективность деятельности проявляется в туризме, журналистике, менеджменте, юриспруденции и т. д.
5 Международное медицинское руководство для судов. URL: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/43814/ 9789240682313_eng.pdf;jsessionid=6CA974416BEC6D67E4480A0021В 52FA0?sequence=l (дата обращения: 27.12.2023).
6Леонгард К. Акцентуированные личности. URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/psy_leongard/1.pdf (дата обращения 27.12.2023).
Таблица 2
Типы личности по теории Майерса Бриггса
Индикатор типа личности
Характеристика типа личности
Подходящие профессии
Интровертное восприятие, чувство, оценка
Интровертное восприятие, мышление, оценка
Интровертное ощущение, мышление, восприятие
Интровертное ощущение, мышление, восприятие
Интровертная интуитивная оценка чувств
Оценка интровертного интуитивного мышления
Интровертное интуитивное мышление, восприятие
Интровертное интуитивное чувственное восприятие
Экстравертное интуитивное чувственное суждение
Экстравертное ощущение, мышление, восприятие
Оценка экстравертного интуитивного мышления
Экстравертное интуитивное мышление, восприятие
Экстравертное интуитивное чувственное восприятие
Экстравертная сенсорная оценка
Экстравертное ощущение, ощущение, восприятие
Экстравертное восприятие, мышление, оценка
Выполняют профессиональные задачи, исходя из чувства долга
Контролируют окружение на рабочем месте и ответственно подходят к выполнению профессиональных задач Вдумчивые личности, с удовольствием занимающиеся проектной деятельностью
Креативные личности, испытывающие необходимость в самовыражении
Личности с высокоразвитой интуицией и ценящие глубину характера коллег (менее 1% населения) Глубоко аналитические личности, реализующие себя как в домашней, так и в научной атмосфере
Сложные и замкнутые личности, способные решать профессиональные задачи креативно, логично и непредубеждённо Перфекционисты, тяготеющие к высоким стандартам
Личности, наиболее ориентированные на людей и заботящиеся о них
Личности, способные оценивать ситуацию и разрабатывать стратегические планы для достижения поставленной цели Продвигают свои идеи и подают пример подчиненным
Полны энтузиазма, общительны и харизматичны. Такие личности любят быть в центре внимания, но легко взаимодействуют с окружающими
Личности, любящие учиться и получать удовольствие от перемен
Теплые, дружелюбные личности, тяготеющие к работе в группе
Обаятельные, харизматичные, энергичные и азартные личности
Личности, способные организовывать не только свою жизнь, Бухгалтер, пилот но и жизнь других, не боясь конфликтов
Воспитатели, учителя, педагоги высшей школы, фельдшеры
Юристы, врачи, государственные служащие контролирующих органов Механики, криминалисты, звукорежиссеры
Деятели искусства, живописи, скульптуры и музыки
Дипломаты, советники, педагоги высшей школы
Инженерные профессии, компьютерные программисты
Специалисты по стратегическому планированию, учёные, инженеры Профессии в области религии и преподавания
Консультанты, учителя
Аналитики, предприниматели, специалисты по маркетингу, бизнес-профессионалы Юрист, предприниматель, руководитель компании, бизнес-аналитик, учёный Отличные продавцы, юристы, политики, педагоги высшей школы
Писатели, консультанты, актеры
Специалисты по обслуживанию клиентов, обучению и консультированию Артист, специалист по продажам, педагог
шительность и осторожность затрудняют принятие решений в быстро меняющихся условиях.
3. Застревающий тип склонен к конфликтам и обидам. Несговорчив, но упорен в достижении поставленной цели. Может работать в различных сферах.
4. Для возбудимого типа личности характерны низкая контактность в общении, повышенная импульсивность, склонность к накоплению отрицательных эмоций. Редко задерживается на одном рабочем месте.
5. Гипертимный тип тяготит одиночество, однообразие деятельности и ограниченное пространство. Плохо переносит контроль над собой.
6. Низкая контактность и немногословность характера для дистимного типа личности. Такой человек может достигать высоких результатов в профессиональной среде только при условии отсутствия постоянного общения, необходимости принятия быстрых решений и энергичной деятельности.
7. Аффективно-лабильный тип склонен к частой смене настроения, быстрой утомляемости и снижению творческой активности. Кроме того, не приспособлен к работе в команде.
8. Представителям экзальтированного типа присуща бурная реакция на радостные события и отчаяние от печальных. Бурно реагируют на любые происходящие события.
9. Тревожный тип личности обладает низкой контактностью, обидчивостью и неуверенностью в себе. Не способен работать в условиях повышенных психологических нагрузок.
10. Эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность отличают эмотив-ный тип личности. Высокая продуктивность профессиональной деятельности возможна только в доброжелательной обстановке.
11. Экстравертированный тип характеризуется импульсивностью поступков и коммуникабельностью. Легко приспосабливается к новой работе. Хороший исполнитель только при чётко поставленных задах.
12. Человек интровертированного типа малообщителен, медлителен и нерешителен в поступках. Живёт, как правило, в мире нереальных идей. Внешние факторы оказывают значительное влияние на результаты профессиональной деятельности.
Таким образом, по мнению авторов, подбор моряков для работы на автономных надводных судах должен осуществляться крюинговыми и судоходными компаниями исключительно с учётом типа личности кандидата, его темперамента и типа акцентуации в целях предупреждения потери психического здоровья членов экипажей, а также достижения максимального эффекта производственной деятельности в новых условиях.
Заключение
Результаты изучения основных положений международных, национальных документов в области организации труда моряков и медицинского сопровождения, опросов действующих членов экипажей судов, теорий известных психологов по вопросам влияния типа личности на готовность к работе в нестандартных условиях, а также личное видение авторов позволили выявить актуальный и значимый аспект неподготовленности морских кадров для работы на автономных надводных судах. В целях предупреждения случаев нарушения психического здоровья моряков при осуществлении профессиональной деятельности в ограниченном количестве судовой команды на автономных судах в работе предлагаются следующие предупредительные меры:
1. Пересмотр действующих рабочих программ дисциплин по оказанию первой медицинской помощи и охране труда в высших учебных образовательных учреждениях при подготовке плавсостава (судоводители, механики, электромеханики).
2. Внесение изменений в действующие международные конвенции по вопросам организации труда моряков при ограниченном составе судовой команды.
3. Разработка национального нормативного документа по охране труда моряков при работе на автономных надводных судах.
4. Применение комплексной методики обязательного психологического исследования по определению профессиональной пригодности моряка для работы в ограниченном составе судовой команды на надводных автономных судах до подписания контракта.
5. Организация и проведение регулярных психологических стресс-тестов на борту судна.
Внедрение предложенных процедур позволит предотвратить возможные риски нарушения психического здоровья на борту автономных судов, повысит эффективность выполняемых рейсов, а также сократит страховые выплаты клубов взаимного страхования при наступлении несчастных случаев в море.
Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интереса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тимченко Т. Н., Коперчак О. П. Исследование проблемы профессиональной потери слуха у членов экипажей водных судов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023. Т. 31, № 6. С. 1337-1343.
2. Конфино К. В. Влияние производственных факторов на здоровье членов экипажа нефтеналивного флота // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024. Т. 32, № 1.С. 61-67.
3. Тимченко Т. Н., Ботнарюк М. В. Обеспечение сбалансированного питания на борту морского судна как мера защиты здоровья членов экипажа // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2024. Т. 32, № 1. С. 68-74.
4. Тимченко Т. Н., Боран-Кешишьян А. Л. Несвоевременная репатриация членов экипажа судна как угроза нарушения состояния психического здоровья // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 6. С.1306-1312.
5. Правила классификации и постройки морских судов. Часть XV Автоматизация. Российский морской регистр судоходства. СПб., 2021.94 с.
6. Володин А. Б., Преснов С. В., Якунчиков В. В. На пути к автономному судоходству // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2021. Т. 22, № 4. С. 355-363.
7. Морские суда без экипажей — реальность и перспективы: сборник научных докладов по итогам «круглого стола», проводимого совместно кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта (РУТ) и Ассоциацией международного морского права / под ред. В. Н. Гу-цуляка. М.; 2020. 41 с.
8. Ботнарюк М. В., Тимченко Т. Н., Тонконог В. В. Проблемные аспекты оказания медицинской помощи на борту морского судна членам экипажа // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29, № 5. С. 1125-1131.
9. Магакян А. К., Воробьева Л. В., Антипов И. А. Исследование влияния темперамента и акцентуированных черт характера на поведение подростков и выбор профессии // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2319-2322.
10. Шутова О. И. Формирование субъективного отношения личности к осваиваемым компетенциям профессий помогающего типа в образовательной среде вуза // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № l.C. 100-108.
11. Ковалевич М. С. Личность преподавателя как модель субъектного становления будущего профессионала в области помогающих профессий // Вестник ГГУ. 2017. № 2. С. 74-82.
12. Кошелева Ю. П., Жамбеева 3. 3., Гут Ю. Н. и др. Типологические различия общих и специальных способностей студентов при подготовке к социономическим профессиям // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2023. Т. 46, №4. С. 157-185.
Поступила 06.03.2024 Принята в печать 07.05.2024
REFERENCES
1. Timchenko Т. N., Koperchak О. P. Study of the problem of occupational hearing loss among crew members of water vessels. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2023;31(6): 1337-1343. (In Russ.)
2. Konfino К. V. The influence of production factors on the health of crew members of the oil tanker fleet. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2024;32(l):61-67. (In Russ.)
3. Timchenko T. N., Botnaryuk M. V. Providing a balanced diet on board a sea vessel as a measure to protect the health of crew members. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2024;32( 1 ):68-74. (In Russ.)
4. Timchenko T. N., Boran-Keshishyan A. L. Untimely repatriation of ship crew members as a threat to mental health problems. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2022;30(6): 1306-1312. (In Russ.)
5. Rules for the classification and construction of sea vessels. Part XV Automation. Russian Maritime Register of Shipping. St. Petersburg; 2021.94 p. (In Russ.)
6. Volodin А. В., Presnov S. V., Yakunchikov V. V. On the way to autonomous shipping. Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Engineering Research. 2021;22(4):355-363. (In Russ.)
7. Gutsulyak V. N. (ed.) Sea vessels without crews — reality and prospects: a collection of scientific reports based on the results of the "round table", held jointly by the Department of Maritime Law of the Law Institute of the Russian University of Transport (RUT) and the Association of International Maritime Law. Moscow; 2020. 41 p. (In Russ.)
8. Botnaryuk M. V., Timchenko T. N., Tonkonog V. V. Problematic aspects of providing medical care on board a sea vessel to crew members. Problems of social hygiene, health care and history of medicine. 2021;29(5):1125-1131. (In Russ.)
9. Magakyan A. K., Vorobyova L. V., Antipov I. A. Study of the influence of temperament and accentuated character traits on the behavior of adolescents and choice of profession. Innovations. Science. Education. 2021;(36):2319-2322. (In Russ.)
10. Shutova O. I. Formation of a person's subjective attitude towards the mastered competencies of helping professions in the educational environment of a university. Logos et Praxis. 2021;20(1):100-108. (In Russ.)
11. Kovalevich M. S. The personality of a teacher as a model of the subjective formation of a future professional in the field of helping professions. Vestnik GSU. 2017;(2):74-82. (In Russ.)
12. Kosheleva Yu. P., Zhambeeva Z. Z„ Gut Yu. N„ Osnitsky A. K„ Ka-bardov M. K. Typological differences in general and special abilities of students in preparation for socionomic professions. Bulletin of Moscow University. Seria 14: Psychology. 2023;46(4):157-185. (In Russ.)