МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОГО ШОКА
З.Ф. Гарипова, канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник Институт социально-экономических исследований УФИЦ РАН (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-1-42-47
Аннотация. Рассматривается основные показатели рынка труда Республики Башкортостан в динамике за период 2019-2021 гг. и комплекс мероприятий Правительства республики, направленный на смягчения негативных последствий вынужденной изоляции 2020 года. В результате наблюдаются структурные сдвиги в экономике и ускорение ее цифровизации, перемещение многих процессов из офлайн в онлайн формат, вместе с тем реальное уменьшение потребности рынка труда в рабочей силе.
Ключевые слова: рабочая сила, занятость, распространение короновирусной инфекции, пакет мер по повышению устойчивости экономики, центр занятости.
Изменения ситуации на рынке труда, уровня безработицы и занятости населения являются одними из тех базовых критериев, которые служат барометром состояния экономики, чутко реагирующими и объективно его характеризующими. Вынужденная изоляция населения страны в 2020 г. в результате распространения СОУГО-19 повлекла за собой ряд, по всей видимости, необратимых процессов, таких как структурные сдвиги в экономике, перемещение многих процессов из офлайн в онлайн формат и их бурное развитие в виртуальном поле, ускорила цифровизацию предоставления государственных услуг и другие. Вместе с тем серьезные потери понес малый бизнес, произошло не просто сокращение численности занятого населения в связи с введенными ограничениями, а
реальное уменьшение потребности рынка труда в рабочей силе. И эта тенденция сохраняется, с одной стороны, являясь последствием пандемии, с другой - нарастающей цифровизацией, в том числе и в бюджетной сфере экономики страны [1, с. 171].
В связи с вынужденной изоляцией 2020 г. вызывает интерес изменения значений показателей занятости по республике в период 2019-2020 гг. Численность рабочей силы в указанный период сохранялась примерно на одном уровне. Небольшое сокращение, на 1% или 19 400 чел., произошло к январю 2020 г. В течение последующего года показатель практически вернулся на уровень начала 2019 г. (табл. 1).
Таблица 1. Основные показатели занятости в РБ за период 2019-2021 гг. [3].
№ Показатель Годы
январь 2019 январь 2020 январь 2021
l Численность рабочей силы, тыс. чел. l 934,3 l 9l4,9 l 934,2
2 Численность безработных (по стандартам МОТ), тыс. чел. 89,5 85,0 l08,4
3 Уровень безработицы (по стандартам МОТ), % 4,6 4,4 5,6
4 Количество заявлений граждан о предоставлении гос. услуг, шт. из них по содействию в поиске работы, % 2 42l,0 32,0 l9 058,0 33,0 l4 6l6,0 l9,0
5 Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете, чел. 2l 455 l8 345 96 8l4
6 Заявленная потребность в работниках, чел. 42 553 38 943 46 0l2
l Коэффициент напряженности 0,6 0,5 2,2
Вместе с тем численность безработных, сократившаяся за 2019 г. на 5%, увеличилась к началу 2021 г. по сравнению с предыдущим годом на 28%. При этом уровень безработицы увеличился с января 2019 г. по январь 2021 г. на 22%.
За 2 года произошло рекордное увеличение количества заявлений граждан о предоставлении государственных услуг. Их число выросло в 6 раз с 2,4 тыс. в январе 2019 г. до 14,7 тыс. в январе 2021 г. При этом, в их числе, заявлений с просьбой о содействии в трудоустройстве увеличилось на 47%.
Численность зарегистрированных безработных граждан также увеличилась в 4,5 раза с января 2019 г. по январь 2021 г. Тогда как заявленная потребность работодателей в работниках выросла лишь на 8% за тот же период. Соответственно подросла и напряженность на рынке труда с 0,6 в 2019 г. до 2,2 в 2021 г. или в 3,7 раз.
В этой связи вызывает интерес меры государственной политики по нивелированию негативных последствий пандемии.
Правительство Республики Башкортостан за период пандемии короновируса разработало 3 варианта пакета мер, направленных на повышение устойчивости экономики республики в целом.
Первый вариант документа «О первоочередных мерах по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой корновирусной инфекции» был утвержден 1 апреля 2020 г. Он содержал 58 мероприятий, преимущественно организационного характера сгруппированных по трем разделам:
1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и секторов экономики, оказавшихся в зоне риска в связи
с угрозой распространения новой корона-вирусной инфекции
2. Обеспечение устойчивого функционирования реального сектора экономики Республики Башкортостан
3. Совершенствование системы управления, разработки и принятия оперативных мер по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан.
Разработанные мероприятия носят преимущественно организационный характер с оперативным сроком исполнения, значительная часть должна была быть реализована в апреле месяце, а остальная до конца
2020 года.
Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 1 июня 2020 г. был утвержден документ «О дополнительных мерах по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой корно-вирусной инфекции». Этот пакет мер был дополнен 4 разделом «Инфраструктурное развитие и жизнеобеспечение Республики Башкортостан», а также наряду со сроками исполнения информацией о необходимом объеме финансировании каждого из 37 запланированных мероприятий. Общая сумма составила 13 610,8 млн. руб.
Третий документ «О дополнительных мерах по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан в 2021 г. с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой кор-новирусной инфекции» был подписан Главой Республики Башкортостан 2 февраля
2021 г. Мероприятия в нем сгруппированы по видам экономической деятельности. Документ состоит из 67 мероприятий и 13 разделов с предполагаемым объемом финансирования 9 884,43 млн. руб. (табл. 2).
Таблица 2. Общие сведения о вариантах пакетов мер по повышению устойчивости экономики в период пандемии Правительства Республики Башкортостан_
Название документов Дата принятия Разделы документа Количество мероприя-тий и предусмотренная сумма финансирования
1. «О первоочередных мерах по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой корновирусной инфекции» 1.04.2020 1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и секторов экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронави-русной инфекции 2. Обеспечение устойчивого функционирования реального сектора экономики Республики Башкортостан 3. Совершенствование системы управления, разработки и принятия оперативных мер по повышению устойчивости экономики РБ. 58 мероприятий (мер.) финансирование не указано
2. «О дополнительных мерах по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан с учетом внешних факторов, в гом числе связанных с распространением новой короновирусной инфекции». 1.06.2020 1 разделы как в п.1 17 мер. - 9 737,3 млн. руб. 71,5%
2. разделы как в п.1 10 мер. - 1 1б3,б млн. руб. 8,5%
3. разделы как в п.1 5 мер. - 429,5 млн. руб. 3,2%
4. «Инфраструктурное развитие и жизнеобеспечение Республики Башкортостан» 5 мер. - 2 280,4 млн. руб. 16,8%
3. «О дополнительных мерах по повышению устойчивости экономики Республики Башкортостан в 2021 г. с учетом внешних факторов, в том числе связанных с распространением новой короновирусной инфекции» 2.02.2021 1. Поддержка инвестиционной деятельности 9 мер. - 2 17б,5 млн. руб. 22,G%
2. Налоговые льготы 5 мер. - 3б0,б млн. руб. 3,7%
3. Имущественная поддержка 3 мер. - 5,б млн. руб. G,1%
4 .Предпринимательство 3 мер. - 259,7 млн. руб. 2,6%
5. Туризм 5 мер. - 194,0 млн. руб. 2,G%
6. Лесное хозяйство 1 мер. - 10,0 млн. руб. G,1%
7. Сельское хозяйство 1б мер. - 2 112,б3 млн. руб. 21,4%
8. Торговля 4 мер. 285,0 млн. руб. 2,9%
9. Экспорт 5 мер. - 152,0 млн. руб. 1,5%
10. Печать и СМИ 1 мер. - 0 руб. -
11. Промышленность 11 мер. - 700 млн. руб. 7,1%
12. Строительство и благоустройство 1 мер. - 3 б15,5 млн. руб. 36,6%
13. Занятость и социальная сфера 3 мер. - 12,9 млн. руб. G,1%
Во втором пакете мер как видно из данных таблицы 2 упор делается на помощь и поддержку малого и среднего бизнеса, а также секторов экономики, оказавшихся в зоне риска. Для этого разработано 17 мероприятий с финансированием более 70% от общего объема.
В третьем пакете мер по объему финансирования лидирует «Строительство и благоустройство», на реализацию единственного мероприятия в этой сфере запланировано 36,6% общего объема финансовых средств. По количеству мероприятий и объему финансирования лидируют «Поддержка инвестиционной деятельно-
сти» и «Сельское хозяйство», соответственно, 9 мероприятий и 22,0% и 16 мероприятий и 21,4%. Для поддержки промышленности разработано 11 мероприятий с ДОЛЕ финансирования 7,1%. На остальные сферы экономики запланированное финансирование составляет менее 3,7% общего объема.
В современных условиях всесторонний анализ любого вопроса предполагает изу-
чение освещенности проблемы в виртуальном информационном поле, которое в свою очередь, дает возможность оценить отлаженность коммуникативных механизмов между потребителями и поставщикам услуг, в том числе и государственных [2, с. 1964]. На рисунке 1 и в таблице 3 представлены данные по сайту Центра занятости населения г. Уфы за 2020 г.
11.12. 10.11. 29.07. 14.04. 13.04. 06.04. 03.04. 27.03. 11.03. 06.03. 27.02. 25.02. 21.02. 20.02. 13.02. 30.01.
60 91
221 295
2160
1170
360
1331
399
47 76
134
515
49 94 113
500
1000
1500
2000
2500
Рисунок 1. Анализ активности просмотров информации на сайте Центра занятости населения Уфы за 2020 г. [4]
Небывалый всплеск активности посетителей сайта Центра занятости г. Уфы наблюдается с 27 марта по 13 апреля 2020 г. Просмотр информации, размещенной в этот период, свыше 1000. Объявление о режиме работы центров занятости РБ в связи с угрозой распространения СОУГО-19 просмотрено 1331 раз, информацию о дистанционном режиме работы Центров занятости населения РБ посмотрели 1170 человек, информация о размерах пособий по безработице и подаче заявления через портал «Работа в России» заинтересовала
2160 пользователей. Так же выделяется по количеству просмотров информация о перерасчете пособий по безработице от 3 апреля (360 просмотров) и информация о количестве зарегистрированных предприятий на портале «Работа в России» от 14 апреля (295 просмотров). Независимо от ситуации с короновирусом большой интерес вызывает информация, касающаяся образовательных сертификатов. До начала изоляции в 21.02 - 500 просмотров, 11 марта - 399 просмотров.
0
Таблица 3. Анализ сайта Центра занятости населения г. Уфы за 2020 г. [4]
Объявления о мероприятиях и важная информация Дата размещения информации Количество просмотров информации на портале ЦЗ
1. Ярмарка вакансий в сфере транспорта и связи 30.01.2020 113
2. Ярмарка вакансий для граждан предпенсионного и пенсионного возраста 13.02.2020 94
3. Ярмарка вакансий в сфере страхования 20.02.2020 49
4. Объявление о начале выдачи образовательных сертификатов 20.02.2020 515
5. Об открытии первого в республике кадрового центра «Работа России» в. Г. Стерлитамаке 25.02.2020 134
6. Ярмарка вакансий с участием работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу 27.02.2020 76
7. Ярмарка вакансий для женщин с малолетними детьми и молодежи 06.03.2020 47
s. Объявление о продолжении приема заявок на образовательные сертификаты 11.03.2020 399
9. Объявление о режиме работы центров занятости РБ в связи с угрозой распространения СОУГО-19 27.03.2020 1 331
1G. Информация о перерасчете пособий по безработице 03.04.2020 360
11. Информация о дистанционном режиме работы Центров занятости населения РБ 06.04.2020 1 170
12. Информация о размерах пособий по безработице и подаче заявления через портал «Работа в России» 13.04.2020 2 160
13. Информация о количестве зарегистрированных предприятий на портале «Работа в России» 14.04.2020 295
14. Информация о заявлении для постановки на учет в качестве безработного в режиме онлайн 29.07.2020 221
15. Информация об оживлении рынка труда 10.11.2020 91
16. Информация о работе кадрового центра в г. Стерлитамаке 11.12.2020 60
Приведенная официальная статистика, населения в связи с пандемией СОУГО-19. которая не всегда отражает в полной мере Социально-экономические последствия реальную ситуацию, и ее анализ демон- пандемии еще сложно оценить всесторон-стрируют насколько обострилась ситуация не. Однако каждый из нас ощутил ее влия-на рынке труда, вызванная изоляцией ние на большинство сфер жизни.
Библиографический список
1. Гарипова З.Ф. О некоторых моментах влияния цифровизации на развитие социальной сферы общества // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №12-1 (70). -С. 171-173
2. Гайнанов Д.А., Климентьева А.Ю. Приоритеты кадрового обеспечения цифровой экономики // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 12. С. 1963-1976.
3. Информационный портал занятости населения Министерства семьи и труда -http://www.bashzan.ru/menu_items/439/posts
4. Сайт ГКУ Центр занятости населения города Уфы - http://ufa.bashzan.ru/
EMPLOYMENT SUPPORT MEASURES IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
UNDER PANDEMIC SHOCK
Z.F. Garipova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher Institute of Socio-Economic Research of the UFIC RAS (Russia, Ufa)
Abstract. The main indicators of the labor market of the Republic of Bashkortostan for the period 2019-2021 are considered in dynamics and a set of measures by the Government of the Republic aimed at mitigating the negative consequences of the forced isolation of2020. As a result, there are structural shifts in the economy and the acceleration of its digitalization, the movement of many processes from offline to online format, at the same time, a real decrease in the labor market demand for labor.
Keywords: labor force, employment, spread of coronavirus infection, package of measures to increase economic stability, employment center.