Научная статья на тему 'МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК'

МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / государственные и муниципальные закупки / проблемы законодательства / конфликт интересов злоупотребления в сфере закупок / формы / предотвращения коррупционных схем / corruption / state and municipal procurement / problems of legislation / conflict of interest / abuse in the field of procurement / forms / prevention of corruption schemes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Липчиу, А А. Храмченко, Д Д. Литвиненко

В данной статье, говорится о проблемных аспектах коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Формы, методы и особенности проявления коррупции в данной сфере. Меры по совершенствованию антикоррупционных механизмов в системе государственных и муниципальных закупок, а также установлены наиболее эффективные способы для их устранения. Огромное количество коррупционных преступлений, совершается при осуществлении государственных и муниципальных закупок, которые остаются плодородной почвой для все возможных злоупотреблений. Коррумпированные чиновники нередко используют различные уловки для маскировки незаконного влияния на заключения находившихся в их компетенции контрактов. Система государственных закупок в России традиционно считается зоной особого внимания. Среди ее основных проблемэто не стабильность, ежегодно вносится десятки изменений в нормативноправовые акты, а также присутствует заговор участников закупок для поддержания высоких цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE PUBLIC AND MUNICIPAL PROCUREMENT SYSTEM

This article discusses the problematic aspects of corruption in the field of state and municipal procurement. Forms, methods and features of manifestation of corruption in this area. Measures to improve anti-corruption mechanisms in the system of state and municipal procurement, as well as the most effective ways to eliminate them. A huge number of corruption crimes are committed in the implementation of state and municipal purchases, which remain fertile ground for all possible abuse. Corrupt officials often use various tricks to disguise their illegal influence on the conclusion of contracts under their jurisdiction. The public procurement system in Russia is traditionally considered an area of special attention. Among its main problems is not stability, dozens of changes are made to regulatory legal acts every year, and there is also a conspiracy of procurement participants to maintain high prices.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК»

может составить 3,6-3,8 %. В 2020 году Минэкономразвития ожидалась инфляция в 3 процента, именно эта цифра заложена в проект федерального бюджета на данный год.

Исследование различных суждений о феномене инфляции и борьбе с ним послужило следующим выводам. Инфляционные процессы не могут рассматриваться отдельно от экономического развития, обязательно нужно проводить антиинфляционные мероприятия, которые способны обеспечить экономический рост и улучшение экономических процессов. Опрометчиво ставить низкий уровень инфляции, как главную цель государства, ставя на задний план остальные макроэкономические показатели. Многие из них имеют большее значение, чем инфляция, к примеру, ВВП. Следовательно, именно совокупность экономических показателей должна определять экономическую политику страны.

Источники:

1. Григорьев Д.Н. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ/Григорьев Д.Н., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 38-46.

2. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.

3. Липчиу Н.В.Корпоративные финансы/ Липчиу Н.В, Герасименко О.А., Юрченко А.А.// Учебное пособие для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Под редакцией Н.В. Липчиу. Москва, 2012.

4. Пелипенко Е.Д. МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА/Пелипенко Е.Д., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 99-103.

5. Тахумова О.В. Экономическая безопасность как фактор устойчивого развития региональной системы/ Тахумова О.В., Коврякова Е.А., Колесник А.В.// Kant. 2018. № 1 (26). С. 229-233.

References:

1. Grigoriev D.N. CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE BUDGETARY DEVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / Grigoriev D.N., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.//In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 38-46.

2. Kolesnik V.S. Efficiency of use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.

3. Lipchiu N.V. Corporate finance / Lipchiu N.V., Gerasimenko O.A., Yurchenko A.A. // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by N.V. ... Lipchiu. Moscow, 2012.

4. Pelipenko E. D. METHODS OF BALANCING THE STATE BUDGET / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.// In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 99-103.

5. Takhumova O. V. Economic security as a factor of sustainable development of the regional system / Takhumova O.V., Kovryakova E.A., Kolesnik A.V. // Kant. 2018. No. 1 (26). S. 229-233.

Н.В. Липчиу - профессор, д.э.н.., Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],

N.V. Lipchiu - professor, d.e.n., Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet im. I. T. Trubilina; А.А. Храмченко - кандидат экономических наук, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, [email protected],

A.A. Khramchenko - candidate of economic Sciences, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;

Д.Д. Литвиненко - студента 2 курса, факультет «Финансы и кредит», Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, [email protected],

D.D. Litvinenko - 2nd year student, Faculty of Finance and Credit, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.

МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ANTI-CORRUPTION MEASURES IN THE PUBLIC AND MUNICIPAL PROCUREMENT SYSTEM

Аннотация. В данной статье, говорится о проблемных аспектах коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Формы, методы и особенности проявления коррупции в данной сфере. Меры по совершенствованию антикоррупционных механизмов в системе государственных и муниципальных закупок, а также

установлены наиболее эффективные способы для их устранения. Огромное количество коррупционных преступлений, совершается при осуществлении государственных и муниципальных закупок, которые остаются плодородной почвой для все возможных злоупотреблений. Коррумпированные чиновники нередко используют различные уловки для маскировки незаконного влияния на заключения находившихся в их компетенции контрактов. Система государственных закупок в России традиционно считается зоной особого внимания. Среди ее основных проблем- это не стабильность, ежегодно вносится десятки изменений в нормативно- правовые акты, а также присутствует заговор участников закупок для поддержания высоких цен.

Abstract. This article discusses the problematic aspects of corruption in the field of state and municipal procurement. Forms, methods and features of manifestation of corruption in this area. Measures to improve anti-corruption mechanisms in the system of state and municipal procurement, as well as the most effective ways to eliminate them. A huge number of corruption crimes are committed in the implementation of state and municipal purchases, which remain fertile ground for all possible abuse. Corrupt officials often use various tricks to disguise their illegal influence on the conclusion of contracts under their jurisdiction. The public procurement system in Russia is traditionally considered an area of special attention. Among its main problems is not stability, dozens of changes are made to regulatory legal acts every year, and there is also a conspiracy of procurement participants to maintain high prices.

Ключевые слова: коррупция, государственные и муниципальные закупки, проблемы законодательства, конфликт интересов злоупотребления в сфере закупок, формы, предотвращения коррупционных схем.

Keywords: corruption, state and municipal procurement, problems of legislation, conflict of interest, abuse in the field of procurement, forms, prevention of corruption schemes.

Актуальность данной в том, что коррупция в системе государственных и муниципальных закупок является фактором, который полностью влияет на экономику страны. Устранение коррупции необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важной цели государственных закупок, так как без полного добросовестного поведения специалистов по государственным закупкам нет возможности приобрести товары, работы и услуги по лучшей цене и наилучшего качества, а значит, и возможности реализовать иные цели государственных и муниципальных закупок.

Во всем мире и в Российской Федерации нельзя недооценивать значение системы государственных и муниципальных закупок. Определенные цели, для непосредственного достижения которых и утверждаются системы государственных и муниципальных закупок, находят свое отражение в нормативных правилах по проведению процедур государственных закупок. При разработке, применении и толковании установленных нормативных правил необходимо обязательно учитывать данные цели.

Безусловно то, что контракты, заключенные на основании коррупционных факторов, мешают достижению государством цели и создают преграду для наиболее эффективного удовлетворения необходимых потребностей всего населения услугами, товарами и работами. Государство не сможет получить должную выгоду от ряда предложений, которые могли бы выиграть на честных торгах в справедливой конкуренции.

Большинство научных и статистических данных подтверждают тот факт, что ни одно государство не защищено от коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. В пример можно взять Европу, чья экономика от коррупционной составляющей теряет около 120-130 млрд. евро в год. В сфере большинства государственных и муниципальных закупках коррупция - это огромнейшая проблемным, в следствие которой страдает и бюджет, и качественное оказание тех или иных услуг, и общество в целом. Большое количество незаконных схем, в процессе своего временного формирования, превратились в целую систему.

Термин «КОРРУПЦИЯ» представлен в статье 1 ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» [1]. Разновидностями коррупционных действий являются «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп иные виды незаконного использования гражданином своего должностного положения». Эти действия, конечно, полностью противоречат всем законным интересам общества, государства. Они направлены только на извлечение должностным лицом личной выгоды.

Отметим тот факт, что коррупционные действия, выраженные в получении взятки, имеют разные формы, начиная от денежной суммы и заканчивая различными обещаниями в выполнении каких - либо работы, оказаниями услуг, например, в сфере развлечения.. В соответствии с этим, большой процент всех коррупционных преступлений невозможно доказать, идентифицировать или сделать это очень проблематично на основе всех законных аспектов.

Еще одной из форм коррупционных проявлений является конфликт интересов с точки зрения участия в государственных и муниципальных закупках самих специалистов по закупкам, в том числе членов их семьи или друзей. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой непосредственно личная заинтересованность лица, которое замещает должность, предусматривающую обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет на объективное выполнение им должностных обязанностей.

Установленные в Ф3 № 273 правовые предписания, очевидно, способствуют в какой-то мере устранению коррупции в сфере государственных и муниципальных закупках путем сдерживания коррупционного поведения субъектов и повышения уровня обнаружения таких правонарушений.

В большом количестве случаев коррупционные преступления возникают именно в тех ситуациях, когда имеется личная заинтересованность лица, занимающего должность, в достижении какого-либо установленного результата следует рассматривать в качестве одной из составляющей правовой политики по предупреждению

коррупционных правонарушений. Политика по устранению конфликта интересов является важнейшим средством для построения целостной системы государственных и муниципальных закупок, а также эффективного удовлетворения государственных нужд.

Рассмотрим схему 1, на которой отображена особенность коррупционных действий в сфере госзакупок.

Схема 1 - Особенность коррупционных действий в сфере госзакупок.

Совершаются специальными субъектами, такими как,

госслужащими и, как правило, обладающими широкими полномочиями.

Совершаются благодаря служебным полномочиям соответствующего должностного лица.

Нарушают полноправные интересы государства.

Умышленно выполняется должностным лицом.

Многочисленные коррупционные схемы могут предполагать различные формы сговора между заказчиками и участниками закупок, в частности это:

• заказчик устанавливает слишком короткий срок для выполнения заказа, при этом выполнить данные обязанности могут только поставщики, находящиеся в непосредственном сговоре друг с другом;

• некорректное, исковерканное внесение имеющихся конечных данных в Единую информационную систему в сфере закупок;

• направление за ранее определенным потенциальным поставщикам, которые участвуют в сговоре с заказчиком, заявки на сумму, являющуюся заведомо ниже, чем у других участников этих же закупок;

• установление заказчиком заведомо неконкретно способной цены за исполнение государственного контракта в установленном объеме;

Данный перечень коррупционных схем не является исчерпывающим. Коррупция между участниками закупки может возникать и в результате сговора без действий заказчика.

В Российской Федерации обширное воздействие приобрел проект «За честные закупки», который был создан Общероссийским народным фронтом [7]. Данный проект представлен в виде открытой платформы для борьбы с коррупционными правонарушениями, расточительством, неэффективным использованием средств государственного бюджетов системе закупок или закупок государственных компаний. В портале «За честные закупки» содержится большой ряд инструментов, позволяющие любому гражданину принимать участие в борьбе с коррупционными преступлениями, в том числе найти закупку, противоречащую законным интересам государства или оправданному, конкретному смыслу, сообщить о подобных ситуациях в социальных сетях, отправить жалобу или подключить к работе над устранением этого нарушения квалифицированных юристов и экспертов, или же узнать о правонарушениях и коррупционных схемах, используемые при проведении закупок заказчиками. На сайте ОНФ также есть «Серая книга», где расписаны 32 мошеннические схемы закупок, а также книга, описывающая действие картелей.

Одним из наиболее эффективных методов по противодействию коррупции и злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок выступает увеличение уровня прозрачности и установление целостности этапов закупочных процедур, в том числе путем мониторинга закупок. Невозможно не согласиться с В.Н. Рубцовым [6], отмечающим, что некоторые позитивные последствия имеет поручение проведения функции мониторинга федеральному органу исполнительной власти, что создает препятствия для коррупционных правонарушений в деятельности региональных властных структур. Наиболее эффективным средством предотвращения коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок является и общественный мониторинг данных закупок с привлечением особых общественных палат и общественных организаций, чья деятельность, направленная на выполнение функций противодействия.

Как выяснили аудиторы СП, более половины нарушений происходит при планировании и исполнении контрактов и связано с коррупционными проявлениями. В начале июля глава СП Алексей Кудрин, выступил в Госдуме и заявил, что прямые хищения из бюджета в прошлом году составили 2-3 млрд руб., и назвал это «чистым воровством». Всего, по его словам, было выявлено нарушений на 884,6 млрд руб., что на 112 млрд руб. больше, чем годом ранее. Сюда, по его словам, входят помимо хищений и нарушений в сфере госзакупок и ошибки бухгалтерского учета, и нецелевое использование средств. По итогам 2019 г. СП удалось вернуть в бюджет 4,5 млрд руб.

Рассмотрим таблицу 1, в которой представлена статистика коммерческих нарушений по итогам 2018 -

2019 гг.

3000

§ 2500 293,7

х

ш

иЗ 2000

ГС -О

1500

2261

X | 1000 > 236,6

< 500 839

X

0

2018 2019

■ нарушения В сумма нарушений в млрд

Таким образом, на основе таблицы 1 можно сделать вывод, что СП в прошлом году обнаружила более чем в 2 раза нарушений меньше, чем годом ранее, по контрактам в рамках закона № 44-ФЗ. Если в 2018 г. аудиторы выявили 2261 проступок, то в 2019 г. - 839. При этом сумма нарушений уменьшилась не столь значительно - на 19,4% (293,7 млрд и 236,6 млрд руб. соответственно).

Существует ряд нормативно - правовых актов, которые закрепляют меры по противодействию коррупции:

ФЗ от 05.04.2013 г. № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2];

ФЗ от 18.07.2011 г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [3]; Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы [5]; ФЗ от 26.07.2006 г. № 135 «О защите конкуренции» [4];

ведомственные, отраслевые, и территориальные программы по противодействию коррупции. Проблемные аспекты коррупции решаются в основном в рамках нормативно - правовых предписаний. Но в то же время приведение этапов закупок в соответствие с установленными стандартами конкуренции и прозрачности направлено в большей степени на борьбу с условиями возникновения коррупции, нежели с систематическими проявлениями коррупции.

Стоит отметить тот факт, что противостоять коррупции нужно через жесткий ряд дисциплинарных и уголовных санкций. На обязательной основе необходимо систематически проводить структурные реформы в образовательной сфере.

Регулирование государственных и муниципальных закупок должно основываться на выявлении профессионалами по закупкам совершения возможных коррупционных действий и на ликвидацию таких возможностей путем введения методов сдерживания. Данные методы основываются на принципах публичности закупочных правил, которые требуют предварительного раскрытия информации о технических спецификациях закупаемых товаров (работ и услуг), а также критериях отбора победителя закупки. Эффект их действия можно усилить за счет установленного порядка проведения самих процедур закупок, например, за счет использования запечатанных конвертов в конкурсе или запрета обсуждения условий закупки с отдельными участниками.

Ни одно государство не смогло полностью уничтожить коррупционные действия в госзакупках. Каждые год разрабатываются новые технологии и меры, снижающие коррупцию. Такая цель необходима фискальным органам, которые направляют все свои усилия только на борьбу с последствиями коррупционной составляющей.

Источники:

1. Григорьев Д.Н. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РФ/Григорьев Д.Н., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 38-46.

2. Колесник В.С. Эффективность использования производственных ресурсов в сельском хозяйстве/ Колесник В.С., Ха-лявка И.Е., Юрченко А.А.// Коллективная монография / Краснодар, 2014.

3. Липчиу Н.В.Корпоративные финансы/ Липчиу Н.В, Герасименко О.А., Юрченко А.А.// Учебное пособие для бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки "Экономика" / Под редакцией Н.В. Липчиу. Москва, 2012.

4. Пелипенко Е.Д. МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА/Пелипенко Е.Д., Храмченко А.А., Болотнова Е.А.// В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сбо-

рник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 99-103.

5. Тахумова О.В. Экономическая безопасность как фактор устойчивого развития региональной системы/ Тахумова О.В., Коврякова Е.А., Колесник А.В.// Kant. 2018. № 1 (26). С. 229-233. References:

1. Grigoriev D.N. CURRENT STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE BUDGETARY DEVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / Grigoriev D.N., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.//In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 38-46.

2. Kolesnik V.S. Efficiency of use of production resources in agriculture / Kolesnik V.S., Khalyavka I.E., Yurchenko A.A. // Collective monograph / Krasnodar, 2014.

3. Lipchiu N.V. Corporate finance / Lipchiu N.V., Gerasimenko O.A., Yurchenko A.A. // Textbook for bachelors and masters studying in the direction of training "Economics" / Edited by N.V. ... Lipchiu. Moscow, 2012.

4. Pelipenko E. D. METHODS OF BALANCING THE STATE BUDGET / Pelipenko E.D., Khramchenko A.A., Bolotnova E.A.// In the collection: Actual problems of the budgetary structure of the Russian Federation. Collection of articles of the international scientific and practical conference of students, graduate students and teachers of the Faculty of Finance and Credit of the Kuban State Agrarian University. Compiled by A.A. Khramchenko, E.A. Bolotnov. 2019.S. 99-103.

5. Takhumova O. V. Economic security as a factor of sustainable development of the regional system / Takhumova O.V., Kovryakova E.A., Kolesnik A.V. // Kant. 2018. No. 1 (26). S. 229-233.

С.С. Морозкина - доцент, к.э.н., Кубанский Государственный Аграрный Университет, [email protected],

S.S. Morozkina - Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University;

А.В. Последова - студентка 4 курса, Кубанский Государственный Аграрный Университет, [email protected],

A.V. Posledova - 4th year student, Kuban State Agrarian University;

И.А. Фадеева - студентка 4 курса, Кубанский Государственный Аграрный Университет, [email protected],

I.A. Fadeeva - 4th year student, Kuban State Agrarian University.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ БАНКОВ COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF CONSUMER LOANS OF BANKS

Аннотация. Потребительское кредитование на сегодняшний день тема актуальная по причине того, что каждый второй человек пользуется заемными средствами. Данный вид кредитования является наиболее удобной формой кредита по условиям его получения. Потребительский кредит дает возможность клиентам удовлетворить свои появляющиеся потребности и решить проблемы. Этот вид кредита является неотъемлемой частью современного банковского розничного рынка.

В статье проведена сравнительная характеристика потребительских кредитов в современных банках. Также рассмотрено понятие и актуальность данного вида кредита, современное состояние с учетом изменения законодательства, его отражение в бухгалтерском учете. Проанализированы условия выдачи потребительского кредита в различных банках, также выявлены наиболее выгодные. Предложены варианты повышения спроса у граждан на потребительский кредит.

Abstract. Consumer lending is a topical topic today due to the fact that every second person uses borrowed funds. This type of lending is the most convenient form of loan in terms of the terms of its receipt. Consumer loans enable clients to meet their emerging needs and solve problems. This type of loan is an integral part of the modern banking retail market.

The article provides a comparative characteristic of consumer loans in modern banks. The concept and relevance of this type of loan, the current state, taking into account changes in legislation, and its reflection in accounting are also considered. The conditions for issuing a consumer loan in various banks have been analyzed, and the most profitable have been identified. Variants of increasing the demand of citizens for consumer loans are offered.

Ключевые слова: потребительский кредит, банк, кредитные каникулы, аннуитетный и дифференцированный расчет, заемщик, кредитор.

Key words: consumer credit, bank, credit holidays, annuity and differential settlement, borrower, lender.

В настоящее время актуальным моментом в экономике нашей страны является кредит. Активность кредита и его размеры дают высокие темпы повышения конкурентоспособности и наращиванию эффективной производственной деятельности. Также благодаря этому происходит увеличение в сфере употребление благ в долгосрочной перспективе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.