_УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ / CRIMINAL LAW SCIENCES_
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.132.64
МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСУЖДЕННЫМИ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ
ОБЩЕСТВА УСТАНОВЛЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Научная статья
Павлова А.В.1' *
1 ORCID : 0009-0001-9756-0295;
1 Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (alino4kakhromova[at]mail.ru)
Аннотация
В условиях функционирования демократического государства для достижения поставленных целей и обеспечения общественных интересов государству важно иметь эффективные средства воздействия. К таким мерам воздействия относятся уголовные наказания, которые по своей специфике делятся на определённые категории.
Законодательство Российской Федерации на сегодняшний день имеет определённые пробелы в сфере исполнения наказаний альтернативных лишению свободы. Характерным является то, что обеспечение выполнения обязанностей осуждёнными включает в себя лишь карательные меры. Именно поэтому разработка механизма стимулирования (поощрительных мер) является весьма актуальным направлением в рамках реформирования уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: осуждённые, обязанности, исправление, штраф, исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, запрет занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
MEASURES FOR ENSURING COMPLIANCE OF PRISONERS SENTENCED TO NON-ISOLATION PENALTIES
WITH THE PRESCRIBED DUTIES
Research article
Pavlova A.V.1' *
1 ORCID : 0009-0001-9756-0295;
1 Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs, Vladimir, Russian Federation
* Corresponding author (alino4kakhromova[at]mail.ru)
Abstract
In a functioning democratic state, it is important for the state to have effective means of enforcement in order to achieve its goals and secure the public interest. This includes criminal penalties, which fall into certain categories according to their specific nature.
The legislation of the Russian Federation currently has certain gaps in the field of enforcement of alternatives to imprisonment. Characteristically, the enforcement of prisoners' duties includes only punitive measures. That is why the development of an incentive mechanism (incentive measures) is very relevant within the framework of reforming the penal and correctional system.
Keywords: convicts, duties, correction, fine, correctional labour, compulsory labour, restriction of liberty, prohibition to occupy certain positions or engage in certain activities.
Введение
Президент РФ В.В. Путин обратил своё внимание на важность качественного исполнения именно альтернативных наказаний, не связанных с изоляцией человека от общества [9]. Ведь сегодня уголовная и уголовно-исполнительная политика государства направлена на гуманизацию и придерживается общемировых тенденций развития в данных сферах (функционирование и расширение службы пробации за рубежом).
В научных кругах уже поднимался вопрос об эффективности тех мер, которые применяются в отношении осуждённых на разных стадиях отбывания ими наказания. Так, согласно исследованиям Звонова А.В., каждый третий осуждённый к исправительным работам в период отбывания наказания являлся нарушителем его порядка и условий отбывания [5, С. 18]. Данный факт служит одним из критериев того, что наказание не отличается высокой степенью результативности.
При этом Г.М. Ватылев в своей работе высказывал мысль, о том, что одним из 75 важных факторов, которые стимулируют правопослушное поведение у осуждённых и сказываются на их исправлении, является возможность применения мер поощрений в отношении их [3, С. 74]. Чего в современных реалиях в рамках деятельности уголовно-исполнительных инспекций (далее - УИИ или инспекция) не усматривается.
Решение данного вопроса будет способствовать повышению эффективности процесса исправления осуждённых, а также совершенствованию нормативно-правового регулирования рассматриваемых видов уголовного наказания.
Методологической основой исследования являются синтез, анализ, индукция, дедукция, а также как конкретно-социологический и статистический методы. Кроме того, применялись исторический и нормативно-доктринальный методы познания.
Обсуждение
Предлагается модернизировать систему правовых мер воздействия на сознание осуждённых с помощью индивидуального подхода к стимулированию правопослушного поведения, а именно на законодательном уровне по каждому виду наказания, не связанного с изоляцией от общества, закрепить перечень допустимых поощрений за добросовестное исполнение своих обязанностей.
Вопросы замены штрафа зачастую рассматриваются исключительно в рамках негативных последствий неуплаты [4, С. 8-9], [8, С. 7-8]. При этом необходимо отметить, что штраф является первым в иерархии альтернативных уголовных наказаний, в связи с чем его замена на более мягкий вид наказания фактически невозможна. Ранее нами уже предлагался вариант предоставления своеобразной «скидки» [7] с целью мотивировать должника к более быстрой оплате штрафа и снизить число тех, кто пользуется рассрочкой выплаты, что будет более экономически выгодно для государства.
В свою очередь запрет занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью является тем видом наказания, специфика которого не позволяет с легкостью подобрать альтернативу в замене. По логике данный вид наказания располагается в законодательстве после штрафа, т. е. фактически иного более мягкого вида наказания не предусмотрено. Тогда встает вопрос рационального расчёта при возможности замены. Во-первых, установление срока не менее половины от назначенного при отсутствии нарушений за весь период отбывания наказания. Во-вторых, установление суммы штрафа в зависимости от материального положения осуждённого и срока неотбытой части наказания. Если речь идёт конкретно о лишении права занимать определённые должности, то можно отталкиваться от оклада по той должности, в связи с которой наступила уголовная ответственность.
Что касается исправительных работ, то ещё до 2003 года в законодательстве существовали меры поощрения для данного вида наказания, а именно статья 45 УИК РФ предполагала меры поощрения, применяемые к осуждённым к исправительным работам, а именно:
1. За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осуждённым к исправительным работам УИИ могут быть сокращены сроки и объём обязанностей и запретов, установленных ст. 41 УИК РФ;
2. Осуждённые, доказавшие своё исправление, могут быть представлены УИИ к условно-досрочному освобождению (далее - УДО) от отбывания наказания.
Но, согласно положениям Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ [5], из УИК РФ данная норма была исключена, а взамен других принято не было.
С.Л. Бабаяном было проведено исследование в рамках своей работы с опросом сотрудников инспекций с целью выяснения их отношения к возможности замены исправительных работ более мягким видом наказания в виде штрафа в качестве меры поощрения за добросовестное исполнения обязанностей осуждёнными. В ходе опроса 72,6% сотрудников ответили положительно, 23,2% - отрицательно, а 4,2% - затруднились ответить [2, С. 261]. Такая мера была бы также выгодна государству, т. к. способствовала бы снижению количеству лиц, стоящих на учёте по линии исправительных работ, а также единовременному пополнению бюджета и освобождению мест, утверждённых для данного вида наказания (более актуально это для лиц, которые трудоустроены не официально, оформлены как самозанятые либо осуществляют работу удалённо в сфере SMM).
Также если срок исправительных работ равняется нескольким месяцам, то можно рассмотреть вопрос замены неотбытой части наказания на более мягкий вид наказания - обязательные работы. При том, что сделать расчёт в данном случае несложно: рабочую норму времени оставшегося срока разделить на 2 либо 4 часа (в зависимости от возможностей осуждённого) и получится срок обязательных работ.
По аналогии с исправительными работами можно преобразовать и обязательные работы. Обязательные работы не могут превышать в рабочие дни - 2 часа после работы, учёбы или службы, а при согласии осуждённого - 4 часа. Если лицо старается отбывать обязательные работы преимущественно по 4 часа, добросовестно исполняет обязанности, можно расценивать это как стремление к скорейшему отбытию наказания и подавать ходатайство о сокращении количества часов, например, по истечении половины установленного срока наказания. Также возможно рассмотреть и альтернативу с заменой обязательных работ на штраф в случае, если за первую половину срока наказания осуждённый зарекомендовал себя с положительной стороны. За основу расчёта брать установленный в конкретном регионе МРОТ. Кроме того, можно уменьшать количество посещений УИИ.
В случае с ограничением свободы при добросовестном исполнении всех обязанностей в течение определённого времени, инспекция может уменьшать количество посещений (изначально было назначено 4 раза в месяц, уменьшить до 2 раз и т. п.), если установлен запрет на посещение мест, где проводятся массовые и иные мероприятия, а также запрет на участие в них, заменить на следующее: не посещать их с 19.00 и до 09.00 следующего дня (то есть общественные мероприятия в дневное время посещать допустимо с условием не употреблять алкогольную продукцию, наркотические и психотропные вещества, а также соблюдать все остальные обязанности и ограничения).
В свою очередь С.Л. Бабаян считает необходимым законодательно закрепить применение УДО к отбывающим ограничение свободы, назначенное в качестве основного вида наказания. Если в соответствии с ч. 1 ст. 74 УК РФ к условно осуждённым суд может применить поощрительный институт отмены условного осуждения и снять с него судимость, то почему же в отношении осуждённых к ограничению свободы никакие стимулы в виде УДО не действуют? При почти одинаковых обязанностях, устанавливаемых судом в порядке ч. 5 ст. 73 УК РФ для условно осуждённого, и ограничениях, накладываемых в соответствии с ч. 1 ст. 53 УК РФ на осуждённых к ограничению свободы, рационально также применять к последним поощрительный институт УДО [1, С. 20], с чем мы согласны.
На первый взгляд может показаться, что применение поощрительных мер в вопросе исполнения наказаний, и так не являющихся жестокими (осуждённый не изымается из социума с целью изоляции, не лишается социально полезных связей и работы) является чересчур лояльным методом в процессе исправления, но мы видим в этом один из способов воспитательного характера, направленный на гуманное воздействие на психику человека, на образ его мышления.
Заключение
Основываясь на исследованиях других авторов, практическом опыте действующих сотрудников и собственных выводах, мы приходим к умозаключению, что действующее законодательство, хотя и довольно полно регламентирует исполнение наказаний, не связанных с изоляцией, всё-таки нуждается в изменениях и дополнении.
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.
Conflict of Interest
None declared.
Review
All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.
Список литературы / References
1. Бабаян С.Л. К вопросу о совершенствовании поощрительных институтов, применяемых к лицам, осужденным к наказаниям без изоляции от общества. / С.Л. Бабаян // Пенитенциарная наука. — 2013. — 3 (23). — c. 19-22.
2. Бабаян С.Л. Поощрительные институты уголовно-исполнительного права (теория и практика применения) : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08 / Бабаян Сергей Львович. — М., 2014. — 592 с.
3. Ватылев Г.М. Меры индивидуального воспитательного воздействия при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией от общества. / Г.М. Ватылев // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — 2020. — 2. — c. 74-80.
4. Зайнулабидова С.М. Штраф как уголовное наказание и проблемы его применения: по материалам Республики Дагестан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Зайнулабидова Салтанат Магомедовна. — Махачкала, 2006. — 18 с.
5. Звонов А.В. Кара уголовного наказания в виде исправительных работ: краткий анализ содержательной стороны. / А.В. Звонов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2020. — 1 (38). — c. 15-19.
6. Российская Федерация. О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» : федер. закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ: ред. от 03.07.2016 : [принят Государственной Думой 2003-11-21 : одобр. Советом Федерации 2003-11-26]. — 2003.
7. Павлова А.В. Назначение обязанностей осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы [Электронный ресурс] / А.В. Павлова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naznachenie-obyazannostey-osuzhdyonnym-k-nakazaniyam-ne-svyazannym-s-lisheniem-svobody. (дата обращения: 17.05.23)
8. Подройкина И.А. Штраф как вид наказания в современном уголовном праве : автореф. дис. . канд. юрид. наук : 12.00.08 / Подройкина Инна Андреевна. — Ростов н/Д, 2004. — 26 с.
9. Путин призвал ФСИН работать над гуманизацией условий содержания в колониях [Электронный ресурс] // РИА Новости. — 2019. — URL: https://ria.ru/20190411/1552597753.html. (дата обращения: 15.05.23)
10. Российская Федерация. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ: ред. от 14.04.2023 : [принят Государственной Думой 1996-05-24 : одобр. Советом Федерации 1996-06-05]. — 2023.
11. Российская Федерация. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ: ред. от 29.12.2022 : [принят Государственной Думой 1996-12-18 : одобр. Советом Федерации 1996-12-25]. — 2022.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Babayan S.L. K voprosu o sovershenstvovanii pooshhritel'ny'x institutov, primenyaemy'x k liczam, osuzhdenny'm k nakazaniyam bez izolyacii ot obshhestva [On the Issue of Improving Incentive Institutions Applied to Persons Sentenced to Punishment without Isolation from Society]. / S.L. Babayan // Penitenciarnaya nauka [Penitentiary Science]. — 2013. — 3 (23). — p. 19-22. [in Russian]
2. Babayan S.L. Pooshchritel'nye instituty ugolovno-ispolnitel'nogo prava (teoriya i praktika primeneniya) [Incentive Institutions of Penal Law (Theory and Practice of Application)] : dis. ... for Doctorate in Legal Sciences : 12.00.08 / Babayan Sergej Lvovich. — M., 2014. — 592 p. [in Russian]
3. Vaty'lev G.M. Mery' individual'nogo vospitatel'nogo vozdejstviya pri ispolnenii nakazanij, ne svyazanny'x s izolyaciej ot obshhestva [Measures of Individual Educational Influence in the Execution of Punishments not Related to Isolation from Society]. / G.M. Vaty'lev // Izvestiya TulGU. E'konomicheskie i yuridicheskie nauki [Proceedings of TulSU. Economic and Legal Sciences]. — 2020. — 2. — p. 74-80. [in Russian]
4. Zainulabidova S.M. SHtraf kak ugolovnoe nakazanie i problemy ego primeneniya: po materialam Respubliki Dagestan [Fine as a Criminal Punishment and Problems of its Application: based on the materials of the Republic of Dagestan] : abst. dis. ... for PhD in Legal Sciences : 12.00.08 / Zainulabidova Saltanat Magomedovna. — Mahachkala, 2006. — 26 р. [in Russian]
5. Zvonov A.V. Kara ugolovnogo nakazaniya v vide ispravitel'ny'x rabot: kratkij analiz soderzhatel'noj storony' [Punishment of Criminal Punishment in the Form of Correctional Labor: a Brief Analysis of the Content Side]. / A.V.
Mewdynapodnhrn MayuMO-uccAedoBameAbCKUu wypnan ■ № 6 (132) • Hmub
Zvonov // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. — 2020. — 1 (38). — p. 15-19. [in Russian]
6. Russian Federation. O privedenii Ugolovno-protsessualnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i drugikh zakonodatelnikh aktov v sootvetstvie s Federalnim zakonom «O vnesenii izmenenii i dopolnenii v Ugolovnii kodeks Rossiiskoi Federatsii» [On bringing the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation and other legislative acts in line with the Federal Law "On Amendments and Additions to the Criminal Code of the Russian Federation"] : federal law dated 08.12.2003 № 161-FZ: ed. dated 03.07.2016 : [accepted by State Duma 2003-11-21 : approved by Federation Council 2003-11-26]. — 2003. [in Russian]
7. Pavlova A.V. Naznachenie obyazannostej osuzhdenny'm k nakazaniyam, ne svyazanny'm s lisheniem svobody' [Assignment of Duties to Those Sentenced to Punishments not Related to Deprivation of Liberty] [Electronic source] / A.V. Pavlova // International Research Journal. — 2022. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naznachenie-obyazannostey-osuzhdyonnym-k-nakazaniyam-ne-svyazannym-s-lisheniem-svobody. (accessed: 17.05.23) [in Russian]
8. Podroikina I.A. SHtraf kak vid nakazaniya v sovremennom ugolovnom prave [Fine as a Form of Punishment in Modern Criminal Law] : abst. dis. ... for PhD in Legal Sciences : 12.00.08 / Podroikina Inna Andreevna. — Rostov-on-Don, 2004. — 26 p. [in Russian]
9. Putin prizval FSIN rabotat' nad gumanizaciej uslovij soderzhaniya v koloniyax [Putin called on the Federal Penitentiary Service to work on humanizing the conditions of detention in colonies] [Electronic source] // RIA News. — 2019. — URL: https://ria.ru/20190411/1552597753.html. (accessed: 15.05.23) [in Russian]
10. Russian Federation. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Criminal Code of the Russian Federation] : federal law dated 13.06.1996 № 63-FZ: ed. dated 14.04.2023 : [accepted by State Duma 1996-05-24 : approved by Federation Council 1996-06-05]. — 2023. [in Russian]
11. Russian Federation. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [Criminal Executive Code of the Russian Federation] : federal law dated 08.01.1997 № 1-FZ: ed. dated 29.12.2022 : [accepted by State Duma 1996-12-18 : approved by Federation Council 1996-12-25]. — 2022. [in Russian]