Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки повышения производительности труда в российской Федерации'

Меры государственной поддержки повышения производительности труда в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
863
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производительность труда / конкурентоспособность / развитие экономики / национальный проект / государственная политика / поддержка занятости. / labor productivity / competitiveness / economic development / national project / gov- ernment policy / employment support.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю А. Шолин

В статье обоснована необходимость повышения производительности труда для обеспечения роста экономики страны. Проанализирована динамика производительности труда в России за последние 10 лет и выявлены причины отставания по данному показателю от развитых стран. Рассмотрены цели и содержание приоритетного национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Рассмотрены результаты мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта, за 2018 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES OF STATE SUPPORT OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article substantiates the need to increase labor productivity to ensure the growth of the country's economy. The dynamics of labor productivity in Russia over the past 10 years is analyzed and the reasons for the lag in this indicator from developed countries are identified. The objectives and content of the priority national project “Labor productivity and employment support” are considered. The results of measures implemented in the framework of the national project for 2018 are considered.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки повышения производительности труда в российской Федерации»

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю.А. Шолин, старший преподаватель

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11199

Аннотация. В статье обоснована необходимость повышения производительности труда для обеспечения роста экономики страны. Проанализирована динамика производительности труда в России за последние 10 лет и выявлены причины отставания по данному показателю от развитых стран. Рассмотрены цели и содержание приоритетного национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Рассмотрены результаты мероприятий, реализуемых в рамках национального проекта, за 2018 год.

Ключевые слова: производительность труда, конкурентоспособность, развитие экономики, национальный проект, государственная политика, поддержка занятости.

Производительность труда является одним из ключевых направлений экономической политики многих стран мира, так как ее рост обеспечивает конкурентоспособность и стабильный рост экономики государства. Этот показатель отражает эффективность общественного производства, уровень развития производительных сил,

степень и эффективность использования трудового потенциала [1]. В своих майских указах Президент РФ поставил перед Правительством задачу по обеспечению темпов роста производительности труда не менее 5% в год. Таких темпов в российской экономике не наблюдалось на протяжении последних 10 лет.

1Q9 1Q7 1Q5 1Q3 1Q1 99 97 95

и

ON

Q1,9

1QQ,2

95,9

00 o\ o\ o\ o\ o\

íNíNíNíNíNíNíNíNíNíNíNíNíNíNíNíN

Рис. 1. Индекс производительности труда в России, процент к предыдущему году

Причиной резкого снижения производительности труда в 1998 стал экономический кризис, произошедший на фоне тяжелой экономической ситуации. К этому времени ВВП страны упал более чем на 40% по сравнению с уровнем 1990 г., а загрузка производственных мощностей составляла менее 50%. С тех пор на протяжении 10 лет в России происходили зна-

чительные экономические перемены. С 1998 г. ВВП рос в среднем на 7% в год. Рост располагаемых доходов населения достиг уровня 26 % в год.

Однако мировой финансовый кризис 2008 года поставил под сомнение устойчивость достижений российской экономики последних десяти лет. Затем в 2014 г. последовал значительный спад экономики

страны из-за валютного кризиса, вызванного с введением экономических санкций в отношении России и стремительным падением мировых цен на нефть [2].

В 2017 г. по данным Организации экономического сотрудничества и развития объем ВВП, получаемый работником за 1 час времени, в России составил 26,5 долл. США, что почти в 2 раза ниже, чем в среднем по странам ОСЭР (47,1 долл. США). Такое отставание вызвано следующими причинами:

- технико-технологическое отставание многих промышленных предприятий;

- дефицит квалифицированных кадров по специальностям, связанным с рабочими профессиями;

- неэффективная организация труда и управления на предприятиях;

- непрозрачное и избыточное государственное регулирование.

Сложившаяся ситуация требует существенное расширение инвестиций, технологическую модернизацию промышленно-

сти, расширение подготовки квалифицированных кадров, внедрение новых эффективных форм организации труда и управления на предприятиях, сокращение административно-правовых барьеров [3].

Для обеспечения роста производительности труда на российских предприятиях в декабре 2018 года был утвержден национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», целями которого являются:

- рост производительности труда на крупных и средних предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не менее 5% в год к 2024 году;

- увеличение количества участников национального проекта до 85 регионов в 2024 г.;

- увеличение количества средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта до 10 тыс. в 2024 г. [4].

106 105 104 103 102 101 100 99

101,4

2018 г.

101,4

2019 г.

103,1

2021 г.

105

2024 г.

Рис. 2. Динамика производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики, в процентах к предыдущему году (целевые показатели)

Национальный проект состоит из трех федеральных проектов:

1. Системные меры. Проект направлен на финансовое стимулирование, сокращение нормативно-правовых ограничений и экспортную поддержку.

2. Адресная поддержка. Целью проекта является формирование системы органи-

зационной и методической поддержки повышения производительности труда.

3. Поддержка занятости. Проект направлен на совершенствование системы занятости населения, переобучение и повышение квалификации работников предприятий.

Таблица 1. Содержание федеральных проектов национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости»_

Федеральный проект Оператор Ключевые направления Мероприятия Результаты

Системные меры. Минэкономразвития России Сокращение административных ограничений и стимулирование применения передовых методов и инструментов организации производства и управления - Льготные займы ФРП (под 1%); - Обучение управленческих кадров «Лидеры производительности»; - Поддержка выхода на экспорт; - Поддержка международными экспертами. - Снижение административных барьеров; - Новые компетенции для руководителей; - Льготны займы; - Возможность расширить сбыт; - Налоговые льготы (в разработке).

Адресная поддержка. Федеральный центр компетенций Внедрение лучших практик бережливого производства на конкретных предприятиях и обучение сотрудников - Создание Региональных центров компетенций в регионах; - Гранты на адресную поддержку; - Форумы и другие мероприятия. - Рост прибыли; - Повышение операционной эффективности (совершенствование процессов, увеличение оборотных средств, снижение запасов, повышение качества продукции, снижение времени на производство).

Поддержка занятости. Минтруд России, Роструд Переобучение работников предприятий и модернизация служб занятости населения - Проведение обучения работников предприятий; - Проведение модернизации службы занятости населения - Новые компетенции для персонала - Возможность быстрее и качественнее закрывать вакансии.

Участниками национального проекта в 2018 стали 109 предприятий из 16 регионов Российской Федерации: Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Республики Мордовия, Республики Чувашия, Краснодарского края, Пермского

края, Ставропольского края, Белгородской области, Нижегородской области, Самарской области, Тульской области, Тюменской области, Саратовской области, Свердловской области, Калужской области, Рязанской области.

Таблица 2. Результаты реализации мероприятий национального п

роекта за 2018 г.

Показатель План Факт Выполнение в %

Количество предприятий-участников, ед. 72 83 115

Предприятия-участники, достигшие поставленных целей, % 60 58 -2

Количество обученных сотрудников предприятий-участников программы, чел. 800 1201 150

Количество зарегистрированных пользователей ИТ-платформы, чел. 500 956 191

Экспертную помощь в 2018 году получали 83 предприятия. 26 предприятий реа-лизовывали проекты по повышению производительности труда. Из них 9 предприятий работали под руководством экспертов региональных центров компетенций, а остальные 20 предприятий занимались реализацией проектов самостоятельно.

Доля предприятий участников, достигших целевых показателей роста производительности труда, составила 58% вместо запланированных 60%. Такое невыполнение целевого показателя обусловлено рядом объективных причин: одно предприятие вступило в процесс реорганизации бизнеса, часть предприятий не сформиро-

вало необходимый портфель заказов на 2018 год, нескольким предприятиям с целью расширения бизнеса пришлось прибегнуть к найму дополнительного персонала.

1201 сотрудник предприятий-участников национального проекта прошли обучение методам и инструментам повышения производительности труда. В их числе обучено 107 тренеров, 86 из которых получили сертификаты ФЦК для самостоятельной работы.

Весь 2018 год активно функционирует ИТ-платформа (производительность.рф). Количество зарегистрированных пользователей составило 956 человек. В конце 2018 года разработана концепция развития ИТ-платформы с учётом ключевых направлений её развития для целей способствования распространения знаний в об-

ласти повышения производительности труда.

Таким образом, для России повышение производительности труда является одной из приоритетных задач. Реализуемые в настоящее время меры государственной поддержки направлены не только реализацию единичных проектов на конкретных предприятиях, но и на популяризацию эффективных методов и инструментов организации труда и управления, сокращение административных барьеров, повышение квалификации работников, оказание консультационной помощи. Это позволит создать необходимые условия для того, чтобы хозяйствующие субъекты постоянно стремились к совершенствованию и самостоятельно разрабатывали и реализовывали проекты по повышению собственной эффективности.

Библиографический список

1. Шолин Ю.А. Ценности и потери // В сборнике: Повышение производительности труда как стратегический фактор конкурентоспособности. - Материалы научно-практической конференции. - 2017. - С. 242-248.

2. Морозов О.В. Бережливое производство как эффективный инструмент повышения производительности труда / О.В. Морозов, С.Н. Сычанина // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам 74-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год. - Отв. за вып.

A.Г. Кощаев. - Краснодар, 2019. - С. 599-601.

3. Мирончук В.А. Внедрение технологий бережливого производства как способ повышения производительности труда на предприятиях общественного транспорта /

B.А. Мирончук, С.Н. Сычанина, Ю.А. Шолин // Вестник академии знаний. - 2019. -№3 (32). - С. 238-244.

4. Шолин Ю.А. Повышение производительности труда как одно из ключевых направлений современной экономической политики Российской Федерации / В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам XII Всероссийской конференции молодых ученых. - Отв. за вып. А.Г. Кощаев. - Краснодар, 2019. -

C. 454-455.

MEASURES OF STATE SUPPORT OF INCREASING LABOR PRODUCTIVITY IN

THE RUSSIAN FEDERATION

Y.A. Sholin, Senior Lecturer

Trubilin Kuban State Agrarian University

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article substantiates the need to increase labor productivity to ensure the growth of the country's economy. The dynamics of labor productivity in Russia over the past 10 years is analyzed and the reasons for the lag in this indicator from developed countries are identified. The objectives and content of the priority national project "Labor productivity and employment support" are considered. The results of measures implemented in the framework of the national project for 2018 are considered.

Keywords: labor productivity, competitiveness, economic development, national project, government policy, employment support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.