Научная статья на тему 'Меры государственной поддержки автомобильной промышленности и их влияние на конкурентоспособность отрасли'

Меры государственной поддержки автомобильной промышленности и их влияние на конкурентоспособность отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Е. А.

Формирование современной рыночной среды невозможно представить без развития конкуренции. Ключевая роль в развитии отечественной автомобильной промышленности, повышении ее конкурентоспособности отводится государству. Без мер государственной поддержки продукция автопрома не выдержит конкуренцию со стороны зарубежных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки автомобильной промышленности и их влияние на конкурентоспособность отрасли»

Список литературы:

1. Ермолаев В.Г., Сиваков О.В. Международное частное право. Курс лекций. - М., 2003. - С. 113.

2. Киреев А.П. Международная экономика: учеб. пособ. для вузов: в 2-х ч. Ч. 1. - М., 1999. - С. 305.

3. Комаров В. Конвенция о транснациональных корпорациях в СНГ -фундамент интеграции // Право и экономика. - 2007. - № 4. - С. 82-83.

4. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства // Мировая экономика и международные отношения. -1999. - № 6. - С.56.

5. Наталуха В.В. Международный частный бизнес и государство. - М., 2005. - С. 132-133.

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

ОТРАСЛИ

© Кузнецова Е.А.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Формирование современной рыночной среды невозможно представить без развития конкуренции. Ключевая роль в развитии отечественной автомобильной промышленности, повышении ее конкурентоспособности отводится государству. Без мер государственной поддержки продукция автопрома не выдержит конкуренцию со стороны зарубежных компаний.

Трансформация экономики и общественной системы, происходящая в России формирует основы функционирования рыночной экономики. Стратегической целью политики государства должно быть создание условий, обеспечивающих этот процесс [1].

Немаловажным элементом деятельности государства по созданию таких условий является конкурентная политика. На сегодняшний день совершенно точно есть понимание, что конкурентная экономика не может успешно развиваться без вмешательства государства. Экономические функции государства сосредоточиваются на усилении роли конкурентоспособного механизма, смягчении «провалов» рынка, более полной реализации возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

* Аспирант кафедры Маркетинга и коммерции.

Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность и эффективность предприятий с одной стороны, и уровень жизни граждан, с другой.Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов. Основой конкурентной политики является Программа развития конкуренции в Российской Федерации.

Конкурентная политикав первую очередь направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизацию предприятий и, тем самым, на создание условий для обеспечения потребностей граждан Российской Федерации в товарах и услугах экономически эффективным образом [4].

Особую роль конкуренция имеет в машиностроении. При этом ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны, является автомобильная промышленность.

В последние несколько лет ситуация в отечественном машиностроении можно охарактеризовать как неоднозначную. С одной стороны, происходил бурный рост рынка, вызванный, в том числе, ростом покупательской способности населения, развитием потребительского кредитования и укреплением национальной валюты. С другой стороны, постоянно сокращалась доля отечественных производителей на автомобильном рынке при одновременном усилении конкуренции внутри ценовых сегментов.

Результаты государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в автомобильную промышленность оказались недостаточными для её полноценного развития. В связи, с чембыло принято решение о разработке программы развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года. Результатом такого решения стала Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года.

Основной целью государственной политики по развитию национальной автомобильной промышленности на период до 2020 года является: максимизация добавленной стоимости по всем переделам цепочки создания автотранспортных средств в России при достаточном выборе и качестве продукции автомобилестроения [5].

Для формирования системы государственных мер по поддержке автомобилестроения важно понимания системных проблем в автомобильной промышленности Россиик которым относится:

- традиционные российские автопроизводители страдают от нехватки современных технологий, инвестиционных ресурсов, моральной и физической изношенности технологической базы и большого количества непрофильных активов;

- новые российские сборочные предприятия имеют доступ к современным технологиям, однако не обладают достаточными ресурса-

ми, пока что весьма ограничены возможности собственного инжиниринга и объемы производства;

- иностранные производители характеризуются невысоким уровнем локализации, масштабов производства, а также им существенно не хватает господдержки в смыслеадминистративного содействия. Важной проблемой является отсутствие надежной сети поставщиков автокомпонентов;

- чистые импортеры конкурентоспособны в нишевых категориях, но не на массовом рынке. К тому же, как наглядно показал кризис, рынок и соответственно поведение импортеров отличается высокой зависимостью от внешних факторов [3].

Особенно наглядно это видно на примере производства легковых автомобилей.

Текущее состояние автомобильной промышленности в России, особенно в сегменте производства легковых автомобилей, несмотря на значимость и степень влияния на экономику страны в целом, можно охарактеризовать как критическое. При сохранении текущих тенденций, если на государственном уровне не будут приняты решительные комплексные меры по стимулированию инновационного развития отрасли, отечественное автомобилестроение может полностью деградировать через 3-5 лет.

Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций.

В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1 % ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1 000 000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях [5].

Согласно принятой стратегии развития автомобилестроениягосударство приняло ряд мер по развитию и поддержанию этой отрасли, которые имеют свои результаты.

С апреля 2010 наблюдается существенный рост рынка. 9 из 10 моделей автомобилей - лидеров продаж в легковом сегменте выпущены в России.

Инвестиции в отрасль растут благодаря сочетанию адресной поддержки предприятий и последовательности государственной политики при реализации соглашений по «промсборке».

По итогам 2010 года рынок легковых автомобилей вырос на 29,9%, практически достигнув отметки в 1,76 млн. штук. Одновременно произошел 2-х кратный рост производства легковых автомобилей в России (1,2 млн. штук). Аналогичные темпы роста сохранялись и в 2011 году. Фактически сейчас можно говорить о возврате объемов производства на уровень докризисного 2007 года, но с совершенно другой структурой рынка и внутреннего производства, с новым обликом отрасли.

По прогнозам министерства промышленности и торговли Российской Федерации по итогам 2011 года объем продаж составит 2,7 млн. автомобилей.

В 2010 году доля машин, произведенных в России, более чем вдвое превысила объем продаж импортных (январь-декабрь: 67,7% российское производство, 32,3% - импорт). В 2011 году такая позиция сохранится.

Важнейшие инструменты, позволившие переломить ситуацию на рынке -программы утилизации старых автомобилей и льготного кредитования. Программа позволила гражданам, которые при иных условиях не смогли бы этого сделать, заменить старое транспортное средство на новый автомобиль.

По программе льготного автокредитования за 2009-2011 годы принято около 740 тыс. (737959) заявок и выдано почти 350 тыс. (349 390) кредитов.

Наряду с плавным завершением госпрограмм стимулирования спроса, министерство промышленности и торговли РФ особое внимание уделяет поддержке модернизации производственных мощностей [2].

Так, например, по Автовазу, который получил существенную господдержку, сформирована прозрачная программа ускоренной модернизации с выходом на новый модельный ряд.

Особое место в развитии автомобилестроения занимает реализация режима «промсборки-2». Этот механизм - ключевой в реализации Стратегии развития автопрома до 2020 года.

В настоящее время соглашения об организации производства в рамках усовершенствованного режима подписали пять альянсов с участием крупнейших глобальных игроков.

Таким образом, можно с уверенностью сказатьроссийскому автопрому требуется коренные изменения. Меры государства по поддержке российского автопрома, по развитию конкуренции в этой отрасли имеют ключевую роль. Однако решение системных проблем, имеющихся в этой отрасли машиностроения невозможно решить за один год и роль стратегии развития российского автомобилестроения велика, потому как без мер государственной поддержки, автомобилестроение прекратит свое существование, не выдержав конкуренцию со стороны зарубежных компаний.

Список литературы:

1. Богомолова И.П., Конова О.Ю. Влияние государственной экономической политики на развитие малого бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=9&page=13.

2. Выступление В. Христенко в докладом на заседании тематического форума общероссийского народного фронта в рамках нулевого чтения федерального бюджета на 2012-2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://xn--c 1 ajlbegbfjdu. xn--p 1 ai/industry/avia/158.

3. Наумов А. Перспективы развития российского автопрома [Электронный ресурс] // Журнал «Мировое и национальное хозяйство». - Режим доступа: http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=159.

4. Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации N691-р от 19 мая 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.economy. gov.ru/minec/activity/sections/competition/programconcur/index

5. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минпромторг.рф/minisüy/strategic/sectoral/Ш.

РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕТЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Курамышев Э.В.*

Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

В статье рассматриваются вопросы повышения региональной безопасности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также связанные с этим факторы.

Ключевые слова: региональная безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационная политика, тарифы.

Жилищно-коммунальное хозяйство, далее ЖКХ - одна из крупнейших отраслей российской экономики. По данным министерства финансов Российской Федерации и Госкомстата России, расходы российского бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство сопоставимы с расходами на оборону и превышают затраты на правоохранительную деятельность, госбезопасность и госуправление. По данным Росстроя, в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) функционирует более 52000 предприятий на которых работает 4,2 млн. человек, обслуживающих 1092 города и 1872 поселка.

Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны, составляющий почти 2,9 млрд. кв.м. имеет очень большой удельный вес в основных фондах всей экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хо-

* Соискатель кафедры Экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.