Научная статья на тему 'МЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТс'

МЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТс Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопастность / благополучие / абсолютный / экологический / предельно-допустимая концентрация / соблюдения. / safety / well-being / absolute / ecological / maximum permissible concentration / compliance.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Изтлеуов Г. М., Аззамкулов А., Алимбеков Ж.

Экологическое благополучие планеты, государства, региона–один из важнейших показателей жизнеобеспечения цивилизации в целом и ее территориальных групп. До поры до времени об этом можно было не вспоминать, но в ХХ-м веке появились грозные симптомы экологических заболеваний. Как это часто бывает, основные силы, иногда лишь «разговорные», были брошены на подавление симптомов, тогда как думать необходимо о причинах. И работу в этом направлении пора организовывать на планомерной и взвешенной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SAFETY MEASURES DURING CONSTRUCTION WORK

The ecological well–being of the planet, the state, and the region is one of the most important indicators of the life support of civilization as a whole and its territorial groups. For the time being, it was possible not to remember this, but in the twentieth century, terrible symptoms of cancer appeared. As is often the case, the main forces, sometimes only "conversational", were thrown at suppressing symptoms, whereas it is necessary to think about the causes. And it is time to organize work in this direction on a systematic and balanced basis.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТс»

Изтлеуов Г.М.

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова Аззамкулов А. преподователь Джизакский политехнический институт

Алимбеков Ж. студент группы 351-21 Э и ООС

МЕРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Аннотация. Экологическое благополучие планеты, государства, региона-один из важнейших показателей жизнеобеспечения цивилизации в целом и ее территориальных групп. До поры до времени об этом можно было не вспоминать, но в ХХ-м веке появились грозные симптомы экологических заболеваний. Как это часто бывает, основные силы, иногда лишь «разговорные», были брошены на подавление симптомов, тогда как думать необходимо о причинах. И работу в этом направлении пора организовывать на планомерной и взвешенной основе.

Ключевые слова: безопастность, благополучие, абсолютный, экологический, предельно-допустимая концентрация, соблюдения.

Iztleuov G.M.

Auezov South Kazakhstan State University

Azzamkulov A. lecturer

at the Jizzakh Polytechnic Institute

Alimbekov Zh. is a student of the 351-21 E and EP group

ENVIRONMENTAL SAFETY MEASURES DURING CONSTRUCTION WORK

Annotation. The ecological well-being of the planet, the state, and the region

is one of the most important indicators of the life support of civilization as a whole and its territorial groups. For the time being, it was possible not to remember this, but in the twentieth century, terrible symptoms of cancer appeared. As is often the case, the main forces, sometimes only "conversational", were thrown at suppressing symptoms, whereas it is necessary to think about the causes. And it is time to organize work in this direction on a systematic and balanced basis.

Keywords: safety, well-being, absolute, ecological, maximum permissible concentration, compliance.

Прения по поводу экологии, к сожалению, часто проистекают совсем «по другим причинам» - популизм, пиар, выборы. Поэтому слов много, а толку мало.

Достижение целей безопасности сопряжено со значительными материальными затратами и в условиях ограниченности ресурсов возможно лишь путем научно обоснованной разработки и осуществления комплекса взаимоувязанных правовых, экономических и политических мер. Переход от концепции «абсолютной» безопасности к концепции «приемлемого» риска, определил появление принципиально нового подхода к управлению развития общества, состоящего в том, что удовлетворение материальных и духовных потребностей населения должно осуществляться при соблюдении обязательного требования по обеспечению безопасности человека и окружающей его среды.

Обеспечение экологической безопасности АТК является сложной и ресурсоемкой работой, требующей системного подхода, основанного на четком определении целей системы и подсистем, способов, методов и сроков их достижения и необходимых ресурсов. Поэтому для решения такой задачи, например, на уровне региона, города, группы АТП или владельцев транспортных средств целесообразно разрабатывать целевую экологическую программу, представляющую собой комплекс факторов и мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных перед АТК целей.

При этом вышестоящей системой является регион (город) с его экологической обстановкой, а подсистемой — АТК, оказывающий наряду с другими подсистемами (промышленность, коммунальное хозяйство и др.) влияние на окружающую среду.

Вышестоящая система устанавливает для АТК и для других подсистем цель первого уровня ЦН° и время ее достижения в виде допустимых годовых суммарных и покомпонентных выбросов, сбросов и отходов. АТК как подсистема второго уровня устанавливает свои цели Ц; для стационарных и передвижных источников загрязнения таким образом, чтобы было обеспечено достижение генеральной цели ЦН в заданное время.

Это позволяет для всех уровней АТК назначить свои управляемые, понятные и контролируемые целевые нормативы, оценить их влияние на достижение поставленной цели и определить способы (мероприятия) достижения поставленных целей, например улучшение технического состояния автомобилей, применение топлива с улучшенными экологическими характеристиками, утилизация и вторичное использование отработанных масел, аккумуляторов и т.д.

Таким образом, на третьем уровне дерева систем появляется достаточно большой перечень мероприятий, которые могут в принципе благоприятно сказаться на повышении экологической безопасности АТК и улучшении экологической ситуации в регионе (городе).

Очевидно, что по организационным, ресурсным и другим ограничениям практически одновременно задействовать все мероприятия

невозможно. Они составляют лишь потенциальный перечень, из которого при формировании программы для конкретного региона (города), АТП, СТО выбирается некоторая группа мероприятий.

Природоохранная деятельность на АТП организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством, подзаконными актами, а также экологическими программами вышестоящей системы и нормативными документами. Ответственность за соблюдение установленных правил и требований несет руководитель (владелец) предприятия. Основные из них приведены ниже. АТП, располагающее собственной ПТБ, должно иметь:

• экологический паспорт, утвержденный и зарегистрированный

• подразделением Государственный комитет Экология и охрана окружающей среды расчеты предельно допустимых

• выбросов в атмосферу, предельно допустимых сбросов в водоемы,

• объемов образующихся отходов);

• разрешения на ПДВ, водопользование и сброс воды, на хранение

• и вывоз отходов;

• подлинники актов, протоколов, предписаний, выданных

• государственными органами по контролю за состоянием

• окружающей среды;

• государственную отчетность о природоохранной деятельности;

• государственные стандарты на токсичность ОГ автомобилей и

• другую техническую и нормативную документацию.

Экологический паспорт является документом, характеризующим состояние природоохранных работ на АТП, и оформляется в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90.

Расчет ПДВ выполняется в соответствии с "Рекомендациями по оформлению и содержанию проектов ПДВ в атмосферу для предприятий" и согласовывается с местными органами Госкомсанэпиднадзора. После утверждения расчета в территориальном отделении Государственный комитет Экология и охрана окружающей среды АТП получает разрешение на ПДВ установленной формы.

Расчет ПДС выполняется в соответствии с "Методикой расчета ПДС в водные объекты со сточными водами", согласовывается с местными органами Госкомсанэпиднадзора и территориальным отделением Государственный комитет Экология и охрана окружающей среды. Затем АТП заключает договор с региональным органом, контролирующим охрану водных ресурсов, и получает разрешение на водопользование с указанием лимитов водопотребления н водоотведения.

Расчет объемов образующихся на предприятии отходов выполняется в соответствии с «Методикой оценки объемов образования отходов производства» и потребления. На его основе АТП разрабатывает «Проект размещения лимитов промышленных отходов», представляет его в орган

Госкомсанэпиднадзора и получает от него разрешение на хранение и вывоз промышленных отходов, в котором указан их перечень, объемы хранения и место утилизации.

АТП должно располагать необходимыми производственными помещениями, оснащенными оборудованием в соответствии с существующими нормами, применять технологии, обеспечивающие высокое качество ТО и ТР, и поддерживать ПС в технически исправном состоянии. Кроме того, предприятие должно быть оснащено приборами для контроля токсичности автомобилей: 1 газоанализатор на 50 бензиновых автомобилей и 1 дымомер - на 50 дизельных.

Малые АТП и владельцы автомобилей, не имеющие ПТБ, обязаны проводить ТО и ТР, а также проверку и регулировку токсичности своего ПС на крупных оснащенных АТП или на специализированных предприятиях и СТО.

Выпускаемые на линию автомобили должны быть технически исправны, а токсичность их ОГ соответствовать действующим экологическим стандартам.

Предприятие обязано проводить организационно-технические и другие мероприятия, обеспечивающие снижение загрязнения окружающей среды и рациональное потребление природных ресурсов, и силами ИТС вести экологическое обучение и повышение квалификации персонала.

АТП должно быть отделено от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Трубы котельных и вентиляционные выводы производственных участков, выбрасывающих вредные вещества (сварочный, аккумуляторный, окрасочный и др.), должны быть оборудованы специальными улавливающими фильтрами. Концентрации загрязняющих веществ, выбрасываемых ПТБ в атмосферу, на границе санитарно-защитной зоны не должны превышать установленные ПДК вредных веществ в воздухе населенных пунктов. Уровни создаваемого предприятием шума также не должны превышать значений, регламентированных санитарными нормами.

Необходимо соблюдать установленные нормы водопотребления и водоотведения, содержать в исправном состоянии очистные сооружения и обеспечивать очистку стоков до уровней, оговоренных в разрешении на ПДС. Следует также строго соблюдать правила сбора, хранения и утилизации промышленных отходов. Приемка и выдача ТСМ должна быть организована таким образом, чтобы исключалась возможность их попадания на почву и в канализацию.

Предприятия, расположенные в регионах, где температура самого холодного месяца достигает -15 °С, должны оснащать открытые стоянки устройствами подогрева или разогрева двигателей.

Государственная отчетность о природоохранной деятельности на АТП, имеющим ПТБ, ведется по следующим формам Госкомстата:

• "Отчет об охране атмосферного воздуха", форма 2-ТП (воздух);

• "Отчет об использовании воды (при заборе воды из собственных водоемов)", форма 2-ТП (водхоз);

• "Отчет о ходе строительства водоохранных объектов" (предприятия, имеющие предписания от административных органов о таком строительстве), форма 3-ос;

• "Отчет о текущих затратах на охрану природы" (покупка оборудования, приборов, специальной тары для отходов, нейтрализаторов и др.), форма 4-ос;

"Капитальные вложения на природоохранные цели", форма 18-КС.

Оформленные на специальных бланках отчеты в установленные сроки направляются органам местной администрации.

Государственный экологический контроль за соблюдением АТП природоохранных требований осуществляют территориальные органы Государственный комитет Экология и охрана окружающей среды, Госкомсанэпиднадзора и органы местной администрации.

Использованные источники:

1. А.И.Радионов, В.Н.Клушин, Н.С. Тарагешников "Техника защиты окружающей среды", М., Изд-во "Химия", 1989 г.

2. С.В.Яковлев, Я.А.Карелин, Ю.М.Ласков, Ю.В.Воронов. "Очистка производственных сточных вод", М., Стройиздат, 1985 г., с.336.

3. Кафаров В.В. Принципы создания безотходных химических производств. М. ХИМИЯ, 1982 г, 288с.

4. СНиП 11-31-74. Нормы проектирования. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.Изд.3-е. М. Стройиздат. 1978 г, 45—190с.

5. СНиП 11-32-74. Нормы проектирования. Канализация. Наружные сети и сооружения. М. Стройиздат, 1978, 191—304с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.