Научная статья на тему 'Меры безопасности и условия их применения по уголовному праву Сомали'

Меры безопасности и условия их применения по уголовному праву Сомали Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY MEASURES / ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА / OTHER MEASURES OF CRIMINAL LEGAL NATURE / ЦЕЛИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ / THE GOAL OF SECURITY MEASURES / СОЦИАЛЬНО-ОПАСНЫЕ ЛИЦА / SOCIALLY DANGEROUS PERSONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмед Абдикарим Али

В статье рассматриваются меры безопасности, предусмотренные УК Федеративной Республики Сомали. Анализируются виды этих мер, основание и критерии их применения, связь с наказанием. Обращается внимание на особенности применения мер безопасности в Сомали. Автор выявляет сходство и различие рассматриваемых мер, критерии их применения в Сомали и в других странах (в Италии, России, Германии и др.). В статье отмечается, что в Сомали установленные законом меры безопасности могут применяться независимо от факта совершения уголовно-наказуемого деяния, они могут заменять уголовное наказание или применяться наряду с ним. Рассматриваются меры безопасности, которые могут быть применены только к несовершеннолетним, например, помещение такого лица в реформаторий. Автор проводит анализ применения мер безопасности на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ахмед Абдикарим Али

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Security measures and conditions of their applications under criminal law of Somalia

The article discusses security measures provided by the criminal code of the Federal Republic of Somalia. Analyzes the types of these measures, the basis and criteria for the use of, link to punishment. Draws attention to the peculiarities of application of security measures in Somalia. The author brings out the similarities and distinctions of the relevant measures and criteria for their application in Somalia and other countries (in Italy, Russia, Germany, etc). The article notes that in Somalia security measures established by law can be applied regardless of the fact of committing the crime, can replace criminal penalty or be used along with it. Also, the security measures that can be applied only to minors, for example, placing the person in the reformatory are considered. The author analyzes the use of safety measures in practice.

Текст научной работы на тему «Меры безопасности и условия их применения по уголовному праву Сомали»

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ СОМАЛИ

Ахмед Абдикарим Али

Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются меры безопасности, предусмотренные УК Федеративной Республики Сомали. Анализируются виды этих мер, основание и критерии их применения, связь с наказанием. Обращается внимание на особенности применения мер безопасности в Сомали. Автор выявляет сходство и различие рассматриваемых мер, критерии их применения в Сомали и в других странах (в Италии, России, Германии и др.). В статье отмечается, что в Сомали установленные законом меры безопасности могут применяться независимо от факта совершения уголовно-наказуемого деяния, они могут заменять уголовное наказание или применяться наряду с ним. Рассматриваются меры безопасности, которые могут быть применены только к несовершеннолетним, например, помещение такого лица в реформаторий. Автор проводит анализ применения мер безопасности на практике.

Ключевые слова: преступление, наказание, меры безопасности; иные меры уголовно-правового характера; цели мер безопасности; социально-опасные лица.

Уголовный кодекс Федеративной Республики Сомали 1962 г. (далее — УК Сомали) составлен по модели УК Италии 1930 г. и относится к континентальной правовой семье романской группы. Он является основным источником уголовного права в Сомали. Судебная практика основывается на законе, нормах шариата, которым придается довольно скромное значение.

В уголовном праве Сомали четко прослеживаются сочетание двух направлений в подходе к вопросам уголовной ответственности — классический и позитивистский. Это проявляется в том, что к лицам, виновным в совершении преступления, применяется наказание, а к лицам, признанным судом «социально опасными», применяются меры безопасности. Меры безопасности установлены в законодательстве разных стран (в Германии (§ 61-70 УК ФРГ), Италии (ст. 202-228 УК Италии), Испании (ст. 95-105 УК Испании); России (ст. 90, 91, 97, 99, 1041, 1042, 1043 УК РФ и др.) и др. Они имеют разные названия, например в России — это иные меры уголовно-правового характера. В Германии — «меры исправления и безопасности».

УК Сомали не содержит определения мер безопасности. Однако анализ норм о мерах безопасности, основании и условиях их применения позволяет сделать вывод о том, что им свойственны как общие, характерные для таких мер признаки, так и особые, свойственные Республике Сомали.

В частности, в соответствии с УК Сомали, установленные в нем меры безопасности, могут применяться независимо от факта совершения деяния (престу-

(преступления или правонарушения) к лицу, признанному социально опасным, они могут заменять уголовное наказание или применяться наряду с ним. В последнем случае меры безопасности назначаются лицу, виновному в совершении преступления, судом с учетом данных о его личности, независимо от характера и тяжести совершенного им деяния (ст. 162-180) [11]. Кроме того, меры безопасности в Сомали включены не только в Уголовный кодекс, но и в Уголовно-процессуальный (ст. 78-258) [10].

Термин «иные меры уголовно-правового характера» появился в УК РФ с момента его принятия, однако выделение их отдельных видов с в специальном VI разделе, гл. 15 и 151 произошло только в 2006 г. В этом разделе содержатся только принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества, которая по своей сути является дополнительным наказанием. Следует заметить, что в УК РФ, кроме помещенных в разделе VI, содержатся и такие иные меры уголовно-правового характера, как принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (раздел V УК РФ ч. 2 ст. 87, 90, 91). Эти меры могут быть применены к несовершеннолетним, совершившим преступление небольшой или средней категорий тяжести, как особый вид освобождения их от уголовной ответственности.

Применение к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законодательством 1) наказания и (или) 2) иных мер уголовно-правового характера, или «мер безопасности» [1. С. 269] свойственно законодательству многих стран.

Виды, основание применения иных мер уголовно-правового характера (мер безопасности) в разных странах имеют свою специфику, поэтому правильнее давать их определение применительно к конкретной стране. Так, анализ норм о мерах безопасности в республике Сомали позволяет определить их как совокупность установленных законом средств защиты «мер», применяемых органами правопорядка к лицу, признанному общественно опасными в силу его психического состояния или склонности к употреблению одурманивающих средств, или недостижения возраста уголовной ответственности и выражающихся в ограничении их прав и свобод вплоть до изоляции от общества в целях излечения и (или) предупреждения совершения таким лицом общественно опасных деяний.

В соответствии со ст. 161 УК Сомали никто не может быть подвергнут мерам безопасности, кроме как на основании закона. Исходное положение закреплено в Конституции Сомали 1960 г. (ст. 17) [7].

Из этого можно сделать вывод о том, что меры безопасности, так же как и наказание, применяются на основе принципа законности. Как и в России, меры безопасности в Сомали могут назначаться осужденным в дополнение к наказанию, а также лицам, которым наказание не назначено ввиду их невменяемости, несовершеннолетия и других обстоятельств, свидетельствующих об их общественной опасности. Поэтому итальянские юристы определяют меры безопасности как «средство социальной защиты», предназначенное для осуществления превентивной функции как в случае применения вместе с наказанием, так и в случае раздельного применения.

Перечень мер безопасности, должен быть указан в законе (ст. 172 и 182). Примечательно, что в Сомали, как и в Италии, в установленных законом случаях меры безопасности могут быть назначены общественно опасным лицам за деяние, не предусмотренное уголовным законом.

УК Сомали в ст. 164 определяет понятие общественно опасного лица, как лица невменяемого или не подлежащего наказанию, совершившего одно из деяний, указанных в ст. 163 УК, и при наличии вероятности совершения им новых деяний, предусмотренных законом в качестве уголовных правонарушений.

Меры безопасности применяются, как правило, на длительный период времени. Поэтому существует вероятность, что законодательство, регламентирующее применение таких мер, может измениться. Статья 162 УК Сомали содержит общее правило, согласно которому действующий закон, регламентирующий меры безопасности, применяется именно в тот момент, когда такие меры предписываются судом. Исключением являются случаи, когда закон, действующий в момент исполнения таких мер, отличается от закона, действовавшего в момент назначения мер безопасности. В подобных ситуациях будет применяться закон, действующий на момент исполнения назначенной лицу меры безопасности, если он улучшает положение этого лица. Если новый закон ухудшает положение лица, то применяется закон, действовавший на момент назначения меры безопасности.

Закон устанавливает только минимальный срок применения мер безопасности. Их применение прекращается, когда лицо перестает быть опасным для общества.

Отбывание лицом установленного законом минимального срока меры безопасности обязательно. Например, минимальный период заключения в реформаторий составляет три года, судья не может освободить несовершеннолетнего из реформатория до истечения этого срока. Судья может освободить лицо от применяемых мер безопасности, только когда оно перестанет быть общественно опасным, при этом судья периодически изучает материалы дела лица, чтобы определить, престало ли оно быть опасным для общества и возможно ли освободить его от применения мер безопасности.

Меры безопасности, содержащиеся в ст. 172 и 182 УК Сомали, классифицируются законодателем на личные, связанные и не связанные с ограничением свободы, и имущественные. К последним относится конфискация (1).

К личным мерам безопасности, связанным с ограничением свободы в соответствии со ст. 172 УК Сомали, относятся:

- помещение в госпиталь или интернат для психически больных;

- помещение в психиатрическую больницу;

- помещение в реформаторий.

К личным мерам безопасности, не связанным с ограничением свободы относятся:

- полицейский надзор;

- депортация иностранца из страны (высылка).

В соответствии с п. 1 ст. 163 УК Сомали меры безопасности могут применяться только к общественно опасным лицам, к которым относятся как лица, совер-

шившие деяние, признаваемое законом как уголовное деяние, так и лица, не совершившие такое деяние, но при вероятности его совершения (ч. 2 ст. 163 УК).

К лицам, в отношении которых есть опасение совершения правонарушения, относят либо душевнобольного, проявляющего агрессию, которого помещают в психиатрическую больницу. В соответствии с ч. 1 ст. 176 УК лицо, страдающее психическим расстройством, считается общественно опасным, даже если оно не совершило предусмотренное уголовным законом деяние, либо ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет и отрицательно зарекомендовавшего себя, в силу чего его помещают в реформаторий. Указанные лица не несут уголовной ответственности ввиду невменяемости (ст. 50 УК Сомали) или в силу недостижения возраста уголовной ответственности (ст. 59 УК Сомали).

В случае, когда в соответствии с уголовным законом лицо признается общественно опасным, судья не должен дополнительно мотивировать назначение ему меры безопасности, он просто должен назначить ее. Проблему представляет выявление общественно опасных.

Меры безопасности могут применяться к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Сомали (ч. 3 ст. 163 УК) по тому же основанию, что и для граждан Сомали.

Основной целью применения мер безопасности является предупреждение совершения лицом общественно опасных деяний в будущем, а в отношении душевнобольных — и цель улучшения их психического состояния.

Порядок применения мер безопасности в Сомали мало, чем отличается от порядка их применения в Италии. Судья должен рассмотреть характер и природу совершенного лицом преступления или проступка — тяжесть причиненного вреда и степень преступного намерения. Затем он должен рассмотреть личностные характеристики лица, совершившего деяние, его мотивы, жизненные ситуации, образ жизни, привычки, семейное положение и общественный статус [5. С. 516]. После рассмотрения этих факторов судья должен решить вопрос о том, склонно ли лицо к совершению общественно опасных деяний в будущем.

Сходство между наказанием и мерами безопасности состоит в том, что они представляют собой официальную (правовую) реакцию государства на совершение уголовно-наказуемого деяния и применяются в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

Различие состоит в том, что наказание содержится в санкциях соответствующих деянию (преступлению или проступку) статей, а меры безопасности не содержатся. Они регламентируются нормами Общей части УК Сомали. Наказание применяется за деяние, предусмотренное уголовным законом, а меры безопасности в Сомали могут применяться вне зависимости от совершения общественно опасных деяний, на основании факта признания лица общественно опасным. Меры безопасности отличаются от наказания и по своему предназначению и юридической природе, направленности, основанию и целям применения.

Существенные различия между наказанием и мерами безопасности выражаются и в том, что:

а) меры безопасности в Сомали могут быть не связаны с уголовной ответственностью и не являться формой ее реализации, так как их назначение воз-

можно лицу, не являющемуся субъектом преступления, и даже не за конкретную вину человека, а в силу его опасного состояния;

б) применение мер безопасности связано с достижением цели специального предупреждения и в отличие от уголовного наказания не преследует цели общего предупреждения. Заметим, что в законодательстве Германии, которое предусматривает наиболее широкий набор мер безопасности (именуемых «мерами исправления и безопасности»), относится и превентивное заключение. Основанием для применения этих мер согласно § 62 УК ФРГ является совершенное субъектом деяние и степень исходящей от него опасности [6. С. 499]. По этому поводу Н. Ф. Кузнецова писала, что основной критерий для назначения мер безопасности — «опасность субъекта, определяемая по опасности его образа жизни и образа мыслей». Она отмечает, что «устранение, пресечение этой опасности — главная цель мер исправления и безопасности» [3. С. 128];

в) в отличие от сроков уголовного наказания, пределы которых установлены в УК Сомали, сроки мер безопасности могут быть неопределенными, их продолжительность нередко зависит от административных органов, от состояния здоровья лица, а не от закона или усмотрения судебных органов. Закон устанавливает лишь минимальный срок меры безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 173 УК Сомали лицо, обвиняемое в умышленном преступлении, за которое по закону предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет, и приговоренное к наказанию, подлежащее смягчению в силу его психической неустойчивости или хронической интоксикации алкоголем или наркотиками или по причине глухоты и немоты, будет помещено в госпиталь или интернат для психически больных на период не менее одного года. Если наказанием, предусмотренным за преступление, является смертная казнь или пожизненное лишение свободы или лишение свободы сроком не менее чем на десять лет, то будет применена мера безопасности на период не менее чем три года согласно ч. 2 ст. 173 УК Сомали. Если наказанием, предусмотренным за любое правонарушение, является лишение свободы и при этом осужденный является общественно опасным, то он будет помещен в госпиталь или интернат для психически больных на период не менее шести месяцев (ч. 3 ст. 173 УК Сомали).

Однако судья может дать распоряжение по установлению за лицом полицейского контроля вместо того, чтобы применить к нему заключение, за исключением случаев, когда наказание должно быть смягчено в силу хронической интоксикации алкоголем или наркотиками.

Если было назначено помещение в госпиталь или интернат для психически больных, то никакие другие меры безопасности, связанные с ограничением личной свободы, не могут быть применены (ч. 4 ст. 173 УК Сомали).

Таким образом, согласно ч. 1 и 2 ст. 173 УК Сомали, мера безопасности в виде помещения в госпиталь или интернат для психически больных может быть применена только в случаях преступлений, совершенных умышленно. В случае если преступление совершено по неосторожности, приговор в отношении осужденного должен быть смягчен, если: а) лицо психически неуравновешенно; б) лицо страдает от хронической интоксикации алкоголем или наркотиками; или в) лицо страдает глухотой или немотой.

Если правонарушитель обвиняется в совершении уголовных правонарушений, которые по закону караются наказанием в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет, следовательно, это довольно опасные деяния, например, ограбление с отягчающими последствиями (ч. 3 ст. 484 УК Сомали); тяжкое телесное повреждение (ч. 3 ст. 440 УК Сомали) и вымогательство с отягчающими последствиями (ч. 2 ст. 485 УК Сомали), то судья должен назначить меру безопасности в виде заключения в госпиталь или интернат для психически больных на срок не менее чем один год.

Помещение в реформаторий является специальной мерой безопасности для несовершеннолетних. Во время следствия или судебного разбирательства судья может постановить, чтобы лицо, не достигшее восемнадцати лет, или лицо с нездоровой психикой, наркоман, хронический алкоголик, были предварительно отправлены в реформаторий, больницу для психически больных, госпиталь или интернат для психически больных.

Судья может отменить свое постановление, если придет к выводу, что лицо перестало быть опасным для общества (ст. 166 УК Сомали).

Таким образом, ст. 166 УК Сомали дает судье дискреционное назначения предварительных мер безопасности, перед тем как будет вынесен приговор в отношении этого лица. Это право применяется лишь в отношении установленного законом круга лиц.

Как отмечает Паоло Контини, целью предоставления судье дискреционного права является наделение его законной возможностью защитить общество от лиц, которые представляют опасность для общества и, которые могут совершить и другие преступления до судебного разбирательства, вынесения приговора [9. С. 11].

К категории лиц, которые в силу определенных факторов не могут полностью контролировать свое поведение, относятся: психически нездоровые лица, несовершеннолетние, алкоголики, наркоманы.

Если несовершеннолетний, не достигший возраста 14 лет, совершил умышленное предусмотренное уголовным законом деяние, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок до трех лет, то его следует поместить в реформаторий на срок не менее трех лет (ст. 117 УК Сомали).

В лечебные психиатрические заведения помещаются лица, осужденные за преступление, совершенные по неосторожности вследствие психической неустойчивости или хронической интоксикации алкоголем или наркотиками или по причине глухоты или немоты на срок не менее двух лет (ст. 176 УК Сомали), если за совершенное ими преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее двух лет. Если за совершенное преступление закон предусматривает наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, минимальный срок помещения в психиатрическую больницу — десять лет, указанная мера безопасности назначается на срок не менее пяти лет, если за совершение преступление предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет.

Положения этой статьи также будут применяться к лицам, но оправданным по причине их возраста, в этом случае применимы любые условия, содержащиеся в ч. 1 этой статьи (ч. 4 ст. 176 УК Сомали). Однако, и это нужно подчеркнуть особо, упомянутое положение ст. 176 УК Сомали применяется только в случаях, когда осужденный оправдан по причинам психической неустойчивости, хронической интоксикации алкоголем или наркотиками или по причинам глухоты или немоты. Все эти условия свидетельствуют о неспособности лица отвечать за совершенное деяние, поскольку считается, что у него отсутствует сознание и воля, требуемые для признания кого-либо виновным в совершении преступного деяния [8. С. 197].

Как видно, УК Сомали, в отличие, например от России, связывает длительность нахождения лица в лечебном заведении в первую очередь с тяжестью совершенного деяния, а не с состоянием здоровья лица.

В 2007 г. в Сомали, впервые в истории страны, в целях обеспечения государственной и общественной безопасности был принят закон о противодействии терроризму [12]. Согласно этому закону лица, чьи действия подпадают под признаки экстремизма или терроризма, могут быть подвергнуты мере безопасности (ст. 8).

Как известно, на правовую систему Сомали значительное влияние оказало итальянское право. Вместе с тем в законодательстве Сомали заметно сходство с англо-американской моделью права.

Вышеупомянутый закон о противодействии терроризму дал судам право, как и в США, приговаривать осужденных к длительным срокам тюремного заключения с возможным продлением этого срока (ст. 15). По существу лицо может быть подвергнуто неопределенному тюремному сроку, так как оно представляет серьезную опасность для общества. Таким образом, закон расширил дискреционные полномочия суда, а также перечень лиц, в отношении которых применяется меры безопасности.

Мера безопасности в виде полицейского надзора назначается на срок не менее одного года. Полицейский надзор будет назначаться в том случае, если предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком не менее десяти лет. При этом полицейский надзор будет длиться не менее трех лет. Полицейский надзор также должен быть наложен во всех случаях условного освобождения лица и во всех других случаях, предусмотренных законом (ст. 180 УК Сомали).

Если лицо приговорено к десяти годам тюрьмы или более длительному сроку, полицейский надзор будет длиться не менее трех лет. Лицу, находящемуся под полицейским надзором, может быть запрещено покидать определенное место, посещать определенные места, например, бары, где продаются спиртные напитки. Его могут обязать посещать еженедельно или ежемесячно, а в случаях необходимости и ежедневно полицейский участок для контроля за ним. Поставленные условия должны соответствовать природе преступления и характеру преступника. Необходимо отметить, что в законодательстве Сомали и ФРГ эти вопросы регламентируются сходным образом [2. С. 201].

Меры безопасности в виде запрета проживания в стране применяются в отношении иностранных граждан, виновных в совершении преступления и приговоренных к лишению свободы на срок не менее десяти лет. Эти лица должны быть высланы из республики (ст. 181 УК Сомали). Данная статья применяется только в отношении иностранных граждан, высылка собственных граждан запрещается конституцией страны (ст. 11 Конституции Сомали гласит, что гражданин не может быть депортирован из республики). Однако во Временной Конституции Федеративной Республики Сомали, которая действует в настоящее время, такое положение не нашло своего закрепления.

Как отмечалось выше, основной причиной для наложения мер безопасности является опасность лица для общества. Следовательно, если лицо остается опасным для общества, мера безопасности не может быть отменена.

Меры безопасности, которые назначены дополнительно к лишению свободы, исполняются после того, как преступник отбыл соответствующий срок заключения или обвинительный приговор был отменен. Исполнение срочных мер безопасности, назначенных дополнительно к наказанию, кроме как наказанию в виде лишения свободы, будут исполнены после того, как приговор вступит в законную силу (ст. 170 УК Сомали).

Если лицо было приговорено к двум годам заключения, такая мера безопасности, как полицейский надзор, будет применяться после освобождении его из тюрьмы.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на достаточное законодательное регулирование порядка и условий назначения мер безопасности, предусмотренных УК Сомали, указанный институт на практике не нашел широкого применения.

До распада государства превентивные меры к политическим противникам были одними из распространенных и часто используемых инструментов предупреждения совершения уголовных нарушений, но в связи с отсутствием политической конкуренции утратили свое значение как средство принуждения. Хотя в некоторых случаях применение превентивных мер может быть исторически оправдано.

Как отмечал Ф. М. Решетников, «превентивное заключение политических противников может быть оправдано в исключительных случаях, как вынужденная и временная мера со страны правительства, проводящего прогрессивную политику и наталкивающегося на сопротивление реакционных элементов» [4. С. 176].

В то же время применение таких мер безопасности, как помещение в специальное лечебное заведение или специальное психиатрическое учреждение больных лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, в современных условиях вполне обоснованно.

Следует отметить, что в настоящее время в Сомали заметна тенденция к сокращению применения мер, связанных с помещением лица в специальные учреждения (реформатории для несовершеннолетних, в госпиталь или интернат для психически больных; в психиатрическую больницу). Это связано с отсутствием у государства достаточных средств и квалифицированных специалистов, способных оказывать требуемую помощь таким лицам.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Мы считаем целесообразным рассматривать конфискацию в рамках «имущественного наказания».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. — М.: «Юрлитинформ», 2009.

[2] Крылова Н., Серебренникова А. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). — М., 2009.

[3] Кузнецова Н. Ф., Вельцель Л. Уголовное право ФРГ. — М., 1980.

[4] Решетников Ф.М. Уголовное право зарубежных государств. Вып. 4. Наказание. — М., 1975.

[5] Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учебник / под ред. И. Д. Козочкина. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: Волтерс Клувер, 2010.

[6] Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учебник для магистров / под ред. Н.Е. Крыловой. — 4-е изд. — М.: Юрайт, 2013.

[7] The Constitution of the Democratic Republic of Somalia. — Mogadishu, 1960.

[8] Ganzglass M.R. The Penal code of the Somali Democratic Republic; with cases, commentary and examples. — New Brunswick, N.J., 1971.

[9] Paolo Contini. Integration of Laws in the Somali Republic. — Mogadiscio, 1964.

[10] The Criminal Procedure Code of Democratic Republic of Somalia. — Mogadishu, 1963.

[11] The Penal code of the Somali Democratic Republic. — Mogadishu, 1962.

[12] Xeerka ka hortaga argagaxisada. — Muqdisho, 2007.

SECURITY MEASURES AND CONDITIONS OF THEIR APPLICATIONS UNDER CRIMINAL LAW OF SOMALIA

Ahmed Abdikarim Ali

The Department of Criminal Law and Procedure Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The article discusses security measures provided by the criminal code of the Federal Republic of Somalia. Analyzes the types of these measures, the basis and criteria for the use of, link to punishment. Draws attention to the peculiarities of application of security measures in Somalia. The author brings out the similarities and distinctions of the relevant measures and criteria for their application in Somalia and other countries (in Italy, Russia, Germany, etc). The article notes that in Somalia security measures established by law can be applied regardless of the fact of committing the crime, can replace criminal penalty or be used along with it. Also, the security measures that can be applied only to minors, for example, placing the person in the reformatory are considered. The author analyzes the use of safety measures in practice.

Key words: security measures; other measures of criminal legal nature; punishment, crime, the goal of security measures; socially dangerous persons.

REFERENCES

[1] Dodonov V.N. Sravnitel'noye ugolovnoye pravo. Obshchaya chast'. — M.: «Yurlitinform», 2009.

[2] Krylova N., Serebrennikova A. Ugolovnoye pravo zarubezhnykh stran (Anglii, SSHA, Frant-sii, Germanii). — M., 2009.

[3] KuznetsovaN.F., Vel'tsel'L. Ugolovnoye pravo FRG. — M., 1980.

[4] Reshetnikov F.M. Ugolovnoye pravo zarubezhnykh gosudarstv. Vyp. 4. Nakazaniye. — M., 1975.

[5] Ugolovnoye pravo zarubezhnykh stran. Obshchaya i Osobennaya chasti: uchebnik / pod red. I.D. Kozochkina. — 3-ye izd., pererab. i dop. — M.: Volters Kluver, 2010.

[6] Ugolovnoye pravo zarubezhnykh stran. Obshchaya i Osobennaya chasti: uchebnik dlya mag-istrov / pod red. N.Ye. Krylovoy. — 4-ye izd. — M.: Yurayt, 2013.

[7] The Constitution of the Democratic Republic of Somalia. — Mogadishu 1960.

[8] Ganzglass, Martin R. The Penal code of the Somali Democratic Republic; with cases, commentary and examples. — New Brunswick, N.J., 1971.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Paolo Contini. Integration of Laws in the Somali Republic. — Mogadiscio, 1964.

[10] The Criminal Procedure Code of Democratic Republic of Somalia. — Mogadishu, 1963.

[11] The Penal code of the Somali Democratic Republic. — Mogadishu, 1962.

[12] Xeerka ka hortaga argagaxisada. — Muqdisho, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.