УДК 332
МЕРОПРИЯТИЯ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития малого предпринимательства в регионе. Анализируется современное состояние малого предпринимательства, его основные проблемы. Рассмотрены лучшие практики финансирования малого бизнеса и анализ воздействия регионального регулирования на механизм развития малого предпринимательства.
Ключевые слова: малый бизнес, инвестирование малого бизнеса, проблемы развития малого бизнеса, инновационно-инвестиционные проекты, ИКТ-инфраструктура, инновационно-информационный портал, единая информационная система.
ACTIONS OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS AT REGIONAL LEVEL
Annotation. In the article the problem of development of small business in the region is considered. The current state of small business, its main problems are analyzed. The best practicians of financing of small business and the analysis of impact of regional regulation on the mechanism of development of small business are considered.
Keywords: small business, investment of small business, problem of development of small business, innovative and investment projects, ICT infrastructure, innovative and information portal, uniform information system.
Роль малого предпринимательства в регионах страны, особенно с учетом нынешнего кризиса, переоценить трудно. Ведь именно в этот период необходимо модернизировать и развивать производство, поддерживать местных товаропроизводителей через систему государственных заказов. Многие средние и крупные предприятия испытывают трудности наиболее остро, а значит, компании эти следует диверсифицировать, в том числе и путем перевода в сектор малого предпринимательства, для того чтобы обеспечить занятость высвобождающих кадров.
В условиях становления инновационной экономики России со стороны государства существенно усилены меры по финансовой поддержке развития малых предприятий, так как сектор малого предпринимательства является базой для создания рабочих мест, сохранения занятости населения, а также для внедрения и адаптации эффективных нововведений. Это является следствием роста потребности в информации о деятельности малых предприятиях на всех уровнях - от правительственных структур (инвесторов, поставщиков и покупателей) до отдельного человека. В связи с этим значительный научный и практический интерес представляют комплексные исследования малых предприятий, направленные на формирование современных концепций развития систем контроля и анализа деятельности этого сектора экономики.
В настоящее время для развития экономики существенное значение имеют инвестиции промышленных малых предприятий. Обычная для развитых стран численность промышленных малых предприятий составляет, в среднем, от 3 до 5 единиц на 1000 человек. При этом для ряда стран (Чехия, Италия, Португалия, Греция) этот показатель составляет 7-9 предприятий на 1000 человек. Доля малых промышленных предприятий в выпуске продукции отрасли составляет в основном от 15 до 30 % [1]. В России все показатели развития малых промышленных предприятий в два-три раза ниже. В среднем на 1000 человек в нашей стране приходится чуть меньше, чем одно малое промышленное предприятие, а доля таких предприятий в общем выпуске продукции отрасли не составляет и 10 %.
Анализ региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Волгоград-
© Панов А.А., Соловьёва Н.С., 2014
А.А. Панов Н.С. Соловьёва
Alexey Panov Natalia Solovieva
ской области дал следующие результаты и позволил выявить проблемы, которые необходимо решить для совершенствования региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и повышения эффективности ее функционирования. В частности, в регионе практически отсутствует информационная среда, обеспечивающая эффективное взаимодействие основных участников инновационно-инвестиционного процесса. Было выявлено, что в качестве ограничителя малого развития выступает слабая мотивация бизнеса к инновационному поведению и неблагоприятный фон государственного регулирования экономических процессов, проявляющийся в высоких административных барьерах, коррупции, слабости института конкуренции.
Также в регионе существует недостаток источников финансирования малых инновационных предприятий.
К числу проблем, которые мешают развитию малого предпринимательства в Волгоградской области, относятся:
- конкуренция;
- административные барьеры;
- кадры;
- финансирование развития малых предприятий;
- доступ к информации;
- внедрение инноваций;
- аутсортинг.
Качественной оценкой социально-экономического эффекта реализации предложений является увеличение темпов развития Волгоградской области за счет активизации одного из наиболее значимых внутренних факторов - предпринимательской активности населения.
В результате реализации мероприятий прогнозируется достижение на следующих направлениях:
- объем дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области;
- увеличение количества рабочих мест;
- увеличение количества мест доступа к информационным ресурсам в сфере малого предпринимательства;
- увеличение количества посетителей сайта Департамента предпринимательства и потребительского рынка Волгоградской области;
- увеличение доли средств, предоставленных на конкурсной основе в качестве субсидий для реализации утвержденных в установленном порядке муниципальных программ развития субъектов малого предпринимательства.
Приоритетные направления развития ИКТ-инфраструктуры в Волгоградской области связаны с быстрым проникновением высокоскоростной широкополосной связи в новые районы, подключением к ней новых фирм, бюджетных учреждений, домохозяйств, бурным развитием беспроводных технологий, в том числе спутниковой связи в отдаленных районах, сельской местности, развитием высокоинтеллектуальных сетевых услуг. Широкополосная связь обеспечивает потребителям высокоскоростной доступ к сетевым услугам, выход в корпоративную сеть, услуги интерактивного телевидения, мобильной видеофонии и др. Для густонаселенных центров муниципальных образований может иметь значение использование многоточечной цифровой распределительной системы телевизионного вещания MMDS, которая обеспечивает по эфиру интерактивный информационный канал связи, многопрограммное телевизионное вещание и дополнительные сервисные услуги. В труднодоступных поселениях возможно использовать цифровые радиорелейные линии связи [3].
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать
новые рабочие места. Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и продвинутыми информационными услугами.
Огромные перспективы будут связаны с предоставлением наукоемких сетевых услуг на основе преобразования обычной широкополосной сети в интеллектуальную сеть, в которой будут интегрированы различные сервисы, основанные на последних достижениях науки и техники, в единый комплекс.
Масштабы и сложность задач, связанных с развитием малого предпринимательства в Волгоградской области, обусловили необходимость для совершенствования региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства сформировать информационную среду, которая обеспечит эффективное взаимодействие участников инновационно-инвестиционного процесса.
Данная среда представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих систем и соответствующих им организационных и управляющих подсистем, обеспечивающих доступ всем хозяйствующим субъектам региона - участникам региональной инновационной системы (РИС), инициирующим и реализующим инновационные проекты, к инвестиционным, материальным, информационным, кадровым и другим ресурсам, а также базам знаний о существующем в информационной системе региона механизме инфраструктурной обеспеченности инновационной деятельности, функционально направленном на выявление, учет и снижение рисковой составляющей в региональном инновационном менеджменте, и, в конечном итоге, - на эффективное функционирование региональной инновационной системы и социально-экономическое развитие в целом региональной экономики.
Необходимость инноваций, инновационность экономического развития осознают все участники бизнес-процессов. Однако в стране нет некоего информационного банка, в котором могли бы быть сосредоточены наиболее значимые находки и разработки, в который мог бы обратиться каждый желающий в поиске нужной информации для деятельного применения. При определенном уровне информированности о российских достижениях в области инновации желающий может ознакомиться с новинками на ежегодном Конкурсе российских инноваций. Последовательное изучение главных трендов конкурса позволяет судить о национальных трендах в вопросах малого развития. Простейший статистический анализ показал, что за последние шесть лет наибольшее количество проектов поступало в следующих кластерах [2]:
1) информационно-телекоммуникационные технологии (347 проектов, 14 % от общего числа);
2) медицина и агропром (329 проектов, 13 % от общего числа);
3) транспорт (327 проектов, 13 % от общего числа);
4) экология и ресурсосбережение (24 проектов, 12 % от общего числа);
5) промышленные технологии (291 проектов, 12 % от общего числа).
Конкурс проходит в три тура, в течение которых распределение сил меняется, что также можно назвать весьма показательным явлением:
1) медицинские (31 % от числа победителей);
2) информационные технологии (17 %);
3) нанотехнологии (15 %);
4) технологии материаловедения и приборостроения (11 %);
5) технологии в сфере транспорта и экологии (1 и 6 %).
Создание регионального малого модуля должно войти в число приоритетных политико-экономических задач.
Этот процесс, в случае протекания по традиционной схеме, требует рассмотрения основных
конкурентных преимуществ региона и сосредоточивания на их развитии. Такая целевая доминанта логична, так как позволяет идти по пути наименьшего сопротивления: самые передовые в технологическом аспекте отрасли являются самыми прогрессивными, и поэтому перспективы их малого развития в иных случаях можно рассматривать даже в краткосрочной перспективе.
Однако второй по значимости целью качественного прорыва регионов за счет инноваций являются открывающиеся возможности реиндустриализации стагнирующих или убыточных отраслей. Для определения точек экономической «реанимации» необходим тщательный многофакторный анализ, ставящий задачу удаления из списка неблагополучных те промышленные или сельскохозяйственные направления, спад в которых был обусловлен не наступлением естественного завершающего этапа в жизненном цикле, а так называемым человеческим фактором: неэффективным менеджментом, стратегией ориентации на краткосрочные цели, коррупцией и пр.
Можно утверждать, что реализация второй цели малого прорыва региона окажет существенное влияние на снижение уровня безработицы в областных и краевых городах. Корреляция «чем дальше от столицы региона, тем больше безработица» по-прежнему остается справедливой.
Определение приоритетных отраслей, оценка предложенных направлений малого развития и одновременно с этим поиск и подготовка кадров, адекватных целям инновационной экономики и уже - малого регионального модуля крайне актуальны. Поэтому современные модели инновационных проектов, в принципе так же, как некогда технограды и академгородки, должны быть сформированы вокруг учебно-исследовательского центра. Жесткая централизация у научно-образовательного источника не понадобится позднее, чем в стране окажется надежно сформирована инновационность как интеллектуальная традиция. Для этого необходима модернизация образования, привитие новых качеств самому процессу.
Успешный инновационный опыт в этой области есть в Дальневосточном федеральном округе. Во Владивостоке функционирует Центр корпоративного предпринимательства (ЦКП-В). В нем получают параллельное бесплатное образование студенты вузов города. Средства на существование высокотехнологичного, методически обеспеченного центра выделяют исключительно местные предприниматели. Так практически проявляется заинтересованность бизнеса в обучении и воспитании адекватных современным требованиям кадров.
Распространение подобного опыта, углубление, интегрирование в учебный процесс региональных образовательных заведений позволит сделать инновационность интеллектуальной и профессиональной традицией бизнес-сообщества. С учетом порядка постановки и решения задач, предложенного ранее, думается, что в первую очередь участники малого предпринимательства могли бы сосредоточить усилия на развитии информационного обмена. Инновационный обмен должен быть максимально упрощен и открыт доступ к изысканиям всех заинтересованных лиц. Очень целесообразен был бы региональный вариант Российского конкурса инноваций.
Единая информационная система - это важнейшая потребность современного научного сообщества, нуждающегося в объединении научных ресурсов образовательных и научных локальных сетей. На Западе в последние десятилетия стало нормой «одна страна - один ККЕ№>. У нас в стране необходимость создания суперсети осознана, но не реализуется, так как нет благоприятного технико-экономического обоснования. Однако многие ресурсы фундаментальной науки должны быть предоставлены в интересах прогресса в глобальном смысле, а не из соображений быстрой оборачиваемости вкладов и инвестиций. Это формирует инновационность науки - следовательно, создает национальную традицию инновации, которая подойдет к любому аспекту экономики, образования, социума.
Таким образом, в наиболее общем виде доминантная цель инициализации проекта по созданию интегрированной инновационной среды в регионе состоит в организации широко доступной регулярной прямой и обратной информационной связи между научными коллективами, государствен-
ными структурами и фондами с одной стороны, и сферой производства - с другой. Для динамичного развития наукоемких технологий, что требует разработки интегрированного портала, объединяющего большое число имеющихся и создаваемых в регионе информационных ресурсов в области научно-технической информации, для увеличения эффективности управления взаимодействием науки, образования и промышленности, обеспечения открытости, доступности и достоверности информации на всех уровнях управления.
К основным задачам формирования инновационно-информационного портала можно отнести следующие:
- организация отбора наиболее перспективных для инвестирования инновационных проектов, содействие реализации инновационно-направленных инвестиционных проектов;
- организация взаимодействия с авторами патентов, новых технологий и «ноу-хау» с целью выявления наиболее эффективных технологий для практического внедрения, а также создание и ведение соответствующих электронных баз данных;
- выявление новых эффективных средств и систем управления, обеспечивающих создание наукоемкой продукции и совершенствование технологических процессов на производстве;
- участие субъектов инновационно-инвестиционной деятельности в формировании и реализации федеральных и региональных инновационных программ и проектов;
- организация и проведение технологического и научно-технического мониторинга хозяйствующих субъектов региона, изучение инновационных проблем и предложений с целью определения критических технологий и формирования банков инновационных и инвестиционных проектов;
- осуществление экспертной оценки научных, научно-технических программ и проектов;
- осуществление целевого поиска отечественных и иностранных инвесторов для внедрения в производство инновационно-направленных инвестиционных проектов;
- осуществление информационной и РЯ поддержки хозяйствующих субъектов, внедряющих инновационные проекты, размещение рекламы новых товаров и услуг на региональных, российских и зарубежных электронных досках объявлений.
Кроме того, в границах региона формирование информационного портала должно быть направлено на организацию доступа к нему субъектов инновационной сферы в интерактивном режиме с выдачей аналитических документов, обзоров и бизнес-планов по всему интегрированному пространству портала, а в круг его пользователей целесообразно включать ученых, инженеров, сотрудников государственных и региональных административных структур, торгово-промышленных объединений и кредитных организаций, участвующих в формировании эффективных инновационных цепочек: от новых результатов науки, через оперативную экспертизу проектов, защиту интеллектуальной собственности, предварительное бизнес-планирование, до производства и реализации. Такая интегрированная информационная среда должна рассматриваться как комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред и должна включать в себя телекоммуникационную среду; информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе; организационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование и развитие портала.
Таким образом, учитывая достаточно большое количество участников региональной инновационной системы и одновременно отсутствие единого субъекта управления инновационной сферой региона (что затрудняет создание общей информационной базы, постановку первоочередных проблем, организацию их решения и мониторинга), формирование такого интегрированного малого портала, созданного по инициативе и при участии регионального органа управления, способно существенно усилить инновационную привлекательность региона и в значительной степени упростить взаимодействие субъектов РИС.
Библиографический список
1. Статистические данные Европейского Союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ (дата обращения: 14.08.2014).
2. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// smb.gov.ru// (дата обращения: 14.08.2013).
3. Энциклопедия знаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/ (дата обращения: 16.08.2014).