40
ЗНиСО ДШШ №12 (20Е)
УДК 615.4:658.567.1
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ/ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ
В МОСКВЕ
Е.А. Зудинова1, Т.В. Тимофеева2, В.Г. Акимкин3'4'5
1АНО ДПО УМЦ «ТТ-ЭКСПЕРТ», г. Москва, Россия
2ООО «ТТ-Стандарт», г. Москва, Россия
3ФБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, Россия
4ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва, Россия
5ФБУН «НИИ дезинфектологии» Роспотребнадзора, г. Москва, Россия
В Москве в течение последних 10 лет планомерно осуществляется переход на аппаратные способы обеззараживания медицинских отходов. Выбор системы обеззараживания (централизованная, децентрализованная) должен осуществляться с учетом экономической целесообразности, обеспечения биологической безопасности в мегаполисе, объемов образования медицинских отходов в учреждениях и распределения последних по территории города. Рассматривается подготовительный этап построения централизованной системы обеззараживания медицинских отходов. Ключевые слова: медицинские отходы, централизованная система обеззараживания, участок обеззараживания медицинских отходов, мегаполис, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
E.A. Zudinova, T.V. Timofeeva, V.G. Akimkin □ MEASURES TO INTRODUCE CENTRALIZED SYSTEM OF DISINFECTION/DECONTAMINATION OF MEDICAL WASTE IN MOSCOW □ Autonomous Noncommercial Organization of Additional Professional Education Training Center TT-EXPERT, Moscow, Russia; LLC TT-Standart, Moscow, Russia; Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia; Central Research Institute of Epidemiology of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia; Research Institute of Disinfectology of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia.
In the city of Moscow gradually moves to the hardware methods of disinfection of medical waste of the past 10 years. Selecting the decontamination system (centralized, decentralized) should be carried out taking into account economic feasibility, ensure biological security in the city, the volume of medical waste education institutions and the distribution of the latter in the territory of the city. Deals preparatory phase of the construction of a centralized medical waste decontamination system. Key words: medical waste, centralized disinfection system, site decontamination of medical waste, metropolis, sanitary and epidemiological welfare.
В последние годы в России наблюдается активный процесс перехода от химического метода дезинфекции к аппаратному обеззараживанию эпидемиологически опасных и чрезвычайно эпидемиологически опасных медицинских отходов [1-3, 7, 9]. В условиях модернизации отечественного здравоохранения и перехода на одноканальное финансирование медицинских учреждений все большую актуальность приобретает комплексное, системное решение проблем, общих для всех образователей медицинских отходов, независимо от объемов образования, форм собственности и пр. [6]. В ряде городов и областей принимаются решения о целесообразности создания единой централизованной системы сбора и обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов класса Б. В отличие от децентрализованной системы, при которой участок обеззараживания медицинских отходов (УОМО) является структурным подразделением медицинской организации и используется исключительно для собственных нужд (осуществляет обеззараживание отходов, образующихся в данной медицинской организации), при централизованной системе требуется решение целого ряда организационных, са-
нитарно-эпидемиологических и экологических проблем [5].
Цель исследования - обоснование создания централизованной системы обеззараживания медицинских отходов в государственной системе здравоохранения города Москвы и разработка мероприятий подготовительного этапа.
Материалы и методы — данные проведенного в 2013-2015 годах мониторинга объемов образования медицинских отходов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы, а также функционирования децентрализованных участков обеззараживания медицинских отходов (ДУОМО).
Результаты исследования. В рамках действующей Государственной программы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) на 2012-2020 гг.» к настоящему времени все медицинские организации Департамента здравоохранения города Москвы, образующие чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы (класс В), оборудованы собственными УОМО. Не менее 95 % всех крупных организаций, оказывающих помощь в стационарных и амбулаторных условиях, оборудованы ДУОМО требуемой мощности.
декабрь №12 (290
ЗНиСО
41
Анализ остальных медицинских организаций государственной системы здравоохранения Департамента здравоохранения города Москвы позволил условно разделить их на 3 группы.
Первая группа - 277 учреждений - организации, образующие незначительное количество эпидемиологически опасных отходов (класс Б) - до 75 л в сутки. В соответствии с проведенным расчетом с экономической точки зрения создание в этих медицинских организациях ДУОМО признано нецелесообразным.
Вторая группа - 82 учреждения - медицинские организации, в которых по объективным причинам (инженерно-техническим и архитектурно-планировочным) отсутствует возможность создания УОМО в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 [8]. К ним относятся в том числе и медицинские организации, расположенные в жилых домах и зданиях, являющихся объектами культурного наследия, памятниками архитектуры.
Третья группа - 19 учреждений - медицинские организации, расположенные в удаленной доступности (ФАП, здравпункты в ТиНАО, детские санатории различного профиля и др.) и образующие незначительное количество эпидемиологически опасных отходов (до 50 л в сутки). Вынесение данных организаций в отдельную группу обосновано необходимостью дооснащения их холодильным/морозильным оборудованием для обеспечения временного хранения необеззараженных отходов с целью уменьшения кратности вывоза, что наиболее целесообразно в связи с их территориальной удаленностью (рис. 1).
Подход к созданию ЦУОМО базировался на принципе экономической целесообразности; территориальном принципе; возможности га-
5 %
22 %
рантированного обеспечения биологической безопасности при сборе, хранении и транспортировании необеззараженных медицинских отходов.
Учитывая, что медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы размещаются по всей территории мегаполиса, с целью уменьшения плеча вывоза было принято решение о создании 5 ЦУОМО, территориально расположенных в разных частях города: «Север»; «Юг»; «Центр»; «Троицк»; «Щербинка».
Уменьшение плеча вывоза необеззаражен-ных медицинских отходов позволяет решить как эпидемиологические и экологические (сокращение времени на транспортировку необез-зараженных отходов до ЦУОМО, снижение валовых выбросов вредных веществ от автотранспорта, занятого вывозом отходов), так и экономические задачи (сокращение затрат на транспортировку отходов за счет уменьшения количества специализированного транспорта и увеличения количества рейсов для каждой машины).
Технологическая мощность каждого из вышеперечисленных ЦУОМО рассчитана исходя из объемов эпидемиологически опасных отходов, образующихся в медицинских организациях, расположенных вблизи одного из ЦУОМО. Специализированное автоматизированное оборудование для обеззараживания медицинских отходов, а также вспомогательное оборудование (шредеры, холодильное/морозильное оборудование) подбиралось с учетом технологической мощности каждого ЦУОМО.
Для определения стоимости цены услуги централизованного обеззараживания были произведены соответствующие расчеты для каждого ЦУОМО (табл.).
= Медицинские организации, образующие незначительное количество отходов класса Б
I Медицинские организации, в которых отсутствует возможность оборудовать ДУОМО
гй Медицинские организации, расположенные в удаленной доступности
73 %
Рис. 1. Распределение медицинских организаций, отходы которых планируется направлять на ЦУОМО
42
ЗНиСО 4Ш){|>4 №12 (20Е)
Таблица. Сравнительная стоимость обеззараживания 1 кг медицинских отходов на ЦУОМО*
№ п/п Наименование ЦУОМО Стоимость обеззараживания 1 кг медицинских отходов на ЦУОМО, руб./кг*
1 «Север» 16,80
2 «Юг» 28,76
3 «Центр» 19,87
4 «Троицк» 44,07
5 «Щербинка» 44,51
*без учета стоимости транспортной составляющей.
Как видно из таблицы, стоимость обеззараживания различается на каждом ЦУОМО, что обусловлено различием автоматизированного оборудования на ЦУОМО, количеством отходов, поступающих на участок для обеззараживания, численностью работающего персонала, сменностью и режимом работы участка и др. Стоимость обеззараживания медицинских отходов варьирует от 16,80 до 44,51 руб./кг, среднее значение составляет 30,8 руб./кг.
Следует отметить, что экономическая эффективность делает аппаратные способы более привлекательными по сравнению с химической дезинфекцией [4].
80 60
ю 40
^
л
20
72
Средняя стоимость обеззараживания медицинских отходов химическим методом
Средняя стоимость обеззараживания медицинских отходов на ЦУОМО
Рис. 2. Сравнительная характеристика стоимости процесса обеззараживания 1 кг медицинских отходов химическим методом и аппаратным методом при использовании централизованной системы обеззараживания
Из рис. 2 видно, что средняя стоимость обеззараживания 1 кг медицинских отходов химическим методом в 2,3 раза больше стоимости обеззараживания медицинских отходов на
ЦУОМО.
Переход к централизованной системе требует целого ряда административных и организационных мероприятий. К административным, в первую очередь, следует отнести:
- разработку и утверждение организационно-распорядительных документов, регламентов и других документов (приказа Департамента здравоохранения города Москвы о переходе подведомственных медицинских организаций на централизованную систему обеззараживания; схем обращения с медицинскими отходами с учетом таких параметров нового порядка, как сбор эпидемиологически опасных отходов на местах образования без проведения предварительного обеззараживания, перемещение их
к местам временного хранения для последую- ^с щего вывоза отходов из медицинских органи- ^^ заций специализированным транспортом на ЦУОМО; технологического регламента работы ЦУОМО; регламента погрузочно-разгрузочных ^ работ, транспортирования необеззараженных ^^ медицинских отходов от мест образования к ЦУОМО; схем транспортной логистики с определением точек конечного обезвреживания отходов (захоронения на полигонах в составе ТБО); форм учетных документов (журналов, талонов, передаточных актов и т. п.);
- разработку и утверждение инструкций о порядке действий при возникновении аварийных ситуаций, связанных с внезапной остановкой работы участка (выход из строя оборудования, прекращение подачи электроэнергии или воды и т. п.), необходимости накопления не-обеззараженных медицинских отходов в условиях низких температур (в холодильных/морозильных камерах), перемещении необеззара-женных медицинских отходов на другие ЦУОМО или к местам обезвреживания (мусоросжигательные заводы).
К организационным мероприятиям относятся:
• оснащение ЦУОМО оборотной тарой (специализированными транспортировочными контейнерами), подготовка мест, предназначенных для проведения мойки и дезинфекции транспортировочных контейнеров, в том числе оснащенных полуавтоматическими мойками для оптимизации труда персонала ЦУОМО;
• организация мест для мытья и дезинфекции специализированного автотранспорта;
• обеспечение требуемых условий хранения необеззараженных медицинских отходов класса Б в случае невозможности осуществления их ежедневного вывоза, что наиболее актуально для территориально удаленных лечебно-профилактических организаций.
Также дополнительно следует отметить ряд таких важных мероприятий, как обучение персонала (как работников ЦУОМО, так и персонала медицинских организаций, осуществляющих переход на новую централизованную систему обеззараживания отходов класса Б), заключение договоров на вывоз обеззараженных на ЦУОМО медицинских отходов в составе ТБО к местам последующего обезвреживания (полигон), проведение специальной оценки условий труда на ЦУОМО и др.
Особого внимания, в связи с необходимостью перемещения необеззараженных медицинских отходов, заслуживают требования к транспортной таре.
По причине отсутствия в действующих СанПиН 2.1.7.2790-10 требований к транспортировочным контейнерам нами предложены следующие требования к ним: транспортировочные контейнеры должны быть изготовлены из материалов, предотвращающих сорбцию вредных или агрессивных веществ, устойчивых к механическому воздействию, воздействию низких и высоких температур, моющих и де-
0
декабрь n»I2 (ж) ЗНиСО
43
^^ зинфицирующих средств. Обязательное условие - наличие запирающих устройств в крышках, конструкция которых не должна допускать самопроизвольного открывания. Дополнитель-'^Е. но на внешней стороне корпуса контейнера ^^ должен быть предусмотрен борт шириной не ^Е менее 5 см, обеспечивающий возможность захвата контейнера приспособлениями для погрузки и полуавтоматической/автоматической мойки.
Оценивая основные риски при переходе на централизованную систему обеззараживания медицинских отходов, следует особо выделить этап транспортирования необеззараженных медицинских отходов от мест первичного образования (медицинская организация) до мест обеззараживания (ЦУОМО). Соблюдение требований действующего санитарного законодательства к этому этапу, качеству транспортировочной тары, а также четко организованный контроль за исполнением этих требований способны обеспечить безопасность централизованной системы обеззараживания.
Выводы. В основе решения о переходе на централизованную систему обеззараживания лежит экономическая целесообразность и возможность обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия мегаполиса. Переход требует разработки ряда административных и организационных решений (издания приказа о переходе на централизованную систему, разработки и утверждения регламентов работы, схем, инструкций, учетных документов), а также решения ряда задач, связанных с практической реализацией централизованной системы обеззараживания медицинских отходов.
Переход к централизованной системе обеззараживания медицинских отходов обеспечивает существенную экономию средств бюджета медицинской организации, а также улучшение условий труда медицинского персонала, снижение рисков развития ИСМП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акашкина Л.В. и др. Опыт реализации мероприятий по совершенствованию системы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений в Юго-Восточном административном округе г. Москвы (в рамках пилотного проекта в 2006-2007 гг.) / Л.В. Акашкина,
B.Г. Акимкин, А.В. Балакаева. М.: АНО УМЦ «ТТ-эксперт». 2012. 79 с. Рус. Деп. в ВИНИТИ 25.05.2012. № 241-В2012.
2. Акимкин В.Г. и др. Медицинские отходы: особенности управления в крупных городах и областях / В. Г. Аким-кин, А.В. Балакаева, А.В. Бормашов [и др.] // Твердые бытовые отходы. 2015. № 3. С. 14-18.
3. Акимкин В.Г. и др. Современное состояние и перспективы решения проблемы обращения с медицинскими отходами в Российской Федерации / В.Г. Акимкин, А.В. Бормашов // Медицинский алфавит. Эпидемиология и гигиена. 2013. № 2. С. 48-53.
4. Глазунова О.И. и др. Анализ экономической эффективности аппаратных способов обеззараживания медицинских отходов в сравнении с химической дезинфекцией/ О.И. Глазунова, А.В. Балакаева, Е.А. Зудинова [и др.] // Главная медицинская сестра. № 12. 2014.
C. 118-128.
5. Зудинова Е.А. и др. Методологические и эпидемиологические основы функционирования системы обращения с медицинскими отходами, оптимальной для мегаполисов РФ (на примере города Москвы) / Е.А. Зудинова, Е.П. Игонина, Т.В. Тимофеева [и др.] // Поликлиника. 2014. № 6. С. 48-53.
6. Леонид Печатников: задача формулируется предельно просто - жить нужно приучаться по средствам / Московская медицина. 2014. № 1. С. 5-11.
7. Медицинские отходы. Опыт безопасного обращения в Российской Федерации / Под общ. ред. академика РАМН Н.В. Русакова, чл.-кор. РАМН В.Г. Акимкина. М.: Научный мир, 2013. 286 с.
8. Санитарно-эпидемиологические требованиия к обращению с медицинскими отходами: СанПиН 2.1.7.2790-10. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011. 31 с.
9. Щербо А.П. и др. Гигиена управления больничными отходами / А.П. Щербо, О.В. Мироненко. СПб.: Издательство МАПО; ООО «Фирма КОСТА». 2008. 324 с.
Контактная информация:
Зудинова Елена Алексеевна, тел.: +7 (495) 221-59-09, е-mail: [email protected] Contact information: Zudinova Elena, phone: +7 (495) 221-59-09, е-mail: [email protected]