полной картины в сознании обучающегося, обеспечивают продуктивную рефлексию в контексте его профессионального самоопределения.
Литература:
1. Абрамова, И.Е. Преимущества аутентичного оценивания при обучении иностранному языку студентов-нелингвистов / И.Е. Абрамова, Е.П. Шишмолина, А.В. Ананьина // Самарский научный вестник. - 2018. - №4 (25). - С. 287-293.
2. Валуйцева, И.И. «Языковой круг» Вильгельма фон Гумбольдта: социолингвистический аспект / И.И. Валуйцева, М.Д. Тихонова // Вильгельм фон Гумбольдт и его наследие: классика и современность: сб. ст. Всерос. заоч. науч.-практ. конф., 20 фев. 2017 г. - М., 2017. - С. 36-42.
3. Воробьева, С.Д. Об актуальности проблемы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения / С.Д. Воробьева // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. тр. Института психологии. - Екатеринбург, 2013. -С. 45-49.
4. Галинская, Т.Н. Обучение студентов языковых специальностей деловому общению на французском языке / Т.Н. Галинская // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета: гуманитарные и естественные науки. - 2009. - № 1. - С. 118-127.
5. Галинская, Т.Н. Спецкурс «найти себя» как средство профессионального ориентирования восьмиклассников на уроке французского языка / Т.Н. Галинская, Е.И. Рощупкина // Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развитию России: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 ноя 2020. -Пенза, 2020. - С. 44-51.
6. Галинская, Т.Н. Способы реализации формирующего контроля в подготовке будущих учителей иностранного языка / Т.Н. Галинская // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 15-16 ноя 2018 г. / Рос гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб, 2018. - С. 88-91.
7. Иванова, Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования / Т.Н. Иванова // Карельский научный журнал. -2017. - Т. 6. - № 1(18). - С. 100-102.
8. Малых, Л.М. Из практики мультилингвального образования в России (на примере среднего и высшего образования) / Л.М. Малых // Многоязычие в образовательном пространстве. - 2015. - №7. - С. 56-64.
9. Селиванова, Н.А. L'oiseau bleu: Французский язык: учебник по второму иностранному языку для 8 класса общеобразовательных учреждений / Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина. - М.: Просвещение, 2021. - 136 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [утв. Приказом № 1897 от 17.10.2010 г.; ред. от 29.12.2014 г.] / Минобрнауки России. - М., 2014. - 41 с. Режим доступа: https://fgos.ru/
11. Щепилова, А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному / А.В. Щепилова. -М.: Владос, 2005. - 248 с.
12. L'apprentissage interculturel / Le Conseil de l'Europe et la Commission Européenne. - T-kit 4. - Paris, 2000. - 110 p.
13. Les métiers et l'emploi dans l'environnement: dossier [Электронный ресурс]. URL: https://www.onisep.fr/Decouvrir-les-metiers/Des-metiers-par-secteur/Environnement/Les-metiers-et-l-emploi-dans-l-environnement (дата обращения: 25.04.2021 г.).
14. Michel Vannier [Электронный ресурс]. URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Tourn%C3%A9e_de_l%27%C3%A9quipe_de_France_de_rugby_%C3%A0_XV_en_1958 (дата обращения: 17.03.2021 г.).
15. Mireille Mathieu: interview en 2000 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gH6wM_DLalA (дата обращения: 15.02.2021).
16. Valente, S. Multipotentiels: comment trouver sa voie quand trop de choses nous intéressent? [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologies.com/Travail/Bien-etre-au-travail/Aimer-son-travail/Articles-et-Dossiers/Multipotentiels-comment-trouver-sa-voie-quand-trop-de-choses-nous-interessent (дата обращения: 30.01.2021 г.).
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Гарифуллина Альмира Маратовна
Институт психологии и образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» (г. Казань)
МЕНТОРИНГ - ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Меторинг для системы высшего образования являет собой широкий спектр взаимоотношений между руководителями, кураторами (менторами) и студентами, слушателями (менти-педагог, т.е. подопечный). Предполагается, что менторинг в условиях Российской Федерации редко достигает высокого потенциала, и что чаще всего менторы доступны лишь в одном случае, если будущий педагог действительно является высокоэффективным. Организация менторского подхода включает в себя несколько этапов: определение целей и объема профессионального взаимодействия ментора и менти-педагога, диагностику индивидуальных и организационных особенностей, способствующих или препятствующих эффективному менторингу, реализацию новых образовательных программ развития менти-педагогов, а также преобразование системы вознаграждений и производимую ментором объективную оценку достижений менти-педагога. Неспособность ментора определить цели и провести диагностику может способствовать разрушению коллективных перспектив. Прежде чем вводить формальную программу менторинга, руководитель устанавливает последовательность преобразований перед менти-педагогами, которые будут поддерживать менторинг, а не форсировать его. Многолетние исследования в области отечественного и зарубежного менторинга как фактора повышения профессиональной компетентности начинающих педагогов (Кларин, 2016; Golman, 2019; Whitmore, 2009), а также педагогов, имеющих достаточный опыт в педагогической деятельности в образовательной организации. Изучение «включения» западных методов и техник менторинга (баддинг (budding), шедоуинг (shadowing), коучинг (coaching), эдвайзинг (advising) в деятельность руководителя и педагогического состава дошкольной образовательной организации. Цель статьи заключается в актуализации понятия «менторинг» на уровне высшего образования c последующим применением его на практике в ДОО. Раскрыты основные подходы менторинга, заключающиеся в особых подходах («брифинг», «экспликация», «эволюция») в процессе сопровождения начинающих педагогов в практику образовательной организации. Статья предназначена для педагогов и руководителей системы образования.
Ключевые слова: научные основы менторинга, высшее образование, ментор, менторинг образовательной среды, менти.
Annotation. Metering for the higher education system is a wide range of relationships between leaders, curators (mentors) and students, listeners (mentoring teacher, i.e. ward). It is assumed that mentoring in the Russian Federation rarely reaches a high potential, and that most often mentors are available only in one case, if the future teacher is indeed highly effective. The organization of the mentoring approach includes several stages: determination of the goals and scope of professional interaction between the mentor and the mentor teacher, diagnostics of individual and organizational characteristics that facilitate or hinder effective mentoring, implementation of new educational programs for the development of mentality teachers, as well as the transformation of the reward system and the objective assessment of the mentor's achievements made by the mentor. A mentor's failure to set goals and diagnose can contribute to the destruction of collective perspectives. Before introducing a formal mentoring program, the leader sets a sequence of transformations for mentoring educators who will support mentoring, not force it. Long-term research in the field of domestic and foreign mentoring as a factor in increasing the professional competence of novice teachers (Clarin, 2016; Golman, 2019; Whitmore, 2009), as well as teachers with sufficient experience in teaching in an educational organization. Studying the "inclusion" of Western methods and techniques of mentoring (budding, shadowing, coaching, advising) in the activities of the leader and teaching staff of a preschool educational organization. higher education with its subsequent application in practice in preschool education. The main approaches of mentoring are revealed, consisting in special approaches ("briefing", "explication", "evolution") in the process of accompanying novice teachers in the practice of an educational organization. The article is intended for teachers and leaders of the system education.
Keywords: scientific foundations of mentoring, higher education, mentor, mentoring of the educational environment, higher education, teacher, pupil.
Введение. В настоящее время развитие системы высшего образования, требования к ее содержанию и качеству регулируются комплексом Федеральных и Региональных нормативно-правовых актов, концептуальную основу которой составляет Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Данный документ направлен на повышение уровня эффективности образовательной среды, а также на создание благоприятной образовательной среды высшей школы. Под «эффективностью» образовательной среды принято понимать комплекс успешных организационно-педагогических процессов в деятельности участников образовательного пространства, в том числе, административно-педагогического состава. В данном вопросе на помощь может прийти менторинг для различных уровней образовательной среды, соответствующий современным требованиям. Одним из наиболее популярных определений на сегодняшний день является: «Менторинг - это техника передачи педагогического опыта и умений в условиях поддержки педагогов образовательной среды, а также неформальный инструмент для достижения лидерского развития».
Менторинг призван проявлять внутренние ресурсы человека, раскрывая в них новые возможности, а степень осознания этого будет способствовать высокой профессиональной мотивации и формированию способности делегировать ответственность за свою деятельность [2, 6, 10].
Изложение основного материала статьи. В Западной системе образования понятие «менторинг» укрепилось в середине XX столетия. На сегодняшний день менторинг занимает прочную позицию и в высшей школе. Западный менторинг отличается тем, что здесь есть многолетняя практика определенных подходов по достижению поставленных ментором целей по отношению к менти. Ментором может стать курирующий преподаватель хорошо знающий студента, тот, в свою очередь, превращается в менти.
В процессе организации исследования нами применялся метод коммуникативного ядра (по Габдулхакову В.Ф.), который заключался в речевом действии, имеющим информативную нагрузку, при попадании в «ловушку памяти» собеседника (студента) информация становится его собственным достоянием, что существенно влияет на результаты воспитания и обучения.
Также нами применялся метод экспертного мнения, заключающийся в различных оценках выбранных рандомным путем экспертов, которые руководствовались не только личными побуджениями, но и исходили из мнения социума о той или иной проблеме.
Применение метода case-study позволило погружать студентов (будущих педагогов) в условия, приближенные к реальности.
В процессе исследования было выявлено, что у ментора может сформироваться ошибочное мнение, что если с одним менти будет эффективен один прием, то он будет эффективен и с другим. Стиль взаимодействия ментор подбирает индивидуально под каждого менти, поскольку именно от этого будет зависеть успешность менторинга в дошкольной образовательной организации.
Формулировка цели менторинга напрямую зависит от ментора, а именно - от конечного результата, который видит ментор. Основная идея заключается в том, что он просто и ясно сформулирует и преподнесет ее до менти-педагога, что вдохновит последнего на ее достижение. Недостижимых целей не существует, но есть взаимоисключающие критерии их достижения, которых следует избегать в процессе менторинга [1, 8].
Классический менторинг трактуется как постановка целей SMART: конкретный (specific); измеримый (measurable); достижимый (attainable); значимый (relevant); соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).
Первое известное использование термина SMART-критериев было введено П.Мэйром в США в 1965 г., и дана таблица с буквенным ранжированием значений. Правильно сформулированная цель является: конкретной, измеримой, достижимой, значимой и вполне может быть достигнута к определенно-конкретному сроку. К цели предъявляются особые критерии, которые будут способствовать достижению намеченных результатов:
- конкретная и позитивно сформулированная:
• Ментор, под знаком «-»: «Сделайте мне образец папки-передвижки, только не на картоне, а на пенопласте. Не делай их как в прошлый раз».
• Руководитель, под знаком «+»: «Сделай два варианта папок-передвижек по образцу папок-передвижек Марии Ивановны». «Не делай» - цель в приказном тоне демонстрирует, то, чего необходимо избежать, а не на то, чего нужно достичь.
- измеримая
Цель может быть только ясной и четкой.
• Ментор, под знаком «-»: «Нужно улучшить стенд для родителей» - как именно это сделать?
• Ментор, под знаком «+»: «Необходимо изготовить две папки-прередвижки» - этот пример сформулирован корректно, а также должно быть указание на то, что и как делать.
- достижимая
Зачастую менторы-кураторы не соотносят цели для менти-студента-практиканта с конкретными сроками, к примеру, неэффективным будет сказать «Проведи родительское собрание в ближайжее время». Эффективная просьба: «Проведи
родительское собрание до 30 числа этого месяца, т.к практика заканчивает именно в этот день» (при условии, что у менти достаточно времени на подготовку к мероприятию). Мотивационный компонент также имеет особое значение при формулировании цели, поскольку является сильнейшим мотиватором. К примеру, из двух вариантов: «Ты должна принять участие в конкурсе «Студент года!» и «Приняв участие в конкурсе «Студент года!» у тебя будет возможность заявить о себе в городе и республике» [5, 9].
Таблица 1
Этапы менторинга в системе высшего педагогического образования в Западных странах
Этап Пример вопроса Польза вопроса
1. Осознание педагогической ситуации и имеющихся в организации ресурсов. • От кого и чего зависит на данный момент развитие событий? На что именно, как и в какой степени влияете лично Вы? • Позволяет менти-педагогу осознать личную ответственность, а также обозначить зоны своей компетентности.
2. Осознание представленных/ представляемых возможностей и возможных препятствий. • Что Вы можете сделать, и какие возможны препятствия? Какие условия были бы идеальны для достижения Ваших целей? Как Вы можете повлиять на появление благоприятных и нейтрализацию неблагоприятных условий? • Психолого-педагогическая подготовка к возможным препятствиям. Менти-педагог заранее готовится к тому, как будет справляться с трудностями, в случае, если они возникнут.
3. Разработка плана действий. • Что когда, кому и в какой последовательности следует делать для реализации педагогического плана? Для достижения цели: что нужно делать обязательно, что желательно, а без чего можно обойтись (как план А/В/С)? Кто будет нести ответственность? Когда должны быть реализованы действия на каждом этапе? Какие дополнительные средства и помощь понадобятся на различных этапах? Что будет свидетельствовать о возможности продвижения на следующий этап? • Менти учится отделять значимые критерии от незначимых; планировать работу и время («Time management»). Самостоятельно определять уровень своего педагогического мастерства. Работать в команде.
4. Окончательная проработка. • Что еще требует дополнительного уточнения? Какие существуют варианты? В чем могут состоять принципиально отличные подходы к задаче? • Менти осваивает творческий подход к решению любой задачи.
Таблица 2
Критерии оценки ментора в системе высшего педагогического образования (Интерпретация результатов в
соответствии с российскими примерами)
Рефексия (позволяет улучшить работу, понять, что получилось и над чем необходимо доработать) • «Ты очень серьезно подошла к теме, в соответствии с требованиями ФГОС выполнила проект в одиночку. Молодец!» • «Конспект открытого занятия написан по плану, как мы и обсуждали. Учтены все три важных задачи, а вот над четвертой нужно поработать. Согласна со мной?» • «Мы с Вами пришли к выводу, что на практике первого собрания с родителями нужно разговаривать убедительно, для того, чтобы они помогли нам организовать встречу с ветеранами. Скажи, как ты думаешь, насколько конкретно ты сформулировала цель перед родительским комитетом?»
Похвала (менти не понятно, что именно он сделал хорошо, что у него получилось) • «Молодец!», «Отлично» - без конкретизации успеха
Критика (менти не знает, какие ошибки он допустил, что именно ему необходимо доработать) • «Не то, что нужно получилось!», «Кто учил Вас так делать?» -«шаблонность» высказывания не позволяет вычленить ошибку
Отсутствие обратной связи (обучаемый остается в неведении относительно того, как и в каком направлении, ему развиваться дальше) • «Ага...», «Нормально...», «Хорошо», «Так, вижу результат!» - ментор не вникает в результат, соответственно, не может рефлексировать
Выводы. В результате проведенного исследования в Казанском федеральном университете, в Институте психологии и образования было выявлено, что система высшего педагогического образования Российской Федерации имеет несколько иные понятия о менторинге, которые зачастую сводятся к понятию о наставничестве.
Активизация международных интеграционных процессов приводит к возникновению новых форматов взаимодействия. В отечественной практике существовало определение «наставник», однако наставник - это человек, который имеет большой опыт профессиональной деятельности и он способен наставить на правильный путь начинающего эту деятельность. Ментор - это в большей степени признанный и авторитетный профессионал, достигший больших успехов в профессии, человек, который способен не только передать свой опыт воспитаннику, но и наметить ему план карьерного роста, обеспечить его движение по траектории успеха [2].
На Западе существует очень высокий уровень внешней мотивации вузовских преподавателей, Российские педагоги больше подвержены внутренней мотивации. На Западе менторинг воспринимается как почетная миссия, в России менторинг только лишь обретает популярность. Соблюдение некоторых подходов в классификации Американского менторинга позволит определить стиль индивидуального управления, а также научит делегировать и организовывать деятельность преподавателя в вузе с максимальной отдачей, что позволит назвать менторинг - неопровержимым элементом для эффективности образовательной среды. В связи с этим успех менторинга будет зависеть от соблюдения вышеизложенных аспектов и позволит обеспечить эффективное взаимодействие преподавателя со студентом.
Вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что проблема менторинга в системе высшего педагогического образования является малоизученной областью. Это составит перспективу наших дальнейших исследований.
Литература:
1. Гарифуллина А.М. Реализация научных основ менторинга в американской системе дошкольного образования /
A.М. Гарифуллина // Вестник Северо-Кавказского Федерального университета: научный журнал. - 2020. - №1(76). -С. 179-185.
2. Габдулхаков В.Ф. О технологиях педагогического образования в федеральных университетах / В.Ф. Габдулхаков // Сборник тезисов профессорского форума. - Москва: Российский университет дружбы народов. - 2019. - №6(28). -С. 162-164.
3. Гарифуллина А.М. Педагогическая технология подготовки будущих педагогов к работе в детской поликульттурной среде / А.М. Гарифуллина // Казанская наука: научный журнал. Казань. - 2017. - №6. - С. 104-107.
4. Гарифуллина А.М. Наставнический подход в контексте дошкольного образования: проблемы и перспективы /
B.Ф. Габдулхаков, А.М. Гарифуллина // «Вестник образования»: сборник статей и методических материалов III Международной образовательной сессии «Высшая школа педагогики: Учитель, Воспитатель, Наставник». - МО. - 2019. -№3. - С. 112-116.
5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. МакКи // Альпина Паблишер. - Москва, 2017. - 388 с.
6. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / С.Р. Кови // Альпина Паблишер. - Москва, 2018. - 265 с.
7. Кларин М.В. Сто лет исследовательского обучения в России // Психолого-педагогический поиск: учеб. пособие / М.В. Кларин // Москва: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2016. - № 1. - С. 66-87.
8. Garifullina A.M. / Almira M. Garifullina, M.V.G. Zakirova, S.N. Bashinova, N. Pomortseva, Aisylu M. Garifullina / Self-actualization of a young teacher's personality in multicultural child educational environment // Proseedings IFTE-2019 V International Forum on Teacher Education. - Kazan, 2019. - P. 102-111.
9. Golman D. Social Intelligence. - Нью-Йорк, 2007. - URL: https://books.google.ru/books/about/Social Intelligence.html?id=o9loAwAACAAJ&redir esc=y (дата обращения 14.10.20).
10. Doran G.T. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives. - США, 1981. - URL: https://community.mis.temple.edu/mis0855002fall2015/files/2015/10/S.M.A.R.T-Way-Management-Review.pdf (дата обращения 28.11.19).
11. Kegan R., Laskow Lahey L. Immunity to change: how to overcome it and unlock the potential in yourself and your organization. - Бостон, 2009. - URL: https://www.researchgate.net/publication/47217822 Immunity_to_change_how_to_overcome_it_and_unlock_the_potential_in_your self_and_your_organization (дата обращения 14.10.20).
Педагогика
УДК 796.011.3
кандидат педагогических наук, доцент Гогоберидзе Зураб Меджитович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных работ Гогоберидзе Фатима Юсуповна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи физического и духовного развития личности. В нынешних условиях ориентация физического развития членов общества обращена не только на укрепление здоровья, но и на формирование духовной культуры личности. В статье рассмотрена взаимосвязь физического и духовного развития личности. В учебно-воспитательном процессе поменяются мотивационно-ценностные ориентации для духовного развития обучающихся. Применение такой методики дает положительные результаты в процессе формирования физической культуры человека и его духовного развития.
Ключевые слова: физическая культура, духовное развитие, гармония, личность.
Annotation. This article is devoted to the problem of the relationship between the physical and spiritual development of a person. The relevance of the content of the article lies in the fact that in the current conditions, the orientation of physical development is directed not only to strengthening health, but also to spiritual and physical formation. Scientific novelty: the article examines the relationship between the physical and spiritual development of a person. With the correct conduct of the educational and pedagogical process in physical education lessons, the motivational and value orientations of students and their spiritual development will change. This attitude will give positive results in the process of forming a person's physical culture and his spiritual development.
Keywords: physical culture, spiritual development, harmony, personality.