УДК 37 . 8
Тесленко А.Н.*
МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ КАЗАХСТАНЦЕВ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Тесленко А.Н. Ментальные особенности организационного поведения казахстанцев: социокультурный анализ. - Статья .
Цель данной статьи ответить на вопрос: Как цивилизационная идентификация, ментальные архетипы влияют на организационное поведение казахстанцев? Цивилизационно, Казахстан, основанный на межэтнической конфессиональной и этнолингвистической общности, всегда принадлежал к тюрско-мусульманскому миру, культурно - русско-советской общности . Находясь в меж-цивилизационном пространстве между Россией, исламом, Китаем и западным миром, в Казахстане сформировалась маргинальная модель организационного поведения, для которой характерно смешение ментальных архитипов восточной и западной культуры .
Ключевые слова: организационное поведение, менталитет, ментальные архитипы, культура, буферная цивилизация, тюркская протоцививлизация, бифуркации, социокультурная идентификация, идентичность, группизм, индивидуализм, маргинальность сознания .
Teslenko A.N. Mental features of organizational behavior of the Kazakhs: sociocultural analysis. -
Article.
The aim of this article is to answer the question: How do the civilized identification and mental archetypes influence the organizational behavior of Kazakhs? Kazakhstan based on the interethnic, confessional and ethnolinguistic community always has belonged to the Turkic-Muslim world, culturally to the Russian-Soviet community Remaining between Russia, Islam, China and the West world, the marginal model of organizational behavior, which is characterized by a mix of mental archetypes of the East and West cultures, has been formed in Kazakhstan
* Тесленко Александр Николаевич - профессор кафедры социально-психологических дисциплин Казахского гуманитарно-юридического университета, доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), академик, г. Астана, Казахстан .
Keywords: organizational behavior, mentality, mental archetypes, culture, buffer civilization, Turkic protocivilization, civilized bifurcations, sociocultural identification, identity, grouping, individualism, marginality of consciousness
Тесленко О.М. Ментальні особливості організаційної поведінки казахстанців: соціокультурний аналіз. - Стаття .
Ціль даної статті відповістити на запитання: Як цивілізаційна ідентифікація, ментальні архетипи впливають на організаційну поведінку казахстанців? Цивілізаційно, Казахстан, заснований на міжетнічній конфесіональній і етнолінгвістичній спільності, завжди належав до тюрксько-мусульманського світу, культурно - російсько-радянській спільності. Перебуваючи в міжцивілізаційному просторі між Росією, ісламом, Китаєм і західним світом, у Казахстані сформувалася маргінальна модель організаційної поведінки, для якої характерне змішання ментальних архетипів східної та західної культури
Ключові слова: організаційна поведінка, менталітет, ментальні архетипи, культура, буферна цивілізація, тюркська протоцивівлізація, біфуркації, соціокультурна ідентифікація, ідентичність,
групізм, індивідуалізм, маргінальність свідомості.
Народы, как и люди, имеют свой характер, свою личность и свою судьбу Для одних важно, чтобы жизнь была комфортабельной и удобной, для других - осмысленна и добра В современной науке представлено множество подходов, которые, не исключая друг друга, позволяют реализовать эти разные планы рассмотрения . Здесь культура и цивилизация представляют разные стороны общества, которые надо не противопоставлять, а сопоставлять в рамках целого . А таким целым является не «общество вообще», а его конкретноисторическая национальная форма. Запад и Восток дают культуре и цивилизации разные оценки и по-разному толкуют их соотношение Даже при одном уровне социально-политического, экономического и технологического развития одни народы в качестве цели стремятся быть «цивилизованными», а другие - культурными Для Востока культура - цель, цивилизация -средство Запад, напротив, в качестве цели ставит цивилизацию, а культуру считает средством, или даже предпосылкой перехода к ней
Основная цель этой статьи ответить на вопросы: Какова цивилизационная идентификация Казахстана? Каково его место и роль в мировой цивилизации? Как ментальные архитипы отражаются в современном организационном поведении казахстанцев?
Для начала рассмотрим Казахстан на стыке цивилизаций, в цивилизационном контексте. Помимо ранее упомянутых нами цивилизаций, есть еще ряд цивилизаций или, точнее, протоцивилизаций (т. е. не сложившаяся до конца как цивилизация), к числу которых следует отнести и тюркскую протоцивилизацию, к которой, собственно говоря, традиционно относился и Казахстан. Тюркская протоцивилизация образовалась с Тюркским каганатом, ее распространение и влияние происходило в течение нескольких циклов на огромную часть Евразии, вплоть до середины XV века. Однако с распадом Золотой Орды распалась на отдельные культуры, так и не создав своих единых цивилизационных ценностей, если не считать некоторые элементы воинственной культуры и экспансионистские ценности
С другой стороны, тюркская протоцивилизация достаточно разнообразна. Одно дело - это кочевые цивилизации - это Казахстан, Монголия и др . Другое дело - цивилизация Маверанахра, т. е . оседлые цивилизации - синтез тюркского и персидского Если Казахстан был ближе к кочевникам, то другие тюркские народы, такие как Азербайджан, Узбекистан, Турция, оказались под влиянием Персии, в то же время Иран испытал влияние тюрков . Территория этих стран всегда была перекрестком
цивилизаций . Поэтому в обычаях и нормах поведения их народов отражаются традиции как восточной, так и западной культур Например, турки, культурная близость с которыми официально поддерживается, в массе своей очень неоднородны. Жители глухих деревушек крайне резко отличаются от жителей курортных городков или мегаполисов. В глубинке нравы довольно строгие, жители - ревностные мусульмане, и строго выполняют религиозные заповеди, знание иностранных языков весьма слабое В то же самое время в крупных городах вы встретите совершенно других людей, ориентированных на Европу. Городское население умеренно религиозно, многие позволяют себе даже употреблять спиртные напитки В городах многие, особенно молодежь, пользуются английским и немецким языками, немало людей освоили и русский язык
Многие традиционные формы общения между людьми коренятся в исламе. Религиозные формулы приветствия, добрые пожелания и другие проявления подчеркнутой вежливости все еще играют большую роль даже в городах. Турки отличаются обходительностью и честностью В затруднительной ситуации вам охотно помогут. При общении с турками не следует торопиться Как любой восточный народ, они, по западным меркам, достаточно медлительны и не очень пунктуальны Если вы договариваетесь о какой-либо услуге или сделке, обговорите цену заранее . Однако, общаясь с ними, не следует проявлять торопливости и нетерпения Всякий деловой разговор нужно начинать несколькими общими фразами, например, сообщить, откуда вы приехали, куда направляетесь . Большое значение придается этикету
Несколько слов по-турецки часто открывают перед иностранцем любые двери Сдержанность и уважение обязательны при посещении мечети, лучше всего осматривать ее, когда там нет богослужения . У входа в ме-
четь, в дом или квартиру турка полагается снимать обувь.
На непонимание, а иногда и недовольство наталкивается страсть туристов к фотографированию, особенно в сельской местности . Однако в большинстве случаев достаточно дружелюбного взгляда, жеста или вопроса, чтобы получить разрешение на съемку. Делая покупки, имейте в виду, что в большинстве магазинов действуют твердые цены . На базаре же вполне можно поторговаться
о цене ковра или медного изделия: здесь это часть торгового ритуала.
Таким образом, если западные и восточные цивилизации обладают устойчивым комплексом признаков, то цивилизации срединные как бы колеблются от цикла к циклу. Цикл - это период между одним существенным изменением (парадигмой) и другим, между одной ценностносмысловой перестройкой и другой Такие срединные цивилизации колеблются от цикла к циклу, от Запада к Востоку, и обратно Например, российская цивилизация в первый свой цикл в 370-400 лет была ближе к Западу, во втором цикле была повернута лицом к Востоку, в третьем цикле - лицом к Западу, и, наконец, во вновь начинающемся цикле поворачивается к Востоку. Исламская же цивилизация за прошедшие два цикла (второй из них близок к завершению) тоже меняла свои ориентации В первом цикле она была обращена к Западу, а во втором цикле - к Востоку В следующем цикле она будет обращена к Западу
С цивилизациями буферными, т. е. с такими, как тюркская, все обстоит по-другому Они не подчиняются таким закономерностям Они как люди вольны в своем выборе, а это приводит, с одной стороны, к значительной нестабильности, к значительным колебаниям в развитии данной цивилизации . Если мы посмотрим на циклы развития Казахстана, то Казахстан, как часть тюркской протоцивилизации, развивается предсказуемо
Последние его циклы развития равны по продолжительности Например, вот некоторые цифры по Казахстану: монгольский период (от начала XIII века до середины XV века), послемонгольский период (примерно 240-270 лет), казахское ханство (до начала XVIII века, т. е . еще 240-270 лет), в составе Российской империи (тоже 270 лет) Начинающийся с момента независимости новый цикл во многом зависит от прогнозируемой учеными в 2011-2017 годах с пиком примерно в 2014 г. , глобальной встряски или бифуркации, которая может окончиться для разных стран по-разному Народы тех стран, регионов и цивилизаций, которые будут приведены их культурными, политическими, экономическими элитами в состояние адекватности (сознательной кризисоустойчиво-сти), смогут в будущем получить в данной ситуации достойное место на Земле А те политические элиты, которые окажутся в культурно-политическом тупике, вовлекут свои страны в полосу несчастья, в полосу больших проблем.
После подобной бифуркации в XV века Запад устремился вперед, а Восток -остался на месте . Это как раз объясняется тем, что на стыке цивилизационных циклов, где-то в середине XV века, Запад нашел те ценности, которые позволили ему мобилизовать всю мощь своей цивилизации на поступательное развитие через научно-технический прогресс и прогресс производительных сил, а Восток, в том числе и тюркская протоцивилизация, на очередных циклах не смог найти мобильные, эффективные механизмы развития, и поэтому оказалось, что он отстал Это не потому, что на Востоке пошли назад, не потому, что затормозили, они просто не смогли развить скорость Но современные процессы глобализации и научнотехнической революции позволяют изменить ситуацию Теперь задача Казахстана состоит в том, чтобы найти те ценности, которые позволят ему найти достойное
место, не потеряв свое наследие, аккумулировав ценности разных цивилизаций В противном случае, в самом оптимистичном варианте, Казахстан так и останется межцивилизационным пространством между Россией, исламом, Китаем и западным миром
Вообще-то, вопрос цивилизации - это вопрос идентичности А идентичность есть соотнесение себя с другими, в Казахстане эти процессы не завершены . Чтобы понять и оценить нынешнюю ситуацию в Казахстане, необходимо рассмотреть дихотомию между двумя разными образцами нации, их двумя типами С одной стороны - гражданское определение нации, основанное на принципе территории проживания, а с другой - культурное - на принципе права крови Гражданское -приобретенное и субъективное, культурное - врожденное и объективное Первый процесс - государство уже существует, оно доминирует территорией и строится нацией-государством на протяжении времени, пользуясь какими-то инструментами. Другой процесс - нация органично культурно, этнически существует едино, то есть существует уже единая человеческая группа, которая принадлежит априори соответственно территориям, что в свою очередь укрепляется, воплощается в государственность, в государство
Цивилизационно Казахстан, основанный на межэтнической конфессиональной и этнолингвистической общности, всегда принадлежал к тюрско-мусульманскому миру, культурно - русско-советской общности В цивилизационном плане всегда важную роль играл казахский язык, сформировавшейся на базе тюркского языка, выступавшего в качестве универсального средства религиозной и культурной идентификации всей исламской цивилизации, в культурном плане - русский язык не только как язык межнационального общения, но глобальный коммуникационный канал, позволя-
ющий Казахстану не затеряться в цивилизационной картине мира.
Между тем, Казахстан является этно-кратическим государством, строящимся на системе государствообразующего этноса’. Французские исследователи CNRS считают, что в Казахстане гражданское общество строится по принципу не социальных, а этнических групп [1, с . 6]. То есть получается некая пирамида, где наверху находятся этнические казахи, в руках которых находятся вся государственная власть и крупные финансовые структуры. А в самом низу находятся также этнические казахи, лишенные всего и проживающие в депрессивных, малодоступных регионах, а мелкий и средний бизнес занимают в основном представители разных этнических меньшинств . И еще один промежуточный слой - это русский этнос. При официальной риторике о евразийстве как универсальном интеграционном процессе, в повседневной практике организационного поведения на всех уровнях общественной жизни происходит, в терминологии англо-американских исследователей (Марта Брил Олкот, Салли Каминс и др . ), казахизация - процесс доминирования титулярной этнической группы в Казахстане, то есть казахов, на сцене общественной жизни страны
Если сейчас политическое доминирование идет в виде унификации языкового пространства, то при нынешних темпах это будет достигнуто в течение некоторого времени То есть роль казахского языка будет воздвигнута в ранг неких политических традиций, что сегодня уже происходит, то есть все пытаются говорить
* В самой Конституции РК уже заложены основы этнической сегрегации . Правда, в современной редакции конституции нет термина государствообразующего этноса, в отличие от конституции 1993 года, где прямо говорилось о самоопределившейся казахской нации . В ней всего одно определение с приставкой «казахское», в преамбуле звучит такая фраза: «мы народ Казахстана, сложившийся на казахской земле»
по-казахски и нравиться обществу Но в условиях мультикультурности (мультици-вилизационности), свойственной Казахстану, это приведет к возрастанию трений на социокультурной почве, так как советские кровные принципы остаются некой частью традиций как титульного населения и этноэлиты, так и нетитульных этносов. По данным социологических исследований казахский язык для большинства казахов является вторым, только этническим языком . Только около 37 процентов казахов могут разговаривать, писать и думать на казахском. А по стандартам ООН родным языком является тот, на котором человек думает, пишет и говорит [2]. А в связи с этим для многих людей, особенно русскоязычных казахов, казахский не является родным Так что языковой фактор не есть способ идентификации, даже если их считать казахами . Тем более, казахский язык не может быть инструментом интеграции и строительства гражданской нации Это некое наследие советской системы, деление на различные этнические группы еще очень сильно, поэтому в ближайшее время единой этнической нации в Казахстане не получится . И, скорее всего, это та реальность, с которой придется смириться
Примерно такая же ситуация и в религиозном плане идентификации С точки зрения национальной традиции, быть мусульманином - значит принадлежать к коренному населению региона Традиционно не мусульманин не может считаться казахом. Однако большинство казахов не отличаются сильными религиозными устоями, в то же время они не видят себя и путь своего развития без отождествления с исламской культурой и мусульманским миром С другой стороны, сегодня в процессе геокультурной экспансии Европы, а точнее англо-американской культуры, государство старается как можно быстрее привести свое общество под стандарты и дух западной демократии, взращенной на
христианской культуре протестантского реформизма В этих условиях складывается парадоксальная ситуация в сфере организационного поведения, где все явственнее становится движение в направлении приобретения все более и более американизированных черт.
Заимствование чужого опыта Казахстаном, на наш взгляд, может принести отрицательный результат. Это объясняется, с одной стороны, тем, что наш менталитет впитал в себя характерные черты русской ментальности, свойственной ей полярностями, доведением любой ситуации до крайности С другой, от восточной культуры мы впитали форму группового мышления - группизм, а от западной культуры - индивидуализм с присущим ему мировоззрением . Группизм и индивидуализм - два фундаментальных качества, составляющие основу организационного поведения, но именно у нас они входят в противоречие между собой в силу полярности их основ За долгие годы советской власти тенденция развития коллективизма стала определяющей в динамике ментальности народов, населяющих Казахстан В таких условиях индивид мог паразитировать за счет коллектива, искать не тяжелую, но хорошо оплачиваемую работу, хитрить, изворачиваться
Наоборот, люди, пропитанные духом коллективизма, верой в светлые идеалы, работали ради общества, ради коллектива В итоге они оказывались жертвой развивающегося индивидуализма, их менталитет трансформировался Человек, понявший бесполезность своих усилий, начинал лениться, превращался в «винтик». Подобная психология сформировалась в 60-е годы и нашла отражение в теории «Х» Мак Грего-
ра . Она оказалась особенно актуальной для нашей страны, где субъектом организационного поведения стал безынициативный работник . Инициатива стала наказуема, а ее «виновники» наталкивались на недоброжелательное к себе отношение, которое вызывалось самим фактом проявления несанкционированной свыше самостоятельности [3, с. 92].
Таким образом, дилемма «Восток - Запад» в массовом сознании казахстанцев предполагает, что «европейщина» - это соблюдение прав и свобод, это диктатура закона, это свободный труд, гуманное отношение к женщине, технический прогресс, а в термин «азиатчина» вкладывается негативный смысл Но в своем реальном поведении рядовой казахстанец уподобляется человеку, который говорит: «Я иду в душ, хочу смыть с себя азиатчину!» - но при этом он моет только голову, чуть-чуть моется. Это говорит о том, что эта грязь ему приятна, он привык к ней. Марги-нальность сознания и менталитета - вот главная характеристика современного Казахстана
Список литературы
1 . Перуссо Л . Русский вопрос Казахстана? / Л . Перуссо . // Республика. - 2006. - 10 февраля - С 6
2. Языковая политика Казахстана в рамках Гуманитарной корзины ОБСЕ / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. тетй . kz
3. Бутенко А.П. , Колесниченко Ю. В. Менталитет Россиян и евразийство . / А. П . Бутенко, Ю. В. Колесниченко . // СОЦИС. - 1996. -№ 5,- С . 89-95.