с изучением языка социальных отношений (различных социальных групп и т.д.). Эти социальные отношения формируют впоследствии сознание каждого и определение себя в нации.
Национальное самосознание — это призма, или система, в рамках которой человек осмысляет и понимает мир, находит свое место в нем, «определяет» смысл своего существования. Национальная поэзия, как концентрат, эссенция символической реальности, в которой существует человек того или иного народа, воплощает в себе ключевые категории культуры (как-то пространство и время, земное и небесное, чувственное и сверхчувственное и т.д.). В этой перспективе особый интерес представляет изучение специфики преподавания родного языка в условиях многоязычия в школе. «КинозтОд чужан кыв, вунОтОэд и вужжез» («Кто не знает родной язык, тот забывает и корни»).
Список литературы
1. Бродский И. Нобелевская лекция [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/%3E%3C/BR9DSKIJ/lect.txt (дата обращения: 03.04.2018).
2. Коми-пермяцк0й литература. 7 класс / Т.А. Васькина, Л.А. Косова, М.В. Четина. Кудымкар, 2011. 114 с.
3. Коми-пермяцк0й литература. 8 класс / Т.А. Васькина, Л.А. Косова, М.В. Четина. Кудымкар, 2013. 276 с.
4. Язык, общество и школа / под ред. К.С. Федоровой. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 439 с.
УДК 930.85
Бадерина Александра Александровна
студентка IV курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: baderina14@mail. ru
МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК РЕСУРС КОНСТРУИРОВАНИЯ ПУТЕВОДИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ Г. ПЕРМИ
Aleksandra A. Ballerina
4-year Student of the Faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail:[email protected]
© Бадерина А.А., 2018
MENTAL CARDS AS THE RESOURCE OF THE DESIGN OF THE GUIDE BY THE EXAMPLE OF THE CITY OF PERM
Аннотация. Данная работа представляет интерес для тех, кто изучает историю города Перми, кто занимается исследованием формирования представления у жителей ориентира в городском пространстве, как они представляют его себе в своем сознании, а также тем, кто изучает карты памяти, историческую память. В данной статье речь идет об исследовании, которое было проведено с помощью метода ментальных карт. Впоследствии был разработан путеводитель для школьников c учетом специфики его разработки. Полученные данные были отображены на путеводителе в виде культурно-исторических объектов, которые важны для жителей.
Ключевые слова: ментальные карты, путеводитель, идентичность, культурный маршрут, культурные особенности.
Abstract. This work is of interest for those who study the history of the city of Perm, who are engaged in research of the formation of representation among the inhabitants of the landmark in the urban space, how they present it to themselves in their minds, as well as those who study memory cards and historical memory. In this article we are talking about a study that was conducted using the method of mental maps. Subsequently, a guidebook for schoolchildren was developed, its specificity for the development of a guidebook. The received data were displayed on the guidebook in the form of cultural and historical objects, which are important for residents. All this is presented in the form of a cultural route around the city.
Key words: mental maps, guide, identity, cultural route, cultural features.
Одна из самых устойчивых аксиом городских исследований — априорное существование символического пространства городов, чьи образы и репрезентации бытуют в ментальных представлениях индивидов. Данной проблематике посвящены работы западных (П. Бурдье, А Лефевр, Р. Парк, Д Харви) и отечественных авторов (Е.Г. Трубина, А. Мусиедзов, В. Вахштайн). Само символическое пространство, в которое мы включаем название улиц, районов, расположение памятников, зданий, формальную и неформальную топонимику, несет в себе определенное символическое значение, которое может быть рассмотрено как текст, каждый знак которого несет определенную смысловую нагрузку. Таким образом, внутри символического пространства города существует огромное количество маркеров, наделенных определенным смыслом, а также эмоциональным проживанием [8, с. 520].
Важно заметить, что символическое пространство, формирующее образ
города, может носить призыв к памяти о прошлом индивидуальном или
коллективном, например, название улицы становится отсылкой к оправленному
историческому событию или личности, что является важным ресурсом
укрепления локальной идентичности. Вообще формирование территориальной
343
идентичности является важной задачей символической политики, отраженной в нормативных документах от федерального до муниципального уровня.
Основным объектом процесса формирования идентичности являются молодые люди до 20 лет (согласно теории социализации Э. Эриксона), которые находятся в процессе активного освоения социальных ролей и непрерывного образования в различных социальных институтах [6, с. 11-18].
Из сказанного выше следует, что символическое пространство города может быть использовано как ресурс укрепления представлений об истории общенациональной и локальной в образовательном процессе. Для развития данного ресурса можно использовать методологический подход ментальногокартирования, для определения наиболее важных точек в городском пространстве. Гипотетически данные точки могут стать ориентирами для конструирования путеводителя, основной целью которого является — акцентирование внимания обучающихся в системе среднего общего образования на истории и культуре страны, региона и города [1, с. 7].
Метод ментального картирования пространства предложил и использовал в своих работах Кевин Линч [3, с. 328], впервые обратившийся к вопросу о том, как люди представляют городское пространство в своем сознании, а социальный психолог Стенли Милграм, в свою очередь, наблюдал, с помощью психологического подхода каким образом эмоциональная составляющая влияет на составление ментальных карт. [4, с. 336]
Предложенные подходы легли в основу исследования, проведенного среди учеников одной из школ г. Перми. Целью исследования являлось определение наиболее важных мест, запечатленных в сознании старшеклассников, а также основных символов и элементов городского ландшафта. Из полученных карт можно сделать вывод, что старшеклассники в целом неплохо осведомлены о многих памятниках и архитектурных постройках, но, к сожалению, чаще мы можем наблюдать изображения объектов «массового потребления» [5, с. 372].
Наиболее часто используемы образы на картах — это самолет, школа № 25, скульптура «Пермяк — соленые уши», фонтаны, деревянная скульптура
344
буквы «П» на Перми-2, Центральная библиотека имени М. Горького, Камский мост, гостиница «Урал», автовокзал, Колхозная площадь в виде памятника «Рабочий и колхозница», ТРК «Столица», ТЦ «Семь пятниц».
Черты поведения, характера, особенности пространственного поведения или взаимоотношений между людьми необязательно должны быть артикулированы и закреплены в массовом сознании в виде готовых формул, чтобы выступать в качестве маркеров групповой идентичности [7, с. 288].
Это необходимо, в первую очередь для того, чтобы выявить эти неотрефлексированые черты, необходимо выделить наиболее значимые места в Перми — это торговый комплекс «Колизей», также стоит отметить Пермскую художественную галерею, торговый центр «Айсберг», Пермский академический театр (рис. 1).
Полученные маркеры символического ландшафта становятся основными путевыми точками путеводителя, который представляет собой общее понимание и представление города, а именно то, какие места чаще всего возникают в сознании, какие ассоциации вызывает город у жителей. Мы используем данные точки, как отправные для знакомства с культурно-историческим контекстом города. Используя метод наложения ментальных карт, мы получаем единое коллективное представление городского пространства (рис. 2).
Этот путеводитель необычный, потому что он будет удобен и понятен каждому, потому что здесь собраны места, ориентиры, которые помогут вновь познакомиться с городом, узнать по-новому его особенности, его историю. Более того, использование данного путеводителя, несомненно, повлияет на образовательные результаты в процессе обучения, например, на таких курсах, как история и МХК.
Список литературы
1. Бурдье П. Социология социального пространства: пер. с фр. / под ред. В. Вахштайн // Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории. Социология вещей. М.: Территория будущего, 2006. С. 7.
2. Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. С.5-29.
3. Линч. К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
4. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 336 с.
5. Мусиедзов А. Социологическая концепция городской идентичности. М., 2013. 372 с.
6. Парк Р. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социологическое обозрение. 2006. Т. 5, № 1. С. 11-18.
7. Руцинская И.И. Путеводитель как феномен массовой культуры. Образы российских регионов в провинциальных путеводителях второй половины XIX — начала XX в. М.: Ленард, 2013. 288 с.
8. Трубина Е. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 520 с.
ПЕРМЬ
Рис. 1. Ментальная карта города Перми
Рис. 2. Путеводитель города Перми 346